Образование #Статьи

29 июля, 2025

Что такое состояние потока и как использовать его в обучении / Skillbox Media

Чтобы ученик достиг наивысшей продуктивности, важно помочь ему найти внутреннюю мотивацию и почувствовать самостоятельность.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Что такое состояние потока

Поток — это уникальное состояние, в котором человек полностью погружается в выполняемую задачу. В этом состоянии внимание сосредоточено настолько сильно, что всё, что не связано с текущей деятельностью, теряет значение, включая восприятие времени. В каждую секунду человек, находясь в потоке, чётко осознаёт, какое действие необходимо предпринять следующим. Обратная связь от его действий поступает мгновенно. Например, в теннисе спортсмен в момент удара осознаёт направление, в котором хочет отправить мяч, и сразу же видит, достиг ли он желаемого результата. Понимание процесса и быстрая обратная связь позволяют углубить концентрацию и повысить эффективность в любой деятельности, будь то спорт, творчество или работа. Поток способствует не только улучшению результатов, но и повышению удовлетворённости от процесса.

«Всё вокруг меня исчезает, и картины рождаются будто из пустоты», — так описывал переживание потока немецкий художник Пауль Клее задолго до того, как эта тема привлекла внимание науки. Научное объяснение потока впервые предложил венгерско-американский психолог Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток. Психология максимального переживания». Он выделил несколько ключевых характеристик этого состояния, которые помогают понять, как достичь максимальной продуктивности и удовлетворения в различных сферах жизни. Понимание этих аспектов может значительно улучшить креативность и эффективность, как в личной, так и в профессиональной деятельности.

Исследования показывают, что состояние потока приносит значительные преимущества. В одном из обзоров научных работ была выявлена связь между состоянием потока и увеличением выработки дофамина. Дофамин, как известный нейромедиатор, играет ключевую роль в повышении мотивации и создании чувства удовольствия. Кроме того, согласно выводам международной группы исследователей, люди, находящиеся в состоянии потока, сообщают о более высоком уровне счастья и удовлетворенности жизнью. Это подтверждает важность поиска и создания условий для достижения потока в повседневной жизни.

Pikselstock / Shutterstock

В 2008 году нейробиолог Чарльз Лимб из Университета Джонса Хопкинса провел эксперимент, посвященный состоянию потока. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии он исследовал мозговую активность джазового музыканта во время импровизации, когда тот находился в состоянии потока. Результаты показали, что дорсолатеральная префронтальная кора, отвечающая за самонаблюдение, не проявляла активности. Это указывает на то, что в состоянии потока человек отключает внутреннего критика. Журналист Стивен Котлер в статье для Time отмечает: «Мы освобождаемся. Мы действуем без колебаний. Мы становимся креативнее и менее боимся рисковать». Исследования, подобные этому, подчеркивают важность состояния потока для креативности и достижения высоких результатов в различных областях.

Как использовать состояние потока в обучении

Михай Чиксентмихайи известен как основоположник концепции потока, и его идеи успешно применялись в образовательных учреждениях. Одним из ярких примеров служит закрывшаяся государственная школа Key Learning Community в Индианаполисе, США. В этой школе была создана уникальная «комната для потока», где ученики могли заниматься тем, что их действительно увлекало. Ученики имели возможность проводить в этой комнате не менее одного часа в неделю, что сделало её популярной среди детей. Этот опыт подтверждает, что создание комфортной и стимулирующей учебной среды способствует более глубокому вовлечению студентов в процесс обучения.

Учителя стремились организовать уроки таким образом, чтобы вовлечь учеников в состояние потока. Педагоги ставили перед детьми четкие цели, подбирали задачи, представляющие интересный вызов, и обеспечивали мгновенную обратную связь. Это подход способствовал повышению мотивации и эффективности обучения, помогая ученикам сосредоточиться на процессе и достигать лучших результатов.

Геймификация является эффективным способом помочь ученикам достичь состояния потока в учебном процессе. Включение игровых элементов в обучение создает вызов и повышает мотивацию. По мнению Стива Уилера, преподавателя из Плимутского университета, это может проявляться не только в виде соревновательных конкурсов, но и в использовании ролевых игр и задач-кейсов. Такие методы способствуют развитию критического мышления и навыков решения проблем, что делает обучение более увлекательным и продуктивным.

Преподаватель колледжа Джон Спенсер написал книгу под названием «Как сделать обучение потоком», в которой исследует применение концепции потока в образовательном процессе. В своей статье для блога об образовании он выделил пять эффективных способов, позволяющих активизировать состояние потока у учеников. Эти методы помогают создать увлекательную и продуктивную образовательную среду, способствующую более глубокому усвоению знаний и развитию навыков у студентов.

Когда ученики сталкиваются с задачей, которая кажется им слишком сложной, у них возникает желание сдаться. В то же время, если задание не представляет собой достаточного вызова, ученикам становится скучно. Важно найти баланс между сложностью и доступностью заданий, чтобы поддерживать интерес учащихся и стимулировать их к обучению. Правильный подход к заданиям может помочь избежать как чувства подавленности, так и скуки, способствуя более эффективному усвоению материала.

Переживание потока часто возникает, когда задача немного превышает уровень навыков человека. Это означает, что задание должно быть достаточно сложным, чтобы удерживать интерес, но при этом не настолько трудным, чтобы вызывать чувство беспомощности. Эффективное сочетание этих факторов способствует глубокому вовлечению и максимальной продуктивности.

Не секрет, что состояние потока часто возникает, когда мы занимаемся любимыми занятиями. Однако в образовательной среде достичь этого состояния может быть сложнее. Традиционная система обучения, включая учебный план и систему оценок, зачастую ориентирована на внешнюю мотивацию учеников. Это может препятствовать глубокому вовлечению в учебный процесс и снижать интерес к изучаемым предметам. Чтобы способствовать возникновению состояния потока, необходимо пересмотреть подходы к обучению и создать более благоприятные условия для самовыражения и внутренней мотивации студентов.

Чтобы сделать учебный процесс более интересным и вовлекающим, важно предоставлять ученикам задачи, которые требуют их активного участия и креативного подхода. Спенсер рекомендует использовать различные форматы, такие как запись подкастов, написание статей для блогов или создание документальных фильмов. Включение юмора в образовательный процесс также способствует созданию комфортной атмосферы, в которой ученики будут стремиться к обучению. Это не только развивает их навыки, но и повышает мотивацию к учебе.

Syda Productions / Shutterstock

Для достижения потока важно ощущать контроль над своей деятельностью. Задайте себе вопрос: «Что из моих действий учащиеся могли бы сделать самостоятельно?» Ощущение независимости у студентов можно развивать через учебные проекты и исследования, позволяя им самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы. Это не только способствует их развитию, но и углубляет понимание материала, что в свою очередь усиливает мотивацию к обучению.

Спенсер утверждает, что атмосфера контролируемого хаоса не всегда является оптимальной для творческого обучения. В некоторых случаях тишина и спокойствие могут оказаться более эффективными для повышения продуктивности студентов. Кроме того, медленный и расслабленный темп урока, в отличие от быстрого чередования активностей, способствует лучшему сосредоточению учащихся. Такой подход позволяет создать комфортную образовательную среду, в которой студенты могут глубже погружаться в материал и развивать свои навыки.

Для улучшения процесса обучения и создания наглядности для учеников, Джон Спенсер предлагает обучить их основам метакогнитивного мышления. Важно продемонстрировать учащимся, как осознавать свои мысли и стратегии обучения, а также как анализировать свой собствен процесс познания. Это позволит им развивать навыки саморегуляции, что в свою очередь повысит эффективность обучения. Учащиеся должны научиться ставить перед собой цели, отслеживать прогресс и корректировать свои подходы в зависимости от результатов. Таким образом, они смогут стать более самостоятельными и уверенными в своих академических способностях.

  • оценивать сложность встающих перед ними задач;
  • осознавать свои сильные и слабые стороны, относящиеся к делу;
  • планировать подход к решению задачи;
  • применять разные стратегии решения задачи и оценивать свой прогресс;
  • размышлять о том, насколько успешно сработал выбранный ими подход, и вносить в него изменения.

Такой подход способствует развитию самостоятельности у учащихся, так как они учатся самостоятельно оценивать свои достижения. Чем больше контроля над своим обучением ощущают ученики, тем выше вероятность, что они достигнут состояния потока, что положительно сказывается на их мотивации и учебных результатах.

Изучите дополнительные материалы:

  • Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей
  • Почему полезно ставить студента в центр процесса обучения
  • Learning Journey Map: как создать и использовать этот инструмент
  • Правда ли, что обучение на практике лучше любой теории?

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее