Образование #Статьи

8 августа, 2025

Стоит ли пользоваться готовыми тестами из интернета / Skillbox Media

Ответы профессионального психометрика.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше

    Методистам и преподавателям часто необходимо самостоятельно разрабатывать тесты для оценки знаний по учебной программе. Однако многие не знают, как правильно составить такие тесты. Порой проще использовать готовый тест из интернета, но возникает вопрос: насколько можно доверять его качеству? Мы обратились к эксперту, чтобы он объяснил, на что обращать внимание при выборе тестов, и как отличить качественные тесты от некачественных, доступным языком.

    Фото: личный архив Ирины Брун

    Мы благодарим всех, кто оказал нам поддержку и помог разобраться в сложных вопросах. Их знания и опыт стали неоценимыми в нашем пути к пониманию. Благодаря их помощи мы смогли преодолеть трудности и достичь поставленных целей. Мы ценим вклад каждого, кто стал частью этого процесса.

    Специалист в области психометрики, преподаватель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука» в Институте образования Высшей школы экономики и директор R&D-подразделения консалтинговой компании «Форматта». Обладает глубокими знаниями в психометрическом анализе и оценивании образовательных результатов. Участвует в разработке инновационных методов обучения и оценки, направленных на улучшение качества образования.

    Качественный тест всегда сопровождается подробным описанием, которое включает паспорт теста или спецификацию. Это описание четко определяет, что именно измеряется. В нем детально раскрывается измеряемое свойство, его компоненты, взаимосвязи между ними, а также их проявления в поведении. Также в спецификации указаны задания, используемые для измерения, методика начисления баллов, а также информация о том, кто проводит тестирование и какие выводы можно сделать на основе полученных результатов. Такой подход обеспечивает прозрачность тестирования и позволяет достичь объективности в оценке.

    Для оценки критического мышления необходимо выделить его ключевые компоненты, такие как поиск и анализ информации, а также формирование аргументов. Каждый из этих компонентов оценивается через пять заданий определенного формата, при этом каждому заданию присваивается определенное количество баллов. Такой подход позволяет более точно измерять уровень критического мышления и выявлять сильные и слабые стороны у испытуемых.

    Плохой тест характеризуется тем, что он предоставляет только задания, без дополнительной информации. Если отсутствуют данные о том, что именно измеряется, как следует интерпретировать результаты и в каких условиях тест может быть применён, то такому тесту доверять нельзя. Качественный тест всегда сопровождается четкими пояснениями и рекомендациями, что позволяет правильно оценить его результаты и использовать их в нужных ситуациях.

    У качественного теста обязательно имеется детальное описание, известное как паспорт теста или спецификация. Это описание четко обозначает, что именно измеряется и каким образом. В нем подробно рассматривается измеряемое свойство, его компоненты, взаимосвязи между ними и их проявления в поведении. Также указаны типы заданий, которые используются для оценки, правила начисления баллов, а также информация о том, кто проводит тестирование и какие выводы можно делать на основе полученных результатов. Такой подход обеспечивает прозрачность и надежность тестирования, что особенно важно для анализа и интерпретации данных.

    Для оценки критического мышления необходимо выделить его ключевые компоненты: поиск и анализ информации, а также формирование аргументов. Каждый из этих компонентов можно оценить с помощью пяти заданий определенного формата, с установленной системой начисления баллов. Такой подход позволяет получить объективные результаты и детально проанализировать уровень развития критического мышления у испытуемых.

    Неэффективный тест характеризуется тем, что он предлагает лишь список заданий без дополнительной информации. Если отсутствуют данные о том, что именно измеряется, как интерпретировать полученные результаты и в каких ситуациях данный тест можно применять, то доверять таким тестам не стоит. Качественное тестирование должно предоставлять полную информацию, позволяя пользователям понимать, как использовать результаты для принятия обоснованных решений.

    Существует множество правил, касающихся разработки тестов. В частности, в руководстве по разработке тестов 2013 года содержится 23 правила, которые должны учитываться для заданий с выбором ответа. Для других типов заданий количество правил еще больше. Однако основное правило качественного теста заключается в необходимости создания большого объема документации в процессе разработки. Это включает свидетельства и доказательства валидности полученных результатов тестирования. Такой подход обеспечивает надежность и обоснованность итогов, что критически важно для оценки знаний и навыков участников.

    Существует множество правил, касающихся разработки тестов. В руководстве по созданию тестов 2013 года представлено 23 правила, которые необходимо учитывать только для заданий с выбором ответа. Для других типов заданий количество правил еще больше. Однако ключевое правило, которое следует помнить при разработке хорошего теста, заключается в необходимости создания обширной документации в процессе работы. Это включает в себя свидетельства и доказательства валидности полученных результатов тестирования. Правильная документация важна для обеспечения качества теста и подтверждения его надежности и достоверности.

    Процесс можно разделить на три ключевых этапа, каждый из которых имеет свои особенности и правила. Каждый этап требует внимательного подхода и соблюдения определенных принципов для достижения наилучшего результата.

    Разработка спецификации является ключевым этапом в процессе измерения. Важно детально разбить то, что мы собираемся измерить, на максимально мелкие элементы. Каждому из этих элементов необходимо сопоставить конкретное задание, включая его номер, которое будет использоваться для их измерения. Такой подход обеспечивает точность и ясность в процессе разработки и позволяет избежать недоразумений, связанных с интерпретацией требований.

    Составление заданий – это важный процесс, который требует тщательного подхода и внимания к деталям. Правильные задания помогают эффективно обучать и развивать навыки, а также оценивать знания учащихся. Для успешного создания заданий необходимо учитывать уровень подготовки и интересы целевой аудитории.

    Важно, чтобы задания были четко сформулированы и соответствовали поставленным образовательным целям. Использование разнообразных форматов, таких как тесты, эссе, практические задания или проектные работы, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

    Кроме того, важно обеспечивать обратную связь, чтобы учащиеся могли понимать свои сильные и слабые стороны. Составление заданий также включает в себя регулярный анализ их эффективности и корректировку в зависимости от результатов. Это позволяет не только улучшить качество образования, но и сделать процесс обучения более адаптивным и персонализированным.

    Таким образом, грамотное составление заданий является ключевым элементом в образовательном процессе, способствующим достижению высоких результатов.

    • По возможности лучше избегать в формулировке вопросов отрицаний — иначе человек может ответить неправильно, потому что невнимательно прочитал вопрос, а не потому, что не знает ответ. Например, вариант «В такой-то ситуации вы повернёте направо?» лучше, чем «В такой-то ситуации вы не повернёте направо?».
    • Одно задание — одна идея, которую мы хотим проверить. Не стоит объединять две и более идеи в одном задании. Поскольку если человек совершит ошибку в таком задании, будет невозможно установить, чего именно он не знает или какой навык западает.
    • Если в тесте есть варианты ответа, надо делать их как можно более похожими, чтобы правильный не выделялся внешне.
    Кадр: фильм «Дрянные девчонки» / Paramount Pictures

    Валидизационные исследования предназначены для подтверждения того, что ваш тест действительно измеряет заявленные характеристики. Эти исследования зависят от цели, для которой разрабатывается тест. Однако основным принципом качественного тестирования является проведение двух апробаций. Это позволит убедиться в точности и надежности получаемых результатов, а также в соответствии теста заявленным критериям. Правильная валидизация теста является ключевым аспектом в его разработке и использовании, поскольку обеспечивает доверие к получаемым данным и их интерпретации.

    • качественная апробация — интервью, чтобы проверить, как респонденты понимают формулировки заданий;
    • количественная — на 30–100 респондентах проверяются статистические показатели функционирования теста: надёжность, трудность и другие.

    Процесс можно условно разделить на три ключевых этапа, каждый из которых имеет свои уникальные правила и особенности. Эти этапы помогают структурировать работу и обеспечить её эффективность. Правильное следование установленным правилам на каждом из этапов способствует успешному завершению всего процесса.

    Разработка спецификации является ключевым этапом в процессе измерения. Важно детально разбить то, что мы планируем измерить, на как можно более мелкие составляющие. Каждую из этих составляющих необходимо сопоставить с конкретным заданием, указывая его номер. Это позволит обеспечить четкость и точность в процессе измерений, а также упростит анализ и интерпретацию полученных данных. Тщательная проработка спецификации способствует более эффективному управлению проектом и помогает избежать ошибок в дальнейшем.

    Составление заданий является важным аспектом образовательного процесса. Правильно сформулированные задания помогают студентам лучше усвоить материал и развить критическое мышление. Важно учитывать уровень знаний учащихся, их интересы и цели обучения.

    Для эффективного составления заданий необходимо определить, какие навыки и знания должны быть развиты. Задания могут варьироваться от простых вопросов до комплексных проектов, что позволяет охватить различные аспекты учебного процесса.

    Кроме того, важно, чтобы задания были четко структурированы и понятны. Использование ясного языка и конкретных формулировок способствует тому, что студенты смогут лучше понять требования и ожидания.

    Необходимо также учитывать разнообразие форматов заданий, таких как письменные работы, презентации или групповые проекты, что способствует более глубокому вовлечению учащихся в процесс.

    Составление заданий требует креативного подхода и постоянного анализа их эффективности, что в конечном итоге способствует улучшению качества образования.

    • По возможности лучше избегать в формулировке вопросов отрицаний — иначе человек может ответить неправильно, потому что невнимательно прочитал вопрос, а не потому, что не знает ответ. Например, вариант «В такой-то ситуации вы повернёте направо?» лучше, чем «В такой-то ситуации вы не повернёте направо?».
    • Одно задание — одна идея, которую мы хотим проверить. Не стоит объединять две и более идеи в одном задании. Поскольку если человек совершит ошибку в таком задании, будет невозможно установить, чего именно он не знает или какой навык западает.
    • Если в тесте есть варианты ответа, надо делать их как можно более похожими, чтобы правильный не выделялся внешне.
    Кадр: фильм «Дрянные девчонки» / Paramount Pictures

    Валидизационные исследования направлены на подтверждение того, что ваш тест действительно измеряет заявленные показатели. Эти исследования зависят от цели, для которой разрабатывается тест. В качестве общего правила для качественного тестирования рекомендуется проводить две апробации. Это позволит убедиться в надежности и точности получаемых результатов, а также повысит доверие к тесту со стороны пользователей и заинтересованных сторон. Правильная валидизация теста является ключевым шагом в процессе его разработки и внедрения, обеспечивая соответствие стандартам и требованиям.

    • качественная апробация — интервью, чтобы проверить, как респонденты понимают формулировки заданий;
    • количественная — на 30–100 респондентах проверяются статистические показатели функционирования теста: надёжность, трудность и другие.

    Книги «Теория и практика конструирования педагогических тестов» Марины Челышковой, «Форма тестовых заданий» Вадима Аванесова и «Практическая тестология» Александра Шмелёва остаются важными источниками знаний в области педагогического тестирования. Хотя некоторые рекомендации утратили свою актуальность из-за изменений в психометрической науке и технологическом прогрессе, многие из них по-прежнему имеют значимость и могут быть полезны для специалистов в этой области. Эти работы предоставляют ценные идеи и методические подходы к разработке тестов, что делает их полезными для педагогов и исследователей.

    Скачивание и изучение Российского стандарта тестирования персонала перед разработкой теста будет крайне полезным. Этот стандарт, хотя и предназначен для оценки персонала, предлагает универсальные принципы разработки тестов и психометрики, которые применимы в различных областях, таких как онлайн-образование, психология и HR. Ознакомление с этими принципами поможет создать более эффективные и надежные тесты в любой сфере.

    Книги «Теория и практика конструирования педагогических тестов» Марины Челышковой, «Форма тестовых заданий» Вадима Аванесова и «Практическая тестология» Александра Шмелёва остаются важными источниками для специалистов в области тестирования. Хотя некоторые рекомендации устарели в связи с развитием психометрии и технологий, основные принципы и подходы, представленные в этих изданиях, по-прежнему актуальны. Они предлагают ценные советы по разработке эффективных педагогических тестов и формированию тестовых заданий, что делает их полезными для педагогов и исследователей, стремящихся к улучшению качества оценивания знаний.

    Скачивание и изучение Российского стандарта тестирования персонала перед разработкой теста может оказаться крайне полезным. Хотя данный стандарт создан для оценки персонала, его принципы разработки тестов и психометрики универсальны и применимы к различным областям, таким как онлайн-образование, психология и HR. Использование этих принципов позволит создать более качественные и эффективные тесты, соответствующие современным требованиям.

    Кадр: фильм «Форс-мажоры» / Netflix

    Чек-лист адекватности теста представляет собой набор критериев, позволяющих оценить качество и достоверность тестирования. Основные элементы такого чек-листа включают:

    — Ясность целей тестирования: тест должен иметь четкие и измеримые цели, которые определяют его назначение.
    — Соответствие содержимого: вопросы и задания теста должны соответствовать целям и содержанию изучаемого материала.
    — Разнообразие форматов: тест должен включать различные типы заданий, чтобы учитывать разные стили обучения и навыки.
    — Уровень сложности: задания должны быть адаптированы к уровню знаний и опыта целевой аудитории, чтобы обеспечить справедливую оценку.
    — Четкие инструкции: участники теста должны получать понятные указания по выполнению заданий.
    — Объективность оценивания: критерии оценивания должны быть прозрачными и едиными для всех участников.
    — Испытание на адекватность: тест нужно периодически пересматривать и обновлять, чтобы гарантировать его актуальность и соответствие современным стандартам.

    Следуя этому чек-листу, можно создать тесты, которые будут корректно оценивать знания и навыки участников, обеспечивая высокую степень адекватности результатов.

    • Есть ли в открытом доступе паспорт теста или спецификация к нему? Если нет, запросите эту информацию у правообладателя. Если правообладатель говорит, что есть только задания, бегите от этого теста в противоположную сторону и никогда не оглядывайтесь. Такой тест в лучшем случае бесполезен, а в плохом — вреден.
    • Инструкции и вопросы должны быть написаны понятно.
    • Это свежая, созданная с учётом последних научных данных версия теста. Например, у теста интеллекта Векслера вышла в 2020 году седьмая версия. Русскоязычный тест, который можно найти в открытом доступе, — перевод третьей версии, он уже устарел.
    • Для тестов психологических характеристик хороший знак — описание в результатах отличий людей, которые получают разные баллы. То есть не просто сказано, что измеряемая черта выражена сильно или слабо, а описано, как это проявляется в когнитивной, поведенческой, эмоциональной сфере.
    • В базовой информации о тесте указано, как проводилась валидизация, то есть доказательство правомерности выводов. Неспециалисты вряд ли разберутся в этом, но если такие данные указаны — уже хорошо.

    К сожалению, в русскоязычном сегменте существует недостаток качественных инструментов для измерения психологических характеристик. Многие когнитивные и клинические психологи продолжают использовать устаревшие и ненадёжные тесты, созданные в 1970–1980-х годах. В качестве примера высококачественных валидизационных исследований можно рассмотреть работы специалистов из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. В их статьях подробно описаны теоретические рамки, структуры опросников социально-эмоциональных навыков, а также проведён анализ надёжности данных, что подтверждает высокую достоверность их выводов.

    Кадр: фильм «Форс-мажоры» / Netflix

    Чек-лист адекватности теста включает в себя несколько ключевых аспектов, которые помогают оценить его качество и эффективность. Важно убедиться, что тест соответствует поставленным целям и задачам. Он должен быть понятным и доступным для целевой аудитории. Необходимо проверить, чтобы тест был структурированным, с логическим последовательным переходом от одного вопроса к другому. Также важно, чтобы тестировочные задания были разнообразными и отражали все необходимые аспекты изучаемого материала. Обратите внимание на четкость формулировок вопросов и отсутствие двусмысленностей. Проверьте, чтобы тест обеспечивал адекватную оценку знаний и навыков, а также соответствовал установленным критериям. Наконец, тест должен быть протестирован на небольшой группе, чтобы выявить возможные недочеты и улучшить его качество перед широким использованием.

    • Есть ли в открытом доступе паспорт теста или спецификация к нему? Если нет, запросите эту информацию у правообладателя. Если правообладатель говорит, что есть только задания, бегите от этого теста в противоположную сторону и никогда не оглядывайтесь. Такой тест в лучшем случае бесполезен, а в плохом — вреден.
    • Инструкции и вопросы должны быть написаны понятно.
    • Это свежая, созданная с учётом последних научных данных версия теста. Например, у теста интеллекта Векслера вышла в 2020 году седьмая версия. Русскоязычный тест, который можно найти в открытом доступе, — перевод третьей версии, он уже устарел.
    • Для тестов психологических характеристик хороший знак — описание в результатах отличий людей, которые получают разные баллы. То есть не просто сказано, что измеряемая черта выражена сильно или слабо, а описано, как это проявляется в когнитивной, поведенческой, эмоциональной сфере.
    • В базовой информации о тесте указано, как проводилась валидизация, то есть доказательство правомерности выводов. Неспециалисты вряд ли разберутся в этом, но если такие данные указаны — уже хорошо.

    На русском языке существует недостаток качественных инструментов для измерения психологических характеристик. Многие клинические и когнитивные психологи продолжают использовать устаревшие тесты, разработанные в 1970-1980-х годах, что приводит к ненадёжным результатам. Однако стоит отметить примеры успешных валидизационных исследований, проводимых коллегами из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования ВШЭ. В их статьях представлены теоретические рамки, детализированы шкалы, из которых состоят опросники, а также проведён анализ надёжности полученных данных. Эти работы являются важным вкладом в развитие психометрических инструментов и могут служить примером для других специалистов, стремящихся повысить качество своих исследований.

    Неверные управленческие решения могут значительно повлиять на успех онлайн-курса. Для его улучшения важно выявить проблемные области. Эффективный тест поможет определить темы, в которых студенты чаще всего допускают ошибки, а также выявить части курса, которые не способствуют развитию необходимых навыков. Анализ таких данных позволит внести целенаправленные изменения, что в конечном итоге улучшит качество обучения и повысит удовлетворенность студентов.

    Если наши тесты не выявляют проблемы или указывают на нее не в тех местах, это может привести к тому, что при обновлении курса мы оставим на своих местах самые слабые лекции и задания. В результате курс будет формально обновлен, и ресурсы будут потрачены, но качество образовательного продукта не улучшится. Учащиеся могут продолжать бросать обучение или оставлять негативные отзывы. Это подчеркивает важность тщательной диагностики и анализа результатов, чтобы действительно повысить качество образования и удовлетворенность студентов.

    Переделайте текст, не отклоняясь от основной темы. Оптимизируйте его для SEO и при необходимости добавьте дополнительные детали. Избегайте использования смайлов и избыточных символов. Не включайте разделы с нумерацией или маркерами.

    Читайте также:

    • Как составить задание для студентов онлайн-курса
    • Как использовать цифровые данные для оценки качества обучения
    • Что такое нейронауки об образовании
    • Стандартизированные тесты — польза или вред?

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее