9 событий преподавания Роберта Ганье / Skillbox Media
Эта методика — уже классика преподавания и основа педагогического дизайна. Но если вы о ней ещё не слышали — вот что она собой представляет.
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеРоберт Ганье — выдающийся американский психолог в сфере образования. Он получил степень бакалавра в Йельском университете и докторскую степень в Брауновском университете в 1940 году. С этого момента он начал свою карьеру в области экспериментальной психологии. Ганье стал одним из первых специалистов, исследовавших возможности обучения с использованием компьютеров, и преподавал в известных университетах США. Его экспертиза в педагогическом проектировании стала основой для множества его публикаций, включая несколько значимых книг по теме обучения. Наибольшую популярность среди профессионалов в области образования приобрела его работа «Условия обучения» (англ. The Conditions of Learning), впервые изданная в 1965 году. В этой книге Ганье представил уровни обучения и девять ключевых событий преподавания, которые являются важными шагами в образовательном процессе, способствующими повышению его эффективности. Эти идеи остаются актуальными и востребованными в современном образовательном контексте.
На основе этих событий разрабатываются программы обучения как для детей, так и для взрослых.
В чём суть подхода Роберта Ганье
Преподавание, согласно Ганье, представляет собой набор внешних событий, которые служат поддержкой для внутренних процессов обучения ученика. Внутренние события включают физиологические процессы, происходящие в обучающемся, такие как восприятие информации через органы чувств и её сохранение в долгосрочной памяти. Эти элементы играют ключевую роль в успешном обучении и формировании знаний, поскольку именно они обеспечивают усвоение и интеграцию новой информации. Понимание этих процессов помогает педагогам разработать эффективные стратегии обучения и повысить уровень вовлеченности студентов.
Ганье утверждал, что основная цель преподавания заключается в упрощении внутренних процессов обучения. Ученик должен перейти из одного состояния сознания в другое. Преподаватель играет ключевую роль в этом переходе, который Ганье описывает как последовательность из девяти событий. Эти события помогают структурировать процесс обучения и делают его более эффективным, способствуя глубокому пониманию материала и лучшему усвоению знаний.
Все этапы, о которых идет речь, были известны педагогике до разработки системы Ганье, однако не имели четкой структуры. Ганье систематизировал эти этапы, объединив их в единую методическую основу.
Учёный указал, что предложенная им последовательность событий является наиболее точной, однако соблюдение этого порядка не является обязательным.
Некоторые из процессов могут оказаться излишними. Для определения, какие события можно пропустить, Ганье предлагает создать контрольный список и оценить каждую стадию. Важно задать вопрос: «Нуждаются ли ученики в поддержке на данном этапе?» Это поможет оптимизировать процесс обучения и сосредоточиться на действительно необходимых моментах, что повысит эффективность образовательного процесса.
Задача девяти событий заключается в стимулировании внутренних процессов обучения, а не в их замене. Чем более самостоятельными становятся ученики, тем больше возможностей для преподавания они берут на себя. Ганье описывал этот процесс как самообучение (self-instruction). Эффективное самообучение помогает развивать навыки критического мышления и повышает уровень вовлеченности учащихся в образовательный процесс.
На занятиях, организованных по модели событий Ганье, учащиеся имеют возможность:
- понять структуру процесса обучения;
- не отклоняться от цели обучения;
- конструировать новые знания на основе уже полученных;
- самостоятельно отыскивать ответы на возникающие вопросы;
- использовать освоенные навыки и знания на практике.
Преподавателям и методистам полезно знать о девяти ключевых событиях, которые могут значительно улучшить их профессиональную деятельность. Эти события способствуют обмену опытом, повышению квалификации и внедрению инновационных методов обучения. Участие в таких мероприятиях помогает оставаться в курсе современных тенденций в образовании, развивать профессиональные навыки и налаживать полезные контакты с коллегами. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на качестве образовательного процесса и повышает эффективность работы педагогов.
- выстраивать уроки более структурированно;
- формулировать цели обучения на понятном ученикам языке и не отклоняться от них;
- выступать менторами самостоятельно работающих учеников;
- помнить о важности обратной связи;
- избегать когнитивных искажений при оценке работы учеников (когда хочется себя похвалить за то, что ученик вроде бы всё усвоил, а он на самом деле далёк от этого).
Что представляют собой девять событий Ганье
Подробнее рассмотрим каждое событие, основываясь на их описании в книге «Условия обучения» и более позднем произведении Ганье «Принципы педагогического проектирования», изданном в 1974 году. Ганье использует примеры из школьной педагогики, которые благодаря своей простоте легко воспринимаются и позволяют понять, как эти события могут быть адаптированы для обучения взрослых. Эффективное педагогическое проектирование включает в себя использование данных принципов, что может значительно повысить качество образовательного процесса и улучшить усвоение материала.
Для эффективного привлечения внимания учеников необходимо пробуждать их любопытство. Это можно сделать, меняя стимулы, как в кинематографе, или используя фразы, такие как «Теперь обратите внимание на это» или «Что вы видите здесь?». Визуальные акценты, такие как подчеркивание, курсив, жирный шрифт и использование различных цветов в учебных материалах, также помогают сосредоточить внимание на ключевых моментах. Кроме того, важно учитывать интересы учащихся, что требует индивидуализированного подхода к обучению, так как у каждого ученика есть свои увлечения и предпочтения. Это повысит вовлеченность и сделает уроки более эффективными.
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы четко определить критерии успешности обучения. Учащиеся должны иметь ясное представление о том, каких результатов от них ожидают. Это понимание позволит им более эффективно сосредоточиться на учебном процессе и достигнуть поставленных целей.
Цели обучения порой бывают очевидны. Например, не требуется особых усилий, чтобы объяснить цель тренировки удара начинающему игроку в гольф. Однако в случае, когда школьник изучает десятичные дроби, важно четко обозначить ожидания: ему следует понять, как читать дроби, или, возможно, научиться складывать их. Четкие цели обучения способствуют более эффективному усвоению материала и повышают мотивацию учащихся.
«Ученик не должен догадываться о мыслях учителя», — отмечал Ганье. Обсуждение целей урока занимает немного времени, но оно важно для создания ясности. Это помогает как ученикам, так и преподавателям оставаться на правильном пути и избегать отклонений от темы. Четко сформулированные цели способствуют эффективному обучению и повышают мотивацию студентов, что в свою очередь улучшает результаты обучения.
При обучении детей важно использовать доступный и понятный язык. Например, учитель начальных классов не будет давать ученикам сложные задания, такие как: «Сформулируйте правильное предложение, используя существительные, относящиеся к объекту и субъекту действия, и один глагол действия». Вместо этого он скажет: «У нас есть три слова: „мальчик“, „собака“ и „поймать“. Соедините их в фразу: „Мальчик поймал собаку“. Это называется „составить предложение“. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое с новыми словами, которые я вам покажу». Такой подход помогает детям лучше понимать задания и развивает их навыки в формулировании предложений.
Аналогичным образом следует объяснять учебные задания и остальным ученикам, включая взрослых, особенно если они сталкиваются с новой темой. Четкое и доступное объяснение помогает усвоить материал и облегчает процесс обучения.
Обучение часто основывается на связи с ранее изученными концепциями, как отмечает Ганье. Например, невозможно объяснить ученикам, как рассчитывать массу, если они не имеют представления о таких понятиях, как ускорение, сила и операция умножения. Поэтому перед введением новых идей важно повторить и закрепить старые. Прежде чем ученик усвоит, что натрий является металлом, он должен вспомнить, что такое натрий и что такое металлы. Этот подход помогает углубить понимание и способствует более эффективному обучению, создавая прочный фундамент для изучения новых тем.
Извлечение информации из памяти о ранее изученном материале подчеркивает значимость смежности (contiguity) в обучении, как отмечал Ганье. Когда две идеи изучаются с небольшими временными интервалами, между ними формируется связь. В итоге, при встрече с одной из идей, в памяти автоматически активируется и вторая. В идеале новое знание должно расширять эту цепочку ассоциаций. Это необходимо учитывать при разработке учебных курсов, чтобы повысить их эффективность и улучшить усвоение материала.
Изучите, что такое кривая забывания и как она влияет на процесс запоминания информации. Понимание этого концепта поможет студентам более эффективно усваивать и сохранять знания на длительный срок. Кривая забывания демонстрирует, как быстро мы забываем информацию после её получения, что подчеркивает важность повторения и активного вовлечения в учебный процесс. Применение стратегий, основанных на кривой забывания, таких как регулярные повторения и использование различных методов обучения, может значительно улучшить запоминание и удержание информации.
Суть данного события ясна: преподаватель демонстрирует ученику учебный материал. Если задача ученика заключается в обучении чтению вслух, ему предоставляются соответствующие слова. Если ученик должен освоить последовательность исторических событий, ему излагаются эти события. Таким образом, ключевым моментом является непосредственное взаимодействие между преподавателем и учеником, что способствует более глубокому пониманию и усвоению информации.
Важно проявлять внимательность при выборе учебного материала. Необходимо избегать предоставления ученикам контента, который не способствует достижению заявленных целей обучения. Правильно подобранные ресурсы способствуют эффективному усвоению знаний и навыков, что положительно сказывается на результатах обучения.
Если цель обучения заключается в том, чтобы научить студентов отвечать на устные вопросы на французском языке, они должны сосредоточиться исключительно на устной практике. Игнорирование этой рекомендации может привести к нежелательным последствиям, когда учащиеся развивают навык, но не тот, который был изначально поставлен в качестве цели. Важно помнить, что правильная практика — ключ к успешному освоению языка. Чтобы достичь желаемых результатов, учебный процесс должен быть ориентирован на конкретные навыки, которые необходимо развивать.
Новый материал необходимо сопровождать множеством примеров. Чем больше примеров будет представлено, тем более наглядным и понятным станет содержание. Это поможет читателям лучше усваивать информацию и применять её на практике.
Суть данного события заключается в том, чтобы аккуратно мотивировать учеников к активному участию в образовательном процессе. Это достигается за счет использования наводящих вопросов, которые побуждают учащихся глубже анализировать материал и развивать критическое мышление. Такой подход способствует более эффективному усвоению знаний и повышает вовлеченность студентов в обучение.
Преподаватель направляет мысли учеников, побуждая их соединять уже изученные концепции с новыми знаниями. Уровень такого менторства варьируется в зависимости от сложности осваиваемого навыка или информации, а также от скорости, с которой каждый ученик усваивает новые идеи. Эффективное преподавание требует индивидуального подхода, чтобы учесть различные темпы обучения и обеспечить глубокое понимание материала.
Учитель мог бы объяснить, что ток движется от более высокого потенциала к более низкому. Однако вместо этого он выбирает другой подход: «Помните, что одна точка в электрической цепи может иметь больший потенциал, чем другая. Как вы думаете, в каком направлении будет течь ток?» Такой подход не только напоминает ученикам о ранее изученном материале, но и побуждает их самостоятельно сформулировать правило, что способствует более глубокому пониманию темы.
Ученикам, быстро усваивающим материал, может не нравиться излишнее руководство, и простые вопросы могут вызывать у них раздражение. Для определения оптимальной степени менторства Ганье рекомендовал использовать его время от времени, внимательно наблюдая за реакцией учащихся. Одним достаточно одного наводящего вопроса, в то время как другим может потребоваться три-четыре дополнительных вопроса для полного понимания темы. Важно адаптировать подход к каждому ученику, чтобы максимально эффективно поддерживать их процесс обучения.
Важно учитывать темперамент учащихся. Ученикам, склонным к тревоге, рекомендуется задавать более простые вопросы, чтобы не вызывать у них дополнительного стресса. В то же время, ученики с меньшей тревожностью могут успешно справляться с более сложными вопросами, которые воспринимаются ими как интересный вызов. Учитывая эти особенности, учителя могут более эффективно адаптировать свои методы обучения, способствуя развитию и вовлеченности всех учащихся.
В настоящее время для улучшения процесса обучения активно применяются примеры, кейсы, аналогии и иллюстрации. Эти инструменты помогают сделать материал более доступным и понятным, способствуя глубокому пониманию темы. Использование реальных примеров и наглядных материалов усиливает вовлеченность студентов и способствует лучшему усвоению информации. Таким образом, примеры и кейсы становятся неотъемлемой частью современных образовательных методик.
На данном этапе обучения ученики, скорее всего, уже уверены в своих силах, и на их лицах можно увидеть радость от процесса обучения, как отмечал Ганье. Они осознали, что такое понимание материала, и теперь настало время попросить их: «Теперь покажите свои знания!» Учащиеся должны продемонстрировать приобретенные навыки или знания, убедив не только преподавателя, но и самих себя в своем успехе в учебе. Это важный шаг в обучении, который способствует укреплению их уверенности и мотивации для дальнейшего развития.
Сначала студенты начинают с привычных примеров, а затем переходят к более сложным задачам. Преподавателю важно удостовериться, что ученики способны продемонстрировать освоенные навыки и применять полученные знания на практике. Такой подход обеспечивает глубокое понимание материала и готовит учащихся к решению более сложных проблем в будущем.
Обучение продолжается даже после того, как ученик впервые успешно демонстрирует освоенный навык или знание. Важно предоставить ему обратную связь, разъяснив, насколько правильно выполнено задание. Такой подход способствует более глубокому пониманию материала и помогает избежать ошибок в будущем. Обратная связь играет ключевую роль в процессе обучения, поскольку она позволяет ученику осознать свои сильные и слабые стороны, а также мотивирует к дальнейшему развитию.
Обратная связь в обучении может возникать естественным образом. Например, когда ученик тренируется в игре в дартс, он самостоятельно оценивает свои достижения, основываясь на том, насколько близко его дротики попадают к центру мишени. В учебниках по математике в конце задачников правильные ответы представлены именно для этой цели — чтобы студенты могли проверить свои знания и понять, насколько успешно они усвоили материал. Это позволяет им самостоятельно анализировать свои успехи и выявлять области, требующие улучшения.
Автоматическая обратная связь не всегда обеспечивает полное понимание материала. В некоторых случаях необходимы дополнительные пояснения. Например, чтобы ученику было ясно, правильно ли он использует английские местоимения I и me, комментарий учителя становится незаменимым. В математических задачниках правильные ответы указываются в конце для предоставления необходимой обратной связи, что помогает учащимся проверить свои знания и улучшить навыки. Без этих разъяснений учащиеся могут испытывать трудности в усвоении материала и не понимать, где именно они допустили ошибку.
Важно удостовериться, что ученик достиг успешного результата не случайно и не благодаря простому угадыванию. Ганье рекомендовал устранить подобные сомнения, попросив ученика повторить выполненное действие или объяснить свои рассуждения. Такой подход помогает оценить истинное понимание материала и закрепить знания.
Преподаватель обязан гарантировать, что рассуждения ученика не содержат искажений. Для достижения этой цели полезно задавать вопросы, на которые невозможно дать простой заученный ответ. Это способствует более глубокому пониманию материала и развивает критическое мышление у учащихся.
Планирование учебных курсов должно основываться на принципе регулярного повторения материала с интервалами в несколько недель или месяцев. Эта методика, известная как «интервальные повторения», позволяет ученикам эффективно закреплять знания и улучшать их запоминание. Благодаря этой технике студенты могут активно вспоминать ранее изученное, что способствует более глубокому усвоению информации и повышению качества обучения.
Изучите 10 принципов эффективного обучения и преподавания, предложенных исследователем мозга Джоном Мединой. Эти принципы помогут оптимизировать процесс обучения и сделать его более продуктивным. Используя научные подходы, Медина предлагает стратегии, которые могут существенно улучшить восприятие и запоминание информации. Применение этих принципов в образовательной практике может привести к значительным результатам как для преподавателей, так и для студентов.
Конечная цель процесса обучения — это перенос навыков (transfer of learning), что подразумевает применение усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, отличных от тех, в которых проходило обучение. Например, в контексте изучения английского языка, ученик знакомится с правилами согласования глаголов с местоимениями (например, I am, she is, they are). На этапе тренировки преподаватель предлагает ученику составить предложения, используя данные глаголы и местоимения. Для успешного переноса навыков ученик получает задание описать изображение, применяя изученные местоимения и глаголы. Такой подход способствует более глубокому пониманию языка и его практическому применению в разнообразных контекстах.
Ганье выделяет девять ключевых событий процесса преподавания, подчеркивая, что при использовании его схемы для планирования уроков важно учитывать гибкость порядка этих событий. В некоторых случаях учащимся понадобится поддержка преподавателя, в других – достаточно учебных материалов, а иногда ученики смогут самостоятельно справиться с заданием. Основное внимание следует уделять цели обучения, чтобы обеспечить эффективное усвоение материала.
Читать также:
- 30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю
- 8 способов ориентироваться на ученика в учебных программах
- Почему наблюдения и эксперименты важнее учебников и тестов
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее