Образование #Статьи

7 июля, 2025

Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников? / Skillbox Media

Что педагоги думают о своих возможностях влиять на успехи школьников и как их установки отражаются на достижениях учеников.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Институт образования НИУ ВШЭ опубликовал результаты двух исследований, касающихся влияния установок учителей на их профессиональную деятельность. Научные выводы представлены в журнале «Вопросы образования», что подчеркивает важность понимания психологических аспектов работы педагогов. Установки учителей могут существенно влиять на качество образования и образовательные результаты учащихся, поэтому исследование этой темы является актуальным для повышения эффективности учебного процесса.

Исследование посвящено роли учительской агентности в формировании учебного успеха школьников. Агентность — это комплексное понятие, и в рамках данного исследования особое внимание уделяется одной из его составляющих — уверенности учителей в том, что их действия могут оказывать влияние на результаты учащихся. Это явление называется самоэффективностью. Ключевым вопросом исследования является то, верят ли учителя в свою способность влиять на образовательные достижения детей и какие факторы, по их мнению, оказывают наибольшее воздействие — вклад преподавателя, поддержка родителей или врождённые способности ребёнка.

Почему это важно? Люди отражают свои убеждения в поведении. Если они уверены, что не могут оказать влияние на определенные явления, то вряд ли можно рассчитывать на их активные действия. Это подчеркивает значимость формирования позитивной установки и веры в собственные силы, что, в свою очередь, может способствовать более активному участию в изменениях. Убедив людей в том, что их действия имеют значение, можно значительно повысить их мотивацию и вовлеченность.

Во втором исследовании была проверена гипотеза о том, что информация о способностях учеников может влиять на ожидания учителя и, в конечном итоге, на академические успехи учеников. Если преподаватель выражает свои ожидания по отношению к ученикам, и эти ожидания варьируются в зависимости от конкретного ученика, то он, вероятно, предоставляет им различные возможности для обучения. Это подчеркивает важность осознания педагогом своих предвзятостей и их возможного влияния на образовательный процесс.

За развитие каких навыков отвечает школа

В мае 2018 года авторы первого исследования провели 12 фокус-групп в шести школах Московской области, где участвовали преподаватели начальных классов, а также учителя основной и старшей школы. В исследовании также были использованы данные онлайн-опроса, в котором приняли участие 4405 учителей из 84 регионов России. Опрос проводился в рамках проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность», организованного Институтом образования НИУ ВШЭ и фондом «Вклад в будущее» Сбербанка. Исследование направлено на изучение современных образовательных подходов и потребностей учителей, что имеет важное значение для повышения качества образования в стране.

В фокус-группах был проведен опрос, касающийся установок учителей относительно образовательного процесса. Участников спрашивали об их восприятии ответственности за развитие у школьников различных навыков и умений. Варианты ответов включали: «школа/учителя», «кружки/секции», «семья», «ребёнок». Как и ожидалось, большинство педагогов считают, что их основная задача заключается в передаче знаний, необходимых для усвоения школьной программы. Учителя акцентируют внимание на важности обучения детей умению излагать свои мысли и различать достоверную информацию от недостоверной. Однако многие из них полагают, что развитие некогнитивных навыков, таких как работа в группах, самоорганизация и креативность, должно происходить вне рамок школы.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Учителя начальных классов реже, чем педагогические специалисты средних и старших уровней, ставят перед собой цель развить у учеников критическое мышление и научить их эффективно применять полученные знания в реальной жизни.

Чтение является важной частью нашей жизни, и оно приносит множество преимуществ. Оно не только развивает воображение и мышление, но и улучшает навыки письма и коммуникации. Регулярное чтение помогает расширить словарный запас и углубить знания в разных областях. Кроме того, книги могут служить источником вдохновения и мотивации.

Современные исследования показывают, что чтение помогает снизить уровень стресса и способствует расслаблению. Это отличный способ отвлечься от повседневных забот и погрузиться в другой мир. Чтение также развивает критическое мышление и способность анализировать информацию.

Если вы хотите улучшить свои навыки чтения, старайтесь выделять время для этого занятия каждый день. Выберите жанры, которые вам интересны, и экспериментируйте с новыми авторами. Не забывайте о пользе чтения как в печатном, так и в электронном виде. Каждое прочитанное произведение может обогатить ваш внутренний мир и укрепить ваши знания.

Исследование показало, что преподаватели имеют тенденцию завышать оценки для своих любимчиков. Это явление может негативно повлиять на образовательный процесс, так как создает неравные условия для всех учеников. Завышенные отметки могут снизить мотивацию тех, кто не получает подобного внимания, а также исказить реальную картину успеваемости. Таким образом, важно рассматривать влияние предпочтений учителей на систему оценивания и стремиться к более объективным методам оценки знаний учеников.

А что насчёт роли родителей и способностей самих детей?

Исследования показывают, что в фокус-группах большинство респондентов выделяют семью как ключевой источник мотивации ребёнка к учёбе. Родители играют важную роль, служа примером и вдохновляя детей на приобретение знаний. Кроме того, эмоциональная и психологическая поддержка, которую предоставляет семья, существенно влияет на успехи детей в учебе.

Некоторые учителя отмечают, что родители часто перекладывают полную ответственность за образовательный процесс своих детей на школу. Это вызывает недовольство среди преподавателей, поскольку без активного участия и заинтересованности как родителей, так и учеников, ответственность за учебные результаты полностью ложится на плечи педагогов. Важно, чтобы родители осознавали свою роль в образовании и активно поддерживали своих детей, что в свою очередь положительно скажется на качестве обучения и успехах в учебе.

Мотивация учеников является ключевым фактором для успешного образования, по мнению многих учителей. Опрос, проведенный в фокус-группах, показал, что педагоги связывают учебные достижения своих учеников с такими важными качествами, как воспитанность и культурный уровень. Также обсуждалась значимость врождённых способностей, таких как природная грамотность и математические навыки. В противовес положительным характеристикам, учителя отмечали такие негативные аспекты, как лень, безответственность, пассивность и отсутствие интереса к учебе. Эти факторы серьезно мешают процессу обучения и могут негативно сказаться на успехах учеников.

Читайте также:

Родителей классифицируют по уровням вовлеченности в школьное образование своих детей. Эта классификация помогает лучше понять, как различные подходы родителей могут влиять на учебный процесс и результаты учеников. Активное участие родителей в образовательной деятельности способствует созданию благоприятной атмосферы для обучения, а также укрепляет связь между домом и школой. Понимание типов вовлеченности позволяет образовательным учреждениям разрабатывать более эффективные программы поддержки для семей, что в свою очередь может повысить успеваемость и мотивацию учащихся.

Согласно результатам опроса, учителя считают, что основную роль в успехах учащихся играют сами дети и активное участие их родителей в образовательном процессе.

От 50 до 75% участников фокус-групп уверены, что факторы, связанные со школой, такие как работа учителя, атмосфера в учебном заведении и качество учебных материалов, не способны гарантировать академический успех студентов. Педагоги считают, что их роль заключается в том, чтобы помочь раскрыть потенциал, заложенный в ребёнке, однако в конечном итоге успех учащихся находится вне их контроля.

Среди ключевых факторов, влияющих на образовательные достижения детей, респонденты выделили усилия самого ребёнка (67%), интерес к изучаемому материалу (53%) и поддержку со стороны родителей (46%). Участники опроса отметили, что вклад учителей не оказался в числе трёх самых значимых факторов. Это подчеркивает важность внутренней мотивации и активного участия детей в процессе обучения, а также роль семейной поддержки в достижении учебных успехов.

Переделанный текст:

Изучайте актуальные темы и расширяйте свои знания. Мы предлагаем разнообразную информацию, которая поможет вам углубить понимание интересующих вас вопросов. Оставайтесь с нами и следите за новыми публикациями, чтобы быть в курсе последних событий и трендов. Наш контент ориентирован на развитие и обучение, что делает его полезным для широкой аудитории. Не упустите возможность повысить свою осведомленность и развить навыки, читая наши материалы.

