Дизайн #Статьи

20 июня, 2025

Как носить шляпу: визуальный код и этикет шляп / Skillbox Media

Что они означали? Когда и почему люди перестали их носить?

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞ За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.

Узнать больше

Деньги, власть, образование, престиж: что означали шляпы

На протяжении тысячелетий головные уборы служили средством обозначения социальных классов. В древности рабы часто были без головных уборов, в то время как солдаты использовали шлемы для защиты в бою. Короли и правители выделялись в толпе, носив золотые короны, символизирующие их власть и статус. Остальные слои населения также носили шляпы, чтобы обозначить свое положение в социальной иерархии. Головные уборы не только выполняли практическую функцию, но и играли важную роль в обществе, подчеркивая статус и принадлежность к определенной группе.

Изначально головные уборы выполняли утилитарную функцию, защищая человека от неблагоприятных погодных условий, таких как солнце, ветер, холод и дождь. Эта практическая необходимость существенно влияла на их эстетический вид, особенно в культурах низших социальных слоёв. С течением времени головные уборы начали приобретать не только защитные качества, но и эстетическую ценность, отражая стиль и статус носителя.

Художники часто испытывали финансовые трудности и носили береты, которые можно было легко сшить из доступных тканей. Эти головные уборы не требовали навыков шляпника и качественных материалов. Крестьянки предпочитали платки, поскольку они надежно фиксировали волосы и защищали шею, особенно во время работы на земле.

Визуальная сила этого аксессуара заключается в том, что он быстро стал символом определенных ценностей и сообщений. Берет ассоциируется с свободой и креативностью, в то время как косынка символизирует покорность и занятость. Эти аксессуары не только дополняют стиль, но и отражают жизненные установки их носителей, что делает их важной частью модной культуры.

Автопортрет Рембрандта, 1634 год. Шляпка в форме крестьянского платка Nina Ricci, Париж, 1950-еИзображение: Рембрандт Харменс ван Рейн, автопортрет, 1634 г. / The Leiden Collection / 1stDibs

Шляпы и аналогичные головные уборы служили важным символом социального статуса, профессиональной принадлежности и правовых норм в различных культурах по всему миру. Особенно ярко этот визуальный и символический язык проявился в Европе и затем распространился на территории Америки и колонизированные регионы. В каждой из этих культур шляпы не только выполняли практическую функцию, но и отражали особенности социального положения и идентичности.

Слева двууголка или бикорн — часть униформы офицеров американской и французской армий конца XVIII века, которая до сих пор широко известна благодаря парадным портретам Наполеона. Справа меховая шапка Vivienne Westwood, дизайн которой иронично обыгрывает форму короны ВеликобританииФото: 1stDibs
Карикатура «Элегантный череп»: скелет в женской шляпе, подобающей наряду представительницы высшего сословия. Графика говорит, что посмертно все равны, и только по этому атрибуту можно определить, какой статус был у женщиныИзображение: Хосе Гуадалупе Посада, «Элегантный череп», 1913 г. / National Museum of the American Latino

Женские шляпы служили важным символом, отражая не только социальный и финансовый статус, но и матримониальное положение женщины, а также её роли в обществе и семье. Особенно ярко это проявляется в английских шляпках викторианской эпохи. Некоторые шляпы указывали на девичество, другие были предназначены для послеобеденных встреч с родственниками, а третьи использовались для прогулок по городу. Таким образом, выбор шляпы стал важным аспектом не только моды, но и социального общения, подчеркивая статус и индивидуальность каждой дамы.

Шляпка женщины в трауре, 1880-е. Вечерний чепец, начало XX векаФото: 1stDibs

Шляпы служат важным индикатором культурных и этнических принадлежностей. Широкополая ковбойская шляпа Stetson ассоциируется с американцами из Техаса, тогда как сомбреро указывает на мексиканскую идентичность. Хиджаб символизирует культурные и религиозные ценности мусульманских женщин. Котелок продолжает быть знаком собранного британского мужчины, а берет олицетворяет французскую богему. Каждая из этих шляп не только выполняет защитную функцию, но и отражает уникальные традиции и обычаи своего народа.

Стереотипные головные уборы служат ярким индикатором культурной принадлежности их владельцев. В средствах массовой информации и графическом дизайне такие головные уборы часто используются для визуальной передачи идентичности и традиций. Они подчеркивают особенности различных культур и наций, а также помогают сформировать общественное восприятие. Важно понимать, как эти символы влияют на восприятие и какую роль играют в формировании стереотипов.

Слева азиатская коническая шляпа кули, 1940-е. Справа брендинг кафе вьетнамской кухниИзображение: 1stDibs / Hustle Hurtado / Behance

Сегодня в постглобальном мире носить шляпы различных культур стало нормой. Ранее представители одной культуры редко задумывались о том, чтобы надеть головной убор, характерный для другой традиции. Теперь шляпы воспринимаются как модный аксессуар или элемент маскарадного костюма. Однако это явление порождает этическую проблему, связанную с культурной апроприацией, когда использование элементов чужой культуры может восприниматься как неуважение. Важно осознавать, как и в каких контекстах мы носим такие вещи, чтобы уважать культурные особенности и традиции.

Тюбетейка, Центральная Азия, первое десятилетие XX века. Норковая «астраханская казацкая посольская» шапка, 1960-е. Феска Yves Saint Laurent, 1976 годФото: 1stDibs

Головные уборы в государственных системах обороны, правоохранения, медицины и других службах на протяжении веков играют важную роль в идентификации и функциональности. Они служат символами, позволяя различать армии и роды войск, а также обозначать военных и гражданских моряков. В правоохранительных органах и службах экстренной помощи, таких как полиция и пожарная охрана, головные уборы, включая каски и балаклавы, не только выполняют функцию обозначения, но и обеспечивают защиту, что является критически важным в условиях повышенного риска. Таким образом, головные уборы не только являются элементами униформы, но и важными инструментами безопасности и идентификации в различных сферах.

В прошлом медсёстры носили разнообразные шляпы, которые помогали обозначать, в каких больницах они работали. Сегодня обязательный головной убор медперсонала стал более унифицированным благодаря Красному Кресту и массовому производству. Однако каждый человек все равно может быстро узнать медика по характерной форме шапочки. Этот элемент униформы не только символизирует профессию, но и подчеркивает важность роли медицинских работников в обществе.

Плакат периода Первой мировой войны «Что вам следует надеть?» рекрутингового центра в Лондоне. Агитационный постер «Мистер, вот ваша шляпа! Присоединяйтесь к экспедиционным войскам Австралийской армии сейчас»Изображение: Imperial War Museums / National Museum of American History
Слева портрет писателя Трумана Капоте в «зимнем» образе участника светского круга Лазурного побережья — он в «моряцкой» фуражке. Справа шляпа-фуражка Chanel из коллекции Paris-Hamburg, 2018 годФото: Eric Koch / Anefo / Nationaal Archief / 1stDibs

Ртуть, фетр и Безумный Шляпник

Шляпы играют важную роль в нашей повседневной жизни, о чем свидетельствуют устойчивые выражения и пословицы. Эти аксессуары не только защищают от солнца и дождя, но и подчеркивают индивидуальность и стиль. Шляпы могут стать завершающим акцентом в образе, выражая личные предпочтения и настроение. Их влияние на моду и культуру невозможно переоценить, и они продолжают оставаться актуальными в современных трендах.

  • «Снимать шляпу» — выражать уважение.
  • «Дело в шляпе» — всё закончилось успешно, удачно.

В английском языке существует выражение «безумный как шляпник» (mad as a hatter), которое связано с образом Болванщика из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Это название не случайно, поскольку в XIX веке шляпники действительно часто страдали от психических расстройств. Причиной этого явления было вдыхание паров ртути, используемой в процессе производства фетровых шляп. Симптомами поражения мозга были сильные подёргивания, расстройства, спутанная речь и искажение зрения. Таким образом, образ шляпника стал символом безумия, что подчеркивает опасные последствия воздействия токсичных веществ на здоровье человека.

На гравюре изображено, как рабочие валяют войлочный материал для шляп. В котле — ртуть и вода, и шляпники вдыхают этот пар. В результате многие из них получали поражение центральной нервной системыИзображение: Kings Arms in St. Pauls Church Yard, 1750 г. / Wellcome Collection

Шляпы в царской России

Шляпы в культуре России служили ярким визуальным индикатором социального статуса человека. В XIX веке и до Первой мировой войны головные уборы отражали не только моду, но и принадлежность к определённому классу. Различные стили и материалы шляп подчеркивали статус владельца, его вкусы и социальное положение. Шляпы стали символом уважения, элегантности и статуса, что было особенно важно в бурное время изменений и реформ. Влияние шляп на общественные отношения и статус человека в обществе невозможно переоценить, и они остаются важным элементом культурного наследия России.

  • Цилиндры носили представители высшей аристократии и богатые горожане. Этот головной убор был признаком высокого статуса и достатка, а также ситуации — цилиндр надевали для вечернего променада с женой или для поездки в театр.
Иллюстрация к комедии «Горе от ума» — дворянин Чацкий в цилиндреИзображение: Дмитрий Кардовский / Грибоедов. «Горе от ума». Издание Товариществa Р. Голикe и A. Вильборг, 1913 / Национальная электронная библиотека
  • Котелки были распространены среди политиков и представителей среднего класса — предпринимателей, врачей и юристов.
Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев, 1911 годФото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях
  • Фуражки и картузы носили военные, государственные служащие и крестьяне, что также говорило о принадлежности к определённой социальной группе.
Картина «Деревенские мальчики», Николай Петрович Богданов-Бельский, 1916 год. Фотографический портрет графа Льва Николаевич Толстого, 11 мая 1908 годаИзображение: Николай Богданов-Бельский, «Деревенские мальчики», 1916 г. / Институт русского реалистического искусства / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Женские шляпы в России, как и в других развитых странах, служили символом социального статуса и должны были соответствовать различным ситуациям. Их выбор и стиль отражали не только модные тенденции, но и общественные нормы. Шляпы считались важным аксессуаром, который подчеркивал индивидуальность и статус владелицы, а также служил дополнением к образу в зависимости от времени года и мероприятия. Правильный выбор шляпы мог значительно изменить восприятие внешнего вида женщины, делая её более элегантной и стильной.

Слева иллюстрация к «Мёртвым душам»: в ночном чепце провинциальная помещица. Справа портрет Иды Рубинштейн, которая принадлежала к одной из богатейших семей империиИзображение: Евстафий Бернардский / Александр Агин / Николай Гоголь. «Мертвые души». Издательство, 1892 / Wikimedia Commons

Шляпы в СССР

После революции 1917 года в России произошли кардинальные социальные и экономические изменения, что значительно отразилось на моде. Отношение к головным уборам стало менее формальным, а их дизайн приобрел более сдержанный и утилитарный характер. Это изменение в моде символизировало общее стремление к простоте и функциональности, что соответствовало новым реалиям жизни в стране.

Дорогие шляпы утратили свою популярность и стали ассоциироваться с буржуазией, что сделало их недоступными для большинства людей. Постепенно различные социальные группы начали переходить на более простые и практичные головные уборы, такие как кепки и платки. Эти аксессуары, ранее связывавшиеся с рабочим классом и крестьянством, начали восприниматься как удобный и демократичный вариант для повседневной носки. Такой переход отражает изменения в моде и социальных условиях, подчеркивая стремление к функциональности и комфорту.

Женщины, участвовавшие в революции, использовали красные платки в качестве символа своей борьбы за социальные изменения и справедливость. Эти платки стали знаковым элементом, олицетворяющим стремление к равенству и улучшению жизни общества.

Разнообразие шляп на демонстрации, 1917 годФото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Однако исчезновение сложного дизайна головных уборов было связано не только с российской революцией. Этот тренд наблюдался по всему миру, где традиционные формы и узоры уступали место более простым и функциональным моделям. Изменения в моде и общественных предпочтениях значительно повлияли на оформление головных уборов, делая их более универсальными и доступными для широкой аудитории.

Переносимся в Париж к Коко Шанель, которая живёт с Боем Кейпелом, успешным финансистом. Однажды она решила заняться созданием шляп, но не обычных, а стильных и практичных, в отличие от громоздких моделей, которые она видела на скачках, куда её часто водил Бой. Коко арендовала две комнаты на улице Рю Камбон, где на двери красовалась надпись «Chanel modes». Бой Кейпел обеспечил ей залог в банке Ллойда, что стало важным шагом в её карьере. Спустя год, благодаря успешным продажам шляп, Коко смогла выкупить этот залог. Бой, слегка улыбаясь и подкручивая ус, сказал: «Я думал, что дарю тебе игрушку, а на самом деле я подарил тебе свободу». Этот момент стал отправной точкой для будущего успеха Коко Шанель в мире моды.

Флориан Иллиес в своей книге «1913. Что я на самом деле хотел сказать» погружает читателя в атмосферу преддверия Первой мировой войны. Автор мастерски передает настроение эпохи, описывая культурные и социальные изменения, происходившие в Европе в этот период. Книга исследует жизнь и судьбы известных личностей, а также обыденные моменты, которые, казалось бы, не имели значения, но на самом деле предвосхитили грядущие события. Иллиес акцентирует внимание на том, как индивидуальные судьбы переплетаются с историческими процессами, создавая уникальную картину времени. Это произведение является важным вкладом в понимание предвоенной Европы, позволяя читателю осознать, как быстро меняется мир и как легко можно пропустить знаковые моменты, которые определяют будущее. Книга «1913. Что я на самом деле хотел сказать» — это не только историческое повествование, но и глубокая рефлексия о человеческой природе и времени.

Слева «Девушка в красном платке (Работница)», художник К. С. Петров-Водкин, 1925 год. Справа клош-флаппер по моде 1920-хИзображение: Кузьма Петров-Водкин, «Девушка в красном платке (Работница», 1925 г. / Государственный Русский музей / 1stDibs

Читайте также:

Легендой может стать всё, и история модного дома Chanel тому яркое подтверждение. Основанный Габриэль Шанель в начале XX века, этот бренд стал символом элегантности и стиля. Шанель разрушила традиционные представления о женской моде, предложив простоту и комфорт вместо корсетов и сложных фасонов.

С момента своего появления Chanel привнесла в мир моды такие новшества, как маленькое черное платье и аромат Chanel No. 5, которые стали иконами. Бренд не только изменил подход к женской одежде, но и оказал значительное влияние на индустрию в целом.

Сегодня Chanel продолжает вдохновлять модников и дизайнеров, оставаясь синонимом роскоши и утонченности. История этого модного дома — это не просто рассказ о fashion, это ода независимости и смелости в самовыражении.

С началом политики индустриализации и урбанизации в Советском Союзе жизнь стала более комфортной и насыщенной. В это время формировался новый визуальный образ советского гражданина. В 1930-х годах шляпы вновь стали популярны, особенно среди городской интеллигенции. Женщины начали носить маленькие шляпки-клош и другие стильные аксессуары, в то время как мужчины предпочитали фетровые шляпы и котелки. Этот стиль отражал изменения в обществе и способствовал формированию культурной идентичности.

Кадр: фильм «Подкидыш» / «Мосфильм»
Слева обложка Vogue, 1927 год. Справа фотопортрет Варвары Степановой в шляпке, 1935 годИзображение: автор иллюстрации / Vogue. 1927.6 / MoMA

В 1940-е и послевоенные годы шляпы и шапки играли важную роль как практичные аксессуары, так и символы различия между военными и гражданскими. Эти головные уборы не только защищали от неблагоприятных погодных условий, но и служили выражением индивидуальности и социального статуса. Военные шляпы отличались строгими формами и функциональностью, в то время как гражданские модели предлагали разнообразие стилей и материалов. Таким образом, шляпы и шапки стали неотъемлемой частью моды той эпохи, отражая дух времени и культурные изменения.

В 1959 году модный дом Dior провел свой показ в Москве, и это событие стало настоящей сенсацией. Французские модели, демонстрируя стильные наряды, прогуливались по улицам столицы, создавая яркий контраст с повседневной одеждой советских женщин. На фоне практичных платков и головных уборов, которые носили москвички, шляпки моделей выглядели не только модно, но и несколько неуместно в условиях советской реальности. Этот показ открыл новую главу в истории моды в России, подчеркивая различия между западным и советским стилем.

Слева модель Dior в ансамбле, который демонстрировали советским людям. Справа нарядные женщины на первомайской демонстрации, 1959 годФото: Sante Forlano / Dior / Google Arts & Culture / Всеволод Тарасевич / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

В 1970-х годах наблюдался заметный тренд на зимние головные уборы как в Советском Союзе, так и за его пределами. В 1976 году дом высокой моды Yves Saint Laurent организовал показ под названием Opéras et Ballets Russes или Haute Russian. Это событие стало своеобразной интерпретацией «Русских сезонов» Сергея Дягилева, а также образов, связанных с Сибирью и Ларой из «Доктора Живаго». На моделях были представлены шапки с меховой отделкой, которые были задуманы так, чтобы их не снимали даже в помещениях. В английском языке в это время появилось слово chapka, обозначающее такие зимние головные уборы.

В Советском Союзе меховые шапки в стиле, известном во Франции как a la russe, носили и ранее. Однако с 1970-х годов их популярность значительно возросла благодаря выходу культового фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Этот фильм не только стал символом советского кинематографа, но и способствовал возрождению интереса к традиционным меховым головным уборам, которые олицетворяли уют и тепло зимнего сезона. Меховые шапки стали неотъемлемой частью моды, ассоциируясь с комфортом и стильным образом жизни.

На фото — модели YSL. Мода циклична: в 2024 году шапки в стиле slavic bimbo снова стали актуальны Фото: Duane Michals / Yves Saint Laurent / Vogue / Condé Nast Archive / Google Arts & Culture

Переделанный текст:

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами.

Slavicgirl: почти миллиард просмотров. Какие славянские эстетики востребованы сегодня?

Славянская эстетика приобрела популярность благодаря своей уникальности и культурной самобытности. В последние годы наблюдается рост интереса к различным аспектам славянской культуры, что находит отражение в социальный сетях и на платформах видео. Наряду с Slavicgirl, также выделяются другие направления, такие как славянская природа, традиционные обряды и народные праздники.

Одной из популярных тем является славянская мифология, которая вдохновляет художников и креативщиков на создание контента. Также наблюдается интерес к славянской кухне, где рецепты традиционных блюд становятся объектом внимания. Другая важная составляющая — это народные ремесла и художественные изделия, которые подчеркивают богатое наследие славянских народов.

Таким образом, славянские эстетики продолжают набирать популярность, привлекая внимание как на локальном, так и на международном уровнях.

Почему шляпы стали исчезать?

Шляпы постепенно утратили свою популярность в XX веке по нескольким объективным причинам. Во-первых, изменение модных тенденций и стилей одежды сыграло важную роль. С развитием более свободного и удобного стиля жизни, многие люди начали предпочитать практичную одежду, которая не требовала дополнений, таких как шляпы. Во-вторых, социальные изменения, включая рост неформальной культуры и изменение норм поведения, также способствовали снижению интереса к головным уборам. Кроме того, массовое производство и доступность разнообразной одежды сделали шляпы менее необходимыми в повседневной жизни. В результате шляпы стали ассоциироваться с формальными событиями и потеряли свою функциональность как повседневный аксессуар.

  • Часто головные уборы защищали от солнца. Когда в 1929 году впервые запустили в массовое производство первые пары современных солнцезащитных очков, людям больше не нужно было полагаться на широкополую шляпу для защиты глаз.

К 1940-м годам солнцезащитные очки стали неотъемлемым аксессуаром, а первые солнцезащитные кремы с SPF начали появляться на рынке. Это время ознаменовало смену в подходе к защите от солнца, когда шляпы утратили свое практическое назначение и стали больше символом стиля, чем средством защиты. Солнцезащитные очки и кремы обеспечили новый уровень защиты кожи и глаз от вредного ультрафиолетового излучения, что сделало их популярными среди широких слоев населения.

Шляпы как яркий аксессуар: из страусиных перьев и с шарфом, 1940-е. Справа специальные шляпные булавки, которые придерживали сложный декор на волосахФото: 1stDibs
  • Мода кардинально изменилась после Второй мировой войны и «передела» мира.

В 1950-х и 1960-х годах наблюдался значительный подъём молодёжной культуры, который стал бунтом против устоявшихся норм общества. Это время характеризовалось отказом от формальных дресс-кодов и традиционных способов выражения социального статуса, таких как ношение шляп. Молодёжь стремилась к самовыражению и свободе, что отражалось в их стиле одежды и образе жизни. Этот культурный сдвиг стал основой для многих современных тенденций, определяющих идентичность молодого поколения.

Берет девушки из субкультуры модов, 1960-еФото: 1stDibs
Молодые люди в кадре уже без шляп и даже без кепок. Девушка в платке-повязкеКадр: фильм «Я шагаю по Москве» / «Мосфильм»
В кинофантазии «Однажды… в Голливуде» члены коммуны хиппи не носят головные уборы даже под палящим солнцем КалифорнииКадр: фильм «Однажды в… Голливуде» / Sony Pictures Home Entertainment

Джеки Кеннеди, икона стиля 1960-х годов, сумела вернуть популярность традиционно-элегантных шляп в массовую моду. Её фирменные шляпки-таблетки стали символом утонченности и изысканности, вдохновляя женщин в США и других развитых странах следовать её примеру. Стиль Джеки продолжает оказывать влияние на моду, подчеркивая важность аксессуаров в создании завершенного образа.

Джеки Кеннеди сопровождает мужа в туре. Она в своей фирменной шляпке-таблетке, и женщина слева тоже. Этот розовый ансамбль и эта шляпа Жаклин станут её особенно знаменитым нарядом: меньше чем через час после этого снимка они будут в крови Джона Ф. КеннедиФото: JFK Library
  • В 1960-е годы в моду вошли высокие причёски и начёсы с обильным использованием лака для волос: это средство стали массово производить и рекламировать.

Объем шляп стал вызывать неудобства при ношении, что привело к отказу женщин от этого аксессуара.

Причёска бабетта получила популярность благодаря Брижит Бардо и фильму с ней «Бабетта идёт на войну». Ещё одной знаменитостью, которая ассоциируется с суперобъёмными причёсками, была Присцилла Пресли: на фото актриса Кейли Спейни в её знаменитом образе в фильме «Присцилла» 2023 годаИзображение: фильм «Бабетта идёт на войну» / Columbia Pictures / фильм «Присцилла» / A24
  • 1980-е годы — это всё большая демократизация и скорость перемещений. Шляпы как атрибут приличия постепенно ушли — в мир стайлинга.
Федора из кожи, 1980-е. Интерпретация федоры от Йоджи Ямамото, 1980-еФото: 1stDibs

Читать также:

История дизайна в 1980–1990-е годы. Часть вторая: графический дизайн

В 1980-х и 1990-х годах графический дизайн пережил значительные изменения, связанные с развитием технологий и изменением культурных тенденций. Появление компьютерной графики произвело революцию в этой области, позволяя дизайнерам экспериментировать с новыми формами и стилями. Программы, такие как Adobe Photoshop и Illustrator, стали неотъемлемыми инструментами, значительно упростившими процесс создания сложных графических проектов.

Эта эпоха также ознаменовалась ростом влияния поп-культуры и массовых медиа. Дизайнеры начали активно использовать яркие цвета, нестандартные шрифты и смелые композиции, что отразило дух времени. Визуальные элементы стали более динамичными и выразительными, что помогло привлечь внимание аудитории.

В 1990-х годах графический дизайн стал более доступным благодаря распространению персональных компьютеров и программного обеспечения. Это способствовало появлению нового поколения дизайнеров, которые привнесли свежие идеи и подходы. В то время как традиционные методы печати и оформления оставались актуальными, цифровые технологии начали доминировать, открывая новые горизонты для креативности.

Также стоит отметить, что в этот период усилилось внимание к вопросам устойчивого дизайна и экологии. Дизайнеры начали осознавать свою ответственность перед обществом и окружающей средой, что привело к появлению более ответственных и этичных практик.

Таким образом, 1980-е и 1990-е годы стали важной вехой в истории графического дизайна, сочетая инновации, культурные изменения и новые подходы к визуальному искусству. Эти десятилетия положили начало современным тенденциям, которые продолжают развиваться и влиять на дизайн в наши дни.

Когда шляпа — главный герой мероприятия

Конные скачки подразумевают обязательное ношение шляпок. Это не только традиция, но и элемент стиля, который придаёт событию особую атмосферу. Шляпки на конных скачках являются важным атрибутом для участников и зрителей, подчеркивая элегантность и изысканность мероприятия. Выбор подходящей шляпки может стать настоящим искусством, ведь она должна сочетаться с нарядом и соответствовать общему духу события. Ношение шляпки на скачках — это не только соблюдение дресс-кода, но и возможность выразить индивидуальность, привнося в образ уникальные детали.

Кентукки Дерби, самые знаменитые скачки в Америке, заимствовали традицию создания оригинальных дамских шляпок у британских Королевских скачек в Аскоте. Для зрителей Дерби оформление головных уборов становится неотъемлемой частью мероприятия и представляет собой такое же увлекательное зрелище, как и сами скачки. Шляпки могут быть невероятно креативными и экстравагантными, привлекая внимание и подчеркивая индивидуальность их обладательниц.

Шляпы на Кентукки Дерби — это, как правило, буйство цвета и цветовФото: Diane Bondareff / Shutterstock

Фасинатор — это стильный головной убор, который служит альтернативой традиционной шляпе. Эти аксессуары обычно изготавливаются из различных материалов, таких как перья, цветы или бисер, и крепятся на ленте или зажиме. В отличие от шляпы, фасинатор имеет исключительно декоративную функцию: он закрывает лишь небольшую часть головы и не обеспечивает защиты от погодных условий. Фасинаторы идеально подходят для особых случаев, таких как свадьбы и коктейльные вечеринки, добавляя изысканность и индивидуальность образу.

Термин «хатинатор» возник в начале 2010-х годов и обозначает уникальный головной убор, сочетающий характеристики шляпы и фасинатора. Хатинатор фиксируется на голове с помощью ленты, аналогично фасинатору, однако по своему виду он ближе к классической шляпе. Этот аксессуар стал популярным на модных мероприятиях и торжествах, привнося в образ нотки элегантности и оригинальности. Хатинаторы предлагают разнообразие стилей и дизайнов, что делает их универсальным решением для различных событий, от свадеб до коктейльных вечеринок.

Фасинатор в стиле Мадонны 1980-х. Фасинатор «чашка кофе», 1990-еФото: 1stDibs

На скачках в Аскоте действуют строгие правила по дресс-коду. В 2012 году королева Елизавета II ввела запрет на ношение фасинаторов на Royal Ascot, что сделало обязательным использование полноценных шляпок. Это правило подчеркивает важность традиций и формального стиля на одном из самых престижных конных мероприятий в мире.

На первом фото — фасинатор, на втором — хатинаторФото: Sergei Bachlakov / Featureflash Photo Agency / Shutterstock
Зрители на скачках в АскотеФото: Lana Yatsyuk / Shutterstock

Выпускные церемонии в ведущих западных университетах представляют собой важное событие, где академическая шапка с кисточкой является неотъемлемым атрибутом. Подбрасывание шляп в воздух символизирует переход к новой, взрослой жизни. Эта традиция сделала изображение академической шапки символом интеллекта и образовательных достижений. Выпускные — это не только празднование завершения обучения, но и важный этап на пути к профессиональному росту и самореализации.

Изображение: Школа «Аметист» / Школа «Летово»

Традиция выпускников бросать свои головные уборы в воздух возникла в США среди кадетов Военной академии Вест-Поинт в середине XIX века. Кадеты носили серые фуражки с козырьком, которые назывались конфедератками, в честь Конфедеративных Штатов Америки. После завершения учёбы кадеты больше не надевали эти фуражки, что стало символом их перехода в новую жизнь. Бросая головные уборы, они отмечали окончание учебы и начало нового этапа, что сделало этот жест важным ритуалом для многих выпускников.

Со временем этот обычай распространился на гражданские учебные заведения и приобрел популярность в других странах. Конфедератки трансформировались в черные шапочки, что стало символом определенной традиции и идентичности студентов.

Студенты празднуют выпускной во дворе Храма литературы Ван Мьеу в Ханое, Вьетнам, 2013 годФото: Steve Barze / Shutterstock

Шляпы возвращаются

В современном мире бейсболки, береты, шапки-бини и фетровые шляпы с узкими полями являются основными головными уборами, которые воспринимаются как часть повседневного гардероба. Эти аксессуары носят не только для защиты от холода, но и как элемент модного стиля. Головные уборы перестали быть символами статуса или социальной роли, их использование стало более демократичным и разнообразным. Они позволяют выразить индивидуальность и стиль, а также гармонично дополняют различные образы.

В последние годы на модных подиумах наблюдается возрождение шляп XX века. В 2024 году массмаркет-бренды уже представили шляпку-таблетку, которая отсылает к стилю Джеки Кеннеди. Эта шляпа стала символом элегантности и утонченности, что делает её актуальным аксессуаром для современных модниц. Возвращение таких моделей подчеркивает интерес к ретро-тенденциям и классическим элементам в современном дизайне.

Фото: Lime / 2MOOD x Cocoshnick

Песня Боба Дилана «Leopard-Skin Pill-Box Hat» посвящена леопардовой «таблетке», которая пользовалась большой популярностью в 1960-х годах. Лирический герой песни выражает своё разочарование в любви и критикует поверхностный характер модных трендов, олицетворяемых леопардовой шляпой. Эта композиция не только отражает атмосферу своего времени, но и поднимает важные вопросы о ценностях и истинной природе человеческих отношений.

Слева Эди Сэджвик, американская модель, актриса и икона стиля 1960-х годов. Самого Боба Дилана тоже сложно представить без шляпы и чёрных очковИзображение: фильм «Я соблазнила Энди Уорхола» / Lift Productions / фильм «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана Мартина Скорсезе» / Netflix

Существует множество причин, по которым ношение шляп стало менее популярным: от появления автомобилей до стремления к переменам, охвативших общество в 1960-х годах. Тем не менее, мода на шляпы циклична, и каждый сезон они вновь становятся актуальными в различных вариациях. Шляпы не только выполняют функциональную роль, защищая от солнца и непогоды, но и служат стильным аксессуаром, который способен подчеркнуть индивидуальность. С каждым новым сезоном дизайнеры предлагают свежие идеи и интерпретации, что делает шляпы важным элементом модного гардероба.

Бини с вуалью, Jil SanderФото: Vestiare Collective
Шляпа Мелании Трамп на инаугурации её мужа в 2025 году стала отдельной «знаменитостью»Фото: Julia Demaree Nikhinson / Getty Images

Профессия Графический дизайнер PRO

Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать подробнее