Образование #Статьи

29 июля, 2025

Скаффолдинг: что такое теория строительных лесов и как применять её в обучении / Skillbox Media

Эта американская методика с советскими корнями помогает постепенно сформировать у учеников самостоятельность.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о ключевых аспектах темы. Мы рассмотрим основные моменты и особенности, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения. Узнайте о лучших практиках, полезных советах и актуальных данных, которые будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам. Читайте дальше, чтобы углубить свои знания и повысить свою квалификацию в данной области.

  • в чём состоит концепция «строительных лесов» в обучении;
  • о главных принципах применения скаффолдинга;
  • как теории советских учёных стали основой для теории скаффолдинга;
  • подтверждают ли научные исследования эффективность этого подхода;
  • как применять скаффолдинг, чтобы помочь ученикам достичь высоких результатов.

Что такое скаффолдинг

Слово «скаффолдинг» (scaffolding) в переводе с английского означает «строительные леса». В образовательной практике этот термин описывает процесс, при котором обучающийся решает сложную задачу с помощью учителя или более опытного наставника. Задача может быть трудной для самостоятельного выполнения, но с поддержкой наставника ученик способен ее решить. Скаффолдинг эффективно помогает развивать навыки и уверенность обучающегося, создавая условия для постепенного повышения сложности задач по мере приобретения знаний и умений.

Поддержка в обучении часто сравнивается с метафорой «строительных лесов» или «подпорок». По мере того как ученик осваивает новый навык или знание, его потребность в этих «подпорках» уменьшается. В конечном итоге учитель убирает их, предоставляя ученику возможность действовать самостоятельно. Это важный этап в образовательном процессе, который способствует развитию уверенности и независимости у учащихся.

Именно такие подпорки лучше всего отражают метафору «строительных лесов» в обучении. Без них арка не будет держаться, пока не будет достроена полностью. Изображение: Альфред Легер, Les travaux publics, les mines et la métallurgie aux temps des Romains, 1875 г.

Чтобы лучше понять концепцию скаффолдинга, американская преподавательница Ребекка Албер приводит в пример ее противоположность. Она описывает ситуацию, когда учителю просто задается задание: «Прочитайте научную статью на девять страниц, напишите подробное эссе на тему этой статьи и сдайте его в среду». Такой подход не учитывает индивидуальные потребности учащихся и не предоставляет необходимой поддержки в процессе обучения. Скаффолдинг, напротив, подразумевает поэтапное руководство, которое помогает ученикам развивать свои навыки и уверенность в выполнении сложных заданий.

Для достижения наилучших результатов в обучении, учителю следует использовать метод скаффолдинга. Прежде чем учащиеся начнут писать эссе, важно совместно просмотреть материал и объяснить ключевые термины. Эффективно будет разбить текст на отдельные части и анализировать каждую из них на занятии, активно вовлекая весь класс в обсуждение. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и помогает ученикам запомнить основные идеи статьи.

Главные принципы и критерии скаффолдинга

Теория скаффолдинга в обучении была впервые представлена в 1976 году американскими психологами Джеромом Брунером, Дэвидом Вудом и Гейл Росс в их работе «Роль тьюторинга в решении задач». Скаффолдинг подразумевает поддержку и руководство обучающегося в процессе освоения новых знаний и умений. Эта методология акцентирует внимание на том, как опытные наставники могут помочь учащимся справляться с трудностями, постепенно снижая уровень поддержки по мере роста самостоятельности и уверенности обучающегося. Использование скаффолдинга в образовательных практиках способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления.

Процесс скаффолдинга заключается в управлении взрослыми теми аспектами задачи, которые изначально превышают возможности ученика. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на тех частях задания, которые ему под силу. Скаффолдинг является важным элементом образовательного процесса, так как он помогает создать условия для успешного усвоения материала и развития навыков. Используя этот метод, педагог может поэтапно вводить нового ученика в учебный процесс, обеспечивая необходимую поддержку и направляя его к самостоятельному освоению более сложных концепций.

В данной работе рассматривается процесс обучения детей дошкольного возраста. Важно отметить, что акцент делается не на роли учителя, а на более опытном взрослом — воспитателе, тьюторе или наставнике. Принципы, описанные Брунером и его коллегами, вскоре были признаны универсальными. В 1979 году была опубликована первая научная работа, в которой главными участниками взаимодействия в рамках концепции скаффолдинга стали ученик и учитель. Эти изменения в подходе к обучению подчеркивают важность взаимодействия между опытными взрослыми и детьми, что способствует более эффективному усвоению знаний и навыков.

Принципы скаффолдинга, предложенные Джеромом Брунером и его коллегами, включают в себя ключевые аспекты, которые способствуют эффективному обучению. Эти принципы акцентируют внимание на важности поддержки учащихся в процессе освоения новых знаний и навыков. Скаффолдинг подразумевает предоставление временной помощи, которая постепенно уменьшается по мере роста самостоятельности ученика. Основные элементы этого подхода включают создание комфортной обучающей среды, активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, а также предоставление четких инструкций и обратной связи. Такие методы способствуют развитию критического мышления и саморегуляции, что в свою очередь улучшает общий уровень понимания и усвоения материала. Применение принципов скаффолдинга в образовательных практиках помогает учителям эффективно направлять студентов на пути к самостоятельному обучению и достижению высоких результатов.

Фото: Bystrov / Shutterstock

В 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер расширили концепцию скаффолдинга, добавив пять ключевых критериев. Эти принципы помогают создать более эффективную образовательную среду, способствующую развитию учащихся. Скаффолдинг представляет собой методику, которая предоставляет ученикам поддержку в процессе обучения, позволяя им постепенно осваивать новые знания и навыки. Дополнительные критерии, предложенные Эпплби и Ленджер, акцентируют внимание на важности индивидуального подхода, вовлеченности учащихся и систематичности в применении методов обучения. Эти аспекты способствуют повышению эффективности образовательного процесса и развитию критического мышления у студентов.

  • Целенаправленность: у задачи должна быть ясная цель, на достижение которой будут направлены действия ученика.
  • Соответствие возможностям: задача должна быть достаточно трудна для самостоятельного решения, но поддаваться усилиям ученика при содействии учителя.
  • Структурированность: выполнение задачи должно быть организовано так, чтобы способствовать естественному течению мыслей обучающегося, подталкивая его к правильному решению.
  • Сотрудничество: ученик должен воспринимать учителя не как оценивающего надзирателя, а как соратника.
  • Интернализация: по мере того как знания и навыки усваиваются учеником, внешние «подпорки» стоит постепенно убирать.

Скаффолдинг представляет собой временную поддержку ученика, которая со временем должна уменьшаться. Изначально ответственность за выполнение задания разделяется между учителем и учеником, но в конечном итоге она полностью переходит на ученика. Такой подход способствует развитию самостоятельности и уверенности в учебном процессе, позволяя учащимся постепенно брать на себя больше ответственности и активно участвовать в обучении.

Советские корни теории скаффолдинга

Тем, кто знаком с концепцией обучения советского психолога Льва Выготского, теория скаффолдинга может напоминать идею зоны ближайшего развития. Выготский выделял три типа задач, с которыми сталкивается человек в процессе обучения. Эти задачи помогают определить уровень развития ученика и позволяют организовать образовательный процесс так, чтобы максимально эффективно поддерживать его в освоении новых знаний и умений. Скаффолдинг, как методика, подразумевает предоставление временной поддержки обучающемуся, что способствует его продвижению от текущего уровня понимания к более сложным концепциям. Подобный подход позволяет задействовать потенциал ученика и способствует более глубокому усвоению материала.

  • задачи, которые мы можем выполнить сами;
  • задачи, которые мы можем выполнить под чьим-то руководством;
  • задачи, с которыми мы не способны справиться.

Читайте также:

Конструктивизм в обучении представляет собой метод, основанный на активном вовлечении учащихся в процесс получения знаний и формировании понимания через практический опыт. Однако, несмотря на его преимущества, этот подход не стал массовым в образовательной системе.

Одной из причин является недостаточная подготовка преподавателей. Для эффективного применения конструктивистских методов необходимы специальные навыки, которые не всегда доступны в традиционных учебных учреждениях. Преподаватели часто используют привычные лекционные методы, что ограничивает возможность внедрения более инновационных подходов.

Также стоит отметить, что образовательные системы по всему миру часто ориентированы на стандартизированные тестирования и оценки, что противоречит основным принципам конструктивизма. В условиях, когда акцент делается на количественные показатели, трудно внедрять качественные изменения в процесс обучения.

Кроме того, многие образовательные учреждения сталкиваются с ограниченными ресурсами, что затрудняет реализацию конструктивистских методов. Необходимость создания интерактивной и поддерживающей среды требует дополнительных вложений в инфраструктуру и материалы.

Тем не менее, конструктивизм остается актуальным и важным направлением в педагогике, способствуя развитию критического мышления и самостоятельности учащихся. С увеличением интереса к инновационным методам обучения, возможно, в будущем конструктивизм найдет более широкое применение в образовательной практике.

Задачи первого типа не способствуют обучению. Решение задач третьего типа является неэффективным, так как они выходят за пределы наших возможностей. Обучение происходит только при выполнении задач второго типа, которые находятся в зоне ближайшего развития, обозначенной Выготским. Эта зона представляет собой область, где возможен рост и развитие навыков, что делает такие задачи важными для процесса обучения.

Схематичное изображение зоны ближайшего развития. Инфографика: Skillbox Media

Теория Выготского получила значительное признание на Западе, о чем свидетельствует наличие около ста материалов на платформе ResearchGate. Связь этой теории с концепцией скаффолдинга привела к тому, что многие профильные ресурсы начали отождествлять эти две идеи и даже ошибочно приписывать Выготскому изобретение скаффолдинга. Тем не менее, важно отметить, что хотя скаффолдинг действительно соответствует обучению в зоне ближайшего развития, сам Лев Выготский никогда не использовал термин «строительные леса» в образовательном контексте. Это подчеркивает необходимость точного понимания и использования терминологии в психологии и педагогике.

Исследователи Анна Шварц и Артур Баккер обнаружили, что существует прямая связь между концепцией скаффолдинга и идеями Льва Выготского. Один из основоположников теории строительных лесов, Джером Брунер, поддерживал дружеские отношения с советским психологом и невропатологом Александром Лурией. Их переписка и совместное участие в европейских конференциях свидетельствуют о глубоком взаимодействии в области психологии. Лурия, в свою очередь, был близок к Львову Выготскому и психофизиологу Николаю Бернштейну, который в своих работах также упоминал концепцию «деревянных лесов», применяя её к изучению освоения двигательных навыков человеком. Эта связь подчеркивает значимость совместных исследований в области психологии и педагогики, а также их влияние на развитие образовательных практик.

Бернштейн описывал так называемые «деревянные леса» как функцию ведущего уровня навыка, который отвечает за общее понимание двигательной задачи, но не охватывает её детали. Эта концепция подразумевает, что в процессе освоения нового умения, осмысливая его суть, мы можем лишь приблизительно воспроизводить действие. С течением времени и благодаря практике мы способны довести это умение до автоматизма.

Движение на начальном этапе осуществляется неуверенно и с трудом, используя имеющиеся инструменты и методы. Эти инструменты, хотя и временные, могут обеспечить базовую коррекцию, подобно временным конструкциям, на которых строится основа для дальнейшего развития. В процессе работы, несмотря на сложности, формируются автоматизированные навыки на более низком уровне, что позволяет постепенно улучшать качество выполнения движений и переходить к более сложным задачам.

Ловкость и ее развитие — ключевые аспекты в обучении и физическом воспитании. Николай Бернштейн, выдающийся российский нейрофизиолог, исследовал, как ловкость влияет на координацию движений и общую физическую подготовку человека. В его работах рассматривается, как навыки ловкости формируются и развиваются на протяжении жизни, а также их значимость в различных видах деятельности.

Развитие ловкости способствует улучшению моторики, повышению эффективности выполнения физических упражнений и улучшению спортивных результатов. Бернштейн подчеркивает, что ловкость не является врожденным качеством, а формируется через систематические тренировки и осознание собственных движений.

Методы, предложенные Бернштейном, могут быть применены не только в спорте, но и в реальной жизни, помогая людям лучше справляться с повседневными задачами. Осознание своих движений, координация и адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды — все это важные навыки, которые можно развивать на протяжении всей жизни.

Таким образом, ловкость представляет собой важный элемент физического развития, который влияет на качество жизни и общую физическую подготовленность. Внедрение принципов Бернштейна в тренировки и повседневную практику поможет каждому достичь новых высот в ловкости и координации.

Лурия использовал метафору «лесов» для описания психофизиологии ходьбы. Эта метафора помогает лучше понять, как различные аспекты психики и физиологии взаимодействуют во время движения. Ходьба не является просто физическим процессом, она включает в себя множество когнитивных и эмоциональных факторов. Каждый шаг, который мы делаем, связан с нашими мыслями и ощущениями, которые формируют наш опыт. Понимание этой взаимосвязи может помочь улучшить качество жизни и повысить осознанность в повседневной активности. Исследование психофизиологии ходьбы позволяет глубже осознать, как наше тело и разум работают в гармонии, создавая целостный опыт передвижения.

Ребёнок начинает ходить, и этот процесс обычно не происходит мгновенно. Сначала он опирается на окружающие предметы, такие как края кровати, стулья или руки взрослых. Это время, когда его навыки ходьбы ещё находятся в стадии формирования, и он использует внешние опоры для поддержки. В течение месяца или двух ребёнок постепенно становится более уверенным и, освободившись от этих опор, начинает самостоятельно ходить. Этот этап развития критически важен для формирования координации и уверенности в движениях, что закладывает основу для дальнейшего физического роста и активного образа жизни.

Книга «Этюды по истории поведения» авторов Александра Лурии и Льва Выготского представляет собой важное исследование в области психологии и педагогики. Работа исследует развитие человеческого поведения в контексте исторических и культурных факторов. Лурия и Выготский анализируют, как социальные условия и культурные традиции влияют на психические процессы и формирование личности. Это издание является значимым вкладом в понимание взаимодействия между индивидуумом и обществом, а также в изучение механизмов обучения и развития. Книга полезна не только специалистам в области психологии, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания и формирования личности в зависимости от культурного контекста.

Книга, в которой Лурия использовал данный образ, была переведена на английский язык только в 1990-х годах. В то время как одна из работ Бернштейна уже была переведена к моменту переписки Лурии и Брунера. По рекомендации своего советского друга, американский психолог ознакомился с этой работой и остался под глубоким впечатлением.

Идея «строительных лесов», активно обсуждаемая среди советских психологов и педагогов, в конечном итоге нашла свое применение в США через переписки и личные встречи. Это концепция, которая подчеркивает важность поддержки и окружения в процессе обучения и развития.

Что об эффективности скаффолдинга говорит наука

В 1975 году исследователь Дэвид Вуд, совместно с Дэвидом Миддлтоном, опубликовал важную работу, в которой был описан процесс, аналогичный концепции скаффолдинга. В этом исследовании матери обучали своих детей собирать конструкции из деталей. Результаты показали, что дети, работающие в паре с матерями и получающие от них советы, создавали значительно более сложные конструкции по сравнению с теми, кто работал в одиночку. Наиболее успешными были те дети, чьи матери адаптировали свою стратегию поддержки в зависимости от успехов ребенка в выполнении задания. Когда процесс шел гладко, помощь становилась минимальной, а в моменты возникновения трудностей матери предоставляли более четкие указания или демонстрировали, как выполнить задачу. Это исследование подчеркивает важность адаптивного подхода в обучении, который способствует развитию навыков у детей.

Фото: Just Dance / Shutterstock

В 1990 году было проведено исследование, которое показало схожие результаты в сравнении скаффолдинга и обучения через открытия, при котором ребенок самостоятельно находит решение задачи. В ходе эксперимента одна группа детей работала над заданием в диалоге с матерями, в то время как другая группа выполняла задание в одиночку, получая корректирующую обратную связь лишь изредка. Результаты показали, что дети, которые взаимодействовали с матерями, демонстрировали значительно более высокие результаты в выполнении заданий. Это подчеркивает важность поддержки и сотрудничества в процессе обучения, что может существенно повысить эффективность образовательных методов.

Исследование, проведенное в 2000 году, хотя и с участием всего одного человека, продемонстрировало эффективность метода скаффолдинга в процессе обучения новому языку. Шестилетний мальчик, говоривший на фарси, проходил курс изучения английского языка. Обучение начиналось с освоения отдельных слов и фраз, после чего переходили к закрытым вопросам, а затем к более открытым, требующим развернутых ответов. Этот постепенный подход к увеличению сложности материала способствовал улучшению языковых навыков ребенка, минимизируя стресс и фрустрацию. Метод скаффолдинга может быть полезен и для других учащихся, так как он создает комфортную атмосферу для изучения и позволяет адаптироваться к новым языковым концепциям.

В исследовании, проведенном в 2003 году, автор подчеркивает важность применения принципов скаффолдинга в образовательном процессе. При этом ученики не должны рассматриваться как пассивные исполнители указаний учителя. Это утверждение согласуется с концепцией Льва Выготского о зоне ближайшего развития, согласно которой учащийся является активным исследователем, а не просто объектом обучения. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у студентов.

Как применять скаффолдинг

Британский преподаватель Сол Маклеод, опираясь на исследования Дебби Силвер, предлагает ряд рекомендаций. Эти советы направлены на улучшение образовательного процесса и повышение эффективности обучения. Важно учитывать, что методы, основанные на научных данных, могут значительно повлиять на успех студентов и преподавателей. Применение этих рекомендаций в образовательной практике позволит создать более продуктивную и поддерживающую учебную среду.

  • Оцените текущий уровень знаний и навыков учеников, относящихся к теме урока.
  • Связывайте содержание урока с тем, что ученики уже понимают и умеют.
  • Разбивайте задачи на более мелкие и легко выполнимые элементы и комментируйте выполнение этих подзадач.
  • Используйте подсказки.

Авторы учебного пособия «Методы, стратегии и технологии преподавания, отвечающие потребностям всех учеников» (в оригинале — Instructional Methods, Strategies and Technologies to Meet the Needs of All Learners) расширяют представленный список, включая основные методы скаффолдинга. При этом они опираются на исследования Кэтлин Хоган и Майкла Прессли, которые акцентируют внимание на важности адаптивных подходов в обучении. Скаффолдинг позволяет учителям поддерживать учеников в процессе освоения новых знаний, предоставляя необходимую помощь и ресурсы, что в свою очередь способствует более глубокому пониманию и усвоению материала.

Первым шагом в использовании скаффолдинга является моделирование, которое представляет собой демонстрацию поведения, позволяющего ученику понять, как он должен себя вести, мыслить или действовать в конкретной ситуации. Одним из примеров моделирования является методика «мысли вслух» (think-aloud), когда учитель выполняет задание и озвучивает свои размышления, касающиеся данного процесса. Например, педагог может использовать метод «мысли вслух», когда разбивает новое для учеников слово на слоги, что помогает им легче его прочитать. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у учащихся.

Изучите также:

Научение через наблюдение представляет собой процесс, при котором индивид приобретает новые навыки или знания, наблюдая за поведением других людей. Этот метод обучения основан на том, что человек может учиться не только через собственный опыт, но и через изучение действий, реакций и результатов действий окружающих. Важным аспектом научения через наблюдение является социальный контекст, в котором происходят эти взаимодействия.

Обучение является социальным процессом, потому что оно включает взаимодействие между людьми. Взаимодействия в группе способствуют обмену информации, что усиливает понимание и усвоение знаний. Социальные связи, такие как отношения между учителями и учениками или между сверстниками, играют ключевую роль в формировании навыков и знаний. Наблюдая за другими, индивиды могут адаптировать свое поведение, перенимая успешные стратегии и избегая ошибок.

Таким образом, научение через наблюдение подчеркивает важность социальной среды в процессе обучения. Это подтверждает, что обучение не происходит в изоляции, а является результатом взаимодействия с окружающими. Важно учитывать, что эффективность такого подхода зависит от качества моделей, которые человек наблюдает, а также от его мотивации и способности к восприятию информации.

Разъяснения о том, что изучается, имеют важное значение. Необходимо четко обозначить, зачем, когда и как применять полученные знания. В начале обучения пояснения должны быть детальными и часто повторяться, чтобы обеспечить глубокое понимание материала. По мере прогресса учеников объяснения могут становиться более сжатыми, акцентируя внимание лишь на ключевых моментах и основных подсказках. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и позволяет ученикам уверенно применять знания на практике.

Активное участие учеников в процессе обучения играет ключевую роль в повышении их вовлеченности и ответственности за полученные результаты. Учителю следует поощрять такую активность, предоставляя позитивную обратную связь и внося корректировки в действия студентов. Это не только улучшает качество обучения, но и формирует у учеников более глубокое понимание материала.

Авторы пособия представляют ряд конкретных примеров скаффолдинга. Скаффолдинг, как метод обучения, позволяет эффективно поддерживать учащихся в процессе освоения новых знаний и навыков. Примеры, приведенные в пособии, иллюстрируют разнообразные подходы к внедрению этого метода в учебный процесс, показывая, как он может быть адаптирован под различные образовательные контексты. Эти примеры помогут педагогам лучше понять, как использовать скаффолдинг для повышения вовлеченности студентов и улучшения их учебных результатов.

  • Учитель демонстрирует модель того, что должны выполнить ученики. Например, результат конкретного задания, которого они должны достичь. Кроме того, учитель может смоделировать желаемый процесс — например, показать многоуровневый научный эксперимент. Главное — чтобы ученики поняли, какого результата от них ждут, перед тем как взяться за работу самостоятельно.
  • Учитель представляет тему урока в упрощённом виде или даёт более простое задание, а затем постепенно повышает сложность. Например, педагог может разбить урок на несколько мини-уроков или разделить задачу по алгебре на несколько подзадач. Между каждым мини-уроком учитель проверяет, насколько хорошо ученики понимают основные идеи, даёт им возможность попрактиковаться и объясняет, как эти навыки помогут им решать более сложные задачи.
  • Учитель описывает идею, задачу или процесс множеством разных способов. Педагог может описывать новую идею словами, с помощью графиков и рисунков. Или, например, может попросить учеников сформулировать идею своими словами. Задача — показать предмет обсуждения с разных сторон, чтобы ученикам было легче понять идею правильно.
  • Ученикам объясняют ключевые понятия сложного текста перед его чтением. Учитель описывает термины, которые с большой вероятностью вызовут затруднения у учеников, с помощью понятных для них метафор, аналогий, ассоциаций и других стратегий. Когда ученики будут читать текст, этот глоссарий станет для них «подпорками», которые повысят их уверенность в своих способностях, позволит им сильнее заинтересоваться текстом и поможет понять и запомнить его содержание.

В нашем блоге вы найдете множество интересных и полезных материалов. Мы тщательно подбираем контент, чтобы удовлетворить интересы наших читателей. Здесь вы сможете ознакомиться с последними новостями, полезными советами и актуальными статьями на различные темы. Мы стремимся предоставлять качественную информацию, которая поможет вам быть в курсе событий и расширить свои знания. Обязательно ознакомьтесь с нашими публикациями, чтобы не пропустить важные обновления и полезные рекомендации.

  • Что такое перевёрнутое обучение
  • Смена ролей учителя поможет мотивации школьников
  • Правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее