Что влияет на отношение студентов и преподавателей к цифровой среде / Skillbox Media
Российские и белорусские исследователи выяснили, от чего зависит, нравится ли преподавателям вести занятия, а студентам — учиться в цифровой среде.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеКак измеряли отношение к цифровой среде
Мария Одинцова отметила, что в условиях цифровизации образования традиционные методы преподавания утрачивают свою актуальность. Недостаток цифровых компетенций как у студентов, так и у преподавателей часто приводит к снижению качества обучения. Кроме того, у учащихся, проявляющих сопротивление к новым технологиям, наблюдается снижение учебной мотивации. Важно развивать цифровые навыки у всех участников образовательного процесса, чтобы обеспечить эффективное и качественное обучение в современных условиях.
Читайте также:
Повышение мотивации к обучению: как стиль преподавания влияет на мотивацию учащихся
Стиль преподавания играет ключевую роль в формировании мотивации учащихся. Эффективные методы обучения способствуют не только усвоению материала, но и повышению интереса к изучаемым предметам. Применение активных и интерактивных подходов, таких как проектное обучение, групповые дискуссии и практические задания, создает благоприятную атмосферу для развития интереса к обучению.
Педагоги, использующие разнообразные стили преподавания, могут помочь учащимся лучше понять материал и увидеть его практическое применение в реальной жизни. Это, в свою очередь, способствует повышению внутренней мотивации и стремлению к знаниям. Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся, что позволяет адаптировать подходы и методы, делая обучение более персонализированным и эффективным.
Кроме того, создание положительной и поддерживающей учебной среды, где учащиеся чувствуют себя комфортно и уверенно, способствует увеличению их мотивации. Обратная связь от преподавателя, поощрение инициативы и активного участия в учебном процессе играют важную роль в этом. В конечном итоге, интеграция различных стилей преподавания и внимание к потребностям учащихся могут значительно повысить их мотивацию к обучению и улучшить результаты.
Для снижения негативных последствий цифровизации и повышения её положительных аспектов, эксперт подчеркивает важность использования психодиагностических инструментов. Эти инструменты помогут оценить взаимодействие человека с цифровой средой и способствовать его улучшению. Эффективная оценка позволяет не только выявить проблемы, но и разработать стратегии для оптимизации взаимодействия с цифровыми технологиями, что в итоге приведет к более гармоничному и продуктивному использованию цифровых ресурсов.
В исследовании поднимается важный вопрос о взаимодействии человека с цифровой образовательной средой (ЦОС). В отечественной науке концепция отношения к чему-либо была глубоко проработана советским психиатром Владимиром Мясищевым. Он определял отношение как «целостную систему индивидуальных, избирательных и сознательных связей личности с различными аспектами объективной реальности». Это понимание отношения особенно актуально в контексте современных технологий и их влияния на образовательные процессы, подчеркивая значимость осознанного подхода к использованию цифровых ресурсов в обучении.
Мария Одинцова сообщила, что на основе концепции Владимира Мясищева был разработан модель ЦОС в МГППУ. Эта модель включает в себя четыре ключевых компонента, формирующих отношение к Центрам обработки данных.
- Психологические особенности личности, черты характера, влияющие на отношение к ЦОС.
- Саморегуляция и самоактивация деятельности в ЦОС.
- Эмоционально-когнитивная составляющая — переживания, возникающие при деятельности в ЦОС.
- Компетенции ЦОС — знания, умения, навыки, опыт работы в цифровой среде.
Данная структура способствовала выбору эффективных инструментов для диагностики отношения человека к цифровой среде. Эти инструменты были применены в дальнейшем исследовании для более глубокого анализа.
Что влияет на отношение студентов к цифровой среде
В исследовании, проведенном среди студентов, приняли участие 1582 учащихся из различных высших учебных заведений России (1059 участников) и Беларуси (523 участника). В выборке респондентов 1325 девушек (84%) и 257 юношей (16%). Это исследование предоставляет ценную информацию о мнениях и предпочтениях молодежи в двух странах, что может быть полезно для дальнейшего анализа образовательных тенденций и социальных аспектов студенческой жизни.
Участникам было предложено пройти несколько анонимных опросов в «Google Формах», каждый из которых измерял различные аспекты их отношения к цифровой среде. Для выявления личностных характеристик исследователи использовали пятифакторный опросник. В него входят такие черты, как экстраверсия/интроверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, который проявляется в повышенной тревожности и низкой самооценке, а также открытость новому опыту. Эти компоненты позволяют более глубоко понять, как личные качества влияют на поведение в цифровом пространстве.
Для оценки отношения к цифровой образовательной среде (ЦОС) исследователи разработали «Шкалу оценки ЦОС университета», включающую шесть ключевых индикаторов. Эти индикаторы охватывают удовлетворённость учебным процессом, удовлетворённость коммуникацией, уровень стресса, потребность в поддержке, использование нечестных стратегий при контроле знаний и доступность цифровой образовательной среды. Суммируя оценки по каждому из этих индикаторов, формируется общий балл. Более высокий балл свидетельствует о положительном отношении к цифровой среде вуза.
Узнайте больше:
Психологические факторы играют ключевую роль в эффективности онлайн-обучения. Они влияют на мотивацию студентов, их вовлеченность в процесс и уровень усвоения материала. Важным аспектом является самоэффективность, то есть вера ученика в свои способности обучаться. Высокий уровень самоэффективности способствует активному участию в занятиях и стремлению к достижению целей.
Эмоциональное состояние также оказывает значительное влияние на учебный процесс. Студенты, испытывающие стресс или тревогу, могут сталкиваться с трудностями в концентрации и восприятии информации. Создание комфортной и поддерживающей учебной среды способствует снижению этих негативных эмоций и повышению общей продуктивности.
Кроме того, социальное взаимодействие в онлайн-обучении имеет важное значение. Поддержка со стороны преподавателей и однокурсников может повысить уровень мотивации и вовлеченности. Эффективные инструменты для общения и взаимодействия помогают создать сообщество, в котором студенты чувствуют себя частью группы, что положительно сказывается на их обучении.
Таким образом, понимание и учет психологических факторов являются необходимыми условиями для повышения эффективности онлайн-обучения. Разработка стратегий, направленных на поддержку студентов в этих аспектах, может значительно улучшить результаты их обучения.
Для определения характеристик, наиболее значимо влияющих на отношение к Центрам обслуживания клиентов (ЦОС), исследователи разделили респондентов на три группы. Это позволило более точно проанализировать различные аспекты восприятия ЦОС и выявить ключевые факторы, формирующие отношение пользователей. Такой подход способствует более глубокому пониманию предпочтений и ожиданий клиентов, что, в свою очередь, помогает в оптимизации работы Центров обслуживания клиентов и повышении их эффективности.
- те, кто очень хорошо относится к ЦОС, принимает её («энтузиасты»);
- те, кто относится к ЦОС отрицательно («скептики»);
- те, кто относится к ЦОС нейтрально.
Группы, которые продемонстрировали нейтральное отношение, были исключены из дальнейшего анализа. Это решение обусловлено тем, что именно характеристики «энтузиастов» и «скептиков» могут наиболее ярко выявить факторы, влияющие на положительное или отрицательное восприятие цифровой среды. Анализ этих двух групп позволит глубже понять, как различные мнения формируют отношение к технологии и интернет-пространству.
Исследования показывают, что ключевыми факторами, влияющими на учебный процесс студентов, являются эмоции. Важнейшими из них являются чувство пустоты, которое связано с отсутствием смысла и содержательности в учебной деятельности, а также ощущение удовольствия от процесса обучения. Эти эмоциональные аспекты играют значительную роль в формировании учебной мотивации и общей удовлетворенности студентов.
Данные показывают, что факторы удовольствия и эмоционального состояния студента влияют на восприятие цифровой образовательной среды. Увеличение уровня удовольствия, который испытывает студент, способствует положительному отношению к Центру Образовательных Систем (ЦОС). Напротив, усиливающееся чувство пустоты и дискомфорта негативно сказывается на восприятии цифровой среды обучения. Эта связь подчеркивает важность создания комфортной и увлекательной образовательной атмосферы в онлайн-пространстве для повышения эффективности учебного процесса.
Важным показателем в образовательном процессе является усилие, которое студент прилагает в Центре образовательных систем (ЦОС). Если студенту приходится тратить значительные усилия на обучение, это может привести к негативному восприятию учебной среды. В меньшей степени на процесс влияет уровень саморегуляции, который включает в себя способность моделировать условия для достижения поставленных целей, планировать свои действия, проявлять настойчивость и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Эффективное управление этими аспектами может значительно улучшить учебный процесс и повысить удовлетворенность студентов.
Читайте также:
Саморегулируемое обучение представляет собой процесс, в котором учащиеся берут на себя ответственность за свое обучение, устанавливая цели, выбирая стратегии и оценивая свои достижения. Это концепция, играющая ключевую роль как в EdTech, так и в образовательных учреждениях. В условиях быстро меняющегося мира, где информация доступна в любое время и в любом месте, важно, чтобы студенты развивали навыки саморегулирования.
Для EdTech саморегулируемое обучение является основой разработки интерактивных платформ, которые помогают учащимся адаптировать образовательный процесс под свои нужды. Технологии, такие как адаптивное обучение и аналитика данных, позволяют студентаам следить за своим прогрессом и корректировать свои методы обучения. Это, в свою очередь, повышает вовлеченность и мотивацию учащихся.
В вузах саморегулируемое обучение способствует формированию самостоятельных и критически мыслящих специалистов. Обучение, ориентированное на студента, помогает развивать навыки, необходимые для успешной карьеры. Кроме того, такие подходы способствуют улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Таким образом, саморегулируемое обучение является важным аспектом как для образовательных технологий, так и для высших учебных заведений, обеспечивая эффективное, персонализированное и целенаправленное обучение.
В исследовании не выявлено значительного влияния личностных черт на восприятие студентами обучения в цифровой среде. Это свидетельствует о том, что факторы, связанные с индивидуальными характеристиками, не играют решающей роли в формировании образовательного опыта в онлайн-форматах.
От чего зависит отношение преподавателей к цифровой среде
В данной исследовательской работе была применена аналогичная методика к преподавателям. Выборка включала 308 участников из различных российских вузов, которые интегрируют элементы цифровых образовательных систем (ЦОС) в свою педагогическую практику. К таким элементам относятся электронные курсы, контентные библиотеки, вебинарные платформы и инструменты для тестирования. Возраст респондентов варьировался от 23 до 77 лет, что обеспечивает разнообразие мнений и опыта в использовании современных образовательных технологий.
В ходе опроса респондентов попросили оценить, является ли обучение в Центре онлайн-обучения (ЦОС) более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением. Всего 16 участников, что составляет 5,2%, выбрали вариант «лучше». Почти половина опрошенных, 143 человека (46,8%), отметили, что цифровой формат обучения менее эффективен, чем традиционный. В то же время 149 респондентов (48,4%) уверены, что ЦОС не уступает очному обучению и не превосходит его.
Большинство респондентов, а именно 81%, поддерживает идею смешанного обучения, которое включает в себя как очные занятия, так и использование цифровых ресурсов. Полный переход на дистанционное обучение вызвал негативные оценки у 78% участников опроса, которые считают, что это негативно скажется на качестве образовательного процесса.
Переделайте текст, сохраняя основную тему и добавляя элементы для улучшения SEO. Избегайте лишних символов и смайлов, а также не используйте нумерацию или маркированные списки. Используйте простой и понятный язык.
Читать также:
Смешанное обучение, или blended learning, представляет собой методику, объединяющую традиционное обучение с онлайн-форматами. Эта модель обучения позволяет использовать преимущества как офлайн, так и цифровых технологий, обеспечивая более гибкий и индивидуализированный подход к процессу обучения. Смешанное обучение способствует улучшению усвоения материала и повышению мотивации студентов, так как они могут самостоятельно управлять своим временем и темпом обучения. В результате, blended learning становится все более популярным в образовательных учреждениях и корпоративных тренингах, предлагая эффективные решения для достижения учебных целей.
Респондентов разделили на категории «скептики» и «энтузиасты» с использованием «Шкалы оценки ЦОС университета». После этого их попросили заполнить те же опросники, которые были предложены студентам. Это позволяло выявить личностные черты, оценить критерии саморегуляции и изучить эмоционально-когнитивные аспекты. Такой подход способствует более глубокому анализу различий между группами и помогает в дальнейшем исследовании индивидуальных особенностей.
Для преподавателей в цифровой среде ключевыми становятся эмоциональные переживания. Однако, в отличие от студентов, для них не столь значим фактор удовольствия. Важным для преподавателей является ощущение смысла в своей деятельности. Они также испытывают негативные чувства к цифровой среде, которая требует значительных усилий и адаптации. Эти аспекты влияют на их профессиональную деятельность и могут снижать мотивацию.
Характеристики саморегуляции, такие как планирование целей и самостоятельность, оказывают влияние на отношение преподавателей к центрам образовательных стандартов (ЦОС). Интересно, что среди важных факторов также выделяются личностные черты, такие как открытость к новому опыту и доброжелательность. Эти аспекты могут значительно повлиять на эффективность взаимодействия преподавателей с ЦОС и их готовность к внедрению новых образовательных подходов.
По мнению Натальи Радчиковой, чем больше преподаватели осознают значимость своей работы и чем больше они открыты к новому опыту и проявляют доброжелательность, тем эффективнее они воспринимают цифровую образовательную среду. Это подчеркивает важность эмоционального интеллекта и готовности к изменениям в процессе обучения в условиях цифровизации. Преподаватели, которые видят ценность в своих действиях и стремятся к развитию, способны лучше адаптироваться к новым технологиям и методам обучения.
Какие плюсы и минусы видят в цифровой образовательной среде преподаватели
Исследование отношения преподавателей к центрам открытого образования (ЦОС) проводилось на основе выборки из 150 преподавателей российских вузов. Участники, возраст которых варьировался от 25 до 78 лет, были поделены на две группы. В одной из них находились 110 преподавателей с опытом разработки электронных курсов и преподавания в ЦОС, в то время как 40 участников не имели опыта работы в цифровой среде. Результаты исследования предоставляют ценные данные о восприятии и готовности преподавателей к внедрению новых технологий в образовательный процесс.
Преподавателей опросили о преимуществах цифровой среды для студентов и себя. Наиболее часто упоминались доступ к учебным материалам в любое время, индивидуализация и гибкость образовательного процесса. Преподаватели отметили, что цифровые технологии позволяют эффективно организовать самостоятельную работу студентов и способствуют развитию их навыков самоорганизации. Кроме того, улучшилось создание тестов и других инструментов оценки знаний, что значительно облегчает процесс обучения.
Респонденты отметили недостатки Центра онлайн-образования (ЦОС) как для студентов, так и для преподавателей. К числу наиболее часто упоминаемых проблем относятся технические сбои и сложность работы с электронными курсами, отсутствие личного контакта между преподавателями и студентами, трудности студентов в организации учебного процесса, недостаток цифровых навыков у преподавателей, а также нехватка технической поддержки в рамках ЦОС. Эти аспекты требуют внимания для повышения качества онлайн-образования и улучшения взаимодействия участников учебного процесса.
Исследование показало, что у преподавателей, независимо от их опыта работы в цифровой среде, сформировалось схожее восприятие её преимуществ и недостатков. Однако у опытных пользователей меньше беспокойства по поводу технических сбоев и нехватки технической поддержки, в то время как менее опытные педагоги воспринимают эти аспекты как значительные проблемы. Это различие в восприятии может указывать на необходимость повышения уровня подготовки и поддержки для менее опытных преподавателей в условиях цифрового обучения.
Респондентов попросили заполнить «Шкалу оценки ЦОС университета». Анализ показал, что между группами «энтузиастов» и «скептиков» нет различий по таким параметрам, как возраст, стаж работы и учёная степень. Однако опыт работы в цифровых операционных системах (ЦОС) оказался значимым фактором. В группе опытных пользователей 62% составляют «энтузиасты», в то время как среди тех, кто не имел опыта работы в цифровой среде, этот показатель составляет всего 23%. Данная разница вполне объяснима и подчеркивает важность практического опыта в восприятии и оценке ЦОС.
Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальными новостями, полезными советами и интересными материалами, которые помогут вам быть в курсе новейших тенденций в образовательной сфере. Присоединяйтесь к нашему сообществу и обогатите свои знания!
Читать также:
- Что такое цифровизация образования и зачем она нужна
- С чем сталкиваются российские вузы в процессе цифровой трансформации
- Дискуссия: цифровые инструменты делают образование «видимым» — но и дегуманизируют
- EdTech в России: каково положение дел
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее