Какие стратегии роста выбирают на российском рынке EdTech / Skillbox Media
Топ-менеджеры крупнейших образовательных компаний рассказали о своих подходах и прогнозах на площадке ММСО.
Содержание:
Научитесь: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании
Узнать большеВ каких направлениях предпочитают расти компании
Некоторые образовательные компании стремятся к расширению своего ассортимента, выходя на новые ниши и увеличивая количество предлагаемых продуктов. Другие же выбирают стратегию углубленного роста, сосредотачиваясь на укреплении позиций в своем направлении и становясь лидерами в конкретном сегменте рынка. Такой подход позволяет им достигать высоких результатов, повышая качество и эффективность образовательных услуг.
В сфере EdTech для детей, по словам Сергея Веременко, заместителя генерального директора компании «Учи.ру», количество потенциальных пользователей ограничено числом школьников. Это создает определенные вызовы для компаний, занимающихся разработкой контента для школьников, поскольку возможности для масштабирования вширь практически отсутствуют. В связи с этим, единственной стратегией, которая может обеспечить рост, является углубление существующих предложений и улучшение качества образовательного контента.
Платформа «Учи.ру» охватывает всю школьную программу, но не все учащиеся находят онлайн-обучение подходящим. В связи с этим компания расширяет свои возможности в сфере дополнительного образования для детей. Изначально акцент делался на программирование, но теперь в предложении появились курсы, посвященные развитию личностных навыков и анатомии человека. Это расширение позволяет ученикам выбирать направления, которые соответствуют их интересам и потребностям, что способствует более глубокому и всестороннему развитию.
Андрей Сизов, CEO компании «Фоксфорд», поделился стратегиями, которые применяются в различных направлениях бизнеса. В сегменте основного образования, охватывающем школьные предметы, «Фоксфорд» занимает лидирующие позиции. Однако в области дополнительного образования для детей компания не является лидером. В связи с этим «Фоксфорд» фокусируется на расширении в основном образовании и углублении в дополнительном, улучшая как продукт, так и систему дистрибуции. Целью является не только догнать конкурентов, но и обойти их, предлагая высококачественное образование.
В сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) для взрослых возможности роста значительно шире по сравнению с детским образованием. Крупные компании стремятся расширять свои предложения как по ширине, так и по глубине. Об этом рассказали исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов и CEO образовательного холдинга Ultimate Education Павел Мосейкин. Их стратегии направлены на создание более разнообразных образовательных программ и улучшение качества предоставляемых услуг, что позволяет привлекать больше студентов и отвечать на растущие потребности рынка.
Рустам отмечает, что стратегия холдинга Skyeng соответствует его профильной направленности. В языковом сегменте компания стремится углублять свои предложения и увеличивать добавленную стоимость. В детском направлении применяется стратегия «вглубь и вширь»: сначала были организованы занятия по английскому языку, затем добавились уроки математики, и в итоге проект трансформировался в Skysmart, который предлагает широкий спектр образовательных программ. Таким образом, Skyeng активно развивает свои направления, ориентируясь на потребности клиентов и расширяя ассортимент услуг.
Рустам считает, что для достижения успеха необходимо развиваться в обоих направлениях одновременно. Однако это возможно лишь при наличии достаточных ресурсов команды, фокуса, внимания, усилий, финансовой стабильности и прибыльности. Если же приходится выбирать одно направление для развития, стоит сосредоточиться на углублении своих позиций. Это поможет укрепить лидерство в своей нише, так как тому, кто первым освоит глубину рынка, будет легче удерживать свои позиции. Сдвинуть лидера в отрасли весьма сложно, и тот, кто займёт сильные позиции, получит значительное преимущество в будущем.
Павел Мосейкин подчеркивает, что несмотря на активное расширение Ultimate Education, в том числе недавнее присоединение новой нишевой школы, важно также углублять существующие предложения. Рынок образовательных технологий претерпевает изменения, и потребители становятся все более осознанными в своих выборах. Это требует от компаний повышения качества и эффективности предоставляемых услуг. Непрерывное улучшение образовательного процесса не только отвечает современным требованиям пользователей, но и способствует увеличению конкурентоспособности EdTech-проектов на длительный срок.
Павел подчеркивает важность создания уникальных продуктов для участников рынка дополнительного профессионального образования (ДПО). В условиях насыщенности этого рынка, стремление к инновациям и оригинальности становится ключевым фактором для успешного роста и развития. Создание уникальных предложений поможет выделиться среди конкурентов и привлечь внимание целевой аудитории.
Если EdTech-школы и компании не начнут выделяться друг от друга и продолжат предлагать одни и те же решения, конкуренция станет сложной и неэффективной. Важно, чтобы каждый игрок на рынке работал над своим уникальным предложением и четким позиционированием. Необходимо углубляться в развитие продуктов и постоянно улучшать свои образовательные программы, чтобы привлечь внимание пользователей и обеспечить устойчивый рост.
В контексте развития бизнеса в сегментах корпоративного обучения, среднего профессионального образования (СПО) и детского образования, выделяются особенно перспективные направления. В отношении детского образования стоит отметить, что компаниям из сектора дополнительного профессионального образования (ДПО) сложно интегрироваться в этот сегмент. Это связано с необходимостью адаптации к специфике детского обучения и дополнительными финансовыми вложениями в этот процесс. Тем не менее, детское образование является очень привлекательным направлением с высоким темпом роста, что делает его важным для стратегического развития и инвестиций.
В прошлом году детский EdTech действительно впервые обогнал дополнительное профессиональное образование (ДПО) по динамике роста. Некоторые эксперты полагают, что в будущем ДПО для взрослых может утратить статус крупнейшего сегмента EdTech-индустрии в России, уступив место детскому образованию. Однако в первом квартале 2024 года наблюдается замедление роста этого сегмента, что говорит о наличии определённых трудностей и нестабильности на рынке.
Генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов подчеркивает важность прозрачности для EdTech-компаний в глазах инвесторов. Это требует от них трансформации в типичные технологические бизнесы с четкими показателями роста и EBITDA. Одна из глобальных проблем EdTech заключается в недостаточном прохождении инвестиционной стадии, когда стартапы получают финансирование для экспериментов и могут эффективно подтвердить свои бизнес-модели. В современных условиях EdTech должен адаптироваться к изменениям на рынке. Необходимо сосредоточиться на достижении стабильных темпов роста и прибыли, а также обеспечить максимальную прозрачность для привлечения инвестиций.
Дмитрий подчеркнул, что в рамках стратегии расширения он выделяет три основных сегмента на рынке.
- EdTech с объёмом в 120–150 миллиардов рублей;
- лайфстайл-обучение (школы на GetCourse и других платформах) — 200–250 миллиардов;
- формальное образование (то есть колледжи и вузы) — более триллиона рублей.
Он уверен, что EdTech-компании должны сосредоточить свои усилия на сегменте формального образования. Это направление позволяет интегрировать современные технологии в учебный процесс и улучшить качество образования. Акцент на формальное образование откроет новые возможности для роста и инноваций в образовательной сфере.
EdTech будет развиваться в сторону увеличения рыночного потенциала. Учитывая изменившиеся требования, мы будем активно искать возможности для роста как в плане маржинальности, так и в плане прибыли. Выход на рынок формального образования, который оценивается в 1 триллион рублей, становится для нас неизбежным шагом. Хотя он может показаться менее технологичным, его объем и перспективность делают его привлекательным для дальнейшего развития.
На чём важнее сосредоточиться в первую очередь — на технологиях или методологии?
При выборе приоритетов для инвестиций в развитие многие ориентируются на разные аспекты. Некоторые акцентируют внимание на современных технологиях, другие — на методологических подходах. Также существуют те, кто сосредотачивается на улучшении качества продуктов или на глубоком исследовании своей аудитории. Определение правильного направления для вложений в значительной мере влияет на успешность бизнеса и его способность адаптироваться к изменениям рынка.
Рустам Айнетдинов считает, что универсальной стратегии для развития бизнеса не существует, так как все зависит от индивидуальных целей каждой компании. Он подчеркивает важность инвестиций как в развитие продукта, так и в маркетинг и продажи, а также в технологические аспекты проектов. Особое внимание он уделяет искусственному интеллекту, который становится ключевым элементом успешной стратегии. Инвестиции в эти области могут существенно повысить конкурентоспособность и обеспечить устойчивый рост бизнеса.
Стратегия компании играет ключевую роль в её развитии, определяя, как можно улучшить бизнес-процессы. Основные вопросы, которые она должна решать, включают: как снизить затраты, ускорить выполнение задач и повысить качество услуг. Важным аспектом является привлечение большего количества пользователей и увеличение выручки. Технологические решения эффективно способствуют достижению этих целей, обеспечивая конкурентные преимущества и способствуя устойчивому росту компании.
В своей компании он отметил, что технологии активно используются для создания контента, его продвижения, проверки домашних заданий и формирования образовательных траекторий. Рустам подчеркнул, что в настоящее время внедрение технологий стало значительно более доступным. Хотя заменить учителя с помощью технологий невозможно, их применение позволяет существенно облегчить работу педагогов.
Дмитрий Крутов высказал мнение, что основная проблема в сфере EdTech заключается не в технологиях, а в методологии. Это особенно актуально в контексте работы с целями обучения в массовом образовании. Эффективное внедрение технологий в образовательный процесс требует пересмотра подходов и методов, что станет ключом к успешному развитию образовательной среды.
Мы ориентируемся на широкую аудиторию с различным уровнем подготовки, что делает наше предложение уникальным в сфере массового образования. EdTech играет ключевую роль в демократизации образования и увеличении его доступности. Создать успешный образовательный опыт в небольшой группе — задача не из легких, но мы обучаем более 700 тысяч студентов, и каждый месяц к нам присоединяются около 20 тысяч новых учащихся. Наша цель — обеспечить результат для каждого из них. Мы осознаем, что работаем с множеством целевых групп, для каждой из которых необходимо разработать индивидуальную, нелинейную траекторию обучения. Важно понять, как эффективно взаимодействовать с каждым студентом и что будет наиболее полезно для их образовательного процесса.
Дмитрий отметил, что современные технологии действительно ускоряют процесс создания контента. Однако скорость не является главным приоритетом. Важнее качество контента, включая его проверку, надежность спикеров курсов и другие аспекты, влияющие на его ценность.
Основатель и генеральный директор Skillbox подчеркивает важность инвестирования в качество как продуктов, так и коммуникаций с ключевыми участниками рынка. В Skillbox выделяют восемь целевых групп, с которыми необходимо активно взаимодействовать. К ним относятся университеты, эксперты-преподаватели, работодатели, студенты, онлайн-школы, индустриальные партнеры, инвесторы и эксперты в области образования. Такое взаимодействие критично для ускорения процесса легитимации EdTech, что, в свою очередь, способствует развитию образовательных технологий и повышению их ценности на рынке.
Читать также:
Единые стандарты оценки качества онлайн-курсов: результаты исследования
В последние годы онлайн-образование стало неотъемлемой частью образовательного процесса, что привело к необходимости разработки единых стандартов для оценки качества онлайн-курсов. Результаты проведенного исследования показывают, что такие стандарты могут значительно повысить уровень доверия к онлайн-образованию.
Одним из ключевых аспектов оценки качества является содержание курса. Качественные онлайн-курсы должны быть актуальными, структурированными и предоставлять четкие цели обучения. Также важным является уровень подготовки преподавателей, которые должны обладать не только глубокими знаниями в своей области, но и навыками онлайн-преподавания.
Технические аспекты платформы также играют важную роль. Удобный интерфейс, стабильность работы и доступность материалов обеспечивают положительный опыт обучения. Важно, чтобы курсы включали интерактивные элементы, такие как тесты и задания, что способствует более глубокому усвоению материала.
Также необходимо учитывать отзывы учащихся. Систематический сбор и анализ фидбека помогут выявить сильные и слабые стороны курса, а также внести необходимые коррективы.
Таким образом, единые стандарты оценки качества онлайн-курсов могут стать основой для повышения эффективности и популярности онлайн-образования, обеспечивая высокий уровень удовлетворенности студентов и работодателей.
Павел Мосейкин подчеркнул необходимость развития методологии в сфере образования, отметив, что технологии не должны внедряться ради самих технологий. Он акцентировал внимание на том, что EdTech-компании должны ориентироваться на повышение качества клиентского сервиса и персонализацию процесса обучения. Кроме того, CEO образовательного холдинга Ultimate Education отметил важность человеческого фактора, подчеркивая, что без участия людей современные технологии не смогут эффективно функционировать.
Андрей Сизов отметил, что у компании «Фоксфорд» недостаточно ресурсов для инвестиций в собственные технологии искусственного интеллекта. Вместо этого «Фоксфорд» активно использует нейросети других разработчиков для генерации контента. Он подчеркнул, что методология компании имеет ключевое значение, но при этом существуют определенные особенности, поскольку «Фоксфорд» работает в области школьного образования. Учебные программы, с которыми работает компания, зависят от требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые изменяются незначительно. Это означает, что «Фоксфорду» не требуется регулярно обновлять методологию. В связи с этим в компании сегодня трудятся 70 методистов, тогда как в 2021 году их численность составляла 400.
В компании «Учи.ру», как отметил Сергей Веременко, особое внимание уделяется геймификации образовательного процесса. Специалисты стремятся интегрировать в контент больше игровых механик, что способствует повышению вовлеченности учащихся. Ещё одно важное направление развития — внепредметные активности, которые объединяют различные навыки и игровые технологии. В качестве примера Сергей привёл олимпиады, посвящённые экономике и безопасному поведению в интернете. Эти инициативы способствуют не только развитию знаний, но и формированию практических умений, необходимых в современном мире.
Важно инвестировать в глубокое изучение своей аудитории для того, чтобы лучше понять ее потребности и предпочтения в отношении продуктов. Это знание поможет разработать товары, которые действительно будут востребованы, и повысит уровень удовлетворенности клиентов.
Что может «взлететь» и «порвать» рынок
Эксперты обсудили потенциальные факторы, которые могут стать дисрапторами в EdTech-индустрии. В частности, речь шла о новых технологиях и форматах, способных привести к значительному росту в образовательной сфере. Инновации, такие как искусственный интеллект, адаптивное обучение и виртуальная реальность, могут существенно изменить подходы к обучению и повысить его эффективность. Важно обратить внимание на то, как эти технологии могут трансформировать образовательные процессы и сделать их более доступными для широкого круга пользователей.
Дмитрий Крутов выделил несколько ключевых факторов, способных повлиять на развитие рынка. Эти драйверы могут существенно изменить динамику и тенденции в различных отраслях. Анализ их влияния поможет лучше понять текущую ситуацию и прогнозировать будущее.
- Мобильные форматы, позволяющие учиться с помощью мобильного телефона. Дмитрий уверен, что LMS образовательных компаний могут «сломаться об мессенджеры или другие подобные платформы». Он объяснил это тем, что у многих людей нет подходящих технических средств — то есть достаточно мощных компьютеров — чтобы обучаться, например, программированию или дизайну. Поэтому компании заинтересованы в том, чтобы учить кодингу при помощи мобильного телефона. По мнению руководителя Skillbox, «это вопрос года-двух».
- Мультиформатность — когда компании предлагают и онлайн-, и офлайн-продукты разной направленности. Дмитрий считает, что «сопряжение форматов», которое представлено в Skillbox за счёт онлайн-курсов, офлайн-школ компании, совместных с вузами проектов и собственного Цифрового колледжа, позволит увидеть большой скачок в ближайшие два года.
- Удешевление VR-технологий. По мнению гендиректора Skillbox, они позволяют создать новый вид «контактности, которая может изменить всё в EdTech». Он объяснил, что речь идёт, например, о цифровых классах, в которых благодаря специальной гарнитуре могут виртуально учиться люди, физически находящиеся в разных местах, но с впечатлением, что находятся они за соседними партами.
Рустам Айнетдинов отметил потенциал смешения форматов. Эта стратегия позволяет создавать уникальные и привлекательные продукты, которые могут привлечь широкую аудиторию. Смешение форматов открывает новые горизонты для креативности и инноваций, позволяя сочетать элементы различных стилей и жанров. Такой подход может значительно увеличить интерес к проектам и улучшить их конкурентоспособность на рынке. Важно учитывать, что успешное смешение форматов требует тщательного анализа целевой аудитории и ее предпочтений, что в свою очередь способствует созданию качественного и востребованного контента.
Победителем станет тот, кто сможет успешно интегрировать различные подходы к обучению. Это включает в себя индивидуальные занятия для студентов, которым требуется дополнительная поддержка, а также формат самостоятельного обучения для тех, кто предпочитает решать задания самостоятельно. Важно также использовать групповые форматы и метод перевёрнутого класса. Тот, кто сможет гармонично сочетать все эти образовательные циклы, создаст наиболее привлекательную и эффективную образовательную среду.
Павел Мосейкин отметил, что краткосрочные образовательные программы могут стать важным драйвером развития. Такие программы позволяют быстро освоить конкретные навыки и достигать ощутимых результатов в кратчайшие сроки. Это особенно актуально в условиях постоянно меняющегося рынка труда, где востребованы оперативные решения для повышения квалификации и адаптации к новым требованиям. Краткосрочное обучение предоставляет возможность эффективно развивать профессиональные компетенции и быстро реагировать на изменения в сфере деятельности.
По мнению эксперта, игрок, который первым успешно внедрит качественный «навыковый» формат, сможет занять лидирующие позиции на рынке. С началом внедрения таких программ произойдут значительные изменения в отрасли, и компаниям придется оперативно адаптировать свои технологические решения для соответствия новым условиям. Это создаст новые возможности для бизнеса и потребует гибкости в подходах к технологиям.
Сергей Веременко выделяет peer-to-peer-образование как многообещающую концепцию. По его мнению, это направление касается не столько EdTech-рынка, сколько традиционных школ. Он отмечает, что на данный момент отсутствует качественный продукт, реализующий этот формат обучения. Однако, когда такой продукт будет разработан, его популярность возрастет значительно.
Профессия Менеджмент в онлайн-образовании
Вы узнаете, как запускать востребованные онлайн-курсы, руководить командой и получать стабильную прибыль. Сможете создать образовательный проект с нуля или масштабировать существующий.
Узнать подробнее