Дизайн #Статьи

3 октября, 2025

Дизайн, технологии и главные имена в рекламах Прекрасной эпохи. / Skillbox Media

Дизайн, технологии и главные имена в рекламах Прекрасной эпохи.

Курс с трудоустройством: «Профессия Коммерческий иллюстратор»

Узнать больше

В парижском музее Орсе до 6 июля 2025 года проходит уникальная выставка «Искусство на улице» (L’art est dans la rue). Это мероприятие выделяется своим масштабом и глубоким исследованием, став первым в своем роде. В экспозиции представлены почти 230 работ известных художников второй половины XIX века, таких как Альфонс Муха, Тулуз-Лотрек, Боннар, Стейнлен и Шере. Выставка не ограничивается лишь демонстрацией архивных визуальных материалов, но также предлагает анализ золотого века художественного плаката. «Искусство на улице» позволяет зрителям лучше понять культурные и социальные изменения той эпохи, погружая их в атмосферу времени и искусства.

Театральные афиши с изображением Сары Бернар, реклама универмагов и объявления о новых романах Эмиля Золя создавали яркий и многогранный визуальный ландшафт столицы. Этот калейдоскоп не только привлекал внимание горожан, но и вызывал споры среди критиков, которые утверждали, что подобные элементы ухудшают имидж европейской столицы. В то время как реклама и афиши становились неотъемлемой частью городской жизни, они также отражали культурные изменения и социальные тенденции, что делало их важным объектом для анализа.

Реклама бель эпок представляет собой уникальное явление, отражающее культурные и социальные изменения своего времени. Этот период, охватывающий конец 19 — начало 20 века, стал важной вехой в развитии рекламной индустрии. Реклама того времени отличалась яркостью, креативностью и эмоциональной насыщенностью, что способствовало формированию нового взгляда на потребление.

В бель эпок реклама не только продавала товары, но и формировала общественное восприятие моды, стиля жизни и идеалов. Используя яркие образы и инновационные методы, такие как плакаты и печатная реклама, она привлекала внимание аудитории и оставляла длительное впечатление. Этот культурный феномен стоит изучать, так как он демонстрирует, как реклама может влиять на общественные настроения и формировать культурные тренды.

Понимание рекламы бель эпок помогает не только лучше осознать исторические контексты, но и извлечь уроки для современного маркетинга, где креативность и эмоциональная связь с потребителем по-прежнему играют ключевую роль.

«Весь Париж — лавка»

Парижский плакат второй половины XIX века представляет собой уникальное сочетание рекламной продукции и художественного выражения. Эти плакаты не только продвигали товары и услуги, но и служили важным элементом культурной жизни города. Яркие цвета, креативные иллюстрации и инновационные шрифты привлекали внимание публики, создавая эмоциональную связь с продуктами. Такие плакаты стали символом эпохи, отражая изменения в обществе и потребительских вкусах. Их изучение позволяет глубже понять развитие рекламы и искусства в XIX веке, а также влияние этих факторов на современное визуальное оформление.

В период активной индустриализации Европы и Америки наблюдается стремительное развитие транспортных систем. Это привело к тому, что как состоятельные люди, так и простые граждане начинают путешествовать в массовом порядке, как никогда ранее в истории человечества. Процесс буржуазизации продолжается, и всё больше людей получает доступ к новым возможностям передвижения и открытиям. Индустриализация не только меняет экономические условия, но и формирует новые социальные тенденции, способствуя росту мобильности населения и развитию туристической культуры.

Несмотря на политическую нестабильность, когда одна республика сменяет другую империю, Париж продолжает привлекать аристократов и нуворишей со всего мира, желающих наслаждаться модой, развлечениями и новыми впечатлениями. В ответ на запросы этих искушенных клиентов торговцы и антрепренеры, стремящиеся выжить в условиях социальных катаклизмов, предлагают разнообразные магазины, пассажи, театры и кабаре, создавая уникальную атмосферу для отдыха и шопинга. Париж остается культурным центром, где мода и искусство переплетаются, предлагая своим гостям незабываемые впечатления.

Местные жители являются важной частью клиентской базы. Женщины предпочитают развлекаться в дневное время, а мужчины часто ищут возможности для отдыха после работы и в выходные дни.

Теофиль Стейнлен. Афиши Шарля Верно. 1896 Изображение: The Museum of Modern Art

«Весь Париж — лавка», — отмечал русский поэт Евгений Баратынский. Город насыщен семейными магазинами, универмагами и пассажами, что создает уникальную атмосферу торговли. Яркая и привлекающая реклама стала важным элементом для успешной конкуренции в этом динамичном торговом пространстве. Париж, как центр моды и культуры, требует от своих предпринимателей креативного подхода к рекламе, чтобы выделиться на фоне множества предложений.

Создание произведений искусства всегда было важным аспектом жизни художников, графиков и литографов, стремящихся к славе и финансовой успешности в столице искусств. Стать салонным художником и привлечь внимание состоятельных заказчиков — задача непростая. Тем не менее, необходимость зарабатывать на жизнь заставляет их искать новые возможности и подходы в своей работе.

В современном мире бурной торговли и стремления публики к новым впечатлениям важную роль играют технологии печати. Эти технологии становятся основой для мастеров изобразительного искусства, позволяя им воплощать свои идеи в жизнь. Инновационные методы печати открывают новые возможности для художников, обеспечивая высокое качество и разнообразие форматов. Благодаря современным технологиям, искусство становится доступнее, а публика получает возможность наслаждаться работами мастеров в различных форматах и на разных носителях. В условиях активного рынка, технологии печати помогают создать уникальные произведения, привлекающие внимание и вызывающие интерес.

Литографические мастерские предоставляют возможность заказать крупноформатную печать, подходящую для заклеивания афишных стендов и целых стен зданий. Эти услуги позволяют создавать яркие и заметные рекламные материалы, которые эффективно привлекают внимание и передают необходимую информацию. Благодаря современным технологиям печати, такие форматы гарантируют высокое качество изображения и долговечность, что делает их идеальным решением для наружной рекламы.

Рекламные технологии XIX столетия

В третьей четверти XIX века по указанию Наполеона III в Париже началась масштабная реконструкция, которую возглавил барон Осман. Средневековая структура города была разрушена, чтобы освободить место для новых улиц и бульваров, а также для современных многоэтажных зданий. В результате этого процесса торцевые стены, к которым впоследствии пристраивались новые строения, зачастую оставались пустыми и использовались в качестве крупных рекламных площадок. Реконструкция Парижа не только изменила его архитектурный облик, но и создала новые возможности для бизнеса и рекламы, что способствовало развитию городской культуры и экономики.

На стены города наклеивались гигантские баннеры, напоминающие обои, состоящие из более мелких частей, напечатанных литографическим способом. Рекламные объявления также заполняли временные заборы, ограждающие строительные площадки в городе, который находился в процессе масштабной реконструкции. Этот визуальный хаос стал неотъемлемой частью городской среды, отражая динамику изменений и активное развитие инфраструктуры.

Джузеппе де Ниттис, «Площадь Пирамид. Фрагмент», 1896 год. Как видите, немногое изменилось с тех времён Изображение: musée d’Orsay

Реклама в XIX веке выходила за рамки размещения на стенах и заборах. Промышленные дизайнеры этого периода разрабатывали уникальные рекламные носители, которые привлекали внимание и эффективно передавали информацию о товарах и услугах. Эти креативные решения стали основой для формирования современного рекламного пространства, где эстетика и функциональность играют ключевую роль.

В 1868 году столичный печатник Габриэль Моррис получил разрешение от властей на установку тумб для расклейки театральных афиш. Его проект включал не только эстетическую функцию, но и практическое применение: внутри тумб дворники могли хранить мётлы и другие инструменты для уборки. Эти инновационные тумбы стали важной частью городской инфраструктуры, сочетая в себе элементы культуры и коммунального обслуживания.

Зелёные тумбы Морриса на фотографиях Парижа. Они до сих пор служат рекламным целям и за полтора века стали символом парижского городского ландшафта — например, как красные телефонные будки Лондона Фото: State Library of Victoria / Марина Закусилова для Skillbox Media
Афишная тумба Морриса у входа на выставку «Искусство на улице» в музее «Орсе» Парижа Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Эжен Валлен создал стенд для плакатов, представляющий собой деревянную резную конструкцию с изысканным дизайном в стиле ар-нуво. Этот стенд подчеркнул художественную ценность плакатов и стал важным элементом в оформлении интерьеров, привнося элегантность и стиль в любое пространство.

Эжен Валлин. Плакатный стенд, 1904 год Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Читайте также:

Стиль: визуальный путеводитель по эпохам

Визуальный стиль, отражающий различные эпохи, является важным аспектом истории искусства и дизайна. Каждое время имеет свои характерные черты, которые формируют уникальную эстетическую природу. От древнегреческой симметрии и ренессансной гармонии до современного минимализма – каждая эпоха привносит что-то новое в мир визуального восприятия.

Визуальный путеводитель по эпохам позволяет глубже понять, как культурные, социальные и технологические изменения влияли на искусство и дизайн. Обращая внимание на ключевые элементы, такие как цветовая палитра, текстуры и формы, мы можем увидеть, как они отражают дух времени. Например, в эпоху барокко преобладают роскошные детали и драматические контрасты, в то время как в эпоху модернизма акцент делается на функциональность и простоту.

Изучение визуальных стилей различных эпох не только обогащает наши знания о культуре, но и вдохновляет на создание новых произведений искусства. Важно понимать, как эти стили взаимодействуют друг с другом и как они продолжают влиять на современный дизайн. Визуальный путеводитель по эпохам станет ценным ресурсом для дизайнеров, художников и всех интересующихся историей искусства.

Литографические станки стали более совершенными, что привело к значительному улучшению печатных технологий. Реклама также акцентирует внимание на этом технологическом прогрессе, подчеркивая его влияние на качество печати и производительность. Современные литографические машины обеспечивают более точную и быструю печать, что позволяет удовлетворить растущие потребности рынка и повысить эффективность производственных процессов.

Художник Анри Гюстав Жоссо представляет новый печатный станок Camis. На первый взгляд, этот плакат может напоминать французский комикс второй половины XX века или поп-арт Роя Лихтенштейна 1960-х годов, однако на самом деле он был создан в 1897 году. Это произведение искусства демонстрирует инновационный подход к печати и визуальному восприятию, что делает его значимым как в историческом, так и в современном контексте.

Станок Camis способен создавать полноформатные печатные изображения, включая самые крупные рекламные материалы на одном листе. На графике изображен усатый литограф, погруженный в процесс работы — он представляет собой производителя, а не потребителя. Литограф выводит буквы адреса на камне в зеркальном порядке, что важно для корректного отображения при печати. Улыбку вызывает и его распластавшаяся на плите фигура с синим лицом. Это произведение можно считать предшественником поп-арта: оно сочетает в себе элементы принтов, тиражей, яркие насыщенные цвета и долю юмора. Применение таких художественных приемов подчеркивает оригинальность и креативность, что делает работы на станке Camis востребованными в мире современного искусства и рекламы.

Анри Гюстав Жоссо. Реклама печатного станка Camis. 1897 год Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

С высоты шестиэтажного здания на город устремлён огромный глаз. На боковой стене, выходящей фасадом на реку Сену, размещён рекламный баннер, предлагающий оформить кредит на сюртук, брюки и жилет. Этот визуальный акцент привлекает внимание прохожих и создаёт атмосферу современного городского生活а. Реклама одежды в кредит становится всё более популярной, что подчеркивает актуальность модных тенденций и потребительского интереса.

Рекламный плакат с заголовком «On donne à l’œil» имеет два значения во французском языке XIX века: «Отдаём бесплатно» и «Продаём в рассрочку». Это привлекает внимание покупателей, создавая ощущение доверия и возможности. Вы пришли, мы вас заметили, и теперь у вас есть шанс забрать костюм с возможностью оплаты позже. Такой подход подчеркивает уникальность предложения и делает его более привлекательным для целевой аудитории.

Это выражение схоже с русским «получить за красивые глаза». Здесь присутствует увлекательный двусмысленный копирайтинг и яркий образ глаза, которые привлекают внимание и побуждают посетить торговую улицу Риволи, чтобы хотя бы на миг заглянуть в её атмосферу. Улица Риволи предлагает уникальные возможности для шопинга и культурного обогащения, что делает её обязательной для посещения.

Реклама магазина одежды на фоне фотопанорамы Парижа на выставке «Искусство на улице» музея Орсе Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Отец французского плаката

Жюль Шере является основоположником французского рекламного плаката, оставившим значительный след в истории рекламы. Его работы, на которых изображены жизнерадостные девушки, напоминают «фантастические цветы, распустившиеся на плесени старых серых стен», как отмечали его современники. Эти яркие образы призывают людей посещать варьете, приобретать велосипеды, газовое топливо и сладости. Улыбки и игривые жесты моделей делают его плакаты запоминающимися и привлекательными, что способствовало развитию рекламного искусства во Франции.

Шере родился в семье типографа, и с юных лет проявил интерес к искусству. С 13 лет он начал обучаться литографии и трудился в мастерской, где печатали религиозные изображения. Однако его истинные предпочтения были иными, и он проводил время в парижских музеях, увлечённо разглядывая картины Ватто и Фрагонара, мастеров, создававших интимные и сентиментальные сценки. Это влияние лёгкого рококо отразилось в его дальнейшем творчестве, придавая ему уникальный стиль и глубину.

В возрасте 30 лет, в 1866 году, он открыл свою первую литографическую мастерскую в Париже, после того как посетил Лондон и изучил технику хромолитографии. В этой мастерской он начал печатать цветные плакаты, что стало важным этапом в его карьере и в развитии литографического искусства.

Под его руководством и по его эскизам были созданы образы известных французских брендов XIX века, таких как кабаре «Мулен Руж», кафе «Тамбурин», какао «Лара» и экспозиции Всемирной выставки. Эти творения стали символами своей эпохи и продолжают вызывать интерес у современного зрителя, отражая богатую культурную историю Франции.

Жан Жюль Шере. Афиша «Мулен Руж». 1890 год Изображение: Spencer Museum of Arts

Изучите дополнительные материалы:

Эйфелева башня — знаковая достопримечательность Парижа и один из самых известных символов Франции. Эта железная конструкция высотой 300 метров привлекает миллионы туристов каждый год. Построенная в 1889 году по проекту инженера Густава Эйфеля, башня стала настоящим шедевром инженерного искусства и архитектуры.

Эйфелева башня изначально была задумана как временная выставочная конструкция для Всемирной выставки в Париже, но со временем завоевала популярность и стала постоянной частью городского пейзажа. Башня состоит из 18 038 металлических деталей, соединенных более чем 2,5 миллиона заклепок. Каждый уровень башни предлагает уникальные виды на Париж, что делает её популярным местом для фотографий и романтических прогулок.

Посетители могут подняться на смотровые площадки, чтобы насладиться захватывающими видами на город, а также узнать больше о её истории и строительстве в музеях, расположенных внутри конструкции. Эйфелева башня освещается каждую ночь, создавая волшебную атмосферу, что делает её особенно привлекательной для вечерних посещений.

Эта уникальная достопримечательность не только символизирует Париж, но и является важной частью культурного наследия Франции, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов со всего мира.

Шере значительно упростил процесс создания афиш, внедрив технологию, позволяющую получать оттиск с использованием двух красок на одном литографическом камне. В своей работе он применил технику крапления, что обеспечивало воздушность и плавные переходы оттенков. Для этого камень обрабатывался с целью создания пористой текстуры, что позволяло краске отпечатываться не сплошной заливкой, а в виде множества точек, что напоминает современные растровые изображения. Такой подход не только улучшил качество печати, но и расширил художественные возможности литографии.

На афише бал-маскарада на Монмартре, датируемой 1890 годом, изображены красные, синие и жёлтые точки, которые, будучи рассмотренными с расстояния, образуют оранжевые, сиреневые и малиновые оттенки. Этот визуальный эффект демонстрирует мастерство использования цвета и его восприятия, характерное для искусства конца 19 века. Афиша не только привлекает внимание яркими цветами, но и отражает атмосферу того времени, когда балы и маскарады становились важной частью культурной жизни Парижа.

Жан Жюль Шере. Фрагмент «Элизе Монмартр. Бал-маскарад», 1890 год Изображение: Public Domain

Реклама «Саксолина», безопасного топлива для газовых ламп, демонстрирует удачное сочетание цветов. Глубокий синий в тенях платья передает его бархатную текстуру, а желтые рукава-жиго, соответствующие моде того времени, ярко освещены светом лампы. Коралловый фон стены добавляет тепла и уюта, что идеально соответствует характеристикам топлива для газовых ламп. Подобное использование цветовых решений подчеркивает как эстетическую, так и функциональную ценность «Саксолина», делая его привлекательным выбором для потребителей.

Героиня изображения наполнена динамикой: складки ее платья напоминают морские волны с пеной, как в известных японских гравюрах. В то же время лампа и заголовок Saxoleine представляют собой устойчивые и стабильные элементы, что создает чувство доверия к бренду. Здесь проявляется важность психологии цвета и формы, которые формируют восприятие и эмоциональную связь с продуктом.

Жан Жюль Шере. Афиши «Саксолин» и «Элизе Монмартр. Бал-маскарад», 1890-е Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Покупай, ешь, гоняй

«Женщина бессильна против рекламы, и её фатально влечет ко всякому шуму», — утверждал герой Эмиля Золя в романе «Дамское счастье», опубликованном в 1883 году. В этом произведении автор раскрывает внутреннюю жизнь парижского универмага, который поглощает соседние магазины тканей, перчаток и зонтиков. В результате покупатели получили возможность приобретать все необходимые товары в одном месте. Снижение цен в универмагах компенсировалось увеличением товарооборота, что сделало их привлекательными для широкой аудитории. Это явление стало поворотным моментом в торговле, открыв новые горизонты для потребительского поведения и маркетинга.

Литературный образ универмага «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière) во многом основан на реальном магазине, который предлагал готовые платья по доступным ценам. Концепция «несколько размеров одного фасона» стала новым удобством для покупателей XIX века, открывая возможности для модного выбора и упрощая процесс покупки одежды. Этот подход к продаже женской одежды отражает изменения в потребительских привычках и восприятии моды в то время, что делает его важным элементом культурного контекста эпохи.

Универмаг La Belle Jardinière в 1978 году. На заднем плане ещё один старинный универмаг La Samaritaine Фото: Роджер-Виолле / Парижский фотограф / Forum des images / Google Arts and Culture
Реклама универмага «Прекрасная садовница» Изображение: Public Domain

Универмаг La Belle Jardinière регулярно издает сезонные каталоги одежды, которые отличаются яркими иллюстрациями. На обложке зимнего выпуска изображена женщина в пальто, катающаяся на коньках, а весенний номер украшает портрет девушки с длинными рыжими волосами, напоминающей персонажей прерафаэлитов, на фоне цветущего сада. Эти каталоги не только демонстрируют актуальные модные тенденции, но и вдохновляют покупателей на создание стильных образов в любое время года.

Фотография появилась во второй половине XIX века, и к концу столетия начал формироваться фешен-жанр. Однако массовая полутоновая печать снимков в прессе стала распространенной лишь в XX веке. В это время художники-графики продолжают создавать новые коллекции, рисуя сюжетные сценки. Эти изображения помогают клиентам понять, какой наряд будет уместен в различных обстоятельствах для мужчин, женщин и детей. Таким образом, графическое искусство и мода тесно переплетаются, формируя визуальную культуру своего времени.

Эжен Грассе, швейцарский художник и график, работал в Париже и создавал яркие рекламные материалы для универмага. Его работы также были изданы в виде календаря, где изображены девушки, ухаживающие за садом в разные времена года. Эти календари стали настоящими произведениями искусства, демонстрируя мастерство Грассе в передаче атмосферности и сезонных изменений.

Эжен Грассе, серия «Месяцы». «Апрель», «Февраль», 1896 год Изображение: Wikimedia Commons

Реклама сладостей всегда вызывала улыбку у юных красавиц и детей. Специалисты по рекламе XIX века поняли, что образы детей привлекают внимание женщин к рекламным плакатам. В результате в рекламных материалах печенья, производимого фабрикой, основанной в Нанте в 1846 году, появился образ мальчика в берете с корзинкой. Этот подход стал эффективным инструментом для привлечения аудитории, подчеркивающим ассоциации с невинностью и радостью детства.

Аббревиатура LU (инициалы основателей) вскоре стала так прочно ассоциироваться с брендом, что длинное название компании Lefèvre-Utile Biscuits было забыто. Руку к этому приложил и Альфонс Муха, использовавший впервые это сокращение, и Фирмен Буиссе, нарисовавший школьника, которого до сих пор печатают на шоколаде печенья LU. Слева реклама печенья «Лу» на выставке «Искусство на улице» и плакат Фирмена Буиссе «Маленький школьник», 1897 год. Справа печенье «Лу» в наши дни Изображение: Mondelēz International

Муха также украсил металлические коробки для печенья, которые стали необходимым элементом в сервантax с чайной посудой. Эти декоративные коробки не только привносят эстетическую ценность, но и служат практичным решением для хранения сладостей. Использование таких коробок подчеркивает стиль и гармонию сервировки, делая чаепитие более изысканным.

Эстетика быта в эпоху ар-нуво формировалась так, что теперь уже не нужно было быть состоятельным аристократом или буржуа, чтобы обладать предметом, созданным с участием известного художника. Массовое производство декорированных предметов быта, таких как зеркала, табакерки и календари, способствовало развитию вкусов широкой публики. Это явление сделало искусство доступным для более широкого круга людей, формируя новый взгляд на повседневную жизнь и интерьер.

Альфонс Мария Муха, реклама для Lefèvre-Utile Biscuit Co, 1896 год. Альфонс Мария Муха, ведёрко для печенья в стиле ар-нуво, 1904 год Изображение: Art Renewal Center Museum / Марина Закусилова для Skillbox Media

Читать также:

Модерн, или арт-нуво, представляет собой художественное и архитектурное направление, возникшее в конце XIX — начале XX века. Этот стиль отличает стремление к гармонии и органичности, что проявляется в изысканных формах, плавных линиях и использовании природных мотивов. Модерн акцентирует внимание на эстетике и функциональности, сочетая искусство и ремесло. В архитектуре модерн характеризуется свободной композицией, асимметрией и оригинальными декоративными элементами, что делает здания уникальными и запоминающимися. Кроме того, этот стиль нашел свое выражение в графическом дизайне, мебели и ювелирных изделиях, создавая целостный художественный образ. Модерн стал ответом на индустриализацию и массовое производство, стремясь вернуть индивидуальность и ручной труд в искусство.

Безопасные велосипеды с пневматическими шинами появились в Прекрасную эпоху и стали символом новой свободы. Интересно, что женские образы на велоплакатах отражали идеи первой волны эмансипации: женщины за рулем не испытывали ограничений от многослойных юбок и пышных рукавов. Эти изображения подчеркивали стремление женщин к независимости и активному образу жизни, что стало важным шагом в их борьбе за равноправие. Велосипед стал не только средством передвижения, но и символом перемен, который способствовал изменению общественного мнения о роли женщин в обществе.

Подборка реклам велосипедов с выставки «Искусство на улице». Альфонс Мария Муха, реклама велосипедов «Перфекта», 1902 год Изображение: Марина Закусилова для Skillbox Media / Public Domain

Афиша Второго Салона велосипедов, проходившего во Дворце промышленности в 1894 году, была создана импрессионистом и графиком Жаном-Луи Форэном. Плакаты, оформленные Эженом Грассе в 1899 году и Альфонсом Мухой в 1902 году, привлекли внимание благодаря своим элегантным изображениям женщин. В то время как Анри Тулуз-Лотрек представил в своей рекламе мужскую гонку, подчеркивая динамичность и азарт велосипедного спорта. Эти произведения искусства не только рекламировали событие, но и отражали культурные тенденции своего времени, демонстрируя, как велосипед стал символом свободы и прогресса.

Анри Тулуз-Лотрек, реклама велосипедных цепей «Симпсон», 1896 год. Велосипедные гонки в 1890-е были популярны у высшего и среднего класса Франции. Компания Simpson утверждала, что её цепи помогают увеличить скорость и избежать поломок на трассе. Художник Анри Тулуз-Лотрек благодаря другу — владельцу велодрома познакомился с Луи Бугле, французским представителем производителя велосипедных цепей. Бугле даже сопровождал Лотрека в Лондон, чтобы встретиться с членами гоночной команды Simpson, но в итоговой версии всё-таки появился французский гонщик Констант Юре. На заднем плане слева — две команды, задающие ритм, на пятиместных квинтуплетах. В центре поля — сам владелец компании Simpson Луи Бугле Изображение: Public Domain

Как Альфонс Муха создал икону

На Рождество 1893 года Альфонс Муха, имея за плечами шесть лет работы в Париже в качестве иллюстратора, получил заказ от театра «Ренессанс» на создание афиши для спектакля «Жисмонда». Премьера уже состоялась, однако Сара Бернар, исполнявшая главную роль, осталась недовольна эскизом, предложенным типографией. В то время как другие художники отказывались от нового заказа в преддверии праздников, Альфонс Муха согласился, хотя и выполнил работу в спешке. Этот проект стал важным этапом в его карьере и открыл новые горизонты в мире театральной графики, укрепив его репутацию как одного из ведущих представителей арт-нуво.

Работа стала важным этапом на пути к популярности художника. Дива была завоевана, и Альфонс Муха занял должность главного декоратора театра. В последующие годы он создал множество знаковых афиш для таких спектаклей, как «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет», «Лорензаччо» и другие. Эти работы не только укрепили его репутацию, но и оказали значительное влияние на развитие театрального искусства и графического дизайна.

Альфонс Мария Муха. Афиши к спектаклям Сары Бернар в театре Renaissance: «Жисмонда», «Дама с камелиями», «Медея» Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Сара Бернар считается первой актрисой, которая осознанно контролировала свой имидж в медиа. С ростом её популярности возросли и требования к рекламе: она стремилась к качественным изображениям, отражающим её талант и красоту. Эффектные образы актрисы, о которой обсуждали в Европе и Америке, привлекали внимание к афишам и способствовали увеличению её славы, а также повышали интерес к художникам, создававшим эти визуальные материалы.

Альфонс Муха не просто создавал привлекательные изображения, он занимался концептуальной графикой. В своей рекламе для «Жисмонды» он использовал портрет актрисы, дополненный знаковым символом пьесы — пальмовой ветвью. На плакате «Медеи» акцент был сделан на кинжале. Муха обрамлял голову героини полукругами, что позволяло сосредоточить внимание зрителя на её образе. Пространство вытянутой афиши он украшал растительными орнаментами и паттернами, заимствованными из античной мозаики, используя приглушённые серебряно-золотые оттенки. Такой подход к дизайну позволял ему создавать визуально привлекательные и выразительные работы, которые до сих пор восхищают зрителей.

Муха привнес в плакатный жанр изящество и благородство академического искусства, благодаря чему афиши превратились в настоящие произведения искусства на улицах Парижа. Эти художественные работы стали доступны всем — как аристократам, так и буржуа, студентам и рабочим. Муха сделал плакат не просто рекламным носителем, а важной частью городской культуры и визуального искусства, открыв новые горизонты для восприятия и творчества.

Муха активно формировал и продвигал стиль ар-нуво, влияя на визуальный вкус парижан всех слоев общества. Его работы стали символом эстетической революции, способствуя популяризации этого художественного направления в Париже и за его пределами. Ар-нуво, отличающийся изысканными линиями и природными мотивами, получил широкое признание благодаря усилиям Мухи.

Имя художника и название типографии часто встречаются на плакатах. Афиша «Жисмонда», напечатанная литографическим методом с использованием шести камней типографии Lemercier, имеет размеры 200 на 70 см. Эта работа представляет собой музу Прекрасной эпохи в полный рост, облаченную в золотистые оттенки, которые согревают и украшают серый и пасмурный январский Париж.

Афиши привлекали внимание и становились объектом обсуждения. Коллекционеры не гнушались подкупать расклейщиков, чтобы заполучить редкие экземпляры. Некоторые даже срезали афиши в ночное время. С течением времени афиши стали восприниматься не просто как рекламные материалы, а как полноценные произведения искусства, обладающие исторической и культурной ценностью.

Альфонс Мария Муха. Афиша к спектаклю «Жисмонда», 1895 год. Композиция плакатов Мухи создавала божественный образ примы: она изображена в вертикальной рамке, как святая в вытянутой нише храма, неизменные «нимбы» дополняли этот образ и делали из актрисы икону Изображение: Public Domain

Как Тулуз-Лотрек попрал каноны

Альфонс Муха своей композицией заставляет зрителя восхищаться примой Сарой Бернар, создавая ощущение взгляда снизу вверх. В противоположность ему, Анри Тулуз-Лотрек предлагает погрузиться в мир танца артистов, представляя их как представителей более низкого жанра. Обе работы отражают различные аспекты артистической жизни и привлекают внимание к уникальным характеристикам своих героев, создавая тем самым контраст между высоким и низким искусством.

Осенью 1891 года была создана афиша для открытия кабаре «Мулен Руж». В ней смело и фотографично запечатлены планы: на первом плане танцор Валентин, известный под прозвищем Бескостный, позирует в динамичной позе. За ним выделяется яркая и детально проработанная фигура Ла Гулю, поднявшей белоснежные подъюбники. На заднем плане черной полосой представлена толпа посетителей, создающая атмосферу праздника и оживления. Эта афиша стала символом нового театрального искусства и привлекла внимание публики к уникальному месту, которое впоследствии стало культовым.

Три основных элемента — нос и кисть танцора, а также нога артистки в красном чулке — пересекаются в одной точке, создавая баланс с другой доминантой, которой является профиль Ла Гулю. Эта композиция подчеркивает динамику и выразительность элементов, объединяя их в единое целое.

Анри Тулуз-Лотрек. Афиша «Мулен Руж» с Ла Гулю,1891 год Изображение: Indianapolis Museum of Art at Newfields / The Metropolitan Museum of Art / Google Arts and Culture

Плакаты Анри Тулуз-Лотрека отличает высокая экспрессивность, что соответствует духу постимпрессионизма. Его работы представляют собой постимпрессионизм с многослойной композицией и смелым кадрированием. Создавая плакат для канкана, Лотрек нарушил не только традиционные художественные каноны, но и принятые нормы буржуазной эстетики ар-нуво. Его плакаты стали символом эпохи, отражая динамику ночной жизни и атмосферу кабаре, что позволило им занять особое место в истории искусства и дизайна.

«Трупа мадмуазель Эглантин». Анри де Тулуз-Лотрек, 1895 год Изображение: Metropolitan Museum of Art

В конце XIX века Жюль Шере осознал ценность афиш как художественного материала и интерес публики к ним. Он начал издавать коллекцию лучших работ парижских авторов в уменьшенном формате под названием «Мастера плаката» (Les Maîtres de l’affiche). Успех этой серии привлек внимание других издателей, которые последовали его примеру, что способствовало популяризации афиш как искусства и их распространению среди широкой аудитории. Это явление стало важным этапом в развитии рекламной графики и визуальной культуры того времени.

На блошиных рынках Парижа постеры рубежа XIX–XX веков продолжают пользоваться популярностью. Они являются уникальным способом передать атмосферу Прекрасной эпохи, когда шуршание юбок и звяканье монет наполняли улицы города. Эти исторические артефакты привлекают коллекционеров и любителей старины, создавая возможность прикоснуться к прошлому и ощутить дух времени. Постеры не только украшают интерьеры, но и служат ценным объектом для изучения культуры и искусства той эпохи.

Реклама услуг фотографа Сескау. Анри Тулуз-Лотрек, 1894 год Изображение: Metropolitan Museum of Art

Узнайте больше о дизайне в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить интересные материалы и обновления!

Читать также:

  • Осторожно, модерн! История дизайна, самое начало
  • История дизайна: 1910–1920-е годы
  • Постеры к кино: искусство, маркетинг и жёлтый
  • «Большая волна в Канагаве» Хокусая: всё о картине

Профессия Коммерческий иллюстратор

Вы научитесь профессионально создавать коммерческие иллюстрации, персонажей и анимацию. Выберете специализацию и подготовите портфолио. Узнаете, как продвинуть личный бренд и сделать иллюстрацию основным источником дохода.

Узнать подробнее