Интервью о цифровом тьюторе для школьников: «Наша задача — развивать мышление и речь» / Skillbox Media
Могут ли беседы с ИИ-репетитором помочь в решении проблем школьного обучения?
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать больше
Руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум», входящей в Группу компаний «Самолёт», является ведущим экспертом в области цифровизации образования в Университете 2035. В своей роли он отвечает за разработку и внедрение инновационных цифровых решений, направленных на улучшение образовательного процесса и повышение качества обучения. Эксперт активно участвует в проектировании и реализации стратегий, которые способствуют интеграции современных технологий в образовательную среду, обеспечивая тем самым доступ к актуальным знаниям и навыкам для студентов.
В ГК «Самолёт» Андрей Комиссаров работает над цифровым инструментом для образовательных учреждений, основанным на искусственном интеллекте, который получит название «Цифровой тьютор». Этот инструмент призван облегчить школьникам процесс выполнения домашних заданий, не вмешиваясь в образовательный процесс на уроках. Мы поговорили с Андреем о том, что из себя представляет этот проект, как именно он может помочь ученикам, какую реакцию он ожидает от родителей на внедрение ИИ-тьютора и приемлемо ли для детей общение с роботом.
Почему «Цифровой тьютор», а не «ИИ‑учитель»
Проект по разработке ИИ-тьютора возник в ответ на потребность в более эффективных и доступных методах обучения. Современные технологии и достижения в области искусственного интеллекта открыли новые возможности для создания персонализированного образовательного опыта. ИИ-тьютор способен адаптироваться к стилю обучения каждого студента, предоставляя индивидуальные рекомендации и поддержку. Основная цель проекта заключается в улучшении качества образования и повышении вовлеченности учащихся, что делает его важным инструментом в современном образовательном процессе. Разработка ИИ-тьютора ведется с учетом последних трендов в области педагогики и психологии обучения, что позволяет создать эффективное решение для различных категорий пользователей.
С июля текущего года я начал работать в образовательной вертикали группы компаний «Самолёт». Это новое направление для девелопера, которое имеет большое значение, поскольку помимо жилых комплексов «Самолёт» также строит школы. Одной из главных проблем современного школьного обучения является наличие больших классов. В таких условиях дети не могут получить индивидуальный подход, что зачастую приводит к трудностям с выполнением домашних заданий. Это создает эффект педагогической запущенности и вынуждает родителей обращаться к услугам репетиторов, что, безусловно, негативно сказывается на семейном бюджете. Важно находить решения, которые позволят обеспечить качественное образование и индивидуальное внимание каждому ученику.
Мне предложили разработать цифровое решение для указанных проблем, применяя ансамбль алгоритмов, основанных на генеративных нейросетях. Эти алгоритмы были изначально созданы моей лабораторией для целей корпоративного обучения. Использование таких технологий позволяет эффективно решать задачи, связанные с обучением и развитием сотрудников, а также оптимизировать процессы в компаниях.
Мы выбрали создание цифрового репетитора, так как он предлагает уникальные возможности для индивидуального обучения учащихся. Цифровой репетитор предоставляет персонализированный подход, адаптируясь к потребностям и уровню знаний каждого ученика. В отличие от помощника для учителя, который может облегчить работу педагогов, цифровой репетитор активно вовлекает студентов в процесс обучения, помогая им усваивать материал в удобном темпе. Мы стремимся улучшить образовательный процесс, обеспечивая доступ к качественному обучению для всех, независимо от их начального уровня или местоположения.
Внедрение генеративных алгоритмов на основе искусственного интеллекта непосредственно в образовательный процесс может оказаться нецелесообразным и даже негативно сказаться на качестве обучения.
Не стоит вмешиваться в пространство учителя — ему необходимо спокойно выполнять свои обязанности, не опасаясь за свою позицию и авторитет. В свою очередь, мы стремимся облегчить труд педагогов, предоставляя им подробные отчеты о том, как ребёнок взаимодействует с ИИ-тьютором при выполнении домашнего задания. Это позволяет учителям лучше понимать прогресс учащихся и эффективно поддерживать их в обучении.
Существует известная проблема двух сигм Бенджамина Блума, которая заключается в значительном различии между образовательными результатами, полученными с репетитором, и результатами учащихся в классе стандартной школы. Это различие составляет два стандартных отклонения, что означает, что в школьных условиях ученики показывают результаты в два раза хуже. К моменту окончания начальной школы многие дети сталкиваются с педагогической запущенностью и накопленными ошибками в понимании учебного материала. Важно найти решение для устранения этого разрыва между индивидуальным и массовым подходом в образовании. Именно эту задачу мы и ставим перед собой, стремясь улучшить качество обучения и помочь каждому ребенку достичь его максимального потенциала.
Искусственный интеллект в роли тьютора предназначен для широкой аудитории, включая студентов, профессионалов и людей, стремящихся к самообразованию. Использование ИИ-тьютора предполагает интерактивное обучение, где пользователи могут задавать вопросы и получать адаптированные ответы в реальном времени. Это позволяет каждому пользователю развивать свои навыки по индивидуальному графику и в удобном темпе. ИИ-тьютор будет доступен через различные платформы, включая мобильные приложения и веб-сайты, что обеспечит легкий доступ к образовательным ресурсам. Платформа будет анализировать прогресс пользователей и предлагать персонализированные рекомендации, что повышает эффективность обучения. Такой подход сделает образовательный процесс более доступным и эффективным для всех желающих.
Наш пилотный проект предлагает тьюторскую поддержку по обществознанию для учащихся 8–9 классов. Мы сосредоточимся на взаимодействии «подросток — учитель». Процесс будет организован следующим образом: учитель регистрируется в ИИ-тьюторе, который доступен как веб-сайт и в виде чат-бота в мессенджерах. Учитель предоставляет ученикам домашние задания, включая несколько вариантов с разным уровнем сложности. Стандартный уровень подходит для большинства, углублённый — для тех, кто готовится к ЕГЭ, а самый сложный — для олимпиадников. Учитель может выбрать уровень задания для каждого ученика и при необходимости загрузить свои материалы, комбинируя их с ресурсами, предлагаемыми ИИ-тьютором. Таким образом, мы создаём индивидуализированный подход к обучению, который учитывает потребности каждого ученика.
Ученики смогут получать домашние задания непосредственно через новый инструмент, а также выполнять их в этой же платформе.
В целом, работа с цифровым тьютором будет возможна в двух режимах. Первый режим — это беседа. Он предполагает взаимодействие с ИИ-тьютором на заданную учителем тему. Программа самостоятельно формулирует проблемные вопросы, связанные с темой, и способствует развитию критического мышления у ученика. Основная цель заключается не в простом пересказе материала, а в том, чтобы с помощью наводящих вопросов помочь ученику прийти к самостоятельному осмыслению и глубокому пониманию предмета. Такой подход позволяет развивать аналитические навыки и стимулирует интерес к обучению.
Режим беседы будет представлен как в аудиоформате, так и в виде текстовой переписки. Это позволит пользователям выбрать наиболее удобный способ общения в зависимости от их предпочтений и ситуации. Аудиоформат обеспечивает более живое взаимодействие, тогда как текстовая переписка дает возможность более тщательно обдумать свои ответы.
ИИ-тьютор функционирует в аудиоформате, побуждая детей проговаривать ответы вместо написания. Мой опыт в применении ИИ-алгоритмов в образовательной сфере подтверждает, что визуальные компоненты в таких инструментах не востребованы, так как пользователи не стремятся видеть «цифровых людей». Кроме того, дети часто неохотно пишут или печатают длинные тексты, а навык говорения в школе развивается недостаточно. Наша основная цель заключается в развитии мышления и речи у учащихся, что является ключевым аспектом их образовательного процесса.
Первый режим работы с тьютором — это беседа. Какой же второй режим?
Второй компонент системы — это домашнее задание. В архитектуре ИИ-тьютора присутствует модуль «Экзаменатор», который позволяет ученику сдавать выполненные задания для проверки. Этот процесс включает в себя обратную связь в формате формирующего оценивания. Если задание выполнено в письменной форме, ученик озвучивает свой текст, после чего цифровой тьютор задаёт вопросы, побуждающие к рассуждению и углублённому анализу материала. Это помогает не только оценить качество выполненного задания, но и развить критическое мышление ученика.
На данном этапе также будет продолжаться диалог?
ИИ-тьютор адаптируется к мышлению и речевым паттернам ребенка, что позволяет ему задавать дополнительные вопросы и учитывать ответы. В состав ИИ-тьютора входят ансамбли нейросетей, среди которых основную роль играет Llama 2, обученная на специализированном датасете. Важным элементом системы является продвинутая промпт-инженерия, которая позволяет цифровому тьютору точно определять, на какие вопросы он может дать ответ, а на какие нет. Например, тьютор не предоставляет ответы на вопросы, включенные в домашнее задание, чтобы ребенок мог самостоятельно их решить. Это обеспечивает более эффективное обучение и развитие критического мышления у учащихся.
Инструмент предоставляет оценку в диапазоне от 2 до 5 баллов с подробной формирующей обратной связью. Если ребенку не устраивает полученная оценка, он имеет возможность пересдать домашнюю работу до семи раз. Благодаря адаптивности и гибкости больших языковых моделей, при пересдаче ИИ-тьютор не повторяет одни и те же вопросы, а перефразирует их, что способствует более глубокому пониманию материала и улучшению результатов.
Как будет развиваться инструмент
У вашего ИИ-тьютора есть аналоги? Если да, существуют ли уже доказательства на основе опыта их применения, что обучение с цифровым репетитором дает результаты, сопоставимые с занятиями с репетитором-человеком? Исследования показывают, что использование ИИ-тьютора может быть столь же эффективным, как и работа с живым преподавателем, благодаря индивидуальному подходу и адаптивным методам обучения. Сравнение результатов показывает, что студенты, использующие цифровых репетиторов, достигают высоких успехов в учебе, что подтверждается множеством положительных отзывов и статистических данных.
Наш цифровой тьютор схож с чат-ботом Khanmigo, который используется в Академии Хана. Академия Хана является крупнейшей онлайн-платформой для школьного образования в мире. Однако для полноценной оценки результатов работы ИИ-тьютора Khanmigo требуется больше времени и наблюдений.
Существует интересный подход, основанный на разработках DARPA (Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США), который включает игровые тренажеры с искусственным интеллектом. Эти тренажеры особенно эффективны в областях, таких как математика, физика и химия, где задания могут быть представлены в виде головоломок. Они функционируют в формате перевернутого класса: сначала учащийся пытается самостоятельно решить задачу, а затем система на основе GPT предоставляет объяснение теории, которой не хватило для решения. Однако, как и в случае с Khanmigo, в этом процессе также происходит накопление исследовательской базы и сбор данных об образовательном опыте. На данный момент делать окончательные выводы о результатах использования таких технологий преждевременно.
Существуют ли уже какие-либо выводы по данному вопросу?
Китайский инструмент Squirrel AI демонстрирует высокий уровень эффективности в подготовке школьников к гао-као, государственному экзамену, аналогичному ЕГЭ. Он начинает свою работу со второго класса, предоставляя учащимся структурированный образовательный маршрут. Несмотря на отсутствие индивидуального подхода и гибкости в обучении, использование нейросетей позволяет значительно повысить результаты. Гао-као представляет собой сложный экзамен, играющий ключевую роль в будущем китайских студентов. Группы, обучавшиеся с помощью Squirrel AI, показывают на 30–40% больше положительных оценок по сравнению с теми, кто не использовал этот инструмент искусственного интеллекта. Это значительное достижение, особенно учитывая количество детей, сдающих гао-као.
Вопрос о свободе действий ребенка в контексте использования ИИ-тьютора остается актуальным. Если учитель самостоятельно определяет уровень сложности задания из трех предложенных, возникает ли возможность для ученика проявить инициативу и выбрать подходящий для себя вариант? Важно рассмотреть, насколько такая система позволяет ребенку развивать критическое мышление и принимать решения, что является ключевым аспектом в образовательном процессе. Обеспечение гибкости в выборе заданий может способствовать более глубокому пониманию материала и повышению мотивации к обучению.
Наш ИИ-тьютор эффективно взаимодействует с мышлением и индивидуальностью каждого ребенка. Он анализирует, как конкретный ученик решает задачи, и предоставляет соответствующую помощь. Это позволяет адаптировать процесс обучения под уникальные потребности и уровень знаний каждого студента, обеспечивая более глубокое понимание учебного материала.
Мы планируем внедрить элементы геймификации в наш цифровой тьютор, аналогично игровым приложениям. В системе будет реализован прогресс-бар, который будет отображать достижения пользователя. При достижении определённых уровней прогресс-бара пользователи смогут получать различные призы, включая мерч, поездки, уникальные возможности, а также денежные стипендии. Это позволит значительно повысить мотивацию и вовлечённость пользователей, делая процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
Геймификация учебного процесса может быть применена к заданиям различной сложности. Если учитель назначает стандартное домашнее задание, ученик, уверенный в своих силах, может обратиться к ИИ-тьютору с просьбой о более сложном задании. Это позволит педагогу оценить как выполненное задание, так и инициативу ученика, что способствует развитию его навыков и мотивации к обучению. Геймификация не только делает процесс обучения более увлекательным, но и формирует у студентов чувство ответственности за собственное образование.
Мы планируем внедрять ИИ-тьютор в школы через поэтапный процесс, который включает в себя обучение педагогов, интеграцию технологии в учебные планы и тестирование на небольших группах учащихся. Сначала мы проведем семинары для учителей, чтобы ознакомить их с возможностями и преимуществами использования ИИ в образовательном процессе. Затем будет осуществлена интеграция ИИ-тьютора в существующие учебные материалы, что позволит учащимся получать персонализированные рекомендации и помощь. На заключительном этапе мы организуем пилотные проекты, которые позволят оценить эффективность и адаптировать ИИ-тьютор в соответствии с потребностями конкретных учебных заведений. Такой подход обеспечит плавное и эффективное внедрение ИИ-тьютора в образовательную практику.
Пилотный проект будет представлен на конференции AI Journey в конце ноября. Он предназначен для учеников школ, которые уже построены компанией «Самолёт». В числе этих учебных заведений находятся 51-я школа в Люберцах, школа «Старт» в Видном, инженерно-технологический лицей в Люберцах, школа «Вершина» и частная «Самолётум школа» в ЖК «Спутник». Проект направлен на внедрение современных технологий в образовательный процесс, что позволит улучшить качество обучения и подготовку школьников к будущим вызовам.
В планах расширение применения ИИ-тьютора на все учебные предметы, включая начальную школу. На первом этапе мы сосредоточимся на пилотном тестировании, чтобы выявить возможные проблемы, собрать UX-отзывы и проанализировать поведение пользователей. Это позволит нам оценить эффективность системы, обнаружить уязвимости и внести необходимые улучшения. Мы планируем провести открытое пилотирование в течение шести месяцев, в ходе которого будем регулярно информировать общественность о ходе исследований и достигнутых результатах.
Нейросети будут обучаться параллельно по различным предметам. Обучение модели Llama требует значительных объемов данных, что делает использование больших датасетов критически важным для достижения высоких результатов.
Размеры варьируются в зависимости от конкретного объекта или предмета. Например, в случае с мебелью, размеры могут быть от компактных моделей для небольших помещений до больших диванов для просторных гостиных. Если говорить о зданиях, то размеры могут достигать значительных масштабов, от одноэтажных домов до многоэтажных комплексов. Важно учитывать контекст, чтобы правильно оценить размеры и их влияние на восприятие пространства.
Объём собранного датасета по обществознанию составляет 1,8 гигабайта качественного текста с корректными пропорциями по изучаемым темам. Все материалы актуальны и не старше 2020 года. Включены разнообразные типы текстов: учебники, креативные задания, статьи и нормативные акты. Сбором данного датасета занималась команда из шести профессиональных методистов. Завершающим этапом была промпт-инженерия, которая представляет собой ручной процесс, не подлежащий автоматизации.
Почему вы выбрали обществознание в качестве пилотного предмета? Цифровые инструменты обычно применяются в областях, требующих регулярной практики отдельных навыков, таких как математика и иностранные языки.
Как исследователь, я считаю критически важным провести анализ осуществимости перед началом серьёзной работы. В данном контексте анализ осуществимости включает в себя изучение всех потенциальных уязвимостей больших языковых моделей. Одной из ключевых уязвимостей является так называемая «деменция» искусственного интеллекта, что проявляется в снижении качества генерируемого материала. Это может создать впечатление, что нейросеть теряет свои интеллектуальные способности.
Причины возникновения проблем в работе искусственного интеллекта могут быть различными. Одной из них является использование датасетов, созданных другими нейросетями, что ограничивает качество обучения. Однако наиболее распространенной причиной «деменции» ИИ является феномен, известный как «подтекание» датасетов. Это происходит, когда данные внутри датасета смешиваются и представляют собой разные тематики, что может негативно сказаться на результатах. Обществознание, как область знаний, очень разнообразно и охватывает социологию, философию, религиоведение, экономику и другие дисциплины. В рамках анализа я могу исследовать, насколько эффективно технологии работают с таким разнообразием тем, что позволит оценить их применимость в различных контекстах.
Почему не стоит бояться общения с цифровым тьютором
Вы отметили, что учителя не стремятся внедрять инструменты на основе искусственного интеллекта в учебный процесс. Как вы считаете, родители воспримут такой инструмент, который помогает детям с домашними заданиями, положительно?
В настоящее время мы проводим эксперимент, чтобы понять, каково отношение к ИИ-тьютору. Эта сложная система требует тщательной подготовки, включая сбор данных об образовательном опыте и цифровом следе. В рамках нашей работы в школах мы первоочередно занимаемся сбором и анализом цифрового следа ребенка. Это позволяет нам лучше понять индивидуальные потребности учащихся и адаптировать обучение с помощью искусственного интеллекта.
Основная цель школьного образования состоит в том, чтобы предложить ребенку возможности для общественно полезной деятельности, способной сделать его счастливым. Это достигается через гармоничную реализацию его потенциала. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие способностей и интересов каждого ученика, что в свою очередь способствует его личностному и профессиональному росту. Таким образом, школа играет ключевую роль в формировании будущего гражданина, который сможет внести вклад в общество и найти свое место в жизни.
Необходимо собрать данные о мышлении и поведении учащегося, а также о его интересах. Это позволит нам более точно описать и визуализировать его потенциал. Анализ этих аспектов поможет выявить сильные стороны и направления для дальнейшего развития.
Вы собираете дополнительные данные о процессе обучения детей?
Наш эксперимент заключается в исследовании возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе. В будущем ИИ-тьютор станет важным источником данных, однако в настоящее время школы фиксируют недостаточно информации. Чтобы изменить эту ситуацию, мы разработали чат-бота в Telegram, который собирает данные о формирующем, ролевом и критериальном оценивании, предоставляемом учителями конкретным ученикам. Чат-бот называется «Штурман педагога», и его основная задача — анализировать собранные данные и предоставлять преподавателям рекомендации по каждому учащемуся. Это позволит повысить качество образовательного процесса и сделать его более персонализированным.
В нашем эксперименте по сбору данных о цифровом следе участвуют три школы, и это происходит исключительно с согласия родителей учащихся. Мы анализируем критериальное оценивание и формирующую обратную связь, предоставляемую педагогами через аудиосообщения. Искусственный интеллект обрабатывает каждое сообщение, на основе чего формируются индивидуальные рекомендации для учеников. Такой подход позволяет более эффективно отслеживать прогресс и выявлять области, требующие дополнительного внимания.
Некоторые родители не осознают, какие данные собираются и с какой целью. Важно понимать, что до формирования четкой траектории профессионального самоопределения, которая соответствует уникальному потенциалу их ребенка, может быть сложно увидеть пользу от собираемой информации. Именно поэтому я делюсь опытом своих проектов на различных конференциях, чтобы разъяснить этот процесс и его важность для развития детей.
Обсуждение психологических последствий общения учеников с искусственным интеллектом становится все более актуальным. Частое взаимодействие с ИИ может привести к изменению социального поведения и личностных характеристик учащихся. Одним из возможных последствий является снижение уровня эмоционального интеллекта, так как учащиеся могут начать полагаться на ИИ в ситуациях, требующих эмоциональной реакции и эмпатии.
Кроме того, существует риск формирования зависимости от технологий, что может негативно сказаться на межличностных отношениях и коммуникационных навыках. Учащиеся могут начать предпочитать взаимодействие с ИИ вместо общения с ровесниками, что может привести к социальной изоляции.
Важно также учитывать, что общение с искусственным интеллектом может влиять на самооценку и уверенность в себе. Учащиеся могут начать воспринимать ИИ как источник авторитетной информации, что может уменьшить их критическое мышление и способность к самостоятельному решению проблем.
Необходимо внимательно следить за тем, как технологии влияют на психологическое здоровье и развитие учеников, чтобы минимизировать возможные негативные последствия и поддерживать здоровое взаимодействие с окружающей средой.
Дети, которые недостаточно общаются, сталкиваются с серьезными психологическими последствиями. Это явление фиксируют не только нейрофизиологи, но и логопеды, а также педагоги. Недостаток общения может негативно сказаться на развитии языка, социальных навыков и эмоционального интеллекта. Обеспечение полноценного взаимодействия и общения в детском возрасте имеет ключевое значение для формирования здоровой личности и успешной адаптации в обществе.
Человек является социальным существом, и это утверждение основывается на том, как наш мозг обрабатывает информацию. В первую очередь, мы воспринимаем социальные взаимодействия, обращая внимание на внешний вид других людей, их язык тела и мимику. Невозможно игнорировать тот факт, что значительная часть когнитивных ресурсов мозга сосредоточена на этих аспектах. В связи с этим, индивидуальное обучение может оказаться менее эффективным, чем групповое, так как взаимодействие с другими людьми играет ключевую роль в нашем обучении и развитии.
Обучение детей в коллективе имеет значительное значение для их развития. В этом контексте стоит отметить уникальные образовательные системы, такие как школы фонда Джидду Кришнамурти в Индии, где отсутствует традиционная классно-урочная система. Здесь обучение происходит спонтанно в группах, что способствует более глубокому усвоению материала. Выпускники таких школ становятся высококвалифицированными специалистами. Наш опыт в «Школе цифровой трансформации» при Университете 2035 подтвердил, что у взрослых уровень понимания информации в онлайн-формате при групповом обучении в среднем на 15% выше, чем при индивидуальном обучении. Это подчеркивает важность взаимодействия и совместного обучения для улучшения образовательных результатов.
Общение с искусственным интеллектом не следует рассматривать как замену живому взаимодействию. Искусственный интеллект является эффективным инструментом, который может облегчить процесс обучения и предоставления информации. Тем не менее, никакое взаимодействие с ИИ не сможет полностью восполнить ценность и эмоциональную глубину живого человеческого общения.
Применение ИИ-тьютора в обучении группами связано с возможностью индивидуализировать образовательный процесс. ИИ-тьюторы могут адаптироваться к уровню знаний и потребностям каждого студента, что позволяет улучшить общий уровень усвоения материала в группе. Кроме того, такие технологии могут анализировать взаимодействие студентов и предлагать задания, способствующие более эффективному сотрудничеству и обмену знаниями между участниками. В результате, использование ИИ-тьюторов создает более динамичную и продуктивную образовательную среду, что положительно сказывается на результатах обучения в группах.
Мы целенаправленно планируем использовать ИИ-тьютора не на уроках, а в процессе выполнения домашних заданий. При использовании ИИ-тьютора учитель получает дашборд с детальной информацией о том, как и с какими трудностями справилась большая часть учеников в процессе выполнения домашних заданий. Это позволяет учителю сэкономить время на уроке, исключая необходимость 20–25 минутного обсуждения домашних заданий с классом. Таким образом, ИИ-тьютор не только оптимизирует процесс обучения, но и повышает эффективность уроков, позволяя сосредоточиться на более важных аспектах учебного процесса.
В освободившееся время учителя смогут сосредоточиться на групповой работе, для чего мы предоставим методические материалы. Эти материалы будут охватывать такие темы, как ротация станций, проектное обучение, игропрактика, STEAM и кейс-метод. Таким образом, знания и навыки, которые ученики развили с помощью ИИ-тьютора в домашних условиях, смогут быть эффективно применены в групповых занятиях на уроках.
Многие эксперты высказывают мнение, что в будущем очное образование может стать элитарным и труднодоступным, в то время как массовое образование будет представлено лишь в виде онлайн-курсов и программ. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Я полностью согласен с данным прогнозом, но с некоторыми уточнениями. Во-первых, я не рассматриваю это будущее как негативное. В настоящее время существует множество онлайн-товаров и услуг, а также большое количество инфобизнесменов. С развитием нейросетей таких предпринимателей станет еще больше, как и объём производимого ими контента. При этом качество их продукции улучшится, поскольку инструменты на базе GPT позволят создавать материалы более высокого уровня по сравнению с теми, что сейчас представлены на рынке инфобизнеса. Это открывает новые возможности для как создателей, так и потребителей информации.
Разница между массовым образованием и элитными образовательными программами заключается в индивидуальном подходе к потребностям каждого учащегося и в том, насколько эффективно мы развиваем его метапредметные навыки. В первую очередь это касается мышления, которое позволяет преобразовывать знания в собственное понимание. Во-вторых, важным аспектом является развитие речевых навыков. И, наконец, ключевым элементом является самоактуализация, которая способствует полноценному развитию личности и помогает реализовать потенциал каждого ученика.
Под самоактуализацией подразумевается не просто набор навыков, а глубокий процесс личностного роста и реализации своего потенциала. Это стремление к самосовершенствованию и пониманию своих истинных желаний и целей. Самоактуализация включает в себя развитие как профессиональных, так и личных качеств, таких как креативность, уверенность в себе и способность к критическому мышлению. Этот процесс позволяет человеку осознать свои сильные стороны, преодолеть внутренние барьеры и достигнуть гармонии с собой, что в итоге приводит к более полноценной и удовлетворяющей жизни.
Я считаю, что самым важным софт-скиллом, определяющим успех человека в жизни, является сочетание осознанности, управления волевой сферой, инициативы и адаптивности. Эти качества помогают эффективно справляться с вызовами, принимать обоснованные решения и успешно взаимодействовать с окружающими. Развитие этих навыков способствует личностному и профессиональному росту, что, в свою очередь, открывает новые возможности и перспективы.
Самоактуализация играет ключевую роль в процессе формирования личной идентичности и помогает перейти от мечты к конкретным действиям. Она включает в себя этапы планирования, реализации и анализа результатов. Завершение этого цикла приносит удовлетворение от достигнутого, что в свою очередь запускает новый этап стремлений и целей. Этот постоянный процесс саморазвития способствует не только личному росту, но и улучшению качества жизни, позволяя человеку более осознанно подходить к своим желаниям и достижениям.
Самоактуализация является ключевым фактором, который делает нас эффективными людьми. Именно её развитие должно стать приоритетом в образовательном процессе. Элитарное образование не всегда связано с высокими затратами; важнее то, как оно раскрывает потенциал учащихся. Образование должно способствовать развитию мышления, речи и самоактуализации, что выходит за рамки традиционных образовательных результатов, таких как знания и практические навыки. Правильный подход к образованию позволяет ученикам не только овладеть необходимыми знаниями, но и достичь глубинного понимания своих возможностей и целей.
Давайте рассмотрим современные школы и вузы с точки зрения элитарного образования. В условиях быстро меняющегося мира важно понимать, что элитарное образование характеризуется высоким качеством учебного процесса, доступом к уникальным ресурсам и возможностью получения знаний на международном уровне. Это образование обеспечивает студентов необходимыми навыками и компетенциями, которые востребованы на рынке труда. Важно отметить, что элитарные учебные заведения часто предлагают индивидуализированный подход к обучению, что позволяет каждому студенту максимально раскрыть свой потенциал. Таким образом, современное элитарное образование — это не только престиж, но и реальная возможность для достижения успеха в жизни.
Читайте также:
- Что ИИ-помощники научились делать в образовании
- «Наиболее эффективные ИИ-решения воспроизводят проверенные педагогические практики»
- 5 ключевых выводов о развитии самостоятельности в обучении
- «Нейросети помогают разрабатывать и использовать принципиально новые форматы»
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее