Онлайн-образование‑2021: чего рынок достиг в прошлом году и что будет дальше / Skillbox Media
Рассказываем про ключевые выводы отчёта.
Содержание:
Онлайн-образование становится всё популярнее
Исследование российского рынка онлайн-образования показало, что в 2021 году количество взрослых россиян, обучающихся онлайн, превысило число тех, кто учился в традиционных офлайн-форматах. Этот тренд подчеркивает растущую популярность онлайн-образования в России и свидетельствует о его значительном влиянии на образовательные предпочтения взрослых граждан. Удобство, доступность и разнообразие онлайн-курсов способствуют этому переходу, что открывает новые возможности для саморазвития и повышения квалификации.
На основе репрезентативного телефонного опроса аналитики провели следующие оценки.
- За последние 12 месяцев программы дополнительного онлайн-образования, в том числе бесплатные, проходили 18,1 млн взрослых жителей России — 19,6% населения в возрасте от 18 до 64 лет.
- За то же время на офлайн-программах дополнительного образования обучались 12,2 млн человек — менее 14% взрослого населения.
Согласно онлайн-опросу, количество людей с опытом онлайн-образования в России за последние три года увеличилось почти в три раза. В течение последних 12 месяцев онлайн-обучение проходили 41,2% опрошенных, в то время как лишь 14,5% указали, что имели опыт онлайн-обучения более трёх лет назад. Это свидетельствует о резком росте популярности онлайн-образования в стране, что может быть связано с развитием технологий и изменением образовательных подходов.
Портрет потребителя онлайн-образования, согласно исследованию «Нетологии», остается стабильным и схожим с результатами предыдущих опросов. Основной аудиторией онлайн-школ являются молодые женщины, обладающие высшим образованием. Этот сегмент рынка продолжает демонстрировать интерес к дистанционному обучению, что подчеркивает актуальность и востребованность онлайн-курсов среди данной категории пользователей.
Согласно данным аналитиков Data Insight и «Нетологии», около 60% пользователей онлайн-образования проживают в Москве и Подмосковье, а также в других крупных городах-миллионниках и Санкт-Петербурге. Эта картина указывает на высокую концентрацию интереса к онлайн-обучению в крупных urban-центрах, что подчеркивает важность географического фактора в сфере цифрового образования.
Эксперты прогнозируют, что онлайн-обучение останется востребованным, хотя будут наблюдаться изменения в некоторых аспектах, таких как средняя стоимость курсов, а также тематика и направления обучения. Несмотря на экономические трудности, люди продолжат стремиться к знаниям, и наиболее удобным способом для них станет именно онлайн-формат. Онлайн-обучение предлагает гибкость, доступность и разнообразие, что делает его идеальным выбором для обучения в любых условиях.
Онлайн-образование — это не просто временное явление, а устойчивый тренд, который будет развиваться в будущем. Сергей Михайлов, совладелец и СЕО GetCourse, подчеркивает, что этот рынок имеет все шансы на восстановление и дальнейший рост. В условиях быстрого технологического прогресса и изменения потребностей общества онлайн-образование становится важным инструментом для получения знаний и навыков. Оно предлагает доступность, гибкость и разнообразие форматов, что делает его привлекательным для широкой аудитории. Подобные тенденции указывают на то, что онлайн-образование займет прочное место в образовательной экосистеме.
Евгений Кузнецов, директор Orbita Capital Partners, полностью согласен с данной точкой зрения.
Спрос на образовательные цифровые продукты останется высоким, даже несмотря на сокращение рынка. Потребность в приобретении новых навыков и профессиональной переориентации наиболее эффективно удовлетворяется именно с помощью цифровых решений. Это подтверждает растущая тенденция использования онлайн-обучения и цифровых платформ, которые предоставляют доступ к качественным образовательным ресурсам в любое время и в любом месте.
Расходы населения на онлайн-обучение росли
С начала пандемии рынок EdTech демонстрирует стремительный рост. По данным исследования «Нетологии», в 2021 году расходы взрослого населения России на онлайн-образование превысили затраты на традиционное офлайн-обучение. Это свидетельствует о значительном изменении предпочтений пользователей, которые всё чаще выбирают гибкие форматы обучения. Онлайн-образование стало доступнее и разнообразнее, предлагая широкий спектр курсов и программ, что позволяет каждому найти подходящий вариант для профессионального и личностного роста.
- траты на онлайн-программы составили 226 млрд рублей;
- на офлайн — 213,7 млрд.
Офлайн-обучение оказалось дороже для студентов, с средними затратами около 17,9 тысячи рублей в год. В то же время, онлайн-обучение обошлось в среднем в 15,5 тысячи рублей. Это различие в стоимости может быть связано с тем, что онлайн-формат привлекает большее количество учащихся. Таким образом, онлайн-обучение становится более доступным и экономически выгодным вариантом для многих.
В опросах были учтены расходы на различные виды онлайн-обучения, включая занятия на специализированных платформах, уроки с репетиторами по видеосвязи, официальные курсы вузов и образовательные продукты от блогеров. В общую сумму также включены затраты, понесенные работодателями респондентов, при этом учитывалась только стоимость тех курсов, которые были выбраны самими участниками опроса.
Учитывая те же категории онлайн-образования, респонденты оценили свои будущие расходы. Согласно их прогнозам, сделанным в феврале 2022 года, до начала боевых действий в Украине, ожидалось, что общие траты на онлайн-обучение немного увеличатся. Однако, к сожалению, эти прогнозы не оправдались.
По данным исследования, ряд экспертов предсказывает снижение доходов российского EdTech в 2022 году. Основатель компании «Нетология» Максим Спиридонов отмечает, что рынок может сократиться на 10-15%. Это предсказание вызывает обеспокоенность о будущем отрасли и её способности адаптироваться к изменениям в экономической ситуации. В условиях снижения доходов ключевым фактором для выживания компаний станут инновационные решения и повышение качества образовательных услуг.
В опубликованном отчёте не содержится оценок роста рынка, однако в комментарии для издания «Коммерсант» представители компании «Нетология» прогнозируют увеличение рынка лишь на 20%, что значительно ниже ожидаемых 50%.
Падение продаж может быть вызвано множеством факторов. В исследовании эксперты выделили несколько ключевых причин, влияющих на снижение объемов продаж. Во-первых, изменения в потребительских предпочтениях и спросе могут существенно отразиться на финансовых показателях компании. Во-вторых, экономическая нестабильность и колебания на рынке также играют важную роль. Конкуренция среди компаний может усугубить ситуацию, особенно если конкуренты предлагают более привлекательные условия или инновационные продукты. Не стоит забывать и о внутреннем управлении, где недостаточная эффективность процессов или отсутствие маркетинговой стратегии могут способствовать падению продаж. Все эти факторы требуют внимательного анализа и быстрого реагирования со стороны бизнеса для восстановления положительной динамики.
- падение общей покупательной способности населения;
- отказ от покупок курсов развлекательного характера, а также курсов, посвящённых развитию soft skills;
- потерю привычных маркетинговых инструментов из-за блокировки соцсетей;
- проблемы с оплатой от зарубежных клиентов.
Исследуйте также:
Эксперты анализируют текущие тенденции и изменения в различных сегментах рынка EdTech. Обсуждаются ключевые направления развития, включая онлайн-образование, платформы для дистанционного обучения и инновационные технологии. Специалисты подчеркивают, что спрос на цифровые образовательные решения продолжает расти, что связано с изменением подходов к обучению и потребностями пользователей. Важными аспектами остаются адаптивные технологии, которые позволяют персонализировать обучение, а также интеграция искусственного интеллекта для улучшения образовательного опыта. Рынок EdTech демонстрирует значительный потенциал и обещает дальнейшее развитие, ориентированное на современные вызовы и потребности образовательной сферы.
Уже в первые недели после 24 февраля многие онлайн-школы столкнулись с проблемой, связанной с отказом банков в выдаче кредитов. Это привело к тому, что множество клиентов не смогли приобрести курсы в рассрочку. По словам CEO GetCourse Сергея Михайлова, на платформе его компании выручка от продаж в рассрочку снизилась на 75%. Ситуация требует от онлайн-школ адаптации своих стратегий продаж и поиска новых решений для поддержки клиентов в условиях экономической нестабильности.
Михайлов остаётся оптимистом в ситуации с рассрочками для школ. Проблема практически решена, и вместо запрещённых социальных сетей были настроены email-рассылки и другие традиционные каналы продвижения. В целом, онлайн-образование имеет все предпосылки для продолжения своего роста и развития.
Короткие курсы становятся более востребованными
Опросы, проведенные для исследования российского рынка онлайн-образования, не учитывали разницу в продолжительности курсов, прошедших участниками. Можно предположить, что в большинстве случаев подавляли длинные и среднесрочные программы. 38% респондентов отметили, что за год они завершили обучение только по одной программе, тогда как такое же количество участников прошли от двух до трех программ. Это может свидетельствовать о предпочтении более углубленного и продолжительного обучения среди пользователей онлайн-образования.
В первые месяцы после 24 февраля эксперты, опрошенные авторами исследования, отметили, что EdTech-компании могут извлечь выгоду из растущего интереса к более коротким образовательным курсам. Этот тренд наблюдается во всех сегментах образовательной сферы. Например, Денис Колодий, генеральный директор компании «Синхронизация» в России, подчеркнул, что учащиеся всё чаще выбирают курсы продолжительностью три недели вместо более длительных программ, которые занимают один-два месяца. Несмотря на снижение спроса на продукцию компании, включая досуговые лекции по культуре и искусству, этот спад оказался заметным, но не катастрофическим для бизнеса.
Сергей Попков, сооснователь и программный директор Skillbox, отметил растущую популярность монокурсов для бизнеса, продолжительность которых составляет до двух месяцев. Особенно актуальными стали курсы по антикризисному управлению, что подчеркивает необходимость в эффективных навыках управления в условиях нестабильной экономики. Эти краткосрочные программы позволяют быстро осваивать необходимые знания и инструменты, что крайне важно для успешного ведения бизнеса в современных условиях.
Сергей Михайлов из GetCourse подчеркивает на примерах различных онлайн-школ актуальный тренд сокращения длительности курсов. Он отмечает, что этой весной успешнее всего себя проявили те, кто внедрил мини-продукты с доступной ценой. Этот подход позволяет привлекать больше клиентов и удовлетворять их потребности в получении знаний в сжатые сроки. Сокращение длительности курсов может повысить их привлекательность и увеличить конверсии, что делает такие форматы особенно востребованными в условиях быстро меняющегося образовательного рынка.
Эксперты, анализируя текущую ситуацию, предсказывают, что тренд на короткие и доступные курсы в онлайн-образовании сохранится. Максим Спиридонов в комментарии к исследованию отмечает, что аудитория стремится к быстрой отдаче: «В условиях кризиса людям не хочется ждать год, чтобы завершить обучение и лишь затем начать зарабатывать». Этот подход к обучению отвечает современным требованиям рынка труда, где ценится практическое применение знаний и навыков. Краткосрочные курсы позволяют быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и повышать свою конкурентоспособность.
Елена Пугачёва, руководитель образовательных проектов в «Яндекс.Рекламе», прогнозирует изменение акцентов в сфере онлайн-образования. По её мнению, тенденции в обучении будут смещаться в сторону более интерактивных и адаптивных форматов, отвечающих требованиям современного рынка. Это может привести к увеличению числа программ, ориентированных на развитие практических навыков и компетенций, необходимых для успешной карьеры. Учитывая быстрые изменения в технологиях и потребностях работодателей, важно обратить внимание на новые подходы в обучении, которые будут способствовать более глубокому пониманию материала и эффективному применению знаний на практике.
В условиях нестабильности наблюдается растущий интерес к монетизации существующей экспертизы через освоение кросс-навыков, а не к кардинальной смене карьерного направления. Ключевым аспектом становится способность адаптироваться и переупаковывать свой опыт, а также быстро осваивать новые навыки. Это позволяет не только сохранить рабочее место, но и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Важно фокусироваться на обучении и развитии, чтобы эффективно реагировать на изменения в профессиональной среде.
Продолжительные программы переподготовки для освоения новой профессии могут терять свою актуальность. В то же время, мини-продукты, нацеленные на изучение новых навыков в рамках выбранной карьерной траектории, будут пользоваться возрастающим спросом. В условиях быстро меняющегося рынка труда краткосрочные курсы и микропрограммы становятся более привлекательными для профессионалов, стремящихся адаптироваться к новым требованиям и тенденциям. Это позволяет эффективно развивать необходимые компетенции, не отрываясь надолго от работы и личных дел.
С точки зрения Елены Пугачёвой, ее мнение еще не нашло подтверждения. На самом деле, программы по новым профессиям продолжают пользоваться высоким спросом. Это свидетельствует о растущем интересе к новым навыкам и знаниям в условиях современного рынка труда. Развитие технологий и изменение потребностей работодателей способствуют тому, что многие специалисты стремятся осваивать новые профессии.
Курсы по IT-профессиям популярнее всех остальных
Сегмент «IT-профессии и маркетинг» стал наиболее успешным как по охвату аудитории, так и по расходам населения. Этот вывод основан на результатах исследования, в котором были проанализированы данные телефонных и онлайн-опросов. Растущий интерес к IT и маркетингу свидетельствует о динамичном развитии этих областей и их значимости на современном рынке труда.
По оценкам экспертов, в 2021 году более 2,5 миллиона человек прошли онлайн-обучение в области IT-профессий и маркетинга. Общие расходы на такие курсы превысили 46 миллиардов рублей. Из этого числа около 950 тысяч участников обучались программированию, в то время как остальные распределились между различными специальностями, такими как маркетинг, SMM, продакт- и проджект-менеджмент, а также веб-дизайн. Онлайн-обучение в этих областях становится все более популярным, что подтверждает растущий интерес к получению новых навыков и знаний для успешной карьеры в цифровом пространстве.
Профессии в сфере образования продолжают оставаться популярным направлением, охватывающим методическую работу, преподавание, кураторство и продюсирование образовательных проектов. Более 2,2 миллиона человек прошли обучение в этих областях, а общие затраты населения составили свыше 28 миллиардов рублей. Важно отметить, что в расчёт расходов включены также курсы, оплаченные работодателями, что означает, что среди обучавшихся много учителей, которые проходили обязательное повышение квалификации в онлайн-формате. С ростом интереса к качественному образованию и развитию профессиональных навыков, спрос на специалистов в этой области продолжает расти.
В области IT и образования, а также в сферах производства и ремонта, финансов, бухгалтерии и права, респонденты чаще всего выбирали эти направления для профессионального роста. В то же время, изучение иностранных языков и других дисциплин происходило, в основном, с целью расширения кругозора и получения новых знаний.
Разница в целях обучения проявляется также в несоответствии объемов аудитории по различным направлениям и расходам на них. Согласно исследованию, 12% всех участников онлайн-образования обучались в области хобби, творчества и личного развития. Однако на долю расходов в этом направлении приходится лишь 9%. Это свидетельствует о том, что значительная часть аудитории использует бесплатные ресурсы и предпочитает недорогие образовательные продукты.
Объем аудитории онлайн-образования и расходы на него по направлениям постоянно растут. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа пользователей, выбирающих онлайн-курсы и образовательные платформы. Это связано с доступностью информации и гибкостью форматов обучения. Расходы на онлайн-образование охватывают различные направления, включая профессиональные курсы, языковые программы, технические навыки и личностное развитие.
Согласно последним исследованиям, наиболее востребованными остаются направления, связанные с IT и цифровыми технологиями. Пользователи активно инвестируют в обучение программированию, веб-дизайну и другим актуальным навыкам. Языковое обучение также демонстрирует устойчивый интерес, поскольку знание иностранных языков становится необходимостью в глобализированном мире.
В целом, объем аудитории онлайн-образования продолжает увеличиваться, что свидетельствует о высоком интересе и потребности в гибких методах обучения. Инвестиции в онлайн-образование становятся важной частью личного и профессионального развития, что в свою очередь способствует росту экономики знаний.
В начале года участники опросов активно выражали интерес к изучению иностранных языков, профессий в сфере информационных технологий, маркетинга, а также к направлениям, связанным с хобби, творчеством и личностным развитием. Эти области остаются популярными среди желающих повысить свою квалификацию и развить новые навыки. Изучение иностранных языков открывает новые возможности для коммуникации и карьерного роста, в то время как IT-профессии предлагают широкий спектр возможностей на современном рынке труда. Маркетинг становится все более важным в условиях цифровой экономики, а занятия хобби и творчеством способствуют улучшению качества жизни и личностному развитию.
Согласно мнению экспертов, последующие события существенно изменили планы многих людей. Евгений Лебедев, руководитель «Яндекс.Практикума» в России, отметил в комментарии к исследованию, что в ближайший год обучение в качестве хобби не будет находиться в числе приоритетов. Это подчеркивает важность адаптации к новым условиям и пересмотра подходов к обучению и саморазвитию.
Спрос на курсы по переобучению в сфере IT продолжает расти, и, по мнению эксперта Лебедева, эта тенденция сохранится. Руководитель «Яндекс.Практикума» считает, что новые образовательные программы в области IT-профессий должны быть сфокусированы на узких нишах. Например, актуальными являются курсы, направленные на подготовку специалистов к релокации. Это позволит лучше соответствовать требованиям рынка и обеспечит более высокую конкурентоспособность выпускников.
Важность чтения неоспорима. Оно не только развивает мышление и обогащает словарный запас, но и способствует формированию критического мышления. Чтение книг, статей и научных публикаций позволяет углубить знания в различных областях, улучшить концентрацию и внимание. Регулярное чтение способствует снижению уровня стресса и улучшает общее психоэмоциональное состояние. Не забывайте о том, что чтение – это ключ к новым идеям и возможностям. Обращайте внимание на разнообразные жанры и авторов, чтобы расширить свой кругозор и получить новые впечатления.
Цитата недели подчеркивает важную мысль: «Никакого профицита IT‑специалистов нет! Мы как игроки в EdTech это наблюдаем». В условиях стремительного развития технологий и цифровизации многие компании сталкиваются с нехваткой квалифицированных IT-специалистов. Сфера образования и технологий, в частности EdTech, играет ключевую роль в подготовке будущих специалистов, однако недостаток кадров остается актуальной проблемой. Поэтому важно инвестировать в обучение и развитие кадрового потенциала, чтобы удовлетворить потребности рынка и обеспечить устойчивый рост в IT-секторе.
Сергей Попков, программный директор Skillbox, выражает пессимистичный прогноз относительно дополнительного образования для взрослых в текущем году. Он считает, что в целом все направления этой сферы столкнутся с падением. Однако в области IT-профессий снижение интереса будет минимальным, составив около 10–15%. Это свидетельствует о том, что IT-сектор продолжит оставаться наиболее привлекательным для клиентов, несмотря на общие тенденции на рынке образования.
Эксперты, занимающиеся исследованием российского рынка онлайн-образования, указывают на то, что в ближайшем будущем интерес клиентов могут вызывать не только IT-профессии. Максим Спиридонов подчеркивает, что в условиях кризиса будет наблюдаться рост спроса на профессии, которые обеспечивают дополнительный заработок и помогают в экономии. Кроме того, важной темой станет финансовая грамотность, что также способно привлечь внимание обучающихся.
Денис Колодий уверен, что сегмент edutainment продолжит развиваться. Потребность в самообразовании и качественном досуге останется актуальной. В условиях, когда зарубежные дистрибьюторы контента для вечернего досуга покидают рынок, открываются новые возможности для создания и распространения образовательного контента.
Переделайте текст, сохраняя суть и избегая лишней информации. Оптимизируйте его для поисковых систем и при необходимости добавьте содержание. Избегайте использования смайлов и лишних символов. Не используйте нумерацию или маркеры. Просто предоставьте чистый текст.
Читайте также:
Edutainment — это концепция, объединяющая обучение и развлечение, позволяющая сделать процесс получения знаний более увлекательным и эффективным. Этот подход активно используется в образовательных технологиях, играх, мультфильмах и интерактивных приложениях, что способствует лучшему усвоению информации. Edutainment помогает не только развивать когнитивные навыки, но и поддерживать интерес к обучению, делая его менее скучным и более доступным. С помощью этой методологии можно создать уникальный опыт, который максимально эффективно сочетает образовательные элементы с развлекательными, что привлекает внимание учащихся и способствует их активному участию в процессе обучения.
Качество курсов становится всё важнее
Исследование «Нетологии» показало, что большинство потребителей ожидают от онлайн-образования аналогичного качества, как и от традиционного офлайн-обучения. При этом у них не возникает значительного недоверия к цифровым форматам. Это свидетельствует о высоком уровне доверия к онлайн-образованию и его способности удовлетворять потребности пользователей.
В онлайн-опросе всего 213 респондентов выразили желание обучаться исключительно в офлайн-формате. Примерно 57% из них отметили, что предпочитают традиционное обучение, потому что доверяют только определённым учебным заведениям, не верят онлайн-школам или имеют негативный опыт с дистанционным обучением. Основными причинами отказа от онлайн-образования являются объективные факторы, такие как отсутствие подходящих курсов и необходимого оборудования.
В ответ на вопрос о недостатках онлайн-формата участники опроса не выражали значительных претензий к качеству контента. Основные проблемы, с которыми сталкивались респонденты, касались технических сбоев и сложностей в общении с преподавателем. Лишь около 12% опрошенных отметили, что онлайн-преподаватели менее компетентны по сравнению с оффлайн-коллегами. В то же время почти 10% участников не выявили никаких специфических недостатков, присущих именно онлайн-формату обучения.
Опрос, проведённый «Нетологией» среди более 200 методистов российских EdTech-компаний, выявил, что в 2021 году разработчики образовательных курсов активно решали проблему недостатка взаимодействия с преподавателями и мотивации студентов. Результаты исследования показывают, что ключевым аспектом успешного обучения является создание эффективной коммуникации между учащимися и педагогами, что способствует повышению вовлечённости и успеваемости.
- Более 70% опрошенных методистов заявили, что для достижения цели обучения эффективнее всего работают синхронные онлайн-курсы, в которых слушатели двигаются в едином темпе по общему расписанию, поддерживая контакт с преподавателем.
- А 92,2% методистов в 2021 году внедрили в образовательные продукты новые способы сопровождения обучения, в том числе встречи студентов с наставниками или психологами.
Переделанный текст:
Обратите внимание на следующие материалы:
Синхронные активности для асинхронных онлайн-курсов
Асинхронные онлайн-курсы предоставляют гибкость и удобство, однако добавление синхронных активностей может значительно повысить вовлеченность студентов. Включение таких элементов позволяет укрепить взаимодействие между участниками и преподавателями, создавая более динамичную учебную среду. Рассмотрим 13 эффективных синхронных активностей, которые можно интегрировать в асинхронные курсы.
Вебинары и живые лекции позволяют студентам задавать вопросы в реальном времени и получать мгновенные ответы. Групповые обсуждения и онлайн-дебаты способствуют обмену мнениями и критическому осмыслению материала. Совместные проекты, выполняемые в режиме реального времени, развивают командные навыки и создают чувство общности среди студентов.
Использование виртуальных классов для проведения живых практических занятий помогает студентам лучше усваивать материал через практическое применение. Опросы и викторины в режиме реального времени могут служить инструментом проверки знаний и поддержания интереса к учебному процессу. Интерактивные сессии вопросов и ответов позволяют глубже погрузиться в темы курса и прояснить сложные моменты.
Ролевые игры и симуляции дают возможность студентам применять теоретические знания на практике в безопасной обстановке. Мастер-классы с экспертами помогают расширить горизонты и добавить разнообразия в учебный процесс. Создание групповых чатов или форумов для обсуждений позволяет поддерживать связь между участниками и преподавателями за пределами формальных занятий.
Организация виртуальных выставок или презентаций работ студентов способствует развитию навыков публичных выступлений и критического мышления. Заключительные сессии, на которых студенты могут поделиться своими выводами и достижениями, укрепляют усвоение материала и создают ощущение завершенности.
Интеграция синхронных активностей в асинхронные онлайн-курсы не только обогащает учебный процесс, но и способствует формированию сообщества, в котором студенты могут активно участвовать и развиваться.
Клиенты EdTech-компаний становятся всё более требовательными, и в условиях растущей конкуренции качество продукта станет ключевым конкурентным преимуществом. Это мнение подтверждают эксперты, опрошенные в рамках исследования «Нетологии». В современных реалиях данная тенденция продолжит укрепляться, подчеркивая необходимость фокусирования на высоких стандартах и инновационных решениях в образовательных технологиях.
Российскую аудиторию ожидает снижение платёжеспособности, что приведёт к увеличению спроса на качественные продукты. Пользователи станут более внимательными к соотношению цены и качества. Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что в условиях экономической неопределенности пользователи будут искать более ценностные предложения. Основатель OTUS Дмитрий Волошин также подчеркнул, что пользователи уже не готовы платить за курсы, которые не предлагают реальной ценности и содержания. Важно обратить внимание на этот тренд и адаптировать образовательные предложения под новые запросы аудитории.
Создание качественных онлайн-курсов в изменившихся условиях станет более сложной задачей. Ожидается снижение доходов компаний, что приведет к экономии на специалистах. Такое мнение высказал методист «Яндекс.Практикума» Андрей Мельниченко в своем «Исследовании российского рынка онлайн-образования». В условиях экономической нестабильности важно находить новые подходы к разработке образовательных программ, которые будут соответствовать высоким стандартам и потребностям учащихся. Качественный контент и профессиональные преподаватели остаются ключевыми факторами успешного онлайн-обучения.
Работа методистов всё чаще становится многозадачной, когда они не только разрабатывают презентации, но и создают учебные курсы, а также ведут несколько курсов одновременно. В этом контексте рынок, по моему мнению, вернётся к ситуации, когда роль и значимость методиста были не так очевидны. В результате методисты часто сталкиваются с ситуацией, когда им поручают до десяти курсов с недооценкой их сложности и важности. Это может снизить качество образовательного процесса и негативно сказаться на результатах обучения.
Важнейшим игроком EdTech-рынка становится государство
В период с 2019 по 2021 год рынок EdTech демонстрировал заметное развитие, выражающееся как в увеличении выручки, так и в росте инвестиций в стартапы и более зрелые проекты. Российские компании активно увеличивали свои инвестиции за рубежом, включая запуск проектов по дополнительному обучению взрослых. Согласно исследованию компании «Нетология», среднегодовой темп роста объема инвестиций за указанные годы составил 149%. Это привлекло внимание как российских, так и иностранных инвесторов, что свидетельствует о высоком интересе к образовательным технологиям и их потенциалу для дальнейшего развития.
Инвестиции в образовательные продукты для детей дошкольного и школьного возраста привлекают внимание инвесторов. Однако дополнительное профессиональное и высшее образование, а также корпоративное обучение остаются недофинансированными направлениями. Это создает возможности для новых вложений и развития в этих сегментах. Инвесторы могут рассмотреть перспективы роста и внедрения инновационных решений в сфере повышения квалификации и образовательных программ для взрослых.
В последнее время наблюдается тенденция к объединению компаний в сфере образования для взрослых в рамках крупных корпораций. С каждым годом конкуренция на рынке усиливается, и крупные игроки стремятся создать универсальную образовательную экосистему, охватывающую все уровни: от дошкольного образования до дополнительных профессиональных программ. Это объединение позволяет не только расширить спектр предлагаемых услуг, но и повысить качество образования, обеспечивая доступ к современным методикам и ресурсам.
Роль государства в онлайн-образовании продолжает расти. Особенно это заметно в школьном секторе, где активно внедряются проекты государственных информационных систем, такие как платформа «Сферум» и ГИС «Моя школа». Кроме того, для более старших возрастных групп реализуются инициативы в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики». Эти шаги способствуют модернизации образовательной среды и обеспечивают доступ к качественным образовательным ресурсам для всех категорий учащихся.
Идеи по регулированию рынка образования для взрослых обсуждаются, однако на сегодняшний день роль государства в этой сфере заключается в привлечении частных компаний к государственным программам, таким как «Содействие занятости», а также в налаживании их сотрудничества с государственными вузами. Это сотрудничество позволяет повысить качество образовательных услуг и адаптировать программы обучения к требованиям рынка труда, что в свою очередь способствует улучшению профессиональной подготовки и повышению конкурентоспособности выпускников.
Пожалуйста, уточните, какой текст нужно переделать и оптимизировать под SEO.
Цитата недели подчеркивает важность взаимодействия с государственными структурами для успешного развития EdTech в России. Без установления эффективных отношений с государством, создание и внедрение образовательных технологий становится затруднительным. Это связано с необходимостью соответствия нормативным требованиям, а также с возможностью получения поддержки и ресурсов для реализации инновационных проектов. Успешные EdTech инициативы в России требуют активного диалога между предпринимателями, образовательными учреждениями и государственными органами. Только совместными усилиями можно создать устойчивую экосистему, способствующую развитию образовательных технологий и улучшению качества образования в стране.
В современных условиях EdTech-компании сталкиваются с ограниченными ресурсами для своего развития на рынке. Это сокращение возможностей оказывает значительное влияние на их способность внедрять инновации и расширять свои предложения. В результате, компании вынуждены искать новые стратегии и подходы для сохранения конкурентоспособности в условиях изменяющейся экономической среды. Эффективное управление ресурсами и адаптация к новым реалиям станут ключевыми факторами успеха на рынке образовательных технологий.
Выход российских брендов с корнями на международные рынки стал серьезной проблемой. Это ограничивает возможности роста в сфере EdTech, заставляя компании сосредоточиться на российской аудитории или искать способы выхода на зарубежные рынки анонимно. Марианна Снигирёва, генеральный директор «Нетологии», подчеркнула эту тему в своем комментарии к исследованию, отметив, что сложившаяся ситуация требует от компаний новых стратегий и подходов для успешной интеграции в международную образовательную среду.
Максим Спиридонов отмечает, что шансы на успешное развитие бизнеса присутствуют в нейтральных странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Однако внутренние инвестиции в ближайшие месяцы вряд ли будут значительными, что создает дополнительные сложности для экономического роста.
Спиридонов советует новым проектам на ранних стадиях развития заранее продумать, как интегрировать свой продукт в инфраструктуру крупной корпорации, которая может стать потенциальным покупателем. При этом вероятность покупки продукта выше, чем получение инвестиций в независимый стартап. Такой подход поможет увеличить шансы на успешное сотрудничество и ускорить процесс выхода на рынок.
Эксперты отмечают, что в условиях сокращения возможностей роль государства как заказчика образовательных услуг станет более значимой. Генеральный директор «Like Центра» Василий Алексеев считает, что рынок EdTech продолжит развиваться, ориентируясь на предоставление услуг как государственным, так и корпоративным клиентам. Это создает новые возможности для улучшения образовательных процессов и повышения качества обучения в различных секторах.
Другие спикеры, опрошенные исследователями, обозначают определенные направления.
Сергей Пилипенко, руководитель проекта по разработке и внедрению модели цифровых компетенций в образовательные программы РАНХиГС и ведущий эксперт Университета Иннополис, предлагает разработчикам онлайн-курсов интегрировать их в университетские программы в рамках проекта «Цифровые кафедры». Он отмечает, что некоторые вузы испытывают трудности с обеспечением качественного контента и формированием необходимых цифровых компетенций у студентов. Интеграция онлайн-курсов поможет улучшить качество образования и подготовить студентов к современным требованиям рынка труда.
GR-директор «Нетологии» Валентина Куренкова советует компаниям выделить «отношения с государством» в отдельную функциональную область. Она подчеркивает, что верификация онлайн-образования неизбежно произойдет, и этот процесс окажет влияние на сегмент взрослого дополнительного образования. Важно заранее подготовиться к изменениям, чтобы адаптироваться к новым требованиям и сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
- «Выживут сильнейшие». Как российский EdTech справляется с кризисом
- EdTech в России: каково положение дел и что с перспективами
- Где водораздел между EdTech и инфобизнесом?
- Почему (не) учатся взрослые россияне
- Как EdTech ищет подходы к оценке качества онлайн-курсов