EdTech #Статьи

3 июля, 2025

Джош Берсин — о том, как ИИ трансформирует корпоративное обучение / Skillbox Media

Как YouTube и iPhone демократизировали создание видеоконтента, так нейросети демократизируют все формы обучения. L&D пора перестраиваться.

Основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte, которая специализируется на анализе и оценке тенденций в области человеческих ресурсов и управления талантами. Компания предоставляет ценные инсайты и решения, ориентированные на улучшение корпоративной культуры и повышение эффективности бизнеса через стратегическое управление персоналом.

Эксперты по-разному оценивают влияние ИИ-технологий на сферу обучения и развития персонала (L&D). Некоторые из них прогнозируют значительные изменения в этой области, в то время как другие проявляют осторожность. Джош Берсин, признанный специалист в управлении талантами и основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte, предсказывает радикальные преобразования, к которым специалистам в области обучения и развития стоит заранее подготовиться. В своей колонке «EdTech сходит с ума по ИИ» он делится ключевыми тезисами, подчеркивающими важность адаптации к новым технологиям и их потенциал в улучшении процессов обучения.

ИИ-технологии изменят работу L&D‑специалистов

Согласно информации, предоставленной Берсиным, объем мирового рынка корпоративного обучения составляет около 320 миллиардов долларов и продолжает демонстрировать рост. Компании активно ищут современные инструменты для соответствия актуальным трендам, включая развитие управленческих и цифровых компетенций сотрудников, персонализацию образовательных программ и внедрение обучения непосредственно на рабочем месте. В этом контексте EdTech-стартапы предлагают инновационные решения, способствующие эффективному обучению и развитию кадров, что позволяет организациям повышать свою конкурентоспособность и адаптивность в быстро меняющемся бизнес-окружении.

Когда новые инструменты, основанные на нейросетях, начнут генерировать учебный контент, оценивать компетенции сотрудников и предоставлять обратную связь, это изменит роль L&D-специалистов. По мнению Джоша Берсина, чтобы оставаться конкурентоспособными, им необходимо адаптироваться к этим изменениям и быстро реагировать на новые вызовы. L&D-специалисты должны использовать возможности, которые предоставляют технологии, для создания персонализированного обучения и повышения эффективности образовательных процессов в организациях. Это требует от них не только профессионального роста, но и изменения подхода к обучению, чтобы удовлетворить потребности современного рынка труда.

Специалистам в области обучения необходимо быстро освоить новые технологии и инструменты, чтобы эффективно использовать их в своей практике. К таким инструментам относятся «двигатели навыков», «машины контента» и технологии, создающие интерактивный развивающий опыт. Эти инновации имеют потенциал значительно изменить подход к обучению и сделать его более эффективным. Важно не только понять принцип работы этих технологий, но и начать их активное использование для улучшения результатов обучения. Эксперименты с новыми инструментами помогут специалистам адаптироваться к изменяющимся требованиям и повысить качество образовательного процесса.

Процесс изменений нельзя замедлить

Возможно, имеет смысл подождать, пока рынок успокоится и интерес к новым технологиям утихнет, после чего всё вернётся в привычное русло. Как отметил Берсин, ему регулярно задают этот вопрос, и он всегда предоставляет четкий ответ.

Ответ: «Нет, это не допустимо. Ваши сотрудники в любом случае будут использовать эти инструменты, независимо от вашего мнения. Подобно тому, как YouTube и iPhone упростили создание видеоконтента, делая его доступным для широкой аудитории, генеративные нейросети открывают новые горизонты в обучении. Эти технологии делают процесс обучения более доступным и эффективным, позволяя каждому получать необходимые знания и навыки с минимальными усилиями».

Представьте, что в вашей компании появляется чат-бот, который имеет доступ ко всей корпоративной базе знаний и может оперативно предоставлять сотрудникам нужную информацию. В такой ситуации возникает вопрос: будут ли сотрудники по-прежнему изучать многосложные лонгриды, посвященные нормативным актам? По мнению Берсина, можно с уверенностью сказать, что информационные аспекты обучения все чаще будут передаваться ботам. Это может существенно изменить подходы к педагогическому дизайну и организации образовательного процесса внутри компании. Внедрение чат-ботов в обучение способствует более эффективному усвоению информации и экономии времени сотрудников.

Читайте также:

Четыре способа применения искусственного интеллекта в корпоративном обучении

Искусственный интеллект (ИИ) активно меняет подходы к корпоративному обучению, предлагая новые эффективные решения. Рассмотрим четыре способа, как можно внедрить ИИ в процесс обучения сотрудников уже сегодня.

Первый способ — персонализация обучения. ИИ может анализировать предпочтения и успехи сотрудников, предлагая индивидуальные курсы и материалы, соответствующие их потребностям и уровню подготовки. Это способствует более глубокому усвоению информации и повышению мотивации.

Второй способ — использование чат-ботов для поддержки обучения. Чат-боты могут отвечать на вопросы сотрудников в режиме реального времени, предоставляя необходимую информацию и ресурсы. Это освобождает время преподавателей и делает обучение более доступным.

Третий способ — автоматизация оценки знаний. ИИ способен оценивать результаты тестов и экзаменов, а также анализировать ответы, выявляя слабые места в знаниях. Это позволяет оперативно корректировать обучение и адаптировать программы под конкретные задачи.

Четвертый способ — создание интерактивного контента. С помощью ИИ можно разработать симуляции, игры и другие формы интерактивного обучения, что делает процесс более увлекательным и эффективным.

Внедрение этих технологий в корпоративное обучение помогает улучшить качество подготовки сотрудников и повысить общую продуктивность компании.

Что останется у L&D, если многим займутся боты?

Если сотрудники смогут получать всю необходимую информацию от чат-бота, какие же задачи останутся у специалистов по обучению и развитию (L&D)? Джош Берсин подчеркивает важность обращения к таксономии учебных целей Блума. В настоящее время обучение с использованием искусственного интеллекта охватывает только первые два уровня этой системы — знание и понимание. Однако более сложные и многогранные учебные цели, такие как применение, анализ, оценка и создание, требуют человеческого участия для их достижения. Именно поэтому проектирование обучения с учетом этих целей остается за специалистами L&D, которые могут разработать эффективные программы, способствующие глубокому усвоению и применению знаний.

Согласно мнению Берсина, специалисты по обучению и развитию (L&D) могут сыграть ключевую роль в создании информационных ботов. После этого они могут сосредоточить свои усилия на углубленном развитии компетенций и формировании софт-скиллов у сотрудников. Важной частью их работы является разработка качественных учебных материалов, а также заданий и тренажёров, которые способствуют эффективному обучению и повышению профессиональных навыков работников. Таким образом, L&D-специалисты не только внедряют инновационные технологии, но и обеспечивают комплексный подход к развитию человеческого капитала внутри организации.

ИИ трансформирует привычные LMS

Учебные платформы и системы управления обучением претерпевают значительные изменения под воздействием нейросетевых технологий. Эксперты отмечают, что на рынке уже существует несколько компаний, таких как Eightfold, Gloat, Docebo, Cornerstone, LinkedIn Learning и Degreed, которые предлагают адаптивные обучающие системы на основе искусственного интеллекта. Эти платформы осуществляют анализ навыков сотрудников и предлагают соответствующий учебный контент, что позволяет компаниям эффективно управлять развитием персонала в соответствии с актуальными бизнес-задачами. Кроме того, рекрутинговая платформа SeekOut использует ИИ для создания детальной оценки навыков, например, программистов, анализируя их проекты на GitHub. Такой подход способствует более точному подбору кандидатов и повышению качества обучения в организациях.

Фото: fizkes / Shutterstock

Джош Берсин также отметил, что разрабатываются виртуальные коучи для обучения руководителей и создаются иммерсивные симуляторы с использованием нейросетей. По его мнению, корпоративное обучение имеет потенциал стать одним из крупнейших сегментов рынка для искусственного интеллекта. Новые технологии не разрушат эту сферу образования, а, напротив, придадут ей новое дыхание.

Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, полезными советами и интересными материалами. Присоединяйтесь к нам и оставайтесь в курсе всех новостей в сфере образования.

Читайте также:

  • Джош Берсин рассказал о новом поколении платформ для корпоративного обучения
  • 9 лучших цифровых решений для корпоративного обучения по версии EdTech Awards
  • Краткий обзор трендов корпоративного обучения из международных отчётов
  • Неприятная правда: бизнес не видит ценности в L&D-функции