Образование #Статьи

29 июля, 2025

8 способов ориентироваться на ученика, создавая учебные программы / Skillbox Media

Концепция learner-centered learning или ученикоориентированный подход в действии.

Научитесь: Методист образовательных программ

Узнать больше

Среди множества педагогических подходов особое внимание заслуживает ученикоориентированный подход, известный также как learner-centered learning или student-centered learning. Основная идея этой концепции заключается в том, что при разработке учебного курса преподаватель или методист акцентирует внимание не только на материале, который необходимо донести до учащихся, и на своей экспертности, но, прежде всего, на потребностях и интересах самих студентов. Такой подход позволяет создать более эффективную и мотивирующую образовательную среду, где каждый ученик становится активным участником процесса обучения, что способствует лучшему усвоению знаний и развитию критического мышления.

Каждый обучающийся в образовательной программе обладает уникальными потребностями, интересами, опытом, талантами и потенциалом. Проектирование массового онлайн- или офлайн-обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика может показаться сложной задачей. Однако существует простой чек-лист, который поможет внедрить модель обучения, ориентированную на учащегося. Использование этой модели позволяет не только учитывать разнообразие учеников, но и повышать эффективность образовательного процесса, адаптируя его к нуждам каждого ученика. Это способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых навыков, что в конечном итоге приводит к более качественному образовательному результату.

Знать, кого мы учим

Перед началом разработки учебной программы крайне важно провести исследование целевой аудитории. Для этого можно запустить опрос, но оптимальным вариантом будет качественное исследование, включающее беседы с потенциальными участниками обучения. Это позволит выявить сложности, с которыми они сталкиваются, и способы их решения без участия в обучении. На основе полученных данных рекомендуется создать портрет ученика и карту эмпатии. Эти инструменты помогут описать несколько типичных типов учеников, представляющих вашу целевую аудиторию. Такой подход обеспечит более точное соответствие содержания обучения потребностям и ожиданиям участников, повысив его эффективность и привлекательность.

Карта эмпатии — это визуальный инструмент, который помогает собирать и анализировать результаты исследований аудитории, способствуя глубокому пониманию пользователей. Она находит широкое применение среди маркетологов и разработчиков. Создателем карты эмпатии является Дейв Грей, основатель консалтинговой компании XPLANE и автор книг по дизайну и визуальному мышлению. В сети можно найти множество адаптаций данной карты, так как компании часто модифицируют её пункты под свои нужды. Последнее обновление карты от Дейва Грея произошло в 2017 году, и она включает семь ключевых блоков, каждый из которых направлен на исследование и понимание потребностей, желаний и мотиваций целевой аудитории. Использование карты эмпатии позволяет компаниям более эффективно разрабатывать продукты и услуги, соответствующие ожиданиям пользователей.

Пример, как составляется карта эмпатии. Её можно делать как в электронном виде, так и в бумажном, записывая характеристики на стикеры и наклеивая их на ватман. Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox

Разговаривать на одном языке

В ходе исследования будет определено, как оптимизировать процесс обучения для студентов. Рекомендуем применять в учебных материалах, таких как тексты, видеоролики и письма, подходящие метафоры, соответствующий тон общения, а также примеры и кейсы, которые будут актуальны для студентов. Это позволит сделать курс более доступным и понятным для учащихся, что способствует лучшему усвоению материала.

Работать с целями

Когда ученик начинает курс, он оказывается в новой образовательной среде. Основная задача преподавателя, учебных материалов и обучающей платформы заключается в том, чтобы создать комфортные условия для учащегося, способствующие его адаптации к новым форматам и процессу обучения. Это важно для формирования уверенности и мотивации, необходимых для успешного освоения учебного материала.

Работа с целями в образовательном процессе включает в себя помощь ученикам в определении желаемых результатов обучения, а также в отслеживании их прогресса и достижении успехов. Установление четких целей позволяет учащимся не только сосредоточиться на своих достижениях, но и повысить мотивацию. Эффективное управление целями способствует более глубокому пониманию учебного материала и развитию необходимых навыков. Это важный аспект, который поддерживает учеников на протяжении всего образовательного процесса и помогает им осознанно двигаться к успеху.

Расширять зону ближайшего развития

Зона ближайшего развития представляет собой ключевую концепцию в образовательном процессе, обозначающую те учебные цели, к которым ученику следует стремиться. Это область, где ученик может развиваться с помощью поддержки более опытных наставников или сверстников. Определение зоны ближайшего развития позволяет выявить потенциальные возможности для обучения и помогает создать индивидуальный подход к каждому ученику. Сосредоточение на этих целях способствует более эффективному усвоению материала и повышению мотивации к обучению.

Организация обучения требует от преподавателя умения связывать новые знания с уже имеющимися у ученика. Это особенно важно при изучении нового материала. Преподаватели могут эффективно использовать этот подход, учитывая уровень подготовки учащихся. В контексте онлайн-курсов можно задействовать методы самооценки, задавая вопросы в начале нового модуля. Также полезно предоставлять ссылки на дополнительные материалы, которые помогут учащимся подготовиться и углубить свои знания. Такой подход способствует лучшему усвоению информации и повышает общую эффективность обучения.

Развивать метапознание (осознанность)

В процессе обучения ключевым моментом является не только постановка целей, но и регулярная оценка прогресса в их достижении, а также анализ собственного опыта. Для повышения эффективности курса рекомендуется интегрировать задания на рефлексию. Это может включать вопросы о личном опыте обучения, усвоенном материале и предоставление учащимся возможности осмыслить свои ощущения от прохождения курса. Такая практика способствует более глубокому пониманию индивидуальной стратегии обучения, делая процесс более целенаправленным и эффективным.

Смотреть шире курса

При разработке курса мы формируем образовательное пространство, что делает важным не только проектирование содержания и тематических блоков, но и создание полноценной системы взаимодействия студента с элементами образовательной среды. Эффективная программа учитывает все аспекты учебного процесса, включая методы обучения, ресурсы и поддержку, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков.

Учащемуся предстоит взаимодействовать с преподавателем и другими наставниками через различные форматы, такие как онлайн-занятия, семинары и групповые обсуждения. В процессе обучения он будет активно сотрудничать с другими участниками, обмениваться опытом и мнениями, что способствует углублению понимания материала. Учащийся также будет иметь возможность устанавливать собственные цели обучения и регулярно проводить рефлексию, анализируя свои достижения и выявляя области для улучшения. Эти элементы целеполагания и самоанализа помогут ему более эффективно осваивать информацию и развивать навыки.

На процесс обучения студентов оказывают влияние не только образовательные учреждения, но и условия вне их стен. Поэтому важно при разработке учебных программ учитывать такие факторы, как часовые пояса, возможность совмещения с обучением в школе или вузе, а также график работы студентов. Рекомендуется включать в курс задания, которые способствуют взаимодействию студентов с окружающей средой. Эти аспекты могут существенно повысить удовлетворённость учащихся и их успеваемость. Внимание к внешним условиям обучения способствует более глубокому пониманию материала и улучшению результатов.

Поддерживать инклюзивную среду

Создание инклюзивной образовательной среды на курсе подразумевает учет гендерных аспектов, физических и ментальных особенностей, а также культурных различий учащихся. Важно взглянуть на курс глазами студента с ограниченными возможностями и сделать его удобным и доступным для всех. Необходимо сохранять нейтральный тон в текстах и общении с учениками, избегая оценочных высказываний о различиях между людьми. Образовательная среда должна стать безопасным пространством, где каждый студент сможет чувствовать себя комфортно и уверенно. Инклюзивность способствует более глубокому пониманию и взаимодействию между участниками, что в конечном итоге улучшает качество обучения и способствует гармоничному развитию всех студентов.

Давать выбор

Создание курса, который учитывает опыт, цели и пожелания каждого студента, представляет собой сложную задачу, особенно если он предназначен для широкой аудитории. Как можно справиться с этой проблемой? Предоставьте учащимся возможность выбора в способах обучения. Включите различные форматы: онлайн-занятия, записанные лекции, текстовые материалы и видеоуроки. Позвольте студентам определить собственную стратегию прохождения курса, выбрать последовательность изучения тем, уровень глубины выполнения домашних заданий, а также формат работы — в группах или индивидуально. Такой подход создаст ощущение персонализированного обучения, сделает курс более привлекательным и эффективным для каждого участника.

Данный список не является исчерпывающим, его можно расширять и детализировать. Тем не менее, краткий чек-лист поможет вам оценить, насколько ваше обучение сосредоточено на интересах и потребностях учащихся. Если вы заметите, что обучение недостаточно ориентировано на ученика, у вас будет возможность внести необходимые изменения для создания более эффективного образовательного процесса.

Читать также:

  • Как с помощью эмоций мотивировать учеников пройти курс до конца
  • Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий
  • 5 способов повысить доходимость на онлайн-курсе

Методист образовательных программ

Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать подробнее