3D-художник. Профессия, без которой не обходятся геймдизайн, реклама и кинопроизводство
Вместе с цифровизацией общества и развитием технологий резко вырос спрос на профессии, связанные с компьютерной графикой. Сегодня расскажем, кто такой 3D-художник, и что нужно, чтобы стать востребованным специалистом.
Содержание:
Как в современном мире используют цифровое искусство
Просматривая кино, мы часто даже не догадываемся, что многие объекты в кадре не реальны. И это результат творчества 3D-художников.
Сегодня 3D-графика используется не только в фильмах — она буквально везде. Это основа любой компьютерной игры и набирающих популярность метавселенных. Современные мультфильмы, начиная от «Истории игрушек» и «Шрека», музыкальные клипы, реклама, каталоги с мебелью, презентации товаров в интернет-магазинах — все это создается усилиями художников по трехмерной графике.
Что касается кинофильмов, то грань между живыми съемками и компьютерной анимацией давно стерлась. Если в фильме «Трон» 1982-го года все нарисованные объекты выглядели как виртуальные, то в «Титанике» 1997-го зрители уже не смогли отличить нарисованную воду от реальной. К 2008 году все пришло к тому, что в «Аватаре» рельеф, персонажи, флора и фауна планеты Пандора создавали 3D-художники, а компьютерная графика покрыла более 90% хронометража.
Узнайте, как создавать визуальный дизайн локации и настраивать сцены в движке Unreal Engine на курсе «3D-художник окружения с нуля до PRO»
Узнать большеЧто касается других сфер, где важную роль играют специалисты по 3D-моделированию, то среди них можно отметить:
- Архитектуру, визуализацию зданий, дизайн интерьеров. Трехмерные модели также нужны для аэродинамических испытаний на этапе проектирования.
- Производство мебели. Рендеры (ред.: картинка на основе компьютерной модели объекта) для рекламных проспектов, дизайн гарнитуров или моделирование отдельных деталей для изготовления на автоматизированных станках ЧПУ.
- Машиностроение, авиастроение. Любое проектирование и производство начинается с трехмерных моделей.
- Технологии быстрого прототипирования. С помощью 3D-печати и фрезеровки на станках ЧПУ сегодня можно изготовить необычный сувенир, рекламную вывеску, декор для дома или деталь в считанные часы.
- Медицина. Это визуализация различных систем и органов при обучении медиков студентов, создание анатомических протезов, искусственных суставов и даже печать органов на биопринтерах.
Чем занимается 3D-художник
3D-художник (ред.: в англоязычном сегменте распространено название CGI — «computer-generated imagery», иногда используется термин 3D-artist) — специалист по компьютерной графике, который разрабатывает цифровые трехмерные модели объектов, явлений или материалов. Он создает виртуальные макеты товаров в рекламе, рисует модели зданий, оживляет персонажей в фильмах, добавляет взрывы и приводит в движение космические корабли. В играх специалист прорисовывает весь мир — от небольших луж и опавших листьев до запутанных лабиринтов и персонажей.
Работу 3D-художника нельзя однозначно отнести к творческой или технической. Все зависит от специализации, проекта и индустрии. Пока одни с точностью моделируют детали или занимаются машинальной работой, заполняя окружающую среду готовыми 3D-объектами, другие полностью отдаются полету фантазии, создавая вымышленных персонажей.
По мере развития компьютерная 3D-графика разделилась на несколько направлений:
- 3D-моделлер, иногда встречается 3D-дизайнер. Создает полигональные модели на основе готовых эскизов, чертежей или реальных вещей. Это могут быть любые объекты: здания, растения, коробки, мебель, живые существа, готовые изделия или отдельные детали.
- 3D-моделлер-текстурщик. Подбирает текстуры и раскрашивает готовые 3D-модели, чтобы материалы на экране выглядели так, как мы привыкли в жизни. Например, добавляет текстуру кирпича к стене здания или применяет текстуру ткани к одежде персонажа.
- VFX. Художник специализируется на моделировании явлений. Например, взрывов, ударов молнии, симуляции жидкости, дождя или снега.
- Освещение. Задача специалиста в этой области — настроить виртуальные источники света. С помощью освещения он выделяет акценты, задает нужную атмосферу или добивается реалистичности при добавлении компьютерной графики к ночным съемкам в кинопроизводстве.
- Анимация (3D-animation). Специалист в этой сфере оживляет героев и сцены в кинематографе. Он моделирует движение персонажей, транспорта, различных объектов, настраивает перемещение виртуальных камер. Специализация востребована в геймдеве, производстве кино и рекламы.
- 3D-печать и производство. Это отдельное направление, где моделлер должен учитывать особенности работы оборудования и придерживаться производственных стандартов.
Среди 3D-художников есть и универсалы, так называемые 3D-Generalists. Дженералисты освоили несколько направлений и могут создавать готовый проект под ключ. Среди таких специалистов встречаются те, кто в одиночку может детально прорисовать персонажей, собрать окружение, проработать анимацию объектов и освещение, добавить VFX и сделать рендер ролика.
К дженералистам можно отнести и отдельные специализации, где для достижения результата нужно освоить сразу несколько направлений:
- Концепт-художник (3D Concept Artist). Его задача — быстро создавать прототипы и реализовать концепты для тестирования идей. От него не требуется запредельной детализации и идеально настроенных эффектов.
- Моделлер персонажей (3D Character Artist) специализируется на создании людей и живых существ: животных, монстров, фэнтезийных персонажей для игр. Он разрабатывает полигональную модель персонажа, разрисовывает ее и настраивает свет.
- Художник по окружению (Environment Artist). Обычно это отдельный специалист в крупных студиях по разработке видеоигр и киностудиях. Он занимается текстурированием окружающей среды, собирает локации из готовых моделей, настраивает освещение, добавляет симуляцию частиц (дождь, ветер, снег) и пр.
- Дизайнер рекламы и прессы. Создает фотореалистичные визуализации для журналов, работает над печатной и видеорекламой.
Какие инструменты 3D-художник использует в работе
Набор профессиональных навыков во многом зависит от места трудоустройства. В некоторых студиях от соискателей требуют умения рисовать и понимания этапов разработки продукта. Но в большинстве случаев достаточно освоить специализированный софт для 3D-моделирования. Рассмотрим основные инструменты, которые 3D-художник использует в работе.
- 3ds MAX, Maya. Два универсальных и популярных редактора трехмерной графики компании AUTODESK. Приложения похожи по возможностям, но отличаются в интерфейсе. 3ds MAX используют архитекторы, дизайнеры интерьера и ландшафта, видеопродакшены и игровые студии. Maya предпочитают геймдевелоперы за счет удобных инструментов для симуляции частиц и работы с окружающей средой.
- Blender. Мощный и бесплатный редактор 3D-графики. Содержит много дополнительных возможностей и инструментов. Его используют фрилансеры, крупные разработчики игр, киностудии, дизайнеры мебели и интерьеров.
- Cinema 4D. Изначально приложение разрабатывалось для работы с 3D-графикой в киноиндустрии. Но его активно используют разработчики игр. В приложении много инструментов по VFX (симуляция взрывов, жидкостей, частиц) и анимации.
- ZBrush. 3D-редактор, в котором упор делают на имитацию процесса «лепки» трехмерных объектов — скульптинг. Удобный софт для моделирования персонажей и окружающей среды, когда нужно создать сложные формы и добиться естественности.
- Houdini. Редактор трехмерной графики с упором на анимацию и моделирование частиц, жидкостей, волос, работу со светом, звуком и др. Востребован в геймдеве, производстве кино и рекламы.
- Unreal Engine. Игровой движок и 3D-редактор для создания игровых вселенных и персонажей.
- Autodesk Revit Architecture. Софт для работы с текстурами.
- Adobe Photoshop. Используется при работе с эскизами, текстурами и др.
- Autodesk Revit Architecture. Приложение, которое используют архитекторы, инженеры и строители.
- After Effekt, Nuke, Fusion. Софт для постпродакшна, который позволяет добавлять в отснятое видео 3D-графику и спецэффекты. Сферы использования: реклама, кино.
- Autodesk AutoCAD, Компас-3D. Используются для моделирования деталей в машиностроении, при производстве мебели и в медицине. Но в этих сферах к соискателю выдвигают дополнительные требования. Например, наличие инженерного образования или, как минимум, знание основ проектирования, сопромата, механики и пр.
Перспективы роста. Сколько зарабатывают 3D-художники
3D-художники — востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Можно совершенствоваться в одном направлении. Например, 3D-анимации. И зарабатывать на уровне руководителя отдела и даже больше, не имея административных обязанностей и дополнительной ответственности.
А можно постепенно изучить все этапы 3D-моделирования, освоить несколько инструментов и стать 3D-дженералистом с перспективами реализовывать проекты под ключ на фрилансе, дорасти до художественного руководителя или открыть собственную студию 3D-дизайна.
На рынке труда и биржах фриланса многие компании ищут в первую очередь художника — специалиста, который и концепт придумает, и эскиз сделает, и соберет все это в готовую модель с анимацией и освещением.
Развитие карьеры 3D-художника во многом связано с местом трудоустройства. Можно начать с создания трехмерных копий товаров для маркетплейсов и интернет-магазинов, проходя через моделирование объектов для рекламы и в итоге дорасти до работы с крупными киностудиями или разработчиками игр. И что важно — тут не понадобятся дополнительные навыки, достаточно развиваться в своем направлении.
Что касается зарплат, то на портале belarus.gorodrabot.by опубликованы вакансии с заработной платой от 1300 до 2800 белорусских рублей. Специалисты уровня senior могут рассчитывать на доход от 4500 белорусских рублей.
В качестве альтернативы можно рассмотреть и возможность удаленной работы. По данным портала glassdoor.com, средняя годовая зарплата 3D-артиста в США составляет 89 335 $. При этом разброс зарплат составляет от 52 тысяч до 159 тысяч $. Доход зависит не только от опыта, но и от индустрии. Больше всего зарабатывают концепт-художники — около 90 тысяч долларов в год. Меньше всего — обычные моделлеры — до 65 тысяч.
Как стать 3D-художником
Академическое образование будет хорошим стартом для 3D-артиста. Если вы планируете связать жизнь с рекламой, индустрией кино или GameDev, то тут стоит обратить внимание на такие специальности как «дизайн», «графический дизайн» или «видеодизайн». Программы обучения включают в себя такие дисциплины, как история искусств, основы моделирования и рендеринга в 3D-пакетах.
Если же вы планируете развиваться как промышленный 3D-дизайнер, то здесь будет актуальным инженерное образование по направлениям: «архитектура», «инженер-конструктор», «технолог машиностроения» и др. Здесь обычно изучают специализированный софт по САПР (ред.: системы автоматизированного проектирования), основы разработки технической документации и проектирования, сопромат и механику.
При этом академическое образование сегодня не обязательно. Многие работодатели смотрят на портфолио и глубину навыков. Но в любом случае тонкости профессии и базовые инструменты придется изучать отдельно.
Рациональнее осваивать профессию 3D-художник на дистанционных курсах, и тут можно отметить несколько направлений:
- промышленный 3D-дизайн: тут изучают проектирование, САПР для архитекторов и инженеров, особенности подготовки 3D-моделей к производству;
- 3D-дизайн в рекламе и полиграфии: изучают подготовку фотореалистичных визуализаций и создания готовых концептов, основы маркетинга в той части, что касается дизайна;
- 3D-художник для кинопроизводства и игровой индустрии: упор здесь сделан не только на моделирование, но и на анимацию, работу со спецэффектами и освещением.
Курсы позволяют освоить профессию за 6-9 месяцев. И при их выборе редакция Skillbox.by рекомендует в первую очередь обращать внимание на актуальность учебных программ и возможность собрать портфолио.
Полезные ресурсы от редакции Skillbox.by
Для того чтобы вы могли познакомиться с профессией поближе, редакция Skillbox.by собрала полезные ресурсы.
Интернет-ресурсы:
- Игромания Кино — Youtube-канал посвящен кино, автор уделяет много внимания компьютерной графике и спецэффектам;
- 3dEx — на этом Youtube-канале много видео посвящено моделированию в Maya и ZBrush;
- J Hill — Youtube-канал 3D-художника, он рассказывает о VFX, прорисовывании персонажей и рендеринге;
- motionographer.com — сайт посвящен моушн-дизайну и 3D-графике в кино;
- Creative Bloq | Art and Design Inspiration — блог для дизайнеров и моделлеров;
- Pix Cores — Art, 3D and AI — в этом блоге можно найти информацию о графическом дизайне;
- Behance — сеть для дизайнеров и фотографов, здесь можно посмотреть чужие работы и выложить портфолио.
Фильмы для развития насмотренности:
- «Планета Обезьян», «Парк Юрского периода», «Властелин колец» — чтобы оценить проработку персонажей;
- «Гравитация», «Чужой» — чтобы обратить внимание на работу с объектами;
- «Титаник» — в этом фильме художники поработали над водой, об этом мы упоминали выше;
- «Трон: Наследие», «Бегущий по лезвию 2049» — помимо нарисованного мира, CGI-художники этих картин омолодили героев, чтобы сохранить логическую связь с героями первой части фильмов.
- «Стражи Галактики», «Аватар» — фильмы, которые нарисованы более чем на 90%.
Осваивайте профессию «3D-художник» со Skillbox
Вы освоите 3D-моделирование и инструменты, которые необходимы для работы с трехмерной графикой. Научитесь создавать реалистичные текстуры в Substance Painter и ретушировать изображения в Photoshop. Узнаете, как моделировать в Autodesk Maya, Blender, ZBrush, Houdini и рендерить в Marmoset Toolbag. Разберетесь в специфике 3D-графики для игр и кино. Выполните восемь проектов.
Забрать доступ