Образование #Статьи

29 июля, 2025

Не шоколадка, а режиссер-сценарист: как смена ролей учителя поможет мотивации школьников / Skillbox Media

Педагоги обсудили, что вовлекает учеников в образовательный процесс и какие приёмы делают учёбу осознанной и увлекательной.

Научитесь: Онлайн-репетитор

Узнать больше

Как мотивировать ребёнка к учёбе в условиях, когда виртуальный мир на телефоне кажется более привлекательным, чем реальная жизнь и школьные занятия? Этот вопрос волнует педагогов, родителей и ученых. На круглом столе «Куда уходит мотивация ученика и как заинтересовать его в классе и в онлайне», который состоялся в рамках всероссийского онлайн-совещания «Августовка-2021», эксперты поделились своими мнениями и предложениями по данной теме. Важно найти эффективные способы привлечения интереса учащихся как к традиционному обучению, так и к онлайн-форматам, чтобы создать условия для успешного обучения и развития.

Эксперты провели обсуждение относительно актуальных вопросов в своей области. В ходе встречи они проанализировали последние тенденции, поделились опытом и предложили новые решения. Обсуждение охватило ключевые аспекты, такие как инновации, технологии и лучшие практики. Участники встречи обменялись мнениями о будущем развития отрасли и необходимости адаптации к меняющимся условиям рынка. В результате эксперты пришли к выводам, которые могут помочь в дальнейшем развитии и оптимизации процессов.

  • как мотивация связана с безопасностью и из чего состоит вовлечённость;
  • могут ли помочь мотивировать школьников их родители;
  • чего хотят сами школьники (спойлер: связать учёбу с реальным миром);
  • что хорошего в изменении роли педагогов, почему харизма не всегда полезна и зачем учителю сценарное мастерство;
  • какая форма геймификации будет самой полезной для мотивации.

Для мотивации нужна безопасность

Эксперты подчеркивают, что не всякая внешняя мотивация приносит пользу. Юлия Герасимова, аспирант НИУ ВШЭ и учитель английского языка, отмечает, что если ребенку уже интересно заниматься чем-то, лучше не добавлять внешние стимулы. Это может привести к смещению фокуса с внутренней мотивации на внешние факторы, что негативно скажется на интересе и увлечении. Важно поддерживать и развивать внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок сам стремился к обучению и новым знаниям.

Мария Корнилова, директор частной школы «Самолёт», подчеркнула, что согласно исследованиям, лишь семь процентов учеников ориентируются на внешнюю мотивацию как основную. Это подчеркивает важность применения разнообразных методов и техник в обучении, чтобы эффективно поддерживать внутреннюю мотивацию студентов. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо внимательно следить за их прогрессом и адаптировать подходы к обучению, чтобы создать оптимальные условия для развития и достижения успеха.

Важно понимать, что когда кажется, что ученик начинает зависеть от игровой мотивации, необходимо вернуть его к внутренней мотивации. Педагогу следует создать такую образовательную среду, где действия ученика происходят естественно, без необходимости постоянного внешнего стимулирования. Это поможет развить у учащегося самостоятельность и глубокую заинтересованность в учебном процессе. В этом контексте роль учителя заключается в создании условий, способствующих внутреннему желанию учиться и развиваться, что является основой эффективного образовательного процесса.

Начинать разговор о мотивации следует с вопроса безопасности. Обстановка в школе или любом учебном заведении должна быть комфортной для учеников. В условиях тревоги ребенку сложно сосредоточиться, что подтверждают эксперты. Дружелюбная и спокойная атмосфера, напротив, способствует успеху и стремлению к обучению. Создание безопасной и поддерживающей среды является ключевым аспектом в процессе обучения и развития учащихся.

Специалист по социоигровой педагогике и преподаватель Института образования НИУ ВШЭ Елена Журавлёва подчеркнула, что взрослые часто не осознают, какие факторы могут вызывать тревогу у детей. Понимание этих факторов имеет важное значение для создания поддерживающей и безопасной среды для развития ребенка. Это знание поможет родителям и педагогам более эффективно справляться с проблемами, связанными с эмоциональным состоянием детей, и способствовать их психологическому благополучию.

Создание правильной атмосферы для детей требует особого внимания к их вовлечённости, подчеркнула Юлия Герасимова. Вовлечённость играет ключевую роль в формировании ощущения безопасности у детей. Эксперт выделила три основных компонента, которые составляют вовлечённость. Эти компоненты помогают не только укрепить доверие, но и развить интерес к обучению и взаимодействию с окружающим миром. Важно понимать, что вовлечённость детей напрямую влияет на их эмоциональное состояние и общую психологическую стабильность.

  • Когнитивная: ученик знает свои цели и способы их достижения, постоянно получает поддержку и обратную связь, чтобы определить, на каком этапе он находится.
  • Поведенческая: ученик работает над достижением цели — делает домашние задания, ходит на уроки и так далее.
  • Эмоциональная: ученику комфортно и безопасно в школе, он привязан к одноклассникам и учителям, услышан, у него развито чувство собственного достоинства.

При анализе жизни ребёнка через призму трёх направлений можно разработать множество увлекательных методов, способствующих повышению интереса к обучению. Это мнение высказала Герасимова, подчеркивая важность комплексного подхода к образовательному процессу. Использование разнообразных методов может сделать учебу более привлекательной и эффективной для детей.

Фото: BalanceFormCreative / Shutterstock

Вовлечённость зависит от коммуникации взрослых

Хороший школьный климат и высокая мотивация учащихся зависят от правильно организованной коммуникации между педагогом и учениками. Примером этого служит опыт пандемии, когда учителя, сумевшие создать атмосферу делового сотрудничества в классе, легче адаптировались к новым условиям и успешно перевели занятия в онлайн-формат, несмотря на сложные обстоятельства и недостаточную подготовленность к дистанционному обучению.

Человеческое существо обучается в отношениях. Игнорирование этого факта недопустимо, если мы стремимся к эффективному и активному участию детей в образовательном процессе. Журавлёва подчеркивает важность взаимодействия в обучении, что является ключевым аспектом для достижения успеха. Обогащение образовательного опыта детей через взаимодействие с окружающими способствует их развитию и вовлеченности.

Школьный климат формируется не только через взаимодействие учителей и учеников, но также зависит от общения между самими учениками и взаимодействия педагогов с родителями. Особую важность в этом контексте имеет связь между учителями и родителями, как отмечают эксперты. В последние годы наблюдается тенденция, когда учителя всё чаще обращаются к родителям за поддержкой в вопросах мотивации детей. Однако многие родители сталкиваются с растерянностью и не всегда знают, как помочь своим детям в учебном процессе.

Редактор интернет-издания «Мел» Надя Папудогло привела данные исследования «Яндекса», которое анализировало популярные запросы родителей. Одним из самых частых вопросов было: «Не хочет учиться» — особенно часто с такими жалобами обращаются семьи с детьми в возрасте 11–12 лет. Это поднимает важный вопрос: как убедить подростка хорошо учиться, не испортив при этом отношения с ним? Как отметила Папудогло, решение этой проблемы может стать настоящим открытием, достойным Нобелевской премии.

Успешная мотивация подростков к учебе требует внимательного подхода и понимания их потребностей. Важно создать доверительные отношения, чтобы подросток чувствовал поддержку и внимание со стороны родителей. Наставление и диалог могут сыграть ключевую роль в формировании положительного отношения к учебе.

Спикер подчеркнула значимость участия родителей в школьной жизни и их взаимодействия с образовательным процессом, что подтверждается научными исследованиями. Однако стоит отметить, что такое участие не всегда приносит пользу. Чрезмерная вовлечённость и контроль со стороны родителей могут негативно влиять на обучение детей, аналогично тому, как избыточная внешняя мотивация может оказать неблагоприятное воздействие на их развитие.

Елена Журавлёва согласилась с данной точкой зрения и отметила, что учителя и родители имеют различные роли в жизни ребёнка, что требует применения разных подходов к вовлечению в учебный процесс. Эксперт подчеркнула, что не следует превращать родителей в учителей или их помощников, так как это может привести к утрате родительской функции. Важно сохранять баланс между образовательными обязанностями и семейными ролями, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка.

Американские психологи провели исследования и обнаружили, что участие родителей в «академической социализации» оказывает наибольшее влияние на успехи детей. Это включает в себя обсуждение с ребёнком важности обучения, его целей и того, как образование может повлиять на будущее. Хотя налаженные родителями отношения со школой также оказывают влияние на образовательные результаты, этот эффект заметен преимущественно в младших классах. По мере приближения к окончанию школы ученики стремятся к большей независимости, и активное участие родителей в школьной жизни может восприниматься негативно, что в итоге редко приносит положительные результаты.

Ученики хотят связи с реальностью

Надя Папудогло поделилась результатами опроса, проведённого редакцией «Мела» среди участников проекта «Подростки». Участников попросили обсудить, какие факторы способствуют их желанию учиться, а также что мешает им в образовательном процессе. Опрос выявил ключевые аспекты, влияющие на мотивацию подростков к обучению, и проблемы, с которыми они сталкиваются в учебной среде.

Результаты оказались достаточно ожидаемыми. Среди негативных аспектов обучения школьники отметили:

  • чрезмерное количество обязательных бессмысленных предметов;
  • тотальный контроль на всех стадиях обучения в школе — от оценивания домашних заданий до системы ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
  • отсутствие прикладного знания и вариативности обучения.

Подростки охарактеризовали себя как «профессионалов в расстановке крестиков в клеточках», при этом не имея представления о таких личностях, как Гумилёв, или о ключевых событиях, таких как Великая Отечественная война. Выяснилось, что для них важно не только усваивать знания, но и понимать их практическое применение в жизни. Осмысленность обучения становится ключевым фактором для молодежи, стремящейся к реальному пониманию предметов и их значимости.

Фото: fotosparrow / Shutterstock

Старшие школьники не ощущают, что им предоставлена вариативность в обучении и возможность заниматься теми направлениями, которые их интересуют и могут быть полезны в будущем. В рамках базовых предметов и существующих образовательных процессов отсутствует прикладная составляющая, что вызывает разочарование у учащихся.

Одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации у детей является предоставление им самостоятельности и возможности делать выбор. Когда дети осознают, что несут ответственность за свои решения, у них возникает стимул к обучению и стремлению развиваться в рамках выбранного направления, отметила Папудогло. Это подход способствует не только формированию чувства ответственности, но и развитию критического мышления и уверенности в себе, что является важным для их будущего.

Елена Журавлёва подчеркивает важность осмысленного участия детей в учебном процессе. Даже маленькие дети начальной школы, а тем более подростки, могут проявлять активность и заинтересованность в образовательных целях. Важно уделять внимание каждому аспекту их участия, чтобы они могли включаться в процесс, удерживать внимание на учебной задаче и осознавать свои цели. Понимание того, как учителя могут помочь детям найти смысл в учебе, значительно повысит уровень их мотивации. Это подход способствует более эффективному обучению и развитию навыков саморефлексии у школьников.

Учителя уходят в тень — и не зря

Педагоги по-прежнему занимают важное место в вопросе мотивации к обучению, однако им становится всё сложнее привлекать внимание учащихся. Учитель перестаёт быть единственным источником знаний, а количество отвлекающих факторов для школьников значительно увеличилось. Тем не менее, изменение подходов к обучению не является тупиковым путем — оно может представлять собой новые возможности, уверены эксперты.

Мария Корнилова подчеркивает, что традиционные фронтальные уроки постепенно уступают место урокам-действиям, в которых ученики становятся активными участниками учебного процесса. Ранее учитель играл центральную роль в обучении, но теперь его основная задача заключается в направлении и поддержке учебного процесса. Такой подход способствует более глубокому вовлечению учащихся и развитию их критического мышления. Уроки-действия помогают создать более динамичную и интерактивную образовательную среду, в которой ученики могут самостоятельно исследовать и применять полученные знания.

Работа учителя в современном образовательном процессе предполагает новые подходы. На начальном этапе это может показаться непривычным и сложным, но на самом деле такая модель является щадящей. Основная задача заключается в том, чтобы ученики активно участвовали в учебном процессе. Важно, чтобы группа работала совместно, а учитель перестал быть просто модератором и контролером. Вместо этого он становится фасилитатором, который поддерживает и направляет процесс обучения. Это позволяет создать более динамичную и вовлеченную образовательную среду.

В качестве фасилитатора педагог привлекает всех учащихся к активному участию в учебном процессе. Такая вовлеченность на уроке способствует повышению интереса к предмету, что положительно сказывается на самооценке детей и их мотивации к обучению. Возможность выразить свое мнение и активно участвовать в обсуждениях формирует у учеников уверенность и создает благоприятную атмосферу для обучения.

Фото: Air Images / Shutterstock

Харизма педагога не играет прежней роли

Изменение роли учителя позволяет перенести акцент с его личности на учебные задачи, утверждает Елена Журавлёва. В этом новом формате дети становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто слушателями. Для преподавателей это также означает снижение психологической нагрузки, что способствует более комфортной и продуктивной атмосфере в классе. Такой подход не только улучшает вовлеченность учеников, но и делает обучение более эффективным.

Молодые специалисты особенно остро ощущают давление, связанное с необходимостью соответствовать высоким стандартам преподавания. Эксперт отмечает, что они стремятся подражать своим учителям, которые были харизматичными и умели удерживать внимание учеников. Однако достичь такого уровня мастерства удаётся не каждому. Это создает дополнительные трудности в их профессиональном развитии и может негативно сказаться на качестве преподавания.

Хотя актёрский дар и харизма могут быть полезными в педагогике, важно отметить, что успех в обучении зависит от других факторов. Главным образом, если педагог находит общее дело с ребёнком и умеет заинтересовать его учебной задачей, процесс обучения начинает развиваться естественным образом. Однако это требует от учителя определённых усилий. На основе моего опыта, я пришла к выводу, что необходимо сосредоточиться не на себе, а на образовании и развитии ученика. Важно постоянно развивать эту компетенцию и искать новые подходы. Это не только увлекательно, но и способствует профессиональному росту педагога, наполняя его вдохновением и энергией для работы.

Польза перемен в образовательном процессе подтверждается стремлением детей к активному участию в обучении, а также их желанием иметь возможность выбора и независимости. Учитель, по словам эксперта, теперь может играть роль модератора или режиссера, позволяя ученикам больше участвовать в процессе и проявлять инициативу. Постоянный контроль со стороны преподавателя может привести к демотивации как учеников, так и самого учителя. Эффективное взаимодействие в классе требует гибкости и умения адаптироваться к потребностям учащихся, что способствует созданию более вдохновляющей и продуктивной образовательной среды.

Юлия Герасимова поделилась своим опытом работы в школе. В начале своей карьеры она старалась завоевать симпатию всех учеников и заинтересовать их своим предметом. Однако эта задача оказалась сложной для молодой преподавательницы. Ей пришлось столкнуться с вызовами, которые требуют индивидуального подхода к каждому ученику, чтобы создать интересную и вовлекающую образовательную среду.

Коллега однажды дала мне важный совет: учитель не является объектом всеобщей любви, как шоколадка. Осознание того, что ты не обязан нравиться каждому ученику, помогает сосредоточиться на служении интересам учащихся. Это понимание позволяет выстраивать взаимодействие, в центре которого находится ученик. Когда мы строим наше общение таким образом, мы можем повысить автономию учащихся и уменьшить уровень контроля над ними.

Мария Корнилова отметила, что такой подход может значительно облегчить работу учителей и одновременно поддержать учеников. Когда харизматичный педагог покидает школу, ученики зачастую испытывают потерю, так как им не хватает той энергии и вдохновения, которые он им давал. Поэтому важно, чтобы харизма преподавателя была сбалансированной, что позволит ученикам чувствовать себя уверенно и комфортно с любым учителем, независимо от его личных качеств. Это поможет создать более стабильную образовательную среду и улучшит адаптацию детей к различным стилям преподавания.

Конкуренция как инструмент мотивации

Одним из наиболее эффективных методов повышения мотивации учащихся и вовлечения их в образовательный процесс является использование геймификации. Этот подход позволяет сделать обучение более увлекательным и интерактивным, что способствует лучшему усвоению материала. Геймификация включает в себя внедрение игровых элементов, таких как баллы, уровни, значки и соревнования, которые стимулируют интерес и активность учеников. Применение геймификации в обучении помогает создать позитивную атмосферу, способствует развитию командного духа и повышает общую продуктивность учебного процесса.

Мария Корнилова представила интересный факт: запоминаемость информации, полученной в процессе игры, в десять раз выше, чем запоминаемость 30-секундного рекламного ролика. Эта статистика подчеркивает эффективность геймификации как инструмента для обучения и продвижения товаров. Игровые элементы помогают лучше усваивать информацию и делают процесс более увлекательным.

Геймификация должна применяться осознанно. Это метод, который может значительно повысить вовлеченность и мотивацию пользователей, однако важно понимать контекст и цели его использования. Эффективная геймификация требует продуманного подхода и четкого понимания аудитории. Необходимо учитывать, какие элементы игрового процесса подходят для конкретной ситуации, чтобы добиться желаемых результатов. Правильно реализованная геймификация может улучшить обучение, увеличить продуктивность и повысить удовлетворенность пользователей. Осознанное использование этого инструмента помогает избежать ошибок и ненужных разочарований, обеспечивая максимальную пользу для всех участников процесса.

  • игра должна быть увлекательной;
  • она должна быть связана с реальностью;
  • участие в ней должно быть добровольным.

К выбору игровых практик следует подходить с осторожностью, так как их эффективность может варьироваться. Юлия Герасимова отметила результаты исследования, проведенного платформой «Учи.ру» совместно с НИУ ВШЭ, в рамках которого были проанализированы факторы, влияющие на мотивацию и вовлечение детей в образовательный процесс. Это исследование подчеркивает важность осознанного выбора игровых методик, которые могут значительно улучшить учебные результаты и заинтересованность детей в обучении.

В ходе проведенного исследования было установлено, что совместная конкуренция является наиболее эффективным инструментом. Это подтверждает важность коллаборации между конкурентами для достижения значительных результатов в бизнесе. Совместная конкуренция позволяет компаниям обмениваться опытом и ресурсами, что в свою очередь способствует улучшению качества предлагаемых услуг и продуктов. Таким образом, участие в совместной конкуренции может стать ключевым фактором успеха на рынке.

Совместное обучение становится все более популярным в образовательной среде. В образовании используются различные методы, включая конкуренцию, такие как рейтинги учеников и графики прогресса, а также коллаборацию, например, групповые проекты и командную работу. Однако эти подходы не всегда дают желаемый результат. Эффективность образования зависит от множества факторов, и только сочетание различных методов может привести к оптимальным результатам. Совместное обучение позволяет учащимся обмениваться знаниями, развивать критическое мышление и улучшать навыки коммуникации, что делает его важным элементом современного образовательного процесса.

Рейтинг успеваемости может положительно повлиять на мотивацию некоторых учеников, способствуя их вовлеченности в учебный процесс и улучшению образовательных результатов. Однако для других он может стать источником ненужного стресса. Ученики с низкой самооценкой часто страдают от постоянного сравнения себя с более успешными и уверенными сверстниками, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и учебной активности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и применять более сбалансированные подходы к оценке учебных успехов, чтобы избежать негативных последствий для их эмоционального здоровья.

Герасимова подчеркнула, что перед внедрением практики конкуренции в классе необходимо учитывать два ключевых условия. Во-первых, следует обеспечить равные возможности для всех участников, чтобы конкуренция была честной и справедливой. Во-вторых, важно создать поддерживающую образовательную среду, которая будет способствовать развитию навыков и знаний у студентов. Эти условия помогут максимально эффективно реализовать практику конкуренции и достичь положительных результатов в обучении.

  • Конкуренция должна быть среди равных, тогда у каждого есть реальная возможность выиграть. «Например, можно протестировать учеников в самом начале процесса, сопоставить их по навыкам и дать возможность смотреть на результаты друг друга, как они развиваются, чтобы это сопоставление было как можно более честным», — пояснила она.
  • Необходимо позаботиться о комфортной и безопасной среде, чтобы соревнование не превратилось для ребёнка в регулярный источник стресса. Поэтому, объяснила Герасимова, использовать рейтинги или другие элементы стоит уже после закрепления навыков — при их проверке.

Коллаборация, или командная работа, удовлетворяет две ключевые потребности школьников: она создает чувство принадлежности к группе и предоставляет возможность применить свои знания на практике. Работа в команде способствует развитию навыков взаимодействия и коммуникации, что является важным аспектом образования. Кроме того, совместные проекты помогают учащимся лучше усваивать материал, так как они могут обмениваться идеями и учиться друг у друга. Такой подход не только повышает мотивацию, но и формирует уверенность в собственных силах, подготавливая школьников к будущей профессиональной деятельности.

Фото: Syda Productions / Shutterstock

Совмещение данных практик создает эффективную модель конкуренции, при которой дети соревнуются в командах. Такой подход отвечает не только стремлению школьников к самостоятельности, но и требованиям современного рынка труда. Навыки командной работы, умение общаться и взаимодействовать становятся все более ценными для бизнеса. Развитие этих компетенций в учебном процессе способствует подготовке учащихся к успешной профессиональной деятельности в будущем.

Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который требуется переработать.

Конкуренция является неотъемлемой частью взрослой жизни, и детям важно научиться с ней справляться без страха. Юлия Герасимова предлагает активно интегрировать соревновательные элементы в образовательные программы, что поможет учащимся развивать необходимые навыки. Однако детям следует постоянно напоминать, что основная цель школьных соревнований заключается не в победе, а в процессе обучения и саморазвития. Это поможет сформировать у них здоровое отношение к конкуренции и мотивировать на постоянное совершенствование.

Когда происходит победа или поражение, важно обсуждать не только личные или командные достижения, но и то, как развивается коллективное знание в рамках всего класса. Если мы воспринимаем класс детей как единый организм, то именно в таких условиях возникает то, что исследователи называют конструктивной конкуренцией. Это подход позволяет углубить понимание взаимодействия и способствует более эффективному обучению.

eduScrum — это методология, основанная на принципах Scrum, которая применяется в образовательных учреждениях для повышения эффективности обучения. Она ориентирована на командную работу, активное вовлечение студентов и развитие навыков самоорганизации. В процессе eduScrum студенты работают в небольших командах, что способствует лучшему усвоению материала и формированию критического мышления.

Методология включает в себя регулярные встречи, планирование задач и оценку результатов, что позволяет учащимся не только освоить учебный материал, но и развить навыки сотрудничества и ответственности. Применение eduScrum в образовании помогает создать более динамичную и интерактивную учебную среду, что делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Педагоги, внедряя eduScrum, могут заметно улучшить качество преподавания и повысить мотивацию студентов. Этот подход активно используется в различных учебных учреждениях по всему миру и демонстрирует высокую эффективность в развитии как академических, так и социальных навыков учащихся.

Сторителлинг как залог вовлечённости

Сторителлинг становится важным трендом в образовании, так как он способствует активному вовлечению всех учеников в учебный процесс. Эта методика, которую Мария Корнилова называет уроком-действием, подразумевает не театрализованное представление, а занятие, где каждый участник активно принимает участие. Учитель выступает в роли проводника и помощника, а также сценариста и режиссёра образовательного процесса, в то время как ученики становятся его героями. Каждый из них вносит свой уникальный вклад, что делает обучение более интерактивным и увлекательным. Сторителлинг помогает развивать критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки, что крайне важно в современном образовательном процессе.

В классах домашних школ число учеников варьируется от восьми до 42 в обычных школах. Это создает определенные сложности, так как каждый из учащихся должен пройти свой путь героя, что делает невозможным проведение театральных постановок. Тем не менее, в учебный процесс можно и необходимо интегрировать сценарные методы, что позволит сделать обучение более увлекательным и эффективным. Мария Корнилова подчеркивает важность таких подходов в образовательной практике.

«Путь героя» — это популярный инструмент в сторителлинге, представляющий собой структуру истории, которая отражает жизненный путь человека или его отдельные этапы. Включение основных элементов этого подхода в образовательный процесс позволяет создать более глубокое понимание материала и вовлечь учащихся. Хотя невозможно использовать все драматургические приемы для создания полноценного «пути», ключевые этапы могут быть эффективно интегрированы в уроки, что способствует развитию критического мышления и творческих навыков у студентов.

  • Путь героя всегда подразумевает достижение какой-то цели. Именно она вовлекает героя-ученика в образовательный процесс. «Ученик должен понимать, в чём его „навар“ от этого знания, почему здесь и сейчас ему должно быть интересно — и это не обязательно должно быть чисто прикладное значение. Иногда ученику придётся потрудиться, чтобы, возможно, он обнаружил эту значимость на уроке», — объяснила Корнилова.
  • На пути к цели всегда есть препятствия. Для их создания в процесс вводят игровые, соревновательные элементы. «Это игровые условия задачи, которые вынуждают в каких-то условиях принимать решения, учитывать ограничения. Это могут быть соревнования, кооперация, но должны быть ограничения правил, в которых развёртывается деятельность», — рассказала эксперт.

Тайминг является ключевым элементом эффективного сторителлинга. Каждая история содержит завязку, развёртывание сюжета и завершение. Для того чтобы урок или мероприятие воспринимались как завершённые, учителю необходимо тщательно продумать организацию этого процесса. Важно также подготовить разнообразные инструменты для управления непредвиденными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе занятия. Эффективное использование времени и подготовленных материалов поможет создать увлекательную и незабываемую образовательную атмосферу.

Лучше всего проводить импровизацию, когда она основана на тщательной подготовке. Учителю, работающему в сценарном формате и использующему подобные методы, следует иметь в арсенале разнообразные инструменты и методики. Это необходимо, поскольку в процессе могут возникнуть непредвиденные ситуации, и заранее запланированные действия могут оказаться неэффективными. На начальном этапе, когда вы только начинаете применять эти подходы, полезно заранее проигрывать сценарии.

Сторителлинг в образовании: актуальность и практическое применение. В последние годы сторителлинг стал важным инструментом в образовательном процессе. Он помогает сделать обучение более увлекательным и запоминающимся, позволяя студентам лучше усваивать материал. Использование storytelling в учебных практиках способствует развитию критического мышления и творческих способностей. Применение историй в обучении может не только повысить интерес к предмету, но и улучшить взаимодействие между преподавателями и студентами. Важно понимать, что сторителлинг – это не просто модный тренд, а эффективный метод, который может значительно обогатить образовательный процесс.

Мотивации помогут ошибки

Елена Журавлёва подчеркивает, что основная проблема мотивации учеников заключается в системе передачи знаний и их оценки. Традиционная модель образования характеризуется линейностью и ограниченной вариативностью, что приводит к тому, что школьники часто получают лишь одно, якобы единственно правильное, знание или умение. Такой подход к обучению делает акцент на постоянном указании на ошибки, что может негативно сказываться на мотивации учащихся. Необходимо переосмыслить систему образования, чтобы обеспечить более гибкий и разнообразный подход к обучению, который будет способствовать развитию критического мышления и самостоятельности у студентов.

Существует парадигма, в которой все делится на два состояния — прав или не прав. Однако стоит рассмотреть возможность дальнейшего развития этой идеи. Ошибки часто сопровождаются чувством вины, стыда, разочарования и страхом осуждения. Важно исследовать способы, как изменить восприятие ошибок, чтобы они не вызывали негативных эмоций. Это позволит создать более конструктивный подход к ошибкам, трансформируя их в возможности для обучения и роста.

Образовательный процесс необходимо организовать так, чтобы ошибки не воспринимались как критические ситуации, а различные способы решения задач предлагали множество вариантов, каждый со своими преимуществами. В некоторых случаях может отсутствовать единственно «правильный» ответ. Такой подход способствует развитию критического мышления и креативности у обучающихся.

Обращая внимание на разнообразие подходов к решению проблем и создавая ситуации для обсуждения, мы сможем изменить восприятие ошибок. Вместо того чтобы воспринимать их как негативный опыт или потерю, мы научимся рассматривать ошибки как возможность для роста и обучения. Важно, чтобы взрослые также осознали, что страх перед ошибками может препятствовать развитию, как индивидуальному, так и коллективному. Принятие ошибок как неотъемлемой части процесса позволяет нам находить более интересные и эффективные ответы на возникающие вопросы и проблемы.

Такой подход, по ее мнению, подходит как для индивидуальной, так и для командной работы. Он поможет ребенку научиться самостоятельно принимать решения и осознанно их реализовывать. Кроме того, этот метод позволит понять, что ошибка — это лишь часть опыта, и даже «неправильный» результат может быть ценным и использоваться в дальнейшем.

Эксперт подчеркнула, что достижение этой цели позволит решить проблемы с безопасностью, мотивацией и атмосферой, создавая таким образом эффективное образовательное пространство.

Узнайте больше:

  • Зачем школе центр карьеры и как его устроить не для «галочки»
  • Как американский учитель превратил уроки истории в детективы
  • Мнение: почему школа без желания — это школа насилия?
  • Как обучение на основе феноменов учит решать реальные проблемы

Онлайн-репетитор

Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.

Узнать подробнее