Громкие проекты Константина Мельникова на выставке МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF в Музее архитектуры им. Щусева / Skillbox Media
Рассказываем о ретроспективе классика советского авангарда в МуАр.
Содержание:
Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать большеВ Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF». Это первая крупная ретроспектива работ Константина Мельникова за значительный период. Выставка была приурочена к 130-летию архитектора, которое из-за пандемии пришлось отложить на два года. Мельников — выдающийся представитель русской архитектуры, и его творчество продолжает оставаться актуальным и вдохновляющим. Посетители смогут увидеть уникальные проекты, чертежи и фотографии, которые иллюстрируют вклад Мельникова в архитектурное наследие. Выставка представляет собой важное событие для ценителей архитектуры и культуры, подчеркивая значимость работ Константина Мельникова в контексте современности.
Мельников, в основном работавший в Москве, оставил значительное наследие, которое москвичи могут увидеть не только в его архитектурных проектах, но и в городской среде. Некоторые из его построек доступны для посещения. Например, Бахметьевский гараж на улице Образцова, изначально ставший первым помещением музея «Гараж», сегодня трансформировался в Еврейский музей и Центр толерантности. Другой гараж архитектора на Новорязанской улице теперь стал домом для Музея транспорта Москвы. Наследие Мельникова продолжает оказывать влияние на культурную жизнь столицы, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов.
Дома культуры, спроектированные архитектором Мельниковым, продолжают выполнять функции общественного пространства. Например, в известном Доме Мельникова в Кривоарбатском переулке до недавнего времени проводились экскурсии. В Москве сохранилось 12 зданий, созданных этим выдающимся архитектором. Выставка предоставляет возможность ознакомиться не только с сохранившимися постройками, но и с его нереализованными и утраченными проектами, что позволяет глубже понять наследие Мельникова и его вклад в архитектуру.
Константин Мельников, выдающийся архитектор, пользовался большим спросом всего лишь в течение пятнадцати лет. С конца 1930-х годов к авангардным формам пришли более традиционные стили, с которыми он отказывался сотрудничать. Тем не менее, его ретроспектива, охватывающая этот сравнительно короткий период, располагает двенадцатью залами, где представлено свыше двухсот экспонатов. Среди них — наброски, чертежи и детализированные макеты, которые демонстрируют его уникальный подход к архитектурному дизайну и инновации в строительстве.
Мы посетили выставку и делимся впечатлениями в нашем репортаже о мероприятии. Выставка представила широкий спектр инновационных решений и продукции, что стало отличной возможностью для профессионалов в отрасли обменяться опытом и наладить новые контакты. Мы подробно расскажем о ключевых выставочных стендах, интересных экспонатах и новинках, которые привлекли наше внимание. Также отметим важные тенденции, которые были представлены на выставке, и обсудим, как они могут повлиять на развитие отрасли в будущем.
- поиске новых решений в архитектуре;
- неожиданных проектах городского пространства;
- «хрустальном» саркофаге Ленина;
- последнем проекте архитектора.
Большие проекты смелой мечты
Первый зал выставки называется «зал мечты». В этом пространстве представлены нереализованные архитектурные проекты. К сожалению, как и многие новаторы в архитектуре, Мельников является ярким представителем так называемой бумажной архитектуры. Большинство его идей остались лишь в виде эскизов, чертежей и макетов, не получив реализации в реальной жизни. Эта выставка подчеркивает важность концептуального мышления в архитектуре и показывает, как даже самые смелые идеи могут остаться незавершенными.
В центре зала расположен детализированный макет здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности. Это здание планировалось к строительству на Красной площади, напротив так и не реализованного Дворца Советов, который должен был стать архитектурной доминантой города согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года. Макет служит важным историческим свидетельством амбициозных планов по строительству в Москве, отражая стремление к развитию тяжёлой промышленности и модернизации столицы в тот период.
В конкурсном предложении Мельникова выделяется сорокаэтажный «тучерез», который впечатляет своим размахом и высотой даже по современным меркам. Это особенно примечательно для 1934 года, когда здания высотой более десяти этажей были настоящей редкостью. Важно отметить, что дополнительные 16 этажей здания Наркомтяжпрома расположены ниже уровня земли. Центральный вход в здание архитектор расположил на высоте нескольких десятков метров, к которому ведут два длинных лестничных марша. Если взглянуть на входную группу с земли, открывается грандиозный вид, который также представлен на выставке в виде листа авторского проекта. Это архитектурное решение делает «тучерез» не только выдающимся примером советской архитектуры, но и символом амбициозных идей того времени.
Несмотря на рационалистический подход, который сделал Мельникова и его конструктивные изобретения известными на международной арене, здание отражает смелые идеи модернизма. Это привело к тому, что комиссия не восприняла проект всерьез, охарактеризовав его как «утопический и формалистический». Данная оценка в значительной степени соответствует действительности. Проект интересен как архитектурная фантазия, однако подземные этажи и длинные лестничные марши на открытом воздухе ставят под сомнение его функциональность как «архитектуры для жизни».
Этот зал погружает в эпоху и мышление архитектора Мельникова. На легких конструкциях размещены изображения других значимых монументальных сооружений, а также цитаты из критических отзывов, которые отвергали новаторские идеи Мельникова.
Несмотря на множество критических отзывов, Мельников занял важное место в истории советской архитектуры благодаря своим инновационным идеям. Его подход к проектированию и использованию пространства стал основой для новых архитектурных тенденций, которые оказали значительное влияние на развитие архитектуры в Советском Союзе. Мельников не только внедрил новаторские решения, но и создал уникальные здания, которые до сих пор вызывают интерес у архитекторов и историков.
Новые формы: углы
После зала с ранними учебными проектами, которые включают в себя эскизы церквей и зданий в классическом стиле, располагается пространство, посвященное реализованным инновационным проектам. Здесь представлены современные решения в области строительства гаражей и реконструкции Сухаревского рынка, что подчеркивает прогрессивный подход к архитектуре и градостроительству.
В двадцатые годы в Москве произошел активный рост автобусной сети. В 1924 году был закуплен первый партийный объем в восемь автобусов марки «Лейланд», а в 1925 году добавили еще 16 единиц. Для обслуживания растущего количества автобусов требовалось построить новый вместительный гараж, что стало важным шагом в развитии общественного транспорта столицы. Развитие автобусной сети в тот период сыграло ключевую роль в улучшении транспортной доступности и комфорта для жителей Москвы.
Архитектор столкнулся с уникальной инженерной задачей: для того чтобы автобус мог заехать и выехать из гаража, водителям приходилось сдавать задом, что создавало значительные неудобства и отнимало много времени. Для оптимизации данного процесса Мельников предложил инновационное решение, получившее название прямоточной системы Мельникова. Эта система предусматривала заезд автобусов в гараж с одной стороны и выезд с противоположной, что стало возможным благодаря нестандартной форме здания, выполненного в виде параллелограмма. Такой подход значительно упрощает маневрирование и экономит время водителей.
Сначала новая система встретила значительное недоверие, поэтому перед началом строительства были проведены испытания с разметкой на земле. Эти испытания, как впоследствии отметил сам Мельников, прошли с отличными результатами.
Проект Ново-Сухаревского рынка, реализованный архитектором Мельниковым, представляет собой уникальное здание, в котором отсутствуют прямые углы. В рамках этого проекта Мельников провел детальное исследование оптимизации человеческих потоков, анализируя кратчайшие маршруты от входа. Это решение не только улучшает функциональность пространства, но и создает комфортную атмосферу для посетителей, что делает рынок более привлекательным для покупателей и торговцев. Архитектурный подход Мельникова подчеркивает важность взаимодействия людей с окружающей средой, что является ключевым аспектом современного градостроительства.
Киоски в этой концепции выполнены в виде смещённых модулей, расположенных под углом. При взгляде сверху линия витрин напоминает зубчатый край пилы. Это дизайнерское решение создает уникальные ниши для взаимодействия между продавцом и покупателем, улучшая опыт общения и торговли.
К сожалению, Ново-Сухаревский рынок просуществовал всего пять лет, и в 1930 году его снесли. На этом месте сейчас проложено широкое полотно Садового кольца. Тем не менее, если вы хотите найти его следы, это вполне возможно. По адресу: Большой Сухаревский переулок, дом 11, расположено сохранившееся здание конторы Ново-Сухаревского рынка. Несмотря на то что оно скрыто в переулках и выглядит обветшало, его стоит отыскать. Это здание ярко иллюстрирует влияние авангардной архитектуры, которое ощущается даже сегодня.
При знакомстве с экспонатами выставки становится очевидным, каково дизайнерское решение пространства. Оно было разработано в бюро Planet9 и наглядно иллюстрирует архитектурный приём Константина Мельникова, который подробно рассматривается в специальном зале, посвящённом этому аспекту. Дизайн выставки не только подчеркивает уникальность работ Мельникова, но и создает атмосферу, способствующую глубокому восприятию представленных произведений.
Одну из стен для экспозиции проектов гаражей и рынка выполнили по «зубчатому» принципу, который использовался для размещения павильонов продавцов и организации автобусного движения. В зале, посвященном форме цилиндра в архитектуре, выделяются округлые стены. В предпоследнем зале, где представлены живописные портреты семьи архитектора, стены воспроизводят изгибы комнат Дома Мельникова и эффектное панорамное окно второго этажа. Такой подход создает уникальную атмосферу и подчеркивает связь архитектуры с искусством, что делает выставку особенно привлекательной для посетителей.
Новые формы: цилиндры
Архитектура часто использует цилиндрическую форму как альтернативу традиционному прямоугольнику. Примеры таких решений можно увидеть в здании клуба «Буревестник», клубе имени Зуева и в модульных проектах домов-коммун. Однако ярким примером цилиндрической архитектуры является частный дом архитектора в районе Арбата, который по праву считается одним из его лучших творений. Этот дом демонстрирует, как цилиндр может стать основой для создания уникального и запоминающегося архитектурного образа.
Дом Мельникова является центральным экспонатом следующего зала. В этом пространстве представлена история данного архитектурного памятника, а также его планы и чертежи. В центре комнаты расположены реконструкции кладки ромбовидного окна и изящной оконной рамы, что позволяет посетителям глубже понять уникальные особенности архитектуры дома.
Разрешение на строительство этого дома и земельный участок архитектор получил в качестве награды за проект саркофага Ленина. В своей частной постройке он смог реализовать архитектурные идеи, которые в других проектах оставались лишь на бумаге. Здесь он выступал и заказчиком, и критиком. Одна из развёрток называется «Показательный дом арх. Мельникова» — именно так он относился к своему творению. Этот дом стал воплощением его архитектурных фантазий и уникальной концепции, которая демонстрирует его художественный подход и новаторское видение.
Сегодня дом Мельникова является частью сети филиалов Музея архитектуры имени Щусева. До недавнего времени здесь проводились экскурсии, однако с 1 октября он закрыт на реставрацию, которая продлится до 2024 года.
Архитектор городского пространства
Проекты Мельникова в области урбанистики остаются в тени его более известных архитектурных достижений, так как большинство из них не были реализованы. Одним из значимых проектов является реконструкция Арбатской площади, которая отличалась футуристическим дизайном. На эскизе площади даже изображен дирижабль, что подчеркивает инновационный подход архитектора к градостроительству. Эти идеи, хотя и не воплощенные в жизнь, свидетельствуют о его стремлении к созданию новых пространств для городской жизни.
Футуристичный дизайн площади отличался не только своими гладкими и минималистичными формами, но и оригинальным подходом к организации пространства. В основе концепции лежала идея полной изоляции пешеходного движения от открытых участков. Предполагалось, что люди будут перемещаться по специальным тоннелям, которые соединяют здания и переходы, создавая уникальную атмосферу. Такой подход не только повышает безопасность, но и способствует более эффективному использованию пространства, что делает площадь современным и привлекательным местом для жизни и работы.
Комплексная застройка Гончарной и Котельнической набережных представляет собой важный урбанистический проект, который преобразит облик этих территорий. Строительство канала Москва — Волга в 1937 году сделало реку судоходной, что открыло новые возможности для развития набережных. После реконструкции Гончарная и Котельническая набережные должны стать примером современных стандартов городской жизни. Гончарная набережная сохраняет статус образца градостроительной мысли, где сталинская архитектура гармонично сочетается с широкими проспектами и зелеными зонами для прогулок, а также тщательно спроектированными дворами. Однако идеи архитектора Мельникова, такие как висячие сады и надземные переходы, оказались слишком инновационными для своего времени и не нашли поддержки в реализации проекта. Тем не менее, данный проект продолжает вызывать интерес и обсуждение в контексте развития городской инфраструктуры и создания комфортной городской среды.
В проекте планировки Юго-Западного района Москвы архитектор Мельников предлагает установить масштабную спиральную эстакаду, которая плавно будет переходить в мост через Москву-реку. Подробности этого архитектурного решения можно увидеть на представленных эскизах.
Конечно, я готов помочь вам с переработкой текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
Заха Хадид: авангардная архитектура и бетонные космические корабли
Заха Хадид — выдающийся архитектор, чьи проекты изменили представление о современном строительстве. Ее стиль, основанный на динамичных формах и смелых линиях, стал символом авангардной архитектуры. Хадид создавала здания, которые напоминают космические корабли, выполненные из бетона и стекла, привнося в мир архитектуры элементы футуризма.
Ее работы, такие как Центр водного спорта в Лондоне и Оперный театр в Гуанчжоу, демонстрируют уникальное сочетание функциональности и эстетики. Заха Хадид использовала инновационные технологии и материалы, что позволяло ей реализовывать самые смелые идеи. Каждый проект архитектора — это не просто здание, а произведение искусства, способное вдохновлять и удивлять.
Работы Хадид вызывают интерес не только у профессионалов, но и у широкой публики, что подчеркивает ее влияние на современную архитектуру. Архитектурные решения, предложенные Захой Хадид, продолжают оказывать влияние на новых архитекторов и дизайнеров, формируя будущее городской среды.
Одним из сохранившихся общественных пространств Москвы является амфитеатр парка Горького. Константин Мельников, первый главный архитектор этого знаменитого парка, разработал амбициозные планы по преобразованию территории от Садового кольца до Лужников. Однако через несколько лет его сменил архитектор Александр Власов, который внес изменения в оригинальный проект, в частности, заменил центральный фонтан, предложенный Мельниковым, на свой собственный вариант. Авангардный проект фонтана Константина Мельникова, в котором струи воды устремляются к центру из противоположных углов огромного бассейна, сохранился лишь в виде эскизов.
Коллеги и конкуренты
Экспозиция охватывает весь творческий путь архитектора, демонстрируя его проекты не только в виде оригинальных чертежей и набросков, но и в контексте сравнительного анализа. Например, невоплощённый памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго, конкурс на который проходил в 1929 году, представлен в эскизах таких архитекторов, как Мельников, Щусев и Олтаржевский. Учащиеся также имеют возможность сопоставить свои работы с эскизами Жолтовского и Щусева того времени, что позволяет глубже понять эволюцию архитектурного мышления и стилистики.
Зал со студенческими работами расположен в начале выставки и скрывает небольшой секрет — за занавесом находится дополнительное помещение, которое рекомендуется посетить в самом конце. Это пространство завершается экспозицией и может предоставить уникальную возможность для более глубокого понимания представленных работ.
Сон, смерть и бессмертие
В этом зале представлены художественные работы, посвященные теме смерти и продления жизни. Интерес к смерти проявился у Мельникова еще в юности, когда в 15 лет он пережил утрату любимой старшей сестры. Размышляя о концепции бессмертия, в конце 1920-х годов он разработал проект «Зелёный город» — идеальный курортный поселок, где советские граждане могли бы восстанавливать здоровье с помощью инновационных методов, таких как «сонотерапия». Этот подход к оздоровлению отражал стремление Мельникова соединить искусство, архитектуру и медицинские практики, направленные на улучшение качества жизни и преодоление границ человеческого существования.
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
История дизайна «Летающий город» Георгия Крутикова представляет собой увлекательный пример инновационного подхода в архитектуре и городском планировании. Этот проект, вдохновленный идеями футуризма, исследует возможность создания воздушных пространств для жизни и работы. Георгий Крутиков, известный своим нестандартным мышлением, создает уникальное видение города будущего, где технологии и природа гармонично сосуществуют. В его дизайне предусмотрены экологически чистые материалы и энергоэффективные решения, что подтверждает актуальность проекта в контексте современных вызовов устойчивого развития. «Летающий город» становится не только архитектурной концепцией, но и символом стремления к инновациям и улучшению качества жизни в городских условиях.
Идеи восстановления через сон архитектор воплотил и в спальне своего дома, где вся семья спала в одном помещении, окруженном полукруглой стеной с ромбовидными окнами. В этом пространстве отсутствовала мебель, а кровати напоминали пьедесталы. «Золотую спальню» можно увидеть на фотографиях и живописных работах, а чертежи Зелёного города сопровождаются описанием проекта из журнала «Строительство Москвы». Этот уникальный подход к дизайну интерьера подчеркивает гармонию с природой и создает атмосферу уюта, что делает его актуальным и сегодня.
В центре этого помещения находится главный экспонат — большой стеклянный саркофаг, установленный над красным бархатным гробом, в котором должен был покоиться Владимир Ленин, скончавшийся в 1924 году. Мавзолей был спроектирован архитектором Алексеем Щусевым, а Константин Мельников разработал стеклянный, известный как «хрустальный», саркофаг. Это выдающееся сооружение не только служит мемориалом, но и является символом советской эпохи, привлекающим внимание туристов и историков со всего мира.
Мельников был вдохновлён сказкой о Спящей красавице, где героиня однажды пробуждается от долгого сна. Эта идея перекликалась с модернистскими надеждами на изобретение «лекарства от смерти». В связи с этим возникла необходимость сохранить тело Вождя до наступления этого момента, что, в свою очередь, зависело от качества саркофага. Архитектор предложил крышку, напоминающую кристалл, с асимметричной формой и острыми выступающими углами, которые по-разному преломляют свет. В зале можно увидеть этапы работы над проектом, начиная от быстрых набросков и заканчивая детализированными чертежами и изометриями. Этот процесс демонстрирует стремление к совершенству и оригинальности в архитектуре, а также важность сохранения исторической памяти.
Уникальность представленной на выставке реконструкции заключается в том, что именно этот саркофаг стал победителем конкурса. Однако впоследствии стало ясно, что реализовать его форму с использованием технологий того времени было невозможно. В результате архитектор Мельников предложил еще восемь вариантов стеклянного купола, сохраняющих основную идею, но более удобных для исполнения. Один из этих вариантов был использован в Мавзолее до 1945 года.
Закат карьеры
Зал смерти, сна и бессмертия представляет собой завершающий этап выставки, основная часть которой охватывает период до 1939 года. Однако что последовало за этим временем? К сожалению, выставка предоставляет ясный ответ: после 1939 года авангард фактически утрачивает свою значимость. К концу тридцатых годов на смену ему приходят новые художественные концепции и архитектурные стили. Великий инноватор оказывается в стороне, его творчество теряет прежнюю актуальность. В результате он начинает заниматься живописью, создавая камерные портреты своей семьи, которые также можно увидеть в экспозиции. После войны он вновь возвращается к преподавательской деятельности, продолжая влиять на новое поколение художников.
В 1962 году, находясь в пожилом возрасте, Константин Мельников обратился с прошением в Центральный комитет КПСС, высказывая желание участвовать в проектировании павильона для Международной выставки в Нью-Йорке. На тот момент архитектору исполнилось 72 года. Он представил внеконкурсный проект под названием «Переливы небесной механики», однако его предложение не было принято, и Советский Союз в итоге отказался от участия в выставке.
Ретроспектива демонстрирует путь архитектора от его первых шагов в профессии до последних проектов шестидесятых годов и окончательного ухода из мира крупной архитектуры. Основной период его деятельности охватывает всего два десятилетия, и выставка представляет этот период в полном объеме. Она последовательно раскрывает не только классические элементы советского авангарда, но и личность архитектора, который не боялся идти против течения и создавать то, что до него никому не приходило в голову. Выставка предлагает уникальную возможность глубже понять эволюцию архитектурной мысли и влияние этого мастера на развитие архитектуры.
Выставка продлится до 23 января 2023 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, расположенном по адресу: Воздвиженка, дом 5/25. Не упустите возможность посетить это знаковое событие в мире архитектуры и искусства.
Исследуйте новые места для отдыха и развлечений в вашем городе. Узнайте о лучших ресторанах, кафе и барах, которые стоит посетить. Обратите внимание на культурные мероприятия и выставки, которые проходят в ближайшие недели. Не забудьте про природные парки и зоны для активного отдыха, где можно насладиться свежим воздухом и красивыми пейзажами. Также рассмотрите возможность посетить местные достопримечательности и исторические места, которые познакомят вас с культурным наследием региона. Независимо от ваших интересов, всегда найдется что-то новое и увлекательное, чтобы провести время с пользой.
Выставка «История российского дизайна» проходит в Третьяковской галерее и продлится до 31 января 2023 года. Это уникальное событие позволяет погрузиться в развитие российского дизайна, начиная с его истоков и заканчивая современными тенденциями. Посетители смогут увидеть работы известных дизайнеров, а также познакомиться с малоизвестными произведениями, которые стали знаковыми для отечественной культуры. Выставка включает в себя разнообразные экспонаты: от графического дизайна до промышленного, от моды до интерьерных решений. Не упустите возможность узнать больше о влиянии дизайна на общество и его роль в формировании визуальной идентичности России.
Читайте также:
- Советский ответ Эйфелю: башня Татлина
- Железобетон, церковь Ле Корбюзье и «стеклянные стены»: история французских архитекторов
- История дизайна: 1920–1930 годы, Баухаус и ВХУТЕМАС
- История одного дизайна: «Клином красным бей белых»
- Серп и кегль: шрифты СССР
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее