Образование #Статьи

7 августа, 2025

Как помочь студентам стать отличниками / Skillbox Media

Инструкция, как построить учебное консультирование (тьюторинг) студентов при персонально ориентированном обучении. Опыт Университета Флориды.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Специалисты Университета Флориды на платформе educause.edu поделились ценным опытом, который заслуживает внимания. В учебном процессе университета акцентируется важность персонализированного подхода, который требует поддержки в виде учебных консультаций от кураторов или тьюторов. Однако ключевым моментом является то, что такие консультации должны быть организованы так, чтобы побуждать студентов к самоанализу, рефлексии и формированию собственных выводов, а не просто предоставлять готовые решения. Этот подход называется перевёрнутым консультированием и аналогичен концепции перевёрнутого обучения. Основная цель заключается в том, чтобы развивать у студентов критическое мышление и самостоятельность в обучении.

Об авторах оригинальной статьи

Авторы оригинальной статьи представляют собой группу профессионалов с обширным опытом в своей области. Каждый из них обладает уникальными знаниями и навыками, что позволяет им глубоко исследовать рассматриваемые темы и делиться ценными инсайтами. Их работа основана на тщательном анализе данных и фактов, что делает информацию надежной и актуальной. Благодаря своему опыту и компетенциям, авторы способны предложить читателям качественный контент, который не только информирует, но и вдохновляет на дальнейшие исследования. Их стремление к совершенству и внимательное отношение к деталям обеспечивают высокий уровень доверия к публикуемым материалам.

Лесли Можейко (Leslie Mojeiko) является методистом Университета Флориды и магистром педагогики. Она специализируется на интеграции технологий в образовательный процесс, помогая студентам эффективно использовать современные инструменты для обучения. Ее опыт и знания способствуют созданию инновационных подходов в преподавании, что делает обучение более доступным и увлекательным для студентов.

Элисон Хаскелл (Allyson Haskell) — методист Университета Флориды с восьмилетним опытом в разработке образовательного контента для детей, подростков и молодежи. Она также проводит курсы по дизайну, обучая студентов основам творческого процесса и современным методам проектирования. Элисон активно работает над созданием инклюзивных и доступных материалов, которые способствуют развитию критического мышления и креативности у молодежи. Ее опыт и подход к обучению помогают формировать навыки, необходимые для успешного будущего.

Шеннон Данн — заместитель директора Университета информационных технологий Флориды. Она отвечает за проектирование учебных курсов и внедрение современных образовательных технологий. Под её руководством университет активно развивает инновационные методы обучения, что способствует повышению качества образования и эффективности учебного процесса.

Как работают кураторы в Университете Флориды

На каждом этапе обучения куратор выполняет роль наставника и преподавателя, предоставляя студентам ценные рекомендации. Его задача заключается в развитии критического мышления и навыков принятия решений у учащихся. Куратор способствует пробуждению исследовательского интереса и формированию осознанного подхода к обучению, что позволяет студентам глубже осмысливать получаемые знания и применять их на практике.

В Университете Флориды кураторы выполняют функции полноценного преподавателя, активно сотрудничая с методистами для разработки курсов на основе модели «перевёрнутого консультирования». Этот подход представляет собой адаптацию концепции «перевёрнутого обучения» в сфере консультирования студентов, что позволяет более эффективно поддерживать их образовательный процесс. Такой подход способствует более глубокому вовлечению студентов и улучшает качество образовательных услуг.

Кураторы обеспечивают студентов всеми необходимыми учебными материалами и создают персонализированные пространства с помощью системы управления обучением (LMS). Это способствует личному развитию, повышает мотивацию и ведет к успешной учебе. Эффективное взаимодействие с кураторами и использование LMS помогают студентам достигать высоких результатов в обучении, создавая поддерживающую и продуктивную образовательную среду.

Консультирование как преподавание

Личностно ориентированное консультирование трансформирует роль куратора из пассивного общения с подопечными в активное взаимодействие. Это подход можно рассматривать как «перевёрнутую педагогику», где акцент смещается на интересы и потребности ученика. Такой метод позволяет глубже понять индивидуальные особенности каждого подопечного и создать условия для его личностного роста. В результате куратор становится не только наставником, но и партнером в образовательном процессе, что способствует более эффективному усвоению знаний и развитию навыков.

В данном формате кураторы не осуществляют контроль над студентами и не предоставляют им конкретных инструкций. Вместо этого они мотивируют учащихся, организуют конструктивные обсуждения и показывают перспективы, которые открываются благодаря успехам в обучении. Это создает условия для того, чтобы студенты могли самостоятельно формулировать свои цели, принимать обоснованные решения, достигать результатов и оценивать свои достижения. Такой подход способствует развитию навыков самоуправления и ответственности у студентов, что в конечном итоге положительно сказывается на их образовательном процессе и профессиональном росте.

Дебора Мэйхью, руководитель кураторской программы для первокурсников в Инженерном колледже имени Герберта Верхайма при Флоридском университете, отметила положительный эффект усовершенствования методов работы кураторов. По её мнению, секрет успеха заключается в эффективной модели, которая мотивирует студентов углубленно изучать и анализировать учебный материал в подготовке к консультациям. Личное взаимодействие с куратором не только улучшает усвоение информации, но и способствует её активному применению в научной деятельности студентов. Этот подход повышает уровень вовлеченности и способствует более глубокому пониманию предмета.

Для эффективного внедрения системы «перевёрнутого консультирования» и повышения успеваемости студентов необходимо сосредоточиться на обратном дизайне. Этот подход акцентирует внимание не на содержании и методах подачи материала, а на целях кураторской деятельности. Процесс включает три ключевых этапа.

Первый этап заключается в чёткости определения целей обучения. Это позволяет понять, какие результаты должны быть достигнуты и какие навыки необходимо развивать у студентов. Второй этап включает проектирование оценочных критериев, которые помогут отслеживать прогресс и достижения учащихся. Третий этап — разработка учебных материалов и активностей, которые способствуют достижению поставленных целей.

Применение метода обратного дизайна в системе «перевёрнутого консультирования» не только повысит качество образовательного процесса, но и создаст условия для более активного вовлечения студентов в обучение.

Изучим каждый этап более подробно.

2. Установка показателей успеваемости (KPI)

Следующий шаг заключается в определении методов и инструментов оценки качества знаний учащихся. Оценка представляет собой любое задание или упражнение, по которому студенты получают обратную связь. Этот процесс позволяет им оценить эффективность своей работы, а также проанализировать допущенные ошибки. Важно, чтобы оценки соответствовали целям и результатам, установленным на начальном этапе образовательного процесса. Как студенты могут наглядно продемонстрировать свои знания, навыки и умения? Как они смогут определить уровень усвоения материала и свои достижения? Эффективные методы оценки включают тесты, проекты, презентации и практические задания, которые способствуют глубокому пониманию изучаемого материала и развитию критического мышления.

Включение учебных материалов и текущих оценок студента в программу на основе «перевёрнутого подхода» является полезной практикой, так как это значительно усиливает эффективность консультаций. Такой подход позволяет как студенту, так и куратору лучше подготовиться к встрече. Кроме того, у куратора появляется возможность предоставить обратную связь непосредственно во время встречи и собрать важную информацию о прогрессе студента. Это способствует более глубокому пониманию проблем, с которыми сталкивается студент, и позволяет быстро предложить решения для их преодоления.

При личностно ориентированном консультировании используется стратегия, направленная на побуждение студента к самостоятельному анализу своих достижений и неудач, а также к поиску путей дальнейшего развития. Эта методика способствует формированию у студентов осознанности и ответственности за свой успех, что, в свою очередь, повышает эффективность консультационного процесса. Личностно ориентированный подход помогает выявить сильные и слабые стороны студента, что делает консультации более целенаправленными и результативными.

Кураторы Флоридского университета обнаружили, что использование разнообразных методов оценки в программе консультирования значительно расширяет возможности взаимодействия со студентами. Это позволяет каждому студенту выбрать наиболее подходящий для него формат, что способствует более эффективному обучению и повышению качества образовательного процесса.

3. Разработка учебной программы

Концепция обратного дизайна предполагает, что выбор учебного контента и разработка программы происходит на финальном этапе создания учебного курса. Этот подход позволяет отобрать материалы, которые действительно способствуют достижению учебных целей, а не просто придают программе видимость качества без реальной пользы для студентов. Обратный дизайн ориентирован на нужды учащихся и подчеркивает важность эффективности учебного процесса, что делает его актуальным инструментом в образовательной практике.

Учебный план включает самостоятельное чтение учебной литературы, лекции, семинары и групповые проекты. Он направлен на формирование и закрепление навыков, необходимых для успешного завершения курса или образовательной программы. Такой подход обеспечивает комплексное усвоение материала и способствует более глубокому пониманию предмета.

При использовании метода «перевёрнутого консультирования» появляется возможность гибко изменять учебный план студента, что невозможно в рамках традиционных кураторских программ. Это требует соответствующей адаптации формата встреч кураторов со студентами, позволяя создать более индивидуализированный и эффективный процесс обучения.

Удобное время и формат онлайн обучения

В современном мире онлайн обучение становится все более популярным благодаря своей гибкости и доступности. Удобное время для занятий позволяет студентам планировать свое расписание в соответствии с личными предпочтениями и обязательствами. Формат онлайн обучения предоставляет возможность учиться в любое время и в любом месте, что делает процесс получения знаний более комфортным и эффективным. Это особенно важно для людей с плотным графиком или теми, кто совмещает учебу с работой. Выбор онлайн формата обучения открывает новые горизонты и способствует более глубокому усвоению материала.

Выбор удобного времени для консультаций и возможность проведения их в онлайн-формате значительно повышают вовлечённость студентов, создавая равные условия для всех. Это особенно актуально для маломобильных учащихся, работающих студентов и тех, кто участвует только в факультативах или по каким-то причинам не может присутствовать на очных встречах. В условиях пандемии онлайн-консультации стали необходимостью, обеспечивая доступ к образованию и поддерживая учебный процесс. Такой формат взаимодействия позволяет студентам получать необходимые знания и поддержку, не выходя из дома, что особенно важно в современных реалиях.

Персональные и групповые встречи играют важную роль в организации взаимодействия. Эти форматы общения позволяют эффективно обмениваться идеями, решать проблемы и достигать общих целей. Персональные встречи обеспечивают более глубокое понимание и доверие между участниками, в то время как групповые встречи способствуют коллективному мышлению и генерации идей. Оба подхода имеют свои преимущества и могут быть использованы в зависимости от целей и задач. Создание сбалансированного графика встреч с учетом их формата может значительно повысить продуктивность и эффективность работы команды.

Консультационные программы могут охватывать как индивидуальные, так и групповые занятия с куратором. Совместные встречи не только способствуют перераспределению учебной нагрузки, но и создают атмосферу общности, что способствует более активному взаимодействию студентов. В такой обстановке учащиеся чувствуют себя увереннее, задавая вопросы, а куратор становится не только личным наставником, но и полноценным преподавателем, что усиливает образовательный процесс.

Анализ запросов в группе позволяет избежать шаблонных ответов. Каждый студент уникален, и соответственно, их вопросы будут отличаться друг от друга. Это разнообразие запросов способствует более глубокому пониманию потребностей студентов и позволяет предоставлять более точные и индивидуализированные ответы.

Группа способствует исключению неосознанной предвзятости. Например, куратор может не упомянуть о возможностях обучения за границей для студента с маленьким ребёнком или работающего на полной ставке, полагая, что такой студент не заинтересован из-за нехватки времени. В группе активно обсуждаются различные темы, и каждый участник может случайно узнать что-то важное и полезное именно для себя. Это создает пространство для обмена знаниями и опытом, что способствует более осознанному подходу к образовательным возможностям.

Консультирование как способ стимулирования учебного процесса

Для того чтобы консультации были направлены на действительно значимые и важные аспекты, необходимо освободить время от несущественных организационных моментов. Убедитесь, что студенты имеют доступ к информации, касающейся таких вопросов, чтобы консультационное время было использовано для обсуждения тем, которые действительно их волнуют. Это позволит повысить эффективность консультаций и углубить понимание ключевых вопросов.

Соберите все памятки и инструкции в системе управления обучением (LMS). Это позволит централизовать информацию и обеспечить легкий доступ к материалам для всех пользователей. Организуйте контент так, чтобы участники могли быстро находить необходимые документы и инструкции, что повысит эффективность обучения и снизит время, затрачиваемое на поиск информации. Правильная организация материалов в LMS способствует лучшему усвоению знаний и улучшению общего процесса обучения.

В системе управления обучением (LMS) можно организовать разнообразные инструкции и справочные материалы, включая планы аудиторий университета, порядок связи с куратором и расписание встреч с ним. Важно разместить памятки по типовым и административным действиям, таким как сроки подачи заявлений и документов, запись на курсы и получение справок. Это позволит студентам избежать обращения к кураторам с незначительными вопросами, что сэкономит время как студентам, так и кураторам. Эффективная организация информации в LMS значительно упростит процесс обучения и повысит его качество.

Специалисты Флоридского университета рекомендуют записывать часть инструкций в видеоформате. Это значительно упрощает восприятие информации для многих новичков. Видеоуроки позволяют наглядно демонстрировать процессы и шаги, что делает обучение более эффективным. Использование видео как инструмента обучения может повысить уровень усвоения материала и помочь новичкам быстрее освоить необходимые навыки.

Информация в LMS предоставляет студентам необходимые ресурсы для подготовки к встречам с кураторами и формирования ясного представления о своей учебной траектории. Это позволяет обсуждать более детализированные вопросы на консультациях. Рекомендуется, чтобы к первой встрече студент ознакомился с правилами колледжа и записался на обязательные дисциплины. Проведение предварительных тестирований на усвоение этих правил будет полезным как для проверки знаний, так и для понимания выбора дисциплин, что значительно улучшит взаимодействие со куратором.

Предоставьте студенту материалы, способствующие глубокому размышлению. Это могут быть открытые вопросы, сложные задачи или ситуации из реальной жизни, которые требуют анализа. Стимулируйте критическое мышление, предлагая различные перспективы на одну и ту же проблему. Используйте примеры и кейс-стадии, чтобы побудить студентов к самостоятельным размышлениям и формированию собственных мнений. Это не только углубит их понимание темы, но и поможет развить навыки аналитического мышления, что является важным аспектом их образования и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Промежуточные и семестровые тесты играют важную роль в образовательном процессе, так как помогают студентам самостоятельно оценить свои знания по каждому предмету и выявить существующие пробелы. Эти тесты также подчеркивают необходимость устранения недостатков через дополнительные занятия и курсы. Если студент заранее анализирует результаты тестов перед встречей с куратором, общение становится более конструктивным и эффективным. В результате таких обдуманных встреч студент получает мотивацию для дальнейшего развития и формирует более осознанное отношение к обучению.

Для студентов важно иметь возможность самостоятельно анализировать свои результаты. Поэтому информация о баллах по всем предметам должна быть доступна в личном кабинете в системе управления обучением (LMS). Это позволит учащимся отслеживать прогресс и выявлять области, требующие дополнительного внимания.

При планировании структуры справочной информации важно учитывать порядок ее расположения. Правильная организация данных способствует легкости восприятия и быстрому нахождению нужной информации. Начните с основных тем и постепенно переходите к более детализированным разделам. Это поможет пользователям без труда ориентироваться в материале и находить необходимую информацию в кратчайшие сроки. Эффективная структура не только улучшает пользовательский опыт, но и положительно сказывается на SEO, так как поисковые системы предпочитают хорошо организованные и логически структурированные страницы.

Своевременное предоставление информации играет ключевую роль в образовательном процессе, позволяя студентам тщательно обдумать материал и получать необходимую поддержку. Вводная программа для первокурсников Инженерного колледжа Флоридского университета организована так, чтобы темы логично переходили одна в другую. Первый модуль «Знакомство с кураторами» знакомит студентов с их наставниками и системой поддержки, которую они предлагают. Следующий модуль «Твоя успеваемость» посвящён требованиям к экзаменам и выполнению заданий. Заключительный модуль — «Окончание семестра» — подводит итоги учебного периода. После прохождения всех трёх модулей студенты получают чёткий план действий на первый семестр, устанавливают контакт с кураторами и понимают структуру своего учебного процесса. Эта систематизация информации способствует успешной адаптации первокурсников и повышает их мотивацию к обучению.

Использование LMS для управления информацией

Специалисты Флоридского Университета утверждают, что LMS (системы управления обучением) являются незаменимым инструментом для кураторов. Они отмечают, что автоматизированные системы управления обучением предлагают множество преимуществ. Использование LMS позволяет оптимизировать образовательный процесс, улучшить взаимодействие между преподавателями и студентами, а также упростить организацию и администрирование курсов. Кураторы могут эффективно отслеживать прогресс учащихся, анализировать результаты и адаптировать программы обучения в соответствии с потребностями студентов. Это делает LMS важным элементом современного образовательного процесса.

Удобная система управления обучением (LMS) должна предоставлять возможность формирования рейтинга успеваемости. Это помогает не только отслеживать прогресс студентов, но и выявлять их сильные и слабые стороны. Рейтинг успеваемости способствует созданию здоровой конкуренции между учащимися и мотивирует их к улучшению результатов. Таким образом, наличие функции рейтинга в LMS является важным аспектом для повышения качества образовательного процесса.

В системах управления обучением (LMS) легко получать как количественные данные, такие как статистика тестирования и успеваемости студентов в течение семестра, так и качественную обратную связь, используя опросы и анализ успехов учащихся. Кураторы Флоридского университета отметили, что именно обратная связь является одним из ключевых инструментов для выявления основных беспокойств студентов и стимулирования их к самоанализу. Эффективное использование таких данных позволяет улучшать образовательный процесс и повышать успеваемость, что делает LMS важным инструментом в современном обучении.

LMS может автоматизировать ряд обязанностей куратора и сделать их более эффективными, однако полностью заменить человеческое взаимодействие она не в состоянии. Основная цель LMS — поддерживать и улучшать коммуникацию между наставником и студентом, способствуя персонализированному подходу в консультациях. Поскольку студенты получают основную справочную информацию через LMS, их взаимодействие с кураторами становится более глубоким и содержательным. Это создает условия для более продуктивного обучения и развития, что делает использование LMS не только технологическим, но и образовательным инструментом.

Результаты и выводы

В Университете Флориды внедрение метода «перевёрнутого консультирования» привело к значительному улучшению подготовки студентов и повышению их вовлечённости в учебный процесс. На основе этого успешного опыта был создан образовательный ресурс для кураторов, который направлен на разработку учебных программ с использованием обратного дизайна. Этот подход позволяет консультантам сначала определить цели и задачи обучения, а затем на основе этих критериев создать координированный и измеряемый план. После завершения разработки программы кураторы используют системы управления обучением (LMS) для размещения учебных материалов и мониторинга успеваемости студентов.

Основная цель данного подхода заключается в достижении успеха учащихся, который полностью зависит от их собственных усилий и может быть достигнут через обучение, вовлечённость и самоанализ. Метод «перевёрнутого консультирования» подчеркивает важную роль кураторов в образовательном процессе и научной деятельности студентов, способствуя их развитию и поддерживая активное участие в учебной среде. Это позволяет не только улучшить академические результаты, но и развить критическое мышление и навыки самоорганизации у студентов.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее