Питер Брейгель Старший: всё о художнике / Skillbox Media
Биография и творчество гения Северного Возрождения.
Попробуйте себя в 3D-дизайне Переходите в Telegram и пройдите бесплатный курс по 3D-моделированию в Blender для новичков. Создайте свои первые проекты для портфолио и получите полезные подарки.
Узнать большеПитер Брейгель Старший продолжает интриговать зрителей и исследователей, зачастую вводя их в заблуждение. Некоторые считают его крестьянином, объясняя это его увлечением изображением жизни простого народа. Другие нередко путают его картины с творениями Иеронима Босха. Существуют также те, кто неправильно интерпретирует смысл произведений Брейгеля, что подчеркивает сложность его художественного наследия. Важно углубиться в его работы, чтобы понять истинные идеи и мотивы, которые он вложил в свои картины.
В данной статье мы подробно изучим загадочную биографию художника, рассмотрим его сходства и отличия с творчеством первого сюрреалиста, а также постараемся понять истинный смысл его работ периода «брюссельского» творчества. Подготовьтесь к увлекательному погружению в мир искусства.
Вот и он, со своим фонарём
Питер Брейгель, известный фламандский художник, родился, вероятно, между 1525 и 1530 годами в окрестностях города Бреда, который когда-то входил в состав герцогства Брабант. Точный год его рождения остается неизвестным, что порождает множество исследований и дискуссий среди историков искусства. Брейгель стал выдающимся представителем живописи эпохи Возрождения, и его работы продолжают вдохновлять художников и ценителей искусства по всему миру.
О детстве Брейгеля и его жизни известно немного, однако, вопреки распространенному мнению, он не был крестьянином. Брейгель вырос в обеспеченной семье, что дало ему возможность получить образование художника и стать частью интеллектуальной элиты среди гуманистов Северного Возрождения. Это происхождение оказало значительное влияние на его творчество и выбор тем, раскрывающих сложные социальные и культурные аспекты того времени.
Брейгель в молодости переехал в Антверпен, который являлся торговой и культурной столицей региона. Это предоставило ему значительные возможности для построения успешной карьеры, особенно для талантливого человека из состоятельной семьи. К 1545 году он стал учеником известного художника Питера Кука ван Альста. В мастерской ван Альста Брейгель провел более пяти лет, где освоил не только живопись, но и технику гравюры, что значительно повлияло на его дальнейшее творчество.
Брейгель и ван Альст, вероятно, были друзьями, и молодой художник имел близкие отношения с женой своего наставника, Марией Бессемерс, известной в искусстве как Майкен Верхюлст. Эта женщина сыграла значительную роль в жизни Брейгеля. На раннем этапе её наставничества она обучила его техникам работы с акварелью и темперой на льняной основе, а также развила его интерес к изображению крестьянской жизни. Верхюлст, родом из Мехелена, была представителем художественной традиции, которая, в отличие от Антверпена, акцентировала внимание на простонародных сюжетах, а не на античной мифологии. Это влияние значительно отразилось на творчестве Брейгеля, который стал известен благодаря своим реалистичным и живописным изображениям крестьянских сцен.
Держать угря за хвост
В 1550 году умирает Питер Кук ван Альст, что становится значимым событием для искусства того времени. После этого Брейгель некоторое время работает в мастерской гравёра, но уже в 1551 году принимает решение отправиться в длительное путешествие по Италии. Это решение было вполне логичным, однако его сопровождали серьезные риски: дорога могла занять около года, и на пути путешественников подстерегали не только грабители, но и опасные горные оползни. К счастью, Брейгель смог избежать этих опасностей, что позволило ему продолжить свою творческую карьеру и внести значительный вклад в европейское искусство.
Он прибыл в Италию около 1552 года и достиг Неаполя, а затем посетил Сицилию. В 1553 году он уже жил в Риме, где стал свидетелем строительства Собора Святого Петра под руководством Микеланджело. Благодаря своей способности легко находить общий язык с людьми, он остановился у талантливого миниатюриста Джулио Кловио, который впоследствии стал покровителем другого выдающегося художника — Эль Греко. Этот период жизни стал важной вехой в его творческой карьере, так как взаимодействие с мастерами искусства и архитектуры оказало значительное влияние на его дальнейшую работу и развитие стиля.
Опись имущества Кловио свидетельствует о наличии у него коллекции произведений искусства, включая картины и рисунки Брейгеля. В числе этих работ значится миниатюра «Страшный суд», созданная в сотрудничестве с Брейгелем. Также следует отметить, что Брейгель оформил медальон, изображающий корабли в штормовом море. Эти произведения подчеркивают не только художественное мастерство Кловио, но и его тесные творческие связи с Брейгелем, что делает их важными объектами для изучения искусства периода.
В этот период творчества Брейгеля появляется одна из немногих религиозных картин — «Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере». Это произведение служит редким примером итальянского влияния на его искусство. В дальнейшем стиль Брейгеля станет настолько самобытным, что будет трудно усмотреть в нем следы влияния таких мастеров, как Микеланджело и Рафаэль.
В данной картине присутствует «приглашённый художник» — фигуры святых создал Мартен де Вос, также родом из Антверпена, который на тот момент работал в Италии. Этот факт подчеркивает два значимых аспекта творчества Брейгеля. Во-первых, это свидетельствует о его способности к сотрудничеству с другими мастерами, что обогащает художественный контекст произведения. Во-вторых, оно демонстрирует влияние итальянского искусства на Брейгеля, что делает его работы более многообразными и насыщенными. Это взаимодействие между художниками разных культур создает уникальный визуальный язык, который продолжает привлекать внимание зрителей и исследователей.
Художник активно участвовал в необычных живописных практиках своего времени, которые побуждали коллег по цеху делиться пространством своих полотен. Эта традиция продолжает оказывать влияние на современную музыкальную практику фитов, где взаимодействие и сотрудничество между артистами становятся важными элементами творчества.
Брейгель осознавал значимость связей и знакомств в творческой среде. Хотя они не делают художника великим, они открывают новые горизонты для самореализации. В своем итальянском путешествии Брейгель часто общался с известным картографом Абрахамом Ортелием и скульптором Жаком Йонгеликом. Ортелий углубил знания Брейгеля в географии, что способствовало его мастерству в изображении пейзажей. Жак Йонгелик, в свою очередь, познакомил Брейгеля с братом, Николасом Йонгеликом, который стал одним из ключевых покровителей художника и заказчиком серии «Времена года». Эти связи сыграли важную роль в развитии карьеры Брейгеля и его художественного наследия.
Плыть по ветру
В 1555 году Брейгель возвращается в Антверпен, обогащенный культурным и социальным опытом. Здесь он знакомится с Иеронимом Велленсом де Коком, выдающимся гравёром и ведущим издателем Северной Европы второй половины XVI века. Это знакомство становится ключевым для Брейгеля, так как де Кок почти на десять лет становится его главным заказчиком. Взаимодействие с де Коком позволяет художнику укрепить финансовую независимость и зарекомендовать себя как талантливого мастера. Однако это также ограничивает его возможности, привязывая к графике на длительный срок.
К концу десятилетия Брейгель начинает уверенно осваивать пространство живописи. В этот период создается одна из его самых известных работ — «Падение Икара», которая становится важной вехой в его творчестве. Эта картина иллюстрирует мастерство художника в передаче человеческих эмоций и контраста между повседневной жизнью и трагедией. «Падение Икара» не только демонстрирует технику Брейгеля, но и подчеркивает его уникальный взгляд на мир, что делает эту работу значимой в истории живописи.
Художник Брейгель, отказываясь от традиционных подходов, помещает главного героя мифологического сюжета — Икара — в углу картины в момент, когда его тело почти полностью скрыто под водой, оставив на поверхности только ноги. В центре внимания оказываются природа и крестьяне, которые безразличны к трагедии, разворачивающейся вокруг них. Это решение Брейгеля снижает пафос сцены и прокладывает путь к новому, более простому искусству, акцентируя внимание на обыденности и повседневной жизни.
Эта кажущаяся простота трансформируется в сложные и насыщенные деталями сюжеты. В 1559 году Питер Брейгель создает свою знаменитую работу «Нидерландские пословицы», ранее известную как «Фламандские пословицы». В этом произведении он мастерски сочетает более ста народных пословиц на одном полотне. Картина явно отражает влияние Иеронима Босха, чье творчество в тот период пользовалось огромной популярностью, и многие художники стремились подражать его уникальному стилю. Брейгель не только сохранил традиции народного искусства, но и привнес в свои работы элементы, характерные для Босха, создавая тем самым уникальный визуальный язык, который продолжает восхищать зрителей до сих пор.
Брейгель превосходит простое подражание, используя композиционную структуру Босха, но при этом освобождает её от сложного символизма. Он наполняет свои картины простыми, но комичными и трогательными сюжетами. Его персонажи, словно готовые к бою, вооружены до зубов: они кусают колонны, работают с железом, занимаются стрижкой свиней, крышей из пирогов и даже писают на Луну. Брейгель создает яркий мир, в котором каждое действие наполнено смыслом и иронией, что делает его произведения уникальными и запоминающимися.
В картине «Детские игры» Брейгель передает глубокий смысл, который становится очевидным при внимательном рассмотрении. Художник изображает более 200 детей, увлечённых более чем 90 различными играми. Их серьезность и внимание к процессу подчеркивают педагогическую и гуманистическую ценность произведения. Брейгель стремится охватить и систематизировать окружающий мир, акцентируя важность игры как средства формирования из юных участников настоящих взрослых. Эта работа подчеркивает, как игра способствует развитию личности и социализации, превращая детей в ответственных членов общества.
Тем не менее, творчество художника вскоре выйдет за рамки традиционного гуманистического подхода. В ближайшее время он примет решение, которое принесет ему счастье и любовь, но также откроет ему двери к настоящему ужасу.
Жребий брошен
В 1563 году художник Питер Брейгель принимает решение жениться на Майкен Кук, дочери своей давней знакомой Майкен Верхюлст. Вдова соглашается на брак, однако ставит условие — Брейгель должен переехать в Брюссель. Этот шаг открывает новую, наиболее продуктивную страницу в творческой биографии мастера. Однако начинается она с мрачной картины «Триумф смерти», которая отражает глубокие философские размышления художника о жизни и смерти.
В отличие от Иеронима Босха, жившего в относительно спокойную эпоху перед Реформацией, Питер Брейгель Творил в период значительных социальных и политических изменений. В 1556 году герцогство Брабант, как и другие территории будущих Нидерландов и Бельгии, оказалось под контролем испанских Габсбургов. Это время не только характеризовалось экономическими трудностями, но и стало свидетельством борьбы за независимость, что оказало влияние на творчество Брейгеля. Его работы отражают сложность и противоречивость человеческой природы, а также актуальные проблемы общества того времени.
Новые правители, будучи убеждёнными католиками, начали преследование протестантов. В период с 1561 по 1563 год, когда Питер Брейгель работал над своим произведением «Триумф смерти», он отразил настроения интеллектуальной элиты, которая ожидала от будущего новых жертв и страданий. Это произведение стало символом тревоги и неопределённости эпохи, демонстрируя, как религиозные конфликты влияли на общество и культуру того времени.
В данной картине стилистика художника значительно перекликается со стилем Босха, который, по его мнению, наиболее эффективно передает апокалиптические настроения. Позже, став свидетелем жестокости испанских солдат, Брейгель найдет свой уникальный стиль, позволяющий выразить то, что словами передать невозможно. Этот опыт станет ключевым моментом в его творчестве, открывая новые горизонты для отображения человеческих страданий и социальных катастроф.
Ожидания масштабных потрясений вновь возвращают Брейгеля к значительным темам. В 1563 году он создаёт картину «Вавилонская башня», которая отражает предчувствие будущих конфликтов. В то же время художник мастерски демонстрирует величие человеческих амбиций, вызывающих восхищение, хотя за ними зачастую следует неминуемая расплата.
Хотя влияние политики на творчество Брейгеля нельзя недооценивать, не следует забывать о значительной роли семейного счастья и рождения детей в его жизни. Эти события вдохновляют художника вновь сосредоточиться на обычных людях и радостях повседневного существования. Переезд Брейгеля в Брюссель также повлиял на его карьеру, так как его главный заказчик Иероним Кок стал оказывать на него меньшее влияние. Коммерческий успех его картин позволил мастеру уделять больше времени живописи, что, в свою очередь, отразилось на качестве и разнообразии его художественного наследия. Брейгель продолжает оставаться одним из ярчайших представителей своего времени, создавая произведения, которые вдохновляют и трогают зрителей.
Николас Йонгелик заказал у Брейгеля большой цикл картин «Времена года». В одной из них изображены охотники на снегу, наблюдающие с холма за обычными горожанами и крестьянами, которые отдыхают на катке. Несмотря на малый размер фигурок, картина передает уникальное вневременное ощущение жизни, знакомое каждому, кто ждет наступления зимы.
В более поздние годы, согласно наблюдениям искусствоведов, Брейгель неожиданно проходит через новую стилевую эволюцию, в которой прослеживается влияние его путешествия в Италию. Это изменение стиля отражает не только личные художественные поиски мастера, но и обогащение его творчества новыми идеями и техниками, заимствованными из итальянского искусства.
Художник продолжает создавать сюжеты, отражающие жизнь простых людей. В его работах фигуры становятся более крупными и занимают центральное место. Лица и одежда персонажей тщательно проработаны, что придает им реалистичность. В некоторых деталях можно заметить отсылки к искусству итальянского Возрождения, что подчеркивает глубокую связь между традициями прошлого и современным искусством.
В картине «Крестьянская свадьба» Брейгель мастерски отображает аутентичную атмосферу народного праздника. На заднем плане художник размещает зелёную ткань с чашей в центре, а также изображает девушку с традиционными чертами лица, причёской и головным убором. Этот элемент композиции позволяет внимательному зрителю уловить стилистическую игру и глубже понять контекст произведения. Брейгель не только запечатлевает обыденные радости крестьянской жизни, но и создает многослойную историю, насыщенную культурными отсылками.
В 1568 году игривый символизм уступает место серьезным и завуалированным аллегориям, что становится отражением мрачных событий в истории Брюсселя и жизни Pieter Bruegel. Начало Нидерландской революции в 1566 году, также известной как Восьмидесятилетняя война, ознаменовало стремление региона к отделению от Испанской империи. Этот период стал важным этапом в развитии культуры и искусства, где отражение социальных конфликтов и политической нестабильности находит свое выражение в работах Брейгеля, ставшего символом эпохи.
22 августа 1567 года Фернандо Альварес де Толедо, известный как герцог Альба, вошел с войском в Брюссель и начал жестокие репрессии против бунтовщиков и протестантов. Он арестовал наиболее уважаемых граждан города и создал «Совет о беспорядках», который получил народное прозвище «Кровавый совет». Все задержанные позже были казнены. Эти события стали важной вехой в истории Нидерландов, продемонстрировав жестокость испанского правления и усилив протестные настроения в обществе.
Герцог Альба вводит высокие налоги и казнит протестантов, что приводит к остановке производств и торговли в городе. Интеллектуальная элита спешит покинуть Брюссель в поисках безопасного убежища в Амстердаме. В этих непростых условиях Брейгель создает свою знаменитую картину «Притча о слепых». Это произведение не только продолжает голландскую традицию изображения данного сюжета, но и служит ярким политическим заявлением. Символика слепоты в картине подчеркивает, что если слепой ведет слепого, то они все неизбежно упадут, что можно трактовать как критику текущей политической ситуации.
Брейгель, мастер искусства, всегда искал позитивные аспекты даже в самых мрачных обстоятельствах. Его картина «Сорока на виселице» является ярким примером этого подхода. В центре внимания изображен жуткий символ своего времени, однако вокруг него люди танцуют и радуются жизни. Птицы спокойно садятся на перекладину, а на заднем плане открывается великолепный пейзаж. Это служит напоминанием о том, что насилие и гонения в конечном итоге прекратятся, в то время как природа и человеческая любовь к жизни останутся неизменными. Брейгель показывает, что даже в самые тёмные времена можно найти свет и надежду.
Питер Брейгель Старший скончался 5 или 9 сентября 1569 года, его возраст на момент смерти варьировался между 39 и 44 годами, что добавляет загадочности к его жизни. Он был похоронен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе. Все трое его детей — два сына и дочь — выбрали путь художника, их живописи обучила Майкен Верхюлст. Брейгель оставил после себя не только яркие произведения искусства, но и наследие, продолженное в творчестве его потомков.
Читайте также:
- «Казимир Малевич: шесть городов художника
- Погружение в сон: 15 самых знаменитых картин Сальвадора Дали и их значение
- О чём писал Пикассо: 10 картин на 5 главных тем
Профессия Графический дизайнер PRO
Вы научитесь создавать элементы фирменного стиля и графику для бизнеса. Соберёте портфолио, которое отразит ваш стиль и подтвердит навыки дизайнера. Сможете начать карьеру в студии или на фрилансе.
Узнать подробнее