«Идею такой программы я обдумывала семь лет»: интервью о новом проекте «неУниверситет» / Skillbox Media
Частный проект по бесплатному многостороннему образованию, куда прошли отбор 66 человек из 1600, — согласитесь, это звучит как минимум интригующе.
Содержание:
- «Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров»
- «Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир»
- «Уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки»
- «Жёсткий отсев продолжается для студентов и на протяжении обучения»
- «Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант»
«Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров»
«НеУниверситет» является новым проектом «Фонда Первое Поколение». Этот фонд сосредоточен на поддержке образовательных инициатив и создании альтернативных форм обучения, которые отвечают современным требованиям рынка труда. Фонд стремится предоставить доступ к качественному образованию, используя инновационные методики и подходы. В рамках «НеУниверситета» акцент делается на практическое обучение, развитие навыков и компетенций, необходимых для успешной карьеры.
«Фонд Первое Поколение» был основан мной и моими друзьями, первыми выпускниками «Фонда Русской Экономики». Мы создали эту организацию в 2012 году совместно с Оскаром Хартманном, известным российским предпринимателем. В 2016 году наши пути разошлись, и бренд «Фонд Русской Экономики» прекратил свое существование. Мы, выпускники фонда, продолжили развивать свои ценности и подходы в рамках новой организации. «Фонд Первое Поколение» нацелен на поддержку и развитие молодых специалистов, способствуя их профессиональному росту и внедрению инновационных идей в бизнес-среду России.
Фонд Первое Поколение, а также моя деятельность на протяжении почти 12 лет, направлены на развитие человеческого капитала в России. Человеческий капитал представляет собой совокупность накопленного опыта, здоровья, знаний и навыков, которые мы ежедневно применяем на благо себе и в профессиональной сфере. Развитие человеческого капитала играет ключевую роль в устойчивом росте экономики страны и повышении качества жизни ее граждан. Мы стремимся создать условия для эффективного использования этих ресурсов, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал и внести вклад в общее благо.
Рост качества человеческого капитала способствует увеличению производительности труда, что является основой функционирования всей экономики. В этом процессе образование занимает ключевую роль. С раннего возраста формирование у человека понимания взаимосвязей между явлениями в окружающем мире позволяет ему вносить творческий вклад в развитие общества и экономики. Именно образование стало основным направлением моей профессиональной деятельности на протяжении многих лет.
Фонд занимается поддержкой и развитием различных инициатив, направленных на улучшение жизни людей и сохранение окружающей среды. Основные направления работы фонда включают финансирование социальных проектов, поддержку образовательных программ, помощь в медицинских исследованиях и защиту прав человека. Фонд активно сотрудничает с местными сообществами, государственными органами и другими организациями для достижения устойчивых результатов и позитивных изменений. Благодаря своей деятельности фонд стремится создать более справедливое и безопасное общество для всех.
Существует два основных способа выявления талантов у человека: через интенсивное воспитание и создание стимулирующей среды. Основная задача нашего фонда заключается в поиске талантливой молодежи и формировании социальных и карьерных возможностей для её развития. Мы ориентированы на создание сообщества молодых лидеров, используя эффективные воспитательные методики и обеспечивая подходящую среду, способствующую их росту и самореализации.
В отличие от «Фонда Русской Экономики», в котором мы начинали нашу деятельность вместе с Оскаром, в «Фонде Первое Поколение» отсутствуют стейкхолдеры и учредители. Сообщество функционирует на принципах саморегуляции с 2016 года, что является значительным достижением. Успешное внедрение децентрализованного управления в организации позволяет избежать конфликтов интересов и вертикальной иерархии, что делает нашу модель более эффективной и устойчивой. Мы гордимся тем, что смогли создать платформу, где каждый участник имеет равные права и возможности для внесения своего вклада.
Фонд не имеет доходов, а его деятельность полностью основана на расходах. Мы финансируем мероприятия, запись подкастов, организацию внутренних программ P2P-обучения и благотворительные инициативы за счет собственных средств. Финансирование осуществляется через ежеквартальные взносы от всех участников фонда, что позволяет нам продолжать нашу работу и развивать инициативы, направленные на поддержку и обучение.
В деятельности фонда могут участвовать все желающие, включая индивидуальных граждан, организации и компании. Участие возможно как в качестве волонтеров, так и в виде финансовой поддержки или предоставления ресурсов. Фонд открыт для сотрудничества с различными группами и инициативами, что позволяет каждому внести свой вклад в общее дело. Мы приветствуем активное участие всех, кто заинтересован в улучшении социальной ситуации и решении актуальных проблем общества.
Мы ищем людей, которые соответствуют нашим ценностям и имеют необходимый опыт. Система ценностей формирует взгляд человека на мир, его цели и амбиции, а также определяет его поведение. Важно, чтобы наши сотрудники разделяли общие принципы и подходы, что способствует созданию гармоничной и продуктивной команды.
Все основные ценности в мире действительно просты. В нашем фонде ключевыми являются лояльность, критическое мышление, взаимоуважение, вовлеченность, поручительство, готовность к отдаче, доверие и конфиденциальность. Мы гордимся высоким уровнем доверия среди участников, который основан на культуре благодарности и построении долгосрочных отношений. Многие наши выпускники отмечают, что «Фонд Первое Поколение» стал для них второй семьей. Мы стремимся создать атмосферу, способствующую развитию и поддержке, где каждый чувствует себя важным и ценным.
Сообщество предоставляет нашим коллегам и нам возможность обмена опытом, расширения профессиональных контактов и сотрудничества с единомышленниками. Это платформа для совместного решения актуальных проблем, обмена знаниями и ресурсами, что в свою очередь способствует более эффективному выполнению задач фонда. Мы получаем доступ к новым идеям и подходам, которые помогают нам улучшить нашу работу и достигать поставленных целей. Участие в таком сообществе также позволяет нам быть в курсе последних тенденций и инноваций в нашей сфере.
Мы сосредоточены на развитии ценностного и профессионального потенциала каждого участника нашей команды. Для меня и других основателей важно, кто нас окружает, какие качества присущи этим людям. Мне приносит радость находить единомышленников с похожими взглядами на жизнь и совместно развиваться, реализуя значимые проекты для общества. Мы стремимся создать безопасную и поддерживающую среду, способствующую личностному и профессиональному росту.
Наша инициатива полностью независима от стейкхолдеров и корпораций. Все участники проекта работают в различных компаниях или развивают собственные бизнесы, что подчеркивает нашу независимость. Мы не имеем связей с политическими организациями или меценатами. Это чисто частный проект, созданный группой людей, которые, несмотря на возраст за 30, 12 лет назад получили значительную пользу от аналогичного формата просвещения. Теперь мы стремимся передать свои знания и опыт молодому поколению талантливых ребят.
Переделанный текст:
Откройте для себя новые горизонты с нашей уникальной коллекцией. Мы предлагаем разнообразные товары, которые помогут вам в повседневной жизни и сделают её более комфортной. Наша продукция отличается высоким качеством и доступными ценами. Изучите наш ассортимент и найдите то, что идеально подходит именно вам. Мы гарантируем быструю доставку и отличный сервис. Не упустите возможность улучшить свою жизнь с нашими товарами.
Читайте также:
История проекта: влияние альтруизма миллениалов на трансформацию карьерных центров в вузах
Альтруизм миллениалов стал важным фактором, способствующим изменениям в карьерных центрах высших учебных заведений. Молодое поколение стремится не только к профессиональному успеху, но и к социальной ответственности, что приводит к переосмыслению роли университетов в подготовке студентов к трудовой жизни.
В рамках этого проекта были изучены подходы миллениалов к карьере, их ожидания от вузов и необходимость создания более ориентированных на студентов программ. Результаты показали, что современные студенты ищут не только традиционные карьерные консультации, но и возможности для волонтерства, стажировок и участия в социальных инициативах. Это требование побудило многие университеты адаптировать свои программы и услуги, чтобы лучше соответствовать потребностям студентов.
Таким образом, альтруистический подход миллениалов стал катализатором для трансформации карьерных центров, что в свою очередь помогает создать более ответственных и социально активных специалистов. Это не только улучшает шансы выпускников на рынке труда, но и способствует развитию общества в целом.
Перед запуском «неУниверситета» в фонде уже функционировали различные образовательные программы. Эти программы охватывали широкий спектр тем, включая развитие навыков в сфере технологий, бизнеса и творчества. Основное внимание уделялось практическим знаниям и умениям, которые могут быть применены в реальной жизни. В рамках этих программ участники имели возможность обучаться у экспертов, получать доступ к актуальным материалам и укреплять свои профессиональные связи.
В нашем фонде реализуется обширная образовательная программа, которая проходит под руководством наставников. Программа ориентирована на молодых специалистов в возрасте 23–25 лет, что является одним из главных отличий от программы «неУниверситета», предназначенной для студентов. Участники нашей программы уже имеют сформированные профессиональные цели, достижения и резюме, которыми могут гордиться. Это позволяет им углубить свои знания и навыки в выбранной области, а также развивать карьеру с учетом современных требований рынка труда.
Данная образовательная программа рассчитана на срок около полугода и представляет собой компактную версию MBA по управлению и коммуникациям. Это интенсивный курс для молодых руководителей, который позволяет совмещать обучение с полноценной карьерой, предоставляя возможность изучать важные аспекты управления в вечернее время. Участники программы получают ценные знания и навыки, необходимые для эффективного лидерства и успешного ведения бизнеса.
Современное образование сталкивается с проблемами из-за чрезмерной концентрации на материальных аспектах жизни. Учебный процесс часто сводится к подготовке к трудоустройству и стремлению к финансовой стабильности. Однако истинное образование должно сосредотачиваться на развитии творческого и критического мышления. Необходимо отходить от простого запоминания фактов и теоретических знаний в пользу практического опыта и активных действий. Мы в нашем фонде предоставляем участникам возможность на протяжении обучения получать именно такой практический опыт. Лишь через самостоятельное открытие фактов о себе и окружающем мире можно трансформировать знания в настоящую мудрость.
«Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир»
Мы решили запустить новую программу для студентов, чтобы предоставить им уникальные возможности для развития и обучения. Эта программа нацелена на поддержку студентов в их академических и карьерных стремлениях. Мы понимаем, что современным студентам необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки, которые помогут им успешно адаптироваться к требованиям рынка труда. Наша новая инициатива предлагает разнообразные курсы, мастер-классы и стажировки, которые помогут студентам развивать необходимые компетенции и уверенность в себе. Мы стремимся создать условия, способствующие профессиональному росту и личностному развитию, чтобы наши студенты могли достигать своих целей и становиться конкурентоспособными специалистами.
Мои знания в области образования и развития человеческого капитала требуют реализации. Хотя я продолжаю работу с фондом, мне хотелось создать новую, простую технологию передачи знаний, ориентированную на молодых людей в возрасте 18–23 лет. Я регулярно провожу занятия для этой аудитории и активно работаю с ней в роли ментора, что вдохновило меня на масштабирование этого опыта. Так появился «неУниверситет».
Суть данного вопроса заключается в поиске глубокого понимания темы. Это подразумевает анализ ключевых аспектов, которые определяют её важность и влияние. Понимание сути позволяет лучше ориентироваться в обсуждаемом вопросе и принимать обоснованные решения. Важно рассмотреть основные факторы, которые формируют данную тему, а также её практическое применение и значение в современном контексте.
Неформальное образование представляет собой важный аспект обучения и развития личности. В России эта тема требует более глубокого изучения и понимания. Неформальное образование охватывает широкий спектр взаимодействий и источников знаний. Это может быть все, что угодно: от домашних уроков, которые проводит мама, до уроков, получаемых от друзей в школе. Также важно учитывать профессиональные наставления, которые коллеги предлагают на рабочем месте, а также знания, получаемые на конференциях или в ходе совместного обучения с друзьями. Концепция «неУниверситета» отражает мою гипотезу о необходимости систематизации разнообразного неформального образования и знаний, которые помогают молодёжи адаптироваться как в личной, так и в профессиональной сфере. Важно понимать, что неформальное образование становится ключевым фактором в формировании навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном обществе.
Я выступаю за узаконение универсального образования как альтернативы профессиональному, которое зачастую основывается только на знаниях и навыках. Важно, чтобы люди не только обучались способам заработка, но и развивались как личности, становясь добрыми и активными членами общества. Убеждена, что универсальное неформальное образование должно стать обязательным этапом перед получением профессионального образования. Это позволит сформировать более гармоничное общество, где ценятся не только профессиональные качества, но и человеческие ценности.
Для студентов образование в «неУниверситете» может быть как бесплатным, так и платным. Выбор зависит от конкретной программы обучения и условий, предложенных учебным заведением. Бесплатные места могут быть доступны для некоторых категорий студентов, в то время как платные курсы предоставляют больше возможностей и гибкости в обучении. Важно ознакомиться с условиями поступления и выбора программы, чтобы определить наиболее подходящий вариант для каждого студента.
Я предпочитаю делиться знаниями бесплатно, так как считаю, что многие из них доступны в интернете или могут быть получены в неформальной обстановке. Особенно это касается молодежи, в которую я верю, ведь именно они будут формировать будущее. Через 10-15 лет эти молодые люди займут руководящие позиции и будут принимать важные решения. Я убеждена, что они способны изменить мир к лучшему. Почему бы не предложить им структурированное и практическое обучение, которое соответствует современным требованиям? Это не только поможет им развить критическое мышление, но и сформирует нравственные и гражданские ценности. Такой подход будет выгоден как молодежи, так и обществу в целом.
«НеУниверситет» представляет собой концепцию создания системы универсального неформального образования в России. Несмотря на то что результат может быть неопределенным, необходимо провести эксперимент с этой идеей.
Мы тщательно изучили потребности аудитории, анализируя существующие образовательные программы и оценяя их эффективность. Мы провели опросы и интервью с участниками, чтобы выявить пробелы в знаниях и навыках, которые не покрываются формальным и неформальным обучением. Это позволило нам понять, какие темы и форматы обучения наиболее актуальны. Мы также рассмотрели отзывы и рекомендации экспертов в области образования, чтобы создать программу, наиболее соответствующую запросам и ожиданиям обучающихся. Таким образом, мы смогли разработать курс, который не только дополняет существующие знания, но и предлагает новые подходы к обучению.
Основное вдохновение для нашей программы черпалось из различных источников, включая конфуцианство, античную философию, средневековые университеты, мастерские Ренессанса и Баухаус. Дизайн нашего лендинга также основан на принципах Баухауса, а визуальное оформление программы соответствует концепции «Круги» этого направления. Однако важнее всего было адаптировать это вдохновение к реальным потребностям нашей целевой аудитории.
Идея создания этой программы зрела в моем сознании на протяжении семи лет. В конце 2022 года, когда я ощутила уверенность в своих силах, я начала активно работать над проектом и формировать команду. За эти годы я приобрела множество знаний и опыта, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни. Я стремилась накопить необходимые компетенции, чтобы реализовать проект на высоком уровне. Для меня крайне важно быть основательной и не поверхностной в своих подходах.
Перед запуском проекта меня мучил вопрос: возможно, я все это выдумала и это никому не нужно? Поскольку я активно работаю с молодежью в свободное от работы время, включая преподавание и менторинг, я объединила всех своих студентов в один чат для исследования их потребностей и ценностей. В течение месяца мы обсуждали, насколько им интересны предложенные модули обучения, что в них избыточно, чего не хватает, каких преподавателей они хотели бы видеть в программе, а также какой контент им кажется неуместным — это тоже имеет значение. Такой подход позволил мне лучше понять аудиторию и адаптировать образовательные материалы под реальные запросы студентов.
Что это вам в конечном итоге принесло?
В результате проведенного кастдева мы разработали итоговую программу на два года и определили эффективные способы взаимодействия со студентами в ходе приемной кампании. Мы выявили ключевые фразы и дизайн-код, которые вызывают положительный отклик у целевой аудитории. В частности, мы создали лендинг для «неУниверситета», который учитывает полученные инсайты и наилучшим образом соответствует интересам студентов.
В этом проекте мы смогли добиться уникального сочетания гибкости и внимательности к деталям, что сложно реализовать в коммерческой компании. Это связано с тем, что задачи в EdTech-бизнесе отличаются. Мы тщательно изучили потребности нашей целевой аудитории и разработали образовательный продукт, который максимально соответствует их запросам. Наш опыт позволил нам пройти весь путь создания продукта — от идеи до реализации, что подтверждает нашу способность учитывать мнения и требования пользователей.
Целевая аудитория выразила потребность в конкретных знаниях и навыках, которые необходимы для успешного освоения профессии. Мы провели анализ и выяснили, что студентам недостает практических навыков, а также глубокого понимания теоретических основ. Это касается таких аспектов, как применение современных технологий, работа в команде и навыки критического мышления. Понимание этих потребностей позволяет нам адаптировать образовательные программы и предложить курсы, которые соответствуют актуальным требованиям рынка труда.
Существует четыре ключевых запроса, среди которых на первом месте находятся бытовые вопросы. К ним относятся темы, связанные с отделением от родителей, накоплением первых финансов, а также другими основными аспектами адаптации к взрослой жизни. Эти вопросы включают, например, советы о том, как организовать первый отпуск, чтобы оставить средства на питание.
Второй запрос связан с развитием гуманитарного и критического мышления. Наша цель не ограничивается изучением гуманитарных дисциплин по учебникам; мы стремимся погружаться в темы через дискуссии, анализируя существующие в обществе стереотипы и шаблоны с помощью критического мышления. Начинать следует с самоанализа: «А что, если я ошибаюсь? Насколько субъективны мои убеждения? Как я могу взглянуть на мир глазами своего оппонента?» Такой подход способствует более глубокому пониманию и улучшает навыки анализа, что особенно важно в современном обществе.
Существует значительный интерес у молодежи к работе над своим мышлением и ценностями. К сожалению, ни вузы, ни школы не предоставляют необходимых инструментов для развития критического мышления и ценностного потенциала студентов. Наша методика направлена на то, чтобы предоставить студентам возможность не только наблюдать за событиями в обществе, но и активно решать возникающие вопросы. В рамках программы они изучают различные подходы и системы ценностей, выбирая те, которые подходят именно им, что позволяет контролировать свою жизнь. Мы надеемся, что это приведет к личной самореализации на основе полученных знаний.
Как часто они стремятся передать суть запроса на развитие мышления?
Многие задаются вопросами о том, как выявить в отголосках прошлого человеческого опыта причины современности и понять, почему в нашем мире происходят столь многочисленные трагедии. Существует также интерес к культурологическим аспектам, включая различия между основными мировыми религиями. Понимание этих вопросов требует глубокого анализа исторических событий, философских учений и культурных традиций, что позволяет осознать, как прошлое формирует настоящее. Исследование этих тем способствует более глубокому осмыслению современности и помогает найти ответы на актуальные вопросы общества.
Возвращаясь к ключевым запросам молодежи, помимо бытовых вопросов и гуманитарных знаний, выделяются еще два важных направления. Одним из них является поиск профессионального призвания. Молодые люди стремятся найти свое дело, подходящую работу или стажировку. Для этого поколения вопрос заработной платы уходит на второй план; гораздо важнее для них возможность самореализации и ощущение счастья в настоящем моменте, а не в отдаленном будущем.
Четвертый запрос касается поиска счастья. Он может быть выражен как драматичное желание: «Я просто хочу, чтобы все оставили меня в покое, и тогда я буду счастлив». За последние три года молодежь столкнулась с серьезными психологическими испытаниями. Это печально, но, с другой стороны, ситуация предоставляет возможность для работы над собой. Важно, что у человека есть мотивация стремиться к счастью, а не только к материальным благам, таким как машина, дорогие часы или квартира с домработницей. Стремление к внутреннему благополучию является основой для построения полноценной и счастливой жизни.
Изучите также:
Онлайн-курсы по Well-Being способствуют значительному улучшению физического и психологического состояния участников. Эти курсы предлагают разнообразные техники и стратегии, направленные на развитие личной эффективности, снижение уровня стресса и улучшение общего качества жизни. Участие в таких программах помогает людям научиться управлять своими эмоциями, осознанно подходить к повседневным задачам и находить баланс между работой и отдыхом. Кроме того, онлайн-формат позволяет легко интегрировать обучение в повседневную жизнь, что делает доступными ресурсы для всех, кто стремится к улучшению своего благополучия. Таким образом, онлайн-курсы по Well-Being являются эффективным инструментом для достижения гармонии и устойчивого развития личных качеств.
«Уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки»
В результате анализа всех запросов, содержание нашей программы стало более структурированным и актуальным. Мы акцентировали внимание на ключевых аспектах, которые интересуют нашу целевую аудиторию. Программа включает в себя полезные материалы и практические рекомендации, что позволяет пользователям легко усваивать информацию и применять её на практике. Мы также улучшили навигацию и доступность контента, чтобы пользователи могли быстро находить нужные разделы. Таким образом, программа стала более информативной и удобной для использования, что повышает её ценность для пользователей.
Мы организовали этапы обучения так, чтобы в первую очередь удовлетворить наиболее актуальные потребности участников. Первый этап сосредоточен на решении насущных вопросов, таких как финансовые проблемы, отношения с родителями и ментальное здоровье. Это позволило нам снизить первичный уровень стресса и устранить основные трудности. В рамках первого этапа мы провели серию из шести мастер-классов, после каждого из которых участники выполняли домашние задания. Также состоялись дополнительные встречи, где темы обсуждались в небольших группах в формате «форума» без присутствия преподавателя. На реализацию первого этапа обучения у нас ушло шесть недель.
Второй этап программы — форкурс, гуманитарная мастерская, рассчитанная на четыре месяца. Формат занятий остается прежним: два онлайн-занятия в неделю, одно из которых проходит с преподавателем, а другое — в группе. В рамках курса мы будем изучать основы гуманитарных наук через дискуссионные форматы, включая этику, философию, культуру и религиоведение. Этот подход поможет развить критическое мышление, позволяя анализировать различные точки зрения, подходы и культуры, а также сопоставлять опыт прошлого с современными реалиями. Участники смогут опробовать разные методологии и сформировать свою систему ценностей. Обсуждение политических механизмов будет ограничено теоретическим аспектом. Мы также будем уважительно подходить к вопросам религии, соблюдая принципы безопасности и уважения среди участников. Исключаются любые проявления ненависти и попытки «отмены» мнений в группе, а также споры о том, какая религия или политическая концепция является более значимой. Это одно из основных правил участия в нашей программе.
На третьем этапе учащиеся пройдут специализированный курс, который продлится шесть месяцев. В рамках этого курса мы предлагаем модули на выбор в таких областях, как аналитика, дизайн, программирование, маркетинг и финансы. В случае, если какое-либо направление не будет выбрано, количество групп сокращается до четырех или трех. Это позволяет нам адаптировать программу под интересы студентов и обеспечить более эффективное обучение.
Это также относится к области профессионального образования?
Основная задача нашего обучения заключается не в передаче узкоспециализированных навыков, а в формировании базовых знаний и необходимых компетенций в профессии. Например, такие языки программирования, как Python, молодые программисты способны осваивать самостоятельно, без нашей помощи. Мы акцентируем внимание на теоретических основах их будущей карьеры и предоставляем практический опыт через множество кейсов и реальных рабочих задач. Кроме того, мы знакомим студентов с профессионалами из отрасли, чтобы они могли быстрее погрузиться в практическую деятельность и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории.
После первых трёх месяцев специального курса стартуют стажировки. У нас уже есть ряд компаний, готовых принять наших студентов. В первые три месяца стажировки будут проходить на безвозмездной основе, после чего мы надеемся, что студенты смогут устроиться на постоянную работу. Мы активно ведём переговоры с партнёрами для обеспечения дальнейшего трудоустройства наших выпускников.
Перед стажировками предусмотрены как групповые занятия, так и индивидуальная работа. Это позволяет участникам получить как общее представление о программе, так и возможность углубиться в конкретные темы с учетом своих интересов и потребностей. Индивидуальные занятия обеспечивают более персонализированный подход и способствуют более глубокому усвоению материалов.
В начале нашего специального курса каждому студенту будет назначен личный ментор. Например, если вы выберете курс по аналитике, вашим наставником станет опытный аналитик или профессионал из смежной области. У нас уже составлены списки менторов, и приятно осознавать, что многие работающие специалисты готовы бесплатно поделиться своим опытом и знаниями с участниками нашего проекта. Это создает уникальную возможность для студентов получить практические советы и рекомендации от людей, которые успешно работают в своей сфере.
Завершающим этапом обучения станет итоговая аттестация, которая позволит оценить уровень усвоенных знаний и навыков. Участники смогут продемонстрировать свои достижения и получить сертификат, подтверждающий успешное завершение курса. Этот финальный этап важен для закрепления пройденного материала и подготовки к практическому применению полученных знаний.
Это завершающий аккорд, последний элемент, который превратит их в «ультрабойцов». На четвёртом этапе обучения они сосредоточатся на управлении проектами и командами, что позволит им развить навыки эффективного координирования и лидерства в различных ситуациях.
В 20 лет мне выпала возможность стать руководителем, и я сразу же столкнулась с множеством ошибок, обусловленных моим характером и холерическим темпераментом. Я убеждена, что обучение навыкам эффективного руководства должно начинаться как можно раньше. Чем раньше молодые специалисты освоят базовые принципы управления и культуру взаимодействия, тем более позитивной и продуктивной станет атмосфера в коллективах. Это поможет избежать необходимости обращаться к психотерапевтам через пять лет, размышляя о собственных управленческих неудачах. Управление командами, развитие сотрудников, забота об их эмоциональном состоянии и навыках, а также умение давать и получать обратную связь — эти аспекты необходимо осваивать с ранних лет.
Это значит, что будет еще один курс, посвященный управлению.
Управленческий курс длится три месяца и предоставляет базовые знания, необходимые для начала профессиональной деятельности в области управления. Участники смогут освоить ключевые концепции и принципы, которые станут фундаментом для дальнейшего развития. Полноценные навыки управления можно будет получить позже в нашем фонде или на программах MBA, что позволит углубить и расширить знания в данной сфере.
С учетом перерывов на каникулы после каждого этапа, реализация всей программы займет два года.
Мы надеемся, что в следующем году сможем привлечь дополнительные стипендии для наших участников, чтобы предоставить им больше возможностей для саморазвития и поддержать их мотивацию. Наша программа нацелена на формирование дисциплины, иногда даже через трудные испытания. Например, участники, пропустившие дедлайн по сдаче задания, будут исключены из программы, так же как и те, кто не включает камеру на занятиях. Я верю, что такая дисциплина поможет им стать конкурентоспособными на рынке труда и вырасти как порядочные люди. Дисциплина — это, в конечном счёте, проявление любви к себе и уважения к окружающим.
Я не верю в эффективность стипендий. В нашем фонде они существовали, но не приносили ожидаемого результата — это не способствует глубинной мотивации. Важнее, чем финансовая поддержка, являются люди, с которыми студент встречается в процессе обучения: сокурсники, преподаватели, менторы и потенциальные работодатели. Эти взаимодействия формируют более ценный ресурс, чем денежные средства, и способствуют личностному и профессиональному росту.
Преподаватели программы и менторы осуществляют свою деятельность на добровольной основе, не получая за это вознаграждение. Они вкладывают свои знания и опыт, чтобы помочь студентам развиваться и достигать поставленных целей.
У нас нет сотрудников на постоянной основе, и это не является для меня неожиданностью. В России существует множество людей, готовых безвозмездно вкладывать своё время в благотворительные проекты, соответствующие их ценностям. Это явление подтверждает высокий уровень общественного сознания и желание многих граждан делать мир лучше, поддерживая инициативы, которые им близки.
Проект «неУниверситет» ориентирован на развитие человеческого капитала через активное взаимодействие с молодёжью. Мы акцентируем внимание на долгосрочных инвестициях в отношения с интересными и идейными людьми. Наша цель — создать культуру самореализации и поиска профессионального призвания, а не следование шаблонным карьерным путям. Мы стремимся предоставить молодым людям возможности для личностного роста и развития, поддерживая их на пути к самовыражению и реализации их потенциала.
Существует высокий спрос на подобные инициативы, так как многие люди чувствуют боль от несправедливости и недостатков в системе образования. Они стремятся помочь и готовы инвестировать свое свободное время в проекты, такие как наш. «НеУниверситет» представляет собой инновационный подход, что привлекает людей, склонных участвовать не только в полезных, но и в необычных, прорывных проектах.
«Жёсткий отсев продолжается для студентов и на протяжении обучения»
Программа вашего «неУниверситета» действительно насыщенная и разнообразная, и не каждый сможет справиться с её требованиями. Как происходил отбор студентов, готовых пройти этот курс?
Наша программа ориентирована на самых целеустремлённых студентов. Уже на этапе ознакомления с описанием некоторые абитуриенты могут отказаться от участия: программа длится два года и предоставляется бесплатно, но сразу подчеркивается, что учёба будет сложной. Мы придерживаемся принципа честности по отношению к нашим студентам. Сложности возникают из-за интенсивного графика обучения и необходимости глубокого погружения в материал. Учитывая, что у студентов ограниченное время из-за учёбы в вузе, домашних дел и множества дедлайнов, важно быть готовым к серьёзным усилиям. Пропуск сроков может привести к исключению из программы, что также стоит учитывать при принятии решения о поступлении.
Реальная аудитория проекта сформировалась в результате тщательного анализа и исследования целевой группы. Мы выявили ключевые демографические характеристики, интересы и потребности пользователей. Это позволило нам понять, кто именно составляет нашу аудиторию, и адаптировать контент и стратегию продвижения в соответствии с их ожиданиями. Анализ данных о поведении пользователей на сайте и в социальных сетях также способствовал более глубокому пониманию нашей аудитории, что в свою очередь помогло оптимизировать взаимодействие с ней. Таким образом, реальная аудитория проекта стала более четко определенной, что позволило нам эффективно настраивать маркетинговые кампании и улучшать пользовательский опыт.
Средний возраст участников нашей программы составляет 19 лет. В отличие от более опытных участников основной программы фонда, они находятся на этапе личностного и профессионального роста, и пока не имеют значительных достижений. Тем не менее, они разделяют наши ценности и обладают уникальным потенциалом, который можно назвать «божьей искрой». Наша задача — раскрыть этот потенциал за два года, чтобы помочь им развиваться и достигать новых высот.
Программа проходит в онлайн-формате, что позволяет нашим студентам участвовать из разных уголков России. Мы также принимаем заявки от русскоязычных участников из 37 стран мира. Среднестатистический студент «неУниверситета» обучается в области информационных технологий или науки. В Фонде Первое Поколение, где мы реализуем программу для молодых специалистов, основная масса участников — это менеджеры, экономисты и предприниматели, что формирует уникальное «ядро» нашей группы. В общей сложности мы отобрали 66 человек для участия в программе «неУниверситета».
В ходе отбора команда проекта столкнулась с некоторыми неожиданными результатами. Это вызвало необходимость пересмотреть подходы и стратегии, применяемые в процессе. Команда была удивлена тем, что некоторые кандидаты, которые изначально не вызывали особого интереса, проявили внезапно высокие результаты. Это подчеркивает важность тщательной оценки всех участников и открытости к новым возможностям, которые могут возникнуть в ходе отбора. Такие результаты также служат напоминанием о том, что иногда лучшие решения приходят из самых неожиданных источников, что может значительно повлиять на общий успех проекта.
В результате нашей работы мы достигли поставленных целей как в отношении географии участия, так и по специальностям. Это стало возможным благодаря тщательному подходу к стратегии приемной кампании, о которой я упоминала ранее. Тем не менее, по итогам отбора мы получили несколько интересных инсайтов.
Интересным фактом является то, что более половины из почти 1600 поданных заявок поступили от девушек. Обычно в программы по развитию лидерских качеств — которые я много раз разрабатывала для крупных компаний — подавали заявки преимущественно мужчины. Женщины всегда были в меньшинстве, и на эту тему за последние десять лет нередко звучали шутки. Однако в этот раз ситуация кардинально изменилась.
Неожиданным для нас стал значительный приток специалистов из научных областей. Мы ожидали, что основную массу составят айтишники и представители смежных специальностей, но интерес ученых превзошел наши ожидания. Эти специалисты несут в себе огромный потенциал и перспективы для развития в будущем.
Среди наших студентов много ребят с нестандартными образовательными путями. Некоторые из них обучались дома с пятого класса, другие сделали перерыв на несколько лет, чтобы подумать о будущем после школы, а кто-то выбрал престижный колледж вместо университета. Эта новая культура образования становится все более популярной в России. У нового поколения есть возможность выбирать свой путь, и требования к образованию больше не столь строгие, как были раньше. Они не обязаны завершать 11 классов и поступать в университет, что открывает двери для разнообразных форм обучения и развития.
Обучение организовано с учетом современных образовательных методик и технологий. Мы предлагаем гибкий график занятий, индивидуальный подход к каждому студенту и разнообразные форматы обучения, включая онлайн-курсы и очные занятия. Программа курса разрабатывается с учетом актуальных требований рынка и включает как теоретические, так и практические аспекты. Мы обеспечиваем доступ к современным учебным материалам и ресурсам, что позволяет нашим студентам успешно осваивать новые знания и навыки. Наши преподаватели — это опытные специалисты в своей области, которые готовы делиться своими знаниями и опытом. Мы стремимся создать комфортную и продуктивную атмосферу для обучения, что способствует лучшему усвоению материала и развитию профессиональных компетенций.
Обучение проходит в формате онлайн и отличается высокой интенсивностью: занятия проводятся два раза в неделю, каждое из которых длится три часа. Участники должны держать включённой камеру во время уроков, что стало серьёзным вызовом для многих в начале курса. Кроме того, каждую неделю выдается домашнее задание, на выполнение которого также требуется несколько часов. Это задание включает в себя личную рефлексию и глубокое изучение материала, а также применение предложенных инструментов в повседневной жизни. Участники должны проводить своего рода эксперименты, фиксировать результаты и анализировать их, а затем систематизировать полученные данные в формате письменной рефлексии. Такой подход способствует более глубокому пониманию и эффективному освоению материала.
Мы ведем журнал, в котором фиксируем посещаемость и активность учащихся. В нашем подходе отсутствуют оценки, так как мы против оценивания. Вместо этого мы предоставляем подробные текстовые комментарии преподавателей о выполненных заданиях, что позволяет дать качественную обратную связь каждому ученику.
Программа состоит из четырёх этапов, и по завершении каждого из них проводится отчётная сессия, на которой возможно выбывание. Одним из ключевых условий программы является строгий отбор на протяжении всего обучения. Это необходимо для поддержания высокого уровня студентов и их мотивации, а также для создания атмосферы целеустремлённых и амбициозных людей. Такое окружение вдохновляет участников на достижение больших результатов.
Мы ищем талантливых и амбициозных людей, готовых инвестировать своё время в взаимные отношения. Мы активно поддерживаем студентов, предоставляя бесплатное обучение, и ожидаем аналогичной отдачи с их стороны. Это включает в себя внимательное и благодарное отношение к преподавателям и наставникам, которые посвящают своё время развитию каждого студента «неУниверситета». Готовность открыто воспринимать знания и искренне участвовать в образовательном процессе — это редкое качество, которое мы ценим. Мы обучаем только тех, кто готов к настоящему взаимодействию и личностному росту.
На отчётных сессиях проводятся оценки знаний студентов, которые могут включать зачёты и экзамены. Однако формат этих сессий может отличаться от традиционных вузовских практик. Основное внимание уделяется практическому применению полученных знаний и навыков, что позволяет более точно оценить уровень подготовки студентов. Студенты могут быть отсеяны по различным причинам, включая недостаточное выполнение учебных заданий, низкие оценки на промежуточных аттестациях или несоблюдение академических стандартов. Важно отметить, что успешное прохождение отчётной сессии является ключевым этапом в образовательном процессе, обеспечивая студентам возможность продолжить обучение и развивать свои профессиональные навыки.
Отчётная сессия представляет собой не экзамен с билетами, а формат командной рефлексии в виде конференции. На этой встрече студенты представляют свои презентации перед преподавателями и друг перед другом. Это групповая рефлексия, позволяющая оценить первый этап обучения: что понравилось, что вызвало критику, удалось ли наладить дружеские отношения среди участников программы, как студенты оценивают своих преподавателей и изученный материал, а также какие знания они смогли применить в жизни и почему хотят продолжать обучение. Мы стремимся к открытой обратной связи и ценим каждое мнение. В «неУниверситете» отсутствуют анонимные опросы; мы открыто обсуждаем все вопросы, включая организационные моменты и возможные конфликты между студентами, предоставляя экологичную и честную обратную связь. Радикальная прозрачность — одно из наших основных правил. Мы понимаем, что такие подходы эффективны только в небольших группах, до 100 человек, так как с увеличением числа студентов сложнее поддерживать соблюдение образовательных стандартов. Именно поэтому мы отбираем не сотни, а десятки студентов.
В Москву на отчётную сессию приезжают участники, имеющие такую возможность, а те, кто не может приехать, подключаются в режиме онлайн. Первая сессия состоялась на площадке Skillbox, что позволило создать комфортные условия для взаимодействия и обмена опытом.
Критерии оценки участия в обучении включают несколько ключевых аспектов. Во-первых, обязательным является присутствие. Хотя физическое присутствие не всегда необходимо, отсутствие как на очных, так и на онлайн-сессиях, особенно если участник не уведомил заранее, приводит к исключению из курса. Во-вторых, важно, чтобы участники соблюдали формальные требования к содержанию своих презентаций, что позволяет адекватно отразить рефлексию и достигнутые результаты обучения. В-третьих, значительное внимание уделяется посещаемости и качеству выполнения домашних заданий, что также влияет на общую оценку. Наконец, офлайн-формат позволяет проводить личные встречи, что создает возможность для общения и наблюдения за взаимодействием участников. Это помогает убедиться в отсутствии токсичного поведения и в том, что в группе формируются здоровые и продуктивные отношения. Именно за это мы ценим офлайн-формат обучения.
«Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант»
Основные задачи «неУниверситета» сводятся к созданию инновационной образовательной среды, которая способствует развитию критического мышления и практических навыков у студентов. Учебный процесс ориентирован на интеграцию теории и практики, что позволяет учащимся применять полученные знания в реальных ситуациях. Также важным аспектом является формирование сообщества, в котором учащиеся могут обмениваться опытом и идеями, а преподаватели выступают в роли наставников. В результате «неУниверситет» стремится подготовить специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка труда и вносить значительный вклад в свою профессиональную область.
Основные задачи заключаются в том, чтобы подготовить кадровый резерв, который будет востребован не только в одной компании, но и в разных отраслях. Участники программы обладают разнообразными специальностями, что открывает им возможности для работы в любой индустрии. Если за ними будет очередь из рекрутеров, это станет для меня подтверждением успеха. Если в будущем они станут надёжными сотрудниками крупных корпораций, ответственными предпринимателями, ведущими учеными и сильными руководителями, значит, наша работа была не напрасной. Мы стремимся создать условия для их профессионального роста и развития, чтобы они могли внести значительный вклад в свои сферы деятельности.
Вторая задача программы заключается в поддержке самореализации каждого студента, а третья — в содействии их счастью. «НеУниверситет» стремится создать питательную культурную среду для молодого поколения, где царит творческая атмосфера, а не слепое подражание. Все остальные аспекты имеют для меня менее важное значение.
Важно, чтобы молодые люди раскрыли свои таланты. У каждого из нас есть уникальные способности, и ключевым вопросом является, успеем ли мы реализовать их в течение жизни. В данный момент таланты молодежи находятся в состоянии ожидания. Если развивать их правильно, они могут оказать значительное влияние на жизни миллионов людей в будущем. Поддержка и развитие талантов — это не только вклад в личное развитие, но и возможность создать что-то ценное для общества.
Не имеет значения, будут ли они готовить идеальный крем-брюле или разрабатывать лекарство от рака — у нас есть специалисты, работающие в этой области. Возможно, они действительно достигнут успеха. Мы предоставим им необходимые инструменты для достижения максимальной личной и профессиональной самореализации. Поэтому формирование кадрового резерва, самореализация каждого участника и счастье студентов — это три ключевых цели, к которым я стремлюсь.
Существуют определенные измеримые показатели, которые позволяют оценить, насколько эффективно решены задачи программы. К таким показателям могут относиться ключевые метрики, такие как уровень удовлетворенности пользователей, процент выполнения поставленных целей, а также временные рамки для достижения результатов. Также важно учитывать качество выполнения задач и их влияние на общую производительность программы. Проводя регулярные оценки этих показателей, можно получить четкое представление о том, насколько успешно реализованы запланированные действия и достигнуты ли ожидаемые результаты.
У нас есть определенные формальные требования, такие как активность в программе, посещаемость и выполнение задач в установленные сроки. Однако, на этом этапе возникают более сложные аспекты, которые требуют внимания.
При оценке кандидатов на входе мы обращаем внимание на несколько ключевых факторов, включая наличие запроса, мотивацию и время, которое они готовы уделить учёбе. Также важными аспектами являются самодисциплина и ответственность за других. Эти качества сложно измерить количественно, особенно мотивацию и ответственность. Однако их проявления можно наблюдать в поведении человека во время коммуникаций в процессе обучения. Кроме того, такие важные критерии, как способность устанавливать долгосрочные отношения, умение выражать благодарность и отдавать, а также открытость и доверие к другим, не поддаются формальным измерениям. Эти характеристики имеют значительное влияние на успех в обучении и взаимодействии в команде.
Избыточная фиксация на метриках негативно сказывается на нынешнем поколении студентов, отвлекая их от истинных ценностей образования. Важно осознавать значимость интуиции как неотъемлемого источника творческой деятельности. Необходимо поощрять внимание к эмоциям в образовательном процессе, обучая студентов не только распознавать, но и контролировать свои чувства, без подавления их. Такой подход поможет развить более глубокое понимание и привязанность к учебному процессу, способствуя не только академическому, но и личностному росту.
Молодые люди нуждаются не только в формальных образовательных достижениях, но и в духовной поддержке, которая способствует развитию их уникальных талантов. Высокие духовные цели помогают молодежи более успешно преодолевать материальные трудности, создавая устойчивую основу для личностного и профессионального роста. Важно обеспечить гармоничное сочетание образования и духовного развития, чтобы молодые люди могли реализовать свой потенциал и уверенно двигаться к своим целям.
В нашем анализе доступных метрик для студентов выделяются три ключевых аспекта: уровень коммуникации, уровень адаптации и уровень энергии, который подразумевает физическую витальность. Что касается образовательных метрик, то, с одной стороны, для меня важна теоретическая доходимость, но, с другой стороны, меньшая доходимость на практике может быть более показательной.
Неожиданное заявление! Вы действительно считаете, что увеличение отсевов приводит к более высокому качеству результата?
Я занимаюсь отбором участников программ на протяжении двенадцати лет. Каждый раз процесс начинается с большой группы — тысяча человек, и в итоге остаётся лишь тридцать. Селекция является ключевым элементом подобных программ, в результате чего формируется сплочённая команда, прошедшая через различные испытания. Моя основная задача — создать атмосферу доверия среди участников, чтобы они могли стать не только коллегами, но и друзьями, а возможно, и членами одной семьи. Истинная цель образования, часто забываемая в погоне за показателями и статистикой, заключается в пробуждении стремления к достижениям. Это важнее, чем количество участников, которые останутся в финале программы. Успех в этом вопросе пока остаётся гипотезой, и мы активно её проверяем.