EdTech #Статьи

3 июля, 2025

Хороший вопрос: захотят ли люди проходить обучение, созданное искусственным интеллектом? / Skillbox Media

Разработчики и инвесторы делают ставки на ИИ-тьюторов, но пример из медицины показывает, что люди предпочитают лечиться у людей, а не у ИИ.

Содержание:

    Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

    Узнать больше

    Британский эксперт в области онлайн-обучения Филиппа Хардман в своём блоге поделилась опытом общения с коллегами из ООН и представила несколько идей о масштабном внедрении искусственного интеллекта в образовательные системы. Эти вопросы требуют внимания от всех, кто считает, что искусственный интеллект способен произвести революцию в сфере образования. Важно рассмотреть, как ИИ может изменить подходы к обучению, улучшить доступ к знаниям и адаптировать образовательные процессы под индивидуальные нужды учащихся.

    В прошлом я работала научным сотрудником в Кембриджском университете, а также преподавала в различных университетах и занимала руководящие должности в нескольких компаниях, специализирующихся на образовательных технологиях. Мой опыт в разработке образовательных программ составляет 20 лет. Я также являюсь автором уникальной системы проектирования обучения DOMS™️ и спикером на конференциях TEDx.

    Филипп Хардман подчеркивает важность различения вспомогательного и автономного искусственного интеллекта. Вспомогательный искусственный интеллект предназначен для поддержки и улучшения человеческих действий, тогда как автономный искусственный интеллект способен принимать решения и действовать самостоятельно без человеческого вмешательства. Понимание этих различий играет ключевую роль в оценке возможностей и рисков, связанных с развитием технологий.

    Вспомогательный искусственный интеллект (ИИ) значительно улучшает процесс разработки образовательных программ, повышая их эффективность и расширяя возможности человека. Он не функционирует самостоятельно и зависит от человеческого опыта, а качество его работы определяется выбранными исходными данными и предоставленными подсказками. К вспомогательному ИИ относятся сервисы, которые занимаются генерацией и преобразованием контента, что позволяет создавать уникальные учебные материалы и адаптировать их под потребности пользователей. Использование таких технологий способствует оптимизации учебного процесса и повышению качества образования.

    Автономный искусственный интеллект способен полностью взять на себя основные задачи, связанные с разработкой, проведением и оценкой образовательного процесса. В результате человеку остается лишь проверять и корректировать полученные результаты. Например, ИИ может:

    • самостоятельно проанализировать потребности учащихся на основе их поведения на платформе, продуктивности или опросов;
    • подбирать для них наиболее подходящую учебную стратегию;
    • выступать помощником, давать обратную связь и, наконец, формировать отчёты по результатам.

    Сегодня мы живем в эпоху, когда вспомогательный искусственный интеллект активно используется для создания контента и оценки образовательного опыта. Преподаватели, методисты и педагогические дизайнеры сохраняют свои традиционные роли и функции, но теперь они интегрируют ИИ-решения в свою повседневную практику. Хотя вопрос о переходе к автономному ИИ, который сможет полностью взять на себя все образовательные задачи, остается открытым, Филипп Хардман призывает нас уже сейчас обратить внимание на важные аспекты, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовании.

    Искусственный интеллект обучается на данных, предоставленных людьми. Именно от человека зависит процесс обучения ИИ, включая выбор данных и алгоритмы, которые влияют на принятие решений. Важно понимать, что качество и разнообразие обучающих данных напрямую влияют на эффективность работы искусственного интеллекта. Правильная настройка и контроль за обучением позволяют улучшить результаты и минимизировать ошибки. Таким образом, роль человека в развитии и функционировании ИИ остается ключевой.

    Для эффективного внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс необходимо гарантировать, что данные, используемые для обучения ИИ, являются надежными и справедливыми для всех учащихся. Это означает, что важно исключить предвзятость в алгоритмах, чтобы обеспечить равные возможности для всех. Без этого шага использование ИИ в образовании может привести к неравенству и нарушению принципов справедливости в обучении.

    Филипп задает важный вопрос: захотят ли люди обучаться у искусственного интеллекта? Мы предполагаем, что при разработке инструментов, таких как ИИ-тьюторы, интерес к обучению с их помощью возрастет. Искусственный интеллект может предложить персонализированный подход к обучению, адаптируясь к индивидуальным потребностям и темпам каждого ученика. Такой подход может повысить мотивацию и эффективность обучения, что в свою очередь привлечет больше людей к использованию ИИ в образовательном процессе. Современные технологии позволяют создать интерактивные и увлекательные методы обучения, что делает процесс более доступным и привлекательным для студентов всех возрастов.

    • учащиеся будут реагировать на них положительно и захотят взаимодействовать с ними;
    • эффект от этих инструментов будет таким же, как и при обучении у людей;
    • они будут иметь одинаковое влияние на разные сегменты учащихся.

    Множество компаний и инвесторов основывают свои стратегии на этих предположениях, однако, как отмечает Филиппа Хардман, на данный момент у нас нет достоверной информации о том, реализуются ли они на практике. Для подтверждения этих гипотез необходимо провести дополнительные исследования, которые помогут прояснить ситуацию и оценить реальный потенциал.

    Взаимодействие человека с машиной представляет собой сложный процесс, который не следует тем же принципам, что и взаимодействие между людьми. Исследования в области медицины показывают, что пациенты, когда им сообщают о возможности более точного диагноза на основе искусственного интеллекта, все равно отдают предпочтение диагнозу, поставленному человеком. Филиппа комментирует эти данные, подчеркивая важность человеческого аспекта в медицинских решениях.

    Даже если автономный искусственный интеллект сможет продемонстрировать превосходные результаты в обучении, возникнет вопрос: будут ли люди готовы принять такой подход? Потребуют ли они обучения на основе ИИ или предпочтут гибридный метод, который объединяет вычислительные способности ИИ с теми аспектами, которые считаются исключительно человеческими и имеют критическое значение, такими как честность, надёжность и сострадание? Только дальнейшие исследования и время смогут дать ответ на эти вопросы.

    Переделанный текст:

    Изучите также:

    • Почему в EdTech-сообществе пора начать говорить об этике
    • Интервью о цифровом тьюторе для школьников
    • Как нейросети могут упростить работу L& D
    • Почему нейросети не заменят L& D-специалистов (по крайней мере пока)
    • Как работает доказательное образование в EdTech

    Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

    Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

    Узнать подробнее