Что важного произошло в EdTech в 2021 году / Skillbox Media
Какие события изменили индустрию и чего от неё ждать в недалёком будущем
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеВ первые три квартала 2021 года выручка 100 крупнейших EdTech-компаний в России достигла примерно 45 миллиардов рублей, что уже превышает показатели всего 2020 года. Ожидается, что по итогам 2021 года эта сумма может превысить 60 миллиардов рублей. Такое увеличение выручки не стало неожиданностью, учитывая рост интереса к онлайн-образованию и цифровым образовательным платформам в стране.
2021 год оказался схожим с 2020-м: новых вызовов было немного, и компании в основном сосредоточились на развитии и укреплении навыков и методов, выработанных в начале пандемии. Это мнение разделяют организаторы онлайн-конкурсов и стажировок для молодых предпринимателей «Преактум» Сергей Акопян и Игнат Зайончковский. В условиях продолжающейся неопределенности бизнесы адаптировались к новым реалиям, внедряя уже проверенные подходы для достижения устойчивого роста и успеха.
В этом году мы стали свидетелями множества значимых событий, которые оказали влияние на наше повседневное существование. Рассмотрим, какие привычки, сформировавшиеся в условиях изменяющегося мира, останутся с нами надолго. Важно понимать, как эти события повлияли на наше поведение и какие изменения стали частью нашей жизни. Адаптация к новым условиям привела к появлению устойчивых привычек, которые могут стать основой для улучшения качества жизни в будущем. Сохраняя позитивные изменения, мы можем строить более гармоничное и продуктивное будущее.
- Почему число единорогов за год выросло вдвое и чего ждать после Нового года?
- «Дикий Запад» заканчивается. Почему стартапы стали работать над качеством?
- Кто начал гонки маркетинговых бюджетов и кто не выдерживает темпа?
- Почему онлайн начал сближаться с офлайном и зачем EdTech-индустрии летние лагеря и тетрадные прописи?
- Как площадки экспериментируют с оплатой и почему сейчас самое подходящее время для этого?
- Искусственный интеллект захватил профильные конференции. Почему реальные стартапы с ИИ менее эффектны, чем проекты и обещания?
- Государство пришло в EdTech. Как Китай разрушил индустрию на 100 миллиардов и чего ждать в России?
- Зачем российские стартапы штурмуют иностранные рубежи и кто превратился в изгоев года?
- «Поезд не ушёл». На рынке образования осталось много места для новых EdTech-компаний.
Бум единорогов
На протяжении многих лет венчурные капиталисты не проявляли интереса к образовательным стартапам. Основной причиной этого было низкое количество успешных выходов таких проектов на публичные рынки. До 2021 года компании в сфере EdTech практически не проводили IPO, что подтверждают аналитики PitchBook. Однако ситуация начала меняться, и растущий интерес к инновациям в образовании открывает новые возможности для инвесторов и предпринимателей.
Пандемия оказала значительное влияние на финансовые рынки, что привело к активному размещению акций крупных компаний в условиях повышенного спроса. Образовательная платформа Coursera провела первичное публичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в конце марта 2021 года, при этом её капитализация составила 4,3 миллиарда долларов. Вскоре после этого приложение для изучения языков Duolingo было оценено на Nasdaq в 3,7 миллиарда долларов. В ноябре начальная рыночная стоимость Udemy превысила 4 миллиарда долларов. Эти события подчеркивают растущий интерес к онлайн-образованию и цифровым платформам в условиях новой реальности.
Согласно данным PitchBook, в первые десять месяцев 2021 года инвестиции в образовательные стартапы составили 13,8 миллиарда долларов. Эта значительная поддержка в секторе EdTech привела к появлению 14 новых единорогов — компаний с оценкой не менее 1 миллиарда долларов. Для сравнения, в период с 2014 по 2020 год только 21 образовательный стартап достиг такой оценки. Будущее этой индустрии остается неопределенным. По информации HolonIQ, объем инвестиций в EdTech рос в 2015 и 2018 годах, однако затем наблюдался спад. Важно следить за тенденциями в области образовательных технологий и инвестициями, чтобы понять, сможет ли сектор продолжить рост и привлекать новые средства.
Запрос на качество
Для дальнейшего развития компании необходимо повышать качество своих продуктов и услуг, так как era «Дикого Запада» подходит к концу. Это мнение высказал Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор компании «Алгоритмика», на конференции EdCrunch Glocal. В условиях растущей конкуренции и изменения рыночных условий, акцент на качестве становится ключевым для успешного продвижения бизнеса и привлечения клиентов.
В аналитическом отчёте Smart Ranking за третий квартал 2021 года директор по развитию TutorOnline Сергей Лапуть отметил, что клиенты регистрируются на нескольких образовательных платформах, прежде чем выбрать подходящую. Они сравнивают такие параметры, как цены, уровень обслуживания, удобство интерфейса и репутацию брендов. Преподаватели также ищут платформы, которые предлагают удобный сервис и стабильный поток учеников. Представитель компании Skillbox Media, разработчика приложения для воспитания детей-дошкольников Wachanga, подчеркнул, что на новом этапе роста основным фактором выбора пользователей становятся качество и глубина получаемых знаний. Это свидетельствует о важности предоставления высококачественного образовательного контента для привлечения и удержания клиентов на платформах.
Маленькие проекты проявляют особую гибкость и внимание к потребностям клиентов. Основатели приложения «Тилли», предлагающего интерактивные задания для дошкольников, в течение 2021 года сосредоточили свои усилия на улучшении качества контента. Это позволяет приложению эффективно адаптироваться к запросам пользователей и обеспечивать высокий уровень образовательного процесса для детей.
Мы обновили нашу платформу и представили новый продукт — интерактивный курс для подготовки к школе без репетитора. Ольга Деменицкая, директор по развитию и сооснователь платформы «Тилли», отмечает, что курс «Учусь сам» разрабатывался более года и трижды претерпел изменения в методологии. В процессе создания курса необходимо учитывать множество нюансов, так как восприятие детьми цветов и форм зависит от их возраста. Например, дети до трех лет способны различать маленькие и большие предметы только в случае значительной разницы в размерах. К тому же, некоторые изображения, такие как старый телевизор, могут быть неузнаваемы для маленьких пользователей. Мы также сталкиваемся с высокими требованиями к качеству иллюстраций, когда приходят комментарии от родителей, например, о неправильной интерпретации растений на картинках. Это подчеркивает важность внимательного подхода к каждой детали в процессе разработки курса.
Тренд на создание качественных и продуманных образовательных продуктов охватывает даже те проекты, которые ранее полагались исключительно на агрессивный маркетинг. Увеличение стоимости рекламного трафика на рынке делает невыгодным привлечение клиентов для разовых покупок, отмечает Анастасия Карпова, руководитель инкубатора специалистов онлайн-образования EdMarket в компании Skillbox Media. Сегодня важна продуманная концепция, создание учебных материалов, а также сопровождение студентов и предоставление детальной обратной связи по их домашним заданиям. В связи с этим наблюдается рост спроса на методистов, методологов и кураторов, подчеркивает Карпова.
Тренд на онлайн-обучение среди взрослой аудитории 40+ становится всё более заметным. Зрелые люди всё чаще выбирают переобучение с целью смены профессии или освоения новой сферы. Эта категория слушателей представляет собой интересный сегмент рынка: они платёжеспособны, активны и стремятся к реальным результатам. Для успешного удовлетворения их потребностей важно сосредоточиться на качестве образовательного контента и обеспечении должного сопровождения пользователей на всем этапе обучения.
Согласно данным международного аналитического агентства HolonIQ, проекты в области сопровождаемого образования привлекают в четыре раза больше интереса со стороны инвесторов по сравнению с другими категориями стартапов. Это подчеркивает важность и перспективность данного направления, отмечает Наталья Царевская, руководитель направления EdTech кластера информационных технологий фонда «Сколково». Инвестирование в такие проекты свидетельствует о растущем спросе на инновационные образовательные решения и их значимости для развития современного рынка.
Наталья Чеботарь, эксперт в области образования и бывший директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Учебника», подчеркивает, что у пользователей есть возможность подготовиться к изменениям. По её словам, многие из них остаются наивными и часто не обладают достаточной квалификацией для принятия обоснованных решений. В современном мире человек теперь самостоятельно отвечает за своё развитие и выбирает, каким образом ему учиться. Однако потребность в образовании возникает не так часто, как хотелось бы, и зачастую единственным опытом обучения становятся школа, репетиторы или вузы. Важно отметить, что современные образовательные программы и продукты зачастую предлагают более человечный, интересный и практический подход по сравнению с традиционными бюрократическими системами. Это открывает новые горизонты для обучения и развития, позволяя каждому стать активным участником своего образовательного пути.
Гонка маркетинговых бюджетов
Количество людей, обучающихся, увеличивается быстрее, чем число тех, кто предоставляет обучение, сообщил управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский на конференции GoGlobal Forum 2021. По его оценкам, образовательные платформы конкурируют лишь за 1-2% взрослого населения России, что составляет примерно 1 миллион человек. В таких условиях основным инструментом привлечения клиентов становится реклама.
Согласно данным Smart Ranking, российские компании в среднем выделяют 20% своей выручки на маркетинг. На языковых курсах и курсах для школьников средний годовой чек клиента может оказаться ниже стоимости его привлечения (CAC). Инвестиции в маркетинг оправданы только в случае, если клиент останется с сервисом на второй год или вернется после краткосрочного перерыва. В сегменте профессионального образования расходы на привлечение нового клиента достигают 30–40% от общего чека. Это подчеркивает важность эффективных стратегий удержания клиентов и оптимизации затрат на маркетинг.
Множество игроков на рынке предлагают продукты схожего качества с минимальными различиями, что затрудняет клиентам понимание отличий до момента первого использования, отмечает Наталья Чеботарь, бывший директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Учебник». Это создаёт конкуренцию в области маркетинга и инвестиционных бюджетов, поскольку различия в качестве и продуктовых преимуществах несущественны. Любые новшества быстро копируются конкурентами, что приводит к выравниванию предложений.
В 2021 году бизнес-школа «Like Центр» заняла первое место в рейтинге крупнейших компаний на рынке онлайн-образования по версии Smart Ranking. За три квартала 2021 года «Like Центр» инвестировала значительные средства в маркетинг и рекламные интеграции, потратив 532 миллиона рублей. В результате выручка компании увеличилась на 410%. Однако сокращение бюджетов на маркетинг может негативно сказаться на её положении. Это приведет к снижению видимости среди пользователей и уменьшению темпов продаж, как отметила Ирина Семенок, директор по маркетингу «Нетологии».
Компания «Умскул» занимает 16-е место в рейтинге Smart Ranking с выручкой в 350 миллионов рублей. Эта платформа, специализирующаяся на подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, впервые вошла в рейтинг и представляет Татарстан. По мнению аналитиков, основным фактором её успеха стала продуманная рекламная стратегия: компания акцентирует внимание на продвижении преподавателей и ориентируется на школьников, а не на их родителей. Эксперты подчеркивают, что в условиях конкурентной борьбы особенно трудно приходится небольшим компаниям, которые зачастую не способны выдержать высокие темпы и покидают рынок.
Онлайн в режиме офлайна
Компании все чаще возвращаются к очным форматам обучения или ищут смешанные варианты. В 2021 году разработчики «Тилли» внедрили в свои курсы прописи, доступные для печати на домашнем принтере. Это показало, что писать без прописей оказывается довольно сложно. Более крупные компании активно открывают или приобретают летние лагеря. Некоторые из них стремятся выйти на перспективные ниши, другие же используют лагеря для привлечения новых клиентов и формирования сообщества вокруг своей площадки.
В мае 2021 года индийская образовательная платформа Eruditus приобрела компанию iD Tech за 200 миллионов долларов. iD Tech организует летние лагеря для школьников, где они изучают точные науки и развивают STEM-навыки. До этой сделки Eruditus не занималась обучением детей, сосредоточив свои усилия на взрослой аудитории. В июне 2021 года стало известно, что «Like Центр» планирует открыть 150 кампусов Names-Smart по всей России для поддержки молодых предпринимателей. В Москве IThub College уже два года проводит летний городской лагерь IThub Camp, который предлагает профориентацию для школьников в возрасте 13-16 лет, сосредотачиваясь на IT-специальностях. Эта инициатива способствует развитию интереса к технологиям и помогает молодым людям определиться с будущей карьерой в сфере информационных технологий.
Согласно исследованиям Geekbrains, примерно 25% студентов, заинтересованных в IT-образовании, готовы сочетать онлайн- и офлайн-форматы обучения. Генеральный директор Geekbrains Александр Волчек отметил в интервью Smart Ranking, что офлайн-площадки в регионах могут стать важным фактором роста. Они способствуют созданию сообщества в различных уголках России, что способствует развитию IT-сектора не только в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, но и в небольших населенных пунктах.
Искусственный интеллект под прикрытием
Согласно исследованию Microsoft, 92% преподавателей начали внедрять технологии искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс. При этом почти все респонденты (99,4%) уверены, что применение ИИ повысит конкурентоспособность их учебных заведений в ближайшие три года. По данным индексных исследований Стэнфордского университета за 2021 год, стартапы в сфере EdTech инвестировали 4,1 миллиарда долларов в технологии ИИ. Это значительно больше, чем вклады в другие отрасли, уступая лишь фармацевтической промышленности, которая инвестировала 13,8 миллиарда долларов, и производителям автономных автомобилей с инвестициями в 4,5 миллиарда долларов. Интеграция ИИ в образование открывает новые горизонты для повышения качества учебного процесса и адаптации образовательных программ к потребностям студентов.
Несмотря на значительный рост образовательного рынка, ни один из лидеров не внедрил в свои практики новейшие образовательные технологии, такие как дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект и блокчейн, отмечает Наталья Чеботарь. Некоторые компании пытаются развивать персонализированные траектории обучения и рекомендации, но это лишь первые шаги, в основном сводящиеся к автоматизации рутинных процессов. Современные технологии остаются актуальными лишь как темы для обсуждений на конференциях, подчеркивает она.
Современные технологии искусственного интеллекта не так впечатляют, как это может показаться на профильных конференциях. ИИ в основном применяется в рекомендательных системах и аналитических платформах, как отмечает Юрий Молодых, директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда НТИ. Он указывает на два ключевых ограничения, которые сдерживают практическое использование ИИ в образовательной сфере. Первое ограничение связано с недостаточной адаптацией технологий к специфике учебного процесса, что мешает их эффективному внедрению. Второе ограничение заключается в нехватке качественных данных для обучения моделей, что снижает их точность и полезность. Эти факторы препятствуют полному раскрытию потенциала искусственного интеллекта в образовательном контексте.
- Медленное внедрение технологий. От первой демонстрации до широкого применения проходят годы, а иногда и десятилетия. Дуглас Энгельбарт, учёный из Стэнфорда, представил первую работающую телеконференцию ещё в 1968 году. Но по-настоящему массовыми видеоконференции стали только в 2020 году, когда в мире началась пандемия коронавируса. Электронная почта стала повсеместной быстрее, но с момента первой демонстрации всё равно прошло больше 30 лет.
- Недостаток данных для обучения. Чтобы научить нейросеть работать хорошо, нужны огромные выборки данных. Но собрать их можно только во время эксплуатации сервиса реальными пользователями — получается проблема курицы и яйца. Сейчас исследователи разрабатывают методы, которые позволяют системам учиться на малых данных — unsupervised learning или one-shot learning. Но пока непонятно, принесут ли они результаты в сфере образования. Крупные игроки (такие как «Яндекс», «Учи.ру» и Skyeng) быстрее собирают большие объёмы данных за счёт своего масштаба. Со временем это позволит им делать всё более сложные продукты с ИИ.
По мнению Юрия Молодых, развитие технологий видеоконференций займет менее 50 лет, которые прошли с момента создания первой видеоконференции Дугласом Энгельбартом до популяризации платформы Zoom.
Системы, обучающиеся на малом объеме данных, успешно применяются в играх, таких как го и шахматы. Платформа для анализа и распознавания шахматных партий idChess зафиксировала рост спроса на свои услуги на 220% в 2021 году. Шахматисты во время турниров и обучающих сессий записывают свои партии. idChess автоматизирует этот процесс, распознавая ходы в реальном времени и фиксируя их в шахматной нотации. После завершения игры пользователи могут отправить партию своему тренеру в формате GIF или PGN, а также делиться ею в социальных сетях, что способствует популяризации шахмат и обмену опытом.
Спрос на услуги цифровых сервисов в сфере анализа игр значительно возрос, подтверждает Пётр Чернышев, CEO компании FriFlex и основатель idChess. На данный момент с помощью idChess оцифровано 87 тысяч шахматных партий. Аналогичные проекты успешно реализованы в других видах спорта, таких как хоккей, фехтование и волейбол, добавляет Чернышев в интервью Skillbox Media. Эти сервисы не только помогают анализировать игровые стратегии, но и способствуют развитию спортсменов, предоставляя им возможность учиться на ошибках и совершенствовать свои навыки.
Эксперименты с монетизацией
Согласно опросу Skillbox Media, стартапы в течение года активно экспериментировали с методами оплаты и монетизации. Это связано с тем, что расходы россиян на образовательные сервисы увеличились на 49%, по данным аналитиков Tinkoff Data. Такие изменения подчеркивают растущий интерес к онлайн-образованию и необходимость адаптации бизнес-моделей для успешного привлечения клиентов.
В 2021 году компания Skypro первой среди крупных EdTech-компаний в России внедрила модель обучения Income Share Agreement (ISA), предоставляя студентам возможность получать кредит от образовательной платформы, который будет погашаться за счет будущих доходов выпускника. По мнению Александра Ларьяновского, партнера и директора по развитию бизнеса в Skyeng, эта модель особенно актуальна для специалистов в области информационных технологий, учитывая высокий уровень трудоустройства и дефицит кадров в этой сфере. Ларьяновский сравнивает модель ISA с государственной системой образования, где человек учится 10–15 лет и затем уплачивает подоходный налог. Инвестор Игорь Рыбаков рекомендует использовать такую кредитную модель только в том случае, если ожидаемое повышение зарплаты за год полностью покрывает стоимость обучения. Если же погашение кредита затягивается более чем на 12 месяцев, стоит задуматься о целесообразности его оформления.
Мелкие проекты активно исследуют простые методы монетизации, среди которых популярна модель freemium. Эта модель подразумевает наличие бесплатного пробного периода или возможность отключения рекламных баннеров для подписчиков. Многие стартапы, ранее использовавшие эту стратегию, продолжают адаптировать сроки и условия подписки. К таким компаниям относится детская образовательная платформа «Тилли». Изначально она предлагала два тарифа: месячный и годовой, при этом пользователи чаще выбирали более доступный вариант. Основатели решили увеличить средний чек, отменив месячные подписки, однако вскоре вернулись к первоначальным тарифам. В настоящее время они продолжают экспериментировать с длительностью пробного периода и контентом, доступным в это время. Это позволяет платформе находить оптимальные решения для привлечения и удержания пользователей.
Наталья Чеботарь считает, что количество экспериментов с бизнес-моделями будет только расти. В современных обсуждениях появляются идеи, при которых работодатели или образовательные организации финансируют обучение студентов. Другой подход заключается в вложениях в человека, позволяющих ему одновременно открывать бизнес и получать образование. Чеботарь подчеркивает, что такие инновационные модели могут существенно изменить подход к обучению и развитию личного потенциала.
Антон Ельницкий, владелец сервиса для размещения онлайн-курсов «АнтиТренинги», поделился с Skillbox Media информацией о тенденциях в сфере онлайн-образования. В последние годы курсы все чаще продаются в рассрочку благодаря сотрудничеству с банками. Блогеры начинают рассматривать образовательные курсы как эффективный способ увеличения дохода. По словам Ельницкого, доходы от курса, разработка которого заняла всего два месяца, в десять раз превышают рекламные доходы за аналогичный период. По его оценкам, общий оборот курсов от известных личностей за год достигает нескольких миллиардов рублей. Это подчеркивает растущую популярность онлайн-образования и его значимость в современных бизнес-моделях.
Государство пришло в EdTech
В июле 2021 года правительство Китая внедрило новые правила для образовательных технологий (EdTech), ориентированных на школьников. Все центры дополнительного образования получили запрет на размещение рекламных объявлений, проведение занятий в выходные и праздничные дни, преподавание предметов из школьной программы. Кроме того, им запретили выходить на фондовые рынки и привлекать инвестиции от иностранных инвесторов. Компании обязаны были зарегистрироваться в качестве некоммерческих организаций. Эти меры направлены на регулирование образовательного сектора и защиту интересов студентов и их семей.
Согласно исследованиям HolonIQ, до введения ограничений рынок внешкольного образования в Китае превышал 700 миллиардов юаней, что соответствует примерно 110 миллиардам долларов. По данным аналитиков Chinese Society of Education, около 75% школьников в возрасте от 6 до 18 лет получали образование за пределами государственных школ. Эти цифры подчеркивают значимость и масштаб внешкольного образования в Китае, а также его влияние на образовательную систему страны.
Официальная цель власти заключалась в сокращении расходов родителей на образование и уменьшении нагрузки на школьников. Однако это решение привело к серьезным последствиям для образовательной отрасли: многие компании начали массовые сокращения сотрудников, возвращаясь к офлайн-формату и запуская курсы по спорту и искусству, которые не подпадают под новые ограничения. Инвесторы из США настоятельно советуют избегать китайского EdTech, поскольку акции множества компаний сейчас стоят менее 1 доллара за штуку.
В России введены новые ограничения в сфере образования. В марте 2021 года Госдума приняла поправки к Федеральному закону «Об образовании», которые известны как закон о просветительской деятельности. Согласно этому закону, онлайн-школы теперь находятся под контролем правительства, однако порядок осуществления этого контроля пока не установлен. Эти изменения направлены на повышение качества образовательных услуг и защиту прав потребителей в сфере онлайн-образования.
В сентябре после заседания президиума Государственного совета Российской Федерации Владимир Путин дал поручение исключить из законодательства термин «образовательная услуга». С 2023 года планируется перевод онлайн-уроков на государственные информационные системы, вероятно, имеется в виду проект «Мобильное электронное образование». Это изменение направлено на оптимизацию образовательного процесса и улучшение качества дистанционного обучения в России.
В октябре депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщил, что седьмой созыв парламента может начать процесс верификации образовательных курсов. В случае разработки и принятия соответствующего законопроекта онлайн-курсы будут обязаны проходить те же этапы государственной экспертизы, что и традиционные печатные учебники. На фоне этих изменений компания TalentTech приняла решение о назначении бывшего замминистра науки и высшего образования Дениса Солодовникова на должность директора по взаимодействию с государственными органами. Это назначение подчеркивает стремление TalentTech адаптироваться к новым требованиям и улучшить качество своих образовательных программ.
Государство активно ограничивает участие частных игроков в сфере школьного образования. Хотя меры не так строгие, как в Китае, нормативные акты продолжают появляться. Основная тенденция заключается в сужении возможностей для негосударственных образовательных платформ и программ, предназначенных для школьников, отмечает Чеботарь. Это ограничение может негативно сказаться на разнообразии образовательных предложений и качестве обучения. Важно следить за развитием ситуации, так как изменения в законодательстве могут существенно повлиять на выбор образовательных услуг для учащихся.
Генеральный директор образовательной платформы «ИнтернетУрок» Ольга Хасякова поделилась с Skillbox Media, что она внимательно отслеживает текущую ситуацию в сфере лицензирования образовательного контента. На данный момент компания не испытывает серьезных опасений по этому поводу. «ИнтернетУрок» провела исследование требований к образовательному контенту, которые предъявляются на публичных торгах, в рамках экспериментальных государственных программ в школах и в стратегии их развития. Это позволяет компании оставаться актуальной и соответствовать современным стандартам в области образования.
В настоящее время мы проводим аудит нашего контента для тщательной подготовки к аккредитации. Ожидаем, когда Министерство просвещения представит изменения, касающиеся требований к материалам, а также частоты и порядка проведения проверок. Хасякова подчеркивает важность этих обновлений для нашего процесса аккредитации. Мы нацелены на соответствие всем новым стандартам и требованиям, что позволит нам обеспечить высокое качество образовательных материалов и услуг.
Аналитики РАЭК отмечают позитивные изменения в российском законодательстве, касающиеся поддержки IT-отрасли. Важным шагом стало включение «цифровых образовательных сервисов» во второй пакет мер поддержки. Также стоит отметить инвестиции компаний с государственным участием в секторе EdTech, что свидетельствует о растущем интересе к цифровым технологиям в образовании и необходимости их развития. Эти меры могут значительно способствовать улучшению качества образования и внедрению инновационных решений в учебный процесс.
Выход на новые рынки
На международных рынках активно функционирует около трети компаний, представленных в рейтинге Edtechs.ru, который включает 108 стартапов. Образовательные стартапы традиционно стремились выйти на зарубежные рынки, однако в современных условиях это стало вопросом выживания. Компании, которые не осваивают международные направления, рискуют потерять свою конкурентоспособность, утверждает Наталья Чеботарь.
В 2021 году на международный рынок вышли несколько значимых образовательных платформ. «ИнтернетУрок» расширил свое присутствие в Казахстане, а TutorOnline начал свою деятельность в Турции и Индии. Компания Mishka AI представила в США свои роботизированные мишки под брендом Smart Teddy, что стало успешным шагом в сфере детских технологий. Skillbox приобрел 90% бразильской онлайн-школы Mentorama, тем самым укрепив свои позиции в Латинской Америке. Кроме того, инвестиционная компания Baring Vostok вложила 11 миллионов долларов в EBAC Online — онлайн-школу с российскими корнями, работающую в Латинской Америке, что подчеркивает интерес к развитию онлайн-образования в этом регионе.
Зарубежные рынки представляют для российских компаний привлекательные возможности для привлечения иностранных инвестиций, низкой конкуренции и, соответственно, минимальных маркетинговых затрат. Александр Носулич, CEO международной онлайн-школы Kodland, поделился с Smart Ranking информацией о том, что в Индонезии стоимость лида в 50 раз ниже, чем в России, а кликабельность рекламы (CTR) превышает российские показатели в 5 раз. Несмотря на это, новые рынки имеют свои недостатки, такие как различия в образовательных программах и стандартах, особенности местной бюрократии и более высокие затраты на запуск. Тем не менее, эти факторы зачастую сдерживают только небольшие стартапы, оставляя большие компании с возможностью расширения и роста.
Андрей Анищенко, сооснователь EBAC Brazil и Skillbox, в интервью Smart Ranking отметил, что амбиции российских компаний выходят за пределы возможностей отечественного рынка. Он прогнозирует, что в ближайшие два года несколько компаний смогут достичь капитализации в сотни миллионов долларов за пределами России. Анищенко считает, что наибольший потенциал имеет сегмент дополнительного профессионального образования, а также регионы, где количество потенциальных клиентов значительно превышает российские показатели.