Образование #Статьи

8 августа, 2025

Отменят ли четвертные оценки / Skillbox Media

Что происходит с системой оценивания и как можно её усовершенствовать, рассказали эксперты на ММСО на примере московских школ.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

В данной статье вы получите информацию о ключевых аспектах темы, а также узнаете полезные советы и рекомендации. Мы подробно рассмотрим основные моменты, которые помогут вам лучше понять предмет обсуждения. Читайте далее, чтобы узнать больше.

  • в чём разница между оценкой и отметкой;
  • как особенности нового поколения детей и их родителей повлияли на оценивание;
  • за что родители школьников критикуют отметочную систему;
  • чем полезна практика отказа от четвертных и триместровых отметок;
  • какие цифровые инструменты подготовила МЭШ, чтобы оценка стала более объективной и понятной детям и родителям.

Родители заинтересованы в том, какой уровень образования получает их ребенок, каким является качество этого образования и сможет ли он затем построить тот профессиональный путь, на который рассчитывают он и его семья.

Как можно обеспечить прозрачность оценивания

Ирина Патрикеева подчеркнула, что достижение прозрачности в оценивании — это важная задача для каждой школы. В ГБОУ «Школа Глория» разработано и регулярно обновляется специальное положение, которое регулирует процесс контроля и аттестации. Каждый новый преподаватель обязан внимательно изучить этот документ. Кроме того, на собеседованиях директор задаёт вопросы о том, как педагог оценивает успехи своих учеников. Это позволяет понять, соответствует ли подход учителя принципам, установленным в школе. Прозрачность в оценивании не только способствует более объективному и справедливому подходу, но и повышает доверие со стороны учеников и их родителей.

Патрикеева отмечает, что для достижения прозрачности в аттестации и решения других связанных задач необходимо внедрение критериального оценивания. Это позволит сделать процесс оценивания не целью, а инструментом для формирования образовательного маршрута каждого ребенка. Государственная итоговая аттестация уже задает нам определенные стандарты, с которыми мы знакомы и понимаем, как с ними работать. Теперь остается только освоить эти методы и интегрировать их в нашу повседневную профессиональную практику.

Чем полезна практика отказа от четвертных оценок

Несовершенство традиционного оценивания через отметки становится особенно заметным во время промежуточной аттестации. Для учащихся завершение четверти или триместра связано с проведением множества контрольных работ, которые часто происходят в сжатые сроки. Это создает значительный стресс как для самих школьников, так и для их семей. Кроме того, такая ситуация представляет собой серьезную нагрузку для педагогов и классных руководителей, что негативно сказывается на общем образовательном процессе. Важно искать альтернативные методы оценки, которые помогут снизить стресс и улучшить качество обучения.

Неделя становится все более напряженной и эмоционально насыщенной. Алексей Володин, учитель ГБОУ «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П. Р. Поповича», подчеркивает важность учета психологического состояния детей. Важно понимать, как они справляются с текущими вызовами и стрессами. Психологическое здоровье подростков требует особого внимания, особенно в условиях повышенной нагрузки.

Педагог выражает беспокойство по поводу усвоения тем в течение отчетного периода, будь то четверть или триместр.

В ряде образовательных учреждений уже активно решают проблему традиционного оценивания, как отметила Олеся Лукашук, модератор сессии и директор Института содержания, методов и технологий образования МГПУ. В этих учреждениях внедряется радикальный подход — полное исключение оценивания, связанного с завершением учебных четвертей, триместров и полугодий. Такой подход способствует более глубокому пониманию учебного материала и снижает стресс у студентов, позволяя им сосредоточиться на процессе обучения, а не на оценках.

В московской школе №2030 приняли решение изменить подход к оцениванию учащихся. По словам представителя школы, еще шесть лет назад в учебном процессе преобладали контрольные работы во время аттестации, результаты которых не всегда отражали реальное усвоение тем школьниками. В результате было принято решение отказаться от традиционного календарного оценивания и перейти к тематическим модулям в учебной программе. Такой подход позволяет более эффективно оценивать знания и навыки учащихся, создавая условия для глубокого понимания материала.

Учебный материал по каждому предмету был структурирован на тематические модули, количество которых варьируется от трех до пяти за учебный год в зависимости от выделенного времени на предмет. Оценки выставляются по завершении каждого модуля, что не совпадает с окончанием четверти. Это позволило ученикам уходить на каникулы без традиционных четвертных оценок и связанного с ними стресса. Спикер отметил, что такая система помогла снизить психологическое напряжение у детей.

Фото: fotosparrow / Shutterstock

Для достижения поставленных целей школе потребовалось внедрить ряд инициатив. В первую очередь, необходимо было обновить учебные программы, чтобы соответствовать современным требованиям образования. Также важным шагом стало привлечение квалифицированных преподавателей, которые способны передать знания и навыки ученикам.

Кроме того, школе потребовалось улучшить инфраструктуру, включая классы, библиотеку и лаборатории, чтобы создать комфортную и продуктивную учебную среду. Внедрение новых технологий в образовательный процесс также стало приоритетом, что позволило расширить доступ к информации и улучшить качество обучения.

Важным аспектом стало взаимодействие с родителями и сообществом, что способствовало созданию партнерских отношений и повышению вовлеченности в образовательный процесс. Все эти меры направлены на обеспечение высокого уровня образования и подготовку учеников к будущим вызовам.

  • разработать комплекс модульных работ, общий для параллели и предмета;
  • разработать единые критерии оценивания этих работ, для чего были выбраны значимые работы, по которым строилось оценивание;
  • провести разъяснительную работу с родителями — им было тяжело перестроиться. Без «навигатора» в виде четвертных оценок многие семьи растерялись и не понимали, как следить за успехами детей.

Как в Московской электронной школе изменили отношение к оцениванию

Олеся Лукашук поделилась информацией о том, как в Москве осуществляется переход к более эффективной и универсальной системе оценивания для государственных школ города. В 2022 году в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) будут внедрены несколько новых сервисов, которые помогут улучшить процесс оценки учащихся. Эти сервисы направлены на создание более прозрачной и объективной системы, что, в свою очередь, повысит качество образования и обеспечит равные возможности для всех школьников. Реализация данного проекта станет важным шагом к модернизации образовательной среды и адаптации её к современным требованиям.

  • «Тематическое оценивание». Благодаря этому инструменту в электронном журнале и в электронном дневнике наряду со средневзвешенной отметкой и её динамикой будут отражаться результаты изучения каждой темы в рамках учебной программы по предмету. То есть будут видны успехи в освоении конкретных тем.
  • «Планируемые результаты обучения». Этот сервис предлагает учителю по каждой теме перечень планируемых результатов разной сложности. Можно будет оценить образовательный потенциал темы и выбрать планируемые результаты для урока. Ученику в дневнике эти результаты тоже будут видны. Это поможет педагогам и школьникам сориентироваться в образовательном потенциале темы на развитие различных умений, от простых к более сложным. Уже в этом году сервис будет доступен для пятых классов столичных школ.
  • Разметка всех отметок формами оценочных процедур. С помощью этого сервиса школьник и его родители могут выяснить, в какой форме проводится оценивание и какая за этим стоит деятельность. Например, будет видно, что это отметка за эссе, проект, устный ответ или экспериментальную работу.

Что о новинках говорят эксперты

Несмотря на то что предложенные нововведения могут оказаться полезными, эксперты указывают на их недостатки. Основное внимание в этих инструментах по-прежнему уделяется отметкам, а не полноценному оцениванию знаний. Ирина Патрикеева подчеркивает, что учителям необходимо помнить о том, что профессиональный инструментарий выходит за рамки простого выставления баллов. Важно развивать и внедрять альтернативные методы оценивания, которые помогут более точно отражать уровень знаний и навыков учащихся.

Экспертное сообщество должно активно популяризировать возможности, инструменты и процедуры, которые способствуют повышению взаимопонимания с родительским сообществом. Важно демонстрировать, как эти методы влияют на эмоционально-психологический комфорт детей. Увеличение осведомленности о преимуществах таких инструментов оценивания позволит придать им большее значение и повысить их эффективность в образовательном процессе.

Эксперт отметила, что при внедрении новых технологий в образовательный процесс важно учитывать практическую сторону и нагрузку на учителей. Она подчеркнула, что электронные сервисы не должны служить лишь средством для демонстрации результатов. Школа должна оставаться пространством, где учащиеся могут экспериментировать, допускать ошибки и учиться на них.

Профессиональная культура учителей, особенно молодых специалистов, играет ключевую роль в образовательном процессе. Важно, чтобы они осознавали, как организовать собственное обучение, а также как планировать и анализировать свои действия. Это включает в себя умение выявлять ошибки, корректировать их и работать над их устранением. Развитие этих навыков способствует повышению качества образования и эффективному обучению студентов.

Эксперт выделила сервис МЭШ «Планируемые результаты обучения» как прорывной инструмент для развития педагогов. Этот сервис станет важным шагом к профессиональному росту учителей, позволяя им соотносить свои планы по развитию учеников с установленными образовательными стандартами. Это также даст возможность педагогам оценить результаты своей работы. Однако, по мнению Патрикеевой, не следует ограничиваться лишь одним инструментом. Она акцентировала внимание на важности рабочей программы, которая требует постоянного обновления в условиях быстроменяющейся образовательной среды, такой как карантин и другие внешние факторы. Актуализация тематического планирования становится необходимостью для успешной работы учителей и достижения высоких результатов в обучении.

Учителя сегодня прилагают значительные усилия для переформатирования контрольно-тематического планирования, и это подтвердит каждый педагог. Однако стоит рассмотреть потенциал рабочей программы как документа, который объединяет содержание образования и описание результатов на различных уровнях. Это важная тема, которую следует обсудить более подробно.

Олеся Лукашук отметила, что в России ранее существовала практика, при которой учителя разрабатывали план-конспект урока с акцентом на целеполагание. Однако эта практика была отменена как избыточная «бюрократия», что, по мнению эксперта, привело к обеднению педагогического опыта. Учителя начали больше ориентироваться на содержание занятий и свою харизму, нежели на результаты. Тем не менее, в государственных образовательных стандартах все еще заложена концепция целеполагания, что подчеркивает важность четкого определения целей в образовательном процессе.

По мнению Ольги Галузиной, новые инструменты МЭШ делают процесс обучения детей более прозрачным для родителей. Однако следует отметить, что в руках недостаточно квалифицированного педагога даже самые современные инструменты могут оказаться бесполезными. Важно, чтобы учителя обладали необходимыми навыками и знанием, чтобы эффективно использовать эти ресурсы. Только в таком случае можно достичь истинного прогресса в образовательном процессе.

Нововведения в образовательной системе могут оказать положительное влияние на детей, хотя связаны с определёнными рисками. Теперь тройка, полученная за усвоение материала, будет восприниматься не просто как отметка, а как индикатор незнания определённых тем. Это изменит восприятие оценок, делая акцент на области, требующие дополнительного внимания. Ольга Шалина утверждает, что такие изменения не навредят школьникам, а помогут им лучше осознать свои слабые стороны и сфокусироваться на их устранении.

Ребёнок неизбежно сталкивается с обратной связью о своих успехах и неудачах. В жизни каждому из нас приходится слышать о том, что мы не справились с какой-то задачей. Важно понимать различие между отметкой и оценкой. Отметка может отражать низкие академические результаты, тогда как оценка учителя может учитывать усилия ребёнка, его старания и потенциал. Поддерживающая оценка имеет значение для формирования уверенности в себе и мотивации к дальнейшему развитию.

Чтение является важным аспектом личного и профессионального развития. Оно не только улучшает навыки понимания и критического мышления, но и расширяет кругозор. Регулярное чтение книг, статей и научных работ помогает оставаться в курсе последних тенденций и новостей в вашей области. Кроме того, чтение способствует повышению уровня словарного запаса и улучшению письменной речи. Важно выбрать разнообразные источники информации, чтобы получить более полную картину и развить аналитические способности. Поддерживайте привычку чтения, чтобы постоянно развиваться и совершенствоваться в своей профессии.

  • Почему современные педагоги призывают отказаться от выставления оценок
  • Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
  • Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
  • Стандартизированные тесты: польза или вред? Что об этом думают в США