Что сейчас происходит с российским рынком EdTech / Skillbox Media
И что с ним не так.
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеБолезни роста
Согласно совместному исследованию «Нетологии», EdMarket и Talentech, к концу 2023 года объем российского рынка онлайн-образования ожидается на уровне 60 миллиардов рублей. Есть высокая вероятность, что фактические показатели превзойдут прогнозы аналитиков, так как оценка была проведена до пандемии и перехода на дистанционное обучение. Эти события значительно ускорили диджитализацию во всех сферах, и сектор EdTech оказался в выгодном положении.
В 2020 году образовательные продукты стали особенно популярными, привлекая миллионы новых пользователей. Посещаемость платформы «Учи.ру» увеличилась в шесть раз, достигнув 3 миллионов пользователей ежедневно. Это свидетельствует о растущем интересе к онлайн-образованию. Кроме того, образовательные стартапы привлекли внимание инвесторов: например, «Алгоритмика» недавно успешно собрала 10 миллионов долларов для дальнейшего развития своего продукта и расширения сети франчайзи. Рост интереса к онлайн-образованию открывает новые возможности для инвестиций и развития технологий в этой сфере.
Рынок EdTech в России демонстрирует значительный рост, составивший 30–35%, согласно оценкам генерального директора «Нетология-групп» Максима Спиридонова. Результаты ведущих компаний в этой сфере также впечатляют. В 2020 году Skyeng увеличила свою выручку на 141% по сравнению с 2019 годом, Skillbox — на 255%, а «Яндекс.Практикум» продемонстрировал рост в 813%. Чтобы правильно интерпретировать эти данные, важно учитывать, что доля онлайн-образования в России традиционно была невысокой, составляя менее 10%. Взрывной рост 2020 года во многом обусловлен эффектом низкой базы, что подчеркивает потенциал дальнейшего развития онлайн-образования в стране.
Этот эффект носит временный характер. Для того чтобы удержать достигнутые темпы развития 2020 года, российскому EdTech недостаточно быть лишь альтернативой традиционному образованию. Необходимо преодолеть так называемые «болезни роста» — проблемы, которые существуют уже давно, но во время пандемии стали особенно актуальными.
Проблема №1 заключается в том, что многие пользователи сталкиваются с трудностями при поиске качественной информации в интернете. Это может быть связано с большим объемом контента, который не всегда соответствует запросам. Часто результаты поиска оказываются нерелевантными, и пользователи теряют время на изучение неактуальных материалов. Для решения данной проблемы необходимо использовать более точные ключевые слова и фильтры, а также обращаться к проверенным источникам информации. Кроме того, важно оптимизировать контент, чтобы он был доступен и понятен для целевой аудитории, что повысит его ценность и упростит процесс поиска.
Дело в технике
В российском EdTech контент играет ключевую роль, охватывая программы для дошкольников, школьников и взрослых. Существуют курсы для тех, кто стремится повысить квалификацию, а также для тех, кто меняет профессию. Программы ориентированы на топ-менеджеров и управленцев среднего звена. Однако коммуникационная составляющая остается недостаточно развитой. Во время локдауна учителям и репетиторам приходилось создавать учебные процессы, комбинируя различные платформы, такие как Zoom, WhatsApp и Discord, что усложняло проведение уроков и снижало их эффективность. Улучшение коммуникационных инструментов в EdTech является необходимым шагом для повышения качества образования.
В 2020 году вопрос дистанционного обучения стал актуален для всех. Ранее некоторые могли избегать этой темы, но теперь дистанционный формат вызывает либо восторг, либо негативные эмоции. Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов подчеркивает, что многие родители выражают недовольство, так как образовательные учреждения не были готовы к переходу на удаленное обучение. Это привело к значительным трудностям как для студентов, так и для преподавателей. Переход на дистанционное обучение требует новых подходов и технологий, что создает необходимость в повышении квалификации преподавателей и адаптации учебных программ.
Проблему интеграции современных технологий в образовательный процесс начали решать компании «Ростелеком» и Mail.ru Group. С конца 2020 года они активно разрабатывают платформу «Сферум», предназначенную для обучения и коммуникации. Эта платформа, основанная на технологиях «ВКонтакте», стремится объединить школьников, учителей и родителей, а также в перспективе заменить иностранные сервисы в образовательной сфере. В текущем году школы из пятнадцати регионов России уже начнут тестирование этой инновационной платформы.
Коммуникации не являются единственной сферой, в которой EdTech ощущает нехватку технологий. Формат онлайн-образования также вызывает сомнения у многих. Чаще всего его сравнивают с традиционным обучением, где возможны практические занятия, такие как экскурсии в музеи или проведение химических и физических опытов, а также важная невербальная коммуникация между учителем и учеником. Для преодоления этого разрыва индустрия активно внедряет инновационные решения, включая технологии дополненной и виртуальной реальности (AR и VR). Эти технологии позволяют создать более интерактивную и вовлекающую образовательную среду, что способствует лучшему усвоению материала и улучшению взаимодействия между участниками учебного процесса.
В августе 2020 года аналитическая компания HolonIQ представила прогноз, согласно которому к 2025 году глобальные расходы на образовательные технологии достигнут 404 миллиардов долларов. По информации Accenture, в 2021 году на виртуальную и дополненную реальность в сфере образования будет потрачено 6,3 миллиарда долларов. Эти данные подчеркивают растущую значимость технологий в обучении и необходимость их интеграции в образовательные процессы для повышения эффективности обучения и вовлеченности учащихся.
С развитием технологий виртуальной реальности открываются новые возможности для интеграции онлайн- и офлайн-обучения. Вместо конкуренции между этими форматами, они могут эффективно сочетаться в рамках одной программы, что называется blended learning. Этот подход позволяет объединить преимущества традиционного обучения с гибкостью онлайн-форматов, создавая более эффективные и интерактивные образовательные методы. Таким образом, blended learning становится перспективным решением для современных образовательных учреждений, стремящихся улучшить качество обучения и адаптироваться к потребностям студентов.
В ближайшие несколько лет технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) не смогут полностью устранить границы между онлайн- и офлайн-обучением. На данный момент они могут лишь дополнить учебные курсы за счёт визуализации контента. На рынке пока отсутствуют общедоступные устройства, способные обеспечить полноценный опыт иммерсивного погружения и взаимодействия в группах. Для достижения этого необходимо увеличить скорость и пропускную способность интернет-соединения, что позволит передавать сложный визуальный контент. Об этом сообщает Владислав Лобановский, менеджер проектов компании Varwin, которая разрабатывает VR-решения для бизнеса.
Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности откроет новые горизонты в обучении, однако для их полноценного внедрения потребуется время и значительные улучшения инфраструктуры.
Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикума», убежден, что полное переход образования в онлайн невозможно. Некоторые аспекты обучения проще осуществлять в офлайне. Кроме того, есть профессии, которые трудно освоить через интернет, такие как парикмахеры, столяры и пилоты. Вероятно, мы будем наблюдать ситуацию, аналогичную e-commerce, где часть функций будет выполняться онлайн, а остальные — в очном формате. В тех областях, где это необходимо, появятся смешанные форматы обучения.
Проблема номер два заключается в недостатке информации. Многие пользователи сталкиваются с трудностями из-за отсутствия необходимых данных, что затрудняет процесс принятия решений. Это может привести к неправильному выбору продуктов или услуг. Чтобы решить эту проблему, важно обеспечить доступ к качественной информации и ресурсам, которые помогут людям лучше ориентироваться в вопросах, которые их интересуют. Кроме того, использование четких и понятных форматов подачи информации может значительно улучшить восприятие и понимание. Важно также учитывать потребности целевой аудитории, чтобы предложенные решения были максимально эффективными.
Консолидация рынка
В период с 2015 по 2020 годы российский рынок EdTech привлёк внимание крупных игроков. Эти компании начали разрабатывать собственные образовательные технологии и активно инвестировать в уже существующие стартапы. На сегодняшний день соотношение сил в этой сфере выглядит следующим образом:
- Mail.ru Group. В 2020 году компания вложила 3,75 млрд рублей в платформу «Учи.ру», получив 25% долю. Кроме того, Mail.ru Group принадлежит 100% GeekBrains, 70% Skillbох, 18% SkillFactory и почти 12% «Алгоритмики».
- Яндекс. Развивает, прежде всего, собственную платформу «Яндекс.Практикум».
- Сбер начал осваивать нишу EdTech, запустив собственную цифровую платформу для школьников — «СберКласс». Кроме того, у банка есть собственный корпоративный университет.
Обучающие продукты всё больше интегрируются в экосистему брендов, наряду с такими услугами, как доставка еды и онлайн-кинотеатры. Это расширяет доступ к образовательным ресурсам для широкой аудитории, позволяя большему числу пользователей узнать о них и воспользоваться их преимуществами. Однако такая интеграция также создает определённые сложности для компаний, которые не являются частью существующих экосистем, ограничивая их возможности в привлечении клиентов и конкуренции на рынке.
Крупные компании обладают достаточными ресурсами для привлечения лучших преподавателей и методологов из стартапов. В 2021 году ситуация на рынке труда в сфере EdTech ухудшилась, и даже устоявшиеся игроки столкнулись с кадровым голодом. Алексей Полехин, программный директор Нетологии, связывает это с амбициозными планами многих компаний, которые нацелены на значительный рост в два-три раза. В результате конкуренция за талантливых специалистов стала более жесткой, что усложняет процесс поиска и найма квалифицированных кадров.
Кадровая конкуренция — это лишь одна из множества проблем, с которыми сталкиваются EdTech-стартапы. Генеральный директор «Учи.ру» Илья Паршин подчеркивает, что в процессе диджитализации образовательного процесса школы часто продолжают сотрудничать с уже известными им компаниями. Это создает серьезные трудности для новых игроков на рынке, стремящихся завоевать доверие и внимание образовательных учреждений. Чтобы успешно конкурировать, стартапам необходимо разработать уникальные предложения и продемонстрировать свои преимущества, чтобы привлечь клиентов и изменить устоявшиеся привычки.
Проблема номер три заключается в том, что многие пользователи сталкиваются с трудностями при поиске нужной информации. Это может быть вызвано недостаточной оптимизацией контента для поисковых систем, что затрудняет его доступность. Важно, чтобы текст был структурирован и включал ключевые слова, соответствующие запросам пользователей. Это не только улучшает видимость в поисковых системах, но и помогает читателям быстрее находить то, что им действительно необходимо. Решение этой проблемы требует внимательного анализа и корректировки контента, чтобы он был максимально полезен и информативен.
Надо менять систему
Эксперты выделяют системные проблемы как основные препятствия для развития EdTech. Алексей Полехин из «Нетологии» подчеркивает, что различные онлайн-школы применяют разные подходы к обучению, даже если курсы имеют одинаковые названия. В настоящее время отсутствуют единые стандарты и общие экзамены для онлайн-обучения. Полехин также отмечает, что в ближайшем будущем государство, вероятно, будет активно работать над стандартизацией этого сектора.
Дмитрий Крутов из Skillbox акцентирует внимание на значении сотрудничества между частными игроками и государственными учреждениями в области EdTech. Он отмечает, что в 2020 году государственные образовательные организации начали активно взаимодействовать с частными платформами. Ранее, два года назад, такой обмен мнениями был невозможен, но сейчас участники процесса собрались за столом переговоров, чтобы совместно разрабатывать стратегии, направленные на улучшение доступности и качества онлайн-образования.
Управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский подчеркивает, что одной из главных проблем в образовании является неправильное распределение ответственности. Как в традиционных школах, так и на онлайн-платформах ученики нередко полагают, что за их успехи должна отвечать учебное заведение. Однако школы не имеют возможности гарантировать высокие результаты, так как невозможно заставить ученика учиться эффективно. Важно осознать, что успешное обучение требует активного участия и ответственности со стороны самих учащихся.
Модель разделения доходов (revenue share) представляет собой эффективное решение, уже успешно применяемое в различных сферах бизнеса, включая рекламу. В этой модели заказчик платит не за время эфирного вещания или площадь рекламного баннера, а за привлечённых клиентов. Александр отмечает, что аналогичный переход ожидается и в сфере образования, поскольку это наиболее справедливый способ оплаты за предоставляемые услуги. Такой подход позволит создать более прозрачные и взаимовыгодные отношения между образовательными учреждениями и их клиентами, что в конечном итоге повысит качество образования и доступность знаний.
Платформа будет зарабатывать не на лекциях, а на увеличении дохода своих клиентов после обучения. EdTech сможет претендовать на часть разницы между заработком до и после курсов. Однако в настоящее время это лишь теоретическая концепция, так как ни одна образовательная компания не реализовала такую модель.