EdTech #Статьи

20 июня, 2025

6 причин, по которым преподаватели вузов не любят массовые открытые онлайн‑курсы / Skillbox Media

Дело не только в качестве контента или в особенностях самого формата.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Что известно о спросе на МООК в вузах

Пандемия коронавируса значительно ускорила рост интереса к онлайн-образованию, и массовые открытые онлайн-курсы (МООК) стали популярнее. Согласно исследованию, весной 2020 года на платформе Coursera количество записей на курсы увеличилось на 644% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. В России также наблюдался рост интереса к МООК: посещаемость Национальной платформы «Открытое образование» (НПОО) в апреле 2020 года была вдвое выше, чем в январе того же года. Это свидетельствует о том, что онлайн-образование стало важной частью образовательного процесса для многих людей, стремящихся к новым знаниям и навыкам в условиях изменяющегося мира.

В последние годы МООК-платформы начали активно ориентироваться на студентов высших учебных заведений, предлагая им бесплатный доступ к курсам, которые обычно являются платными. Некоторые ведущие университеты также начали выкладывать свои курсы в открытый доступ. Однако исследование ВШЭ показывает, что в России, как и в других странах, основной рост спроса на МООК в 2020 году обеспечили не студенты вузов. Это указывает на изменение образовательных потребностей и интересов более широкой аудитории, которая ищет возможности для получения знаний и повышения квалификации через онлайн-образование.

Статистика записей на курсы свидетельствует о растущем интересе к мягким навыкам и саморазвитию, в то время как традиционные университетские дисциплины не демонстрируют подобного роста. Демографические характеристики аудитории также подтверждают этот тренд: всего лишь 25% посетителей НПОО составляют студенты в возрасте от 18 до 25 лет. Большинство слушателей онлайн-курсов – это взрослые люди, вероятнее всего, уже имеющие высшее образование. Этот сдвиг в образовательных предпочтениях подчеркивает важность развития навыков, адаптированных к современным требованиям рынка труда.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Почему преподаватели с недоверием относятся к МООК

Исследование выявило основные причины недоверия к МООК (массовым открытым онлайн-курсам) и нежелания их использовать. Многие потенциальные пользователи скептически относятся к качеству предоставляемого контента, считая его недостаточно глубоким и информативным. Также существует беспокойство по поводу аккредитации и признания таких курсов работодателями. Некоторые респонденты отметили, что отсутствие взаимодействия с преподавателями и другими студентами снижает мотивацию к обучению. Кроме того, технические проблемы и сложность платформ могут отпугнуть пользователей. Эти факторы в совокупности создают атмосферу недоверия к МООК и препятствуют их широкому распространению.

Видеолекции в МООК имеют определенные недостатки по сравнению с синхронными занятиями. Обучение на онлайн-курсах требует от студентов высокой степени самостоятельности и ответственности, что не всегда характерно для студентов вузов. Записанные лекции лишены гибкости, и в них отсутствует взаимодействие между преподавателем и аудиторией. Участники исследования отметили, что предпочитают синхронные онлайн-занятия, которые обеспечивают возможность живого обмена мнениями и обратной связи. Это взаимодействие способствует более глубокому пониманию материала и повышает мотивацию студентов. Поэтому для более эффективного дистанционного обучения стоит рассмотреть возможность использования форматов, которые обеспечивают активное участие и вовлеченность студентов в учебный процесс.

Готовые онлайн-курсы не покрывают все дисциплины, изучаемые в университетах. Для большинства вузов, которые создают массовые открытые онлайн-курсы (МООК), основной целью является привлечение новой аудитории, включая потенциальных студентов. В результате на платформах чаще всего можно встретить вводные и теоретические курсы, тогда как специализированные МООК, имеющие ограниченный спрос, предлагаются гораздо реже. В связи с этим многие важные дисциплины остаются без представленных курсов на существующих образовательных платформах.

МООК не идеальны для формирования практических навыков. Хотя онлайн-курсы по востребованным дисциплинам существуют, они в основном сосредоточены на теории. Множество преподавателей отмечают, что такие курсы могут служить лишь дополнением, а не основным способом обучения в вузах. Преподаватели технических дисциплин подчеркивают важность сочетания онлайн-обучения с практическим взаимодействием с оборудованием. Это подход позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, что является ключевым для успешного освоения профессии.

Многие преподаватели воспринимают МООК как угрозу своей занятости. В российских вузах основная часть преподавательских ставок связана с аудиторной работой, что создает опасения при интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс. Для преподавателей это может означать сокращение рабочих часов, что в свою очередь увеличивает риск увольнения и может негативно сказываться на их профессиональной квалификации. Как подчеркнул один из опрошенных, работа над лекционными курсами мотивирует преподавателей развиваться, искать новые материалы и находить эффективные способы донести свои идеи до студентов.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) становятся важным инструментом конкурентной борьбы среди высших учебных заведений. Однако внедрение МООК вызывает определенные опасения у преподавателей в регионах. Онлайн-курсы, предлагаемые ведущими университетами, могут способствовать оттоку студентов из регионов, что усугубляет ситуацию в местных образовательных учреждениях. Преподаватели выражают опасения, что в будущем высшее образование может полностью перейти в онлайн-формат, и региональные вузы окажутся в роли «точек выдачи дипломов», как подчеркивает один из опрошенных экспертов. Важно учитывать эти риски и находить пути для интеграции онлайн-образования с традиционными методами обучения, чтобы сохранить качество образовательного процесса в регионах.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

МООК, как и другие методы онлайн-образования, внедрялись без учета мнения преподавателей. Участники опроса отметили, что в период вынужденного перехода на дистанционное обучение все решения принимала администрация вуза. Преподаватели, работающие непосредственно со студентами, не были вовлечены в обсуждение формата проведения занятий и выбора необходимых ресурсов. В результате, сопротивление некоторых преподавателей к использованию МООК не всегда было связано с недовольством курсами, а чаще возникало из-за обязательного характера внедрения этих методов.

Как исследователи оценивают перспективы МООК в высшем образовании

Исследование показало, что большинство преподавателей воспринимают открытые онлайн-курсы (МООК) с осторожностью, отмечая больше рисков, чем преимуществ. Однако некоторые опрошенные преподаватели находят МООК полезными и интегрируют их как отдельные модули в свои учебные программы. Эти преподаватели отмечают, что использование МООК позволяет им уменьшить нагрузку и одновременно повышает вовлеченность студентов. Платформы фиксируют учебную активность, что делает невозможным пассивное участие в курсе, тем самым стимулируя более активное освоение материала.

Авторы исследования отмечают, что преподаватели, активно внедряющие массовые открытые онлайн-курсы (МООК), значительно отличаются от своих коллег. Эти преподаватели чаще всего моложе, имеют ограниченный опыт преподавания, более склонны к созданию новых курсов и обновлению существующих. Они также стремятся интегрировать различные формы учебной активности и контроля знаний в свои занятия. Однако таких преподавателей в российских вузах в целом немного, что подчеркивает необходимость поддержки и развития этой категории педагогов для повышения качества образования.

Читайте также:

  • В НИУ ВШЭ проанализировали нагрузку вузовских преподавателей
  • Цитата недели: «Университет преобразуется в нечто совершенно другое»
  • Офлайн-лекции в университетах: атавизм или незаменимый формат?
  • Учёные рассказали, как сделать дистанционное обучение эффективнее

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее