Американский математик предостерёг от использования чат-ботов для помощи школьникам / Skillbox Media
Он считает, что потенциал нейросетей в школьном образовании сильно ограничен. А ещё сомневается в пользе персонализации.
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеПроблемы с языком, на котором «говорят» чат-боты
Майер, как математик, иллюстрирует свою идею через глубокое изучение математики. Эта методология, безусловно, может быть адаптирована и к другим научным дисциплинам. Изучение основ и ключевых концепций любого предмета позволяет лучше понять его суть и применить полученные знания на практике.
Чат-боты сталкиваются с определенной математической проблемой: они общаются на специфическом «диалекте», который может быть труден для понимания учащихся, только начинающих изучать математику. Это создает сложности в обучении, так как новички могут не распознавать и не воспринимать информацию в нужном контексте. Эффективная коммуникация чат-ботов требует адаптации языка, чтобы сделать его более доступным и понятным для студентов на разных уровнях обучения.
Для эффективного использования нейросети, предназначенной для помощи в изучении предметов, ученикам необходимо формулировать запросы с использованием специфических терминов, в которых они могут не до конца разбираться. Кроме того, бот может предоставлять информацию, содержащую термины и понятия, которые также требуют предварительного объяснения на доступном учащемуся языке. Автор называет этот процесс перевода когнитивным налогом, который испытывают школьники при взаимодействии с такими технологиями. Это подчеркивает важность предварительной подготовки и понимания ключевых понятий для более продуктивного обучения с помощью нейросетей.
Дети, изучая новое, могут выражать свои мысли с помощью каракуля, бормотания или междометий, таких как «хм». Эти способы коммуникации зачастую непонятны программам. Чтобы взаимодействовать с чат-ботами, учащиеся должны умело преобразовывать свои идеи в ясные письменные или устные запросы, что требует определенных навыков и практики. Это взаимодействие важно для развития их умений формулировать мысли, что в свою очередь обогащает их обучающий опыт.
Чат-боты имеют ограничения по сравнению с живыми педагогами. Учитель способен легко адаптировать своё объяснение, подстраиваясь под уровень понимания ученика. Он также может интерпретировать неоднозначные формулировки и учитывать невербальные сигналы, что помогает наладить более глубокую связь с учеником. Живое взаимодействие и эмоциональная поддержка, которые предлагает педагог, остаются незаменимыми в образовательном процессе, что подчеркивает важность человеческого фактора в обучении.
Неумение работать с различиями людей
Майер утверждает, что применение чат-ботов связано с концепцией персонализации обучения. Он объясняет, что теория персонализированного обучения основывается на том, что у каждого ребёнка уникальные образовательные траектории. В условиях общего класса ученики могут отвлекать друг друга, что затрудняет процесс обучения. Более эффективным подходом является разделение учеников и предоставление каждому из них индивидуального набора ресурсов для обучения, что способствует более глубокому усвоению материала и улучшению образовательных результатов.
Математик утверждает, что подобный подход неэффективен. В первую очередь, это приводит к тому, что учитель выполняет лишь роль технической поддержки, отвечая на вопросы, на которые программа не может дать ответа. Однако педагогический потенциал учителей значительно шире. Они обладают навыками и знаниями, позволяющими эффективно управлять вариативностью в классе и адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности учащихся.
Персонализированный подход в обучении может быть менее эффективным по сравнению с традиционным школьным обучением. Это связано с тем, что ученики не рассматривают своих одноклассников как преграду на пути к знаниям, а скорее видят себя как возможное препятствие для учёбы других. В действительности, школьники чаще предпочитают совместное обучение, что способствует созданию более продуктивной и поддерживающей образовательной среды. Совместная работа в классе не только укрепляет знания, но и развивает социальные навыки, что делает обучение более полным и гармоничным.
Майер опирается на исследование 2017 года, финансируемое Фондом Билла и Мелинды Гейтс, чтобы обосновать свои доводы. Авторы данного исследования не выявили значительного влияния персонализированных траекторий на развитие навыков чтения, а также отметили лишь незначительное улучшение в математике. Тем не менее, результаты показали, что персонализированный подход оказался эффективным для учеников с низкими результатами, а также для наиболее успешных учащихся. Таким образом, утверждение Майера о том, что персонализированный подход неэффективен, требует уточнения: хотя он может не приносить значимых результатов для средней группы учащихся, он все-таки приносит пользу как отстающим, так и сильным ученикам. Дэн также ссылается на книгу «Наглядное обучение: обобщение более 800 метаанализов, касающихся достижений», в которой подчеркивается, что традиционные методы обучения демонстрируют более высокую эффективность.
На основе данных исследования 2017 года было установлено, что в условиях персонализированного обучения у школьников наблюдается снижение чувства сопричастности к школе. Это ощущение, как известно, играет ключевую роль в мотивации и учебных успехах. Эксперт предполагает, что аналогичные последствия могут возникнуть в результате широкого внедрения чат-ботов в образовательный процесс.
Стоит отметить, что авторы исследования, на которое ссылается Майер, не выступают за полный отказ от персонализации обучения. Они предлагают рекомендации по внедрению этого подхода. Поддерживающие персонализированное обучение не стремятся заменить традиционное обучение в классе, лишая детей общения. Они предлагают интегрировать в образовательную систему индивидуальные образовательные траектории и использовать дополнительные цифровые инструменты, такие как цифровые помощники для упрощения выполнения домашних заданий. Например, недавно Андрей Комиссаров, руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум», рассказал о разработке решения на основе искусственного интеллекта, которое может существенно улучшить образовательный процесс.
Билл Гейтс, известный оптимист в области искусственного интеллекта, недавно в своём блоге заявил, что современные технологии могут значительно упростить работу педагогов и улучшить процесс обучения для студентов. Он подчеркнул, что искусственный интеллект не заменит учителей, а станет их полезным инструментом. Это позволит персонализировать обучение и освободить педагогов от рутинных задач, таких как обработка документации, что даст им возможность сосредоточиться на более важных аспектах образовательного процесса. Гейтс также отметил, что цифровые решения для изучения различных предметов гораздо более доступные по сравнению с индивидуальными занятиями с репетиторами. Понимание эффективности педагогических методов открывает возможность масштабировать их применение с помощью цифровых репетиторов, что позволяет охватить большее количество учащихся, чем это возможно при традиционном обучении с личным репетитором.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее