О чём стратегия цифровой трансформации науки и университетов / Skillbox Media
Разбираемся, что это за документ и зачем он нужен. Это важно знать не только вузам, но и EdTech-компаниям.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать больше14 июля на сайте Министерства науки и высшего образования была опубликована «Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования». Этот документ объемом более 260 страниц описывает планы по созданию множества собственных цифровых систем для научных организаций и университетов в России. Ожидается, что внедрение этих систем значительно улучшит эффективность работы в области науки и образования, а также усилит взаимодействие между различными учреждениями. Цифровая трансформация станет ключевым шагом к модернизации образовательного процесса и научных исследований в стране.
Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который вы хотите переработать.
Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования является одной из ключевых инициатив, утвержденных в конце июня президиумом профильной правительственной комиссии под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Этот документ направлен на модернизацию и оптимизацию образовательных процессов, а также на интеграцию новых технологий в научные исследования. В дополнение к стратегии для науки и образования, были разработаны и другие важные документы, охватывающие такие сферы, как здравоохранение, государственное управление, строительство, городское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, энергетику, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экологию и социальную сферу. Эти инициативы направлены на всестороннюю цифровизацию различных областей, что способствует улучшению качества жизни граждан и повышению эффективности государственных услуг.
В указе президента России Владимира Путина, опубликованном в прошлом году, цифровая трансформация была обозначена как одна из основных целей национального развития. Важным показателем успешности этой трансформации является уровень «цифровой зрелости» ключевых секторов экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование и государственное управление. Повышение цифровой зрелости в этих областях способствует улучшению качества услуг, оптимизации процессов и повышению эффективности работы государственных структур.
Минобрнауки опубликовало стратегию, направленную на достижение «цифровой зрелости» в области науки и высшего образования. В данной стратегии ведомство предлагает конкретные решения и инициативы, которые помогут интегрировать цифровые технологии в образовательный процесс и научные исследования. Основная цель заключается в создании современного образовательного пространства, способствующего развитию компетенций, необходимых для работы в условиях цифровой экономики. Стратегия включает в себя меры по обновлению образовательных программ, внедрению новых технологий, а также повышению квалификации преподавательского состава.
Система управления данными в области науки и высшего образования станет важным инструментом для оптимизации процессов работы с информацией. Первая версия системы, обладающая функционалом для сбора, очистки, обработки и представления данных, запланирована к запуску в 2022 году. Согласно стратегии, финальная версия системы значительно упростит обмен данными между высшими учебными заведениями и научными организациями с Министерством образования и науки. Более того, она обеспечит доступ к этим данным для внешних пользователей. Ожидается, что бизнес сможет беспрепятственно получать результаты исследований, а граждане получат доступ к различным сервисам, основанным на этих данных. Эта инициатива не только повысит прозрачность научной деятельности, но и будет способствовать развитию инноваций и сотрудничества между различными секторами.
Проект, о котором идет речь, является одним из двух, для которых уже просчитана стоимость в рамках стратегии. Общая сумма инвестиций составит 685 миллионов рублей. Согласно документу, в 2021 году на разработку «Датахаба» планируется выделить 245 миллионов рублей из средств национального проекта «Наука и университеты». В 2022 году на проект потребуется 230 миллионов, в 2023 году — 115 миллионов, а в 2024 году — 95 миллионов рублей.
Проект предполагает создание BI-системы, предназначенной для поддержки организаций в процессе цифровой трансформации. Министерство образования и науки будет использовать эту систему для мониторинга изменений в паспортах «цифровой зрелости» вузов. Часть данных из этих паспортов будет доступна на открытом веб-сайте, что обеспечит прозрачность и доступ к информации. В стратегии пока не указана сумма, необходимая для разработки и внедрения системы. Ожидается, что система начнет приносить доход в 2024 году.
Проект цифрового университета представляет собой комплексное решение для оптимизации всех бизнес-процессов в области науки и высшего образования. Это не просто платформа для онлайн-занятий и управления расписанием. Цифровой университет включает в себя эффективный мониторинг научной активности, управление кадровыми ресурсами, финансовыми потоками и другими административными процессами. Такой подход позволяет значительно улучшить качество образования и повысить эффективность работы учебных заведений, создавая единое цифровое пространство для студентов и преподавателей.
Некоторые российские университеты активно внедряют цифровые сервисы в различных областях. Эта стратегия включает создание единой модели, которая будет разработана в рамках консорциумов, состоящих из вузов и компаний в сфере EdTech. Такой подход позволяет интегрировать новейшие технологии в образовательный процесс, улучшая качество обучения и доступ к образовательным ресурсам.
Цель заключается в создании единой экосистемы сервисов и услуг, направленной на участников образовательного процесса. Эта экосистема будет основываться на сетевом взаимодействии, что позволит улучшить качество образования и упростить доступ к необходимым ресурсам.
К 2024 году не менее половины университетов, подведомственных Минобрнауки, должны внедрить модель цифрового университета. Кроме того, столько же вузов обязаны реализовать образовательные программы, ориентированные на создание индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Проект предполагается финансировать в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», однако объем необходимых средств в стратегии не раскрыт. Это нововведение направлено на улучшение качества образования и адаптацию вузов к современным требованиям рынка труда.
Создание данной платформы, согласно стратегии, в долгосрочной перспективе станет основой для формирования единой экосистемы сервисов и услуг в научной сфере. Учёные получат возможность использовать систему для проведения совместных исследований, а также для доступа к международным базам данных и доступным мерам поддержки. В результате в России появится «виртуальный ассистент учёного», который упростит процесс исследований и повысит эффективность научных работ. Эта инициатива направлена на интеграцию научного сообщества и оптимизацию работы исследователей, что, в свою очередь, будет способствовать развитию науки и инноваций в стране.
Минобрнауки уже не впервые пытается разработать информационную систему национального масштаба для научного сообщества. В 2017 году завершил свою работу проект «Карта российской науки», который представлял собой сервис с актуальной информацией о различных учёных и научных коллективах. На его создание с 2012 года было выделено 450 миллионов рублей. Эти попытки подчеркивают важность и необходимость систематизации данных о российской науке для повышения её конкурентоспособности и улучшения условий для научных исследований.
Задачи будущей системы становятся более масштабными, а ожидаемая стоимость проекта увеличивается в два раза. Согласно стратегии, первые сервисы платформы, такие как портфолио учёных и коллективное взаимодействие в научных проектах, должны начать функционировать уже в 2021 году. К 2024 году планируется запуск дополнительных сервисов, включая «государственный диссернет». Для реализации проекта предусмотрено финансирование в размере 975 миллионов рублей в рамках национального проекта «Наука и университеты». Распределение бюджета составит: в 2021 году — 375 миллионов, в 2022 году — 280 миллионов, в 2023 году — 175 миллионов и в 2024 году — 145 миллионов.
Создание единой информационной среды для взаимодействия вузов и поставщиков оборудования и программного обеспечения станет ключевым шагом в обновлении образовательной инфраструктуры. Министерство образования и науки России нацелено на внедрение этой платформы, что позволит значительно улучшить качество образовательных услуг и оптимизировать процессы закупок. В результате, вузы получат доступ к современным технологиям и ресурсам, что будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности образовательного процесса.
К 2024 году 75% закупок оборудования и программного обеспечения для подведомственных министерству вузов должны осуществляться в онлайн-формате. Однако в стратегии не уточняется, какие средства потребуются для создания маркетплейса. Это важный аспект, так как успешная реализация перехода на онлайн-закупки требует не только технологической инфраструктуры, но и финансовых вложений для разработки и поддержания платформы. Вопрос о финансировании маркетплейса остается открытым и требует дальнейшего обсуждения.
Проект сосредоточен на развитии цифровых компетенций среди студентов и научно-педагогических работников. Важнейшим этапом реализации проекта станет создание и подготовка команд по цифровой трансформации в каждом вузе, подведомственном Минобрнауки. Все команды должны быть полностью готовы к 2024 году. В настоящее время в вузах вводится новая должность проректора по цифровой трансформации, а в некоторых учреждениях разрабатываются специальные программы для обучения этих команд. Такой подход обеспечит более эффективное внедрение цифровых технологий в образовательный процесс и повысит квалификацию сотрудников высших учебных заведений.
К 2030 году все сотрудники, включая преподавателей и административный персонал, а также студенты учреждений образования, находящихся под управлением Минобрнауки, должны пройти программу по повышению цифровых компетенций. Однако стратегия не уточняет, какие ресурсы будут необходимы для реализации этой программы. Повышение цифровых навыков является важным шагом к адаптации образовательной системы к современным требованиям и вызовам цифровой эпохи.
Цель данного проекта заключается в систематизации и регламентации бизнес-процессов в высших учебных заведениях и Министерстве науки и высшего образования. Для достижения этой цели будет разработана отдельная информационная система, доступная через веб-интерфейс и мобильное приложение. Пользователи смогут легко заказывать услуги и получать результаты. Важно отметить, что источники и объем финансирования для реализации проекта в стратегии пока не указаны.
Читать также:
Цифровая среда или цифровые среды? Анализируем государственные проекты. В условиях стремительного развития технологий важность цифровой среды становится все более очевидной. Государственные проекты, направленные на создание и развитие цифровых платформ, играют ключевую роль в модернизации общественных услуг и повышении их доступности.
Цифровая среда включает в себя разнообразные аспекты, от электронного правительства до цифровизации образования и здравоохранения. Важно отметить, что успешная реализация таких проектов требует комплексного подхода, включающего технические, юридические и социальные аспекты. Эффективное использование цифровых технологий способствует не только улучшению качества услуг, но и повышению прозрачности и подотчетности государственных структур.
Таким образом, понимание и исследование цифровой среды в контексте госпроектов является необходимым для оценки их влияния на общество и экономики страны. Разработка и внедрение инновационных решений в цифровой среде помогут обеспечить устойчивое развитие и соответствие современным требованиям пользователей.
Этот проект является одним из двух, для которых уже рассчитана стоимость в рамках стратегии. Общая сумма, запланированная на его реализацию, составляет 685 млн рублей. В 2021 году на создание «Датахаба» будет выделено 245 млн рублей из средств национального проекта «Наука и университеты». В 2022 году предусмотрено 230 млн рублей, в 2023 году — 115 млн рублей, а в 2024 году — 95 млн рублей.
Что должно получиться
Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования нацелена на создание «цифрового единства». Все семь сервисов должны быть интегрированы и функционировать на уровне всей страны. Показатели, определяющие достижение «цифровой зрелости» отрасли, предполагают, что к 2030 году все вузы, подведомственные Минобрнауки, достигнут 100% цифровизации. Это позволит повысить качество образования, улучшить доступ к образовательным ресурсам и обеспечить более эффективное управление университетами. Важным аспектом стратегии является создание единой цифровой платформы, которая объединит все образовательные учреждения, что, в свою очередь, будет способствовать обмену данными и лучшим практикам в сфере образования.
- будет внедрена целевая модель цифрового университета;
- будет достигнут базовый уровень цифровой зрелости;
- все образовательные программы будут реализовываться с построением индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- будут использовать «Маркетплейс сервисов» (видимо, имеется в виду седьмой проект стратегии — «Сервис хаб») для создания и управления сервисами.
К данному моменту необходимо внедрить механизм межведомственного сетевого взаимодействия учебных заведений для интеграции образовательных сервисов и содержания учебных программ. Это позволит улучшить качество образования и обеспечить доступ к современным ресурсам и технологиям.
Заместитель министра науки и высшего образования Александр Нарукавников на встрече с руководителями цифровой трансформации вузов отметил, что первым шагом к реализации стратегии станет оценка «цифровой зрелости» образовательных учреждений. Методики для этой оценки разрабатываются в МФТИ и РАНХиГС. Нарукавников призвал разработчиков ускорить процесс апробации, чтобы к концу года была проведена оценка «цифровой зрелости» вузов. Это позволит определить текущий уровень цифровизации и разработать планы для дальнейшего развития в условиях быстро меняющегося образовательного пространства.
Мы обучаем цифровые команды, которые уже получили задание по разработке программы цифровой трансформации. Им необходимо иметь опору, с которой можно начать, а министерству важно учитывать текущую ситуацию. В программах будет четко обозначен желаемый результат, к которому эти команды стремятся, и это должно быть гармонично связано с нашей стратегией цифровой трансформации науки и высшего образования.
Переделанный текст:
Обязательно ознакомьтесь с дополнительными материалами:
- 50 оттенков цифровой трансформации в российских вузах
- Полный дистант: как организовать онлайн-бакалавриат
- Министр Фальков о цифровом портфолио учащихся
- Что обсуждали на первой всероссийской ИОТ-конференции для вузов
Мы обучим цифровые команды, которые уже подготовят домашнее задание по разработке программы цифровой трансформации. Однако для этого им необходимо иметь отправную точку, и министерство также должно опираться на текущую ситуацию. В их программах будет заложен образ желаемого результата, к которому они стремятся, и это должно быть согласовано с нашей стратегией цифровой трансформации в области науки и высшего образования. Важно, чтобы все этапы работы были направлены на достижение конкретных целей и соответствовали современным требованиям и вызовам.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее