Peer-to-peer или взаимное обучение: что за подход, где и как он применяется / Skillbox Media
Подробный разбор формата, которому эксперты прочат большое будущее.
Содержание:
- Что такое peer-to-peer-обучение и чем взаимное обучение отличается от совместного
- Как возникло P2P-обучение
- Принципы взаимного обучения
- В чём преимущества P2P-обучения
- Недостатки peer-to-peer-обучения
- Как используют peer-to-peer в онлайн-обучении
- Как peer-to-peer-обучение применяют в вузах
- Как P2P применяют в корпоративном обучении
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЭксперты прогнозируют, что к 2030 году сфера образования претерпит значительные изменения. Ожидается, что доля онлайн-обучения существенно увеличится, а на передний план выйдут демократичные тренды. Одним из ключевых направлений в этой трансформации станет peer-to-peer-обучение, позволяющее учащимся обмениваться знаниями и опытом непосредственно друг с другом. Этот подход не только способствует более глубокому усвоению материала, но и развивает навыки коммуникации и сотрудничества, что так важно в современном мире.
Обучение по принципу peer-to-peer становится все более популярным в образовательных программах. Вместе с экспертом, руководителем программ педагогических практик Skillbox Кириллом Прудниковым, мы рассмотрим основные аспекты этого подхода. Peer-to-peer обучение подразумевает взаимодействие между обучающимися, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Такой формат позволяет участникам делиться знаниями и опытом, что обогащает образовательный процесс. Важно понимать, как правильно организовать такую форму обучения и какие преимущества она приносит.
Что такое peer-to-peer-обучение и чем взаимное обучение отличается от совместного
Образовательная концепция peer-to-peer (P2P) или взаимное обучение не имеет четкого определения. Этот подход акцентирует внимание на взаимодействии между участниками процесса обучения, где знания передаются не только от преподавателя к ученику, но и между самими учениками. P2P-обучение способствует активному вовлечению всех участников, что позволяет развивать навыки критического мышления, сотрудничества и самоуправления. Такой подход становится все более популярным в современных образовательных системах, так как он подчеркивает ценность обмена опытом и знаний в учебном процессе.
Peer-to-peer-обучение представляет собой модель образования, в которой равные по статусу участники обучают друг друга. В этой системе люди обмениваются знаниями, опытом и информацией, что способствует формированию связей и созданию сообществ, основанных на принципах взаимопомощи и поддержки. В отличие от традиционного подхода, где преподаватель является основным источником знаний, в peer-to-peer-обучении его роль заключается в создании и поддержке образовательной среды, в которой участники могут самостоятельно обучаться. Таким образом, peer-to-peer-обучение относится к активным методам обучения, способствующим более глубокому усвоению материалов и развитию критического мышления.
Участники образовательного процесса, находящиеся на одной ступени учебной иерархии, считаются равными. Это касается школьников, студентов и коллег, между которыми отсутствует административное подчинение. В рамках P2P-обучения не предусмотрены наставления, указания или наказания, что создает атмосферу сотрудничества и взаимного обучения. Такой подход способствует развитию самостоятельности и ответственности у участников, а также улучшает качество образовательного процесса.
На сегодняшний день отсутствует четкое определение и строгая классификация P2P (peer-to-peer) в образовательном контексте. Многие специалисты рассматривают P2P как любое взаимодействие между участниками образовательного процесса, обладающими равным статусом. Это взаимодействие может включать в себя обмен знаниями, опытом и ресурсами, что способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков сотрудничества.
Существует различие между P2P-обучением и совместным обучением, известным в англоязычной литературе как collaborative learning. Совместное обучение характеризуется тем, что ученики работают в группах для совместного решения задач и обсуждения идей, что способствует обмену знаниями. В отличие от этого, P2P-модель предполагает, что один учащийся обучает другого, проводя его через определённые концепции или задачи. Таким образом, оба подхода имеют свои особенности, но оба способствуют более глубокому усвоению материала и развитию навыков. Совместное обучение усиливает взаимодействие и сотрудничество, а P2P-обучение акцентирует внимание на индивидуальном подходе и наставничестве.
Приёмы совместного обучения эффективно применяются в ситуациях, когда класс обсуждает новую тему после её изучения. Метод P2P (peer-to-peer) особенно полезен для управления различными темпами обучения: ученики, которые быстрее осваивают материал, могут оказать помощь своим одноклассникам, способствуя тем самым более глубокому пониманию темы и повышению общей успеваемости в классе. Такой подход не только развивает навыки сотрудничества, но и создает атмосферу взаимопомощи и поддержки среди учащихся.
Взаимное обучение, или peer-to-peer-обучение, может проявляться как в формальных, так и в неформальных условиях и применяться в самых различных сферах. Классическим примером этого является ситуация, когда одноклассники совместно работают над домашними заданиями или объясняют друг другу новый материал. Такие взаимодействия способствуют не только лучшему усвоению знаний, но и развитию навыков общения и сотрудничества. Важно отметить, что взаимное обучение может происходить не только в школьной среде, но и в университетах, профессиональных курсах и даже на рабочих местах, что делает его универсальным инструментом для повышения образовательного процесса.
Как возникло P2P-обучение
Взаимное обучение является концепцией, существующей на протяжении долгого времени. Многие исследователи утверждают, что ее истоки восходят к древней практике обмена знаниями между людьми. Одной из первых известных методик взаимного обучения является Белл-Ланкастерская система, в рамках которой ученики, обладающие определенными знаниями (мониторы), передавали свои знания другим учащимся. Эта система не только способствовала более глубокому усвоению материала, но и развивала навыки коммуникации и сотрудничества среди студентов. Взаимное обучение продолжает оставаться актуальным в современных образовательных практиках, обеспечивая эффективный обмен знаниями и формируя активное участие учащихся в процессе обучения.
Методика, предложенная британскими педагогами Эндрю Беллом и Джозефом Ланкастером в конце XVIII века, стала важным шагом в области образования. Они увидели в этой системе эффективный и экономичный способ повышения грамотности в условиях нехватки учителей для массового обучения. В своей концепции Белл и Ланкастер предложили модель, в которой учителя обучают старших учеников, проверяют их знания, а затем эти ученики передают полученные знания младшим товарищам. Этот подход не только способствует обучению, но и позволяет развивать лидерские качества и ответственность у старших учеников, что делает его актуальным и в современных образовательных системах.
К началу XIX века система образования, основанная на методах Белла и Ланкастера, распространилась в таких странах, как Великобритания, Франция, Дания, Россия и США. Эти школы, ориентированные на беднейшие слои населения, предоставляли единственную возможность для получения даже минимального образования. Методика позволяла обучать большое количество учеников одновременно, что делало образование более доступным для тех, кто не имел возможности посещать традиционные учебные заведения.
По истечении пятидесяти лет ланкастерские школы утратили свою популярность. Тем не менее, педагогические концепции, разработанные Беллом и Ланкастером, продолжают оказывать влияние на современные образовательные методы, включая развитие peer-to-peer-обучения. Эти идеи остаются актуальными и находят свое применение в различных формах обучения, способствуя взаимодействию и сотрудничеству между учащимися.
Концепция P2P получила дополнительный импульс благодаря популярности идей конструктивизма. Сторонники конструктивистского подхода утверждают, что эффективность обучения повышается с ростом сотрудничества между людьми. Чем больше участников взаимодействуют и обмениваются знаниями, тем выше качество усвоения материала и достижений в образовательном процессе.
Принципы взаимного обучения
Peer-to-peer обучение не имеет строгих правил, что позволяет реализовывать его в различных форматах. Этот метод может применяться как в групповых занятиях, так и в формате «один на один». Peer-to-peer обучение может выступать как самостоятельный подход или быть интегрировано в более обширную образовательную программу, включающую традиционные методы преподавания. Такой гибкий подход способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков взаимодействия между участниками обучения.
Исследователи выделяют несколько сценариев, в которых может происходить взаимное обучение в образовательной среде. Взаимное обучение представляет собой метод, способствующий активному взаимодействию между учащимися, что позволяет им обмениваться знаниями и опытом. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Важно отметить, что такие сценарии могут включать групповые проекты, парные обсуждения, а также использование онлайн-платформ для совместного обучения. Каждый из этих подходов способствует не только усвоению знаний, но и формированию социальных навыков, что является важным аспектом современного образования.
- Более опытный студент обучает менее опытного. Это самый распространённый вид P2P. Например, ученики старших классов проводят занятия для ребят помладше. Или сотрудник с большим опытом обучает своего менее квалифицированного коллегу (этот образовательный сценарий обычно именуют менторингом).
- Дискуссионные семинары, на которых студенты или коллеги обсуждают полученные знания, обмениваются мнениями, уточняют непонятные для них аспекты темы, делятся информацией, которую дополнительно нашли сами.
- Учебные группы поддержки — формат обучения, при котором студенты объединяются и занимаются или готовятся к экзаменам вместе, обмениваются идеями, обсуждают темы и так далее.
- Обратная связь. Ученики проверяют работы друг друга и стараются дать конструктивную оценку и обратную связь. Этот метод помогает увидеть, как выполняют задания другие, проанализировать их когнитивные и учебные стратегии, получить навыки дипломатического общения. Применяют его и в школах, и в вузах, и в корпоративной практике.
- Совместные (групповые или парные) проекты. Ученики вместе работают над проблемой.
- Баддинг (система «приятелей» — происходит от английского слова buddy, которое означает «приятель») — формат, когда двое учащихся объединяются, чтобы оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами и инсайтами.
В чём преимущества P2P-обучения
Методика взаимного обучения, по мнению Кирилла Прудникова, имеет значительное преимущество благодаря тому, что она основывается на совместном конструировании знаний. В этом процессе субъектность передается от инструктора к участникам, что позволяет каждому стать равноправным. Такой подход способствует созданию более доверительной образовательной среды, повышает мотивацию учащихся и укрепляет горизонтальные связи и взаимодействия между ними. В результате, методика взаимного обучения становится эффективным инструментом для улучшения качества образовательного процесса.
Среди ключевых преимуществ P2P можно выделить несколько аспектов. Во-первых, система P2P обеспечивает прямое взаимодействие между пользователями, позволяя им обмениваться ресурсами без необходимости в посредниках. Во-вторых, такая модель способствует снижению затрат, так как исключает дополнительные комиссии, связанные с традиционными финансовыми институтами. Также стоит отметить высокую степень безопасности, так как данные шифруются и передаются напрямую между участниками сети. Кроме того, P2P-системы обеспечивают большую гибкость и доступность, позволяя пользователям легко подключаться и взаимодействовать в любой точке мира. Эти факторы делают P2P-решения особенно привлекательными для многих пользователей и бизнеса.
- Развитие гибких навыков и осознанный подход к учёбе.
Peer-to-peer обучение способствует развитию важнейших навыков, таких как критическое мышление, коммуникативные способности, умение преодолевать трудности, а также эффективное сотрудничество в команде. Этот подход также помогает в формировании навыков метапознания, что позволяет учащимся осознанно управлять своим процессом обучения. В результате, peer-to-peer обучение становится мощным инструментом для развития личной и профессиональной компетентности.
Исследование, проведенное в 2011 году группой американских ученых, подтверждает важность метакогнитивных навыков в образовательном процессе. В эксперименте участвовали 39 студентов курса «Введение в преподавание» в области сельскохозяйственного и дополнительного образования. Задача студентов заключалась в подготовке и проведении занятия для своих сокурсников. В ходе этой активности они проявили метакогнитивные навыки, размышляя о собственных стратегиях обучения, наблюдая за тем, как учатся другие. Это подтверждает значимость метакогнитивного подхода в обучении, который способствует развитию саморефлексии и улучшает образовательные результаты.
- Погружение в тему.
Взаимное обучение способствует более глубокому усвоению учебного материала. Исследования показывают, что процесс обучения других, а также обмен знаниями с соучениками является эффективным. Это не только помогает повторить усвоенные концепции, но и укрепляет нейронные связи, что ведет к более глубокому пониманию и запоминанию изучаемой темы. Использование взаимного обучения в образовательном процессе может значительно повысить уровень усвоения материала и улучшить академические результаты.
Читайте также:
Подготовка к экзамену с использованием метода Фейнмана, также известного как метод резиновой уточки, может значительно улучшить понимание материала. Этот метод основан на принципе объяснения сложных концепций простыми словами. Для начала выберите тему, которую необходимо изучить. Затем попробуйте объяснить ее так, будто вы обучаете кого-то другого, используя простые термины и примеры.
Если в процессе объяснения вы сталкиваетесь с непониманием или затруднениями, это сигнализирует о том, что необходимо углубить знания в этой области. Вернитесь к учебным материалам, чтобы прояснить неясные моменты, и повторите процесс объяснения. Этот подход не только помогает закрепить информацию, но и развивает навыки критического мышления.
Метод Фейнмана можно применять как индивидуально, так и в группе. Обсуждение тем с однокурсниками или друзьями может привести к новым инсайтам и лучшему пониманию. Таким образом, метод резиновой уточки становится мощным инструментом для подготовки к экзаменам, позволяя не только запомнить информацию, но и глубже осмыслить ее.
- Мотивация учиться.
Peer-to-peer-подход способствует повышению мотивации участников учебного процесса. Это метод, при котором студенты учатся друг у друга, создавая активное и вовлеченное учебное окружение. Взаимодействие между учениками позволяет не только углублять знания, но и развивать навыки сотрудничества и критического мышления. Такой подход помогает создать более динамичную атмосферу в классе, где каждый имеет возможность делиться своим опытом и получать поддержку от сверстников. В результате, участники учебного процесса становятся более заинтересованными в материале и мотивированными к достижению успеха.
Исследование, проведенное Университетом штата Мичиган в США, продемонстрировало, что успеваемость студентов значительно возрастает, когда информацию о преимуществах изучаемой темы представляют не преподаватели, а сами студенты. Это подчеркивает важность сверстников в образовательном процессе и их влияние на мотивацию обучения. Студенческое сообщество может играть ключевую роль в повышении интереса и вовлеченности в учебный процесс, что в конечном итоге приводит к лучшим результатам.
Согласно мнению авторов исследования, одной из причин является то, что студенты легче идентифицируют себя со сверстниками, чем с преподавателями. Это создает более комфортную атмосферу для обсуждения и обмена идеями, что позволяет студентам лучше понимать свои мотивации и выявлять практические возможности для применения получаемых знаний.
- Вовлечение в процесс.
P2P-подход способствует активному вовлечению учеников в процесс обучения, превращая их из пассивных слушателей в активных участников. Исследования подтверждают, что студенты, активно участвующие в образовательном процессе, на 50% чаще успешно завершают обучение и сдают экзамены по сравнению с теми, кто лишь потребляет информацию. Такой подход не только повышает уровень усвоения знаний, но и способствует развитию критического мышления и навыков сотрудничества, что является важным аспектом современного образования.
- Создание позитивной атмосферы.
Взаимное обучение является важным инструментом для создания доверительной и безопасной атмосферы. Часто люди испытывают страх перед обращением к преподавателям с вопросами, опасаясь показаться некомпетентными или влияния этого на свои оценки. Аналогичные чувства могут возникать и на рабочем месте, когда сотрудники боятся задавать вопросы своим руководителям. Создание открытой среды, где можно свободно обмениваться знаниями и получать поддержку, способствует развитию как учебного процесса, так и профессиональной деятельности. Поддержка взаимного обучения и открытости помогает преодолеть барьеры, способствует улучшению коммуникации и повышению общей эффективности работы.
Среди соучеников и коллег не возникает страха, так как все находятся в равных условиях и не имеют власти друг над другом. Это создает атмосферу доверия и открытости, что способствует более эффективному взаимодействию и сотрудничеству. В таких условиях участники могут свободно выражать свои мысли и идеи, что положительно сказывается на обучении и работе.
- Широкие возможности применения.
Метод взаимного обучения является гибким инструментом, который можно адаптировать в различных формах и пропорциях в рамках образовательной программы. Этот подход подходит для всех уровней обучения, включая школьное, университетское и корпоративное. Взаимное обучение способствует активному вовлечению участников в процесс, что повышает качество усвоения материала и развивает навыки сотрудничества.
Метод не имеет ограничений по предметной области и может быть эффективно использован в различных ситуациях. Например, он широко применяется в рамках повышения квалификации педагогов. Учитель, который быстрее освоил новый навык, такой как работа с цифровыми инструментами, может поделиться своим опытом с коллегами, обучая их. Это создает возможности для обмена знаниями и способствует общему профессиональному развитию педагогического коллектива.
Peer-to-peer обучение становится все более популярным и рассматривается как будущее образования благодаря своим многочисленным преимуществам и гибкости. Эксперт Кирилл Прудников подчеркивает, что данный подход акцентирует внимание на создании совместного знания: «Сегодняшняя реальность демонстрирует, что значимые прорывы возможны только через коллективное мышление. Это подтверждается, например, списком лауреатов Нобелевской премии по физике, где последний раз награду получил один ученый в 1992 году. С тех пор премия присуждается за групповые исследования». Такой подход способствует более глубокому пониманию предметов и развитию критического мышления, что делает peer-to-peer обучение важной частью современного образовательного процесса.
Недостатки peer-to-peer-обучения
Несмотря на множество преимуществ, у P2P-обучения существуют и недостатки. В первую очередь, это неопытность участников. Умение эффективно передавать информацию — это навык, который требует значительной практики и времени для развития. Недостаток опыта может привести к тому, что инструкции будут непонятными и запутанными, а обратная связь — неясной и недостаточно конкретной.
Важно учитывать отношение к процессу обучения. Профессиональные учителя, преподаватели и тренеры, как правило, не оставляют программу на полпути и стремятся довести своих подопечных до успешного завершения. В отличие от программ, где обучение осуществляется на равных, здесь отсутствует гарантия, что участники смогут завершить курс и достичь желаемых результатов. Это подчеркивает важность профессионального подхода в образовательном процессе, который обеспечивает не только завершение обучения, но и качество получаемых знаний и навыков.
Третий недостаток P2P заключается в том, что учебный процесс не поддается полному контролю, что может привести к непредсказуемым образовательным результатам.
Кирилл Прудников отмечает, что одним из недостатков формата «от равного к равному» является возможность создания у преподавателя иллюзии о том, что ему не требуется проектировать обучение. Это может привести к тому, что вся ответственность за процесс обучения будет возложена на участников, что не всегда оправдано. Преподаватели должны понимать, что их роль в организации учебного процесса остается ключевой, даже в условиях активного вовлечения студентов.
Роль инструктора в peer-to-peer обучении трансформируется в организатора и фасилитатора образовательной среды. Он стимулирует участников к совместной работе над созданием общего знания. Настоящее peer-to-peer обучение не является стихийным процессом, где студенты учатся друг у друга. Это тщательно спроектированный образовательный опыт, который требует продуманного подхода и активного участия инструктора для достижения максимальной эффективности.
Как используют peer-to-peer в онлайн-обучении
P2P-подход становится все более актуальным в сфере онлайн-образования. Эксперты отмечают его эффективность как инструмента, способствующего взаимодействию между учениками. Это взаимодействие часто утрачивается при переходе от традиционных методов преподавания к онлайн-форматам. P2P-методы позволяют не только улучшить качество обучения, но и создать более вовлечённую и поддерживающую образовательную среду. В условиях удаленного обучения использование P2P-подхода может значительно повысить мотивацию студентов и улучшить усвоение материала.
Ситуация дистанционного обучения побудила преподавателей искать эффективные способы мотивации и контроля студентов на расстоянии, когда они не находятся под непосредственным наблюдением в классе. Технология peer-to-peer идеально подходит для этих целей, так как участники становятся как получателями, так и источниками знаний. В такой обстановке отключить камеру и отвлечься на бытовые дела становится гораздо сложнее. Это можно сравнить с групповыми тренировками, где каждый участник одновременно мотивирует и контролирует остальных.
С распространением дистанционного обучения наблюдается рост проектов, основанных на принципах «равный — равному». Одним из ярких примеров является cMOOC (connective massive open online courses) — разновидность массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), где основное внимание уделяется взаимодействию между участниками. Такие курсы способствуют созданию сообщества учащихся, обмену знаниями и опыту, что делает процесс обучения более интерактивным и эффективным.
Сетевое обучение представляет собой процесс, в котором люди объединяются на различных платформах, таких как социальные сети, для совместного поиска информации из различных источников. Участники обмениваются данными, помогают друг другу разобраться в определенных темах и создают контент на основе собственного опыта и знаний. Этот метод обучения способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков критического мышления, а также позволяет расширить кругозор за счет множественных точек зрения. Сетевое обучение эффективно использует силу сообщества для повышения уровня образования и личностного роста.
Платформа P2PU (Peer-to-peer University) представляет собой некоммерческое онлайн-сообщество, ориентированное на открытое обучение. Она предоставляет возможность пользователям создавать собственные курсы, формировать учебные группы и активно участвовать в совместном изучении и обсуждении интересующих тем. P2PU способствует обмену знаниями и наращиванию навыков, создавая пространство для обучения, где каждый может внести свой вклад и получить новые знания.
Мобильное приложение Kalpha представляет собой уникальную платформу для онлайн-знакомств и общения, позволяющую пользователям делиться навыками, знаниями и жизненным опытом в формате один на один. Это приложение можно рассматривать как «Тиндер» для поиска наставников в сфере саморазвития. Kalpha предоставляет возможность находить людей, готовых делиться своим опытом, что способствует личностному росту и развитию новых навыков. Пользователи могут легко устанавливать связи с экспертами в различных областях, что делает Kalpha идеальным инструментом для тех, кто стремится к самоусовершенствованию и обучению.
Tensy — это онлайн-платформа, основанная на принципах горизонтального обучения, которая предлагает уникальные возможности для школьников и их родителей. На платформе любой пользователь может задать вопрос по учебной теме или отправить фотографию домашнего задания. В течение 1–3 минут он получит индивидуальный урок от старшеклассника или студента, который уже в совершенстве освоил эту тему. Tensy делает образовательный процесс более доступным и интерактивным, обеспечивая качественную помощь в решении учебных задач.
Создатель Tensy, Савва Антонюк, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, в интервью Skillbox Media отметил, что участие в проекте приносит пользу не только школьникам, которые ищут ответы на свои вопросы, но и старшеклассникам-наставникам. Это позволяет им обновить и закрепить свои знания. Антонюк уверен, что наиболее эффективным способом усвоения материала является его объяснение другим.
Как peer-to-peer-обучение применяют в вузах
Практики обучения по принципу «равный — равному» активно внедряются в высшее образование в различных форматах. Ярким примером является проект Study Lab, реализованный в Школе искусств и наук Кеннета П. Дитриха при Питтсбургском университете в США. Этот академический центр предоставляет поддержку студентам, испытывающим трудности в учебе. Здесь учащиеся могут получить помощь, включая занятия с репетиторами, которые являются студентами университета и уже освоили соответствующую предметную область. Для повышения эффективности занятий студенты-тьюторы проходят специальное обучение, что позволяет им более эффективно делиться знаниями и опытом. Подобные инициативы способствуют созданию поддерживающей образовательной среды и улучшению академических результатов студентов.
В российских вузах реализуются аналогичные образовательные проекты. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете студенты программы «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» имеют возможность попробовать себя в роли преподавателей. Они проводят занятия для своих сверстников-иностранцев, используя различные учебные методики и подходы к подаче нового материала. Преподаватели вуза не участвуют непосредственно в занятиях, но оказывают помощь студентам в подготовке и выборе учебных материалов. Эта практика способствует развитию навыков общения на русском языке у иностранных студентов, что является важным аспектом их образовательного процесса и интеграции в русскоязычную среду.
В некоторых странах мира появляются учебные заведения, полностью основанные на P2P-обучении. Ярким примером является частная некоммерческая школа программирования Ecole 42, открывшаяся в Париже в 2013 году. Эта школа предлагает уникальную модель обучения, где студенты учатся друг у друга, развивая свои навыки в программировании и решении практических задач. Такой подход позволяет создать динамичную образовательную среду, способствующую развитию критического мышления и командной работы среди учащихся. Ecole 42 демонстрирует, как инновационные методы обучения могут изменить традиционную систему образования и подготовить специалистов к вызовам современного рынка.
В этой школе отсутствуют традиционные преподаватели, лекции, оценки и расписание. Кампус работает круглосуточно, предоставляя студентам возможность самостоятельно организовывать своё время для обучения и работы над проектами. Нет стандартных учебников: учащиеся ищут информацию в интернете, обмениваются знаниями с другими студентами и проверяют работы друг друга. Такой подход способствует развитию самостоятельности и критического мышления у студентов, позволяя им адаптироваться к современным условиям обучения и работы.
В школе отсутствуют возрастные ограничения, что позволяет поступить любому желающему, независимо от наличия опыта в программировании. Не требуется диплом для поступления; достаточно выполнить несколько логических заданий и пройти месячный испытательный срок. Это создает уникальную возможность для всех, кто хочет освоить программирование и развить свои навыки в этой востребованной области.
Каждый год школа принимает около тысячи студентов. Основные принципы обучения включают командную работу, взаимопомощь, равенство среди учащихся и личную ответственность каждого за свой образовательный процесс. Эти ценности способствуют созданию атмосферы сотрудничества и поддержки, что делает обучение более эффективным и увлекательным для всех участников.
Отказ от традиционных педагогов может показаться рискованным, но данный подход демонстрирует свою эффективность. По данным бизнес-издания Quartz, около 80% студентов «Школы 42» находят работу ещё до завершения обучения. В итоге почти все выпускники трудоустраиваются, что подтверждает успешность данной модели обучения.
К началу 2022 года филиалы «Школы 42» и учебные заведения, работающие по её франшизе, распространились по 25 странам мира, включая Россию. Это свидетельствует о растущей популярности инновационной модели обучения, основанной на самостоятельной учебной деятельности и командной работе. «Школа 42» предлагает уникальный подход к образованию, который привлекает студентов, желающих развивать свои навыки в области программирования и технологий.
Проект в России называется «Школа 21», что символизирует как текущий век, так и количество ступеней, необходимых для завершения обучения. Образование в этой школе, как и во французской модели, бесплатное и основано на принципах peer-to-peer, что подразумевает командную работу студентов, их взаимодействие, обмен знаниями и опытом. В настоящее время «Школа 21» имеет три кампуса, расположенных в Москве, Казани и Новосибирске.
Как P2P применяют в корпоративном обучении
Взаимное обучение является неотъемлемой частью почти любого рабочего процесса, даже в отсутствие формальных программ. В ходе выполнения своих обязанностей сотрудники естественным образом перенимают опыт от более опытных коллег, обмениваются информацией и мнениями. Это утверждение подтверждается исследованием, проведённым американской EdTech-компанией Degreed, согласно которому около 55% сотрудников предпочитают обращаться к коллегам для получения знаний и развития новых навыков. Такой подход не только способствует личному развитию, но и укрепляет командные связи, повышая общую эффективность работы. Взаимное обучение становится важным инструментом для адаптации сотрудников к быстро меняющимся условиям на рынке труда.
Бизнес уже давно осознал преимущества P2P-технологий. Эти решения позволяют упростить процессы обмена данными и финансовыми транзакциями, обеспечивая высокую степень безопасности и прозрачности. Использование P2P-сетей способствует снижению затрат на посредников и ускорению операций. Кроме того, такие технологии открывают новые возможности для малых и средних предприятий, позволяя им конкурировать на равных с крупными игроками. В условиях цифровой экономики P2P становится неотъемлемой частью стратегий многих компаний, стремящихся к инновациям и эффективности.
- Это экономически выгодная форма обучения, поскольку компании не приходится нанимать внешних экспертов и тренеров, а нужно только развивать возможности для совместной работы и взаимодействия сотрудников.
- P2P даёт сотрудникам возможность проявить себя, а это повышает их вовлечённость в рабочие процессы.
- Подход позволяет сохранять и консолидировать знания внутри компании. Если сотрудники не делятся знаниями с коллегами, то в случае их увольнения компания теряет инвестиции в их образование, профессиональный опыт и навыки.
Корпоративное обучение с использованием P2P-подхода стало актуальным и эффективным инструментом уже давно. В компании Google, начиная с 2007 года, активно применяются такие программы. Примером может служить система g2g (Googler-to-Googler), в которой 80% внутреннего обучения проходит через взаимодействие сотрудников друг с другом. Этот метод позволяет не только ускорить процесс усвоения знаний, но и способствует созданию более сплоченной команды, где каждый участник является как учеником, так и наставником. P2P-обучение помогает развивать навыки и обмениваться опытом, что в итоге повышает общую продуктивность и способствует инновациям внутри компании.
В программе задействованы более шести тысяч волонтёров — сотрудников компании, которые помогают своим коллегам в профессиональном развитии и обучении. Участие в программе осуществляется разнообразными способами: некоторые волонтёры разрабатывают учебные материалы, другие готовят и проводят курсы, а третьи выступают в роли менторов. Это создает уникальную атмосферу сотрудничества и обмена знаниями, что способствует росту профессионализма внутри компании.
Современные стратегии взаимного обучения становятся всё более популярными в российских компаниях. В корпоративном университете банка «Открытие» активно функционирует инициатива «Лига экспертов», которая представляет собой сообщество преподавателей из числа сотрудников. На сегодняшний день они реализуют около 80% учебных программ в компании, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и компетентности сотрудников в процессе обучения. Внедрение таких подходов способствует не только повышению квалификации работников, но и развитию корпоративной культуры и обмену опытом внутри организации.
Формат peer-to-peer обучения для сотрудников компании может быть реализован с помощью внешнего провайдера. Одним из примеров такого провайдера является образовательное бюро «Розетка». Это бюро специализируется на помощи компаниям в организации и проведении образовательных мероприятий, что способствует повышению квалификации сотрудников и развитию корпоративной культуры.
Юлия Криничная, программный продюсер и ведущая событий в бюро, подчеркивает, что мероприятия, организуемые компанией «Розетка», ориентированы на горизонтальное взаимодействие участников. В этих событиях отсутствуют приглашенные спикеры и «гуру», так как главная цель заключается в раскрытии экспертности каждого участника и создании эффективного обмена опытом между коллегами. Темы, обсуждаемые на мероприятиях, формируются на основе запросов самих участников. Каждый человек работает над решением своей задачи, одновременно оказывая поддержку другим, опираясь на свои сильные стороны и профессиональные навыки. Такой подход способствует созданию уникальной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, что делает каждое событие «Розетки» не только полезным, но и вдохновляющим для всех участников.
Юлия объясняет механизм мероприятий, основанных на принципах peer-to-peer, на примере формата «Ярмарка идей». В этом формате каждый участник выполняет две роли. Сначала он выступает как ищущий ответ, описывая свой кейс и открываясь для получения идей и рекомендаций от других участников. Затем он становится экспертом, анализируя запросы других и предлагая свои решения. Таким образом, из взаимодействия могут возникнуть совместные проекты, способствующие росту всех участников.
P2P-обучение предоставляет множество преимуществ, среди которых обмен знаниями и опытом занимает центральное место. Однако, как отмечает Юлия Криничная, важным результатом этого подхода является развитие навыка проактивной коммуникации. Участники обучения не пассивно ожидают, что знания придут к ним сами по себе. Вместо этого они формулируют запросы и обращаются за помощью к своему окружению. Если необходимое решение отсутствует, но есть стремление его найти или создать, группа единомышленников может инициировать проектную команду. В процессе совместной работы они проводят мозговой штурм, исследуют проблемы и разрабатывают инновационные решения. Этот подход не только обогащает знания, но и формирует навыки командной работы и креативного мышления.
На первый взгляд может показаться, что отсутствие «настоящего эксперта» или признанного «гуру» на мероприятии означает, что участники не получат необходимой экспертной поддержки для решения своих вопросов. Однако Юлия подчеркивает, что это всего лишь предвзятое мнение. В современном мире непрерывного образования у каждого есть уникальные знания и профессиональные достижения, которые могут быть полезны. Кроме того, опыт, основанный на пробах и ошибках, часто содержит ценные ответы и практические советы.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам быть в курсе событий в сфере образования. Не упустите возможность расширить свои знания и следить за новыми трендами.
Читать также:
- Основные теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм
- Как современные подходы ставят студента в центр процесса обучения
- Какие страхи испытывают взрослые во время обучения
- Что такое problem-based learning, или проблемно-ориентированное обучение