Образование #Статьи

7 июля, 2025

Дополнительное образование взрослых в России / Skillbox Media

Иногда кажется, что у нас образовательный бум — все чему‑то учатся. Но много ли на самом деле тех, кто продолжает образование после получения диплома?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Современный рынок труда претерпевает значительные изменения, и профессий на всю жизнь становится всё меньше. Эксперты утверждают, что современным специалистам придется сменить от семи до восьми различных занятий на протяжении своей карьеры. В настоящее время миллионы работников по всему миру сталкиваются с проблемой квалификационной ямы, когда их навыки не соответствуют требованиям занимаемой должности. Это подчеркивает важность постоянного обучения и адаптации к новым условиям, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Исследователи и практики считают, что ключевым решением проблемы является переобучение взрослых. В данной статье мы обсудим текущее состояние и тенденции переобучения взрослых в России. Особое внимание уделим методам, используемым для повышения квалификации, а также программам, направленным на адаптацию работников к изменяющимся условиям рынка труда. Мы проанализируем, какие возможности для переобучения доступны россиянам и как они способствуют развитию профессиональных навыков в условиях современного мира.

  • выгодно ли учиться, будучи взрослым;
  • насколько россияне вовлечены в непрерывное образование;
  • почему взрослые люди идут учиться;
  • и что препятствует обучению.

Что даёт обучение взрослым

Любой экспертный отчет или исследование в области образования подтверждают, что для достижения успеха и востребованности в будущем необходимо регулярно обновлять профессиональные и гибкие навыки. Расширение компетенций в смежных областях или даже смена профессии станет обязательным условием для многих специалистов. В настоящее время непрерывное образование и обучение на протяжении всей жизни являются реальностью для множества отраслей. Инвестиции в собственное развитие и постоянное самообучение помогут не только оставаться конкурентоспособным, но и адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Участие взрослого работающего населения в образовании приносит значительные выгоды для страны. Исследования демонстрируют, что государства с высоким процентом обучающихся взрослых имеют более высокий уровень валового внутреннего продукта (ВВП). Обучение сотрудников способствует повышению производительности труда и внедрению современных технологий в компаниях. Инвестиции в образование взрослого населения создают устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на глобальном рынке. Развитие навыков у работников не только улучшает их карьерные перспективы, но и способствует инновациям и эффективному управлению ресурсами в организациях.

Получение дополнительного образования существенно влияет на карьерные перспективы взрослых учащихся. Согласно данным из России, оно может привести к увеличению заработной платы в среднем на 8%. Опрос, проведенный рекрутинговым сервисом SuperJob, показал, что многие участники отмечают, что дополнительное обучение повысило их эффективность на работе, способствовало повышению зарплаты и карьерному росту. Такие результаты подчеркивают важность непрерывного образования для профессионального развития и улучшения финансового положения.

Тренды в сфере образования существенно влияют на рост популярности дополнительного обучения в России. В последние годы российский рынок образования для взрослых демонстрирует стремительное развитие. Однако руководители ведущих EdTech-компаний подчеркивают, что аудитория образовательных проектов по-прежнему остается ограниченной.

Согласно данным Skillbox, представленных на EdCrunch 2021 генеральным директором Дмитрием Крутовым, в сфере образования в России потенциально могут участвовать около 40 миллионов человек. Однако на сегодняшний день лишь около 4 миллионов россиян сделали покупку в сегменте EdTech, включая курсы по новым профессиям, вебинары по работе с определенным программным обеспечением и уроки иностранных языков. Это свидетельствует о значительном потенциале для роста и развития рынка образовательных технологий в стране.

Статистика показывает, что в нашей стране взрослые редко обучаются, даже в традиционных форматах. Это свидетельствует о низком уровне вовлеченности в образовательные процессы. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Сколько взрослых учеников в России

Непрерывное образование включает в себя различные формы обучения, которые способствуют развитию знаний и навыков на протяжении всей жизни. Оно охватывает формальное образование, такое как обучение в вузах и колледжах, а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, непрерывное образование включает в себя неформальное обучение, например, корпоративные тренинги и семинары, а также информальное самообразование, когда человек самостоятельно изучает новые темы и навыки. Непрерывное образование является ключевым фактором для профессионального роста и адаптации к изменяющимся условиям рынка труда.

Существуют различные виды образования для взрослых, которые позволяют расширять знания и навыки. К основным формам можно отнести профессиональное образование, направленное на получение новых квалификаций или повышение уровня уже имеющихся. Также существует дистанционное обучение, которое предоставляет возможность обучаться в удобное время и в комфортной обстановке.

Курсы повышения квалификации и семинары помогают взрослым специалистам оставаться конкурентоспособными на рынке труда. Альтернативные формы обучения, такие как вечерние школы и образовательные программы в университетах, также играют важную роль в образовании взрослых.

Кроме того, существует самообразование, которое позволяет людям изучать интересующие их темы самостоятельно. Это может включать чтение книг, участие в онлайн-курсах и просмотр обучающих видео. Каждый из этих видов образования способствует профессиональному и личностному развитию взрослых, делая их более подготовленными к вызовам современного мира.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО), разработанной ЮНЕСКО, выделяются три основных типа образования: формальное, неформальное и информальное. В России взрослые граждане имеют доступ ко всем этим видам образования, что позволяет им расширять свои знания и навыки в различных сферах. Формальное образование включает традиционные учебные заведения, такие как школы и университеты. Неформальное образование охватывает различные курсы и тренинги, а информальное образование подразумевает самообразование и обучение через жизненный опыт. Доступность всех этих форм образования в России способствует повышению квалификации и личностному развитию взрослых.

Формальное образование включает в себя обучение в средней школе, а также получение среднего и высшего профессионального образования. Успешное завершение этих образовательных программ предоставляет возможность получить квалификацию необходимого уровня, что открывает двери для поступления на последующие образовательные курсы и позволяет работать по специальности. Обычно формальное образование завершается до выхода на рынок труда. Однако взрослые, обладающие профессиональным образованием, также могут продолжать обучение в колледжах и вузах, не уступая недавним выпускникам школ. В России для большинства образовательных программ отсутствуют возрастные ограничения, однако существуют финансовые условия: возможность получить высшее профессиональное образование за счет государства доступна только один раз.

В России под неформальным образованием понимаются разнообразные виды обучения, включая программы повышения квалификации в вузах и колледжах, корпоративные курсы, тренинги и мастер-классы, а также массовые открытые онлайн-курсы. Эти формы обучения могут организовываться лицензированными учреждениями и проходить в структурированном формате. Однако стоит отметить, что квалификации, полученные в рамках неформального образования, не всегда имеют такой же уровень признания, как квалификации, выдаваемые в системе формального образования. Неформальное образование играет важную роль в профессиональном развитии и повышении конкурентоспособности на рынке труда.

Информальное обучение представляет собой важный аспект образовательного процесса, который не всегда охватывается традиционными образовательными учреждениями. Это целенаправленное и организованное обучение, инициируемое самим человеком, его семьей или сообществом. Информальное обучение может происходить в различных контекстах, таких как рабочее место, дом или в ходе повседневной жизни. Оно включает в себя самообразование и развитие навыков, которые не всегда требуют формального подхода. Таким образом, информальное обучение становится неотъемлемой частью личностного и профессионального роста, позволяя людям адаптироваться к изменениям и приобретать новые знания в удобное для них время и в комфортной обстановке.

В классификации ЮНЕСКО информальное образование выделяется в отдельную категорию, отличающуюся от случайного и несистемного обучения. В последнем случае новые знания возникают как побочный продукт повседневной деятельности, такой как общение, чтение или просмотр фильмов, и не имеют четкой образовательной цели. Однако в опросах респонденты часто воспринимают самообразование как любое неструктурированное изучение полезного контента, что может привести к путанице в понимании понятий.

Сборник «Индикаторы образования» Высшей школы экономики предоставляет наиболее полное представление о состоянии и тенденциях в сфере образования. Этот ресурс является ценным инструментом для анализа образовательных показателей и помогает понять ключевые аспекты развития образовательной системы в России.

Исследования, проведенные Высшей школой экономики (ВШЭ), основываются на статистическом анализе, охватившем более 231 тысячи респондентов в 2020 году. В результате этого исследования было установлено, что 43,2% россиян в возрасте от 25 до 64 лет принимали участие в непрерывном образовании в течение года. Для работающих граждан этой возрастной группы этот показатель значительно выше и составляет 49,1%.

Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media
Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник». Инфографика: Skillbox Media

В ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) участие взрослого населения в формальном и неформальном образовании достигает до 70% (данные 2016 года). В России, по данным «Индикаторов образования», этот показатель в 2020 году составил всего 27,6%. Это означает, что менее трети взрослого населения готово целенаправленно обучаться в образовательных учреждениях. Можно ли считать это высоким показателем? Для некоторых отраслей, особенно в сфере информационных технологий (IT), таких темпов обучения недостаточно. По оценкам, в России существует нехватка около 1 миллиона IT-специалистов. Для решения этой проблемы планируется активное переобучение взрослых в рамках программы «Цифровые профессии», которая предполагает 50-процентное государственное софинансирование. Это важный шаг для повышения квалификации работников и удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах.

В настоящее время россияне всё чаще предпочитают короткие программы дополнительного профессионального образования вместо традиционных образовательных программ, таких как магистратура. Это связано с желанием быстро получить новые навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. В результате, количество граждан в возрасте от 25 до 64 лет, поступающих в вузы и колледжи, составляет менее 2%. Такой выбор отражает современные тенденции в образовании, где акцент делается на практические навыки и адаптацию к требованиям работодателей.

Почему люди идут учиться во взрослом возрасте

Разница в уровне обучения среди общего населения и трудоспособного контингента свидетельствует о том, что россияне наиболее активно занимаются обучением, когда это связано с их профессиональной деятельностью. Это подчеркивает важность практической направленности образования для повышения квалификации и карьерного роста.

Люди не всегда идут учиться вынужденно или по необходимости. В корпоративном секторе работодатели часто определяют темы курсов, однако результаты опросов не дают четкого ответа на вопрос, когда сотрудник выбирает обучение по указанию начальства, а когда руководствуется личными профессиональными амбициями. Тем не менее, развитие в своей профессии остается основным мотивом для взрослых людей, наряду с желанием получать новые знания. Обучение становится важным инструментом для достижения карьерных целей и повышения квалификации.

Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media

В статистическом наблюдении, на котором основаны данные в «Индикаторах образования», респонденты отвечали на вопрос о цели последнего пройденного обучения. В более широких опросах вариант «Учился, чтобы сменить профессию» часто оказывается наиболее популярным. Согласно данным SuperJob, 19% взрослых студентов учатся с целью смены профессии. Более того, в некоторых опросах, касающихся будущих образовательных намерений, большинство респондентов выражают желание изменить профессию. Это подчеркивает актуальность вопросов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в современном обществе.

Исследования показывают, что многие люди, желающие сменить профессию, предпочитают онлайн-курсы вместо традиционных вузовских программ повышения квалификации. Опросы, проведенные EdTech-компаниями, такими как «Нетология», указывают на то, что продолжительные профессиональные онлайн-курсы чаще выбираются для освоения новой профессии, а не для улучшения навыков в уже существующей специальности. Это подтверждает растущую популярность онлайн-образования как эффективного инструмента для карьерных изменений и профессионального роста.

Исследования показывают, что для эффективного самообразования важны не только профессиональные аспекты, но и личные интересы. В 2019 году 64% людей, занимающихся самообразованием, указывали на желание углубить свои знания в разных областях «для общего развития». Пандемия способствовала росту интереса к курсам по soft skills и другим универсальным навыкам, которые полезны не только в рамках конкретной профессии, но и в повседневной жизни. Это свидетельствует о том, что современное обучение становится более многогранным и ориентированным на всестороннее развитие личности.

По данным отчета Coursera за 2020 год, среди российских пользователей в топ-10 самых популярных курсов наряду с востребованными IT-темами, такими как основы Python, машинное обучение и математика для анализа данных, оказались также курсы общей направленности. К ним относятся программы по обучению, психическому благополучию, психологии коммуникации и изучению английского языка. Анализ статистики российских образовательных платформ в тот же период выявил рост интереса к программам, направленным на развитие бизнеса, управленческие навыки, личную продуктивность и другие важные надпрофессиональные умения. Это свидетельствует о растущем внимании к развитию софт-скиллов среди российских пользователей и их стремлении к повышению квалификации в различных областях.

Почему люди отказываются от обучения

Образование во взрослом возрасте приносит множество преимуществ, и опросы подтверждают растущую уверенность в необходимости его получения. Однако, несмотря на это, массовое участие в непрерывном образовании остается низким. По последним данным, более 57% россиян не занимаются самообразованием и другими формами обучения. Основными преградами на пути к обучению являются низкий уровень начального образования, финансовые затруднения и отсутствие необходимых условий, а также возрастные факторы. Для изменения ситуации важно преодолевать эти барьеры и создавать доступные программы, которые будут стимулировать интерес к обучению на протяжении всей жизни.

Потребность в приобретении новых навыков и знаний наиболее актуальна для людей с высоким уровнем образования. Согласно статистике 2019 года, среди населения с высшим образованием 60% активно занимались самообразованием, в то время как среди людей со средним образованием или ниже этот показатель составил всего 22%. Это свидетельствует о том, что профессиональное развитие и стремление к обучению являются важными факторами для успешной карьеры и личностного роста.

В корпоративном обучении наблюдается явная тенденция. Руководители и специалисты с высокой и средней квалификацией, занимающиеся подготовкой информации, переобучаются на рабочем месте значительно чаще, чем работники промышленности, сельского хозяйства, операторы техники и другие специалисты со средним профессиональным или общим образованием. Это подчеркивает важность постоянного профессионального развития для высококвалифицированных кадров в современных условиях. Успех компании во многом зависит от способности ее сотрудников адаптироваться к новым требованиям и технологиям.

Люди, которые в наибольшей степени нуждаются в повышении квалификации и увеличении дохода, часто учатся реже. Это может быть связано с ограниченным доступом к программам переобучения из-за нехватки финансовых ресурсов или недостаточной информированностью о возможностях. Совсем недавно проведенные исследования показывают, что именно эта категория работников ощущает необходимость в финансировании обучения со стороны работодателя, а также в профориентации. Отсутствие длительного образовательного опыта делает их менее осведомленными о предложениях на образовательном рынке.

Согласно результатам опроса, проведенного Высшей школой экономики, сотрудники российских компаний малого бизнеса проявляют интерес к дополнительному образованию, однако большинство из них готовы обучаться только при условии частичного или полного финансирования со стороны работодателя или государства. Этот факт подчеркивает важность поддержки со стороны компаний и государственных структур в вопросах повышения квалификации работников и инвестиций в их профессиональное развитие.

Руководители, профессиональные специалисты и инженеры ежегодно инвестируют более 30 тысяч рублей в свое обучение. Остальные работники выделяют на развитие своих навыков суммы от 5 до 14 тысяч рублей. Образование и повышение квалификации становятся важными аспектами карьерного роста и конкурентоспособности на рынке труда.

За последние два года россияне стали более открытыми к расходам на обучение. По данным Tinkoff Data, в первый год пандемии расходы на образование увеличились у части граждан на 80%. В 2021 году этот тренд продолжился, и средний чек в EdTech-сервисах вырос на 18%. Однако, согласно сборнику «Индикаторы образования», более 63% дополнительных образовательных программ по-прежнему финансируются работодателями. Это может свидетельствовать о том, что многие люди не могут позволить себе дополнительное образование. В опросе рекрутинговой платформы SuperJob, проведённом в 2021 году среди 1,6 тысячи респондентов, 41% участников отметили высокую стоимость обучения как главную причину, по которой они не планируют продолжать своё образование. Таким образом, несмотря на общий рост интереса к обучению, финансовые барьеры остаются значительным препятствием для многих россиян.

Обучение, включая онлайн-формат, в основном привлекает жителей крупных городов и активных пользователей интернета. Это подтверждают данные опроса ВЦИОМ. Причины такого явления могут быть обусловлены не только доступом к образовательным ресурсам, поскольку жители мегаполисов часто имеют более высокие доходы и лучшие технические условия для онлайн-занятий, но и уровнем цифровой грамотности. Чем больше времени человек проводит в интернете, тем вероятнее, что он узнает о различных образовательных возможностях. Кроме того, опытные интернет-пользователи с легкостью осваивают платформы для онлайн-обучения, в отличие от людей с низким уровнем цифровых навыков. Таким образом, все эти факторы взаимосвязаны и влияют на выбор образовательных форматов.

В последние годы представители EdTech-компаний, занимающихся дополнительным образованием для взрослых, активно обсуждают актуальную проблему: рынок профессиональных курсов до сих пор обслуживает лишь ограниченное количество потребителей. Это, как правило, люди с высшим образованием, осведомленные о новых профессиях и имеющие опыт онлайн-обучения. Однако для дальнейшего развития EdTech необходимо привлечение новых аудиторий, что требует разработки инновационных подходов. Например, Марианна Снигирёва, генеральный директор компании «Нетология», делится успешным кейсом: для обучения цифровым профессиям людей с низким уровнем цифровой грамотности компания организовала вводный курс «Digital. Инструкция по применению», на котором обучали основам — таким как использование Google, поиск информации и установка приложений на мобильные устройства. Это пример того, как можно расширить целевую аудиторию и сделать образование более доступным для всех.

С возрастом количество людей, прошедших переобучение, уменьшается. Эта тенденция наблюдается во всех странах, однако в России она проявляется более заметно. Например, в 2013 году доля переобученных граждан в возрасте 50–59 лет в России была в 5–6 раз ниже, чем в таких странах, как Германия или Швеция. Это подчеркивает необходимость разработки программ, направленных на повышение уровня квалификации и профессиональной адаптации пожилых работников в России.

Учитываются только дополнительные образовательные программы, без самообразования. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media
Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media

В данных о вовлеченности в самообразование наблюдается четкая тенденция: с увеличением возраста группы снижается количество людей, проявляющих интерес к обучению. Молодые сотрудники более активны в стремлении получить сертификаты, дипломы и другие официальные документы, подтверждающие их квалификацию и знания. Это подчеркивает важность поддержки программ обучения для разных возрастных категорий, чтобы повысить общий уровень профессиональных навыков и конкурентоспособности на рынке труда.

В области дополнительного образования, похоже, отсутствует дискриминация по половому признаку. Исследования последних лет показывают, что в России мужчин среди участников программ дополнительного образования немного больше. Ученые предполагают, что это связано с экономической структурой страны, где преобладают отрасли, традиционно занятые мужчинами. В таких сферах, как образование, здравоохранение и финансовые услуги, женщин значительно больше, и именно в этих отраслях они чаще проходят переобучение.

Согласно последним данным из «Индикаторов образования», женщин в сфере непрерывного образования становится больше, чем мужчин. Особенно активно программы переобучения проходят среди женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми, где почти 30% матерей участвуют в основном и дополнительном образовании. Женщины также чаще выражают намерение продолжить обучение, что подчеркивает их стремление к профессиональному развитию и повышению квалификации.

Причины отказа от непрерывного образования разнообразны. Одной из основных является отсутствие желания и необходимости в обучении на текущем месте работы, что подтверждается данными опросов, проведенных в 2017 году, где до трети респондентов указали именно это. Также значительным барьером становится нехватка времени: даже среди тех, кто признает важность дополнительного образования, большинство готовы выделять лишь три часа в неделю на обучение. Это подчеркивает важность создания гибких и доступных образовательных программ, которые могли бы вписаться в загруженный график специалистов.

Существуют и другие мнения по этому вопросу. Например, Дмитрий Судаков, руководитель проекта АСИ «Атлас новых профессий», утверждает, что россияне в целом не склонны к обучению. Школа, колледж и вуз воспринимаются как неприятные обязательства, и лишь немногие рассматривают образование как способ реализации своих интересов и достижения личных целей. Эта точка зрения подчеркивает важность не только улучшения возможностей для дополнительного образования взрослых в России, но и необходимости просвещения, направленного на привлечение новой аудитории. Для успешного развития образовательных проектов важно создать привлекательные условия для обучения, а также изменить отношение к процессу образования, чтобы оно стало осознанным и желанным выбором.

Читать также:

  • Почему взрослых нужно учить иначе, чем детей
  • Как мотивировать взрослых учиться
  • Что такое преобразующее обучение взрослых
  • В Госдуме взялись за марафоны желаний и прочие онлайн‑курсы

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее