Дизайн #Статьи

7 июля, 2025

Поле экспериментов: земля как материал для дизайна / Skillbox Media

Мария Савостьянова рассказывает о том, как природу используют в искусстве и проектировании.

Научитесь: Профессия Флорист PRO

Узнать больше

В последние годы земля, влажная и насыщенная жизнью, а также почва с разветвленными корнями и прорастающими семенами, становятся все более популярными в музейных экспозициях и частных галереях. Историк искусства Мария Савостьянова в своей новой колонке анализирует, как современное искусство использует землю как выразительный материал и где именно это происходит. Она раскрывает, как художники интегрируют элементы природы в свои работы, подчеркивая связь между искусством и окружающей средой.

В современном искусстве

В 2022 году куратор 59-й Венецианской биеннале Чечилия Алемани выбрала темой выставки сюрреалистическое «Молоко сновидений». В рамках этого проекта она выделила три ключевые проблемы, среди которых особое внимание уделялось взаимодействию человека и человечества с Землёй. На этот призыв откликнулись многие художники, что позволило создать уникальное пространство для обсуждения актуальных вопросов экологии и человеческой идентичности в контексте современного мира.

На биеннале с наиболее «земляными» инсталляциями выступили американская перформер, художник и поэт Прешес Окойомон и колумбийская художница Делси Морелос. Они преобразили знаменитые залы Арсенала, используя почву, камни и растительность, создавая атмосферу, погружающую зрителей в влажные земляные ароматы. Инсталляции подчеркнули связь человека с природой и вызвали глубокие размышления о нашем месте в экосистеме.

Делси Морелос, на протяжении тридцати лет, активно занимается живописью и скульптурой, используя в своих работах природные материалы, такие как почва, глина, ткани и волокна. В её произведении «Земной рай» (2022) она создала уникальное пространство, сформировав его из массивных земляных блоков в виде лабиринта. Чтобы по-настоящему ощутить атмосферу «Земного рая», необходимо пройти по узким проходам лабиринта, вдыхая запах земли и ощущая её текстуру, тепло и влажность. Морелос добавила к этому чувственному опыту ароматы корицы, гвоздики и других специй, что усиливает связь с природой и позволяет глубже понять её творчество.

В инсталляции «Увидеть Землю перед концом света» (2022) Прешес Окойомон преобразила зал венецианского Арсенала в удивительную оранжерею. Земной слой, покрытый густой растительностью, дополняется бабочками и скульптурными фигурами, выполненными из грязи и крови. Этот художественный проект погружает зрителей в уникальную атмосферу, исследуя связь человека и природы, а также поднимая вопросы о будущем нашей планеты. Инсталляция призывает к размышлениям о последствиях человеческой деятельности и экологии, создавая визуальный диалог о существующих вызовах.

В инсталляции Даниэла Ли «Безымянные сущности» (2022), представленной весной этого года в Новом музее в Нью-Йорке, ярче всего проявляются биологические процессы, происходящие в плодородном слое. Художник использовал джутовые тканевые покрытия, цветы, тюки соломы и грязь с спорами и семенами. Эти элементы медленно разлагались на протяжении длительного времени в музейных залах, вызывая разнообразные реакции у посетителей. Инсталляция акцентирует внимание на взаимодействии природы и искусства, исследуя темы разложения и обновления.

«Увидеть Землю перед концом света»Фото: Diana Pfammatter / Museum MMK für Moderne Kunst

Критики до сих пор не могут точно определить это увлечение землёй, именуя его современным лэнд-артом и противопоставляя классическому лэнд-арту 1970-х годов. В то время художники преобразовывали обширные участки земли, и многие их работы были видны лишь на аэрофотоснимках. Это искусство служило демонстрацией могущества и выражением воли по отношению к территориям. Современные интерпретации лэнд-арта продолжают исследовать взаимодействие человека с природой, создавая уникальные произведения, которые отражают актуальные экологические, социальные и культурные проблемы.

Сегодня земля как элемент природы символизирует ощущение климатического коллапса, который стал главным вызовом до пандемии. Инсталляции, посвященные земле, подчеркивают, что человеческое тело неотделимо от окружающей среды. Земля живет, дышит и взаимодействует с нами, претерпевая значительные изменения с течением времени. Важно осознавать эту взаимосвязь, чтобы лучше понять свое место в экосистеме и необходимость бережного отношения к природе.

В дизайне

Земля является важным источником вдохновения и экспериментов в дизайне. Архитекторы и дизайнеры рассматривают её как уникальный материал для создания зданий и предметов. Этот природный ресурс обладает своей эстетикой и разнообразными значениями, что позволяет проектировщикам использовать его в своих работах для передачи глубоких смыслов и идей.

Исследователи из Университета Вирджинии, включая математика Джи Ма, эколога Дэвида Карра, архитектора Эсана Бахарлоу и доцента Спенсера Барнса, разработали инновационную технологию биостроительства. Эта технология способна существенно изменить внешний вид зданий и методы их строительства. Результатом их экспериментов стали цветущие структуры, созданные из почвы и семян, которые можно напечатать на 3D-принтере. При дальнейшей масштабируемости эти биоструктуры могут стать основой для строительства домов, открывая новые горизонты в архитектуре и устойчивом развитии.

Фото: Tom Daly / University of Virginia School of Engineering and Applied Science
Фото: University of Virginia School of Engineering and Applied Science

Земля как строительный материал становится все более актуальной для развивающихся стран. Архитектор Марк Торп представил проект жилых домов в Уганде, которые будут почти полностью возведены из биокирпичей, состоящих на 90% из местной почвы. Остальные компоненты включают смесь цемента, песка, извести и воды. Строения уже завершены, и у Торпа есть намерения по расширению своего бизнеса. Использование местных ресурсов не только снижает затраты на строительство, но и способствует устойчивому развитию, что является важным аспектом для стран с ограниченными финансовыми возможностями.

Изображение: Truetopia / Marc Thorpe Design
Изображение: Truetopia / Marc Thorpe Design
Изображение: Truetopia / Marc Thorpe Design

Дизайнер Джессика Мартин в рамках своего дипломного проекта в Школе архитектуры (TSOA) в США создала уникальное сооружение из утрамбованной земли в пустыне Аризоны. Этот проект представляет собой убежище для людей, растений и животных. Строение имеет пирамидальную форму с открытым верхом и окном, расположенным на одной из сторон. Общая площадь конструкции составляет 48 квадратных метров, что позволяет разместить небольшую кровать и стол, а также яму для костра, обеспечивающую тепло и уют в этом оригинальном убежище. Проект подчеркивает важность устойчивой архитектуры и гармонии с природой, что делает его актуальным в современных условиях.

Дикая глина, состоящая из смеси камней, песка и почвы, является уникальным материалом, близким к земле. Российский керамист Павел Журавлёв выбрал дикую глину в качестве своего основного материала для создания керамических изделий. Его работы, такие как черные, фактурные горшки, вазы и плошки, напоминающие формы, созданные из болотного торфа, отличаются высокой выразительностью. Эти уникальные предметы искусства привлекают внимание и успешно продаются не только в России, но и в европейских галереях.

Журавлёв занимается обжигом керамики в небольшой примитивной печи, где пламя дров непосредственно контактирует с обжигаемыми изделиями. Ограниченное пространство печи способствует созданию тонко детализированных текстур. Этот уникальный процесс позволяет получать изделия с неожиданными и неповторимыми характеристиками. Каждое творение становится не только художественным объектом, но и результатом индивидуального подхода к керамическому искусству, что делает каждую работу уникальной и ценной.

Скриншот: сайт «Артполигон»

Земля может стать интересным элементом декора в функциональных постройках. Японский архитектор Дзюнья Исигами, известный своим минималистичным и воздушным стилем, продемонстрировал это в своём новом проекте. Он разработал частный дом с рестораном для шеф-повара Мотонори Хираты. Основой конструкции является бетон, который служит прочным каркасом для здания. Архитектурное решение представлено в виде лабиринта, где пещеристые пространства соединяются арочными проёмами и колоннами, напоминающими сталагмиты, покрытыми текстурной грязью. Такой подход подчеркивает гармонию между природными и искусственными материалами, а также создает уникальную атмосферу для посетителей.

Бетон заливается в вырытые ямы, которые служат формами. После этого удаляется окружающий грунт. Исигами предполагал, что грязь будет смываться с бетона, но, увидев её на конструкции, решил оставить её в качестве покрытия. Для предотвращения размывания грязи дождями её укрепили с использованием традиционной японской технологии. Это решение подчеркивает гармонию между природными элементами и современными строительными методами, создавая уникальный эстетический эффект.

Органическая форма и земляной покров создают у дома и ресторана ощущение прочности и древности, как если бы они находились на этом месте на протяжении многих веков. Это архитектурное решение подчеркивает гармонию с окружающей природой и усиливает атмосферу постоянства и устойчивости.

Фото: Junya Ishigami + Associates
Фото: Junya Ishigami + Associates
Фото: Junya Ishigami + Associates

Почти десять лет назад на выставке «Биодизайн» в Новом институте Роттердама была представлена интересная экспериментальная технология. Дизайнер Эрез Неви Пана разработал инновационное тесто, состоящее из почвы и мицелия, которое можно запекать в духовке. Основная задача этой технологии — создание табуретов и стульев, обладающих достаточной прочностью для использования в повседневной жизни. Это открытие стало важным шагом в области устойчивого дизайна, предлагая альтернативу традиционным материалам и способствуя экологически чистому производству мебели.

Дизайнер разработал уникальную смесь, сочетающую почву с грибами и другими природными материалами. Эта смесь поднимается, как тесто, благодаря биохимическим реакциям. После этого её можно формировать с помощью гипсовых или деревянных форм. Затвердевшие изделия запекаются, что придаёт им прочность и позволяет обрабатывать: шлифовать, пилить и сверлить. Такой подход к созданию экологически чистых предметов мебели и декора открывает новые горизонты в дизайне и устойчивом производстве.

Эрез Неви Пана, профессиональный хлебопёк, тщательно отрабатывал свой идеальный рецепт, что привело к созданию уникальной серии простых формованных предметов мебели. В процессе работы дизайнер также экспериментировал с формованием чашек из этого материала. Одной из основных проблем стало то, что «земляная» чашка удерживала воду, но при этом придавала ей неприятный привкус. Эрез признаёт, что его рецепт ещё не идеален, но он уверен, что движется в правильном направлении. Работы над улучшением качества материала и его функциональности продолжаются, что открывает новые возможности для использования формованных изделий в дизайне интерьера.

Не только плодородные и натуральные, но также больные и повреждённые земли могут стать основой для интересного дизайна. Шведская художница Хильда Хельстрём, будучи студенткой Королевского колледжа искусств, разработала уникальный дипломный проект под названием «Материальность стихийного бедствия». Через год после аварии на электростанции Тохоку Дайичи она отправилась в Японию и стала сотрудничать с местным рисоводом Наото Мацумурой, который решил остаться в эвакуированном районе. Он делился своими знаниями о земле и помогал собирать образцы почвы с рисовых полей, которые после катастрофы стали непригодны для использования. На основе этих образцов Хильда Хельстрём создала пять «грязных» сосудов, формы которых варьировались в зависимости от типологии местной керамики. Сосуды не содержали радиации, так как грунт был выкопан на глубину 40 см ниже уровня поверхности. Этот проект подчеркивает важность взаимодействия дизайна и экологии, а также демонстрирует, как искусство может обратить внимание на проблемы, связанные с последствиями стихийных бедствий.

Фото: Hilda Hellstrom

Земля интересует дизайнеров не только с эстетической точки зрения, но и в контексте социального взаимодействия. Например, голландская студия Atelier NL реализовала проект De StraatMakers, в рамках которого были собраны образцы почвы Эйндховена. Этот исследовательский проект был инициирован по заказу муниципалитета, когда городские власти рассматривали варианты цветового оформления дорожного покрытия. К созданию архива Atelier NL привлекло местных жителей, результатом чего стало 150 образцов почвы, собранных из 30 различных мест города. Данная инициатива не только подчеркнула уникальность местной идентичности, но и способствовала вовлечению сообщества в процесс городского планирования.

В ходе бурения в разных точках города на глубину один метр были собраны образцы почвы, что позволило получить представление о разнообразии слоев. Выяснилось, что земля, песок, глина, перегной и торф значительно различаются по цвету в разных частях города. При обжиге на высоких температурах почва окисляется, что еще больше подчеркивает уникальные цветовые особенности каждого участка. Собранные образцы позволили создать уникальную земляную палитру города, отражающую его природное разнообразие и геологическое наследие.

Фото: AtelierNL
Фото: AtelierNL
Фото: AtelierNL

Интересно, насколько долго дизайнеры будут увлечены использованием земли в своих проектах. Мы находимся на пороге нового тренда, который может привести к смелым экспериментам с этим материалом, или же, под влиянием цифровых технологий, данное направление быстро исчерпает себя и останется лишь необычным явлением начала 2010-х годов. Важно наблюдать за развитием этого увлечения, чтобы понять, станет ли оно основой для новых дизайнерских решений или уйдет в прошлое, оставив лишь воспоминания о своей актуальности.

Узнайте больше:

  • Стул из водорослей, плот и сказочная мебель: как прошла Миланская неделя дизайна — 2022
  • Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения
  • «Придумано и сделано в России»: колонка Марии Савостьяновой о конкурсе для дизайнеров

Профессия Флорист PRO

Вы научитесь составлять сложные букеты и работать с горшечными растениями. Сможете оформлять свадьбы или интерьеры. Освоите творческую профессию, прокачаете навыки флориста или запустите собственный бизнес.

Узнать подробнее