Образование #Статьи

29 июля, 2025

Необычная практика: репетитор из Зимбабве готовит к экзаменам через WhatsApp / Skillbox Media

Причём он педагог-самоучка, но результаты у его учеников такие, что он составил конкуренцию дорогим частным школам.

Научитесь: Онлайн-репетитор

Узнать больше

Максвелл Чимедза, молодой репетитор из Зимбабве, не имеет компьютера и не умеет им пользоваться. Однако у него есть телефон с 32 гигабайтами памяти и установленное приложение WhatsApp. Эти инструменты вполне достаточны для подготовки его учеников к сложным школьным экзаменам. История Максвелла, опубликованная в южноафриканском издании Sowetan Live, демонстрирует, как современные технологии могут поддерживать образовательный процесс даже в условиях ограниченных ресурсов.

Предпосылки

В Зимбабве насчитывается 136 тысяч профессиональных учителей, однако Чимедза не входит в их число. Бедность родителей стала серьезным препятствием для получения профильного образования, так как у них не было средств для обучения в университете. Несмотря на отличные результаты в школе и успешную сдачу 14 экзаменов, Чимедза столкнулся с высокой безработицей, которая продолжает оставаться одной из главных проблем в стране. Невозможность получить образование или найти достойную работу побудила Чимедзу открыть собственное дело, что стало для него единственным способом обеспечить себя и реализовать свои амбиции.

Как человек, который не смог поступить в университет из-за финансовых трудностей, я осознал, что обладаю знаниями и навыками, способными помочь другим школьникам достигать высоких результатов на экзаменах. В 2019 году я запустил классы в WhatsApp, и уже в 2020 году, с началом пандемии, они начали активно развиваться.

Приложение выбрано не случайно — оно является самым популярным в Зимбабве, на долю которого приходится половина интернет-трафика страны. Для жителей Зимбабве WhatsApp служит не только для общения, но и для передачи новостей и рекламы. Недавно в приложении был запущен интерактивный сериал, который уже привлек внимание многих пользователей.

Практика

Чимедза создал в WhatsApp отдельные чаты для образовательных классов. Он добавил обучающие материалы, организовал расписание занятий и подготовил пробные тесты для проверки знаний школьников. Это позволяет эффективно взаимодействовать с учащимися, улучшая процесс обучения и обеспечивая доступ к необходимым ресурсам.

В 2021 году в класс Чимедзы поступили дети из различных регионов страны, и результаты экзаменов показали отличные достижения. 64 ученика успешно сдали выпускные испытания, что составило 100% успешности. Из них 41 ученик получил отличные оценки. По словам педагога, для качественной подготовки учеников достаточно всего три месяца. Такой подход к обучению демонстрирует высокую эффективность и позволяет достигать выдающихся результатов.

Успех Чимедзы привлек внимание к его работе как «непрофессионального» учителя. Его результаты сопоставимы с достижениями учеников престижных частных школ, при этом расходы на обучение значительно ниже. Подготовка по одному предмету стоит всего десять долларов в месяц. Несмотря на это, Чимедза тратит 40 долларов на оплату мобильного интернета, что подчеркивает его серьезный подход к обучению и использованию современных технологий.

В Зимбабве даже небольшие суммы могут считаться роскошью для многих жителей, так как не у всех есть возможность пользоваться смартфонами или выходить в интернет. Это также объясняет низкое количество учеников в учебных учреждениях по сравнению с привычными показателями. Когда началась пандемия и школы в Зимбабве закрылись, власти страны, при поддержке ЮНИСЕФ, начали транслировать уроки по радио. Этот подход оказался более доступным для населения, чем онлайн-обучение, и помог частично компенсировать значительные пробелы в образовательном процессе.

Фото: страница Максвелла Чимедзы в Facebook*

Масштабирование

Максвелл Чимедза подчеркивает, что правительству Зимбабве следует серьезно рассмотреть возможность масштабирования его опыта, связанного с WhatsApp-школами. Такие школы не требуют затрат на содержание зданий, покупку школьной формы или печать учебников, что значительно снижает финансовую нагрузку. Это могло бы сделать образование более доступным для местных детей. Кроме того, в ЮНЕСКО отметили важный аспект использования виртуальных уроков: они предоставляют возможность продолжать обучение девочкам, которые в Зимбабве часто становятся жертвами ранних браков и насилия. Благодаря WhatsApp и аналогичным платформам около шести тысяч школьниц смогли получать образование даже в условиях пандемии. Поддержка таких инициатив может существенно изменить образовательный ландшафт страны, обеспечивая больший доступ к знаниям для уязвимых групп населения.

WhatsApp находит применение в образовательных учреждениях по всему миру. В частности, в Ливане этот мессенджер активно использовался для организации обучения после взрыва в порту Бейрута. Аналогично, в Индии WhatsApp стал важным инструментом в период закрытия школ, вызванного загрязнением воздуха. Платформа обеспечивает быстрое и эффективное взаимодействие между учителями и учащимися, что особенно актуально в условиях кризиса.

В Мексике школьные тьюторы используют специализированные приложения для эффективного общения с учениками и их родителями. Для каждого студента создается отдельный чат, что позволяет поддерживать индивидуальный подход и оперативно решать возникающие вопросы. Аналогичные исследования, проведенные в 2017 году в Турции, подтвердили эффективность использования WhatsApp в образовательном процессе, особенно на уроках литературы. Этот мессенджер служит дополнительным инструментом, который способствует активному вовлечению учащихся и улучшению качества обучения.

В данном исследовании 30 школьников возрастом 15–16 лет получали во время уроков небольшие информационные тексты через WhatsApp. Объем текстов варьировался от 19 до 81 слова и сопровождался изображениями, соответствующими теме. Все материалы были разработаны педагогами в соответствии с основной учебной программой. Результаты предварительного и последующего тестирования участников эксперимента, а также контрольной группы, которая не использовала WhatsApp в обучении, показали, что успеваемость экспериментальной группы значительно возросла по сравнению с контрольной. Эти данные подтверждают эффективность использования мессенджеров в образовательном процессе.

Исследования, основанные на опросах участников эксперимента, показывают, что отправка сообщений может значительно улучшить процесс обучения, даже если ученики просто следят за публикациями без активного участия. Интересно, что сообщения с изображениями оказываются более эффективными, чем простые текстовые сообщения. Участники также отметили, что отвлекающие сообщения, не относящиеся к теме обучения, воспринимаются как раздражающий фактор. Поэтому, если вы решите внедрить эту практику в своем образовательном процессе, важно заранее установить чёткие правила, чтобы избежать ненужного флуда в чате и сосредоточиться на образовательном контенте.

Читать также:

  • Чему хорошему нас научил ужасный дистант
  • Как во время пандемии в разных странах помогали учителям
  • Как в разных странах спасали школьное образование
  • «Мы — антишкола». История необычных курсов по подготовке к ЕГЭ

Онлайн-репетитор

Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.

Узнать подробнее