Инженерное образование: как оно меняется / Skillbox Media
Все знают, что стране нужны инженеры, способные отвечать на современные технологические вызовы. Но как их учить?
Содержание:
Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала
Узнать большеВ данной статье вы получите информацию о:
- какие семь групп инженерных специальностей выделяют эксперты и какие компетенции сейчас важнее всего;
- нормально ли, если будущего инженера учат модным софт-скиллам, а потом он слышит: «Ты — бурильщик»;
- что представляет собой модель адаптации программы обучения инженеров под новые потребности экономики;
- какой навык надо сначала сформировать у вузовских преподавателей, чтобы они могли растить инновационные кадры.
В начале июня завершился прием заявок на участие в федеральном проекте «Передовые инженерные школы». Проект организован Министерством образования и науки, образовательным центром «Сириус» и высокотехнологичными компаниями. В рамках инициативы планируется создание 30 инженерных школ на базе отобранных университетов. Основная цель проекта заключается в подготовке к 2030 году 40 тысяч специалистов, востребованных в высокопроизводительных секторах экономики, таких как машиностроение, ядерная энергетика, электро- и теплоэнергетика, а также авиационная и ракетно-космическая отрасли. Участие в проекте позволит улучшить качество образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Проект выделяется своей уникальной особенностью — активным сотрудничеством вузов с крупными предприятиями. По данным официального сайта, «преподавателями станут действующие инженеры, которые регулярно повышают свою квалификацию в высокотехнологичных компаниях». Основная цель программы заключается в оказании помощи выпускникам в трудоустройстве. Это взаимодействие обеспечивает студентам актуальные знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в современных условиях рынка труда.
На IV образовательной конференции «Мы в будущем», организованной «Газпром нефтью», обсуждались актуальные вопросы подготовки инженеров нового поколения. Эксперты выделили ключевые отличия в подходах к обучению, которые необходимы для формирования квалифицированных специалистов, способных справляться с современными вызовами. Обсуждались методы обучения как для молодых специалистов, так и для опытных руководителей в инженерной сфере. Участники также затронули вопросы взаимодействия между высшими учебными заведениями и бизнесом. Дискуссия под названием «Инженерные школы будущего. Интеграция науки, бизнеса, образования для адаптации к вызовам настоящего и будущего» доступна на сайте конференции. Мы представляем основные тезисы экспертов, которые помогут понять, как изменить образовательные практики для эффективной подготовки инженеров будущего.
Какие инженеры нужны современной экономике
Россия всегда испытывала потребность в современных инженерных кадрах, но в последние годы эта потребность стала особенно актуальной. Уход зарубежных поставщиков технологий значительно усилил необходимость в локальных разработках, особенно в промышленном секторе. В условиях изменившейся экономической ситуации страны необходимо активно развивать внутренние инженерные ресурсы для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития экономики. Инженеры играют ключевую роль в создании инновационных технологий и модернизации производственных процессов, что делает их востребованными на рынке труда.
Модератор Илья Алябушев, федеральный эксперт в области внедрения системного подхода в работу команд руководителей и сотрудников, инициировал обсуждение, задав вопрос о том, какие инженеры необходимы для современной экономики. В условиях быстрого технологического прогресса и изменений в различных отраслях, важно определить ключевые компетенции и навыки, которые должны иметь инженеры, чтобы соответствовать требованиям рынка. Это позволит не только улучшить качество труда, но и повысить эффективность работы команд.
Директор Евразийской политехнической школы Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Денис Гулин сообщил о выделении семи групп инженерных специальностей в учебном заведении. Это разнообразие направлений позволяет студентам получить качественное образование и развить востребованные навыки в различных областях инженерии. Каждая группа специальностей ориентирована на современные требования рынка труда, что обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников. УГНТУ стремится подготовить специалистов, способных решать сложные задачи в энергетике, машиностроении, информационных технологиях и других ключевых отраслях.
- инженер-исследователь;
- инженер-конструктор;
- инженер-проектировщик;
- инженер-технолог;
- инженер по эксплуатации;
- цифровой инженер;
- инженер по трансферу.
Денис считает, что на основе этих категорий возможно разрабатывать образовательные треки и программы, а также формировать компетенционные блоки для студентов. Это позволит создать более структурированное и эффективное обучение, соответствующее современным требованиям рынка труда.
Читать также:
Переучиться на другую профессию бесплатно возможно, если следовать нескольким рекомендациям. Прежде всего, стоит изучить доступные онлайн-курсы и образовательные платформы, которые предлагают бесплатные программы обучения. Многие университеты и колледжи также предлагают открытые курсы, которые можно пройти без оплаты.
Кроме того, стоит обратить внимание на государственные программы и инициативы по переподготовке кадров. В некоторых странах существуют субсидируемые курсы, которые помогут вам освоить новую профессию без финансовых затрат.
Также полезно использовать ресурсы библиотек и профессиональных сообществ, которые могут предложить бесплатные семинары и мастер-классы. Не забывайте о возможностях стажировок и волонтерства, которые могут предоставить практический опыт в новой сфере.
Важно активно искать информацию и быть открытым к новым возможностям, чтобы успешно перейти на другую профессию без дополнительных затрат.
Михаил Никулин, генеральный директор компании «Газпромнефть — Промышленные инновации», подчеркнул, что для успешного развития промышленных технологий важен четкий набор ролей. Этот процесс начинается с генерации идеи и прототипирования, а затем продолжается до стадии производства и внедрения готовых решений. Такой подход обеспечивает эффективное создание и реализацию инновационных технологий в промышленности.
Какие компетенции должны быть у инженеров
Существуют трудности с трудоустройством выпускников вузов, даже при наличии диплома по востребованной специальности. Важным фактором является качество подготовки студентов. Какие навыки и знания необходимы инженеру нового поколения для успешной карьеры?
Во-первых, современные инженеры должны обладать глубокими техническими знаниями в своей области. Это включает в себя понимание последних технологий и тенденций, таких как автоматизация, искусственный интеллект и устойчивое развитие.
Во-вторых, умение работать в команде и эффективно коммуницировать с коллегами и клиентами становится все более важным. Проекты становятся более сложными, и успешная работа зависит от взаимодействия различных специалистов.
В-третьих, критическое мышление и способность решать проблемы играют ключевую роль. Инженеры должны уметь анализировать ситуации и находить оптимальные решения в условиях неопределенности.
Наконец, непрерывное обучение и готовность адаптироваться к изменениям в индустрии также критически важны. Инженеры нового поколения должны быть готовы обновлять свои знания и навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда.
Таким образом, для успешного трудоустройства выпускникам важно не только получить диплом, но и развивать ключевые компетенции, соответствующие требованиям современного рынка труда.
Марс Хасанов, директор по науке компании «Газпром нефть», подчеркнул значимость системного инженерного мышления. Это подход позволяет эффективно решать комплексные задачи в области нефтегазовой отрасли, интегрируя различные аспекты науки и технологий. Системное мышление способствует лучшему пониманию взаимосвязей между элементами системы, что в свою очередь ведет к более обоснованным и устойчивым решениям. В условиях растущей конкуренции и постоянных изменений на рынке, применение таких методов становится особенно актуальным для достижения стратегических целей компании.
Инженер должен обладать специальными навыками, однако в инжиниринге существуют общие концепции, технологии и подходы, которые объединяются понятием системного инжиниринга. Знание системного инжиниринга является обязательным для всех инженеров. К сожалению, в России данный предмет не преподаётся в образовательных учреждениях, и многие специалисты осваивают его только на практике, сталкиваясь с трудностями. Системный инжиниринг уже применялся в таких сложных проектах, как создание атомной бомбы и развитие атомной промышленности, но его использование в других областях, например, в дорожном строительстве, остаётся ограниченным. Расширение применения системного инжиниринга в различных сферах приведёт к повышению эффективности и улучшению качества работы в инженерии.
Эксперт выделил ключевые знания, необходимые инженерам, включая математику, механику, физику и химию, а также область искусственного интеллекта, исследование операций и методы оптимизации. Хасанов также отметил значимость гибких навыков, таких как эмоциональный интеллект, лидерство и пассионарность, что подразумевает активное стремление к деятельности и способность вдохновлять других. Этот тренд характерен для подготовки специалистов в технических и IT-сферах: современным работодателям недостаточно сильных хард-скиллов; внимание уделяется и развитию мягких навыков.
Начальник Управления развития образования УГНТУ Регина Карачурина сообщила о создании консорциума «Сетевой энергетический университет» в рамках программы «Приоритет-2030». Консорциум уже разработал модель инженерных компетенций и сейчас занимается разработкой методов их оценки. Регина Карачурина подчеркнула, что новые оценочные инструменты должны учитывать не только профессиональные компетенции, но и гибкие и цифровые навыки. Это включает в себя креативность, умение работать в команде и знание современных технологий. Разработка таких методов оценивания является важным шагом к подготовке высококвалифицированных специалистов в области энергетики и смежных дисциплин.
Илья Алябушев поднял важный вопрос о том, как может проявить себя инженер, который имеет навыки лидерства и креативности, если на начальном этапе карьеры ему ставят узкие задачи, такие как: «Ты — бурильщик. Твоя задача — бурить». Ограничение в роли может подавить потенциал специалиста и не дать возможности раскрыть свои способности. Важно создать условия, которые позволят молодым инженерам развивать свои навыки и вносить инновации в процессы, а не зацикливаться на рутинных задачах. Это поможет не только им, но и всей отрасли в целом, способствуя росту и развитию.
Регина Карачурина отметила, что во время обучения и стажировки молодые специалисты имеют возможность работать над интересующими их проектами под руководством опытных экспертов или работодателя. В этом процессе особенно важны не только профессиональные компетенции, но и развитые софт-скиллы. Если стажер проявит себя успешно, у него есть шанс внедрить свои проекты в реальное производство, что значительно повысит его ценность на рынке труда.
Чтение – важная составляющая нашей жизни, которая помогает расширить кругозор и улучшить навыки. Оно способствует развитию критического мышления и позволяет углубиться в различные темы. Книги, статьи и исследования могут обогатить ваш опыт и дать новые идеи. Регулярное чтение способствует повышению концентрации и улучшению памяти, а также помогает справляться со стрессом. Не забывайте уделять время чтению, чтобы обогатить свои знания и повысить уровень жизни.
Цифровой интеллект представляет собой совокупность навыков и знаний, необходимых для эффективного использования цифровых технологий в различных сферах жизни, включая образование. В условиях стремительного развития технологий и их внедрения в образовательные процессы, цифровой интеллект становится важным компонентом обучения.
Современное образование требует от учащихся умения не только работать с информацией, но и критически ее анализировать, создавать контент и взаимодействовать с различными цифровыми платформами. Цифровой интеллект включает в себя навыки работы с информацией, понимание основ кибербезопасности, а также умение эффективно общаться и сотрудничать в онлайн-среде.
Развитие цифрового интеллекта в образовательной среде способствует формированию у студентов необходимых компетенций для успешной профессиональной деятельности в будущем. В условиях глобальной цифровизации, способность адаптироваться к новым технологиям и использовать их в учебном процессе становится ключевым фактором для достижения успеха. Поэтому внедрение программ по развитию цифрового интеллекта в учебные заведения является важной задачей для повышения качества образования в современном мире.
Наталья Шумкова, заместитель декана Высшей школы бизнеса и директор центра корпоративного обучения НИУ ВШЭ, подчеркивает важность универсальных компетенций для современных специалистов. В условиях быстро меняющегося рынка труда недостаточно иметь лишь технические навыки, такие как программирование на Python. Специалист должен понимать, как его код интегрируется в общий цифровой продукт и какую ценность он приносит конкретной организации. Неспособность объяснить свои решения на управленческом или доступном для широкой аудитории языке, а также неумение анализировать финансовые последствия своей работы могут стать серьезными препятствиями для карьерного роста. Компетенции на стыке различных функций становятся ключевыми для успешной профессиональной деятельности в любой сфере.
Мы основываемся на концепции софт-, хард-, диджитал- и управленческих компетенций. Важно понимать, что в зависимости от уровня руководителя или специалиста требуется индивидуальный набор и объем этих компетенций. Это позволяет оптимально развивать навыки, соответствующие требованиям конкретной должности и обеспечивать эффективное выполнение профессиональных задач.
Она согласилась с мнением Марса Хасанова о важности системного мышления и подчеркнула, что для современных инженеров критически важно развивать клиентоцентричный подход и фокусироваться на долгосрочных результатах.
В нашем блоге вы найдете множество интересных и полезных материалов. Мы регулярно обновляем контент, чтобы предоставить актуальную информацию по различным темам. Подписывайтесь на наши обновления, чтобы первыми узнавать о новых статьях и рекомендациях. Ваше внимание к нашим материалам поможет вам оставаться в курсе последних тенденций и событий.
Читайте также:
Развитие кросс-дисциплинарности у студентов является важной задачей для образовательных учреждений. Это качество позволяет сочетать знания из разных областей, способствуя более глубокому пониманию сложных проблем и улучшая навыки критического мышления. Для достижения этой цели необходимо внедрять в учебный процесс проекты, которые требуют интеграции различных дисциплин. Например, можно организовывать междисциплинарные семинары и мастер-классы, где студенты смогут работать в командах, объединяя свои знания и навыки.
Важно также поощрять студентов к участию в исследовательских проектах, которые выходят за рамки традиционных дисциплинарных границ. Такие инициативы способствуют развитию гибкости мышления и творческого подхода к решению задач. Применение проблемно-ориентированного обучения, где студенты решают реальные проблемы, может значительно повысить их интерес и вовлеченность.
Кроме того, преподаватели должны активно вовлекать студентов в исследования и практические задания, которые требуют применения знаний из разных областей. Это может включать совместные курсы с другими факультетами, что позволит студентам увидеть, как различные дисциплины взаимодействуют между собой.
Таким образом, развитие кросс-дисциплинарности в студентах способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру и решать комплексные задачи.
Как вузы перестраивают подготовку инженеров
Студенты, обучающиеся на инженера, ожидают от программы получения актуальных знаний и навыков, необходимых для успешной карьеры. Они стремятся к практическому опыту, который поможет им адаптироваться к требованиям современного рынка труда. Важно, чтобы учебные заведения учитывали запросы студентов и бизнеса, предоставляя современные учебные программы, доступ к новейшим технологиям и возможности для стажировок.
Вузы должны активно взаимодействовать с представителями отрасли, чтобы обновлять учебные курсы в соответствии с последними тенденциями и новыми технологиями. Это позволит студентам не только получить теоретические знания, но и развить практические навыки, которые востребованы работодателями. Студенты также ценят гибкость в обучении и возможность выбора дополнительных курсов, соответствующих их интересам и карьерным целям.
Таким образом, важно, чтобы высшие учебные заведения адаптировались к потребностям студентов и бизнеса, создавая условия для подготовки квалифицированных специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда.
Денис Гулин отметил, что для студентов всех специальностей актуальна ясная образовательная траектория. Студенты стремятся понимать, какие карьерные перспективы открываются перед ними после завершения обучения, на какие вакансии они могут рассчитывать и какова возможная заработная плата в их области. Понимание этих аспектов поможет им более осознанно подходить к выбору специальности и планированию своей карьеры.
В ходе обучения студенты выражают желание индивидуализировать свои образовательные маршруты и использовать передовые технологии, в том числе педагогические, в вузах. Они стремятся к практическому подходу, который позволяет решать реальные производственные задачи. Таким образом, важным аспектом современного образования становится интеграция инновационных методов обучения, которые помогут студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике.
Для достижения лучших результатов в поисковой оптимизации важно создавать качественный контент. Обратите внимание на ключевые слова и фразы, которые могут привлечь целевую аудиторию. Стремитесь к естественному включению этих слов в текст, чтобы улучшить видимость вашего сайта в поисковых системах. Используйте заголовки и подзаголовки для структурирования материала, что поможет пользователям легче воспринимать информацию. Не забывайте обновлять контент регулярно, чтобы поддерживать актуальность и интерес к вашему ресурсу. Создание уникального и ценного контента способствует повышению доверия со стороны пользователей и поисковых систем.
Пирамида Дейла утверждает, что обучение на практике эффективнее теоретического обучения. Согласно этой концепции, люди запоминают и усваивают информацию лучше, когда они активно участвуют в процессе, а не просто получают знания пассивно. Исследования показывают, что практическое применение знаний способствует более глубокому пониманию и долговременному запоминанию. Важно отметить, что сочетание теории и практики может дать наилучшие результаты в образовательном процессе. Таким образом, эффективное обучение включает в себя разнообразные методы, позволяющие студентам применять теорию на практике, что в конечном итоге ведет к более высоким успехам в обучении.
Спикер отмечает, что подобные требования актуальны не только для выпускников бакалавриата, поступающих в магистратуру, но и для специалистов, стремящихся получить дополнительное профессиональное образование. Работодатели также имеют схожие ожидания: им требуется быстро найти специалиста, который легко интегрируется в их рабочую систему и понимает, как функционируют другие элементы команды. Это подчеркивает важность практической подготовки и навыков командной работы для успешной карьеры.
Денис Гулин представил разработанную в УГНТУ модель адаптации образовательной программы для инженеров в соответствии с актуальными требованиями экономики. Модель представлена в виде куба, у которого выделяются три ключевые оси.
- предметная область — например, нефтегазовое дело, химические технологии, машиностроение;
- сквозные технологии, такие как 3D-моделирование, большие данные, прототипирование;
- дополнительные навыки, в которые входят управление проектами, лидерство и целеполагание, технологическое предпринимательство и так далее.
По мнению Гулина, на основе данной модели УГНТУ разрабатывает новые образовательные программы. Выпускников можно условно классифицировать на три категории:
- инженер-технолог (владеет конкретной сквозной технологией и может применять её в разных областях);
- технологический арбитр (владеет конкретной технологией в конкретной области, имеет глубокие соответствующие знания);
- системный инженер (охватывает всю профессиональную область и все технологии, которые в ней применяются).
Спикер отметил, что данная модель предоставляет возможность формирования разнообразного набора компетенций, а также позволяет адаптировать его в соответствии с потребностями каждого студента.
Переделанный текст:
Изучите дополнительные материалы:
Soft skills и hard skills: что важнее для трудоустройства?
При поиске работы важно понимать разницу между soft skills и hard skills. Hard skills представляют собой технические навыки, которые можно измерить и оценить. Это знания, умения и компетенции, например, программирование, работа с определенными инструментами или знание языков. Эти навыки часто подтверждаются дипломами, сертификатами или опытом работы.
Soft skills, напротив, относятся к личным качествам и социальным навыкам, которые помогают взаимодействовать с другими людьми. К ним относятся коммуникабельность, умение работать в команде, критическое мышление и эмоциональный интеллект. Эти навыки сложно измерить, но они имеют решающее значение для успешной работы в коллективе и эффективного выполнения задач.
Вопрос о том, что важнее для трудоустройства, не имеет однозначного ответа. Компании ищут специалистов, которые обладают как hard skills, так и soft skills. Технические навыки позволяют выполнять конкретные задачи, а мягкие навыки помогают эффективно взаимодействовать с коллегами и клиентами.
В условиях быстро меняющегося рынка труда работодатели все чаще ценят soft skills, поскольку они способствуют адаптивности и устойчивости сотрудников. При этом наличие hard skills остается необходимым условием для выполнения профессиональных обязанностей.
Таким образом, для успешного трудоустройства важно развивать как soft skills, так и hard skills. Это обеспечит конкурентное преимущество на рынке труда и позволит добиться карьерного роста.
Регина Карачурина подчеркнула важность нахождения общих интересов между вузами и бизнесом при разработке образовательных программ. Основная проблема заключается в том, что компании сосредоточены на своих текущих потребностях, в то время как университеты готовят специалистов для будущего. Чтобы обеспечить соответствие знаний и навыков выпускников требованиям работодателей через пять или шесть лет, необходимо стратегически планировать содержание образовательных программ. Это требует дальновидного подхода, который подразумевает активное участие экспертного сообщества. В него входят представители как индустриальных партнёров, так и научных кругов университета, которые совместно формируют актуальную исследовательскую повестку. Такой подход поможет создать востребованные кадры, способные успешно интегрироваться в изменяющийся рынок труда.
УГНТУ активно развивает корпоративные кафедры, где представители бизнеса и ученые из научных школ совместно создают модели компетенций и проводят экспертизу образовательных программ. По словам Регины Карачуриной, это позволяет лучше адаптировать учебные планы к требованиям рынка труда и повышать качество подготовки специалистов. Внедрение таких кафедр способствует более глубокому взаимодействию между образованием и промышленностью, что в свою очередь усиливает конкурентоспособность выпускников.
Читаем также:
Работодатель в сфере образования не является активным участником рынка, если он не обеспечивает финансовую поддержку. Отсутствие инвестиций со стороны работодателя снижает качество образовательных программ и ограничивает возможности для студентов. Важно, чтобы работодатели вкладывали средства в развитие образовательных инициатив, что способствует созданию квалифицированных кадров и улучшает общую ситуацию на рынке труда. Только с активным участием работодателей в финансировании образовательных проектов можно достичь устойчивого развития и повысить уровень профессиональной подготовки.
Что мешает эффективной подготовке инженеров
Кроме уже упомянутой сложности взаимодействия вузов с бизнесом, существует множество факторов, препятствующих внедрению новых подходов к обучению инженеров. По мнению Марса Хасанова, основная проблема заключается в разрушении государственной системы образования, произошедшем после распада Советского Союза. Это разрушение привело к утрате целостности образовательного процесса, снижению качества подготовки специалистов и недостаточному финансированию образовательных учреждений. В результате, вузы не успевают адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка труда и новейшим технологиям, что затрудняет подготовку квалифицированных инженеров, способных эффективно работать в условиях современного бизнеса.
Проблема заключается в существовании российской модели управления, которая включает в себя и систему образования. Ключевым аспектом этой модели является централизация. В результате государство было фактически исключено из образовательного процесса, а общество не взяло на себя эту ответственность, поскольку в России, к сожалению, существует отсутствие организованности на общественном уровне, и рынок не функционирует должным образом. Вернуться к прежней роли государства в образовании, скорее всего, невозможно. Однако крупные компании, такие как нефтяные корпорации, должны взять на себя инициативу по созданию образовательной системы, охватывающей не только их собственные нужды, но и интересы всей страны.
Вторая проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что при радикальных изменениях теряется ценное, что было в старых системах. Марс Хасанов выразил обеспокоенность тем, что отказ от Болонской системы может привести к повторению прежних ошибок: «Снова могут разрушить то, что уже было достигнуто».
Спикер также подчеркнул, что существует чрезмерный акцент на теоретическую подготовку, а также обозначил проблему отсутствия системного подхода в обучении. Он отметил важность объяснения студентам значимости различных наук, обучения на практических примерах и постановки перед ними комплексных задач. Такой подход поможет студентам лучше понять материал и связать теорию с практическими аспектами их будущей профессиональной деятельности.
Ключевым аспектом является то, чтобы процесс разработки и реализации образовательных программ был нацелен на качество и эффективность, а не был просто формальным мероприятием. Это позволит создать реальные условия для успешного обучения и развития участников программ, гарантируя их актуальность и соответствие современным требованиям.
Читать также:
«Ты же пойдёшь рожать»: барьеры, мешающие девушкам войти в инженерию и IT
В современном мире женская роль в технологиях и инженерии продолжает расширяться, однако многие девушки сталкиваются с предвзятостью и стереотипами, которые препятствуют их карьерному росту в этих сферах. Одна из распространённых фраз, которую слышат молодые женщины, — «Ты же пойдёшь рожать», что подразумевает, что их будущее в профессии может быть ограничено семейными обязательствами. Такие установки создают психологические барьеры, которые отталкивают девушек от выбора карьеры в инженерии и информационных технологиях.
Кроме того, недостаток ролевых моделей и менторов в этих областях также играет значительную роль. Когда девушки не видят успешных женщин в инженерии и IT, им сложнее представить себя в этих профессиях. Это приводит к тому, что многие из них выбирают более традиционные специальности, которые считаются более «женскими».
Также стоит отметить, что образовательные учреждения и компании должны создавать более инклюзивную среду, чтобы привлечь и удержать женщин в технических профессиях. Программы стажировок, поддержка сообществ и активное продвижение женщин в STEM могут помочь изменить ситуацию.
Преодоление барьеров, с которыми сталкиваются девушки в инженерии и IT, — важный шаг к созданию более равноправного и разнообразного мира технологий. Устранение стереотипов и создание благоприятной среды для женщин в этих областях откроет новые возможности и поможет реализовать потенциал будущих поколений.
Кто будет учить будущих инженеров
Для подготовки высококвалифицированных специалистов необходимы высококвалифицированные преподаватели. Важно найти способы сокращения разрыва между университетским обучением и реальными задачами в промышленности. Это можно достичь путем внедрения практических курсов, сотрудничества с компаниями и обновления учебных планов в соответствии с актуальными требованиями рынка труда. Преподаватели должны активно участвовать в профессиональной деятельности, чтобы передавать студентам современные знания и навыки, соответствующие требованиям индустрии. Кроме того, важно развивать систему стажировок и практик, что позволит студентам получить опыт работы в реальных условиях и лучше подготовиться к будущей карьере.
Регина Карачурина вновь акцентировала внимание на необходимости университетам адаптироваться к требованиям рынка труда и своевременно информировать преподавателей о происходящих изменениях. Она отметила, что не все педагоги готовы к таким изменениям, поскольку навыкам управления изменениями уделяется недостаточно внимания. Развитие этих навыков у преподавателей является ключевой задачей системы образования, что поможет повысить качество обучения и подготовленность студентов к современным вызовам.
Наталья Шумкова отметила, что преподавателям важно постоянно развиваться в рамках концепции lifelong learning. Без этого они не смогут эффективно подготовить студентов к rapidly changing reality. Постоянное обучение и адаптация к новым условиям являются ключевыми факторами успеха в образовательном процессе.
Важно учитывать, что преподаватели имеют разнообразные компетенции и занимают различные роли в образовательном процессе. Как отметила Шумкова, Высшая школа бизнеса разработала три карьерных трека для преподавателей, что позволяет им развиваться в выбранной профессиональной области и углублять свои знания. Эти треки обеспечивают возможность гибкой адаптации к изменениям в образовательной среде и способствуют повышению качества обучения.
- академический — для учёных, которые проводят фундаментальные исследования, публикуются в научных журналах;
- практический — для экспертов, имеющих значительный управленческий, профессиональный, предпринимательский опыт;
- методологический — для преподавателей, которые разрабатывают образовательные технологии, решают сложные методологические задачи.
Читать также:
Качество образовательной программы невозможно оценить без учета способностей и методов преподавания. Эффективность программы напрямую зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Таким образом, для полноценной оценки образовательного процесса необходимо анализировать как содержание программы, так и подходы, используемые преподавателем для её внедрения.
«Кнут и пряник, иначе ничего не будет»: как бизнесу включиться в подготовку кадров
Регина Карачурина и Михаил Никулин обсудили важность корпоративных магистерских программ, центров компетенций и корпоративных университетов, созданных на базе вузов. Спикеры отметили, что подобные инициативы способствуют своевременному обновлению образовательных программ, что, в свою очередь, отвечает современным требованиям рынка труда. Такие проекты помогают интегрировать теорию и практику, обеспечивая студентам доступ к актуальным знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры.
Никулин подчеркнул важность предоставления бизнесом реальных кейсов и проектов для вузов, на основе которых студенты смогут обучаться. Работая над такими задачами, будущие инженеры получат практический опыт в области технологий, экономики и производства. Это позволит им систематизировать свои знания и развить необходимые профессиональные навыки, что в свою очередь повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Спикер подчеркнул, что взаимодействие бизнеса с образованием начинается на уровне стратегического планирования. Компании закладывают в свою стратегию интеграцию новых технологий, материалов и продуктов, что служит основой для формирования системы развития кадров. На этом этапе организации выбирают подходящие инструменты для подготовки квалифицированных специалистов, что способствует эффективному развитию бизнеса и повышению конкурентоспособности.
Марс Хасанов подчеркивает, что на словах многие идеи выглядят гораздо проще, чем на практике. Реализация задуманного часто сталкивается с множеством сложностей и нюансов, которые не всегда очевидны на первый взгляд. Эта разница между теорией и практикой требует глубокого анализа и тщательной подготовки, чтобы успешно справиться с возникающими трудностями.
Чтобы разработать эффективную стратегию, генеральный директор или президент компании должен принять решение о её реализации. Однако для этого требуется определённое давление или мотивация. В нашей стране, где государственные компании играют значительную роль, необходимо вводить обязательные меры для выполнения стратегий. В частном секторе следует разработать стимулы, например, через налоговые льготы. Это создаст условия для активной работы компаний над стратегическими планами. Что касается высшего образования, ректор университета должен каждые пять лет направлять своих преподавателей на стажировку в производственные компании, что поможет им получить практический опыт. Важно также предусмотреть финансовые компенсации за такую деятельность. Комбинация обязательных мер и стимулов является необходимой для достижения результатов.
Наталья Шумкова отметила, что образовательные продукты всегда имеют своего заказчика — рынок. В Высшей школе бизнеса для каждой из 20 программ бакалавриата и магистратуры создан академический совет, состоящий из 7–10 топ-менеджеров ведущих российских компаний. Эти эксперты заинтересованы в том, чтобы выпускники программ получали высококачественное образование и соответствовали требованиям современного рынка труда.
Руководители бизнеса активно участвуют в образовательном процессе, приглашая студентов на практику. Многие студенческие проекты переходят в стадию реализации, что позволяет компаниям на раннем этапе выявлять и оценивать талантливых молодых специалистов. В результате они могут предложить им постоянную работу, что способствует формированию высококвалифицированной команды и развитию бизнеса.
Читайте также:
- Кто такой DevOps-инженер: программист, сисадмин или всё сразу
- Как обучить студентов и молодых сотрудников командным навыкам
- Новые компетенции преподавателей: зачем и как вузы внедряют педдизайн
- «Искусственный интеллект в образовании», Уэйн Холмс и другие
- Как государство и бизнес пытаются решить проблему нехватки кадров
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее