Былое: как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии / Skillbox Media
Сочинение он писал четыре с половиной часа и вышел из класса последним, а математику еле натянул на тройку. Но всё равно был молодец.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеАнтон знал, что его ждет, если он не сможет поступить в университет. 1 марта его зачислили в Таганрогский участок для выполнения воинской службы. Ни один экзамен нельзя было провалить. 15 мая гимназисты писали сочинение на тему, предложенную попечителем Одесского учебного округа, которая полностью соответствовала идеологии царского правительства: «Нет зла более, чем безначалие». Экзамен начался в 10:20, и последним, кто сдал работу, стал Антон в 16:55. Это сочинение стало самым длинным философским произведением, написанным Чеховым, и получило высокую оценку за свои литературные качества.
На следующий день после экзамена по Закону Божьему Антон получил пятёрку. В последующие дни он продемонстрировал знания, получив четвёрку за устный экзамен по истории, тройку за письменную работу по латыни и четвёрку за устное выступление. Через две недели Антон снова показал хорошие результаты, получив четвёрки за письменный и устный экзамены по греческому языку, а также тройку по математике.
Одиннадцатого июня на устном экзамене по математике у Антона чуть не произошел серьезный инцидент. При умножении дробей он допустил ошибку, что могло привести к нежелательным последствиям для его оценки. Однако благодаря голосованию учителей ему удалось получить необходимую тройку, которая была критически важна для его дальнейшего обучения.
15 июня 1879 года Антону Чехову был выдан аттестат зрелости, подписанный действительным статским советником кавалером Эдмундом Рейтлингером, инспектором Дьяконовым, отцом Покровским и семью другими преподавателями. Чехов получил высокую оценку за знание Закона Божьего, получив пятёрку как за экзамен, так и за письменные работы. По географии, а также французскому и немецкому языкам он был оценён на четвёрку. Однако по таким важным для будущего врача предметам, как латинский язык, математика, физика и естествознание, он получил лишь тройки. Русский язык и литература также принесли ему четвёрки. Его поведение оценили как «отличное», а прилежание — как «очень хорошее». Этот аттестат стал важным этапом в его дальнейшей карьере врача и писателя.
К концу июля Антон завершил все приготовления к отъезду. Четвёртого августа он получил увольнительное свидетельство, необходимое для поступления в Московский университет, подписанное старостой таганрогского мещанства. Однако наиболее значимым достижением стала стипендия в 25 рублей серебром, которая вручалась лучшим выпускникам гимназии. Антон усердно хлопотал о ней всё лето, и теперь его усилия увенчались успехом.
Антон нашел двух постояльцев для родительского дома на Грачёвке — своих школьных друзей Дмитрия Савельева и Василия Зембулатова. Оба были на два года старше Антона и также планировали изучать медицину в Московском университете. Они согласились платить по 20 рублей в месяц за проживание. Шестого августа, нагруженный вещами, Антон сел в поезд до Москвы и начал новую главу своей жизни.
Дональд Рейфильд в своей книге «Жизнь Антона Чехова» представляет глубокий анализ жизни и творчества выдающегося русского писателя Антона Чехова. Эта работа, переведенная на русский язык О. Макаровой, предлагает читателям уникальный взгляд на личность и литературное наследие Чехова. В издании 2018 года, которое является вторым и дополненным, автор детально рассматривает ключевые моменты биографии Чехова, его влияние на русскую литературу и значимость его произведений. Книга будет полезна как исследователям, так и любителям литературы, желающим лучше понять творчество Чехова и его вклад в мировую культуру.
Контекст
Антон Павлович Чехов завершил обучение в Таганрогской классической гимназии в 1879 году. В этом учебном заведении обучались дети различных сословий, включая мещан и купцов. Однако плата за обучение была высокой, и многие семьи не могли позволить себе расходы на образование, что ограничивало возможности для бедных учеников. В результате не все, кто поступал в гимназию, доходили до окончания курса, что подчеркивало социальные различия того времени.
Ефим Ефимьев, одноклассник Антона Чехова, покинул гимназию в двенадцать лет и стал часовщиком и плотником. Он вспоминал, что в учебном заведении их с Чеховым воспринимали как представителей плебейского происхождения. Эти воспоминания подчеркивают социальные различия того времени и формируют контекст, в котором развивалась творческая деятельность Чехова. Важно отметить, как общественное происхождение могло влиять на судьбы людей и их дальнейшие достижения.
Отец Чехова был мелким лавочником, не отличавшимся удачливостью. Он проявлял деспотичные и жестокие черты в воспитании, использовал физическое наказание в отношении детей. Тем не менее, в рамках своих финансовых возможностей он стремился обеспечить сыновьям качественное образование, нанимая домашних учителей и отправляя их в гимназию.
В младших классах Антон не проявлял особых успехов в учёбе. Особенно трудно ему давался греческий язык, который, наряду с латынью, был обязательным предметом в классической гимназии. В результате он провалил все экзамены за третий класс и оказался вынужденным готовиться к пересдаче. Лишь позже, столкнувшись с нищетой, Антон Чехов всерьёз задумался о своём будущем и взялся за учёбу.
В течение двух лет Антон, как и его братья, одновременно обучался в двух учебных заведениях — в гимназии и в ремесленном училище. Отец стремился дать мальчикам возможность иметь рабочую профессию на случай необходимости. Хотя Антон так и не завершил обучение в ремесленном училище, он успел сшить себе стильные брюки и жилетку, обучаясь основам портняжного дела.
Александр Чехов, старший из братьев, уехал в Москву и поступил в университет. Антону, его младшему брату, спустя четыре года пришлось завершать гимназию и определяться с будущими планами в сложных условиях. В 1876 году их отец разорился и уехал в Москву, чтобы избежать долгов, а вскоре за ним последовали мать и младшие дети.
17-летний Антон остался в Таганроге у родственников и, помимо учёбы, столкнулся с множеством взрослых задач. По поручению родителей ему предстояло распродать мебель, общаться с кредиторами и должниками отца, а также искать постояльцев для дома. Кроме того, он должен был зарабатывать на жизнь, проводя частные уроки. В это время Антон также начал заниматься литературой и проявлять интерес к театру. Однако, несмотря на свои творческие увлечения, он связывал свои планы на будущее с профессией врача, получая при этом поддержку отца.
«Антоша! Когда завершишь обучение в Таганрогской гимназии, обязательно поступай на медицинский факультет, на что мы тебя благословляем», — писал ему из Москвы Чехов-старший, между наставлениями и списком поручений. Родители постоянно просили своего гимназиста-старшеклассника найти возможность заработать и отправить семье деньги.
Когда Антон попросил из Москвы прислать чертёжный инструмент и логарифмические таблицы для учёбы, ему ответили, что это слишком дорого. Таблицы можно было бы не отправлять, но старший брат отказался даже переслать свои конспекты по химии, считая, что Антон не сможет их понять. Возможно, если бы брат всё же поделился своими записями, Чехов-младший смог бы улучшить свои знания по естествознанию, куда входила и химия, и в итоге получил бы четвёрку. Тем не менее, даже с тройкой он успешно поступил в университет.
У юного Антона Павловича предпринимательские способности проявлялись гораздо ярче, чем его успехи в химии. Несмотря на средние результаты в учебе, он сумел самостоятельно добиться получения стипендии, которая предоставлялась только самым успешным выпускникам. Это говорит о его настойчивости и умении находить подход к людям, что является важным навыком в бизнесе и жизни в целом.
- Задолго до ЕГЭ: как сдавали экзамены те, кто поступал в университеты царской России
- Тест: могли бы вы стать студентом университета в Российской империи?
- Былое: Лев Толстой — о бесполезности школьных и университетских экзаменов
- Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее