EdTech #Статьи

20 июня, 2025

Что не так с EdTech-продуктами для университетов / Skillbox Media

Своим видением поделились сами же вузы. Правда — иностранные, но кое-какие претензии к EdTech кажутся универсальными, не зависящими от страны.

Научитесь: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании

Узнать больше

Почему EdTech-компаниям трудно заходить в сегмент высшего образования

EdTech-компании сталкиваются с трудностями при внедрении своих продуктов в рынок высшего образования из-за значительных различий в уровне цифровой зрелости университетов. Некоторые учреждения используют устаревшее программное обеспечение, в то время как другие полагаются на решения крупных технологий, таких как Microsoft. Это создает серьезные преграды для EdTech-компаний, желающих войти в этот сегмент. В большинстве случаев рынок уже занят более мощными конкурентами, что делает вход в него затруднительным. Либо же существует высокая вероятность, что место для новых технологий еще не сформировалось из-за сложностей, связанных с интеграцией современных IT-решений в учреждения, использующие устаревшие системы. Важно учитывать, что для успешного внедрения инновационных образовательных технологий необходимо повышать уровень цифровой зрелости вузов и адаптировать их к современным требованиям.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

EdTech-компании чаще выбирают стратегию нацеливания на рынок B2C, образовательные учреждения, такие как школы, или корпоративное обучение (B2B), нежели на высшие учебные заведения. Эта тенденция обусловлена большим спросом на современные образовательные технологии в этих сегментах, что позволяет компаниям более эффективно удовлетворять потребности пользователей и достигать стабильного роста.

Университеты признают, что пандемия значительно ускорила развитие EdTech-индустрии, что, в свою очередь, оказывает влияние на сектор высшего образования. Цифровизация в учебных заведениях продолжается, однако темпы этого процесса остаются медленными.

Для улучшения SEO-оптимизации и повышения читабельности текста следует использовать ключевые слова и фразы, соответствующие теме. Вот переработанный текст:

Читайте также:

Актуальные статьи и материалы, которые помогут вам глубже понять интересующие вас темы. Мы предлагаем разнообразный контент, который отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы и освещает важные аспекты. Не упустите возможность расширить свои знания и ознакомиться с новыми идеями. Каждый из наших материалов тщательно подготовлен, чтобы предоставить вам ценную информацию и полезные рекомендации. Оставайтесь с нами и погружайтесь в мир интересного и познавательного контента.

Определены ключевые задачи, которые университетам необходимо решить для успешной цифровизации. В условиях стремительного развития технологий и увеличения объемов информации высшие учебные заведения должны адаптироваться к новым реалиям, обеспечивая качественное образование и эффективное управление процессами. Основные направления работы включают внедрение современных образовательных платформ, развитие цифровой инфраструктуры, а также подготовку кадров, способных работать с новыми технологиями. Решение этих задач позволит вузам повысить конкурентоспособность и соответствовать требованиям современного рынка труда.

К качеству EdTech-решений есть вопросы

Исследования показывают, что на рынке EdTech существует ограниченное количество высококачественных и эффективных решений для вузов, которые действительно соответствуют заявленным характеристикам разработчиков и провайдеров. Это означает, что многие из основных обещаний EdTech-индустрии для высшего образования все еще требуют реализации.

Многие преподаватели проявляют предвзятость к цифровизации рабочих процессов и не доверяют новым технологиям. Эта ситуация наблюдается как в России, так и за ее пределами. Причиной такого отношения могут быть неисполненные обещания со стороны компаний, предлагающих инновационные решения. Это подчеркивает необходимость более открытого диалога между разработчиками и пользователями, чтобы устранить недоверие и продвигать эффективные цифровые инструменты в образовательной среде.

Отсутствие качественных EdTech-решений в сфере высшего образования создает значительные возможности для развития. Несмотря на существующие ограничения, этот сегмент все еще остается недостаточно конкурентным. Это открывает пути для внедрения инновационных технологий и улучшения образовательного процесса, что является важным аспектом для университетов и учебных заведений. В условиях растущего спроса на эффективные образовательные платформы, развитие EdTech может значительно повлиять на качество высшего образования и его доступность.

Если EdTech-разработчики предложат вузам качественные инструменты, соответствующие их реальным потребностям, они смогут значительно выделиться на рынке. Такой подход позволит создать эффективные решения, которые улучшат образовательный процесс и повысят конкурентоспособность учебных заведений. Разработка востребованных технологий в сфере образования станет ключом к успеху для компаний, стремящихся занять лидирующие позиции в EdTech.

Вузы не видят ценности учебной аналитики, основанной на пользовательских данных

Продвинутые решения в сфере образовательных технологий (EdTech) основываются на сборе и анализе данных, касающихся учебных и административных процессов в вузах, а также учебного поведения студентов. Сбор, обработка и анализ этих данных требуют значительных ресурсов, включая человеческие, технологические и финансовые. Однако исследования показывают, что университеты не готовы увеличивать бюджет на продукты, основанные на данных. Это приводит к тому, что многие компании в области EdTech сталкиваются с проблемами монетизации своих решений. Актуальность эффективного использования данных в образовании продолжает расти, и разработка инновационных подходов к их обработке становится ключевым фактором успеха на рынке образовательных технологий.

В сфере высшего образования анализ пользовательских данных осуществляется реже, чем в EdTech-индустрии. Многие исследованные университеты проявляют скептицизм по отношению к учебной аналитике, не веря в ее заявленные преимущества, которые активно рекламируют компании в области образовательных технологий. Этот недостаток доверия может тормозить внедрение эффективных аналитических инструментов, способствующих улучшению образовательного процесса и повышению качества обучения. Важно обратить внимание на то, что использование учебной аналитики может значительно повысить уровень вовлеченности студентов и помочь преподавателям адаптировать свои подходы к обучению.

Авторы отчёта подчеркивают, что в вузах наблюдается нехватка квалифицированных сотрудников, способных корректно интерпретировать учебную аналитику и принимать на её основе эффективные решения. Увеличение численности штата требует дополнительных финансовых вложений, что также является значительной проблемой. Аналогичное мнение высказали аналитики компании HolonIQ в 2023 году, исследуя причины низкой активности вузов в использовании возможностей искусственного интеллекта.

Цифра не сокращает, а увеличивает расходы вузов

Одним из основных аргументов в пользу цифровизации вузов является возможность сокращения расходов. Тем не менее, на практике расходы учебных заведений зачастую увеличиваются. Это связано с необходимостью оплаты услуг и продуктов провайдеров, стоимость которых постоянно растет. Кроме того, вузы вынуждены расширять штат, что требует привлечения новых специалистов по обработке данных, менеджеров по работе с поставщиками и облачных инженеров. Необходимость повышения квалификации существующих сотрудников также влечет за собой дополнительные затраты. Таким образом, вместо ожидаемой экономии, вузы сталкиваются с новыми финансовыми вызовами в процессе цифровой трансформации.

Фото: Centre for Ageing Better / Unsplash

Многие вузы, желающие внедрить EdTech-решения, ограничиваются экспериментами с новыми продуктами и услугами в рамках пилотных проектов. Доступ к таким проектам зачастую предоставляется бесплатно или за символическую плату. Это позволяет образовательным учреждениям оценить эффективность технологий без значительных финансовых вложений.

EdTech-компании иногда выглядят с точки зрения вузов «злодеями»

Несмотря на то что многие работники вузов признают полезность образовательных технологий, существует два основных аспекта, которые вызывают у них недовольство или скептицизм в отношении деятельности EdTech-компаний.

При использовании данных, собранных университетами, возникает важный вопрос о доступе к этим данным. Если компания применяет эти данные для разработки своего продукта, но не предоставляет бесплатный доступ университету, откуда были получены эти данные, это может вызвать серьезные этические и правовые последствия. Необходимо учитывать, что университеты вкладывают ресурсы в сбор и анализ данных, и справедливо, чтобы они имели возможность пользоваться результатами своего труда.

Негативное отношение к EdTech-решениям зачастую возникает из-за их способности конкурировать с университетами. Особенно это касается технологий, которые могут потенциально заменить преподавателей, таких как боты-тьюторы и репетиторы. Также вызывает недоверие отсутствие четких доказательств эффективности предлагаемых решений. Важно учитывать, что успешная интеграция технологий в образовательный процесс требует прозрачности и уверенности в их результативности.

EdTech-компании и вузы расходятся в представлении ключевых целей этих компаний

Ключевые цели внедрения технологий в образование включают персонализацию, автоматизацию, повышение вовлеченности студентов и институциональную эффективность. Однако университеты и компании в сфере образовательных технологий (EdTech) могут по-разному интерпретировать эти цели и подходы к их достижению. Важно уточнить каждую из этих целей, чтобы обеспечить общее понимание и согласие между всеми сторонами. Это поможет создать более эффективные образовательные процессы и улучшить качество обучения.

Разногласия между EdTech-компаниями и университетами касаются влияния технологий на будущее высшего образования. Некоторые считают, что внедрение новых технологий способствует улучшению учебного процесса и расширяет доступ к образовательным ресурсам. Другие настаивают на том, что это может подорвать традиционные методы обучения и снизить качество образования. Важно понимать, что технологии могут как обогатить образовательный опыт, так и вызвать определенные вызовы, требующие внимания со стороны всех участников образовательного процесса.

Читать также:

ЮНЕСКО призывает к пересмотру подходов к цифровизации образования, чтобы адаптироваться к современным вызовам и требованиям. Цифровизация образования открывает новые возможности для обучения и доступа к знаниям, однако необходима переоценка текущих стратегий. Это связано с быстрым развитием технологий, изменением потребностей учащихся и необходимостью обеспечения равного доступа к образовательным ресурсам.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, включают недостаток инфраструктуры, недостаточную подготовленность преподавателей и вопросы безопасности данных. ЮНЕСКО настаивает на необходимости интеграции инновационных методов и технологий в учебный процесс, а также на улучшении подготовки кадров. Пересмотр подходов к цифровизации образования может способствовать созданию более инклюзивной и качественной образовательной среды, которая будет эффективно отвечать на вызовы XXI века.

В этом контексте важно учитывать разнообразие образовательных систем и культурных контекстов, чтобы разработанные решения были адаптированы к конкретным условиям. Так, пересмотр подходов к цифровизации образования станет ключевым шагом в достижении устойчивого развития и улучшении качества образования на глобальном уровне.

Что, по мнению вузов, должно измениться

Участники исследования подчеркивают важность активного участия университетов в обсуждениях о будущем высшего образования и влиянии технологий на его развитие. Важно, чтобы высшие учебные заведения сформулировали собственное видение цифровизации образовательного процесса. Респонденты выделили три основные темы, которые требуют углубленного анализа и обсуждения.

  • Первая тема касается непосредственно сотрудничества вузов с EdTech-компаниями.

По мнению респондентов, компании, разрабатывающие технологические продукты для высших учебных заведений, должны быть специализированными в области образования. Это подразумевает глубокое понимание специфики сектора высшего образования и его потребностей.

Респонденты отмечают, что высшие учебные заведения должны совместно определить потребности сектора высшего образования, которые будут способствовать развитию EdTech-продуктов. Важно установить единые критерии, на основе которых будут приниматься решения о внедрении технологий. Это позволит обеспечить реальную пользу для университетов и их студентов. Согласованное понимание потребностей и требований к образовательным технологиям поможет создать эффективные решения, которые улучшат качество обучения и адаптацию образовательных процессов к современным вызовам.

EdTech-компании должны активно сотрудничать с университетами в процессе разработки новых цифровых решений, направленных на замену устаревших платформ. Это сотрудничество позволит создать более современные и эффективные образовательные инструменты, которые удовлетворят потребности студентов и преподавателей. Интеграция новых технологий и образовательных методик может значительно повысить качество обучения и сделать образовательный процесс более доступным и интерактивным. Таким образом, совместные усилия EdTech-компаний и учебных заведений могут привести к значительным улучшениям в сфере образования.

Участники исследования акцентируют внимание на необходимости мониторинга влияния технологий на образовательный сектор, включая внутренние процессы, преподавателей и студентов. Это наблюдение важно для понимания того, как современные технологии формируют образовательную среду и как они могут быть эффективно интегрированы в учебный процесс. Анализ влияния технологий поможет выявить как положительные, так и отрицательные аспекты их использования, что в свою очередь способствует улучшению качества образования и адаптации преподавателей к новым условиям.

Важно, чтобы сотрудники вузов и студенты обладали необходимыми цифровыми навыками для эффективного взаимодействия с современным программным обеспечением. Это позволит им более продуктивно использовать технологии в учебном процессе и исследовательской деятельности. Развитие цифровой грамотности способствует улучшению качества образования и подготовке специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий.

Респонденты подчеркивают важность того, чтобы разработчики EdTech сосредоточились на ценности работы преподавателя, а не на повышении эффективности. Они отмечают, что решения в области EdTech должны соответствовать реальным потребностям университетов, а не основываться на субъективных представлениях о том, что необходимо в образовательном секторе. Эти комментарии являются ключевыми для понимания направления, в котором должно развиваться EdTech.

  • Вторая тема связана с данными и управлением ими.

Представители высших учебных заведений подчеркнули, что в сфере образования на сегодняшний день наблюдается недостаток прозрачности, что является серьезной проблемой. Университеты обязаны информировать студентов о том, как именно собираются и используются личные данные. Важно, чтобы вузы и EdTech-платформы собирали лишь необходимые данные, обосновывая это конкретными целями. В настоящее время же наблюдается тенденция к сбору большого объема данных без ясных целей, что противоречит принципам ответственного использования информации. Участники образовательного сектора также должны учитывать этические нормы в области искусственного интеллекта и машинного обучения, чтобы обеспечить защиту прав студентов и повысить доверие к образовательным учреждениям.

  • Третья тема связана с недопустимостью монополистических тенденций среди EdTech-провайдеров.

Респонденты отметили, что для каждой функции, которую вузы могли бы выполнять с помощью технологий, на рынке представлено ограниченное количество сервисов, и большинство из них разработаны крупными технологическими компаниями. Это создает дефицит выбора и уменьшает конкуренцию среди разработчиков, что, в свою очередь, сказывается на качестве предлагаемых решений. В результате многие образовательные учреждения вынуждены использовать одни и те же продукты и не имеют возможности сменить провайдера, даже если возникнет такое желание.

Респонденты отметили, какие технологии им не хватает для улучшения пользовательского опыта. В первую очередь, они подчеркнули важность интеграции различных продуктов. Это позволит создать единый удобный интерфейс, который обеспечит доступ ко всем необходимым платформам, приложениям и сервисам. Интеграция технологий поможет оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность взаимодействия пользователей с продуктами.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

Это одновременно представляет собой мечту и проблему как для вузов, так и для корпоративных заказчиков в области обучения. В обеих сферах накапливается множество разрозненных цифровых решений, которые сложно интегрировать в единое удобное пространство. Вопрос о том, возможно ли разработать простой и экономически эффективный подход для их объединения, остается открытым. Однако, если кто-то сможет решить эту задачу, это станет настоящим прорывом в сфере образовательных технологий.

Несмотря на разнообразие предложений на рынке, многие вузы все еще испытывают нехватку технологий, которые эффективно поддерживают онлайн-обучение и организацию мероприятий. Существуют сервисы, способствующие созданию увлекательных асинхронных занятий, проведению гибридных уроков, масштабированию онлайн-курсов и поддержанию виртуальных сообществ. Однако в отчете не указано, каких именно функций или инструментов не хватает вузам в этих сервисах. Это подчеркивает необходимость дальнейшего развития платформ и решений, которые могут удовлетворить потребности образовательных учреждений в условиях цифровизации.

Сотрудники вузов заинтересованы в проведении автоматизированного анализа данных, который упростит процесс составления административной отчетности. В настоящее время им приходится самостоятельно заниматься этой задачей, что требует значительных временных и трудовых ресурсов. Внедрение автоматизированных систем позволит повысить эффективность работы и снизить вероятность ошибок в отчетах.

Профессия Менеджмент в онлайн-образовании

Вы узнаете, как запускать востребованные онлайн-курсы, руководить командой и получать стабильную прибыль. Сможете создать образовательный проект с нуля или масштабировать существующий.

Узнать подробнее