Образование #Статьи

8 августа, 2025

Институты благородных девиц: история / Skillbox Media

Что это было — самый важный образовательный проект своего времени или выращивание «кур, набитых дур», как гласила злая эпиграмма?

Научитесь: Искусство коммуникации

Узнать больше

В Российской империи, до её падения, женщины не имели равных мужчин прав на образование. Для девочек создавались специальные учебные заведения, а для девушек, стремящихся к высшему образованию, открывались высшие женские курсы, представляющие собой неполный аналог университетов. Однако эта система была разработана значительно позже, чем мужская. Долгое время считалось, что девочкам достаточно домашнего обучения, которое не обеспечивало полноценного образования. Первая мужская гимназия в России появилась в 1726 году, в то время как первая женская гимназия открылась лишь в 1858 году, то есть спустя целый век. Первоначально учебными заведениями, специально созданными для девочек, стали институты благородных девиц, с которых и началась система женского образования в России. Таким образом, несмотря на позднее развитие женского образования, эти учреждения сыграли ключевую роль в формировании образовательной среды для женщин в стране.

Цель создания этих институтов и тип выпускников — просвещенные жены или светские пустышки — вызывает множество вопросов. Важно рассмотреть, насколько образование в этих учреждениях действительно способствовало формированию культурных и интеллектуальных женщин, способных внести вклад в общество. Анализируя выпускников, можно выявить, как их образование влияло на их роли в семье и обществе. Это позволяет понять, насколько эффективно эти институты выполняли свои задачи и как они формировали общественные стереотипы о женском образовании.

Институты открыли, чтобы воспитать по‑новому «полезных членов семьи и общества»

В 1764 году Екатерина II основала Воспитательное общество благородных девиц в Новодевичьем Смольном монастыре в Санкт-Петербурге, которое впоследствии стало известно как институт. Основной идеолог новой образовательной системы стал Иван Бецкой, который занимал должность личного секретаря императрицы. Это учреждение сыграло значительную роль в развитии женского образования в России, обеспечивая девушек из благородных семей качественным обучением и воспитанием. Воспитательное общество стало важным шагом к формированию нового поколения женщин, способных занимать активную позицию в обществе и вносить вклад в различные сферы жизни страны.

Вдохновленные идеями Просвещения, Бецкой и Екатерина II стремились создать «новую породу людей», обладающих высоким уровнем нравственного и интеллектуального развития, а также добродетелями. Для реализации этой амбициозной цели было открыто множество учебных и воспитательных учреждений. Основная идея заключалась в том, чтобы воспитать в духе новых ценностей и идеалов определённую прослойку в каждом сословии, которая станет основой для формирования «новой породы». В числе первых на перевоспитание попало дворянство. Важным элементом этого масштабного проекта стал Смольный институт — первое женское учебное заведение в России, сыгравшее ключевую роль в образовании и социализации женщин того времени.

В указе об учреждении данного заведения подчеркивалось, что необходимо сформировать «государство образованных женщин, достойных матерей и полезных членов семьи и общества». Для достижения этой цели планировалось отобрать многообещающих девочек из дворянских семей, оградив их от негативного влияния родных и воспитать в новом, просвещенном духе. Эти девочки должны были стать добронравными и воспитанными женами, которые впоследствии распространяли бы идеи просвещения и высокие манеры в обществе.

Помимо учебы, девушкам предстояло принимать участие в светских мероприятиях, балах и прогулках. Они также обедали с императрицей, которая символически исполняла роль матери. Эти активности способствовали социализации и формированию навыков, необходимых для жизни в высшем обществе.

Первые выпускницы Смольного института благородных девиц стали настоящими знаменитостями своего времени. Известный художник Дмитрий Левицкий создал их портреты, которые стали символом утонченности и интеллекта. Императрица выражала гордость за своих воспитанниц, представляя их высокопоставленным гостям. Некоторые из выпускниц даже поддерживали личную переписку с императрицей, что подчеркивало их значимость в обществе. Смольный институт стал не только образовательным учреждением, но и центром формирования культурной элиты России.

Смолянки Екатерина Хрущёва и Екатерина Хованская. Портрет кисти Д. Г. Левицкого Фото: Wikimedia Commons

После смерти Екатерины II в 1796 году Смольный институт благородных девиц стал частью ведомства императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I. Под её руководством в Санкт-Петербурге были открыты два новых института, что способствовало дальнейшему развитию женского образования в России. В следующем столетии сформировалась обширная сеть учреждений, известная как Мариинские женские институты. Несмотря на появление женских гимназий, институты продолжали существовать. К 1917 году в Российской империи функционировало 30 подобных образовательных заведений, что свидетельствовало о значимости и популярности этого типа обучения для женщин того времени.

Существование институтов благородных девиц стало символом кардинальных изменений в системе образования и воспитания. Тем не менее, практики, применяемые в этих заведениях, имели множество недостатков и часто подвергались критике. На протяжении всей своей истории институты находились под патронажем царской фамилии, однако многие изначальные идеи вскоре утратили свою значимость в закрытой и специфической среде этих учебных заведений. Проблемы организации учебного процесса и недостаточная адаптация к современным требованиям воспитания приводили к необходимости реформирования системы.

Здание Екатерининского института в Москве, 1912 годФото: Wikimedia Commons

Девочек разлучали с родителями

Институты благородных девиц представляют собой закрытые учебные заведения, фактически функционирующие как интернаты. Воспитанницы проводили в таких учреждениях значительное время — минимум шесть лет, а в XVIII веке срок мог достигать двенадцати лет. В эти институты принимали девочек в возрасте от 9 до 12 лет (в Смольный, согласно уставу 1764 года, могли поступать даже шестилетние). Образование и воспитание девушек продолжалось до достижения ими совершеннолетия. На протяжении первых ста лет существования институтов (до 1861 года) воспитанницам, как правило, не разрешалось покидать заведения на весь период обучения, даже во время каникул. Таким образом, они фактически были оторваны от семейной жизни и выросли вдали от дома, что оказывало значительное влияние на их последующую судьбу и социальную адаптацию.

Отлучение из института допускалось лишь в сопровождении уважаемой дамы и только в особых случаях. В мемуарах бывших студенток можно встретить свидетельства о том, что даже в случае смерти близкого родственника им не разрешали прощаться. Воспитанница Петербургского Екатерининского института Надежда Ковалевская отмечала, что ей не удалось «отдать последний долг горячо любимому отцу», который скончался всего за четыре месяца до её выпуска. Эти факты подчеркивают строгие правила и ограничения, существовавшие в образовательных учреждениях того времени, что также указывает на глубину чувств и привязанности, которые испытывали девушки к своим близким.

В конце XIX века одна из выпускниц института делилась воспоминаниями о своей учебе в 1840-х годах, отмечая, что современные ученицы имеют возможность проводить каникулы и праздники с родными. В её время, когда она была ещё молодой институткой, связь с семьей была значительно ограничена. Если родители или близкие родственники жили в Санкт-Петербурге, они могли навещать девочку лишь раз в неделю. В противном случае, девочки, начиная с 8-9 лет, могли оставаться в институте на долгие годы, поскольку расстояния до родных были огромными и железные дороги только начинали развиваться. В итоге, по окончании шести лет обучения, родители зачастую не узнавали своих дочерей, поскольку разлука была длительной и острая потребность в семейных связях оставалась неудовлетворенной.

Мария Угличанинова, другая выпускница института, поступила в Смольный, где обучение длилось девять лет. Она делилась воспоминаниями о реакции своих родителей на её поступление. Когда пришло известие о том, что Мария была принята, отец испытал безмерную радость и гордость. В то же время мать плакала каждый день, осознавая, что расстаётся с дочерью на всё её детство. По завершении учёбы Мария не могла поверить, что вскоре увидит родных. Ей казалось, что обязательно произойдёт что-то, что помешает этой встрече, поскольку такое счастье казалось ей невозможным.

Члены семей могли посещать своих дочерей в институте, но для тех, кто проживал вдали от столицы, такая возможность была ограничена. Путешествия в то время представляли собой сложный и дорогостоящий процесс, что делало редкими визиты в учебные заведения.

Отсутствие семейного тепла институтки заменяли игрой в обожание

В учебных заведениях широко практиковалась игра в «обожание», представляющая собой возвышенную привязанность младших учениц к одной из старших воспитанниц. Каждой студентке предстояло выбрать объект своего обожания и стать её преданной поклонницей. Это выражалось в постоянном ожидании встреч, вздохах при произношении драгоценного имени и учащенном сердцебиении, когда обожаемая проходила мимо. В такие моменты ученицы восклицали: «Angée! Beaute! Incomparable! Céleste, divine et adorable!» («Ангел! Красавица! Несравненная! Неземная, божественная и восхитительная!»). Тетради воспитанниц были заполнены этими восхвалениями и именем своей «незравненной». Эта практика не только укрепляла связи между ученицами, но и создавала атмосферу романтики и вдохновения в учебном процессе.

Со стороны многие насмехались над этой традицией, считая её пошлой и глупой. Однако истинные причины её существования были гораздо глубже и серьезнее. С одной стороны, она возникла на фоне популярности сентиментальных романов того времени, а с другой — отражала тоску людей по семейным узам и близким отношениям. Эта традиция служила своеобразным напоминанием о ценности семьи и эмоциональной близости, что делает её значимой в контексте культурных изменений.

Когда новенькую смолянку Угличанинову окружили соседки с вопросом о том, кого она обожает, она задумалась и поняла, что, вероятно, испытывает нежные чувства к няне, но не решилась об этом сказать. В итоге она произнесла имя Машеньки Перелешиной, подруги своей старшей сестры, которую никогда не встречала, но знала, что та тоже учится в Смольном. Девочка затем попросила показать ей Перелешину в общей столовой.

Каждый класс имел свои отдельные столы, и я могла лишь издалека наблюдать за ней. Внезапно я ощутила сильную привязанность к ней, ведь одно только её имя напоминало мне о далёком родном. Я помню, как просила одну из подруг передать ей привет от сестры. Когда она подошла ко мне и начала расспрашивать о ней, я была в восторге и долго переживала этот момент, вспоминая каждое её слово. Эти воспоминания остаются со мной, подчеркивая значимость человеческих связей и эмоций в нашем жизни.

Обед учениц в столовойФото: Карл Булла / Wikimedia Commons

Члены императорской семьи пользовались значительным уважением и обожанием, когда посещали учебные заведения. Учителя, которые проявляли доброту к ученицам и увлекательно представляли свой предмет, также становились объектами восхищения. Их называли «божествами во фраке», тайно подливали духи в карманы, отмечали именины. Следует отметить, что в преподавании допускались мужчины, как правило, пожилые или обладающие определёнными внешними недостатками, что делало их менее привлекательными для девушек.

Девочек не били, но применяли к ним много других наказаний

В середине XVIII века применение физических наказаний воспринималось как обычный метод воспитания. Екатерина II, однако, объявила, что в Смольном институте единственным способом наказания должно быть «увещевание». Тем не менее, ознакомившись с воспоминаниями выпускниц данного учреждения, можно увидеть, что это правило не соблюдалось. Наказания для воспитанниц были частыми и строгое, что ставит под сомнение эффективность реформы Екатерины II в области воспитания.

Чтобы создать ту атмосферу тишины, которую искала Анна Степановна, нужно было родиться статуей. Мы засмеялись, раздевая друг друга. Когда выстроился ряд, мы повалили его на колени, словно карточные солдатики. На коленях мы оставались до полуночи.

С. Д. Хвощинская в своих «Воспоминаниях институтской жизни» делится уникальным опытом обучения и жизни в институте. Она описывает атмосферу учебного процесса, взаимодействие с преподавателями и сокурсниками, а также важные моменты, которые оставили неизгладимый след в её памяти. Хвощинская акцентирует внимание на значении образовательного процесса для формирования личности и профессиональных навыков. Её воспоминания отражают не только академические достижения, но и социальные взаимодействия, что делает данный труд ценным источником для изучения жизни студентов в прошлом. Книга погружает читателя в мир институтской жизни, позволяя понять, как образовательный опыт влияет на дальнейшую судьбу каждого студента.

Сусанна Александровна подошла ко мне, взяла за руку и, заявив: «Ты получила единицу — значит, больна», отвела меня в больницу на сутки. Там меня уложили в постель, а смотрительница Аносова, с огромным носом, который не вызывал у нас симпатии, следила за моей диетой и регулярно поила липовым цветом. С тех пор я невзлюбила этот настой.

В. Н. Фигнер в своем произведении «Запечатлённый труд» рассматривает важность труда как неотъемлемой части человеческой жизни. Автор подчеркивает, что труд не только формирует личность, но и служит основой для социального прогресса. В книге акцентируется внимание на том, как трудовые достижения влияют на общественные отношения и развитие культуры. Фигнер также затрагивает вопросы моральной ответственности и этики труда, подчеркивая, что каждый человек должен осознавать ценность своего вклада в общее дело. Таким образом, «Запечатлённый труд» становится актуальным исследованием, которое освещает многогранные аспекты труда и его влияние на общество.

На третьем пальце у нее находилось черное эмалевое кольцо с золотой надписью. Если какая-либо из девочек начинала ее раздражать, она сгибала этот палец и старалась кольцом ударить прямо по голове провинившейся. Это кольцо стало символом ее решительности и способа защититься от назойливых подруг.

М. С. Угличанинова в своей книге «Воспоминания воспитанницы сороковых годов» делится личными воспоминаниями о жизни в 1940-х годах. В этом произведении автор описывает атмосферу того времени, социальные реалии и культурные особенности, с которыми ей довелось столкнуться. Основное внимание уделяется воспоминаниям о школе, дружбе и первых шагах во взрослую жизнь. Угличанинова мастерски передает чувства и переживания молодого поколения, переживающего сложные исторические события. Читатель погружается в мир, где каждое воспоминание наполнено ностальгией и глубокими размышлениями о прошлом. Эта книга станет интересным источником для тех, кто хочет узнать больше о жизни в СССР в послевоенные годы и о влиянии исторических событий на судьбы людей.

Невозможность правильно носить туфли приводила к тому, что их ставили за черный стол в чулках, а стоптанные туфли выставлялись на всеобщее обозрение перед наказанным. Этот подход подчеркивает важность аккуратного обращения с обувью и последствия небрежности. Правильный уход за обувью не только продлевает срок её службы, но и формирует имидж человека. Ношение качественной и ухоженной обуви говорит о внимании к деталям и уважении к себе и окружающим.

М. М. Воропанова в своем произведении «Институтские воспоминания» делится личными впечатлениями и переживаниями, связанными с учебой в институте. Автор погружает читателя в атмосферу студенческой жизни, раскрывая особенности образовательного процесса, взаимоотношений между студентами и преподавателями, а также значимость полученных знаний. Воспоминания наполнены ностальгией и отражают важные моменты, формировавшие личность и профессиональные навыки автора. Рассказ о студенчестве служит не только личным опытом, но и иллюстрацией более широких тем, таких как стремление к знаниям, преодоление трудностей и дружба. Произведение является ценным источником информации для тех, кто интересуется образовательной средой и ее влиянием на становление человека.

Многие из наказаний в институтах благородных девиц имеют телесный характер. Несмотря на отсутствие розог, существовали различные способы физического воздействия, не говоря уже о психологическом давлении. Например, отказ в свидании с родными в приёмные дни применялся даже за самые незначительные проступки. Ещё одним распространённым методом наказания было выставление девочки на всеобщее обозрение без передника, что считалось особенно унизительным. Эти методы можно охарактеризовать как грубую дрессировку, а не воспитание в духе Просвещения, как это задумывала Екатерина II. Важно отметить, что такая практика не только подрывала моральные ценности, но и отрицательно сказывалась на формировании личности девушек.

Всё зависело от классной дамы, которая обладала полной властью над девочками. В мемуарах воспитанниц часто можно встретить грустные истории об институтках, сломленных постоянной травлей. Классная дама имела возможность всё: объявить воспитанницу «опальной», отстранить от занятий, высмеять, лишить обеда или запереть на ключ. «Трудно поверить, но за четыре-пять лет её пребывания в классе ни одна воспитанница не была ею наказана», — отмечала бывшая смолянка Лазарева о своей классной даме, и подобный отзыв остается редкостью. Такие случаи подчеркивают, как важна роль классной дамы в формировании психологической атмосферы в учебном заведении и её влияние на судьбы воспитанниц.

Суровость классных дам можно объяснить их значительными обязанностями. Каждая из них была ответственна за группу воспитанниц, которые жили в ее дортуаре. Эти женщины заботились о нескольких десятках девочек, оставшихся без семейного тепла. Классные дамы следили за внешним видом и манерами своих подопечных, помогали им с домашними заданиями, контролировали дисциплину на уроках и постоянно находились рядом с ними. Они жили в институте и посвящали ему практически всё своё время. Служба классной дамы не всегда воспринималась как призвание: часто это были дворянки из обедневших родов, которые не могли выйти замуж из-за отсутствия приданого. В те времена единственным вариантом для них было стать приживалкой в семьях дальних родственников. Таким образом, работа классной дамы имела не только образовательное, но и социальное значение, обеспечивая стабильность и поддержку для воспитанниц в трудные времена.

Переделанный текст:

Обратите внимание на следующие рекомендации. Они помогут вам улучшить качество вашего контента и привлекут больше посетителей на ваш сайт. Следите за актуальностью информации и используйте ключевые слова, чтобы оптимизировать текст под поисковые системы. Структурируйте материал, делая его удобным для восприятия, и не забывайте о важности уникальности контента. Это поможет вам повысить видимость вашего сайта в интернете и привлечь целевую аудиторию.

Читайте также:

Первые преподавательницы в российских университетах начали появляться в конце XIX — начале XX века. Этот период стал важным этапом в истории высшего образования страны. Женщины, стремившиеся к получению образования и научной деятельности, сталкивались с многочисленными препятствиями, однако их упорство и стремление к знаниям постепенно изменили ситуацию. Женщины начали занимать преподавательские должности, что способствовало расширению возможностей для будущих студенток и внесло разнообразие в образовательный процесс. Преподавательницы стали важными фигурами, которые не только обучали студентов, но и вдохновляли их на дальнейшее развитие. Этот процесс положил начало более активному участию женщин в академической среде и стал основой для последующих изменений в системе образования в России.

Институтки носили одинаковую форму, но относились к ней по‑разному

Потомственные дворянки и представительницы других привилегированных сословий часто имели возможность учиться за казённый счёт. Некоторые девочки получали финансирование от членов императорской семьи, что позволяло поддерживать обедневшие родные. Также состоятельные люди нередко жертвовали средства на обучение сирот или дочерей, потерявших отцов на войне. В результате в учебных заведениях находились девочки из семей с разными финансовыми возможностями. Однако форма для всех была единой — камлотовые платья определённого цвета и белые передники, что подчеркивало равенство среди учениц.

Казанский Родионовский институт благородных девиц. Выпуск 1913–1914 годаФото: Wikimedia Commons

В начальных классах девочки носили знаменитые коричневые платья, которые называли «кофейными». Из-за этого их часто прозвали «кофейницами», «кафушками» или «кофульками». Учащиеся средних классов предпочитали голубые и серые наряды, а для старшеклассниц были характерны белые платья, символизирующие их ангельскую природу и готовность к роли невесты. Иногда белые платья заменялись зелеными, однако старший класс всё равно оставался известным как «белый». Эти традиционные наряды подчеркивали возрастные этапы и социальные роли девочек в школьной жизни.

В Смольном институте девочек обучали основам светской жизни, и для этого они носили платья с декольте, раскрывающим шею и плечи, а также короткими рукавами. Эти модели позволяли ученицам привыкать к элегантным фасонам, необходимым для выхода в свет. Поверх платьев предполагалось носить белую пелеринку — короткую накидку — и съемные рукавчики, которые доходили до запястья. Однако на уроках девочки были обязаны сидеть без пелеринок, что создавало дискомфорт, так как в классах зачастую было очень холодно. Это унизительное правило отменил Константин Ушинский, став инспектором Смольного института, что свидетельствует о его стремлении улучшить условия обучения для учениц и повысить их комфорт.

Чтение является важным аспектом развития личности и получения знаний. Оно помогает расширять кругозор, улучшать мышление и развивать навыки критического анализа. Увлечение книгами способствует не только личностному росту, но и укреплению памяти. Погружение в литературные произведения позволяет лучше понять различные культуры и эпохи, а также развивает эмпатию, что положительно сказывается на межличностных отношениях.

Кроме того, чтение книг улучшает словарный запас и способствует развитию письменной речи. Это особенно важно в современном мире, где эффективная коммуникация играет ключевую роль в личной и профессиональной жизни. Регулярное чтение помогает людям быть более информированными и уверенными в себе.

Поэтому, если вы хотите улучшить свою жизнь и развить навыки, начните уделять больше времени чтению. Выберите книги разных жанров и тем, чтобы разнообразить свой опыт и получить максимальную пользу от каждой прочитанной страницы.

Константин Ушинский: основные педагогические идеи, реформы и судьба

Константин Ушинский, выдающийся русский педагог и писатель, сыграл ключевую роль в развитии отечественной педагогики. Его идеи о значении народного образования и роли учителя в формировании личности ученика остаются актуальными и в современном мире. Ушинский подчеркивал, что образование должно быть доступным для всех слоев населения и акцентировал внимание на необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Одной из главных реформ, предложенных Ушинским, стало внедрение методики, ориентированной на активное участие учащихся в образовательном процессе. Он выступал за использование наглядных средств обучения и развитие творческих способностей детей. Ушинский также акцентировал важность формирования нравственных ценностей в процессе обучения, что способствовало воспитанию сознательных и ответственных граждан.

Судьба Константина Ушинского была непростой. Он столкнулся с трудностями на пути реализации своих идей и реформ, но его вклад в педагогическую науку остаётся неоспоримым. Ушинский продолжает вдохновлять педагогов и образовательные учреждения, а его работы остаются основополагающими в области педагогики.

В некоторых учебных заведениях разрешалось приобретать собственные туфли, однако часто требовалось, чтобы обувь у учениц была одинаковой. Некоторые бывшие студентки с благодарностью вспоминали о том, как форма помогала скрыть разницу в материальном положении среди одноклассниц. Тем не менее, не все воспоминания были положительными. Например, Елизавета Водовозова, выпускница Смольного института 1862 года, в своих мемуарах отмечала, что девочкам шили лишь платья по фигуре, а белье и верхняя одежда часто оказывались неудовлетворительного качества. Корсеты были неудобными, а обувь не подходила по размеру, что затрудняло участие в танцах. В результате, девочкам приходилось делать дополнительные покупки, и они презирали тех, кто не мог позволить себе дорогую одежду.

Явная разница в материальном положении одноклассниц становилась особенно заметной во время подготовки к выпускному балу и выборе нарядов. Для девочек из неблагополучных семей этот период превращался в шок, когда они сталкивались с реальностью, о которой старались не думать на протяжении учебного года. Обеспеченные одноклассницы могли позволить себе дорогие платья и аксессуары, в то время как другие испытывали трудности с поиском подходящего наряда. Эта ситуация подчеркивала социальное неравенство и создавала напряженность в отношениях среди выпускников.

В воспоминаниях выпускницы Московского Екатерининского института Софьи Хвощинской описываются приготовления к выпускным торжествам, которые проходили в присутствии родителей. Она упоминает о белом газе, кружеве и великолепных вышивках, которые использовались для оформления нарядов. В то же время рядом лежит скромный mousseline suisse на коленкоре, что вызывает у кого-то слезы: «Ради Бога, маменька, сшейте другое; в этом на выпуске показаться нельзя… Что это за ужас! Купите хотя бы пу-де-суа. Сударыня, вспомни, мне и перчаток-то тебе не на что купить!» Эти строки подчеркивают волнение и переживания выпускников, стремящихся выглядеть наилучшим образом в столь важный момент своей жизни. В выпускной день важно не только торжество, но и ощущение уверенности в своем образе, что становится настоящим вызовом для многих студентов и их семей.

Хорошо кормили только по праздникам

Закрытые учебные заведения, в том числе институты благородных девиц, отличались ограниченным выбором меню. Это явление наблюдалось даже в учреждениях, находившихся под непосредственным патронажем членов царской семьи. Скромное питание в таких заведениях часто отражало строгие традиции и нормы, присущие тому времени, что ограничивало разнообразие рационов обучающихся.

В своих мемуарах некоторые бывшие воспитанницы институтов отмечали, что питание было не столь плохим, однако недостаточным. Другие же откровенно страдали от голода и критиковали скромный рацион в учебных заведениях. Например, Александра Соколова, бывшая воспитанница Смольного института и известная писательница, прямо обвиняла эконома института в хищениях. По её словам, за счет недоедания учениц ему удалось накопить значительное состояние, что позволило ему дать каждой из своих трёх дочерей по 100 тысяч рублей в приданое.

Выпускница петербургского Патриотического института Анна Студзинская поделилась забавным диалогом с матерью, который стал основой для семейных шуток на долгие годы. Девочка попросила маму прислать ей «что-нибудь необычно вкусное». Мама начала уточнять, что именно ей хочется: «Конфеты, пирожки?» На что Анна ответила: «Нет, мамочка, не это». Затем мама предложила фрукты: «А может, виноград или ананасы?» Но Анна снова отказалась: «Нет… Нет». Мама продолжала: «Может, свежую клубнику?» На что Анна с нетерпением ответила: «Ах, нет, мамочка, что-нибудь получше». В итоге, её просьба свелась к простому, но желанному блюду — «Ну вот, например, жареная курица». Этот диалог стал не только комичным воспоминанием, но и символом простых радостей, которые могут вызывать улыбку.

Конфеты, пирожные и другие сладости, как и сытная еда, например, бутерброды с маслом и куском телятины, предоставлялись студенткам только в особые моменты: на праздниках или во время балов. Иногда члены императорской семьи или другие высокопоставленные лица присылали угощения. Воспитанницы, чьи родители могли позволить себе это, во время перерывов в занятиях наслаждались чаем с сухарями у классной дамы. Остальным приходилось проявлять изобретательность, чтобы утолить голод: кто-то получал угощение от подруг, делившихся домашними сладостями, кто-то тайно готовил сухари из найденного хлеба, а некоторые ограничивались тем, что брали остатки с тарелок, предназначенных для важных гостей.

Манерам уделялось больше внимания, чем образованию

Согласно уставу Смольного института, который был утвержден при Екатерине II, предлагалась следующая программа:

  • Исполнение закона и катехизм (то есть фактически Закон Божий).
  • Все части воспитания и благонравия.
  • Российский и иностранный языки.
  • Арифметика.
  • Рисование.
  • Танцевание.
  • Музыка вокальная и инструментальная.
  • Шитьё и вязание всякого рода.

Программа обучения расширялась, включая географию, историю и некоторые аспекты экономики, такие как домоводство. Тем не менее, воспитание оставалось основным элементом. В последние годы обучения девочкам предписывалось повторять изученное, улучшать свои знания о законах, а также осваивать правила доброго воспитания, благонравия, светского общения и учтивости.

В системе институтского образования основными целями были успешное овладение французским языком, изучение светского этикета и освоение танцевальных навыков. Этот набор был вполне логичен, учитывая, что высшей наградой за учебу считалось назначение фрейлиной во дворец, известное как «быть пожалованной шифром». Эта честь была вручена пяти лучшим выпускницам первого выпуска Смольного института, и традиция продолжалась и в дальнейшем. В дальнейшем, находясь в высшем свете, фрейлина имела возможность рассчитывать на успешное замужество, что подчеркивало важность социальных навыков и образования в аристократической среде.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 годФото: Карл Булла / Wikimedia Commons

Стать фрейлиной было мечтой немногих, поскольку такая высокая планка открывалась лишь для избранных. Остальным девушкам оставалось надеяться на родительскую поддержку после выпуска, что позволит им посещать балы, где их могли заметить потенциальные женихи. Таким образом, все перспективы девушек снова были связаны с замужеством.

Девушки из бедных провинциальных семей, получившие образование в институте, нередко сталкиваются с ситуацией, когда их безупречные светские манеры, танцевальные па и знание французского языка оказываются невостребованными. Эти навыки могут пригодиться разве что в роли классной дамы, что также рассматривается как одна из возможных карьер после окончания учебы. В большинстве случаев практически полезными остаются навыки рукоделия, которые также входят в учебную программу, позволяя девушкам развивать свои творческие способности и готовиться к жизни в обществе.

Александра Соколова, ученица Смольного института в сороковые годы XIX века, точно подметила отношение к образованию в этом учебном заведении: «Насчёт реверансов у нас было гораздо строже, нежели насчёт уроков». Это высказывание отражает реальность того времени, когда формальные аспекты обучения зачастую ставились выше академических знаний. В Смольном институте акцент на внешние манеры и этикет преобладал, что подчеркивает важность социальных норм в образовательной системе того периода.

Русская литература в Смольном часто «изучалась» без непосредственного чтения произведений. Ученики запоминали лишь то, что рассказывал учитель, не углубляясь в текст. Этот подход сильно удивил Константина Ушинского в первые дни его работы в Смольном в качестве инспектора. Он осознал, что такой метод обучения не способствует истинному пониманию литературы и ограничивает развитие критического мышления у студентов. Ушинский стал advocate за более глубокое изучение литературы, подчеркивая важность непосредственного взаимодействия с текстами для полноценного восприятия русской культуры и традиций.

В начале 1860-х годов благодаря Ушинскому Смольное образование начало претерпевать позитивные изменения. В этот период был введён дополнительный старший класс, окончание которого предоставляло девушкам возможность получить звание домашней учительницы. Это нововведение открыло двери к профессии и обеспечило стабильный источник дохода для девушек из небогатых семей.

Изучение новых тем и получение полезной информации всегда актуально. Мы предлагаем вам ознакомиться с нашими материалами, которые помогут расширить ваши знания и углубить понимание интересующих вас вопросов. Наша цель — предоставить качественный контент, который будет полезен как новичкам, так и тем, кто уже имеет определенный опыт. Мы постоянно обновляем и дополняем наши статьи, чтобы вы могли быть в курсе последних тенденций и новостей. Не упустите возможность узнать что-то новое и получить ценные советы.

Елизавета Водовозова делится своим опытом поиска руководства по учебе у Ушинского. Она рассказывает о том, как важно найти качественные источники информации для успешного обучения. Водовозова подчеркивает, что работы Ушинского являются ценным ресурсом для студентов и преподавателей. Она делится методами, которые помогли ей в поиске необходимых материалов, а также описывает, как использование произведений Ушинского повлияло на ее образовательный процесс. Этот опыт может быть полезен тем, кто стремится углубить свои знания и улучшить навыки в учебе.

Науками девочек скорее развлекали, чем обучали им

К концу XVIII века Смольный институт предлагал достаточно разнообразный список предметов. В него входили русская и иностранная словесность, а также основы естественных наук. Мария Угличанинова, поступившая в Смольный в 1839 году, отмечала, что в программе также значились история, география и математика. В старшем классе студенты изучали ботанику, минералогию, зоологию и физику. Все занятия проводились на французском языке и в сжатом формате. Хотя такой перечень предметов выглядит впечатляюще, стоит задуматься о качестве преподавания и глубине усвоения материала.

Соколова, поступившая в институт в 1843 году, отмечает, что некоторые науки считались руководством совершенно бесполезными и преподавались без должного внимания. Она делится воспоминаниями о парижанине Помьё, который превращал свои занятия в увлекательные шоу. Он то завешивал окна в физическом кабинете и демонстрировал китайские тени, то знакомил студентов с новыми технологиями, такими как световая фотография с помощью камеры обскура. Помьё также проводил телеграфы из одной комнаты в другую, вызывая у студентов восторг. Даже сторож Никифор, который был ответственен за сохранность физического кабинета и чередовые звонки, делился с учениками своим мнением о занятиях: «Не беспокойтесь, сегодня француз спрашивать не станет… Сегодня готовится удивительное представление».

В Смольном находились богатые коллекции, необходимые для изучения естественных наук, включая минералы, образцы животного мира, гербарии и физические инструменты. Эти ценные экспонаты долгое время оставались без внимания и пылились. Их случайное открытие и последующее изучение стало возможным благодаря Ушинскому, который привлек к ним внимание и показал их значимость.

Среди преподавателей встречались и положительные исключения. В воспоминаниях воспитанниц институтов часто упоминаются любимые профессора, которые выделялись на фоне остальных благодаря своему увлекательному стилю обучения. Значительный вклад в это внес Ушинский, который увеличил количество часов, отведённых на естествознание и другие дисциплины. Он также ввёл лекции на русском языке вместо французского, что сделало обучение более доступным, и обновил преподавательский состав, привлекая педагогов нового поколения, способных вдохновлять студентов и делать процесс обучения более эффективным.

Несмотря на то что обучение в Казанском Родионовском институте благородных девиц продолжалось в последующие годы, студенты продолжали выражать недовольство уровнем преподавания. Они отмечали, что рукоделие и пение получали большее внимание, чем научные дисциплины. Вера Фигнер, учившаяся в институте с 1863 по 1869 год и ставшая известной эсеркой, критиковала преподавателя зоологии и ботаники за отсутствие практических материалов. Она указывала на то, что на занятиях не использовались ни скелеты, ни чучела животных, а также не проводились наблюдения под микроскопом. Из-за этого студенты не имели возможности получить базовые знания о клетках и тканях, что ставило под сомнение качество научного образования в институте.

Экзамены в Московском Екатерининском институте благородных девиц в 1900-е годыФото: Wikimedia Commons

Внешние данные имели больше значения, чем способности

Александра Соколова, смолянка, в своих мемуарах описывала запоминающийся случай. Однажды Николай I неожиданно посетил институт, прошёл на кухню, попробовал суп и выразил недовольство, заявив, что такой пищи не подают даже своим солдатам. После этого инцидента инспектриса решила исправить ситуацию и собрала самых привлекательных воспитанниц старшего класса. Она предложила им нарядиться под предлогом примерки для предстоящего мероприятия. Девушки облачились в эффектные платья, дополненные «большими серьгами из белых бус в золотой оправе», а также выбрали модные на тот момент красивые причёски. Этот случай стал ярким примером того, как стремление к улучшению впечатления о заведении может проявляться через внимание к внешнему виду воспитанниц.

«Цветник молодых девушек, старшей из которых не было 17 лет, одетых в бальные туалеты, создавал прекрасную картину, — отмечает Соколова. — Несмотря на отсутствие необходимости в новой примерке, тётка решила показать «товар» в лучших условиях. В итоге, неожиданно появились портнихи, швеи и даже парикмахеры. Возражать было невозможно, и нам пришлось «парадировать» в белых кисейных платьях с открытыми воротами и короткими рукавами среди насмешливых улыбок подруг, отправляясь в холодную столовую в зимний день».

Когда в столовую вошёл мрачный государь и в третий раз приказал позвать эконома, он неожиданно увидел перед собой ряд красавиц. По словам Соколовой, император улыбнулся и начал игриво интересоваться, является ли он объектом обожания хотя бы одной из девушек. В итоге Николай уехал в хорошем настроении, а эконом сохранил свою должность.

Эта история демонстрирует, что красота воспитанниц была их главной ценностью и своеобразной разменной монетой. Выпускница Московского Екатерининского института, Софья Хвощинская, делилась воспоминаниями о том, как при поступлении девочек распределяли по классам, учитывая их внешность. Смолянка Мария Угличанинова также рассказывала, что во время визита императрицы Александры Фёдоровны самых красивых студенток ставили в первые ряды, в то время как менее привлекательные прятали в середине. Это подчеркивает, как важна была внешность для воспитанниц и их восприятие в обществе.

Все воспринимали эту систему как данность, и каждая осознавала свою роль в иерархии. Красавицы уверенно знали, что смогут легко сдать экзамены, однако их жизнь также была полна трудностей, среди которых особенно выделялось чрезмерное внимание окружающих. Ярким примером является история Глафиры Алымовой, одной из выпускниц первого набора смолянок, которая столкнулась с настоящим преследованием со стороны Ивана Бецкого. Этот случай подчеркивает, как успех и привлекательность могут привлекать не только восхищение, но и нежелательное внимание.

Глафира Алымова. Портрет кисти Д. Г. Левицкого. Изображена в форменном парадном платье, установленном для воспитанниц IV (старшего) «возраста»Фото: Wikimedia Commons

Искусство коммуникации

Вы найдёте собственный стиль общения, научитесь отстаивать позицию в диалоге и находить общий язык с командой и партнёрами. Сможете грамотно презентовать продукт, повышать продажи и достигать поставленных бизнес-целей.

Узнать подробнее