Как EdTech связан с корпоративными университетами / Skillbox Media
Они получили бы массу преимуществ от партнёрства, но пока договориться не так просто. С чем это связано, обсудили эксперты на ММСО.
Содержание:
- «Всерьёз не воспринимают»: почему сотрудничество пока не очень складывается
- «У них есть много фишек»: какие могут быть точки соприкосновения бизнеса и EdTech
- «Они говорили: „Вы кто такие?“»: как площадкой для сотрудничества стали вузы
- Какие перспективы у сотрудничества корпоративных университетов и EdTech
«Всерьёз не воспринимают»: почему сотрудничество пока не очень складывается
Отечественные компании активно сотрудничают с EdTech-стартапами, однако это сотрудничество ограничивается преимущественно конкретными техническими решениями, такими как LXP-платформы. Онлайн-школы в корпоративном сегменте не рассматриваются в качестве потенциальных партнеров, как отмечает модератор обсуждения, лидер и основатель сообщества Digital Learning Павел Безяев. Это создает возможности для улучшения взаимодействия между онлайн-школами и бизнесом, что может привести к более эффективным образовательным решениям в корпоративной среде.
Сотрудники компаний активно используют эти курсы для своего профессионального роста. Они находят, оплачивают и проходят обучение, что позволяет им развиваться и даже менять место работы. Однако крупные корпоративные университеты, похоже, не придают этим курсам серьезного значения. Спикер отмечает, что многие компании не воспринимают эту нишу всерьез, что может негативно сказаться на их конкурентоспособности и инновационности.
Проблема партнёрства между корпорациями и EdTech заключается в том, что они функционируют в различных плоскостях и, соответственно, решают разные задачи. Это мнение высказала директор EdTech-хаба «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. Для успешного сотрудничества необходимо найти общие цели и подходы, которые позволят объединить усилия обеих сторон. Важно учитывать, что каждая из организаций имеет свои уникальные потребности и приоритеты, что требует гибкости и открытости к диалогу для достижения взаимовыгодных результатов.
Современные EdTech-решения превосходят традиционное российское образование в сфере СПО. Онлайн-школы ориентированы на потребности клиентов, обучая как молодых, так и более опытных специалистов, стремящихся освоить актуальные и востребованные профессии. К числу таких профессий относятся IT, интернет-технологии, бизнес, управление, а также дизайн и маркетинг. В отличие от них корпоративные университеты фокусируются на развитии своих сотрудников, решая внутренние задачи, а не потребности рынка. Таким образом, B2B и B2C представляют собой разные сегменты образовательного пространства.
Второй важный вопрос заключается в том, кого именно обучать. С одной стороны, компании стремятся получать специалистов, которых можно быстро интегрировать в рабочие процессы. Однако, как отмечает директор по развитию образования SkillFactory Егор Сорокин, общие образовательные программы не могут обеспечить необходимую отраслевую подготовку. Создание специализированных программ возможно только в сотрудничестве с бизнесом, но на данный момент компании проявляют недостаточную активность в этом направлении. Это создает разрыв между образовательными учреждениями и требованиями рынка труда, что в итоге усложняет процесс подготовки квалифицированных кадров.
Онлайн-школы могут предложить обучение сотрудников, уже работающих в корпорациях. Однако внутрикорпоративное обучение ориентировано на развитие сотрудников, переходящих с одного уровня на другой, в то время как онлайн-школы чаще всего фокусируются на подготовке новичков и начинающих специалистов. Корпорации заинтересованы в повышении квалификации мидлов, тогда как онлайн-школы в основном предлагают курсы для начинающих и джунов. Даже если онлайн-школа предоставляет курс для специалистов среднего звена, возникает вопрос, как правильно определить, кто именно относится к этой категории. Важно найти баланс между потребностями корпоративного обучения и предложениями онлайн-школ, чтобы создать эффективные программы, соответствующие требованиям обеих сторон.
В рамках сотрудничества между EdTech и бизнесом взаимодействие часто осуществляется опосредованно. Сотрудник компании выбирает необходимый курс и обращается к работодателю с просьбой о его оплате или возмещении затрат. Это взаимодействие подчеркивает важность инвестиций в обучение и развитие персонала, что в свою очередь способствует повышению квалификации сотрудников и улучшению результатов работы компании.
Разработка совместной программы является затратным процессом, который не всегда оправдывает себя с точки зрения масштабируемости. Это связано с тем, что такие проекты требуют специфических условий и адаптации продукта к уникальным требованиям сторон. В результате, для участников процесса это может оказаться экономически нецелесообразным, как указывает генеральный директор компании «Нетология» Марианна Снегирёва.
В «Нетологии» работу с корпоративными клиентами (B2B) осуществляет специализированный отдел, который адаптирует продукты под конкретные потребности бизнеса. Это связано с тем, что у B2B-клиентов часто возникают более краткосрочные и тактические задачи по сравнению с B2C-пользователями. Такой подход позволяет эффективно решать задачи клиентов и повышать уровень удовлетворенности от взаимодействия с компанией.
Каждая кастомизация требует значительных временных затрат, иногда до года. Хотя подобные проекты могут иметь высокую стоимость и хорошую рентабельность, нет уверенности в том, что EdTech-платформа получит контракт, потратив при этом ресурсы и время. Такие проекты, как правило, сложно масштабировать, что делает их интересными только для одного клиента-заказчика, и продать их другим потенциальным покупателям невозможно.
Егор Сорокин подчеркивает, что кастомизация для бизнеса представляет собой сложный и длительный процесс. Он отмечает, что коммерческие компании работают «на свои», и эта модель не всегда обеспечивает масштабируемость. Разработка может занять больше времени, а также возникает множество условий, включая необходимость отработки сотрудниками, прежде чем компании будут готовы инвестировать в проект. На начальном этапе часто требуется продемонстрировать эффективность программы, что добавляет дополнительные сложности. В результате, для бизнеса такая кастомизация может быть невыгодной.
Переделанный текст:
Изучите также:
Аренда курсов для корпоративного обучения: стоит ли рассматривать этот вариант?
Корпоративное обучение играет ключевую роль в развитии сотрудников и повышении эффективности бизнеса. Аренда обучающих курсов может стать оптимальным решением для компаний, стремящихся к улучшению навыков своих работников без необходимости создавать собственные программы.
Среди преимуществ аренды курсов можно выделить доступ к разнообразным обучающим материалам и методикам, которые позволяют быстро адаптировать обучение под потребности компании. Это также дает возможность сэкономить время и средства на разработку контента, позволяя сосредоточиться на других аспектах бизнеса.
Однако важно учитывать и недостатки. Не все арендованные курсы могут соответствовать специфике вашей компании или отрасли. Поэтому перед выбором стоит тщательно изучить предлагаемые программы и их содержание.
В общем, аренда курсов для корпоративного обучения может быть эффективным инструментом, если подойти к выбору осознанно. Это позволит вашей команде получить новые знания и навыки, способствующие росту и развитию бизнеса.
Марианна Снегирёва указывает на основную проблему, заключающуюся в недоверии бизнеса к профессионализму потенциальных подрядчиков, а также в существующем конфликте интересов в T&D-отделах. Топ-менеджмент часто задается вопросом: зачем привлекать внешние ресурсы, если в компании есть свои специалисты по обучению, которые способны выполнить все необходимые задачи?
Корпоративные структуры часто проявляют недоверие к онлайн-школам, что подтверждает Павел Безяев. Он отмечает, что это недоверие является ошибочным, поскольку значительная часть населения осознанно выбирает обучение на онлайн-платформах и поддерживает их финансово, возвращаясь к ним снова и снова. Этот тренд подчеркивает растущую значимость онлайн-образования в современном мире и его способность удовлетворять потребности обучающихся.
Это не просто разовые продажи или временный успех. После прохождения обучения наши участники успешно находят работу. Какие ещё нужны подтверждения? Здесь действует закон рынка: удовлетворяешь потребителя — добиваешься успеха, не удовлетворяешь — остаёшься вне игры. Этот важный аспект часто игнорируется многими корпоративными университетами, которые по-прежнему смотрят на подобные инициативы с высока, считая их чем-то второстепенным.
Марианна Снегирёва отмечает, что постепенно лёд в сфере подготовки специалистов начинает таять. В качестве примера она приводит недавнее обращение Сбербанка к компании «Нетология». Банк запросил подготовку специалистов под конкретный профиль, что свидетельствует о возникшем доверии к возможностям «Нетологии». Несмотря на то, что это пока не системный подход, а скорее точечная инициатива, Марианна уверена, что в будущем таких сделок станет больше.
«У них есть много фишек»: какие могут быть точки соприкосновения бизнеса и EdTech
Эксперты отмечают, что сотрудничество в области образовательных технологий (EdTech) может развиваться по нескольким направлениям. Александр Курочкин, руководитель направления создания управленческих образовательных продуктов в корпоративном университете «Газпром нефть», подчеркивает, что EdTech может способствовать продвижению корпоративных образовательных программ на внешнем рынке. С каждым годом такой интерес действительно возрастает, поскольку внутренние обучающие программы, основанные на практических кейсах специалистов конкретной компании, становятся актуальными не только для сотрудников этой организации, но и для широкого профессионального сообщества. Это открывает новые возможности для обмена знаниями и внедрения лучших практик в различных отраслях.
Изучите дополнительные материалы:
Почему бизнес обращается к обучению? Образование как эффективный инструмент для брендинга и рекрутинга
В современном мире бизнеса обучение становится важным элементом стратегического развития. Компании осознают, что инвестиции в образование сотрудников не только повышают их квалификацию, но и укрепляют имидж бренда. Обучение помогает формировать позитивное восприятие компании как работодателя, что является ключевым фактором в привлечении талантов.
Брендинг через образование позволяет компании выделяться на фоне конкурентов. Когда бизнес активно поддерживает обучение и развитие своих сотрудников, это создает впечатление о серьезном подходе к человеческим ресурсам. Таким образом, потенциальные кандидаты видят в компании не только место работы, но и возможность для личностного и профессионального роста.
Кроме того, обучение помогает формировать корпоративную культуру и ценности, что способствует повышению лояльности сотрудников. Когда работники видят, что их развитие является приоритетом для компании, они становятся более мотивированными и продуктивными.
В заключение, бизнес идет в сторону обучения, так как это не только способ повысить квалификацию сотрудников, но и мощный инструмент для укрепления бренда и привлечения новых кадров. Образование становится важным конкурентным преимуществом, способствующим долгосрочному успеху компании.
Одно из перспективных направлений заключается в преобразовании экспертной информации, предоставляемой внутренними специалистами бизнеса, в эффективный формат. Здесь EdTech демонстрирует свои сильные стороны, способствуя созданию обучающих материалов, которые помогут лучше усвоить знания и навыки. Такой подход не только повышает уровень обучения, но и делает информацию более доступной и понятной для целевой аудитории.
В компании «Газпром нефть» активно развиваются внутренние программы обучения, как отметил Александр Курочкин. Эти программы разрабатываются с участием внутренних экспертов, которые трансформируют свои знания в доступный и привлекательный формат. Хотя собрать необходимую экспертную информацию для курса не составляет труда, методы и техники оформления, предлагаемые EdTech, могут оказаться более эффективными. Спикер добавил, что если появятся интересные решения, которые сейчас остаются вне их внимания, компания будет открыта к возможности партнерства в этой сфере.
Третье направление — техническое. Онлайн-школы и цифровые сервисы разработали разнообразные методы для вовлечения и удержания аудитории. В контексте корпоративного обучения эти инструменты могут оказаться столь же эффективными, как и в открытых массовых курсах. Использование современных технологий помогает не только облегчить процесс обучения, но и повысить его качество, что в свою очередь способствует развитию навыков сотрудников и повышению их мотивации. Внедрение инновационных решений в корпоративное обучение позволяет адаптировать программы под конкретные потребности компании и ее сотрудников, что делает обучение более целенаправленным и результативным.
За последние несколько лет мы научились эффективно управлять вовлечённостью пользователей. В сфере EdTech это особенно актуально, поскольку каждый платящий клиент имеет для нас высокую ценность. Если пользователь теряет интерес к курсу или занятию, несмотря на свои финансовые вложения, это становится серьёзной проблемой. Егор Сорокин подчеркивает, что за два года нам удалось развить необходимую экспертизу и сервис, чтобы удерживать внимание наших клиентов и обеспечивать их удовлетворённость.
Руководитель направления по обучению в компании Hansa Ася Аракелян отмечает, что компании необходимо обучать не только своих сотрудников, но и продавцов крупных торговых сетей, которые занимаются распространением её продукции. Для успешного вовлечения этих специалистов в процесс обучения требуется значительные усилия. Это обстоятельство стало важным аспектом для партнерства с EdTech, что подчеркивает актуальность и необходимость эффективных образовательных решений в современных условиях.
EdTech имеет значительное преимущество благодаря множеству уникальных функций, разработка которых требует больших усилий. Например, когда мы участвуем в обучении через вебинары, часто возникает множество отвлекающих факторов, таких как проверка почты, чтение новостей или выполнение домашних дел. Платформа Webinar.ru предлагает решение этой проблемы, предоставляя не только статистику о количестве участников на конкретной вкладке, но и возможность отслеживать, кто именно из участников отвлекся в данный момент. Это помогает улучшить качество обучения и повысить вовлеченность студентов.
«Они говорили: „Вы кто такие?“»: как площадкой для сотрудничества стали вузы
Корпорации и EdTech продолжают искать точки соприкосновения, и вузы становятся ареной их взаимодействия. Представители обеих отраслей обращаются к университетам, несмотря на постоянные жалобы бизнеса на избыточную академичность традиционного образования и явный акцент EdTech на практическую подготовку будущих специалистов. Это сотрудничество может привести к более эффективной интеграции теории и практики, способствуя формированию компетентных кадров, соответствующих современным требованиям рынка.
Наталья Царевская-Дякина отметила инициативу компании «Авито», которая весной 2022 года начала проводить серию лекций и воркшопов в ведущих российских университетах с целью привлечения талантливой молодежи в сферу информационных технологий. Несмотря на распространенные мнения о том, что традиционное академическое образование не готовит специалистов, готовых к немедленному трудоустройству в коммерческих компаниях, особенно в их IT-подразделениях, подобные инициативы подчеркивают важность практического обучения и взаимодействия с работодателями. Это создает возможности для студентов получить необходимые навыки и знания, которые востребованы на современном рынке труда.
Она собирается позвонить коллегам из «Авито.Работа» и честно спросить, зачем они выбрали вузы, если прекрасно знают контакты руководителей онлайн-школ, находящихся здесь. Это шутливое замечание наглядно иллюстрирует вопрос о том, почему крупные компании не обращаются к образовательным учреждениям.
Онлайн-школы, сталкиваясь с недостатком доверия со стороны бизнеса, часто выбирают путь партнёрства с вузами. Егор Сорокин подчеркивает, что именно в такой ситуации SkillFactory начала своё сотрудничество с университетами. Изначально компания запускала совместные образовательные программы, а теперь в рамках партнёрства с вузами разрабатывает специализированные магистратуры, ориентированные на потребности отрасли. Это позволяет не только повысить качество образования, но и лучше подготовить студентов к требованиям рынка труда.
Продукты, ориентированные на частных клиентов в сегменте В2С, также привлекают внимание корпоративных заказчиков. Это подтверждается тем, что именно компании часто оплачивают обучение в таких магистратурах, демонстрируя интерес к развитию профессиональных навыков своих сотрудников.
Мы выбрали сложный путь сотрудничества с университетами. Если компания считает, что РАНХиГС качественно готовит управленцев, мы решили создать управленческую программу по цифровой трансформации совместно с РАНХиГС. Эта программа была разработана и успешно реализована. Мы подтвердили её эффективность на B2C-рынке и получили впечатляющие результаты. Например, на отдельных курсах, предлагаемых для B2C, доля оплаты от корпоративных клиентов не превышает 20%. В нашем случае, на первых двух запусках программы эта доля составила более 60%.
EdTech-компания предлагает образовательные продукты через онлайн-платформу, подкрепленные методическим экспертизой. Высшие учебные заведения придают программам академическую значимость, а конечными пользователями становятся корпоративные клиенты, которые не заинтересованы в непосредственном взаимодействии с EdTech-компанией. Это создает уникальную структуру, где образовательные технологии и академические стандарты объединяются для удовлетворения потребностей бизнеса.
Читайте также:
Проектирование высшего образования с использованием модели ADDIE требует внимательного подхода к соблюдению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Модель ADDIE включает пять ключевых этапов: анализ, проектирование, разработка, внедрение и оценка. На этапе анализа важно определить потребности студентов и требования рынка труда, что позволит создать актуальные образовательные программы.
В процессе проектирования необходимо учитывать стандарты ФГОС, чтобы гарантировать соответствие учебных планов государственным требованиям. На этапе разработки важно создать учебные материалы и ресурсы, которые будут поддерживать образовательный процесс и способствовать достижению заданных результатов.
Внедрение образовательных программ должно происходить с учетом современных технологий и методов обучения, что позволит повысить качество образования и вовлеченность студентов. Оценка эффективности образовательного процесса включает в себя анализ результатов обучения, что помогает вносить необходимые коррективы и улучшать учебные программы.
Таким образом, применение модели ADDIE в проектировании высшего образования позволяет создавать качественные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС и современным вызовам рынка.
Изначально университеты не проявляли большого энтузиазма к онлайн-школам, однако со временем их позиция значительно изменилась. Теперь высшие учебные заведения все чаще признают ценность дистанционного обучения и активно сотрудничают с онлайн-школами, что открывает новые возможности для студентов.
Два года назад, когда мы начали сотрудничество с вузами, это было непростое время. Мы сталкивались с недоверием: нам задавали вопросы о нашей идентичности, называли нас инфобизнесом и новыми игроками на рынке, что создавало преграды для сотрудничества. Однако в прошлом году мы запустили успешную магистерскую программу совместно с ВШЭ и РАНХиГС. Это стало поворотным моментом. Когда мы снова обратились в вузы в этом году, они изменили своё отношение к нам. Они увидели, что мы способны создавать совместные продукты и привлекать студентов. Мы высоко ценим их академическую экспертизу, в то время как наша сила заключается в современных технологиях. На пересечении этих двух областей рождаются инновационные решения.
Спикер отмечает, что опыт, полученный в EdTech, может быть успешно перенесен на корпоративные университеты. Хотя крупные компании в сфере образования обладают значительными преимуществами в инструментарии и маркетинге, бизнес в свою очередь располагает уникальной экспертностью. Эта специфическая экспертиза представляет собой значительную ценность, способствуя развитию эффективных программ обучения и повышению квалификации сотрудников.
Какие перспективы у сотрудничества корпоративных университетов и EdTech
Образовательные направления, такие как вузовское, корпоративное и частное, имеют потенциал для успешного сотрудничества, принося каждое уникальную ценность. Александр Курочкин поделился примером из практики корпоративного университета «Газпром», который иллюстрирует, как интеграция различных подходов может повысить эффективность образовательного процесса. Совместная работа этих трех направлений позволит создать более комплексные и адаптированные программы обучения, что, в свою очередь, приведет к улучшению квалификации специалистов и удовлетворению потребностей современного рынка труда.
Конечно, я помогу вам с переработкой текста. Пожалуйста, предоставьте исходный текст, который необходимо изменить.
Мы приступили к разработке программы «Цифровой юрист», охватывающей новые области, связанные с работой и сопровождением цифровых платформ. В процессе поиска специалистов с необходимыми знаниями мы поняли, что в нашей компании таких нет. Мы обратились к Высшей школе экономики, с которой совместно разработали контентную часть программы. Однако, когда мы подошли к этапу реализации, выяснили, что у нас в наличии только преподаватели. Теперь нам необходимо найти другого провайдера, который поможет упаковать все эти материалы для успешного внедрения программы.
Участники обсуждения пришли к единому мнению о значительном потенциале партнерства между корпоративными университетами и онлайн-школами, который связан с гибридным форматом обучения. Это сотрудничество может стать основой для эффективного и инновационного образовательного процесса, открывая новые возможности для студентов и организаций.
Переделанный текст:
Читайте также:
- Тренды и вызовы корпоративного обучения: мнения T&D-специалистов
- Как организовать онлайн-бакалавриат и сделать его привлекательным
- Чего на самом деле хотят сотрудники от корпоративного обучения
- Как подружить EdTech с гособразованием