Как с помощью эмоций мотивировать учеников пройти курс до конца / Skillbox Media
Опыт основателя дистанционной IT-школы для подростков и создателя конструктора эмоциональных образовательных программ.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКогда мы начинали наши компьютерные курсы четыре года назад, первый урок по 3D-графике выглядел следующим образом:
Учащимся представляли основы 3D-моделирования, подробно знакомили с интерфейсом программы и предлагали самостоятельно создавать простые фигуры. Объясняли базовые концепции, уделяя внимание элементарным аспектам, и у нас не возникало мысли о возможности альтернативного подхода.
На начальном этапе курса мы заметили, что некоторые ученики покидают программу обучения. Это вызвало необходимость тщательного анализа ситуации для выявления причин. В результате мы интуитивно определили направление, в котором следует двигаться для улучшения удержания студентов.
Первый урок компьютерной графики теперь представлен в обновленном формате. Мы исследуем основы графического дизайна, включая основные принципы работы с графическими редакторами и программами для создания изображений. Урок охватывает такие темы, как работа с векторной и растровой графикой, использование цветовой палитры, а также основы композиции и типографики. Мы также познакомим вас с популярными инструментами и программным обеспечением, которые помогут воплотить ваши творческие идеи в жизнь. Этот урок станет отличной отправной точкой для всех, кто хочет разобраться в мире компьютерной графики и развить свои навыки в этой области.
В данном фрагменте мультфильма «Корпорация монстров» ученики сразу погружаются в практическое обучение, игнорируя теоретический материал. Вместо этого они занимаются увлекательной деятельностью, которая позволяет им увидеть быстрые результаты своей работы. Ключевой момент заключается в том, что все необходимые элементы уже подготовлены, и от студентов требуется лишь изменить размеры фигур, правильно их ориентировать и расположить на рабочем пространстве. Такой подход к обучению способствует развитию творческого мышления и практических навыков, что делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.
В результате применения данного подхода уровень отказов значительно снизился. Длительность нашего курса составляет два года, и у него 80% доходимости. Принципы, о которых мы будем говорить, актуальны не только для сферы IT, но и для других областей, и подходят для всех типов образования — от дошкольного до корпоративного. Эти методы обеспечивают эффективное усвоение материала и помогают сохранять интерес к обучению на протяжении всего курса.
Универсальные эмоциональные состояния во время обучения
Что удерживает внимание ученика на протяжении всего курса? Не только информация, которую он получает, и даже не авторитет преподавателя. Ключевую роль в вовлечении играет эмоциональное восприятие. Если вы способны вызвать положительные эмоции, ученик будет заинтересован и останется с вами до самого конца курса. Создание эмоциональной связи помогает удерживать внимание и способствует более глубокому усвоению материала.
Во время обучения человек испытывает разнообразные эмоциональные состояния. Используя специальные методы, можно управлять этими эмоциями, что в свою очередь способствует улучшению показателей вовлечения и доходимости. Эффективное управление эмоциональным фоном способствует более глубокому усвоению материала и повышает мотивацию обучающихся.
На основании современных теорий обучения, таких как модель мотивации SSDL, ТРИЗ-педагогика и исследования Роберта Ганье о «Условиях обучения», а также нашего практического опыта, мы разработали универсальную схему состояний, через которые проходит ученик в процессе обучения. Эта схема позволяет лучше понять динамику учебного процесса и оптимизировать методы преподавания для достижения максимальных результатов.
Универсальные стадии обучения актуальны для любого курса. В зависимости от целей и содержания эти стадии могут изменяться, например, фраза «Я получаю пользу» может заменить «У меня получается». Однако основной принцип, с точки зрения ученика, остается неизменным: сначала важно осознать, зачем нужен данный курс, затем изучить основные концепции, попробовать применить новые знания на практике, использовать их для решения личных задач и, в конечном итоге, оказывать влияние на окружающий мир. Эти этапы обучения помогают структурировать процесс и делают его более эффективным.
Основные причины низкой вовлечённости
В рамках концепции эмоциональных состояний можно выделить три ключевые причины, затрудняющие вовлечение. Первая причина заключается в недостатке мотивации, когда у индивидов отсутствует интерес или желание участвовать в процессе. Вторая причина связана с негативными эмоциями, такими как страх или тревога, которые могут препятствовать активному участию. Третья причина — это отсутствие поддержки со стороны окружающих, что также может снизить уровень вовлеченности. Осознание этих факторов играет важную роль в разработке эффективных стратегий для повышения вовлеченности и улучшения взаимодействия.
- Слишком быстрая смена состояний. В таком случае ученик просто не успевает осмыслить очередной этап. К сожалению, нельзя дать универсальных рекомендаций по продолжительности каждой из стадий обучения. Поэтому советуем экспериментировать и запрашивать у учеников обратную связь. Если делать это регулярно и своевременно, проблемы с таймингом скоро станут очевидными.
- Слишком медленная смена состояний. Когда ученик уже готов двигаться дальше, например, к стадии экспериментов, а ему всё ещё объясняют теорию, возникает ощущение скуки.
- Неверный выбор состояния. В подавляющем большинстве курсов в самом начале делается акцент на состояние «Я понимаю» — объяснение фундаментальных основ. Однако ученик ещё не может эффективно усвоить информацию, ведь он пока не понимает, для чего ему эти знания.
Мы уверены, что ключевое состояние для успешного обучения — это ощущение «У меня получается». Если вы предложите привлекательное и увлекательное начало на первых уроках, это создаст сильную мотивацию, которая будет поддерживать интерес до самого конца курса. В то же время, даже если ваш курс в целом качественный, но старт не вызывает интереса и не вдохновляет на успех, вероятность долговременного вовлечения снижается. Обеспечение положительного первого впечатления имеет решающее значение для удержания участников и повышения их вовлеченности на протяжении всего обучения.
На данном этапе мы подробно рассмотрим ключевые аспекты и нюансы, которые помогут лучше понять его значение и важность.
Быстрый результат как вовлекающий приём
Для создателей и ведущих курсов критически важно понимать, что простое присутствие ученика на первом занятии не гарантирует его заинтересованность в курсе. Если ученик покидает курс вскоре после начала, это может свидетельствовать о том, что содержание или формат курса не соответствуют его ожиданиям или потребностям. Важно анализировать причины, по которым учащиеся не остаются, и вносить изменения в программу, чтобы сделать курс более привлекательным и полезным для целевой аудитории.
Когда ученик приходит на первый урок, важно помнить, что вы всё ещё должны бороться за его внимание и интерес. Ваша цель — заинтересовать его в курсе. Один из самых эффективных способов достичь этого — продемонстрировать практический результат уже в самом начале. Это поможет мотивации ученика, побуждая его углубиться в изучение предмета и продолжить знакомство с темой.
Для достижения желаемого эффекта можно применить два основных метода.
Эффективный метод обучения заключается в том, чтобы применять его на практике. Суть данного подхода заключается в том, что на первом уроке предоставляется обширный материал, который не требует от студента глубокого погружения в основы. Вместо этого акцент делается на небольших, поэтапных шагах, что позволяет учащемуся легче усваивать информацию и постепенно развивать навыки. Такой подход способствует повышению мотивации и уверенности в себе, что в свою очередь способствует более успешному обучению.
Приведем наглядный пример из кулинарии. На первом уроке предоставьте ученику готовые коржи, крем и украшения, чтобы он смог собрать торт. На следующем занятии предложите ему самостоятельно приготовить крем, после чего он сможет выпекать коржи. В конечном итоге, вы дойдете до этапа, когда ученик будет готовить торт полностью самостоятельно, начиная с сырых ингредиентов. Такой подход позволяет постепенно развивать навыки и уверенность, что особенно важно в обучении кулинарии.
Некоторые курсы не позволяют применять данный подход. В таких случаях необходимо использовать альтернативный метод.
В процессе обучения иногда необходимо двигаться от частного к общему, от простого к сложному. Например, в курсе программирования для начинающих нельзя просто предоставить готовый код и ожидать, что ученик сразу поймёт его структуру и логику. Эффективное обучение требует постепенного освоения основ, что позволяет учащимся развивать навыки и уверенность для дальнейшего понимания более сложных концепций.
Для первого урока разработайте серию небольших, интересных и доступных заданий, которые позволят ученику быстро их выполнить и ощутить удовлетворение от результата. Это поможет создать положительное первое впечатление и повысить мотивацию к дальнейшему обучению. Убедитесь, что задания связаны с интересами ученика, чтобы они были более увлекательными и стимулирующими.
Одним из стандартных упражнений на первых занятиях по HTML-вёрстке является создание радуги с подписями каждого цвета. Однако это задание может показаться скучным. Вместо этого мы предлагаем учащимся более увлекательное задание: вставить на страницу кадр из своего любимого фильма и добавить подсказку, чтобы другие участники группы могли угадать название картины. Теоретические аспекты остаются прежними, как и в упражнении с радугой, но такая форма задания значительно повышает интерес и вовлеченность учеников.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее