EdTech #Статьи

20 июня, 2025

Рефлексия в обучении: зачем она нужна и как её организовать / Skillbox Media

Это полезный, но недооценённый инструмент в обучении. Причём недооценённый как со стороны учащихся, так и зачастую со стороны организаторов обучения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В чём цель рефлексии

«Мы не учим, чтобы получить знания, но учим, чтобы развить умение размышлять», — писал философ и педагог Джон Дьюи. Эта идея подчеркивает важность рефлексии — процесса, который включает анализ собственных действий, мыслей, чувств и результатов. Рефлексия помогает учащимся осознать свой образовательный опыт, оценить прогресс, выявить факторы, способствующие или препятствующие обучению, а также понять, как формируются отношения с другими студентами. Важно, чтобы учащиеся развивали навыки рефлексии, так как это способствует более глубокому пониманию материала и улучшению результатов обучения.

Почему это важно

Рефлексия играет важную роль в образовательном процессе, выполняя множество функций. Она помогает учащимся осознать свои мысли и чувства, анализировать собственные действия и результаты учебной деятельности. Рефлексия способствует развитию критического мышления, позволяя студентам оценивать свои сильные и слабые стороны, а также определять области для дальнейшего улучшения. Кроме того, этот процесс способствует углублению понимания материала, так как учащиеся начинают осознавать, как знания применяются на практике. Рефлексия также усиливает мотивацию к обучению, поскольку дает возможность осмыслить собственные достижения и прогресс. Важно интегрировать рефлексию в учебный процесс, чтобы студенты могли максимально эффективно использовать свои ресурсы и достигать высоких результатов.

  • Погружение в материал. Размышления помогают ученикам связать новые знания с тем, что они уже знают. Когда они анализируют то, что изучили, им легче применять это на практике.
  • Понимание своего обучения. Рефлексия развивает навыки метапознания — понимание того, как они учатся. Это включает осознание собственных стилей обучения и сильных и слабых сторон. Ученики, которые могут задумываться о своих действиях, лучше контролируют процесс обучения.
  • Критическое мышление. Когда ученики анализируют свои поступки и мнения, они лучше оценивают информацию, строят аргументы и принимают обоснованные решения.
  • Увлечение и мотивация. Регулярная рефлексия помогает учащимся оставаться вовлечёнными и мотивированными, поскольку они видят плоды своих усилий и могут отслеживать свой прогресс. Осознание собственных успехов создаёт положительный эффект и желание учиться дальше (это, кстати, подтверждается научными исследованиями).
  • Навыки самооценки. Рефлексия помогает ученикам развивать умение оценивать себя и регулировать собственное обучение. Эти навыки особенно важны в быстро меняющемся мире, где постоянное образование и адаптация становятся жизненно необходимыми. Умение самооценки позволяет ученикам более осознанно выбирать пути дальнейшего образования и карьеры.

Рефлексия является важным инструментом для методистов, тренеров, продюсеров и преподавателей, вовлеченных в разработку и улучшение образовательных программ. Анализ результатов рефлексии студентов предоставляет ценную информацию о восприятии учебного процесса. Это знание может быть использовано для выявления сильных и слабых сторон обучения, что, в свою очередь, открывает возможности для дальнейших усовершенствований. Понимание мнений и ощущений учащихся помогает адаптировать методы преподавания и содержание курсов, создавая более эффективную образовательную среду.

Какой бывает рефлексия

Рефлексия условно делится на две основные категории, основываясь на цели ее проведения. Первая категория включает в себя рефлексию, направленную на самопознание и саморазвитие. Эта форма рефлексии помогает людям осознать свои мысли, чувства и действия, что способствует личностному росту и улучшению качества жизни. Вторая категория касается рефлексии в контексте профессиональной деятельности. Она используется для анализа работы, повышения эффективности и улучшения результатов. Оба подхода важны, так как они способствуют более глубокому пониманию себя и окружающего мира, а также помогают в достижении поставленных целей.

  • Рефлексия эмоционального состояния.

Это инструмент для оценки настроя и мотивации обучающихся, который можно использовать как в конце обучения, так и на различных его этапах. Например, целесообразно провести анализ эмоционального состояния участников в начале и в конце тренинга. Это позволит увидеть изменения, произошедшие с участниками, и оценить влияние тренинга на их мотивацию. Таким образом, у нас будет наглядное представление о динамике изменений. Если материал курса или тренинга представляет собой сложные темы, и вы беспокоитесь о возможном снижении вовлеченности учащихся, рефлексия может служить не только источником информации для вас, но и возможностью для обучающихся выразить свои мысли и чувства.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

Во время обучения нередко наблюдается спад мотивации, что требует особенного внимания к участникам. Важно напомнить им о причинах выбора данного курса, первоначальных целях и необходимости их корректировки, так как со временем они могут потерять актуальность. Без четко сформулированной цели часто возникает прокрастинация. В этот момент полезно предоставить рекомендации по поддержанию мотивации в процессе обучения, чтобы облегчить дальнейший путь к достижению результатов.

  • Рефлексия восприятия учебного материала.

Для эффективной рефлексии полезно задавать вопросы, такие как «Чему ты научился?», «Что оказалось для тебя полезным?» и «С какими сложностями ты столкнулся?». Эти вопросы помогают глубже понять личный опыт и выявить ключевые моменты, которые способствовали росту и развитию. Обратная связь на основе таких вопросов формирует основу для дальнейшего обучения и самосовершенствования.

Рефлексия играет важную роль как для учащихся, так и для методистов или тренеров. Она позволяет учащимся осознать свои чувства и состояние, а методистам получать ценную обратную связь о текущем уровне обучения. Благодаря этой информации можно определить, что вызывает радость и фрустрацию у студентов, какие материалы представляют сложности, а какие воспринимаются легко. Анализ этих данных способствует улучшению качества образовательного процесса, доработке мотивационных стратегий и оптимизации пользовательского опыта. Внедрение рефлексии в образовательную практику позволяет создать более эффективную и адаптированную к потребностям учащихся среду обучения.

При организации рефлексии для учеников важно учитывать её связь с контекстом обучения, образовательными результатами и мотивационной стратегией. Упражнения, не имеющие этой связи, будут неэффективными. Поэтому при выборе формата и содержания рефлексии необходимо опираться на эти ключевые аспекты, чтобы обеспечить максимальную пользу для учащихся и способствовать их развитию. Эффективная рефлексия должна быть направлена на углубление понимания учебного материала и формирование осознанного подхода к обучению.

Форматы проведения рефлексии

Я изучила множество форматов рефлексии и хочу поделиться с вами некоторыми из них, которые активно применяю в своей практике. Эти методы помогут улучшить самопознание и осознанность.

Синхронный формат рефлексии подразумевает проведение анализа полученного опыта непосредственно во время вебинара или тренинга. Рефлексия может быть как групповой, так и индивидуальной. Обычно её оставляют на финал мероприятия, однако, если тайминг сбивается, рефлексию могут либо сократить, либо вовсе отменить. Это не позволяет участникам глубоко осмыслить полученные знания и навыки. Поэтому важно изначально выделить достаточное время для рефлексии, особенно если задание требует глубокого анализа. Кроме того, рекомендуется подготовить альтернативное упражнение в асинхронном формате, которое можно включить в форму обратной связи. Это поможет участникам более тщательно осмыслить материал и улучшить образовательный опыт.

Представлю несколько примеров эффективных упражнений. Эти тренировки помогут улучшить физическую форму и повысить общую выносливость. Упражнения могут быть выполнены как в зале, так и дома, что делает их доступными для каждого. Они включают в себя различные группы мышц, что обеспечивает сбалансированное развитие тела. Регулярная практика этих упражнений способствует не только укреплению мышц, но и улучшению координации, гибкости и общего самочувствия. Практикуйте их с учетом своей физической подготовки и целей, чтобы достичь максимальных результатов.

Процесс обучения вызывает у меня множество эмоций и впечатлений. Я ощущаю интерес и любопытство, когда погружаюсь в новые темы и изучаю материалы. Иногда возникает чувство легкой тревоги перед сложными заданиями, но с каждым пройденным этапом я чувствую уверенность в своих силах. Обучение часто приносит радость, особенно когда удается осознать и применить новые знания на практике. Каждый урок становится возможностью для роста и самосовершенствования. В целом, процесс обучения — это увлекательное путешествие, полное открытий и новых горизонтов.

Упражнение «Что я знаю и что хочу узнать?» позволяет осознать свои достижения и определить области для дальнейшего изучения. Для его выполнения начните с того, чтобы записать все свои навыки, знания и опыт. Это может касаться как профессиональной сферы, так и личных увлечений. Затем проанализируйте, какие знания вам хотелось бы углубить или какие новые области вам интересны. Это упражнение способствует саморазвитию и помогает составить план обучения, что особенно полезно для карьерного роста и личной эффективности.

  • Разделите страницу на две колонки.
  • В первой колонке напишите «Что я знаю» и перечислите основные концепции или навыки, которые вы усвоили.
  • Во второй колонке напишите «Что я хочу узнать» и сформулируйте вопросы или темы, которые вам интересны и которые вы хотели бы изучить далее.

«Карты чувств» — это упражнение, предназначенное для работы с эмоциями и их осознанием. Оно полезно не только для обучающихся, но и для тренера, проводящего занятия. Данное упражнение помогает выявить эмоции, возникающие в процессе обучения. Если преобладают негативные эмоции, это сигнал о необходимости внести изменения в программу или учебный процесс. Используя «Карты чувств», можно улучшить взаимодействие между участниками и повысить эффективность обучения.

  • Нарисуйте круг на листе бумаги и разделите его на сектора, как диаграмму.
  • В каждом секторе напишите свои чувства и эмоции, которые возникли в процессе обучения (например, радость, путаницу, разочарование и так далее).
  • В конце описания уточните, что именно вызвало эти эмоции и как они повлияли на ваше обучение.
Изображение: Катя Павловская / Skillbox Media

Инсайт – это упражнение, которое позволяет учащимся проанализировать свой стиль обучения. Оно помогает осознать, какие методы обучения являются наиболее эффективными, а какие не приносят желаемых результатов. Полученные инсайты могут быть применены при выборе конкретных образовательных программ, так как учащиеся будут осознавать свои предпочтения и потребности. Это позволит им максимально оптимизировать процесс обучения и достичь лучших результатов.

Чтобы правильно выполнять это упражнение, следуйте нескольким ключевым рекомендациям. Начните с выбора удобного места, где вас никто не будет отвлекать. Убедитесь, что у вас есть необходимое оборудование, если оно требуется. Перед началом упражнения сделайте несколько разминок, чтобы подготовить тело к нагрузке. Обратите внимание на технику выполнения: правильное положение тела и дыхание играют важную роль в достижении максимального результата и минимизации риска травм. Убедитесь, что вы выполняете упражнение в комфортном темпе, постепенно увеличивая интенсивность по мере освоения. После завершения не забудьте провести заминку, чтобы помочь мышцам восстановиться. Регулярные тренировки помогут улучшить вашу физическую форму и достичь желаемых результатов.

  • Вспомните один или несколько моментов в процессе обучения, когда вам открылось что-то важное или вы достигли значительного понимания.
  • Запишите эти моменты, указывая, что именно вы узнали и как это изменило ваше восприятие предмета или подход к обучению.
  • Подумайте, какие факторы способствовали этому (например, занятие, обсуждение с однокурсниками, личный опыт).

В асинхронном формате обучения студенты занимаются рефлексией самостоятельно, без непосредственного взаимодействия на занятии. Для асинхронной рефлексии можно применять те же упражнения, что и в синхронном формате. Однако, одной из главных проблем асинхронного обучения является сложность контроля выполнения заданий. Без надлежащего контроля лишь небольшой процент студентов будет выполнять такие задания. Чтобы повысить уровень выполнения, можно предложить учащимся отправлять письменные результаты рефлексии куратору. Но стоит учитывать, что не все студенты готовы делиться своими личными мыслями с незнакомым человеком, что может снижать общую активность. В результате, если не контролировать выполнение заданий по рефлексии, процент студентов, которые их выполняют, остается низким.

На различных курсах в качестве компромиссного решения предлагается отмечать выполнение заданий галочкой или выполнять их по желанию. Такой подход позволяет студентам гибко подходить к обучению, что может повысить мотивацию и вовлеченность в учебный процесс.

Рефлексия может быть организована не только через упражнения, но и в формате ведения дневника или рабочей тетради. Важно заранее подготовить вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить. Например:

  • Дата. Укажите дату, когда вы делаете эту запись.
  • Тема. Определите тему или предмет, который вы изучали.

Вопросы для размышления являются важным инструментом для глубокого анализа и саморазвития. Они помогают сосредоточиться на ключевых аспектах жизни, стимулируя критическое мышление и самооценку. Задавая себе вопросы, мы можем лучше понять свои цели, ценности и мотивацию. Это способствует принятию более обоснованных решений и повышает качество жизни. Важно не только задавать вопросы, но и уделять время для размышлений над ними, что позволяет выявить скрытые аспекты своего сознания и расширить горизонты восприятия. Использование вопросов для размышления может стать эффективным методом для личностного роста и достижения гармонии в жизни.

  • Что я узнал? Запишите ключевые знания или навыки, которые вы получили в ходе обучения.
  • Что вызвало трудности? Отметьте любые аспекты, которые были сложными или непонятными, и подумайте, почему это произошло.
  • Как я могу применить это знание? Укажите конкретные способы, как вы намереваетесь использовать полученные знания в будущем.

Как быть с тем, что учащиеся не хотят рефлексировать

Рефлексия играет важную роль в процессе обучения, однако многие учащиеся часто игнорируют этот этап или избегают его. Существует несколько причин такого поведения. Некоторые из них находятся под нашим контролем, в то время как другие — нет. Важно осознавать значимость рефлексии и стремиться к её интеграции в учебный процесс, чтобы повысить эффективность обучения и углубить понимание материала.

На что можно оказать влияние:

В современном мире существует множество факторов, на которые мы можем воздействовать. Это включает в себя как личные, так и социальные аспекты. Мы способны влиять на наши привычки, выбирая здоровый образ жизни, занятия спортом и правильное питание. Важно также обращать внимание на эмоциональное состояние и психическое здоровье, принимая меры для снижения стресса и улучшения качества жизни.

На уровне общества мы можем влиять на окружающую среду, участвуя в экологических инициативах и поддерживая устойчивые практики. Образование и просвещение играют ключевую роль, позволяя нам делиться знаниями и опытом, что способствует общественному развитию.

Кроме того, мы можем влиять на экономику, выбирая местные продукты и поддерживая малый бизнес. Эти действия помогают создавать рабочие места и поддерживать устойчивый рост в наших сообществах.

Таким образом, влияние на различные аспекты жизни и общества — это мощный инструмент, который может привести к позитивным изменениям и улучшению качества жизни как на личном, так и на глобальном уровне.

  • Непонимание ценности рефлексии. Скорее всего, студенты просто не понимают, для чего им тратить время на такие упражнения. Кто-то впервые сталкивается с таким форматом, а незнакомое всегда пугает. Кто-то видит в этом пустую трату времени, потому что не знает, зачем ему это, как пользоваться результатами рефлексии. Чтобы создать ценность, важно пояснить пользу этого упражнения для учащихся. Причём сделать это необходимо не один раз, а несколько и периодически повторять.

На что нельзя влиять:

Существуют факторы, которые находятся вне нашего контроля. Это может касаться как природных явлений, так и социальных процессов. К примеру, климатические изменения, экономические кризисы или политические решения часто определяют условия, в которых мы живем и работаем.

Также невозможно изменить мнение других людей или их поведение, даже если мы стремимся к улучшению отношений или сотрудничества. Важно осознавать, что некоторые аспекты жизни поддаются лишь адаптации, но не контролю.

Понимание этих ограничений помогает сосредоточиться на том, что действительно зависит от нас, и эффективно использовать ресурсы для достижения желаемых результатов. Принятие невозможного является важным шагом к личному и профессиональному развитию.

  • Нехватка времени. Управление временем в обучении, тем более асинхронном — ответственность самого учащегося. У нас нет возможности его контролировать, поэтому чаще всего рефлексия остается последним приоритетом и не выполняется.
  • Внутренние убеждения. У некоторых есть твёрдая установка, что это пустая трата времени и странные, подозрительно похожие на психологические, вопросы. Эти убеждения могут быть уже укоренившимися, поэтому даже пояснение ценности рефлексии не будет воспринято всерьёз. Так бывает. Вы не можете сделать так, чтобы все учились одинаково. Чтобы вам, как разработчику обучения, не впасть от этого в уныние, важно помнить, что ответственность за результат обучения несёте не только вы, но и сам учащийся, он тоже за это отвечает. Поэтому, если он не готов использовать инструменты, которые вы ему предложили, чтобы повысить эффективность его обучения, это его выбор, а не ваша вина.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее