EdTech #Статьи

3 октября, 2025

Что такое прототип курса и зачем он нужен / Skillbox Media

Прототипирование помогает протестировать идею или учебный формат, а также быстро получить фидбэк от заказчика или будущих студентов.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Прототип, также известный как MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт), представляет собой реализацию идеи продукта, его образец или макет, который демонстрирует внешний вид и функциональность окончательного решения. Прототипы находят широкое применение в цифровых отраслях, таких как разработка программного обеспечения, мобильных приложений и веб-сайтов. В последнее время наблюдается рост интереса к созданию прототипов для онлайн-курсов и образовательных продуктов, что позволяет эффективно тестировать концепции и собирать обратную связь от пользователей на ранних стадиях разработки. Такой подход помогает снизить риски и оптимизировать процесс создания конечного продукта.

Педагогический дизайнер Конни Маламед, автор книги «Тонкости визуального дизайна для профессионалов», поделилась на своём блоге информацией о применении прототипов в онлайн-обучении. Прототипы играют ключевую роль в разработке образовательных программ, позволяя тестировать и улучшать учебные материалы до их окончательного внедрения. Конни подчеркивает важность прототипирования для создания эффективных и интуитивно понятных курсов, что способствует лучшему восприятию информации учащимися. Использование прототипов помогает не только в визуальном дизайне, но и в организации учебного процесса, делая его более структурированным и результативным.

Для чего нужен прототип образовательного продукта

Конни уверена, что преимущества прототипирования существенно превышают его недостатки. Прототип курса предоставляет следующие возможности:

Во-первых, он позволяет визуализировать структуру и содержание курса, что облегчает понимание учебного процесса. Во-вторых, прототипирование дает возможность выявить и устранить потенциальные проблемы на ранних этапах разработки, что экономит время и ресурсы. Третьим важным аспектом является возможность получения обратной связи от пользователей, что позволяет улучшить качество курса и сделать его более привлекательным для целевой аудитории.

Таким образом, прототип курса не только оптимизирует процесс разработки, но и повышает эффективность обучения, что делает его незаменимым инструментом в создании образовательных программ.

  • протестировать идею в её реальном воплощении;
  • обнаружить потенциальные проблемы на раннем этапе проектирования продукта;
  • реализовать итеративный подход к проектированию — то есть начать с функционального «черновика» курса, а затем дорабатывать и улучшать его от версии к версии;
  • избежать траты ресурсов на неудачную идею (в бизнесе этот процесс проверки и отбора гипотез называют подходом «быстрых ошибок»);
  • наглядно продемонстрировать идею продукта другим людям;
  • вовлечь заказчика, партнёров или будущих студентов в процесс разработки программы — чтобы собрать и в дальнейшем учесть их фидбэк;
  • обосновать для заказчика принятые вами решения и показать, сколько ресурсов и усилий требуется для разработки качественного продукта.

Почему прототипирование иногда вызывает сложности

Конни Маламед отмечает, что выделить недостатки прототипирования курсов непросто, но она смогла определить несколько очевидных минусов, которые в основном совпадают с проблемами, возникающими при проведении детальных исследований перед разработкой курса.

  • Создание прототипа занимает время на начальном этапе разработки курса (хотя при этом экономит его в долгосрочной перспективе).
  • Может быть сложно объяснить заказчику или своему руководителю, почему вы уделяете время прототипированию, вместо того чтобы сразу приступить к разработке курса.
  • Уже упомянутый подход «быстрых ошибок» — концептуальная основа прототипирования. Однако не во всех рабочих коллективах приветствуются ошибки, даже если в итоге они помогут сэкономить время и деньги. Совет Конни — просто не называть этот подход вслух.

Какие бывают прототипы и что они должны в себя включать

Автор выделяет четыре типа прототипов, каждый из которых предназначен для выполнения конкретной задачи. Эти прототипы играют ключевую роль в процессе разработки, позволяя визуализировать идеи и концепции, а также проверять функциональность перед полной реализацией. Каждый из видов прототипов обеспечивает возможность тестирования, получения обратной связи и внесения изменений на ранних стадиях проекта, что, в свою очередь, способствует более эффективному и качественному результату.

  • Функциональный (или интерактивный) прототип содержит основные функции продукта и показывает пользователям, как он будет устроен, а создателям позволяет убедиться, что функции и интерактивные механики будут работать так, как задумано.
  • Презентационный (или визуальный) прототип позволяет продемонстрировать и проверить на восприятие «нравится / не нравится» макет визуального дизайна курса.
  • Юзабилити-прототип используют, чтобы проверить удобство навигации и взаимодействия с продуктом в целом.
  • Прототип реализуемости помогает создателям протестировать идею, чтобы убедиться, что она технически осуществима или, наоборот, неосуществима и от неё следует отказаться.
Фото: gorodenkoff / iStock

В одном прототипе можно эффективно сочетать компоненты различных типов. Это позволяет создавать более универсальные решения, которые отвечают разнообразным требованиям и задачам. Такой подход способствует улучшению функциональности и эстетики конечного продукта, обеспечивая его разнообразие и гибкость в использовании.

При разработке прототипа необходимо сосредоточиться на взаимодействии студента с курсом. Конни предлагает использовать этот инструмент для проверки следующих функций:

  • кнопки и другие элементы навигации действуют правильно;
  • если урок содержит разветвлённый сценарий, каждый путь ведёт студента туда, куда должен;
  • интерактивные элементы работают корректно;
  • студент получает обратную связь на свои действия так, как запланировано;
  • ответы студента в тесте фиксируются, результаты отображаются верно;
  • медиаконтент, такой как видео, аудио, анимации, воспроизводится без технических ошибок.

Прототип продукта обычно не включает в себя реальные функции, интерактивные механики или полноценный учебный контент. Его основная цель — оценить реакцию пользователей на стиль оформления на ранних стадиях разработки, до создания программы и учебных материалов. Важно, чтобы в прототип были включены следующие элементы:

  • макеты экранов (или слайдов) с названием курса, заголовками модулей и уроков, разными форматами контента;
  • расположение и оформление элементов навигации и различных меню;
  • цветовую палитру;
  • выбранный шрифт (или шрифты) в разных размерах и начертаниях;
  • образцы стиля фотографий, иллюстраций и иконок;
  • внешний вид интерактивных элементов, в том числе элементов в разных состояниях (например, как выглядит всплывающая подсказка, как меняется кнопка, когда пользователь наводит на неё курсор).

Юзабилити-прототип является важным инструментом для сбора обратной связи от пользователей до и во время разработки курса. Он помогает выявить и устранить недостатки в навигации, взаимодействии с платформой, визуальном дизайне и процессе обучения. Основное внимание следует уделять компонентам, вызывающим трудности или недовольство у студентов. Юзабилити-прототип обеспечивает возможность:

— тестирования интерфейса и функционала,
— выявления проблемных зон в пользовательском опыте,
— оптимизации навигации и упрощения взаимодействия с платформой,
— улучшения визуального дизайна, что в свою очередь способствует повышению вовлеченности студентов,
— адаптации курса под реальные потребности пользователей, что увеличивает его эффективность.

Использование юзабилити-прототипа помогает создать более комфортную и продуктивную образовательную среду, что в конечном итоге ведет к улучшению результатов обучения.

  • убедиться, что студентам легко понять, как устроен курс, и ориентироваться в учебных материалах;
  • проверить, удобно ли проходить курс на разных устройствах — ноутбуке, планшете, смартфоне;
  • протестировать, плавно ли проходит обучение, ясно ли подаётся информация, не слишком ли высока когнитивная нагрузка, нравится ли курс студентам.

Конни Маламед отмечает, что юзабилити-прототипы не требуют высокой детализации; они могут представлять собой базовую структуру курса без сложного визуального оформления. В английском языке такой формат прототипов называется wireframe, что переводится как «сетка» или «каркас». Создавать прототип на реальной учебной платформе не является обязательным — для этой цели подойдут инструменты дизайна, такие как Figma и Balsamiq, которые позволяют эффективно визуализировать идеи и концепции. Использование wireframe-прототипов помогает сосредоточиться на функциональности и структуре, что является ключевым для успешного образовательного процесса.

Данная разновидность прототипа позволяет перед началом полноценной разработки курса оценить возможность реализации определенного формата или метода обучения с учетом доступных инструментов, временных рамок и бюджета. Прототипы реализуемости обычно используются в следующих случаях:

  • Существует несколько возможных решений методической задачи.
  • Есть риск, что тот или иной компонент курса не получится по техническим причинам.
  • Кажется, что идея может быть настолько сложной для воплощения, что потребует слишком много времени на это.
Фото: DragonImages / iStock

Это может быть, например, прототип уникальной функции, упрощенная версия сложного формата или сокращенный вариант компонента. Такой подход позволяет быстро протестировать идеи и избежать длительной разработки, сосредоточив внимание на ключевых аспектах проекта.

Как создают прототипы

Прототипы могут иметь различную степень проработки, начиная от простых и низкодетализированных (low-fidelity или lo-fi) и заканчивая реалистичными и высокоточными (high-fidelity или hi-fi). Низкодетализированные прототипы предназначены для демонстрации структуры и основных функций, что позволяет быстро проверить гипотезу и собрать обратную связь. В свою очередь, высокоточные прототипы используются для более глубокого понимания взаимодействия пользователя с продуктом, а также для тестирования визуального дизайна и интерактивных элементов. Такой подход обеспечивает эффективное развитие продукта и улучшение пользовательского опыта.

Уровень детализации определяет необходимый набор инструментов. Чем более детализированным будет ваш проект, тем больше специализированных инструментов вам потребуется для его реализации. Правильный выбор инструментов в зависимости от уровня детализации поможет оптимизировать процесс работы и повысить качество конечного результата.

  • Бумага и карандаш. Да-да, самый элементарный прототип низкой детализации можно просто набросать от руки прямо на бумаге. Так можно изобразить пользовательский интерфейс, логику учебной активности, структуру учебного материала или всего курса, чтобы показать коллегам или заказчику и получить фидбэк.
  • Инструменты для прототипирования с низким уровнем детализации. С их помощью из блоков, линий и прочих базовых элементов создаётся «каркас» будущего дизайн-макета. Среди таких инструментов — уже упомянутые выше Balsamiq и Figma. Последний из них позволяет создавать не только статичные, но и интерактивные прототипы.
  • Конструкторы презентаций. Такие сервисы, как PowerPoint и «Google Презентации», Конни Маламед относит к инструментам прототипирования со средним уровнем детализации. С их помощью можно продемонстрировать оформление будущего курса, а благодаря гиперссылкам между слайдами проработать навигацию и интерактивность. Если вы проектируете курс для мобильных устройств, соотношение сторон и размеры слайда в конструкторе нетрудно изменить.
  • Конструкторы курсов позволяют сделать интерактивный прототип, максимально приближенный к будущему курсу по детализации. Выбрав инструмент, в котором вы будете собирать сам курс, вы сэкономите время — не придётся переносить наработки с одной платформы на другую. Однако, как предупреждает автор статьи, в этом случае есть риск преждевременно сфокусироваться на элементах оформления.

Что ещё можно «прототипировать»

Прототипы играют ключевую роль не только в разработке онлайн-курсов, но и в дизайне различных форматов обучения. Конни Маламед предлагает несколько эффективных подходов к использованию прототипов в образовательных проектах. Эти методы помогают создать более интерактивный и увлекательный опыт для обучающихся, а также облегчают процесс тестирования и внедрения новых идей. Применение прототипов позволяет оптимизировать образовательные процессы и адаптировать их под потребности целевой аудитории, что в свою очередь способствует улучшению результатов обучения.

  • прототип тренинга или воркшопа на несколько часов — тренинг на 15–30 минут;
  • прототип многостраничного пособия — одностраничная шпаргалка;
  • прототип видеоурока — его сокращённая версия или полный вариант, но снятый бюджетно (например, на смартфон).

Переделанный текст:

Обратите внимание на наши рекомендации и советы. Мы предлагаем вам ознакомиться с полезными материалами, которые помогут вам углубить свои знания. Не упустите возможность изучить темы, которые могут быть вам интересны и полезны. Читайте также наши статьи и обзоры, чтобы быть в курсе актуальных трендов и новостей в вашей сфере.

  • Красные флаги при работе с заказчиками: что должно насторожить методиста-фрилансера
  • Как улучшить корпоративный курс с помощью бета-тестирования: кейс
  • Зачем и как использовать принцип единообразия при создании онлайн-курсов
  • Чек-лист для проверки контента курса перед запуском
  • Принципы мультимедийного обучения, которые помогают создавать цифровой учебный контент

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки разработки учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее