Как должны измениться центры карьеры при вузах: планы и перспективы / Skillbox Media
Эксперты обсудили, как сделать центры карьеры мостами между вузами и рынком труда.
Содержание:
Научитесь: HR-аналитика с нуля
Узнать большеПосле вручения диплома взаимодействие между университетом и студентами продолжается. В течение следующих нескольких лет вузам необходимо осуществлять мониторинг трудоустройства своих выпускников. Однако, как показали недавние исследования, на практике эта задача выполняется не так эффективно, как предполагалось. Важно, чтобы университеты активно работали над установлением связи с выпускниками, что позволит не только отслеживать их карьерный рост, но и улучшать качество образования на основе полученных данных.
Подготовка к поиску качественных стажировок и постоянной работы для студентов начинается задолго до выпускного. В вузах для этого существуют центры карьеры, которые должны помогать учащимся в этой важной задаче. Однако на практике эффективность их работы часто оставляет желать лучшего. Студенты нуждаются в более активной поддержке, чтобы успешно адаптироваться к требованиям рынка труда и находить подходящие возможности для развития своей карьеры.
Как оптимизировать работу центров карьеры для эффективного соединения выпускников с рынком труда? Этот актуальный вопрос стал темой обсуждения экспертов 26 августа на панельной дискуссии «Центры карьеры. Перезагрузка. От креатива к стратегии» в рамках Российской креативной недели. Участники дискуссии рассмотрели стратегические подходы и лучшие практики, которые помогут центрам карьеры стать полноценными связующими звеньями между молодыми специалистами и работодателями. Важность таких инициатив растет на фоне быстро меняющегося рынка труда и потребностей компаний в квалифицированных кадрах.
Представители Министерства образования и науки, высших учебных заведений и бизнеса провели обсуждение, касающееся оптимизации взаимодействия между этими сферами. Целью встречи стало создание эффективного механизма, который позволит вузам предоставлять студентам актуальное и востребованное образование, а компаниям получать действительно квалифицированных специалистов, готовых к работе без необходимости дополнительного обучения. Государственные органы также проявляют интерес к этому процессу, стремясь к улучшению качества образования и подготовке кадров, соответствующих требованиям рынка.
От ярмарок вакансий ― к цифровым платформам
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров в ходе обсуждения отметил важность глобальной цифровой трансформации центров карьеры в университетах. Это подразумевает переход образовательных учреждений и работодателей на онлайн-платформу, что значительно упростит и улучшит условия для их взаимодействия. Цифровизация процессов в сфере образования и трудоустройства позволит создать эффективную экосистему, способствующую развитию карьеры студентов и выпускников.
Процесс перехода от периодических ярмарок вакансий к систематической ежедневной работе включает все этапы от выбора университета до его окончания. Это включает организацию практик, активное взаимодействие с работодателями, участие студентов в деятельности предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций, а также вовлеченность работодателей в жизнь студентов в период их обучения. Гуров отметил важность такого подхода для формирования взаимовыгодных отношений между студентами и работодателями, что способствует более эффективной подготовке кадров и улучшению трудоустройства выпускников.
Министерство начинает сотрудничество с уже существующим сервисом «Факультетус», а не создаёт новый цифровой объект. «Факультетус» — это цифровая платформа для трудоустройства студентов, созданная в 2017 году Сергеем Вищипановым, резидентом фонда «Сколково». На этом ресурсе работодатели могут размещать вакансии, а студенты — свои резюме. Платформа приобрела популярность в 2020 году, когда в условиях пандемии высшие учебные заведения вынуждены были перевести ярмарки вакансий в онлайн-формат. Это сотрудничество между министерством и «Факультетусом» позволит объединить усилия государства и уже действующего проекта для достижения общих целей в сфере трудоустройства студентов.
Платформа на основе искусственного интеллекта предоставляет университетам возможность значительно повысить эффективность работы карьерных центров. Используя современные технологии, такие решения могут оптимизировать взаимодействие студентов и работодателей, улучшая процесс поиска стажировок и трудоустройства. Инновационные алгоритмы анализируют данные и предсказывают потребности рынка труда, что позволяет вузам адаптировать свои программы и услуги под актуальные запросы. Благодаря этому, студенты получают доступ к более релевантным вакансиям и ресурсам, а университеты укрепляют связи с работодателями, создавая более качественную экосистему для развития карьеры.
Цифровизация в сфере образования и трудоустройства обещает значительно улучшить взаимодействие между работодателями, вузами и студентами. На сегодняшний день уже 362 университета сотрудничают с данной платформой, что свидетельствует о её популярности и востребованности. С момента запуска в сентябре прошлого года 19 тысяч студентов нашли работу через этот ресурс, и это число продолжает расти. Платформа не только облегчает процесс поиска вакансий, но и предоставляет возможность вузам наладить связи с потенциальными работодателями, что способствует более эффективной интеграции выпускников в рынок труда.
В этом году мы планируем разработать полноценный образовательный курс для центров карьеры, что позволит адаптировать их к современным условиям. Григорий Гуров отметил, что центры карьеры должны перейти в цифровую сферу, чтобы предоставить качественные услуги молодым людям и студентам. Это включает в себя помощь в поиске себя, взаимодействии и построении индивидуальной карьерной траектории. Такой подход обеспечит актуальность и эффективность работы центров карьеры в условиях быстро меняющегося рынка труда.
В течение года планируется завершить полную цифровую трансформацию. Министерство образования и науки проводит еженедельные совещания с университетами. Заместитель министра отмечает, что на этих встречах собираются ключевые данные о выпускниках: их количество, число тех, кто может столкнуться с проблемами трудоустройства, а также причины этих трудностей. Полученная информация проходит верификацию через платформу «Факультетус».
Ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Сергей Чеботарёв поделился первыми результатами сотрудничества с платформой «Факультетус». Он отметил, что в прошлом учебном году уровень трудоустройства студентов составил 77%, что вызывало определённые опасения. В текущем учебном году университет смог привлечь больше студентов и работодателей на платформу «Факультетус», что способствовало увеличению показателя трудоустройства до 86%. Это свидетельствует о повышении интереса к программе и улучшении возможностей для студентов.
От базы вакансий и резюме ― к более сложной функции
Генеральный директор Цифровой карьерной среды «Факультетус» Сергей Вищипанов поделился проблемами, с которыми столкнулся сервис, помогая университетам перевести ярмарки вакансий в онлайн-формат. Несмотря на поступление большого количества резюме и вакансий в базу данных, связь между студентами и работодателями отсутствовала. В ответ на эти вызовы «Факультетус» инициировал исследование работы университетских центров карьеры и провел анализ клиентоцентричности, чтобы выявить основные препятствия. Одними из ключевых проблем стали низкая мотивация студентов и отсутствие удобного интерфейса для взаимодействия с работодателями в центрах карьеры вузов. Решение этих вопросов является приоритетом для улучшения связи между студентами и потенциальными работодателями.
Оптимизация внутренних процессов университетов является ключевым аспектом, на который следует обратить внимание. В частности, важными направлениями являются улучшение внутренних коммуникаций и взаимодействия с работодателями. Это позволит повысить эффективность работы образовательных учреждений и лучше подготовить студентов к требованиям рынка труда, что подчеркнул Вищипанов. Улучшение этих процессов способствует созданию более благоприятной образовательной среды и укреплению связей между университетами и профессиональным сообществом.
«Факультетус» представляет собой эффективную систему управления процессами в центрах карьеры, а также служит полезным инструментом для поиска работы. Главной задачей платформы является оптимизация работы карьерных центров, что делает ее незаменимой для студентов и молодых специалистов, стремящихся устроиться на работу.
Мы наблюдаем, что трудоустройство в целом не вызывает серьезных проблем — большинство людей находят работу. Однако более важными становятся вопросы о качестве трудоустройства, частоте смены мест работы в ближайшем будущем, уровне задолженности по кредитам, вызванной неудовлетворенностью условиями труда, а также отсутствием мотивации у многих студентов во время обучения на определенные профессии. Основатель сервиса подчеркивает, что эти аспекты требуют более глубокого анализа и внимания.
Примером недостаточной коммуникации между центрами карьеры и профессиональным языком студентов и работодателей служит ситуация, когда представители карьерных центров не осведомлены о ключевых платформах, таких как Behance. Этот ресурс является одним из самых популярных для дизайнеров, позволяя им демонстрировать свои портфолио. Если карьерные центры не учитывают такие важные инструменты, это может привести к тому, что они не смогут эффективно связать студентов с потенциальными работодателями, что, в свою очередь, затрудняет поиск работы для выпускников и снижает их шансы на успех в карьере.
Исполнительный директор Центра академических партнерств ПАО «Сбербанк» Андрей Очеретный подчеркнул важность роли центров карьеры в помощи студентам в ориентировании на рынке труда. Эти центры должны предоставлять необходимые ресурсы и поддержку, чтобы молодые специалисты могли успешно адаптироваться к современным требованиям работодателей. Эффективное взаимодействие между учебными заведениями и центрами карьеры поможет студентам развивать ключевые навыки и лучше понимать динамику рынка труда.
Идеальный кандидат для «Сбера» представляет собой сочетание трех ключевых качеств: креативность, способность к реализации (экзекьюшн) и системное мышление. Современные студенты, к сожалению, часто уходят от логического подхода после получения высшего образования, оставаясь в узких рамках своей профессии. Поэтому центры карьеры должны взять на себя роль коуча, помогая студентам ориентироваться в широких возможностях, которые предлагает современный мир. Это особенно важно для их успешного старта в карьере.
В идеале центры карьеры должны четко осознавать, какие навыки есть у студентов и какие профессиональные перспективы они для себя видят. В то же время важно понимать, какие компетенции требуются выпускникам от бизнеса. Центры карьеры должны активно интегрировать работодателей в университетскую среду. Это требует не просто механического сбора запросов на стажировки и вакансии, а выполнения роли карьерных консультантов и посредников между работодателями и высшими учебными заведениями. Такой подход позволит создать более эффективное взаимодействие, что в свою очередь повысит шансы студентов на успешное трудоустройство.
О роли бизнеса в развитии образования
В России прогрессивные компании активно взаимодействуют с университетами, курируя кафедры и развивая совместные образовательные проекты. Некоторые из них создают собственные учебные программы, что дает возможность формировать кадры с необходимыми для бизнеса компетенциями. Андрей Очеретный поделился информацией о текущих образовательных инициативах Сбербанка и о том, как компания ищет и привлекает новые таланты. Такое сотрудничество между бизнесом и образовательными учреждениями способствует подготовке специалистов, которые соответствуют требованиям рынка труда.
Сбербанк в настоящее время сотрудничает с 330 вузами-партнерами, что подчеркивает его роль как не просто банка, а целой экосистемы. По словам Очеретного, это партнерство формируется в зависимости от потребностей компании, что делает необходимым переход к цифровым решениям. Улучшение и упрощение взаимодействия с университетами осуществляется с помощью новых платформ. Одной из таких инициатив является портал SberGraduate, который служит для коммуникации со студенческой аудиторией, поддержки образовательных программ и размещения вакансий через HR-платформу «Пульс». Этот подход позволяет эффективно справляться с разнообразными запросами и требованиями, возникающими в результате активного развития Сбербанка как многогранной организации.
Изучите способы развития кросс-дисциплинарности у студентов и сотрудников. Кросс-дисциплинарный подход способствует более глубокому пониманию различных областей знаний и позволяет находить нестандартные решения. Важно создавать условия, которые способствуют обмену опытом и идеями между различными дисциплинами. Это можно достичь через совместные проекты, междисциплинарные курсы и семинары. Развитие кросс-дисциплинарности не только обогащает образовательный процесс, но и повышает конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
Очеретный подчеркнул, что при запуске нового проекта компания уделяет особое внимание разработке компонентов, связанных с трудоустройством и центрами карьеры. Важным аспектом является формирование нового структурного подразделения, состоящего из специалистов, которые будут заниматься вопросами обеспечения трудоустройства. Это позволит более эффективно решать задачи, связанные с карьерным развитием и поиском работы для сотрудников.
Старший вице-президент арт-студии 1518 Studios Максим Михеенко обсудил актуальные потребности IT-индустрии в квалифицированных специалистах. Он акцентировал внимание на важности мотивации студентов и роли потенциальных работодателей в этом процессе. В качестве примера Михеенко привел город Ульяновск, который демонстрирует интерес к развитию кадрового потенциала в сфере информационных технологий.
Ульяновск — это небольшой город, но он отличается высокой концентрацией IT-специалистов. Здесь студенты обладают сильной мотивацией к обучению и работе. Множество ведущих компаний активно нанимает студентов уже с первого курса, что создает отличные возможности для карьерного роста. У молодых специалистов есть успешные кейсы и четкое представление о своих перспективах. Они понимают, какие зарплаты их ждут, куда они могут развиваться и что их навыки востребованы не только на местном, но и на международном уровне. Таким образом, Ульяновск становится важным центром для тех, кто стремится построить карьеру в IT.
Вузы и компании активно сотрудничают для подготовки специалистов в области геймдизайна и разработки игр. Например, в МФТИ функционирует Центр обучения проектированию и разработке игр, а на философском факультете МГУ реализуется программа по геймдизайну в партнерстве с компанией Epic Games. Это сотрудничество позволяет студентам получать актуальные знания и навыки, которые необходимы в профессиональной сфере. Важно, что учащиеся не только изучают теорию, но и понимают практическое применение своих знаний, общаясь с преподавателями и менторами, работающими в индустрии. По словам Максима Михеенко, такое взаимодействие дает студентам возможность не только выполнять практические задания, но и определять вектор своего дальнейшего развития в карьере.
Подводя итоги ― кто за что отвечает?
Дискуссия выявила, что у Минобрнауки, вузов и бизнеса существуют четкие ожидания друг от друга. Министерство надеется, что работодатели проявят инициативу и обратятся в вузы с конкретными запросами. Это позволит вузам, опираясь на развитые центры карьеры, сформировать соответствующее предложение для студентов. В свою очередь, государственные органы готовы содействовать в установлении эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и работодателями.
Экономика и работодатели играют ключевую роль в формировании рынка труда. Важно, чтобы работодатели осознавали ценность квалифицированных специалистов и активно взаимодействовали с образовательными учреждениями. Специалисты не появляются из ниоткуда; для их подготовки необходимо сотрудничество университетов с надежными партнёрами и грамотными заказчиками. Григорий Гуров подчеркивает, что такое сотрудничество способствует созданию качественных кадров, отвечающих требованиям рынка.
Центры карьеры в университетах часто ориентируются на свои внутренние потребности, не учитывая запросы конкретных работодателей. Это приводит к недостаточной эффективности взаимодействия с рынком труда. Чтобы улучшить коммуникацию с работодателями, необходимо сосредоточиться на их потребностях и ожиданиях. Это позволит создать более адаптированные программы и услуги, которые будут отвечать требованиям современного рынка и обеспечат успешное трудоустройство выпускников.
Андрей Очеретный призвал университеты более точно собирать запросы работодателей относительно дефицита специалистов на рынке труда и необходимых компетенций. Цифровые платформы могут сыграть ключевую роль в агрегировании этой информации, что позволит образовательным учреждениям лучше адаптировать свои программы под актуальные потребности работодателей. Таким образом, улучшится качество подготовки кадров, соответствующих требованиям современного рынка.
Современные реалии показывают, что спасение утопающих — это ответственность самих утопающих. Если бизнес испытывает нехватку квалифицированных кадров и не получает их от высших учебных заведений, ему необходимо самостоятельно разрабатывать образовательные программы и искать решения этой проблемы. Высшие учебные заведения, в свою очередь, должны готовить специалистов, которые смогут сразу же занять актуальные позиции на рынке труда.
Читать также: Почему бизнес обращается к обучению: роль образования в рекрутинге.
Центры карьеры играют ключевую роль в установлении связи между бизнесом и высшими учебными заведениями, утверждает основатель «Факультетуса». Эти центры взаимодействуют с работодателями и могут донести их запросы до студентов, что, например, поможет мотивировать их изучать математику, а не отвлекаться от выбранной траектории. Важно, чтобы работа таких центров не сводилась к механическому проведению мероприятий, как ярмарки вакансий, а основывалась на стратегическом подходе. Это включает в себя не только мотивацию студентов к приобретению необходимых компетенций, но и активное вовлечение компаний в образовательный процесс, что позволяет лучше подготовить молодежь к требованиям современного рынка труда.
Государству, представляемому Минобрнауки, необходимо создать комфортные условия для взаимодействия вузов и работодателей. У каждого из участников этого процесса есть свои задачи. Гуров отметил, что решение вопросов возможно только через открытый диалог. Важно, чтобы университеты осознали, что все работодатели, независимо от размера компании, являются как заказчиками, так и партнёрами в образовательном процессе. Такой подход поможет улучшить качество образования и подготовить студентов к требованиям рынка труда.
Наша цель заключается в поиске эффективной коммуникационной среды, которая позволит оперативно получать заказы, переводить их на государственный язык и интегрировать в систему. Решение можно найти только через активное обсуждение.
Андрей Очеретный отметил, что предсказать, какие навыки и знания будут востребованы через пять лет, невозможно. Поэтому основное, чему бизнес может научить студентов, – это важность постоянного обучения и адаптации к изменениям.
Все меняется. В высшей школе мы можем предоставить только желание учиться и осознание необходимости дальнейшего обучения. Современные вузы, по моему мнению, справляются с этой задачей, особенно когда у студентов формируется понимание целей их образования. Если центры карьеры окажут в этом поддержку, нас ожидает светлое будущее.
Чтение является важным аспектом развития и получения знаний. Оно не только расширяет кругозор, но и способствует улучшению навыков критического мышления. Погружаясь в книги, статьи и исследования, вы получаете доступ к новым идеям и перспективам, что помогает в личностном и профессиональном росте. Регулярное чтение также улучшает память и концентрацию, что особенно актуально в современном мире, где информация поступает в огромных объемах. Интересные и полезные материалы можно найти в различных жанрах и форматах, что позволяет каждому выбрать подходящее направление для себя. Не забывайте о том, что чтение – это не только развлечение, но и возможность углубить свои знания в интересующих вас областях.
- Вузы раскритиковали за отсутствие мониторинга трудоустроства
- В России планируют развивать модель колледжей-заводов
- Почему мы проваливаемся в квалификационную яму
- Куда движется корпоративное обучение
HR-аналитика с нуля
Вы научитесь анализировать данные о сотрудниках с помощью Excel, AI, BI и Python. Сможете делать точные выводы на основе цифр и метрик: нанимать и удерживать ценных специалистов, повышать их лояльность и защищать бизнес от текучки кадров.
Узнать подробнее