Интервью Илья Рудерман / Skillbox Media
Илья Рудерман рассказал об истории магазина type.today, сложностях шрифтового бизнеса в России и тенденциях в мировой типографике.
Содержание:
Научитесь: Шрифт в дизайне
Узнать большеИлья Рудерман — известный дизайнер шрифта и графический дизайнер, обладающий глубокими знаниями в области кириллицы. Он стал соучредителем шрифтовой студии CSTM Fonts и интернет-магазина шрифтов type.today в партнерстве с Юрием Остроменцким. Специализация Ильи включает разработку уникальных шрифтов и графических решений, что делает его экспертом в своей области. Благодаря его работе, многие дизайнеры и компании получили доступ к качественным шрифтам, подходящим для различных проектов.
В ходе интервью вы получите информацию о:
- зачем дизайнерам понадобился свой магазин шрифтов;
- почему шрифтовые дизайнеры ― просветители;
- почему кириллица ― «странный зверёк»;
- выгодно ли заниматься шрифтовым бизнесом в России.
О создании шрифтовой студии CSTM Fonts
Восемь лет назад Юрий Остроменцкий и я приняли решение покинуть все текущие проекты и основать собственную шрифтовую студию. В 2014 году мы создали CSTM Fonts. Ранее мы на протяжении многих лет занимались разработкой заказных шрифтов, создавали кириллицу для западных студий и предоставляли консультации по вопросам кириллицы. Наша цель заключалась в том, чтобы предложить высококачественные и уникальные шрифты, соответствующие современным требованиям дизайна и типографики.
Изначально все работы в студии выполняли только мы с Юрой, но за последние пару лет наша команда значительно расширилась. Теперь мы рады приглашать молодых и талантливых авторов, которые вносят свежие идеи и креативные решения. Среди них дизайнеры Аня Данилова, Миша Струков, Никита Канарёв, Толя Дудко, Даша Зоркина и Ольга Панькова. Наша студия стремится создавать высококачественный контент, и сотрудничество с новыми специалистами позволяет нам достигать лучших результатов.
Создание шрифта является сложным и трудоемким процессом, который может занимать до года. Наша цель не заключается в массовом производстве шрифтов; мы акцентируем внимание на их качестве и оригинальности. Каждый шрифт, который мы создаем, проходит тщательную разработку, что позволяет достичь уникального стиля и высокой читаемости. Мы стремимся предложить нашим пользователям не просто шрифты, а настоящие произведения искусства, которые будут выделяться на фоне стандартных решений.
Об истории магазина type.today
Первым шрифтом, разработанным в CSTM Fonts, стал Kazimir. Изначально мы выпустили его на платформе MyFonts, однако вскоре осознали, что данная площадка не соответствует нашим ожиданиям. Несмотря на высокие роялти, MyFonts практически не предлагает поддержки в продвижении шрифта, предоставляя лишь доступ к своей аудитории. Отсутствие экспертизы приводит к тому, что качество шрифта не выделяется на фоне других. В результате наши высококачественные проекты оказываются в одном ряду с менее проработанными работами, созданными за короткое время. В таком большом объёме различных шрифтов пользователям сложно ориентироваться, и действительно качественные разработки теряются среди обилия новинок. Мы стремимся к тому, чтобы выделять свои шрифты и обеспечивать их должное представление, чтобы пользователи могли легко находить и оценивать нашу работу.
Кириллическому шрифтовому рынку не хватает качественного маркетплейса и экспертизы, способной обеспечить надежность и отбор актуальных шрифтов. В ответ на эту потребность мы создали свою уникальную коллекцию. В 2016 году был запущен магазин type.today, который предлагает широкий ассортимент шрифтов, отбирая только лучшие и наиболее актуальные варианты. Наша цель — предоставить дизайнерам и разработчикам доступ к качественным шрифтам, которые соответствуют современным требованиям и эстетике.
Кристиан Шварц, известный дизайнер шрифта и один из основателей студии Commercial Type, оказал нам неоценимую помощь в самом начале нашего проекта. Он предоставил разрешение на распространение своих шрифтов на кириллическом рынке, что позволило нашей идее открыть небольшую витрину перерасти в нечто более значимое и масштабное. Благодаря этому сотрудничеству мы смогли предложить качественные шрифты и расширить наши возможности в сфере графического дизайна.
В начале работы мы столкнулись с множеством трудностей, так как приходилось осваивать абсолютно все аспекты бизнеса. К счастью, в команде оказались профессионалы своего дела. Ирина Иванова разработала оригинальный логотип в виде дырочки, а студия Perushev & Khmelev обеспечила качественную разработку сайта. Пётр Сутупов создал стильный и лаконичный дизайн, который подчеркнул уникальность нашего проекта. Ирина и Даниил Рудерманы занимались юридическими аспектами, подготовив лицензионные соглашения и необходимые документы. Этот стартовый период занял около года, в течение которого мы смогли закладывать основы успешного бизнеса.
О каталоге tomorrow
Tomorrow — это подпроект type.today и вторая коллекция экспериментальных шрифтов. Этот проект открывает новый мир с уникальными особенностями. Витрина существует всего полтора года и ориентирована на яркие, быстрые и оригинальные шрифты. Хотя у них может не быть масштабного охвата или сложных функций, они обладают выразительной графической идеей. Такой подход дает возможность привлекать молодых талантливых дизайнеров.
В нашем проекте действует экспериментальная система лицензирования на основе пакетного принципа. Эта система предоставляет покупателям возможность получить полные права на использование шрифта с максимальным удобством и скоростью. Вся необходимая информация представлена в одной лаконичной таблице, что упрощает процесс выбора и приобретения лицензии.
Страница Tomorrow в Instagram представляет собой уникальную платформу, где пользователи могут ознакомиться с последними трендами и новостями в мире технологий и инноваций. Здесь вы найдете актуальную информацию о стартапах, новых продуктах и идеях, которые формируют будущее. Подписавшись на нашу страницу, вы получите доступ к эксклюзивным материалам, интервью с экспертами и аналитическим статьям. Мы стремимся создать сообщество единомышленников, заинтересованных в новых возможностях и решениях. Присоединяйтесь к нам, чтобы не пропустить важные обновления и быть в курсе самых значимых событий в сфере технологий.
У Tomorrow есть официальный аккаунт в Instagram, который ведёт третий участник проекта — дизайнер Тимур Зима. В этом аккаунте Тимур публикует интервью и делится работами начинающих типографов и дизайнеров, а также репостит их творчество. В сотрудничестве с музыкантами он создаёт специальные плейлисты. Кроме того, Тимур регулярно демонстрирует красивые визуализации шрифтов из своей коллекции. Этот аккаунт является отличной площадкой для вдохновения и обмена идеями в сфере дизайна и типографики.
О шрифтах type.today и tomorrow
В основной коллекции type.today представлено около 60 шрифтовых семейств, а в каталоге tomorrow можно найти 15. Мы не стремимся к количеству, а акцентируем внимание на качестве, особенно в области кириллицы, и актуальности дизайна шрифтов. Это позволяет нам предлагать пользователям только лучшие шрифты, соответствующие современным требованиям и тенденциям.
О журнале type.today
У нас есть журнал, который стал платформой для множества интересных инициатив. Каждый месяц мы приглашаем молодого дизайнера или студию управлять нашим Instagram-аккаунтом, публикуя ежедневно изображения шрифтов из нашей коллекции. После этого мы проводим интервью, в котором временные владельцы аккаунта делятся своими впечатлениями о работе с нашими шрифтами и рассказывают о себе. Это отличная возможность не только продвигать наши шрифты, но и знакомить аудиторию с талантливыми дизайнерами и студиями, что способствует развитию творческого сообщества.
Мы активно инвестируем в образование и просвещение, объясняя, почему стоит выбирать наши шрифты и чем они выделяются на фоне других. В нашем контенте мы делимся советами о том, как отличить качественный шрифт от некачественного, а также рассматриваем правила микротипографики и нюансы лицензирования. Мы публикуем подборки актуальных новостей из профессионального сообщества, проводим интервью с шрифтовыми и графическими дизайнерами, исследуя, что представляет собой современный и востребованный шрифт.
Журнал играет ключевую роль в нашей деятельности, служа платформой для экспертизы на кириллице. С самого начала мы публикуем материалы на русском и английском языках, что позволяет расширить аудиторию и обеспечить доступ к информации для профессионалов по всему миру. Мы убеждены, что профессиональное сообщество должно быть свободным от границ — будь то географические, политические или социальные ограничения. Наша цель — создать пространство для обмена знаниями и опытом, способствуя интеграции и сотрудничеству между специалистами разных стран.
Наша цель — обеспечить полное погружение читателей, использующих кириллицу, в международный контекст. Мы стремимся, чтобы англоязычные читатели могли узнать о множестве интересных, свежих и уникальных событиях, происходящих на постсоветском пространстве.
О латинице и кириллице
Латиница и кириллица для нас представляют собой единую систему. Мы уверенно и профессионально работаем как с латинским, так и с кириллическим алфавитом, обеспечивая высокое качество текста на обоих языках.
Кириллица обладает уникальными особенностями, которые делают её интересной и многогранной. Её можно сравнить с гравицапой — фантастическим устройством из фильма «Кин-дза-дза!». Эта письменность представляет собой смесь различных элементов. История кириллицы включает заимствования из других систем письменности, таких как глаголица, греческий, латинский и еврейский алфавиты. В результате получилась своеобразная система, наполненная внутренними традициями, что делает её вариативной и адаптивной. Кириллица имеет свой уникальный голос, а также свои возможности и ограничения, что отражает богатство и разнообразие языковой культуры.
Об особенностях шрифтового бизнеса в России
Ведение шрифтового бизнеса в России сопряжено с многочисленными трудностями и значительными затратами. Бюрократические процедуры, частые изменения законов и регламентов, а также рост налогов создают сложную деловую среду. Дополнительные сложности вносят валютные ограничения, которые негативно сказываются на операционной деятельности. Например, проблемы с онлайн-кассами вынуждают отправлять покупателям несколько чеков вместо одного, как это происходит в большинстве стран. В результате, время и ресурсы, которые могли бы быть направлены на разработку новых и уникальных шрифтов, уходят на решение бюрократических вопросов. Это негативно влияет на креативность и развитие бизнеса в сфере шрифтопечатания.
Несмотря на трудности, наш шрифтовой бизнес остается основным источником дохода, что позволяет нам продолжать развиваться и удерживаться на плаву.
Какой был бы бизнес без кризисов и экономической деградации? Безусловно, он мог бы значительно развиваться. В условиях экономических трудностей компании часто начинают сокращать расходы, и дизайн становится одной из первых жертв этого процесса. Это объясняет высокий спрос на бесплатные шрифты, что, в свою очередь, приводит к снижению уникальности и качества проектов. Важно понимать, что качественный дизайн играет ключевую роль в успешности бизнеса, и экономия на нем может негативно сказаться на имидже и конкурентоспособности компании. Поэтому стоит искать баланс между экономией и качеством, чтобы не потерять индивидуальность и привлечь целевую аудиторию.
Я уверен, что впереди светлое будущее для шрифтовых студий, магазинов и всей индустрии шрифтов. Мы увидим, как кириллические страны станут экономически сильными, что позволит им инвестировать в культуру и реализовывать успешные проекты. Инвестиции в шрифтовой бизнес могут значительно повлиять на развитие дизайна и визуальной идентичности, создавая новые возможности для творчества и инноваций.
Компании в этих странах должны иметь доступ к качественным тиражным и заказным шрифтам, а не полагаться исключительно на коллекцию Google Fonts. К сожалению, кириллическая часть этой коллекции оставляет желать лучшего. В нашем журнале мы даже создаем рубрику, в которой рассматриваем бесплатные шрифты, рекомендуя те, которые действительно могут быть использованы, и отказываясь от тех, которые не соответствуют стандартам. Такой подход помогает дизайнерам находить подходящие решения и улучшает качество визуального оформления их проектов.
О будущем студии, магазина и журнала
В будущем мы намерены продолжать нашу работу, сосредоточив усилия на инвестировании в просветительские проекты и поддержку талантливых дизайнеров в сфере шрифтов. Наша цель — создать благоприятные условия для профессионального роста и развития специалистов, что поможет улучшить качество шрифтовой продукции на рынке.
Магазин type.today имеет двойную цель: собирать самые актуальные и качественные кириллические проекты со всего мира и знакомить общество с талантливыми кириллическими дизайнерами. Мы продолжим активно развивать эти направления, чтобы продвигать кириллический дизайн на международной арене.
О тенденциях в мировой типографике
В современном шрифтовом дизайне и типографике наблюдается значительное уменьшение традиционных канонов и правил, что способствует проявлению экспериментов и творческой свободы. Дизайнеры смело комбинируют различные графические элементы, создавая уникальные шрифты, которые ранее казались невозможными. Эти инновационные подходы не только привлекают внимание, но и способствуют популярности новых шрифтов. Ярким примером этого является коллекция Tomorrow, которая демонстрирует смелые решения и оригинальные концепции в шрифтовом дизайне.
Уровень шрифтового дизайна и компетенций на рынке постоянно растёт, что приводит к улучшению качества и усложнению шрифтов. Современные технологии изменяют подходы к шрифтовому дизайну. В 2016 году был представлен формат вариативных шрифтов, который позволяет создавать условно живые и анимированные текстовые решения. Молодые дизайнеры всё активнее исследуют возможности шрифтов, что способствует росту конкуренции и появлению инновационных идей в этой области.
Шрифт в дизайне
Вы узнаете тонкости подбора шрифтов в дизайне, разберётесь в лицензиях — и получите новый эффективный рабочий инструмент.
Узнать подробнее