Личные качества и софт-скиллы школьников играют ключевую роль в их учебном процессе. Эти характеристики не только определяют уровень успеваемости, но и способствуют общему развитию личности. Эффективная коммуникативность позволяет ученикам активно участвовать в обсуждениях и групповых проектах, что повышает качество их обучения.

Самоорганизация и управление временем помогают школьникам успешно справляться с учебными нагрузками и дедлайнами. Способность к критическому мышлению способствует анализу информации и решению сложных задач. Эмоциональный интеллект, включающий в себя умение понимать и регулировать свои эмоции, а также эмпатию, позволяет школьникам взаимодействовать с одноклассниками и учителями более эффективно.

Кроме того, настойчивость и мотивация являются важными факторами, способствующими достижению учебных целей. Школьники, обладающие этими качествами, чаще достигают высоких результатов и успешно преодолевают трудности. Важно развивать эти софт-скиллы в процессе образования, так как они не только способствуют успеху в школе, но и закладывают основы для дальнейшей профессиональной жизни.

Исследования показывают, что педагоги не обладают высокой агентностью, что связано с установленными убеждениями. Тем не менее, многие учителя уверены, что, хотя они не могут изменить «врождённые способности» своих учеников, они способны влиять на их мотивацию. Около половины респондентов считают, что могут стать мощным стимулом для учебы, что подчеркивает важность роли педагога в образовательном процессе.

Учитель играет ключевую роль в формировании интереса к предмету у ученика. Если педагог способен вдохновить и заинтересовать, у ученика возникает желание углубиться в изучение темы. Однако, если учитель вызывает отвращение, даже самый одаренный ученик может потерять мотивацию и не проявлять успехов в данной области. Таким образом, подход и методика преподавания имеют решающее значение для развития учащихся и их успехов в учебе.

Авторы исследования отмечают, что низкий уровень агентности учителей является одной из основных причин, мешающих успешной реализации реформы содержания образования. Исследования подтверждают, что именно школьные факторы играют ключевую роль в преодолении трудностей и достижении учебного успеха учащимися. Однако ограниченные представления учителей о способности школы влиять на результаты учеников сдерживают их и заставляют придерживаться устоявшихся практик, что негативно сказывается на образовательном процессе.

Как работают и не работают ожидания учителей от разных учеников

Второе исследование, проведенное специалистами НИУ ВШЭ в период с 2018 по 2022 годы, охватило 4460 первоклассников из 188 школ одного из регионов России. Этот анализ позволил глубже понять образовательные тенденции и адаптацию детей к школьной среде.

Участников исследования разделили на контрольную и экспериментальную группы. Учителя контрольной группы получали информацию только о базовых навыках своих учеников, тогда как учителя экспериментальной группы имели доступ к данным о когнитивных навыках (включая чтение и математику) и некогнитивных навыках (таких как личностные и социально-эмоциональные). Однако гипотеза о влиянии ожиданий на результаты учащихся не подтвердилась: наличие у педагогов дополнительных сведений не оказало значительного влияния на результаты детей в итоговом тестировании по математике.

В контрольной и экспериментальной группах учителя стремились создать комфортную психологическую атмосферу и мотивировать всех учеников к обучению, независимо от их начальных навыков. В ходе интервью педагоги отметили, что не выражали своих ожиданий и старались предоставлять каждому ученику равное внимание и объективную обратную связь. Это подход помог избежать эффекта самоисполняющегося пророчества, поскольку отношение учителей не зависело от их знаний о студентах, что, в свою очередь, не оказало влияния на академические результаты учащихся.

Читать также:

  • Любопытство vs лидерство: что мотивирует детей учиться и как сохранить интерес к учёбе
  • Успехи в учёбе зависят даже от тех родительских генов, которые ребёнок не унаследовал
  • Как люди учатся и учат? 20 ответов из исследований 2021 года
  • 30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее