Образование #Статьи

29 июля, 2025

Индивидуальные образовательные траектории в университете: как и зачем? / Skillbox Media

Как и зачем российские университеты внедряют индивидуальные образовательные траектории.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) представляют собой не просто актуальную тенденцию, а корни образовательного процесса, существовавшие в первых европейских университетах почти тысячу лет назад. Для внедрения этой концепции в современные высшие учебные заведения необходимо инвестировать в цифровые платформы, так как вручную составлять тысячи уникальных расписаний крайне затруднительно. Однако следует отметить, что цифровизация не является главным аспектом. Без создания условий для активного участия студента в образовательном процессе не может быть и речи о настоящей индивидуализации. Успешное развитие ИОТ требует не только технологий, но и изменения образовательной среды, которая будет способствовать самореализации и вовлеченности каждого студента.

На первой всероссийской ИОТ-конференции для университетов, посвященной индивидуальным образовательным траекториям в высшем образовании, состоявшейся при поддержке Министерства науки и высшего образования, ИT-компании CUSTIS, национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», были озвучены ключевые идеи и выводы. В течение десяти часов мероприятия участники обсудили актуальные вопросы и тенденции в области индивидуализации образовательных процессов.

Работа в междисциплинарной лаборатории доступна лишь тем студентам, которые обладают уникальным треком развития и осваивают специализированные навыки и компетенции. Без внедрения индивидуальных образовательных траекторий подготовка исследователей и научная деятельность студентов в лаборатории невозможны. Такие подходы позволяют формировать высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать комплексные задачи в различных областях науки.

В университетах, начиная с их появления в Европе, всегда существовала индивидуальная траектория обучения. Студенты учились у конкретных преподавателей и переходили из одного учебного заведения в другое в поисках необходимых знаний. Однако в последние сто лет образовательные системы стали отходить от этой традиции индивидуального подхода. Люди имеют разные стили обучения, и когда образовательные учреждения не учитывают эту разнообразие, студенты теряют интерес к учебному процессу. Важно вернуть индивидуальный подход к образованию, чтобы поддерживать мотивацию и вовлеченность учащихся.

Бум массового высшего образования начался в середине XX века с технических изменений, которые в значительной степени способствовали профессиональной подготовке и развитию компетенций. Однако эта система сталкивается с новыми вызовами. Технологии меняются, профессии становятся менее определенными, а скорость появления новых технологических задач значительно возросла. Современные технологические и бизнес-тренды требуют не просто усвоения знаний, но и формирования навыков, позволяющих адаптироваться к новым условиям на основе прочного образовательного фундамента. Для успешной карьеры в условиях быстро меняющегося мира важно развивать умение учиться и осваивать новые знания и навыки.

Академическое сообщество играет ключевую роль в формировании знаний и умений студентов. Профессионалы в этой области способны направлять учащихся, определяя необходимые компетенции для успешного обучения. Ответственность университета заключается в том, чтобы четко информировать студентов о том, какие курсы обязательны для изучения, а какие могут быть выбраны исходя из личных интересов и склонностей. Такой подход способствует более осознанному выбору образовательного пути и развитию индивидуальных профессиональных навыков.

Государственное регулирование высшего образования в России в последние годы открывает новые возможности для студентов в выборе индивидуальной траектории развития. В частности, введённый в прошлом году порядок приёма в вузы позволяет зачислять первокурсников не на конкретные образовательные программы, а на укрупнённые группы специальностей или направлений подготовки. Участники дискуссии «В „Приоритете“ ли индивидуальные образовательные траектории» положительно оценивают эту инициативу, подчеркивая её важность для формирования гибкой образовательной среды, способствующей учёту индивидуальных интересов и карьерных целей студентов. Это нововведение не только расширяет возможности для выбора, но и способствует более глубокому изучению востребованных в современном мире навыков.

Сергей Салихов, проректор МИСиС, отметил, что сложно представить себе выпускника школы, который в 16 лет полностью осознаёт разницу между горными машинами и технологическим оборудованием. Он также подчеркнул, что лишь небольшое количество вузов адаптировало свои процедуры приёма студентов к укрупнённым группам. Это поднимает важный вопрос о необходимости изменений в образовательной системе, чтобы лучше подготовить молодёжь к современным требованиям рынка труда.

Новая модель поступления является ключевым элементом перехода к современным стандартам высшего образования. Ранее обучение в вузах длилось пять или шесть лет, и студенты изучали одну специальность на протяжении всего этого времени. Сегодня, за исключением медицинских и специализированных направлений, в большинстве университетов внедрена модель «4 + 2». Согласно этой модели, после завершения бакалавриата студенты могут выбирать магистратуру, которая не обязательно связана с ранее полученной специальностью. Перспективным шагом становится также модель «2 + 2 + 2», где в первые два года бакалавриата студенты осваивают общие дисциплины, а на третьем году выбирают конкретную профессиональную область и углубляются в неё. Такие изменения позволяют студентам гибко подходить к своему образованию и адаптироваться к требованиям рынка труда.

Схема «2 + 2 + 2», предложенная Андреем Волковым, предоставляет вузам возможность адаптироваться к изменяющемуся отношению студентов к их образовательному пути на этапе бакалавриата. Эта модель позволяет студентам выбирать между двумя схожими узкими специализациями не сразу, а через два года обучения, что способствует более осознанному подходу к выбору профессиональной траектории. Таким образом, студенты могут получить больше информации о своих интересах и перспективах, прежде чем принять окончательное решение о специализации. Это обновление в образовательной системе способствует гибкости и индивидуализированному подходу к обучению, что является важным фактором в современном высшем образовании.

Перевод студентов с одной специальности на другую в вузах представляет собой сложную задачу. Существующие нормативные акты в сфере высшего образования накладывают определенные ограничения, что усложняет этот процесс. Например, перевод бюджетного студента с одной специальности на другую требует значительных организационных усилий. Кроме того, как отметил Сергей Рощин, не все специальности доступны для переключения после двух лет обучения на общем бакалавриате. Это создает дополнительные сложности для студентов, желающих изменить направление своей образовательной траектории.

Переход с одной специальности на другую, например, с истории на биологию в рамках программы «2 + 2» вызывает вопросы. Разные области знаний требуют различного объема фундаментальных знаний, что затрудняет универсализацию данной модели. Сергей Рощин отметил, что успешный переход возможен только при учете этих различий. Важно рассмотреть все возможные варианты и подходы, чтобы обеспечить качественное образование и развитие студентов в выбранной ими области.

Сложно представить, что выпускник школы в возрасте 16 лет полностью осознает различия между горными машинами и технологическим оборудованием. Тем не менее, стоит отметить, что лишь немногие университеты начали принимать абитуриентов по укрупнённым группам специальностей. Проблема заключается в недостаточной подготовленности школьников к выбору будущей профессии, что затрудняет их ориентацию в сложном мире технических и профессиональных направлений. Переход на укрупнённые группы может помочь улучшить процесс обучения и адаптации студентов к требованиям современного рынка труда.

Схема «2 + 2 + 2», по мнению Андрея Волкова, предоставляет вузам возможность адаптироваться к изменениям в восприятии студентами своего образовательного пути уже на этапе бакалавриата. Эта модель позволяет учащимся выбирать между двумя схожими узкими специализациями не на старте, а спустя два года обучения. Такой подход способствует более осознанному выбору профессии и позволяет студентам глубже понять свои интересы и склонности, прежде чем принять окончательное решение о специализации. В результате это может повысить качество образования и удовлетворенность студентов.

Переход с одной специальности на другую, например, с истории на биологию в рамках программы «2 + 2», действительно возможен, но требует учета особенностей разных предметных областей. Каждая область знаний имеет свой уникальный объем фундаментальных знаний, необходимых для успешного освоения мэйджора. Универсализация подхода «2 + 2» может быть затруднительной из-за различий в объемах и структуре учебных планов. Важно рассмотреть различные варианты и возможности, которые могут быть предоставлены студентам, чтобы они могли эффективно адаптироваться и развиваться в новой дисциплине.

Существуют ограничения в вопросе сбора информации о психологических характеристиках студентов вузами. Неясно, имеет ли университет право на сбор таких данных. В некоторых случаях студенты намеренно предоставляют неверную информацию в исследованиях, полагая, что учебное заведение стремится узнать слишком много о них. Это поднимает важные вопросы о конфиденциальности и этике сбора данных в образовательных учреждениях.

Комиссаров сообщил, что алгоритмы Университета 20.35 используют цифровой след для определения ключевых аспектов построения индивидуальной образовательной траектории. Они анализируют, как студент движется к достижению образовательных результатов, включая изменения в его понимании предмета. Также исследуются элементы программы, которые вызывают интерес и эмоциональный отклик, а также те, которые не увлекают студента. Этот подход позволяет более точно адаптировать образовательный процесс к потребностям и предпочтениям каждого учащегося, что способствует более эффективному обучению и развитию.

Тьютор — это человек, обладающий высокой рефлексией и сложной судьбой. Его роль в образовательном процессе заключается не только в предоставлении знаний, но и в поддержке студентов в их личностном и академическом развитии. Тьютор помогает выявить сильные и слабые стороны учащихся, способствует их саморазвитию и формированию критического мышления. Такой подход позволяет создать более эффективную учебную среду, в которой каждый студент может раскрыть свой потенциал. Качества тьютора, такие как эмпатия, терпение и способность к анализу, играют ключевую роль в успешной работе с учащимися.

Изучите, как происходит взаимодействие между государственными и частными проектами в сфере образования. Важность кооперации этих секторов становится все более очевидной, так как совместные усилия способствуют улучшению качества образовательных услуг и обеспечивают доступ к инновационным методам обучения. Государственные учреждения и частные компании могут обмениваться опытом и ресурсами, что позволяет создавать эффективные образовательные программы и внедрять современные технологии. Это сотрудничество не только обогащает образовательный процесс, но и отвечает требованиям современного рынка труда, готовя студентов к вызовам будущего.

Без чего ИОТ не заработают

Конференция завершилась открытым обсуждением со студентами на тему «Выбор, траектория и свобода воли», которое провел Исак Фрумин, научный руководитель Института образования ВШЭ. В беседе приняли участие пять студентов из МИФИ, ТюмГУ и МГИМО. Результаты обсуждения отчасти отражают мнения руководителей и преподавателей вузов, что подчеркивает разнообразие взглядов на важные вопросы образования и личностного выбора.

Выяснилось, что ощутить персонализированное внимание и получить ключевую информацию для своего индивидуального развития возможно и без использования информационных технологий.

Разговор начался с примера второкурсника МИФИ Дмитрия, который поделился опытом участия в обязательной классической лекции. Преподаватель находит возможность ответить на узкие вопросы студентов, разъяснять сложные темы, выходящие за рамки программы, и рекомендовать дополнительные материалы в зависимости от интересов учащихся. Каждый студент находит для себя актуальные и интересные темы, что делает процесс обучения более индивидуальным и глубоким, а не механическим и однообразным. Такой подход способствует более эффективному усвоению знаний и формированию критического мышления.

Исак Фрумин неоднократно подчеркивал, что, несмотря на внешнее сходство системы высшего образования в России, студенты в различных вузах получают существенно различающийся опыт. Это разнообразие связано с уникальными образовательными подходами, культурными особенностями и ресурсами разных образовательных учреждений. Важно учитывать, что качественное образование и успешная профессиональная подготовка зависят не только от учебных планов, но и от образовательной среды, взаимодействия студентов и преподавателей, а также от возможностей для практического применения знаний. Таким образом, опыт студентов в российских вузах формируется под влиянием множества факторов, что делает его уникальным для каждого учебного заведения.

  • Судя по примерам из МИФИ, там собственные траектории студенты формируют (на основе личного выбора) внутри общего потока.
  • В ТюмГУ студенты собирают собственный образовательный путь из разных специальностей, так что нередко он получается эклектичным. Например, можно набрать курсы и по переводу, и по преподаванию иностранного языка, дополнить это психологией и в итоге получить уникальную квалификацию на стыке трёх областей (при этом всегда найдутся критики, которые скажут, что ты не стал профессионалом ни в одной из них).
  • В Школе перспективных исследований (SAS) ТюмГУ к этому добавляется необходимость искать возможности — конференции, конкурсы, летние школы — вовне, а не только выбирать курсы из «меню» университета.
  • В МГИМО такое тоже возможно, но в центре индивидуальной траектории — выбранная узкая специализация, на которую нанизываются необходимые компетенции.

Исак Фрумин подчеркивает, что ключевым аспектом всех существующих и будущих образовательных подходов является субъектность студента, его активное стремление к обучению. Это означает, что важным элементом образовательного процесса является не только передача знаний, но и развитие у студентов внутренней мотивации и способности к самостоятельному обучению. Учитывая разнообразие методов и технологий в обучении, акцент на субъектности позволяет создать более эффективные и персонализированные образовательные условия, способствующие глубокому усвоению материала и формированию критического мышления.

Индивидуализация образования основывается на представлении человека о себе и своём будущем в учебном процессе. В этом контексте происходит процесс обучения. Мы можем организовать преподавание как комплексные обеды или шведские столы, однако без активного участия субъекта это будет лишь бесполезной тратой средств на цифровую инфраструктуру. Важно, чтобы образовательные программы учитывали индивидуальные потребности и интересы учащихся, что позволит создать более эффективную и значимую образовательную среду.

Одним из ключевых вопросов для высших учебных заведений является выявление и развитие индивидуальности студентов, а также их мотивации к созданию собственного образовательного пути. Особенно это актуально для тех студентов, которые ранее не задумывались о своих целях, следуя указаниям учителей в школе и поступившие в университет по решению родителей. Важно помочь таким студентам осознать свои интересы и амбиции, чтобы они могли активно участвовать в формировании своего образовательного опыта и достигать поставленных перед собой целей.

Студенты, участвующие в обсуждении, предложили несколько подходов к достижению собственных целей. Одним из эффективных способов является выход из зоны комфорта через участие в образовательных практиках, которые требуют выполнения непривычных и сложных задач. Работа над проектами в сотрудничестве с другими студентами и преподавателями способствует развитию необходимых навыков и умений. Также полезными могут оказаться наставничество со стороны старшекурсников или помощь профессиональных тьюторов, которые могут направить и поддержать в процессе обучения.

Перевернутое консультирование – это метод, который способствует повышению успеваемости студентов и помогает им стать отличниками. Этот подход основан на активном участии обучающихся в процессе получения знаний. Вместо традиционного лекционного формата, студенты сначала изучают материал самостоятельно, а затем применяют его на практике с помощью обсуждений и взаимодействия с преподавателями. Такой метод не только улучшает понимание предмета, но и развивает критическое мышление, что в итоге приводит к высоким результатам в учебе. Перевернутое консультирование становится все более популярным среди учебных заведений, стремящихся повысить качество образования и вовлеченность студентов.

Исак Фрумин подытожил, что цифровые технологии могут выступать лишь в роли поддержки для студентов. Важно, чтобы эти технологии способствовали поиску необходимой помощи и налаживанию контактов с наставниками. Однако основой формирования индивидуальной образовательной траектории остается личное представление студента о своем будущем. Это видение играет ключевую роль в выборе направлений обучения и профессионального развития, позволяя каждому студенту строить свой уникальный путь к успеху.

Чтение является важной частью нашего повседневного опыта. Оно не только расширяет наши горизонты, но и обогащает наше сознание. Погружение в книги, статьи и другие текстовые материалы позволяет нам получать новые знания и развивать критическое мышление. Современные исследования показывают, что регулярное чтение способствует улучшению когнитивных функций и повышению уровня концентрации. Важно выбирать разнообразные жанры и темы, чтобы максимально разнообразить свой опыт и углубить понимание различных аспектов жизни. Читайте регулярно, чтобы не только развивать свои навыки, но и получать удовольствие от процесса.

  • Нужны ли массовой школе индивидуальные образовательные траектории?
  • Какое будущее эксперты предсказывают мировому высшему образованию
  • Как продвигать бренд университета
  • Опубликована стратегия цифровой трансформации вузов

Индивидуализация образования основывается на восприятии каждым человеком себя и своих будущих образовательных перспектив. В процессе этого происходит обучение, которое может быть организовано как традиционные занятия или в формате свободного выбора, подобно шведскому столу. Однако, без активного участия самого обучающегося, такие подходы становятся неэффективными и лишь приводят к ненужным расходам на цифровую инфраструктуру. Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от вовлеченности и осознанности ученика, что подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении.

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее