История одного дизайна. «Рабочий и колхозница» / Skillbox Media
Образы нового человека.
Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать большеВ разделе «История одного дизайна» мы исследуем выдающиеся объекты дизайна, акцентируя внимание на предпосылках их создания, значении и влиянии на эволюцию визуальной культуры. Мы делимся интересными фактами и анализируем, как эти дизайнерские решения формировали не только эстетические, но и функциональные аспекты окружающего нас мира. Каждый объект дизайна — это не просто произведение искусства, а важный элемент, который отражает культурные и социальные изменения своего времени.
Монумент «Рабочий и колхозница» является одним из трех ключевых советских памятников, наряду с «Родина-мать» и «Воин-освободитель». Этот памятник, созданный великими мастерами, представляет собой символ нового человека, воспитанного в духе коммунистических идеалов. Две динамичные фигуры, изображенные в движении, олицетворяют труд, единство и стремление к процветанию общества. Монумент не только отражает исторические реалии своего времени, но и служит важной частью культурного наследия, привлекающей внимание туристов и исследователей.
Создание
Композиция «Рабочий и колхозница» была создана для Всемирной выставки искусств и техники 1937 года в Париже. В условиях настороженного отношения международного сообщества к Советскому Союзу, советское правительство стремилось максимально эффективно представить свою страну. Эта скульптура символизирует единство рабочего класса и крестьянства, отражая идеи социалистического реализма и прогресса. Проект стал важной частью культурной дипломатии СССР, демонстрируя достижения советской индустриализации и коллективизации.
Памятник являлся идеологической и композиционной доминантой советского павильона. Высота скульптуры составляет 25 метров, и она установлена на 34-метровом постаменте, расположенном напротив павильона Германии, увенчанного фашистским орлом. Этот монумент стал важным символом противостояния идеологий и культурных конфликтов своего времени.
Памятник «Рабочий и колхозница» является результатом сотрудничества двух выдающихся авторов. Концепция и эскиз памятника были разработаны советским архитектором Борисом Иофаном, известным своими проектами «сталинских высоток». Скульптура была реализована в пластической форме талантливым скульптором Верой Мухиной. Этот monument олицетворяет единство труда и сельского хозяйства, символизируя стремление к социалистическому будущему.
Иофан черпал вдохновение из двух значимых исторических примеров. Первый — это древнегреческая статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона. Эти две фигуры, стоящие спиной друг к другу, демонстрируют динамику, выставив одну ногу вперёд и подняв руку с мечом. Второй пример, оказавший влияние на творчество Иофана, — Ника Самофракийская, мраморная скульптура, которая изображает богиню победы в движении, как будто она стремительно шагает вперёд. Эти классические произведения искусства олицетворяют идеи силы и динамики, что стало основой для творчества Иофана.
Идея
Памятник представляет собой скульптурную группу, состоящую из двух фигур — мужской и женской, которые стоят плечом к плечу, поднимая над головами серп и молот. Эти образы символизируют две ключевые социальные силы, обеспечившие приход большевиков к власти — крестьян и рабочих. Скульптура не только отражает исторический контекст, но и служит напоминанием о значимости этих классов в революционных событиях.
Колхозница создана на основе образа 18-летней комсомолки, а для мужской фигуры был использован прототип танцора балета. Изначально скульптуры были представлены в обнаженном виде, но комиссия, ответственной за утверждение памятника, потребовала их облачения. В результате Вера Мухина добавила комбинезон рабочему и сарафан крестьянке, а также украсила композицию декоративным шарфом. Этот шарф играет ключевую роль в пластическом решении, связывая фигуры между собой и уравновешивая вертикали, добавляя статуе гармоничные горизонтальные линии.
Форма скульптуры, представляющая собой равнобедренный треугольник, создает ощущение динамики. Установленные на массивный постамент, «Рабочий и колхозница» словно взлетают и парят в воздухе. Для создания памятника была использована не традиционная бронза или медь, а тонкие листы нержавеющей хромникелевой стали, которая эффектно отражает свет, подчеркивая уникальность и современность работы.
Композиция представляет собой монументальное заявление о создании нового коммунистического государства, основанного на объединении рабочего и крестьянского классов. Это государство формирует из своих граждан героев новой эпохи, которые уверенно движутся к равенству и счастью.
Влияние
Советская выставка достигла впечатляющих результатов, завоевав 270 наград, включая 95 Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей, а также более 50 дипломов. Успех на Парижской выставке заставил государственные власти обратить внимание на скульптуру, созданную специально для павильона. В 1939 году памятник был установлен у входа в ВДНХ. В 1948 году статуя «Рабочий и колхозница» стала официальным символом киностудии «Мосфильм», что еще больше укрепило ее статус. Статуя неоднократно изображалась на сериях почтовых марок и коллекционных монетах, что свидетельствует о ее культурной значимости и популярности.
Для продвижения сигарет «Ява золотая» были созданы рекламные постеры с изображением «Рабочего и колхозницы», где вместо традиционных серпа и молота в руках персонажей находилась пачка сигарет. Швейная фабрика «Монолит» адаптировала это изображение в качестве своего логотипа. Лианозовский ликеро-водочный завод использовал данный визуальный элемент на своих этикетках, что способствовало узнаваемости бренда и укреплению его имиджа на рынке.
«Рабочий и колхозница» задали новый тренд, представляя людей простых профессий как символы эпохи. В 1954 году на арке главного входа ВДНХ была установлена скульптура, изображающая тракториста и колхозницу, поднимающих над головами сноп колосьев. Этот монумент, созданный Сергеем Орловым, стал явным homage к «Рабочему и колхознице», подчеркивая важность труда и простых людей в обществе. Скульптура олицетворяет дух времени и идеалы, которые были актуальны для той эпохи, а также продолжает вдохновлять современные поколения.
С приобретением культового статуса изображение скульптуры стало популярным элементом дизайна, символизирующим советскую эпоху и идеологию. Оно активно используется для декорирования посуды, печати на одежде и плакатах, а также в полиграфии. Изображение скульптуры находит свое место в производстве статуэток и подстаканников, что подчеркивает его значимость и влияние на современный дизайн.
Китч традиционно ассоциируется с растяжением образов и их переосмыслением. Примером этого является работа известного соц-артиста Александра Косолапова — скульптура «Рабочего и колхозницы», в которой вместо привычных голов героев изображены Микки-Маус и Минни-Маус. Такая интерпретация подчеркивает попсовость и ироничный подход к классическим символам советской эпохи.
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее