Образование #Статьи

7 июля, 2025

«Царь отрёкся, уроков не будет»: воспоминания бывшей гимназистки про 1917 год / Skillbox Media

Был в истории такой период, когда не учителя и директора школ устанавливали в ней порядки, а ученики. Но нельзя сказать, что это было так уж здорово.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

1917 год стал переломным моментом в истории России. Жизнь шла своим чередом, и мы, подрастая, перешли в следующий класс. Учёба давалась нам легко, а в голове было много забавных мыслей. Мы развлекались, подсыпая чихательный порошок нашему товарищу. В феврале в класс вошла растерянная учительница словесности и произнесла: «Царь отрёкся, уроков не будет», после чего покинула кабинет. Мы остались в недоумении, а затем разошлись по домам. Дома царила такая же растерянность, хотя все поздравляли друг друга с неожиданной новостью. Будущее оставалось неопределённым, и никто не знал, что принесёт этот исторический момент.

Учащиеся средних школ объединились для защиты своих прав. Я помню митинг, который прошел в театре, заполненном до отказа. Мероприятие возглавлял студент Расторгуев, возможно, эсер. Мы понимали, что необходимо что-то предпринять. В результате было принято решение о проведении забастовки с требованиями предоставить самоуправление, возможность покидать класс без разрешения, отменить обязательное изучение латыни и другие требования. Однако мы решили не бастовать, так как наша гимназия считалась «революционной». В других школах проходили митинги, на которых учащиеся выбирали своих представителей в педагогические советы. Лёня Гинцбург и Лёва Козлов стали активными участниками этих процессов и заседали в педагогических советах и других школьных организациях, названия которых я не помню. В нашей гимназии все оставалось спокойно, и мы не принимали участия в заседаниях педагогических советов.

В. А. Флоренская в своей книге «Моя жизнь» делится глубокими размышлениями о личном и профессиональном пути. Она описывает ключевые моменты своей биографии, подчеркивая значимость опыта и знаний, которые она получила в процессе. Автор акцентирует внимание на важности саморазвития и поиска своего места в жизни. Книга представляет собой не только автобиографический труд, но и источник вдохновения для тех, кто стремится к самосовершенствованию и пониманию своих жизненных целей. Издание вышло в 2022 году в московском издательстве «Новое литературное обозрение» и стало значимым вкладом в современную литературу.

Контекст

Вера Александровна Флоренская (1900–1996) является автором этих мемуаров. Она родилась в семье священника и агронома, а её детство прошло в Красноярске. Вера училась в частной гимназии, известной своим «либеральным» подходом к образованию. В числе преподавателей были многие бывшие политические ссыльные, что способствовало свободной атмосфере обучения. Эту уникальность своей школы Флоренская отмечает как революционную. Лёня Гинцбург, её друг детства, впоследствии стал её мужем и профессором права, что также оказало влияние на её жизнь и взгляды. Мемуары Флоренской представляют собой важный исторический документ, отражающий дух времени и социальные изменения в России.

Демонстрация в Красноярске, 1917 г. Фото: Public Domain

После революции 1917 года в учебных заведениях России началась активная волна самоуправления среди учащихся. В работах Флоренской описывается умеренный подход к этому процессу, в то время как в некоторых учебных заведениях полностью игнорировались прежние дисциплинарные нормы. Причиной такого явления стало не только влияние «революционной лихорадки», но и устаревшие и строгие правила, существовавшие как в государственных, так и в частных школах периода царизма. Подростки, воспользовавшись новой свободой, начали активно противостоять тем ограничениям, которые их угнетали. Это явление стало важным этапом в развитии образовательной системы и привело к значительным изменениям в подходах к обучению и воспитанию.

В дневнике Надежды Николаевны Платоновой, жены известного историка Сергея Фёдоровича Платонова, отразились тревожные изменения в Екатерининском институте. В 1918 году она общалась с сотрудником института, который служит там уже 35 лет. Он выразил своё удивление и недовольство тем, что институт охватило такое безобразие. Крик и свист стали повседневной нормой, а курение в столовой, на его взгляд, стало неприемлемым. По словам Платоновой, в институте царит грязь, валяются окурки, а правила больше никто не уважает. О качестве занятий в таких условиях, по её мнению, говорить не имеет смысла. Этот фрагмент из дневника ярко иллюстрирует упадок образовательного учреждения и социальные проблемы того времени, подчеркивая необходимость сохранения порядка и дисциплины в учебных заведениях.

Сформировались самоуправляемые объединения, такие как Коллегия по делам учащихся (Колдуч) и Общий союз средних учебных заведений (ОССУЗ). Писатель Лев Васильевич Успенский в своих «Записках старого петербуржца», изданных в 1990 году в издательстве «Лира», делится воспоминаниями о том, как в возрасте 17 лет, будучи гимназистом, он стал свидетелем собрания, на котором зарождалось одно из этих обществ. Эти объединения сыграли важную роль в формировании студенческого самоуправления и развитии образовательной среды, что подчеркивает значимость таких инициатив в истории российского образования.

На втором этаже здания, не совсем подходящего для своего назначения, раздавался шум множества подростков, которые могли бы быть как мальчиками, так и девочками, но не были ни теми, ни другими в полном смысле слова. Это было совершенно новое для меня зрелище. Я последовал указаниям двух мальчиков и попал в небольшой, переполненный зал. В этот момент начиналось первое в Петрограде инициативное собрание учащихся средних учебных заведений Петроградской стороны. Атмосфера на собрании была очень шумной. На кафедру поднимались мальчики и девочки, которые, казалось, были чуть ли не детьми, и произносили речи, подобные выступлениям опытных ораторов. Это событие стало знаковым моментом для молодежи и их стремления к активному участию в жизни города.

Мы решили создать в центре города «главный штаб». Это произошло довольно просто. В один из апрельских дней мы, четверо гимназистов, включая меня, пришли в 3-ю гимназию на Соляном переулке и заявили директору о нашей оккупации здания. Мы отменили занятия на три дня и объявили, что будем «руководить всем» с этого места. Директор, конечно, не согласился и ответил: «Не потерплю!» Однако в результате он оказался запертым в своем кабинете под «домашним арестом» своими же учениками. Этот случай стал знаковым моментом в нашей истории, символизируя стремление молодежи к свободе и самоуправлению.

Матросы возле храма Пантелеимона Целителя в Соляном переулке, 1917 г. Фото: Public Domain

Не все были довольны новыми порядками. Платонова в своём дневнике описала один интересный случай: «Вчера вечером к нам пришла Ольга Ефимовна Корнилович, и она рассказала, что в Демидовской гимназии, где она работает, на заседаниях Педагогического совета всегда присутствует депутатка от учащихся для контроля за преподавателями. На одном из заседаний произошёл курьёз: новый директор, который постоянно и с усердием приветствовал учащихся, предложил выслушать мнение депутатки. Девочка из III класса, смущаясь и краснея, выразила два желания: 1) чтобы перед началом уроков читалась молитва, и 2) чтобы снова были классные дамы, так как нынешняя ситуация для них неприемлема. Это заявление стало настоящим шоком. Директор ответил, что не может даже обсуждать это предложение, так как гимназия может быть закрыта как контрреволюционная».

Этот случай подчеркивает напряжённость между новыми образовательными реформами и традиционными ценностями, которые всё ещё сохраняются в обществе.

Чтение является важным элементом саморазвития и расширения кругозора. Оно помогает улучшить уровень знаний, развивает критическое мышление и способствует эмоциональному интеллекту. Подборка качественной литературы может стать отличной основой для вашего личного и профессионального роста. Изучение различных жанров и авторов позволяет не только обогатить словарный запас, но и лучше понять окружающий мир. Не упустите возможность углубить свои знания и открыть для себя новые идеи через чтение.

  • Былое: история первой двойки маленького гимназиста
  • Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте
  • Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали
  • Задолго до ЕГЭ: как сдавали экзамены в университеты царской России

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее