Геймдев #Статьи

29 июля, 2025

Зачем Embracer скупала игровые студии, а теперь закрывает их и отменяет разработку игр / Skillbox Media

Краткая история о том, к чему приводит увлечение постоянным расширением бизнеса.

Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Узнать больше

В последние месяцы Embracer Group привлекла внимание многих, кто интересуется игровой индустрией. Эта компания стала одной из лидеров в процессе сокращения сотрудников, закрытия внутренних студий и отмены неанонсированных проектов. Обсуждение стратегии холдинга достигло своего пика после сообщений о прекращении разработки новой части серии Deus Ex, что вызвало широкий резонанс среди геймеров и экспертов отрасли. Embracer Group продолжает оставаться в центре дискуссий о будущем игровой индустрии, и ее действия могут существенно повлиять на рынок.

Изначально руководство Embracer Group планировало значительно расширить влияние компании на игровом рынке, приобретая множество студий. Однако в настоящее время курс компании изменился, и она приступила к оптимизации своих активов. В данном материале мы разберем причины, по которым Embracer приобрела десятки игровых студий, а также выясним, почему сейчас настало время для оптимизации их деятельности.

Как всё начиналось

Embracer Group — это шведский холдинг, ранее известный как Nordic Games Licensing и THQ Nordic. Основанный Ларсом Вингефорсом, который ведет свою деятельность в сфере видеоигр с 1990-х годов, Embracer Group активно развивает игровой бизнес и инвестирует в новые проекты. Холдинг известен своим портфолио, включающим множество популярных игровых франшиз и студий, что делает его одним из ключевых игроков на рынке видеоигр.

В карьере Вингефорса были как взлёты, так и падения. Однако к 2011 году ему удалось найти успешную нишу для себя и своей компании. Nordic Games начала приобретать небольшие игровые компании, находившиеся в трудном финансовом положении. Этот шаг позволил не только расширить портфель игр, но и revitalizировать бренды, которые нуждались в новом дыхании. Таким образом, Вингефорс укрепил свою позицию на игровом рынке, демонстрируя умение находить возможности даже в самых сложных ситуациях.

Ларс ВингефорсКадр: TIN Fonder / YouTube

Первым значимым приобретением компании стало приобретение JoWood Entertainment, которая на тот момент находилась в процессе банкротства. Nordic Games Licensing сразу же получила права на более чем 50 интеллектуальных свойств, включая известные серии, такие как Gothic, «Как достать соседа», Spellforce и Painkiller. Руководство компании сразу определило стратегические направления: основное внимание уделить наиболее популярным франшизам и одновременно развивать новые проекты.

В 2013 году произошло значительное приобретение, когда Nordic Games Licensing приобрела практически все интеллектуальные собственности (IP) обанкротившегося издателя THQ за сумму всего 4,9 миллиона долларов. В числе приобретенных активов оказались известные игровые серии, такие как Darksiders, Red Faction, Titan Quest и Destroy All Humans. Это событие стало важным шагом для Nordic Games, позволившим значительно расширить их портфель и укрепить позиции на рынке видеоигр.

Вингефорс охарактеризовал приобретение как «новое начало для всей Nordic Games» и отметил готовность компании сотрудничать с разработчиками популярных игр для создания сиквелов. Тем не менее, бизнесмен не запускал в производство дорогостоящие проекты, предпочитая сосредоточиться на безопасных переизданиях известных тайтлов, таких как Darksiders. Это решение позволило Nordic Games минимизировать риски и укрепить свои позиции на рынке, а также привлечь внимание к классическим играм, которые по-прежнему интересуют аудиторию.

Nordic Games также помогала выпускать физические копии ПК-версий некоторых игр — например, Alan WakeИзображение: Alan Wake / Remedy Entertainment / Nordic Games

В 2016 году компания Nordic Games Licensing приобрела права на бренд THQ и переименовалась в THQ Nordic. Это событие привлекло значительное внимание как со стороны игровой индустрии, так и со стороны геймеров, усилив интерес к продукции и проектам, выпускаемым под этим именем. THQ Nordic продолжает развивать наследие бренда THQ, предлагая игрокам новые и знакомые игровые франшизы.

К середине 2010-х годов холдинг Вингефорса смог собрать внушительное портфолио прав на популярные АА-игры. Однако компания не собиралась останавливаться на достигнутом. В феврале 2018 года она осуществила свое самое крупное приобретение, купив Koch Media Holding за почти 150 миллионов долларов. Это стратегическое слияние позволило Вингефорсу укрепить свои позиции на рынке и расширить ассортимент предлагаемых игр, что значительно повысило интерес к компании среди геймеров и инвесторов.

В структуру THQ Nordic вошла одноимённая медиакомпания, ныне известная как Plaion, а также издатель Deep Silver. В результате недавних изменений компания также приобрела права на популярные игровые серии, такие как Metro, Saints Row и Dead Island. Всего через несколько месяцев после этих приобретений THQ Nordic сообщила о впечатляющем увеличении прибыли на 673%, что подчеркивает успешность её стратегий и востребованность игр в портфолио.

В осенью 2019 года компания THQ Nordic изменила свое название на Embracer Group. Это решение было принято для устранения путаницы с дочерней структурой THQ Nordic GmbH и для более четкого представления своей организационной структуры как холдинга. Переименование подчеркивает стремление компании к ясности и упрощению взаимодействия с партнерами и клиентами.

Случались покупки и поменьше. Например, Coffee Stain — издатель и студия, разработавшая Goat SimulatorСкриншот: игра Goat Simulator 3 / Coffee Stain

Холдинг Embracer Group стал успешным благодаря возможности приобретать множество компаний в условиях низких процентных ставок, характерных для 2010-х годов. Инвесторы охотно финансировали эти сделки, что способствовало росту и расширению бизнеса. В это время в экономике возник термин «эра бесплатных денег», отражающий доступность капитала. Руководство Embracer Group активно привлекало инвестиции для реализации своих амбициозных планов по расширению и развитию, что способствовало укреплению позиций компании на рынке.

Стратегия Embracer Group достигла своего апогея в начале 2020-х годов, когда компания активно начала скупать права на ААА-игры и крупные игровые студии. Эта стратегия не ограничивалась только игровой индустрией; холдинг также приобрел Dark Horse Media, в состав которого входит известное издательство комиксов. Такие шаги позволили Embracer Group значительно расширить свое влияние и укрепить позиции на рынке развлечений.

Крупнейшие приобретения после 2018 года

К 2023 году компания Embracer Group насчитывает более 130 внутренних студий и свыше 15 тысяч сотрудников в более чем 40 странах мира. Главной целью Вингефорса было не только расширение бизнеса, но и стремление оставить значимый след в индустрии видеоигр. При этом разработчики из приобретённых студий отмечают, что Embracer предоставляет им значительную свободу в творческом процессе, что положительно сказывается на качестве и инновациях в их проектах.

В этом разделе представлены ключевые приобретения холдинга, осуществленные после 2018 года.

  • Февраль 2019-го — Warhorse Studios, известная по Kingdom Come: Deliverance.
  • Май 2019-го — Piranha Bytes, занимавшаяся сериями Gothic, Risen и Elex.
  • Август 2019-го — Gunfire Games, запустившая серию Remnant.
  • Февраль 2020-го — Saber Interactive со всеми внутренними студиями.
  • Август 2020-го — 4A Games, которая занималась серией Metro.
  • Февраль 2021-го — издатель Gearbox Entertainment с внутренними студиями, которые больше всего известны по серии Borderlands. В том же месяце Embracer приобрела Aspyr, занимавшуюся портами игр на разные платформы.
  • Май 2022-го — приобретение нескольких студий и IP у Square Enix за 300 миллионов долларов. В сделку вошли права на культовые серии Tomb Raider, Deus Ex, Thief и Legacy of Kain, а также студии Crystal Dynamics и Eidos Montreal.
  • Август 2022-го — Middle-earth Enterprises, которая владеет частью прав на «Хоббита» и «Властелина колец».

Некоторые приобретения в игровой индустрии были относительно недорогими, как, например, приобретение 4A Games за 45 миллионов евро. Однако другие сделки потребовали значительных финансовых вложений. В частности, приобретение французского издателя настольных и карточных игр Asmodee обошлось в 2,7 миллиарда евро. Эти инвестиции подчеркивают растущую ценность и потенциал игровой индустрии, где компании готовы тратить крупные суммы для расширения своего портфолио и укрепления позиций на рынке.

Холдинг Embracer активно стремился занять позицию одного из ведущих игроков в игровой индустрии, разрабатывая и выпуская проекты различного масштаба. Тем не менее, в 2023 году ситуация сложилась иначе, чем ожидалось.

Почему всё пошло наперекосяк

После 2022 года игровая индустрия столкнулась с уменьшением уверенности в своем развитии. В глобальной экономике наблюдается рост инфляции, что негативно сказалось на финансовых потоках. Инвесторы, раньше готовые вкладывать средства на выгодных условиях, стали более осторожными и перестали предоставлять капиталы под низкие проценты. Это обстоятельство создает новые вызовы для разработчиков игр и компаний, работающих в сфере развлечений, заставляя их адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и искать новые источники финансирования.

В мае 2023 года компания Embracer объявила о срыве сделки на сумму 2 миллиарда долларов, которая готовилась более семи месяцев. Позже СМИ сообщили, что переговоры велись с Savvy Games Group — инвестиционной компанией, основанной Суверенным фондом Саудовской Аравии. Важно отметить, что SGG уже имела опыт сотрудничества с Embracer в 2022 году, когда инвестировала более миллиарда долларов, что обеспечило ей 8,1% акций и 5,4% голосов в холдинге. Причины, по которым сделка не состоялась, остаются неизвестными.

Логотип холдингаИзображение: Embracer

Последствия не заставили себя ждать. В июне 2023 года Embracer Group объявила о значительной реструктуризации. Выяснилось, что постоянное расширение компании поддерживалось в основном за счет множества инвестиций, поскольку холдинг еще не был в состоянии самостоятельно генерировать стабильную и значительную прибыль. Это произошло даже несмотря на наличие внушительного портфолио культовых игровых интеллектуальных свойств.

Embracer Group выпустила успешные проекты, такие как Dead Island 2 и Remnant 2, однако этого оказалось недостаточно для стабильного роста. Аналитики указывают на отсутствие у компании достаточного опыта в массовом производстве ААА-игр, что может стать серьезным препятствием для ее дальнейшего развития. Успехи отдельных релизов не компенсируют необходимость в создании полноценного портфолио высокобюджетных игр, способных привлечь широкую аудиторию и обеспечить финансовую устойчивость.

Руководство Embracer Group приняло решение о прекращении активных внешних инвестиций, а также о сокращении расходов и долговых обязательств. В результате этого стало известно о закрытии ряда внутренних студий и отмене некоторых неанонсированных игр. Такие меры направлены на оптимизацию финансовой структуры компании и повышение её устойчивости в условиях меняющегося рынка.

Последствия сорвавшейся сделки

Первая жертва реструктуризации компании Embracer стала студия Volition, обладающая 30-летней историей и известная благодаря таким сериям, как Saints Row и Red Faction. С 2015 года дела у студии начали ухудшаться: проекты Agents of Mayhem и перезапуск Saints Row не оправдали ожиданий. Команда предприняла усилия по улучшению второй игры, выпустив крупные бесплатные обновления и DLC, но этого оказалось недостаточно для восстановления её прежней популярности.

Embracer Group открыто признала, что новая игра Saints Row не соответствовала ожиданиям, особенно в отношении реакции критиков и фанатов. Тем не менее, многим игрокам было грустно расставаться с разработчиками, которые создали культовые игры, такие как Saints Row 2 и Red Faction: Guerrilla. Эти проекты оставили заметный след в индустрии видеоигр и заполнили сердца поклонников яркими воспоминаниями.

Вскоре стало известно, что компания Embracer провела сокращения в Gearbox Publishing. Несмотря на это, студия успешно выпустила игру Remnant 2, которая за первую неделю продаж разошлась тиражом в один миллион копий, превысив ожидания холдинга. Информация о масштабах увольнений пока не раскрыта.

В сентябре СМИ писали, что Embracer рассматривала продажу Gearbox, но к моменту публикации материала со студией ничего не случилосьСкриншот: игра Remnant 2 / Gearbox Publishing

В ноябре Ларс Вингефорс сообщил о положительных результатах реструктуризации Embracer. В течение квартала холдинг сократил около 900 сотрудников, что составляет 5% от общего числа работников. По словам руководителя компании, основная цель этих изменений заключается в создании более компактной и эффективной структуры бизнеса. Реструктуризация направлена на оптимизацию процессов и повышение конкурентоспособности Embracer на рынке.

В декабре 2023 года в индустрии видеоигр произошло значительное сокращение кадров в New World Interactive, известной благодаря шутеру Insurgency, а также в Lost Boys Interactive, которая сотрудничала над проектом Tiny Tina’s Wonderlands. Кроме того, студия Free Radical Design, создатель серии TimeSplitters, была закрыта. Эти события подчеркивают продолжающиеся изменения в игровом секторе, вызванные экономическими факторами и изменением спроса на различные жанры игр.

2024 год начался напряженно для внутренних студий Embracer. В середине января фанаты начали выражать опасения по поводу возможного закрытия Piranha Bytes. Вскоре после этого в студии подтвердили наличие трудностей, однако подчеркнули, что продолжают свою работу и активно ищут партнёров для продолжения разработки игр.

Ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic анонсировали ещё в 2021 году, но игра, судя по всему, попала в производственный ад. В Embracer не комментируют статус проекта, которым изначально занималась Aspyr, а потом Saber InteractiveСкриншот: игра Star Wars: Knights of the Old Republic Remake / Embracer

Отмена следующей части игры Deus Ex вызвала сильную реакцию в игровой индустрии, особенно на фоне сокращения 97 сотрудников компании Eidos. Согласно информации, предоставленной Джейсоном Шрайером из Bloomberg, разработка данного проекта длилась около двух лет. После закрытия игры студия приняла решение сосредоточиться на создании нового контента, основываясь на оригинальной интеллектуальной собственности. Это решение подчеркивает текущие тенденции в игровой индустрии, где разработчики все чаще ищут новые идеи и уникальные концепции для привлечения аудитории.

Информация об отменённой игре Deus Ex остаётся неясной, однако актёр озвучивания Адама Дженсена упоминал, что проект мог быть сосредоточен на другом персонаже. За последние два года с ним никто не связывался для обсуждения возможного возвращения к роли. Это вызывает вопросы о будущем серии и о том, какие новые истории могли бы быть представлены фанатам.

После отмены проекта Deus Ex Embracer Group стала объектом критики среди геймеров, которые начали называть компанию «корпорацией зла». На Reddit активно обсуждаются негативные последствия, которые, по мнению пользователей, Embracer причинила игровой индустрии. Многие участники обсуждений отмечают, что компания нанесла значительный ущерб, сравнимый с действиями EA, которая за последние 25 лет закрыла несколько культовых студий. Это вызывает серьезные опасения по поводу будущего популярных игровых франшиз и судьбы разработчиков, которые трудились над созданием уникального контента.

Реструктуризация в компании Embracer продолжается, и не исключено, что скоро появятся новости о дополнительных сокращениях и закрытии студий. У холдинга накопилось множество проблем, которые требуют решения. Эта ситуация наглядно демонстрирует последствия бесконечного расширения без четкого плана действий на случай непредвиденных обстоятельств. Важно учитывать, что рост бизнеса должен сопровождаться стратегическим подходом и готовностью к возможным трудностям, чтобы избежать кризисных ситуаций в будущем.

Разработка ожидаемых игр продолжается, несмотря на сокращения в индустрии. В частности, студия Crystal Dynamics, совместно с Amazon и The Initiative, активно работает над новой частью серии Tomb Raider.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Здесь вы найдете атмосферное пространство, посвященное играм и их разработке. Мы делимся полезными советами от профессионалов индустрии, обсуждаем важные обновления популярных программ и рассказываем о процессе создания игр. Комментарии открыты для ваших идей и предложений, а также для обсуждения всех аспектов геймдева. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе актуальных новостей и trends в мире игр.

Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO

Геймдизайнер создаёт структуру игры. Он продумывает идею, правила, игровой процесс и решает, какие эмоции вызовет сюжет у игроков. Вы с нуля освоите принципы геймдизайна и научитесь работать с популярными движками Unity и Unreal Engine. Узнаете, как удерживать интерес игроков и монетизировать игры. А мы поможем вам начать карьеру в игровой индустрии.

Узнать подробнее