Кто принимает решения в образовании / Skillbox Media
Почему нельзя сказать раз и навсегда, за кем право выбора в обучении — за учеником или педагогом, — рассуждает сторонник свободного образования.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать больше
Павел Шиварёв
Учредитель и директор Монтессори-школы «Марко Поло», а также организатор сообщества «Семейная (не)школа „Искатели“» в Калининграде. Являюсь автором и разработчиком множества учебных проектов и практиком в области семейного образования. Моя цель — создать уникальную образовательную среду, где каждый ребенок сможет развиваться в соответствии с собственными интересами и потребностями.
С разрешения Павла мы представляем пост из его личного аккаунта в Facebook, посвящённый важной теме выбора в образовании. Это история в трёх частях, которая исследует, кто именно принимает решения в образовательном процессе — ребёнок или взрослый.
Часть первая: не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит
В педагогике классической концепции проблема выбора не возникает. Взрослый выступает носителем идеи учебного процесса, а ребёнок занимает роль исполнителя этой идеи. Даже при обсуждении субъектности и самостоятельности, эта самостоятельность, как правило, ограничивается добровольным и добросовестным выполнением заданий, предложенных взрослым. Таким образом, педагогическая практика в классической модели ориентирована на передачу знаний от учителя к ученику, где инициатива и креативность ребёнка остаются в тени.
В большинстве случаев учебный процесс в массовой школе занятие проходит в привычном формате, что, по сути, составляет около 99% всего времени обучения ребёнка. Эта ситуация вызывает минимальное беспокойство у родителей и педагогов.
Причина, по которой я поднимаю эту тему, заключается в её важности и актуальности. Обсуждение данного вопроса позволяет глубже понять его суть и найти эффективные решения. Важно осознавать, как данная проблема влияет на нашу жизнь и какие шаги можно предпринять для её решения. Поэтому стоит уделить внимание этому вопросу и рассмотреть его с различных сторон.
Проблема заключается в том, что в данном формате у ребенка отсутствуют цели. Если мы чему-то и обучаем его, то лишь этому: бесцельному существованию и исполнению чужих указаний. В результате, ребенок учится лишь имитировать послушание и притворяться.
Выросшие в такой культуре дети, став взрослыми, начинают воспроизводить те же модели поведения. Врачи имитируют лечение, педагоги создают иллюзию обучения, и зачастую их главная забота заключается в поддержании хороших отношений с руководством. «Подчинённый перед лицом начальства должен выглядеть легкомысленно и несколько наивно…» Это приводит к ситуации, когда профессиональные стандарты и качество услуг оказываются на втором плане, а имитация деятельности становится нормой.
Мы продолжаем свою жизнь в привычном ритме, сталкиваясь с ежедневными вызовами и возможностями. Каждый день приносит новые впечатления и ситуации, которые формируют наш опыт и взгляд на мир. Важно оставаться открытыми к изменениям и адаптироваться к ним, что позволяет нам расти и развиваться. Наша жизнь — это постоянный процесс, в котором мы учимся на своих ошибках и празднуем достижения. Мы продолжаем двигаться вперед, стремясь к улучшению и новым целям.
Ребёнок может внутренне противостоять такому обращению и развиваться вопреки этому укладу или независимо от него, но не благодаря тому, как взрослые организовали его образование. Важно понимать, что влияние взрослого на образовательный процесс играет ключевую роль в формировании личности ребёнка. Правильная организация образовательной среды может способствовать гармоничному развитию, тогда как негативное влияние может привести к внутреннему сопротивлению и формированию негативных установок. Чтобы обеспечить полноценное развитие ребёнка, необходимо учитывать его потребности и интересы, создавая supportive и стимулирующую образовательную атмосферу.
Павел Шиварёв
Учредитель и директор Монтессори-школы «Марко Поло», а также организатор сообщества «Семейная (не)школа „Искатели“» в Калининграде. Являюсь автором и разработчиком множества учебных проектов, а также практиком семейного образования. Моя работа направлена на создание эффективных образовательных решений и поддержку семей, стремящихся к альтернативным методам обучения.
С разрешения Павла мы публикуем его пост из личного аккаунта в Facebook, посвященный важной теме выбора в образовании. Эта история состоит из трех частей и исследует, кто именно принимает решения в образовательном процессе — ребенок или взрослый.
Часть вторая: танцы с бубном вокруг детского интереса
Критика, которую я кратко изложил, была глубоко проанализирована в работах таких авторов, как Монтессори, Иллич, Грей, Роджерс и многих других. Педагогическим ответом на эту проблему стали практики свободного образования, включая демократические школы и анскулинг. Эти подходы предлагают альтернативные методы обучения, акцентируя внимание на индивидуальности и свободе выбора учащихся, что способствует более глубокому пониманию и усвоению знаний.
Почему я продолжаю испытывать трудности, если я ассоциирую себя с концепцией свободного образования?
В свободном образовании проблема выбора, на мой взгляд, не является ключевой. Однако причины этого различаются. Кажется, что данный вопрос уже решён.
Учебное действие формируется через внутренний замысел ребёнка. Взрослый в этом процессе выступает как свидетель и наблюдатель, который, в идеале, может обсудить с ребёнком результаты реализации его замысла. Важно, чтобы взрослый поддерживал диалог о том, к каким выводам приводит участие или неучастие ребёнка в различных делах. Такой подход способствует более глубокому пониманию и осознанию образовательного процесса.
Интересно, что это идеологически подчеркивается в названиях взрослых, работающих в свободных школах. В «Садбери Вэлли» и многих российских аналогах взрослые, находящиеся с детьми, называются staff (персонал), а в Монтессори-школах — гид. При этом используется терминология, которая исключает слова «педагог» или «учитель». Это подчеркивает подход к образованию, в котором акцент делается на сопровождение и поддержку детей в их обучении, а не на традиционное преподавание. Такой подход способствует развитию самостоятельности и инициативы у учащихся, что важно для успешного освоения знаний в современных условиях.
Этот формат имеет свою проблему. Мы часто представляем ребёнка как существо, прекрасно понимающее свои желания и текущие приоритеты. Однако, действительно ли это так? Скорее всего, нет. Часто интересы ребёнка являются мимолётными, а его выбор — случайным или непродуманным. В то же время, справедливо отметить, что, как ребёнок является отражением семьи, так и его выбор может быть показателем той проблематики, с которой он сталкивается. Понимание этих нюансов важно для более глубокого анализа поведения детей и их потребностей в контексте семейных отношений.
Мы можем игнорировать существующие проблемы и уверять себя, что выбор сделан честно, или думать, что даже если он не идеален, главное, что это наш собственный выбор. Каждый из нас сталкивается с трудностями и учится на своих ошибках. Хотя я почти согласен с этой мыслью, наличие этого «почти» оставляет вопросы и требует дальнейшего анализа.
Часть третья: драма выбора
Проблема входа через выход заключается в том, что, следуя в одном направлении, вы фактически перемещаетесь в другом. Этот парадокс подчеркивает важность осознания своих действий и их последствий. Каждый шаг может иметь неожиданные результаты, и важно понимать, как ваши решения влияют на конечный результат. Важно не только стремиться к цели, но и осознавать, какие пути могут привести к пересечению с другими направлениями.
Она сидит и рисует, не обращая внимания на игры сверстников и отказываясь участвовать в их деятельности. Вот и сейчас, когда мы собираемся в путешествие, я спрашиваю: «Пойдёшь с нами?» Она отвечает: «Нет, не пойду, хочу дорисовать». Я настаиваю: «Пойдём, прогуляемся, потом дорисуешь». В конце концов, она соглашается, хотя и не сразу, задерживается на выходе, а затем идет с нами. По пути она активно разговаривает, кажется довольной происходящим. Что это значит? Нужно ли было уговаривать её? Вероятно, да. Этот выбор отражает её внутреннее состояние и потребности.
Он вернулся с экзамена усталый, но довольный. Все экзамены сданы, и он спешил на встречу с нами. Хотя путь был долгим, он преодолел все трудности. Однако, оказавшись дома, он предпочёл общаться с взрослыми, а не с детьми, занимаясь обустройством своего пространства и добыче еды. Мы же готовимся к новому путешествию. Я спрашиваю его: «Пойдёшь с нами?» На что он отвечает: «Нет, я останусь здесь. Хочу поесть, голодный». Я не настаиваю и отпускаю его, не зная, что он почувствовал, оставаясь дома. Переживал ли он из-за этого или нет — не могу сказать. Нужно ли было его уговаривать? Думаю, что нет. Его выбор отражает текущую ситуацию.
В этот день произошли две микрозарисовки, две истории, в которых я поступил по-разному. В одной ситуации я поддержал сделанный выбор, в другой — воспрепятствовал ему. Вопрос о том, в каком случае я прав, остается открытым. Возможно, я прав в обоих случаях, но может быть и так, что ни в одном.
В этом тексте рассматривается драма выбора, с которой сталкивается взрослый человек. В процессе взаимодействия с ребёнком мы постоянно принимаем решения о том, что позволить произойти, а что нет. Эти выборы не всегда являются результатом рационального анализа. Каждый раз, когда мы реагируем на действия или эмоции ребёнка, мы формируем его опыт и восприятие окружающего мира. Важно осознавать ответственность, которую мы несем в этих моментах, так как они могут оказывать значительное влияние на развитие личности и эмоциональное состояние ребёнка.
На мой взгляд, взрослые действительно необходимы детям, но не для того, чтобы навязывать им свои представления о жизни или обучать всем своим знаниям и навыкам. Эта эпоха уже осталась в прошлом. В то же время, мы не можем оставлять их на произвол судьбы, выступая лишь в роли сторонних наблюдателей. Важно находить баланс между поддержкой и свободой, чтобы дети могли развиваться и формировать свои собственные взгляды на мир.
Мы необходимы им.
- как граница, о которую разобьются их попытки проверить мир на прочность;
- как кость, о которую они «точат зубы»;
- как волна, которая подхватит их и увлечёт за собой;
- как берег, к которому им захочется пристать;
- как плечо, на котором они будут иногда плакать;
- как рука, на которую смогут опереться;
- как сталкер, проводящий их по зоне аномалий, которой, собственно, и является культура;
- как…
В каждой ситуации мы принимаем решения о том, кем быть и как поступить. Эти выборы могут приводить как к успеху, так и к неудаче. Педагогика, как область знания и практики, часто ассоциируется с историями поражений, ведь за каждым достижением скрывается множество незаметных усилий и трудностей. За каждым успехом стоят «невидимые миру слёзы», которые отражают не только личные переживания, но и сложные процессы обучения и воспитания. Понимание этого аспекта педагогики помогает нам лучше осознавать значимость каждого шага на пути к успеху.
Важно не просто решать за ребёнка, а понимать, что ему необходимо в данный момент: нужна ли ему граница, поддержка, независимость или что-то другое. Это не разовое понимание, а постоянный процесс, требующий внимательного подхода к каждой ситуации. Каждый раз нужно заново оценивать, что именно поможет ребёнку в конкретный момент, чтобы поддержать его развитие и дать возможность принимать собственные решения.
Мы находимся в сложной ситуации, когда идем наперекор правилам, сталкиваемся с препятствиями и движемся по неясным маршрутам. Вместо привычных указателей, на нашем пути встречаются ограничения и запреты. Эта метафора прекрасно отражает реальность, с которой сталкиваются современные педагоги. В условиях постоянно меняющихся образовательных стандартов и требований, каждый думающий педагог оказывается в ситуации, где необходимо принимать непростые решения и находить новые подходы к обучению.
Изучите также:
- «Школа без желания — это школа насилия»
- «В нашей школе на детей не кричат»
- Фильмы об учителях, которые изменили жизнь своих учеников
- «Хороший учитель — либо подпольщик, либо революционер»