Бизнес #Статьи

30 мая, 2025

Метавселенная: Зачем корпорации создают виртуальные миры?

Корпорации создают виртуальные миры. Узнайте, зачем им это нужно и каковы шансы появления метавселенных.

4 профессии в интернет-маркетинге: выбери свою на бесплатном курсе

Узнать больше

Происхождение концепции метавселенной и её основные аспекты

Идея метавселенной не является новшеством, созданным технологическими гигантами. Этот концепт был впервые предложен писателями научной фантастики. Одним из первых, кто ввел этот термин, стал Нил Стивенсон в своем знаменитом киберпанковском романе «Лавина», опубликованном в 1992 году. В этом произведении описан мир, в котором виртуальная реальность находится под контролем крупных корпораций. Стивенсон представляет метавселенную как эволюцию интернета, позволяя пользователям подключаться в виде аватаров и взаимодействовать так, как в реальном мире. Однако в метавселенной социальные роли могут значительно различаться: например, в виртуальной среде один человек может выступать в роли магната, в то время как в реальной жизни он является простым работником. Метавселенная открывает новые горизонты для самовыражения и взаимодействия, создавая уникальные возможности для пользователей.

Идеи о виртуальных мирах и геймерской культуре находят отражение в различных художественных произведениях. Одним из ярких примеров является роман Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». В 2018 году этот роман был успешно адаптирован в фильм с аналогичным названием. Клайн в своем произведении глубоко исследует концепцию виртуальных реальностей, создавая увлекательный мир, в котором пересекаются игры, технологии и культура. Этот роман стал значимым вкладом в жанр научной фантастики и продолжает вдохновлять как читателей, так и зрителей, подчеркивая важность геймерской культуры в современном обществе.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

Вдохновлённые концепцией «Лавины», разработчики начали внедрять идеи метавселенной в видеоигры. В 2003 году был запущен симулятор Second Life, который позволил пользователям общаться, участвовать в активностях и обмениваться виртуальными предметами. С развитием технологий в 2010-х годах появились VR-платформы, такие как VRChat, которые предоставили возможность создания индивидуальных 3D-миров и взаимодействия в них. Современные прототипы метавселенных совмещают функции социальных сетей и виртуальной реальности, однако они всё ещё не достигли уровня идеала, описанного Стивенсоном, как с технологической, так и с идеологической точки зрения. Метавселенные продолжают развиваться, привнося новые возможности для пользователей и расширяя границы виртуального взаимодействия.

Владимир Степаньков, ведущий эксперт Агентства искусственного интеллекта, утверждает, что метавселенная является расширением реальности, созданным с помощью цифровых технологий. Он подчеркивает, что интерфейсы, которые позволяют пользователям взаимодействовать с виртуальными мирами, напоминают привычные способы общения в реальной жизни. Метавселенная открывает новые возможности для взаимодействия — например, можно посетить торговый центр или виртуальный магазин, не покидая своего дома. Пользователи имеют возможность рассматривать 3D-модели товаров и примерять их на своих цифровых двойниках. Кроме того, можно собраться с друзьями в виртуальном пространстве, оформленном в стиле любимого ресторана. Степаньков выделяет, что такие возможности делают метавселенную привлекательной для пользователей, стремящихся к новым формам общения и шопинга.

Кто занимается развитием метавселенных

С момента активного обсуждения концепции метавселенных в 2021 году, многие ведущие технологические компании начали реализовывать свои проекты в этой инновационной области. В частности, в июле 2021 года Facebook объявила о создании специальной команды в рамках Facebook Reality Labs, сосредоточенной на разработке технологий виртуальной и дополненной реальности. Вице-президент компании Эндрю Босворт отметил, что пользователи метавселенной смогут испытывать ощущение физического присутствия друг друга, преодолевая ограничения физического мира. Эта инициатива подчеркивает стремление компаний создать более глубокое и взаимодействующее цифровое пространство, которое меняет наше представление о коммуникации и взаимодействии в онлайн-среде.

В октябре 2021 года Facebook изменил свое название на Meta, чтобы подчеркнуть свои амбициозные планы по созданию новой цифровой реальности — метавселенной. Несмотря на переименование, Meta продолжит развивать свои существующие платформы, такие как Facebook, Instagram и WhatsApp. Однако основное внимание компании будет сосредоточено на создании метавселенной, где пользователи смогут взаимодействовать в новом формате. По данным The Verge, в разработке этого цифрового пространства участвуют около 10 тысяч сотрудников Meta. Основатель компании Марк Цукерберг отметил, что контент в метавселенной будет представлен в виде голограмм и аватаров, а пользователи получат возможность создавать и развивать свои собственные проекты без необходимости привязываться к определенным социальным сетям. В ближайшие годы Meta планирует представить новые устройства, включая гарнитуру Project Cambria и очки дополненной реальности Project Nazaré, что еще больше усилит погружение пользователей в метавселенную.

Кадр: Meta / YouTube

Meta не является единственной компанией, занимающейся разработкой метавселенных. На рынке присутствуют и другие значимые участники, которые активно работают над созданием уникальных виртуальных пространств и технологий. Эти компании вносят свой вклад в развитие концепции метавселенной, предлагая разнообразные решения и платформы для пользователей. Конкуренция в этой области способствует быстрому прогрессу и внедрению новых идей, что делает рынок метавселенных более динамичным и интересным для исследователей и инвесторов.

  • Весной 2021 года Epic Games, известная своей игрой Fortnite, привлекла 1 миллиард долларов для развития своей концепции метавселенной. Основатель компании Тим Суини утверждает, что этот цифровой мир станет общим пространством для пользователей, создателей и брендов, позволяя им взаимодействовать и реагировать на события. Суини также отметил, что для реализации этой идеи потребуется новая модель программирования, которая еще не разработана.
  • В мае 2021 года Microsoft анонсировала свою концепцию метавселенной. Генеральный директор Сатья Наделла рассказал, что реализация планируется на базе облачной платформы Azure. Первый шаг был сделан в марте, когда была представлена платформа Mesh, позволяющая пользователям взаимодействовать в смешанной реальности через VR-очки, смартфоны, компьютеры и AR-гарнитуру HoloLens 2.

Метавселенная: реальность или просто тренд?

В условиях быстрого развития технологий дополненной реальности многие эксперты, в том числе Роман Душкин, руководитель проекта VIRperson, выражают сомнения относительно настоящего потенциала метавселенных. Он утверждает, что существующие инициативы больше напоминают маркетинговые стратегии, чем реальные достижения в этой области. Мик Вайсман, CEO Trinity Monsters, также подчеркивает, что обсуждения вокруг метавселенной зачастую основаны на хайпе, а не на реальных технологиях и решениях.

Павел Воропаев, глава VOVA digital agency, подчеркивает, что метавселенные — это не будущее, а уже существующая реальность. В таких популярных играх, как World of Warcraft и Minecraft, игроки создают сообщества и активно взаимодействуют друг с другом. Они приобретают виртуальные товары, стоимость которых иногда превышает цены на реальные активы, такие как автомобили или квартиры. Воропаев также отмечает, что разработчики стремятся к созданию более продвинутых и технологичных интерфейсов, которые напоминают миры, описанные в фильме «Первому игроку приготовиться». Развитие метавселенных открывает новые горизонты для бизнеса, предлагая уникальные возможности для взаимодействия и монетизации в цифровом пространстве.

Владимир Степаньков, главный эксперт Агентства искусственного интеллекта, подтверждает данную точку зрения. Он подчеркивает, что концепция виртуальных рабочих пространств не является новшеством и начала формироваться еще до пандемии COVID-19, которая лишь ускорила ее развитие. Успешные игровые платформы уже привлекают миллионы пользователей различных возрастов и социальных групп, что свидетельствует о растущем интересе к таким форматам взаимодействия. Виртуальные рабочие пространства открывают новые возможности для бизнеса и образования, интегрируя технологии и создавая уникальные условия для совместной работы.

Множество пользователей тратят много времени в виртуальных мирах, и их интерес зачастую заключается не только в игровом процессе, но и в возможности общения с друзьями и установления новых знакомств. Это подчеркивает важность социальной составляющей в онлайн-играх и виртуальных пространствах.

Антон Городецкий, руководитель медиапроекта Player One, утверждает, что развитие метавселенных является естественным этапом эволюции интернета. Он отмечает, что создание виртуальных миров — это шаг к визуализации будущего. Городецкий подчеркивает, что те, кто считает метавселенную недостижимой мечтой, должны помнить, что такие технологии, как интернет и электричество, когда-то воспринимались как фантастика. Важно осознавать, что прогресс идет вперед, и метавселенные могут стать неотъемлемой частью нашей цифровой реальности.

Метавселенные: будут ли IT-гиганты повторять ошибки прошлого?

История технологий, которые позиционируются как революционные, изобилует примерами неудач. Одним из самых ярких случаев является анонс VR-платформы Daydream от Google в 2016 году. В рамках этого проекта была представлена гарнитура Daydream View, которая обещала кардинально изменить восприятие виртуальной реальности. Руководитель команды Google VR Андрей Дороничев тогда заявил, что данная платформа станет «революцией в игровой индустрии». Однако, несмотря на высокие ожидания, платформа не смогла добиться значительного успеха и в конечном итоге была закрыта, что стало уроком для многих компаний, стремящихся внедрить инновации в быстро меняющемся мире технологий.

Три года спустя Google объявила о закрытии проекта Daydream. Официальные представители компании объяснили это решением снижением интереса со стороны пользователей и разработчиков. Платформа не смогла завоевать популярность на рынке виртуальной реальности, что стало основной причиной её закрытия.

Роман Душкин подчеркивает, что неудача Daydream не означает провал всех будущих проектов в сфере виртуальной реальности. IT-гиганты обладают значительными ресурсами для экспериментов с разными концепциями. Успех в этой области во многом зависит от коллаборации и технологического прогресса. Если компании смогут объединить усилия в разработке метавселенной, это может значительно изменить ситуацию к лучшему.

Владимир Степаньков уверен, что неудача с Daydream не станет преградой для развития метавселенных. Современные технологии виртуальной и дополненной реальности продолжают активно развиваться благодаря поддержке как крупных корпораций, так и стартапов. Венчурные фонды активно инвестируют в проекты, связанные с метавселенными, выделяя до 7% своих портфелей на их развитие. Эта доля является значительной и, по всей вероятности, будет увеличиваться в будущем, что подтверждает растущий интерес к технологиям VR и AR.

Для достижения успеха проектов метавселенных необходимо следовать инкрементальному подходу, утверждает Павел Воропаев. Он отмечает, что пользователи не готовы к резким изменениям. Успешное внедрение метавселенной требует плавной адаптации пользователей к новым технологиям и функционалу. Такой подход позволит создать более комфортный и понятный переход к новым цифровым решениям, что в свою очередь повысит интерес и вовлеченность пользователей.

Изображение: Google

Будущее метавселенных обусловлено множеством факторов, включая технологические достижения и сотрудничество между компаниями. Потенциал виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) продолжает оставаться значительным. Несмотря на опыт предыдущих неудач, эксперты уверены в перспективах новых проектов и их способности трансформировать цифровое пространство. Развитие технологий и интеграция инновационных решений открывают новые горизонты для создания immersive-опыта, который может изменить взаимодействие пользователей с виртуальными мирами.

Влияние метавселенных на будущее: вызовы и перспективы

Метавселенные обещают кардинальные изменения в мировой экономике и преобразование трудовых процессов, утверждает эксперт Антон Городецкий. Он считает, что в идеальной метавселенной каждый сможет зарабатывать на разнообразных занятиях, аналогично тому, как это происходит в видеоиграх, где пользователи получают вознаграждение за развитие персонажей для других игроков. Эти виртуальные миры откроют новые горизонты для получения дохода и создания рабочих мест, что может существенно повлиять на рынок труда и предпринимательство. Развитие метавселенных создаст уникальные возможности для взаимодействия и сотрудничества, что в свою очередь приведет к новым формам бизнеса и заработка.

Городецкий предупреждает о важной проблеме: «Человечество склонно переносить негативные аспекты реального мира в новые цифровые пространства. Все трудности, с которыми мы сталкиваемся, могут проявиться и в метавселенной.» Это утверждение подчеркивает необходимость внимательного подхода к развитию цифровых технологий и созданию виртуальных миров, чтобы избежать повторения ошибок реальности. Важно учитывать, как негативные социальные, экономические и психологические факторы могут влиять на наше взаимодействие в виртуальных средах, и стремиться к созданию более безопасного и позитивного пространства в метавселенной.

Корпорации рассматривают метавселенные как средства для усиления контроля над потребителями. Существует опасность, что компании будут стремиться создать зависимость у пользователей, тем самым увеличивая свое влияние на их время и внимание. Эксперты подчеркивают, что такие платформы могут значительно повысить вовлеченность потребителей в цифровые продукты, что в свою очередь может привести к увеличению их затрат и снижению критического восприятия контента. Важно осознавать эти риски и находить баланс между использованием технологий и защитой интересов пользователей.

Роман Душкин выделяет два сценария развития метавселенных. Негативный сценарий предсказывает углубление социальной напряженности, например, увеличение разрыва между реальными бедными и виртуальными богачами. В то же время позитивный сценарий предполагает интеграцию реальной и виртуальной жизни, что может способствовать решению глобальных проблем. Душкин отмечает, что создание единой метавселенной упростит вопросы коммуникации, позволяя людям взаимодействовать более эффективно и продуктивно.

Кадр: фильм «Первому игроку приготовиться»

По мнению эксперта, человечество может оказаться перед двумя крайностями: мы рискуем столкнуться с множеством изолированных метавселенных, в которых будет затруднительно перемещаться между ними. Это приведет к тому, что пользователи будут иметь разные цифровые идентичности в различных системах, например, одна личность в Facebook и другая в Microsoft. Такие различия могут вызвать серьезные проблемы для пользователей, затрудняя взаимодействие и обмен информацией.

Ключевым вопросом остается стандартизация технологических процессов, особенно в контексте перемещения аватаров между различными платформами. В настоящее время корпорации рассматривают друг друга как конкурентов, что затрудняет сотрудничество в этой сфере. Важным аспектом является также регулирование: необходимо определить, как государства будут реагировать на развитие метавселенных. Стандартизация и сотрудничество между компаниями могут способствовать созданию более интегрированного и доступного виртуального пространства, что в свою очередь повлияет на пользовательский опыт и развитие технологий.

Актуальность метавселенных вызывает интерес в контексте возможности заработка в виртуальных мирах. Несмотря на существующую неопределенность, эксперты рекомендуют рассматривать инвестиции в эти проекты. Инвестиции могут потребовать значительных временных и усилий, а результаты могут не проявиться мгновенно. Важно понимать, что метавселенная всё ещё находится на стадии формирования и развития, что открывает новые перспективы для инвесторов. Павел Воропаев акцентирует внимание на необходимости осознания этого факта при принятии решений о вложениях.

Когда можно ожидать полноценные метавселенные?

Марк Цукерберг в своём недавнем интервью сообщил, что первая версия метавселенной от компании Meta может быть представлена в течение ближайших пяти лет. Однако позже представители Meta уточнили, что разработка полноценной метавселенной является долгосрочным проектом, который может занять от 10 до 15 лет. Это подчеркивает амбициозные планы компании по созданию виртуального пространства, где пользователи смогут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами. Развитие технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, будет играть ключевую роль в реализации этой концепции.

Эксперт Владимир Степаньков утверждает, что создание полноценной симуляции реального мира в формате метавселенной в ближайшее время невозможно. Он акцентирует внимание на научных исследованиях, которые ставят под сомнение возможность реализации такой симуляции. «Пока мы не получим ответы на ключевые вопросы о тёмной материи и энергии, обсуждение создания реальной симуляции является преждевременным», — подчеркивает он.

Степаньков подчеркивает, что современные технологии и модели человеческого сознания находятся на начальном этапе своего развития и еще далеки от совершенства. Он отмечает, что метавселенная может стать реальностью только через длительный период, если человеческая цивилизация доживет до этого момента. В то же время он указывает на растущую потребность в виртуальных пространствах, что обусловлено увеличением численности населения и дефицитом физической инфраструктуры. В условиях ограниченных ресурсов виртуальные миры могут предложить новые возможности для общения, работы и отдыха, что делает их актуальными для современного общества.

Антон Городецкий, руководитель медиапроекта Player One, подчеркивает, что для создания полноценной метавселенной человечество должно преодолеть ряд значительных препятствий. Он отмечает, что для этого требуются более мощные и стабильные интернет-соединения, а также усовершенствованное оборудование, включая VR-гарнитуры и сенсорные костюмы, способные передавать тактильные ощущения. Эти технологии являются ключевыми для успешной интеграции пользователей в виртуальные миры и обеспечения высококачественного взаимодействия.

Сотрудники стартапа NullSpace VR в разрабатываемых ими костюмах Hardlight, 2016 год. Фото: официальный аккаунт NullSpace VR в Twitter

Роман Душкин считает, что полное погружение в виртуальную реальность в ближайшие десять лет вряд ли станет реальностью, однако он настоятельно рекомендует воспринимать концепцию метавселенной с серьёзностью. Одним из основных рисков он называет массовое неприятие новых технологий обществом. По его мнению, «первые пользователи метавселенной могут столкнуться с неврологическими и психологическими проблемами, что может привести к общественному отторжению этих технологий». Такой подход подчеркивает важность осознания потенциальных последствий внедрения метавселенной и необходимость тщательного изучения её воздействия на пользователей.

Городецкий подчеркивает, что проекты метавселенных могут столкнуться с серьезными трудностями. Создание метавселенной является сложным, длительным и дорогостоящим процессом. В то же время, в будущем она может предложить интересные решения для различных проблем, однако остается множество нерешенных вопросов.

Открытие бизнеса в 2025: 5 шагов к успеху

Хотите запустить прибыльный бизнес в 2025? Узнайте 5 ключевых шагов для успешной реализации вашей идеи!

Узнать подробнее