Как убедить студентов применять «правильные» стратегии запоминания учебного материала / Skillbox Media
Два эксперимента показывают, насколько сложно достучаться до учащихся, чтобы убедить их поменять привычки ради своей же пользы.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеМногие студенты используют простые методы для запоминания учебного материала перед занятиями и экзаменами. К таким методам относятся многократное перечитывание глав учебника, выписывание ключевых моментов и выделение их с помощью маркеров или карандаша в учебнике и конспекте. Однако исследования показывают, что эти привычные подходы являются наименее эффективными для долгосрочного запоминания. Американский психолог из Университета Кента, Джон Дулонски, совместно с коллегами, провел анализ десяти распространенных стратегий запоминания и оценил их эффективность на основе научных данных. В результате была выделена три уровня полезности этих методов.
Для достижения лучших результатов в обучении стоит рассмотреть более эффективные подходы, такие как активное восстановление, интерливинг и использование мнемонических техник. Эти стратегии способствуют глубинному усвоению материала и помогают лучше подготовиться к экзаменам.
- Стратегии со слабой пользой: составление конспектов, цветные обозначения, мнемоническое запоминание, перечитывание и использование изображений для запоминания текста (к таким техникам, вероятно, относится и дудлинг). Перечисленные стратегии не бесполезны, просто на деле эффективны для очень ограниченного круга людей.
- Стратегии со средней пользой: уточнения, объяснения самому себе, интерливинг. У таких техник, считает Джон Дулонски, куда больше перспектив, а некоторые ещё покажут себя как высокоэффективные. Проблема заключается в том, что пока в научных работах о них есть пробелы. Например, даже если ряд исследований показывает пользу той или иной стратегии, нет данных о том, насколько длительным будет эффект от её использования — в таком случае нельзя однозначно утверждать, что стратегия действительно показывает высокую эффективность для большинства студентов.
- Стратегии с высокой пользой: тестирование (в том числе и самотестирование) и распределение времени. Именно эти практики способны помочь и детям, и взрослым, показывают прекрасные результаты, а их применение уже хорошо изучено.
Большинство студентов применяют методы запоминания, которые, согласно мнениям экспертов, не являются наиболее эффективными. При этом они редко осведомлены о стратегиях, которые действительно работают. Что произойдет, если рассказать им о самых эффективных методах запоминания? Станут ли они использовать эти новые подходы вместо привычных? Преподаватель Южного университета Джорджии Трент В. Морер провел эксперименты, которые показали, что убедить студентов применять «правильные» стратегии запоминания не так просто.
Как студентам показали новую стратегию подготовки и что из этого вышло
В 2021 году Морер опубликовал статью, в которой представил результаты своего первого эксперимента. Он поставил перед собой задачу выяснить, способен ли преподаватель убедить студентов применять эффективные учебные стратегии для успешной подготовки к экзаменам. Исследование выявило важные аспекты мотивации и восприятия учебного процесса, что может оказать значительное влияние на академическую успеваемость студентов.
В качестве стратегии обучения применяется метод последовательного повторения изученного материала. Этот подход, известный как successive relearning, позволяет эффективно закреплять знания и навыки. Последовательное повторение помогает лучше усвоить информацию, обеспечивая её долговременное запоминание и углубленное понимание. Такой метод особенно эффективен при изучении языков, сложных концепций или навыков, требующих практики. Правильное применение этой стратегии способствует повышению общей продуктивности в обучении и улучшению результатов.
Последовательное повторение изученного включает в себя две эффективные стратегии: самотестирование, известное также как практика вспоминания, и распределенное изучение, которое подразумевает растягивание подготовки на несколько недель или дней вместо интенсивного запоминания в последний момент. На практике это означает, что человек регулярно проверяет свои знания в течение нескольких недель, пока не достигнет необходимого уровня усвоения материала. Для более эффективной самопроверки рекомендуется использовать тесты с заполнением пробелов, так как они способствуют глубокому усвоению информации, в отличие от выбора правильного ответа из предложенных вариантов. Этот подход способствует не только лучшему запоминанию, но и развитию навыков критического мышления.
Самотестирование и возможность осознанного обучения обозначаются как «желаемые трудности», термин, введённый американскими учеными Элизабет и Робертом Бьёрк. Эти трудности способствуют более эффективной обработке информации и долговременному запоминанию. К ним относятся не только практика самовоспоминания и распределённого обучения, но и интерливинг — чередование изучаемых тем. Кроме того, изменение обстановки во время учёбы также может быть полезным подходом для улучшения усвоения материала.
Может показаться, что достаточно представить новый эффективный метод подготовки, чтобы студенты сразу же начали его использовать. Однако это не так, отмечает Морер. Во-первых, люди часто привязаны к привычному. Во-вторых, существует так называемая «иллюзия компетентности» — состояние, при котором человек уверен в своем знании темы, хотя на самом деле его понимание может быть поверхностным. Он также может считать, что используемый им метод подготовки является наилучшим, несмотря на отсутствие достаточного опыта для сравнения с другими подходами. Обратите внимание на важность открытости к новым методам и постоянного саморазвития в обучении.
Морер описывает длительный эксперимент, проведенный на протяжении пяти лет, в котором ученые исследовали различные методы помощи студентам для улучшения их учебных результатов. В процессе эксперимента применялись разные подходы: для одних студентов ставились долгосрочные цели, другие получали мотивацию через статьи о преодолении трудностей, а некоторые пользовались поддержкой онлайн-коучей. Однако ни один из этих методов не привел к значимым улучшениям в учебном процессе.
Исследования показали, что студенты часто испытывают самоуверенность в начале учебного года. Однако, по мере осознания объема работы и усилий, необходимых для достижения успеха, многие из них начинают терять мотивацию и могут сдаваться. Это особенно актуально для тех, кто не ставит перед собой цель получения высоких оценок. Для того чтобы помочь учащимся выработать эффективные учебные привычки, необходимо долгосрочное вмешательство, которое будет поддерживать их на протяжении всего учебного процесса.
Морер надеялся, что сможет убедить студентов в своей роли преподавателя. Он решил протестировать свою тактику и узнать, какой подход к убеждению студенты сочтут наиболее эффективным.
Читайте также:
Повышение мотивации к обучению: эффективные стили преподавания
Мотивация к обучению является ключевым фактором, определяющим успех студентов. Определенные стили преподавания могут существенно повысить интерес учащихся к образовательному процессу. Активные методы обучения, такие как проблемное обучение и проектная деятельность, способствуют вовлечению студентов и формированию у них критического мышления.
Использование интерактивных технологий также играет важную роль в повышении мотивации. Применение мультимедийных ресурсов, онлайн-платформ и геймификации создает динамичную образовательную среду, где учащиеся могут активно участвовать в процессе.
Кроме того, создание поддерживающей атмосферы, где каждый студент чувствует себя значимым и ценным, способствует улучшению мотивации. Индивидуальный подход к каждому ученику, учет его интересов и потребностей позволяют сделать обучение более персонализированным и эффективным.
Таким образом, разнообразные стили преподавания, ориентированные на активное участие студентов и создание положительной учебной среды, способны значительно повысить мотивацию к обучению и способствовать успешному усвоению знаний.
Эксперимент, проведённый Морером на вводном курсе по детскому развитию, охватил три семестра и разных студентов. В общей сложности в исследовании участвовали 76 человек, однако не все из них смогли выполнить необходимые условия. Морер анализировал ответы всех студентов, применяя различные методы для подсчёта результатов. Для количественных данных учитывались только те ответы, которые соответствовали изначальным требованиям, в то время как качественные результаты оценивались по всем ответам в целом. Такой подход позволил получить более точные и разнообразные данные, что важно для дальнейших исследований в области детского развития.
В начале семестра студенты прошли опрос, в котором указали, сколько времени они планируют уделить подготовке к экзаменам, когда собираются начать и какие стратегии обучения выберут. Один из вопросов касался метода последовательного повторения изученного материала: исследователь кратко изложил его суть и уточнил, намерены ли студенты его использовать. Также были заданы два вопроса, касающиеся конкретной учебной темы — трех компонентов практик по развитию детей в зависимости от их возраста. Студентов сначала спросили, насколько уверенно они оценивают свои знания по данной теме по шкале от 0 до 100%, а затем предложили ответить на конкретный вопрос. Если студенты не имели представления о теме (что часто случалось, так как они еще не изучали ее), они могли указать 0.
Такой подход к опросу помогает не только понять уровень подготовки студентов, но и выявить их готовность применять различные стратегии обучения, что является важным аспектом успешной подготовки к экзаменам.
В финале участникам задали вопрос о том, какие меры должен предпринять преподаватель, чтобы убедить их перейти от привычных учебных стратегий к новой, более эффективной методике обучения.
На первом занятии преподаватель познакомил студентов с темой опросника, которая касалась трех ключевых компонентов практик по развитию детей в соответствии с их возрастными особенностями. В рамках занятия были предоставлены дополнительные учебные материалы, анализ которых занял около 30–35 минут. В завершение урока Морер предложил студентам очистить столы от записей и на новом листе бумаги в течение одной минуты перечислить и кратко описать три изученных компонента практик по развитию детей. После выполнения задания преподаватель повторил основные моменты темы и предложил студентам сравнить их записи с его объяснениями. Студенты могли делать пометки на полях, но исправления в текст не вносились. Затем листы складывались и убирались в тетради.
На протяжении трёх занятий студенты занимались повторением, записывая ответы на один и тот же вопрос о трёх компонентах. На четвёртом занятии преподаватель предложил учащимся сравнить свои ответы за все четыре попытки и обсудить, насколько уверенно они стали себя чувствовать при последнем ответе. Он также спросил, могут ли они запомнить три компонента на длительный срок. Преподаватель наглядно продемонстрировал стратегию последовательного повторения изученного, и студенты увидели её эффективность. Затем он рассказал о данной стратегии, поддерживающих её научных исследованиях и способах применения во время подготовки к экзамену, который должен был состояться через 23 дня.
Через неделю после экзамена Морер вновь попросил студентов заполнить опросник. Большинство вопросов оставались аналогичными. Однако на этот момент студенты уже были осведомлены о стратегии последовательного повторения, поэтому их попросили поделиться, использовали ли они эту методику в процессе подготовки к экзамену, а также рассказать, что побудило их попробовать или отказаться от её применения.
Результаты эксперимента произвели впечатление на преподавателя. В ходе исследования были получены следующие выводы:
- Студенты потенциально готовы прислушаться к советам насчёт новых стратегий запоминания.
Всего 4% респондентов, участвовавших в опросе в начале семестра, высказали мнение, что их невозможно переубедить. В то же время 88% студентов уверены, что демонстрация методики запоминания преподавателем и представление доказательств её эффективности смогут побудить их к использованию этой стратегии. Из тех, кто действительно внедрил в практику новую методику последовательного повторения изученного, одна треть призналась, что сделала это благодаря тому, что увидела её на занятии. Таким образом, преподаватель смог убедить часть студентов применять новую стратегию, что свидетельствует о высокой эффективности демонстрации и вовлеченности в учебный процесс.
Финальный опросник заполнили 35 студентов, из которых 19, что составляет чуть больше половины, испытали новую стратегию. Девять студентов выбрали её, поскольку она была схожа с ранее успешными методами подготовки. Семь человек были убеждены преподавателем, который продемонстрировал эффективность стратегии на занятии. Трое оставшихся проявили открытость к новым методам обучения и считали, что на сложном курсе им это будет полезно.
- Тем не менее демонстрации оказалось мало, чтобы убедить всех (даже тех, кто готов был прислушаться).
Из 35 студентов, поделившихся опытом подготовки к экзамену, почти половина, а именно 16 человек, не применили новую стратегию. Это решение они объяснили тремя основными причинами: нежеланием менять привычный подход, недостатком времени и сомнениями в эффективности метода, хотя последний аргумент озвучил лишь один студент.
Дополнительный анализ группы из 12 студентов, которые прошли оба опроса, выявил интересные результаты. Семеро из них в начале семестра заявили, что преподаватель должен продемонстрировать эффективность предлагаемых стратегий, чтобы убедить их в необходимости применения новых подходов. В ходе эксперимента это требование было выполнено. Однако после экзамена четверо из семи студентов сообщили, что внедрению новой стратегии помешала прокрастинация, а двое предпочли использовать привычные методы. Таким образом, даже выполнение их запроса о демонстрации эффективности стратегии оказалось недостаточным для того, чтобы они действительно попытались применить что-то новое. Один из студентов отметил, что доказательства эффективности были недостаточными, и предложил преподавателю дополнительно объяснить последствия плохой подготовки, чтобы повысить мотивацию учащихся.
Исследования показывают, что многие люди не готовы изменять свои учебные привычки, даже когда преподаватели ясно объясняют преимущества таких изменений. Это свидетельствует о стойкости привычек и предпочтений учащихся, которые могут препятствовать их образовательному прогрессу. Понимание этого аспекта важно для разработки эффективных методик обучения и мотивации студентов к изменениям в их подходе к учебе.
- Похоже, эксперимент привёл студентов к излишней самоуверенности в своих знаниях.
Студенты действительно почувствовали уверенность в знании учебного материала во время занятий. Однако демонстрация преподавателем принципов стратегии последовательного повторения привела к негативным последствиям. После экзамена студентов попросили выполнить ту же задачу, что и в начале семестра, и результаты оценивались по шкале от 0 до 6 баллов. В итоге 56% студентов, чьи результаты были учтены, получили ноль. Среди оставшихся никто не набрал больше 4 баллов. Это свидетельствует о том, что студенты забыли информацию о трёх компонентах практик, связанных с развитием детей в соответствии с их возрастом. Такой результат подчеркивает важность эффективных методов обучения и необходимость регулярного повторения материала для его закрепления.
Морер предположил, что демонстрация стратегии в аудитории могла привести студентов к избыточной уверенности в своих знаниях. Это могло заставить их подумать, что они уже хорошо усвоили материал, что в свою очередь могло снизить мотивацию к повторению темы. Важно отметить, что результаты могут также зависеть от недостатков в организации эксперимента.
Эксперимент наглядно продемонстрировал некоторые важные аспекты: студентам трудно усваивать новые практики, а преподавателям требуется значительное время для их убеждения. Трент Морер задумался о том, сможет ли опыт экзамена изменить мнение студентов. В результате он провел еще одно исследование с аналогичной механикой, и его результаты были опубликованы в 2023 году.
Читать также:
Чат-боты могут стать полезным инструментом для студентов в управлении дедлайнами. Они способны напоминать о предстоящих сроках выполнения заданий, помогать организовать учебный процесс и отслеживать прогресс. Благодаря автоматическим уведомлениям, студенты могут своевременно получать напоминания о важных датах, что позволяет избежать прокрастинации и улучшить тайм-менеджмент. Кроме того, чат-боты могут предоставлять информацию о ресурсах для подготовки к экзаменам и помогать устанавливать приоритеты в учебной деятельности. Использование чат-ботов способствует более эффективному планированию времени и повышению успеваемости студентов.
Как на использование студентами новой стратегии повлиял первый экзамен
Во втором эксперименте изменились лишь обстоятельства и формулировка вопросов. Студентов интересовали не только планы на подготовку к экзамену, но и реальные действия: за сколько дней до экзамена они начали готовиться, сколько времени посвятили различным стратегиям, и сколько минут уделили последовательному повторению материала. Исследователь стремился выяснить, как именно проходила подготовка. Учащиеся снова выполняли задание о трех компонентах практик, соответствующих возрасту детей. Однако в этом случае, кроме сравнения собственных ответов, им предлагали обсудить изменения в их знаниях и уровень уверенности в них. Морер подчеркивал важность раннего начала подготовки к учебным испытаниям, что может существенно повлиять на результаты экзаменов.
Во втором эксперименте участвовали 70 студентов, обучающихся на курсе Морера. Однако, как и в первом эксперименте, только 41 участник заполнил оба опросника. Некоторые из студентов уже были знакомы со стратегией последовательного повторения изученного материала. Результаты эксперимента показали интересные закономерности, которые могут быть полезны для дальнейшего изучения методов обучения и усвоения информации.
- Преподавателю вновь удалось убедить часть студентов в пользе стратегии.
В этот раз только 36% студентов, что составляет 15 человек, проявили желание воспользоваться предложенной стратегией. Основным фактором, повлиявшим на их выбор, стали результаты демонстрации стратегии на занятии. Некоторые студенты также отметили, что обсуждение после демонстрации помогло им осознать существующие проблемы с подготовкой к экзамену. Вера в эффективность новой стратегии заняла третье место по влиянию на их решение.
Морер отметил положительный тренд среди студентов, которые самостоятельно осознали необходимость изменений в своей подготовке. Это свидетельствует о том, что у них есть потенциал для более эффективного обучения. Способность студентов к саморефлексии открывает новые перспективы для улучшения учебного процесса и достижения лучших результатов.
- Студенты стали готовиться к экзамену раньше, но ненамного.
Обнаружено интересное изменение в подготовке студентов к экзаменам. Они начали готовиться ко второму экзамену всего на один день раньше, чем к первому. Хотя может показаться, что это незначительное изменение, на самом деле оно имеет весомое значение. Студенты начали подготовку к первому экзамену менее чем за четыре дня, что делает разницу в сроках подготовки к экзаменам равной 30%. Это свидетельствует о том, что студенты осознают важность планирования и организации своего времени для успешной сдачи экзаменов.
Эксперимент вновь подтвердил, что студенты не стремятся выделять время для постоянной подготовки на протяжении всего семестра. Они продолжают откладывать учебные задачи до последнего момента, хотя в этом случае начали свой «последний момент» немного раньше.
О чём говорят эти два эксперимента
Хотя результаты обоих экспериментов не были впечатляющими, Трент Морер уверен, что метод убеждения, основанный на наглядной демонстрации новой стратегии преподавателем, её обсуждении и стимулировании к применению, имеет потенциал. Он полагает, что этот подход может оказать значительное влияние на самых мотивированных студентов. Однако для остальных, вероятно, потребуется больше времени и усилий для привыкания к эффективным техникам подготовки к экзамену, что может потребовать нескольких попыток.
Эксперимент в подобном формате может оказаться полезным не только для студентов вузов, но и для старшеклассников, а также участников онлайн-курсов. В большинстве случаев учащиеся не смогут самостоятельно выявить эффективные стратегии усвоения учебного материала без помощи преподавателя. Поддержка и руководство со стороны опытных наставников играют ключевую роль в обучении, способствуя развитию навыков и улучшению результатов. Поэтому важно внедрять такие эксперименты в образовательный процесс, чтобы помочь учащимся освоить методы, которые повысят их способность к обучению и самоорганизации.
Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам оставаться в курсе последних трендов и событий в сфере образования. Присоединяйтесь к нам и развивайтесь вместе с нами!
Изучайте также:
- Почему быстро забывается то, что выучено за ночь перед экзаменом?
- Как тревога и стресс влияют на результат экзамена
- Успокоиться перед экзаменом помогает… экспрессивное письмо!
- Что будет, если избавить студентов от жёстких дедлайнов?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее