Что мотивирует детей учиться и как сохранить интерес к учёбе / Skillbox Media
«Яндекс.Учебник» выяснил, что мотивирует младшеклассников и какие предметы они любят. О результатах опроса размышляет нейропсихолог Ксения Вотякова.
Содержание:
Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Узнать больше
- нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения
- научный консультант «Яндекс.Учебника»
- занималась научными исследованиями трудностей обучения, консультированием и коррекционной работой с детьми
В конце 2021 года «Яндекс.Учебник» организовал онлайн-олимпиады для начальных классов под названием «А я знаю». После завершения соревнований был проведён опрос среди 2438 родителей, который позволил выяснить, что именно привлекает их детей к учёбе в школе. Полученные результаты оказались весьма познавательными.
Почему детям нравится учиться
Современные младшеклассники проявляют активное любопытство, и их учебный процесс основывается на познавательном интересе. По данным опроса, 45,6% родителей отметили, что их дети получают удовольствие от процесса обучения и стремятся узнавать новое. Это свидетельствует о внутренней мотивации детей, которая позволяет им продолжать учёбу даже в отсутствие внешних требований.
Популярность такого ответа легко объяснима. Она связана с особенностями возраста 7–10 лет, когда дети активно задают вопросы и стремятся понять связь между явлением и его сутью. В этом возрасте они искренне ищут причины происходящих событий, например, почему соль растворяется в воде, откуда берется ветер, или почему мы произносим слово «сАбака», а пишем «сОбака». Этот период любопытства и стремления к познанию является важным этапом в развитии критического мышления и научного подхода у детей.
С одной стороны, данные действительно вдохновляют, так как в современных условиях наблюдается тенденция, при которой внешняя мотивация начинает преобладать над внутренней даже в начальной школе. Часто на смену естественному любопытству приходит стремление к высоким оценкам и местам в рейтингах. Учащиеся нередко стремятся избежать наказаний со стороны родителей и учителей или, напротив, получить вознаграждение в виде новых гаджетов. Это подчеркивает важность формирования внутренней мотивации и возврата к истинным источникам интереса к обучению.
Интересный аспект внутренней мотивации заключается в размышлениях о будущем и осознании того, как образование влияет на жизненные перспективы. Этот фактор занял четвёртое место в результатах опроса. Хотя большинство младших школьников не способны чётко связывать свои учебные успехи с будущими профессиональными достижениями, 19,5% родителей считают это важным элементом мотивации. Осознание значимости образования может способствовать формированию более целеустремлённого подхода к учёбе и развитию у детей навыков, необходимых для успешной карьеры.
Важно помнить, что ключевым фактором успешности в жизни взрослых является способность детей к самоконтролю и регуляции своего поведения, а не только их школьные оценки. Это подтверждают данные лонгитюдных психологических исследований. Поэтому педагоги и родители должны уделять особое внимание развитию этих навыков у детей. Эффективное формирование самоконтроля и эмоциональной регуляции способствует не только академическим достижениям, но и успешной социальной адаптации в будущем.
Детей мотивирует стремление быть первыми. Это хорошо?
Внутренняя мотивация действительно заняла лидирующее место, однако значимую роль играют и внешние факторы. Более трети родителей (36,7%) указали, что их детей стимулирует желание быть первыми и получать отличные оценки. Еще 32% родителей отметили, что они сами выступают в роли источника мотивации для своих детей, активно поощряя учебу и успехи в образовательной деятельности.
Исследования подтверждают, что внешняя учебная мотивация может превзойти внутреннюю, но такие изменения не всегда имеют положительные последствия. Например, если начать финансово поощрять ребенка за хорошие оценки, который изначально учится из интереса, это может привести к снижению его познавательной активности. Важно понимать, что внутренние мотивы, такие как интерес и любознательность, играют ключевую роль в образовательном процессе. Поддержка и развитие этих внутренних факторов способствуют более глубокому усвоению знаний и формированию устойчивых навыков.
Учиться исключительно на основе любопытства невозможно, однако внешняя мотивация играет значительную роль в процессе обучения. Важно использовать её разумно и не полагаться исключительно на внешние стимулы. Эффективное обучение требует баланса между внутренним интересом и внешними факторами, что способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.
Что это означает для взрослых, педагогов и родителей? Прежде всего, важно хвалить детей за приобретение новых знаний и навыков, а не только за высокие оценки. Необходимо постоянно отмечать достижения ребенка, сравнивая их с его предыдущими успехами и усилиями, которые он приложил для достижения результата. Даже если итог оказался не таким высоким, как ожидалось, стоит ценить процесс и прогресс, который был достигнут. Поддержка и признание усилий способствуют формированию уверенности и мотивации у детей, что в свою очередь положительно сказывается на их дальнейшем развитии.
Учителям важно предоставлять развёрнутую обратную связь своим ученикам, указывая на сильные стороны и области для улучшения. Такой подход способствует поддержанию внутреннего интереса к обучению и повышает его эффективность. Понимание того, что удается хорошо, а что требует доработки, помогает учащимся осознанно подходить к своему обучению и развивать необходимые навыки. Регулярная и конструктивная обратная связь становится ключевым элементом в образовательном процессе, позволяя каждому ученику расти и достигать своих целей.
Почему математика и физкультура популярнее русского языка
В ответах детей на вопрос о любимых школьных предметах математика, ИЗО, физкультура и окружающий мир занимают лидирующие позиции, в то время как русский язык оказывается на последнем месте. Это свидетельствует о том, что ученики больше предпочитают практические и творческие дисциплины, чем традиционные предметы, такие как русский язык. Интерес к математике и физкультуре может быть объяснен их непосредственной связью с повседневной жизнью и активной деятельностью, в то время как русский язык, несмотря на его важность, может восприниматься как менее увлекательный.
Популярность математики является положительным трендом. Обучение этому предмету в начальной школе проходит поэтапно, что способствует лучшему пониманию и освоению материала. Когда ребёнок добивается успехов в математике, у него формируется интерес к данному предмету, что делает занятия более увлекательными и продуктивными. Развитие математических навыков в раннем возрасте закладывает основу для дальнейшего обучения и применения знаний в повседневной жизни.
Обратное утверждение также имеет место — если ребенку трудно осваивать определенный предмет, у него пропадает чувство успешности и уверенности в своих силах. В результате это приводит к снижению мотивации к изучению данной дисциплины. Это может частично объяснять «непопулярность» русского языка среди младшеклассников, участвующих в олимпиадах. Важно создать условия, способствующие положительному восприятию языка, чтобы повысить интерес и вовлеченность учеников в его изучение.
Освоение навыков чтения и письма — это трудоемкий процесс, который требует значительных временных и физических затрат. Программа обучения русскому языку в начальной школе, на мой взгляд, имеет высокую интенсивность. Однако языковой материал и тексты, с которыми работают дети, зачастую не соответствуют их интересам и актуальным жизненным ситуациям. Это может негативно сказаться на мотивации школьников и их желании учиться. Для повышения интереса к изучению русского языка важно использовать более современные и подходящие материалы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний и развитию навыков чтения и письма.
Уроки изобразительного искусства и физической культуры отличаются более свободной организацией учебного процесса, что позволяет детям двигаться и творить. В младшей школе дети сохраняют непосредственность и стремятся выражать себя без страха осуждения. Однако, когда школьники сталкиваются с трудностями в учебе, многие из них выбирают физкультуру и изо как наиболее привлекательные предметы, поскольку в этих областях они не ощущают чувства неуспешности. Как практикующий нейропсихолог, я часто наблюдаю эту тенденцию. Уроки ИЗО и физкультуры не только развивают творческий потенциал и физическую активность, но и помогают детям справляться с эмоциональными трудностями, создавая комфортную и поддерживающую среду для самовыражения.
Можно ли мотивировать с помощью гаджетов
Вопрос о том, как дети используют гаджеты, оказался особенно актуальным для родителей. Результаты опроса показали, что большинство детей занимаются различными активностями с помощью технологий. Так, 73,2% детей играют в игры, 34,3% общаются с друзьями, а 60,2% смотрят развлекательный контент. Важно отметить, что 59,9% родителей указали, что их дети также используют гаджеты для учебы. Это подчеркивает значимость технологий в образовательном процессе, а также необходимость балансировать время, проведенное за экранами, между развлечениями и обучением.
Важная роль взрослых заключается в том, чтобы познакомить детей с обучающим контентом в интернете. Существует множество сервисов и ресурсов, которые могут быть интересны и полезны, предлагая альтернативу традиционным школьным учебникам. Сегодня образовательный контент представлен в различных форматах — это курсы, уроки, подкасты и мультфильмы. Эти материалы помогают детям узнать, как устроен мир вокруг них, и поддерживают их естественное стремление к исследованию. Важно не только показать детям эти ресурсы, но и объяснить, как правильно их использовать для получения знаний и развития.
Наличие взрослого рядом с детьми в начале их знакомства с интернетом играет важную роль. Учитель или член семьи могут стать надежным навигатором в обширном мире информации. Они помогут детям научиться оценивать достоверность источников, вдохновят на исследование и привьют интерес к качественному контенту. Формирование привычки выбирать только проверенные и полезные материалы с раннего возраста способствует развитию критического мышления и медийной грамотности.
Читать также:
- 30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю
- Почему педагоги призывают отказаться от оценок
- Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
- Какие личные качества и софт-скиллы школьников влияют на их учёбу
Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Вы познакомитесь с разными формами обучения и определите, какая подходит вашему ребёнку. Поможете ему преодолеть учебные сложности и перестанете тревожиться из-за успеваемости.
Узнать подробнее