Что обсуждали на конференциях об образовании в октябре / Skillbox Media
Сезон образовательных конференций в разгаре, и после каждой в Сети остаются сотни часов записей. Вот самые, на наш взгляд, интересные дискуссии.
Содержание:
Научитесь: Как подготовиться к профессиональной конференции
Узнать большеМосковский международный салон образования (ММСО), прошедший с 6 по 8 октября, стал ключевым событием октября в образовательной сфере. Мероприятие проводилось в гибридном формате и охватывало все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Мы уже представили подробные репортажи о некоторых сессиях (ссылки в конце статьи), и теперь предлагаем вашему вниманию ещё несколько интересных дискуссий, которые привлекли внимание участников.
Как современные школьники выбирают профессию
На ММСО прошел специализированный трек мероприятий, посвященный профессиональному самоопределению школьников. Здесь состоялись увлекательные дискуссии, которые затрагивали важные аспекты выбора профессии и карьерного роста молодежи. Участники обсуждали современные подходы к профориентации, влияние образовательных программ на формирование профессиональных интересов и навыков у школьников. Эти обсуждения способствовали более глубокому пониманию потребностей учащихся и актуальных трендов на рынке труда.
- «Границы профориентации: взгляд из кабинета директора школы». Руководители «Новой школы», школы «Мир» (Доброград), Университетской гимназии МГУ и Европейской гимназии рассказали о том, как профориентация встроена в учебный процесс у них. В фокусе обсуждения — поиск баланса между желаниями родителей и интересами детей и разными целями профориентации. Должен ли каждый ученик выбрать к 11-му классу профессию на всю жизнь или самое главное — развитие навыка профориентирования?
- «Профориентация или профессиональное самоопределение?» В этой сессии участвовали представители компаний и организаций, которые производят образовательные продукты для профориентации. Прозвучали ответы на многие важные вопросы, в том числе на заглавный. Эксперты обсудили, что делать, если подростки совсем не верят, что смогут чего-то добиться в жизни, когда начинать знакомство с миром профессий и как цифровые портфолио могут стать не помощником, а барьером в выборе профессии.
- «Кто, как и зачем выбирает высшее образование? Опыт ректората». Важный (но всё чаще не финальный) этап в профессиональном самоопределении — поступление в вуз или колледж. В этой дискуссии руководители приёмных комиссий крупных вузов обсудили, чем определяется выбор абитуриентов, как повысить конкурс на непопулярные, но важные для общества и экономики программы и достаточно ли баллов ЕГЭ, чтобы отобрать подходящих студентов. Выяснилось, что главной проблемой высшего образования представители вузов считают… бесплатный доступ к нему.
Чтение является важной частью нашей жизни. Оно не только развивает мышление, но и обогащает наш словарный запас. Регулярное чтение книг, статей и других материалов помогает улучшить концентрацию и внимание. Кроме того, чтение способствует развитию критического мышления и креативности. В эпоху информации, когда доступ к знаниям стал проще, важно находить время для чтения. Выбор литературы может быть разнообразным: от художественной прозы до научных публикаций. Это позволяет каждому найти что-то интересное и полезное. Не забывайте делиться своими впечатлениями о прочитанном, это может обогатить мнение других и создать дискуссии на важные темы.
Центр карьеры в школе играет важную роль в подготовке учащихся к будущей профессиональной жизни. Он не должен существовать просто формально, а должен быть эффективным инструментом, помогающим школьникам осознать свои интересы и возможности. Основная задача центра карьеры — обеспечить студентов необходимыми знаниями о профессиях, рынке труда и способах выбора карьерного пути.
Для успешного функционирования центра карьеры важно продумать его структуру и содержание. Необходимо создать программу, которая включает консультации, мастер-классы, встречи с профессионалами и стажировки. Эти мероприятия помогут учащимся лучше понять свои склонности и развить навыки, необходимые для успешной карьеры.
Важно также наладить сотрудничество с местными предприятиями и организациями, чтобы предоставить учащимся возможность получить практический опыт и узнать о требованиях рынка труда. Такой подход не только повысит мотивацию студентов, но и сделает центр карьеры важной частью образовательного процесса.
Таким образом, центр карьеры в школе может стать эффективным инструментом, способствующим успешной профессиональной ориентации и подготовке будущих специалистов.
Как работает гибридная школа
Цифровые форматы в образовании стали одной из ключевых тем на ММСО. Особенно важными оказались вопросы, связанные с организацией образования в смешанном формате. Рекомендуем обратить внимание на сессии, посвященные «гибридным» моделям обучения на школьном уровне. Эти обсуждения помогут лучше понять, как эффективно интегрировать цифровые технологии и традиционные методы обучения для достижения лучших результатов.
- «Гибридная школа как образовательная реальность». Реальная гибридная школа выглядит очень по-разному, и на этой сессии можно увидеть примеры. Это и крупная частная школа, и платформы онлайн-школ целых регионов, и сетевое объединение маленьких сельских школ в одном районе. Некоторые из этих практик стали вынужденным ответом на нехватку учителей и вряд ли пригодятся в более благоприятных условиях. Но о них как минимум интересно узнать.
- «Новые практики управления гибридной школой». Главный вопрос сессии — изменят ли технологии школу так сильно, как другие сферы жизни, произойдёт ли «уберизация» образования. Молодые директора государственных и частных школ обсудили, что вообще такое гибридная школа, какие проблемы вызвали её к жизни и как цифровые платформы помогают управлять коллективом.
- «Цифровая трансформация школы: что? как? зачем?». В ходе обсуждения исследователи из Института образования ВШЭ представили результаты мониторинга цифровой трансформации школ: как, по данным повторяющихся опросов, учителя и ученики используют гаджеты и интернет в учебных целях, как оценивают взаимодействие с цифрой. Что стоит за статистикой, на своём опыте объяснили директор и учителя из разных школ.
Читайте также:
Учителя выбирают и осваивают инструменты для гибридного обучения, основываясь на нескольких ключевых факторах. Во-первых, они ориентируются на потребности своих учеников и особенности учебного процесса. Важно учитывать уровень цифровой грамотности учащихся, а также доступность технологий.
Во-вторых, учителя исследуют различные платформы и приложения, которые могут улучшить взаимодействие между учениками и преподавателем. Это могут быть системы управления обучением, видеоконференцсвязь, интерактивные доски и другие ресурсы, способствующие эффективному обучению.
Третьим аспектом является профессиональное развитие. Учителя участвуют в семинарах, вебинарах и курсах, чтобы освоить новые инструменты и методы гибридного обучения. Обмен опытом с коллегами также играет важную роль в выборе наиболее подходящих решений.
Наконец, учителя постоянно адаптируют свои подходы, оценивая результаты обучения и собирая обратную связь от учеников. Это позволяет им оптимизировать использование инструментов и повышать качество образования в условиях гибридного формата.
Чему и как будут учить в школах завтра
Цифровые технологии оказывают значительное влияние на управление школами, но также важны изменения в содержании образования. Возникает вопрос, изменяется ли оно под воздействием новых форматов или научных открытий. Существует ли в образовательной сфере доказательная база, позволяющая определить, где необходимы изменения? Мы выбрали три сессии для обсуждения этих сложных вопросов. В названии каждой сессии содержится вопрос, подчеркивающий актуальность тематики.
- «Может ли цифра изменить содержание школьного образования?» Учителя обсудили, как возможность нагуглить что угодно меняет образование, о чём нужно рассказывать на уроках истории и географии и стоит ли бояться, что ученик никогда не прочитает четвёртый том «Войны и мира».
- «Что можно доказать в образовании, а что нельзя?» Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов и руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский отвечают на вопросы о том, как отслеживание цифрового следа и другие измерения позволяют выделить «узкие горлышки» в учебных программах, с которых у детей начинаются проблемы с пониманием предмета. Главная тема — возможно ли вообще сделать педагогику доказательной в условиях классно-урочной системы.
- «Как приблизить науку к школе?» Ещё одна сессия, которую модерировал директор школы №1788 Александр Ездов. Педагоги и представители издательств учебной литературы спорили о том, есть ли смысл нагружать школьную программу самой свежей научной информацией и как организовать дополнительное образование школьников, конкурсы и олимпиады для них, чтобы аудитория таких мероприятий не ограничивалась группами одних и тех же отличников.
На XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО-2021), которая состоялась в Высшей школе экономики с 14 по 16 октября, были представлены ключевые рекомендации, посвященные вопросам качества образования в вузах. Конференция собрала специалистов и исследователей, которые обсудили актуальные проблемы и вызовы в сфере высшего образования, а также предложили эффективные решения для повышения стандартов образовательного процесса. Внимание участников было сосредоточено на инновационных подходах и методах, которые могут улучшить качество образовательных услуг и подготовку студентов к современным требованиям рынка труда.
Как измерять и повышать качество высшего образования
Тема конференции ИВО была наиболее полно раскрыта благодаря выступлениям трех основных спикеров — международных экспертов в области высшего образования. Их презентации предоставили глубокое понимание актуальных тенденций и вызовов, с которыми сталкиваются университеты и учебные заведения по всему миру. Эксперты поделились практическими примерами и инновационными подходами, которые могут быть применены для повышения качества образовательного процесса и адаптации к современным требованиям.
- Педро Нуно Тейшейра, директор центра исследований политики высшего образования CIPES и профессор экономики Университета Порту (Португалия), в своём докладе показал разные метрики качества обучения в вузах и объяснил, почему вообще растёт потребность в его оценке. Ключевой вопрос — можно ли угнаться за несколькими метриками сразу или меры по повышению качества в разных областях работы вуза друг другу противоречат.
- Йерун Ван Мериенбур, профессор обучения и преподавания Университета Маастрихта (Нидерланды), представил практический опыт дизайна образовательных программ в модели 4C/ID и рассказал, как на основе учебной аналитики постоянно улучшать программу. Самые интересные примеры связаны с изучением многоступенчатых диагностических процедур на медицинских программах.
- Бьёрн Стенсакер, профессор высшего образования и проректор по образованию Университета Осло (Норвегия), поставил в выступлении вопрос о том, что происходит с управленческой структурой университетов и помогает ли сбор большого количества данных о разных сторонах работы вуза оценить реальное качество образования.
Что произошло с качеством образования во время пандемии
Анализ глобальных выводов зарубежных исследователей в контексте современного российского образования стал возможен благодаря докладам и сессиям, посвященным влиянию пандемии на качество образовательного процесса. Эти мероприятия освещают ключевые аспекты изменений, произошедших в системе образования, и позволяют сделать выводы о новых вызовах и возможностях, с которыми сталкивается российская система образования в условиях после пандемии.
- На открытии конференции был представлен аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», подготовленный несколькими вузами по поручению Минобрнауки России. Мы уже писали о главных выводах этого исследования.
- На круглом столе «Образовательная успешность студентов российских университетов в условиях пандемии» исследователи детально обсудили выводы доклада, связанные со студенческим опытом.
- Методологический семинар «Управление высшим образованием на основе данных» раскрывает новые возможности анализа опыта студентов. Исследователи из Томского государственного и других университетов создают методику, которая позволит предсказывать проблемы в учёбе по открытым публикациям в социальных сетях. На семинаре они рассказали не только о методе, но и о результатах его применения в пандемию.
- Круглый стол «Качество преподавания в университете: вызовы, попытки измерения и лучшие практики» посвящён тем методам и системам, которые вузы выработали для себя в пандемию. Многие из них — например, новые подходы к разделению преподавательского труда и способы сбора информации о качестве обучения — будут применяться и впредь.
Бонус: заглянуть в «чёрный ящик» исследований образования
На конференции ИВО прошли не только обсуждения общих тем, но и секции с докладами, посвященными небольшим исследованиям. Некоторые из выступающих находятся на начальных этапах своих исследований, что позволяет заглянуть в «лабораторию» гуманитарных наук. Рекомендуем обратить внимание на три записи с особенно яркими выступлениями.
- Сессия «Университеты в поисках смыслов» интересна столкновением противоположных взглядов на миссию вуза — как общественного института, который сохраняет культурно-историческое наследие своей страны, и как одной из площадок глобального прогресса.
- На секции «Академическая профессия» были представлены ещё сырые, но очень актуальные исследования о том, какие факторы влияют на успех преподавателей вузов и насколько ему способствует опыт работы за рубежом.
- Сессия «Образовательные траектории абитуриентов» посвящена тому, как выпускники школ выбирают университет и как университеты выбирают их. В частности, один из докладов даёт ответ на вопрос, что гарантирует успех в вузе — высокий балл ЕГЭ или победа на предметной олимпиаде.
Чтение является важной частью нашей жизни, способствующей развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает получить новые знания, развивает воображение и способствует улучшению навыков коммуникации. Независимо от того, предпочитаете ли вы художественную литературу, научные статьи или учебные пособия, чтение обогащает наш внутренний мир и помогает лучше понимать окружающую действительность. Регулярное чтение также способствует снижению стресса и повышению уровня концентрации. Важно выделять время для чтения каждый день, чтобы извлекать максимальную пользу из этого полезного занятия.
- Зачем вузам центры управленческих компетенций
- Как EdTech-решения применяются в школах
- Как решают проблему нехватки цифровых кадров
- Может ли образование возродить город
- Как вузы и компании делят рынок ДПО
Как подготовиться к профессиональной конференции
Вы поймёте, как ярко выступать с докладами на технические темы. Научитесь продумывать структуру, делать наглядные презентации, общаться с залом. В итоге сможете заинтересовывать аудиторию любой темой и достойно представить свою компанию.
Узнать подробнее