Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022 / Skillbox Media
Подборка главных трендов года от топовых экспертов.
Содержание:
Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала
Узнать большеКак события 2022-го повлияли на ДПО в EdTech и вузах
В конце зимы и весной 2022 года рынок переживал период неопределенности и не знал, какие последствия его ожидают. Это затрагивало как сферу корпоративного обучения, так и сектор B2C в дополнительном образовании для взрослых, который включает в себя курсы в EdTech и высших учебных заведениях. В условиях изменений важно адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить конкурентоспособность и обеспечить эффективное обучение. Важно отметить, что компании и образовательные учреждения начали искать новые подходы и форматы, чтобы удовлетворить потребности обучающихся и обеспечить высокое качество образования.
Некоторые направления обучения ощутили серьёзные изменения. По словам CEO платформы «Нетология» Марианны Снигирёвой, направления интернет-маркетинга и SMM столкнулись с резким падением интереса, в то время как спрос на программирование и аналитику данных значительно увеличился. Эти изменения стали результатом резких колебаний на рынке труда: маркетинговые бюджеты были сокращены, в то время как сфера IT демонстрирует устойчивый рост и потребность в специалистах.
Согласно информации, предоставленной заместителем директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Дмитрием Волковым, спрос на диджитал-профессии в начале года увеличился на 30%. Однако к ноябрю этот спрос сократился в полтора раза. Динамика интереса к диджитал-специальностям напрямую связана с изменениями в валовом внутреннем продукте (ВВП). Это подчеркивает важность экономической ситуации для развития рынка цифровых профессий.
Представители сектора EdTech ожидали, что объявленная 21 сентября частичная мобилизация приведет к аналогичному эффекту, как это произошло 24 февраля, когда наблюдался резкий отказ от обучения. Однако, как отметила Марианна Снигирёва, этого не произошло. Она подчеркнула, что рынок в целом адаптировался к новым условиям.
Спрос на дополнительное профессиональное образование (ДПО) в вузах после мобилизации, похоже, снизился. Однако, по словам Дмитрия Волкова, несмотря на это, первые два квартала показали прирост в 30–35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, осенние месяцы оказались сложными для рынка ДПО.
Переделка текста с учетом SEO может улучшить его видимость в поисковых системах. Оптимизация включает использование ключевых слов, улучшение структуры и ясности.
Тексты, которые мы создаем, должны быть информативными и полезными для читателей. Убедитесь, что информация актуальна и соответствует интересам вашей аудитории. Включение ключевых слов, связанных с темой, поможет повысить рейтинг страницы в поисковых системах.
Сосредоточьтесь на качестве контента, избегая излишней воды. Стремитесь к тому, чтобы каждый абзац был насыщен значимой информацией, которая привлекает и удерживает внимание читателя.
Не забывайте о внутренней перелинковке, чтобы направить трафик на другие страницы вашего сайта. Это поможет улучшить время пребывания пользователей на сайте и снизить показатель отказов.
Обязательно следите за обновлениями в вашей сфере, чтобы ваш контент оставался актуальным и интересным. Читайте также:
Российский рынок EdTech снова демонстрирует признаки роста. В последние годы наблюдается активное развитие образовательных технологий, что связано с увеличением интереса к онлайн-образованию и дистанционному обучению. Учащиеся и образовательные учреждения все чаще обращаются к цифровым платформам и инструментам, что способствует повышению качества образовательного процесса. Эти изменения открывают новые возможности для инвесторов и стартапов в сфере образования, что делает рынок EdTech в России привлекательным для дальнейшего развития и внедрения инноваций.
Как события 2022-го повлияли на корпоративное обучение
В условиях геополитического кризиса компании в корпоративной сфере значительно сократили обучение софт-скиллам, приняв позицию «всем стоять, держаться». Как отмечает Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech кластера информационных технологий фонда «Сколково», многие организации также отказались от кастомизированных проектов, разработанных в сотрудничестве с EdTech, что подчеркивает изменение приоритетов в обучении сотрудников. Это свидетельствует о том, что в условиях нестабильности акцент смещается на краткосрочные задачи, что может негативно сказаться на долгосрочном развитии навыков и адаптивности компаний.
Обучение сотрудников в рамках онлайн-школ по стандартным программам продолжается, сообщила Марианна Снигирёва. Это связано как с сокращением штата, так и с увеличением объема задач. «Корпоративный сектор в данном направлении демонстрирует большую эффективность», — отметила Снигирёва.
Корпоративные университеты продолжают предъявлять требования к EdTech в отношении «качественного обучения». Однако на сегодняшний день никто не может точно объяснить, в чем именно должно заключаться это качество, отметила Наталья Царевская-Дякина. Важно определить ключевые аспекты и параметры, которые будут способствовать эффективному обучению и удовлетворению потребностей организаций. Качественное обучение должно учитывать современные технологии, методики и подходы, которые обеспечивают максимальную вовлеченность и результативность участников.
Читайте также:
В сложные времена людям необходимы средства для облегчения страданий, а не просто витамины. В условиях стресса и неопределенности важно фокусироваться на том, что приносит реальное облегчение. Эффективные способы справляться с трудностями, такие как психологическая поддержка, физическая активность и адекватное питание, играют ключевую роль в поддержании эмоционального и физического здоровья. Важно помнить, что в трудные периоды приоритетом должно быть не только общее укрепление организма, но и непосредственное alleviation of suffering.
Обучение стало человечнее
Наталья Царевская-Дякина подчеркивает значимость режима «человек — человек» в процессе обучения. Тьюторская поддержка и взаимодействие в сообществе создают условия для эффективного обмена знаниями и опытом между участниками. Такой подход существенно влияет на организацию образовательных процессов для проектировщиков, способствуя более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков.
Директор корпоративной академии розничной сети магазинов «Магнит» Елена Фабер отметила, что онлайн-формат обучения стал доминирующим, особенно в корпоративном обучении. Сотрудники не стремятся возвращаться к очным занятиям, так как дистанционные курсы значительно экономят их время. Этот подход не только создал доступную образовательную среду, но и способствовал развитию самообучения среди сотрудников.
Офлайн-форматы обучения стали «премиальными», так как они чаще всего применяются для развития метакомпетенций у топ-менеджеров. Эти навыки, по мнению экспертов, невозможно эффективно передать даже с помощью гибридных форматов.
Подходы к взаимодействию с клиентами эволюционируют, и сегодня актуален тренд «онлайн с человеческим лицом». Этот подход акцентирует внимание на важности персонализации и человеческого общения в цифровой среде. Компании стремятся создавать более близкие и доверительные отношения с клиентами, используя современные технологии для обеспечения качественного сервиса. В условиях растущей конкуренции важно не только предлагать продукцию, но и делать акцент на эмоциональном взаимодействии, которое помогает выделиться на фоне других брендов.
Елена Фабер отмечает, что многие компании, переходя на дистанционную работу, не создают должную систему наставничества, что является серьезной ошибкой. В онлайн-формате обучение без поддержки опытного наставника становится крайне затруднительным. Наставничество играет ключевую роль в успешной адаптации сотрудников к новым условиям труда и способствует их профессиональному развитию. Компании, которые игнорируют этот аспект, рискуют потерять квалифицированные кадры и снизить общую эффективность работы.
Ситуация с синхронным и асинхронным обучением требует внимательного анализа. Дмитрий Волков выражает мнение, что асинхронное обучение утрачивает свою актуальность, особенно в контексте программ, которые не предлагают наставничество и поддержку. В современном образовательном процессе возрастает значение синхронного обучения, которое обеспечивает взаимодействие между преподавателями и студентами, создавая более эффективную образовательную среду. Поддержка и обратная связь играют ключевую роль в успешности учебного процесса, что делает синхронные форматы более предпочтительными для многих учащихся.
Текущий сдвиг в корпоративном обучении и открытых программах отражает переход от традиционного понимания обучения к концепции обучения как процесса развития. Обучение должно быть интегрировано с коучингом, поддержкой и ассесментом, чтобы обеспечить более глубокое восприятие и применение знаний. Важно отметить, что асинхронное обучение не всегда предоставляет необходимую степень взаимодействия и поддержки, что может ограничить его эффективность. Таким образом, для достижения максимальных результатов в обучении необходимо уделять внимание не только контенту, но и методам, которые помогают развивать навыки и способности участников.
Эксперт высказывает сомнения относительно успешного будущего гибридного формата обучения, который объединяет асинхронные и синхронные методы. Он считает этот подход противоречивым и вызывает вопросы о его эффективности. Гибридное обучение, хотя и предлагает множество преимуществ, таких как гибкость и доступность, может столкнуться с вызовами, связанными с качеством взаимодействия и вовлеченности студентов.
Чтобы улучшить восприятие и SEO-оптимизацию текста, я переделаю его, сохранив основную тему и добавив ключевые слова.
Читать также:
Выбор между синхронным и асинхронным форматами обучения является важным этапом при разработке курса. Синхронное обучение подразумевает проведение занятий в реальном времени, что позволяет создать взаимодействие между преподавателем и студентами. Такой подход способствует активному вовлечению и мгновенной обратной связи, что особенно полезно в групповых занятиях.
Асинхронное обучение, в свою очередь, предполагает, что студенты могут проходить курс в удобное для них время. Это дает возможность глубже осмыслить материал и адаптировать обучение под индивидуальные темпы. Асинхронные форматы часто используют различные мультимедийные материалы, что способствует разнообразию методов обучения.
При выборе формата курса учитывайте целевую аудиторию, темы и цели обучения. Если важна живая коммуникация и обмен мнениями, синхронный формат будет оптимальным. Если ваша аудитория ценит гибкость и самостоятелность, асинхронный подход сможет удовлетворить эти потребности.
Итак, синхронное или асинхронное обучение: выбор зависит от ваших целей и предпочтений обучающихся. Правильное определение формата поможет сделать курс более эффективным и привлекательным для студентов.
Изменилась длительность программ
События 2022 года и переосмысление пандемийного опыта оказали значительное влияние на предпочтения в длительности образовательных программ. Тренды в этой области варьируются в зависимости от конкретного сегмента рынка, что подчеркивает важность адаптации программ к новым условиям и требованиям. Учебные заведения и компании должны учитывать эти изменившиеся предпочтения, чтобы оставаться конкурентоспособными и эффективно удовлетворять потребности обучающихся.
Наталья Царевская-Дякина, комментируя прогнозы «Сколково» в области корпоративного обучения, отметила, что важным направлением являются короткие модульные форматы. Она подчеркнула, что в условиях сокращенного прогнозирования короткие курсы воспринимаются более легко, что делает этот тренд особенно актуальным. Короткие модули позволяют быстрее усваивать информацию и адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, что важно для современных компаний, стремящихся к эффективному обучению своих сотрудников.
Елена Фабер подтвердила, что компания формирует исключительно краткосрочные стратегии. Она отметила, что это необходимо для оперативного реагирования на изменения, как в внешней среде, так и внутри бизнеса. Такие подходы позволяют эффективно адаптироваться к текущим запросам и потребностям рынка, что является ключевым фактором для успешного функционирования компании.
Ситуация на открытом рынке претерпела значительные изменения. Резкие перемены в феврале заставили многих пересмотреть свои взгляды на ранее популярные длительные программы, так как горизонт планирования у людей изменился. Это повлияло на подходы организаторов обучения. Например, весной «Нетология» начала тестировать формат boot camp, о чем сообщила Марианна Снигирёва. Однако немногие могли позволить себе полное погружение в обучение, даже если оно и было коротким. В условиях нестабильности и неопределенности важность гибких и краткосрочных образовательных решений возрастает, что подчеркивает необходимость адаптации образовательных программ к современным требованиям рынка.
Спикер подчеркивает, что в современных условиях обучения ключевой задачей является нахождение оптимального баланса. С одной стороны, необходимо разрабатывать короткие курсы, которые будут удобны для студентов и позволят им быстро усваивать информацию. С другой стороны, важно, чтобы содержание курсов было достаточно насыщенным и объемным для полноценного освоения профессии. Это требует продуманного подхода к учебным программам и их структуре, чтобы обеспечить эффективное обучение и подготовку специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
Согласно наблюдениям Дмитрия Волкова и его команды из НИУ ВШЭ, наблюдается рост интереса к длинным образовательным программам, состоящим из коротких модулей. Такой подход позволяет создать индивидуальный учебный трек, что дает возможность студентам обучаться в удобном для них темпе и по мере необходимости. Это также способствует формированию долгосрочных отношений между учащимися и образовательными учреждениями, что является важным аспектом в современном образовательном процессе.
Аудитория стала старше
Эксперты подчеркивают, что в 2022 году наблюдаются изменения в возрастных категориях аудитории. Эти изменения могут повлиять на стратегии маркетинга и продвижения, поскольку различные возрастные группы имеют свои предпочтения и интересы. Адаптация контента и рекламных кампаний к новым демографическим тенденциям станет ключевым аспектом успешного взаимодействия с целевой аудиторией. Анализ этих изменений поможет компаниям лучше понимать потребности клиентов и эффективно обращаться к ним.
Наталья Царевская-Дякина подчеркнула, что термин «серебряный возраст» постепенно заменяется новым понятием — «новые взрослые». Это изменение уже начинает оказывать влияние на корпоративный рынок, который все чаще обращает внимание на опытных специалистов, а не только на молодежь. Компании осознают ценность знаний и навыков, которые могут предложить более зрелые работники, и начинают адаптировать свои стратегии рекрутинга и управления талантами, чтобы привлечь и удержать этих профессионалов.
К тренду присоединяется и сегмент EdTech в B2C. Ожидаются новые проекты в области карьерной ориентации и перепрофилирования, ориентированные на специалистов старше 40 лет, отметила Наталья. Важно учитывать растущий интерес к обучению и развитию навыков среди этой возрастной группы, что открывает новые возможности для образовательных технологий.
Дмитрий Волков обсудил схожие тенденции на рынке высшего образования и дополнительного профессионального образования (ДПО). Он выделил ключевые изменения, которые влияют на образовательные программы и требования к квалификации специалистов. Эти тренды отражают современные вызовы и потребности рынка труда, что делает важным адаптацию образовательных учреждений к новым условиям.
Существует заметная тенденция, когда спрос на магистратуры значительно увеличивается за счет оттока студентов из программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Если ранее магистратуры в основном привлекали выпускников бакалавриата, то сейчас они становятся более зрелыми и привлекательными для студентов с опытом. Это изменение в образовательных предпочтениях указывает на растущий интерес к углубленному обучению и специализации в рамках магистерских программ.
Рынок онлайн-магистратур трансформировался в нечто схожее с дополнительным профессиональным образованием, отметил Волков. Сегодня эти программы фокусируются на потребностях взрослых обучающихся.
Эксперты отметили, что аудитория образовательных продуктов стала более зрелой. Это проявляется в растущем запросе на качество образовательных материалов, а также на поддержку в процессе обучения. Пользователи стремятся глубже погрузиться в учебный процесс, что подчеркивает их заинтересованность в получении полноценного образования.
Читать также:
- EdTech в России: каково положение дел и что с перспективами развития
- Эксперты раскрыли, как обстоят дела на глобальном рынке EdTech
- Какие тренды онлайн‑образования выявило большое исследование «Нетологии»
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее